С 1 июля 2018 года предпринимателей ждет вторая волна обязательной кассовой автоматизации в связи с изменениями в федеральном законе №54. О том, кому придется взобраться на её гребень, как разобраться в финансовых и технических нюансах, на что обращать внимание при выборе онлайн-кассы, расскажем в этой статье.



В прошлом году прошла первая волна по обязательной замене контрольно-кассовой техники в связи с изменениями в федеральном законе №54. Первыми на онлайн-кассы должны были перейти представители крупного и среднего ритейла. Но с 1 июля 2018 года грядет вторая волна перехода на работу по 54-ФЗ. Онлайн-кассы придется применять небольшим ритейлерам, предпринимателям, которые работают на патенте и ЕНВД. И если крупный ритейл был уже знаком с кассовой автоматизацией, но при этом тоже испытывал немалые сложности на этапе перехода, то многие патентники и ЕНВДшники ранее вообще не использовали фискальных касс.

Итак, что нужно знать предпринимателям, приступающим к автоматизации своего бизнеса с нуля.

Стоимость автоматизации и компенсация от государства


Представители микробизнеса, в особенности на периферии нашей Родины, сейчас активно сетуют на отсутствие финансов и технических возможностей для модернизации своего бизнеса. В связи с этим государство запланировало компенсацию расходов на автоматизацию в размере 18 тыс. рублей (Федеральный закон от 27.11.2017 № 349-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ).

Предполагается, что этих денег должно хватить на самую простую онлайн-ККТ и фискальный накопитель. А больше ничего и не нужно. Давайте посмотрим, так ли это.

Для начала оговоримся, что компенсация производится путем налогового вычета. Налоговый вычет предусмотрен не более 18 000 рублей на каждый экземпляр кассы. В зачет подпадают:

Хотим обратить внимание, что если касса будет зарегистрирована позже обязательного срока перехода, возможности получить налоговый вычет не будет. А сроки регистрации ККТ по видам деятельности такие:

  • с 01.02.2017 по 01.07.2018 — ЕНВД и Патент: торговля и общественное питание (с наемными сотрудниками).
  • с 01.02.2017 по 01.07.2019 — ЕНВД и Патент: торговля и общественное питание (без наемных сотрудников), а также услуги и работы.


В соответствии с обновленным 54-ФЗ, бизнес, ранее применявший контрольно-кассовую технику, должен использовать кассы нового образца с фискальным накопителем (ФН).
Стоимость онлайн-кассы с правильной версией ФНа сейчас стартует примерно с 14700 рублей (для примера мы взяли Ньюджер АТОЛ 91Ф).

С помощью онлайн-касс необходимо формировать электронные чеки и направлять их в режиме реального времени в налоговую через авторизованного оператора фискальных данных (ОФД).
Сервис ОФД, естественно, не бесплатный. Предприниматель должен заключить обязательный контракт с оператором, стоимость которого порядка 3000 рублей в год.



Едем дальше.

Кассы нового образца неспроста называются онлайн-кассами. В соответствии с требованиями измененного 54-ФЗ, электронный чек (ЭЧ) должен формироваться в момент приобретения товара и в режиме реального времени отправляться в систему ОФД и (по запросу) покупателю на e-mail или мобильный телефон. А это значит, что у предпринимателя должен быть решен вопрос стабильной беспроводной связи в месте использования ККТ.

И если ранее предприниматель не испытывал такой необходимости и на торговой точке не было доступа в Интернет, то теперь ему придется такой доступ организовать. А это дополнительные расходы, причем уже не подпадающие под налоговую компенсацию.



Программное обеспечение для онлайн-касс


Теперь о вопросе программного обеспечения для автоматизации на базе онлайн-касс. Если уж приходится автоматизироваться с нуля, то имеет смысл делать это грамотно и с возможностью масштабирования системы. Сейчас выбор таких программных продуктов и сервисов очень большой, и разброс цен более-менее вменяемой системы от 1000 руб. в месяц за облачные сервисы, до десятков тысяч рублей за полноценные кассовые программы для локального сервера. Но в этой статье мы говорим даже не о необходимости такого ПО, а о налоговом вычете, который иссяк у нас уже на этапе покупки кассы с ФНом и годового контракта с ОФД, поэтому на этом и остановимся.

Фискальный накопитель (ФН)


Если вы посмотрите на онлайн-кассы, как они представлены в прайс-листах, то увидите в наименовании указание наличия фискального накопителя (ФН/без ФН), версию фискальных данных и количество месяцев использования данного накопителя (например: ККТ АТОЛ 50Ф. Темно-серый. ФН 1.1. 36 мес). Объясним, что это означает.

Фискальный накопитель (ФН) — это и есть необходимая штука для соответствия кассы новому закону. Это устройство для шифрования и защиты фискальных данных, т.е. сведений о каждой расчетно-кассовой операции. Уже давно существует требование записывать и хранить фискальные данные в некорректируемом виде, для этого использовались электронные кассовые ленты защиты (ЭКЛЗ). Теперь еще необходимо передавать эти данные в ОФД, которая в свою очередь передает их в налоговую — и это уже под силу нашему маленькому другу, фискальному накопителю, который пришел на смену старушки ЭКЛЗ.



ФНы бывают двух видов по сроку действия: на 13/15 мес. (зависит от режима использования и наличия подакцизного товара) и на 36 мес.

И трех видов по формату фискальных данных: 1.0, 1.05, 1.1.

На формате фискальных данных стоит остановиться, т.к. это один из подводных камней, на который стоит обратить особое внимание.


Формат Фискальных Данных (ФФД)


Формат фискальных данных (ФФД) — утвержденный законом алгоритм, в соответствии с которым на фискальном документе, формируемом онлайн-кассой, размещаются различные реквизиты (отражающие содержание той или иной кассовой операции, проведенной на устройстве). Форматы фискальных данных разработаны для того, чтобы все участники обмена информацией о фискальных операциях осуществляли это в едином формате.



Надо сказать, что разговор об этих форматах, и насколько сырой была первая версия 1.0 в момент выхода закона — это целая история. Даже по прошествии года и запуска новой версии ФНа 1.1, у бизнеса (да и у нас, софтовиков) остается масса вопросов. Всё еще наблюдается костыльность решения и оторванность законопроектников и нормативщиков от реалей бизнеса. Но эта уже тема для отдельной статьи.

Здесь мы кратко сфокусируемся на главном. Итак, сейчас есть три вида ФНов, и они имеют различный срок использования, разрешенный государством:

  • ФФД версия 1.0 — начальная, срок использования ограничен до 1.01.2019г
  • ФФД версия 1.05 — переходная, срок не ограничен
  • ФФД версия 1.1 — финальная, срок не ограничен
Переход с версии 1.0 на версию 1.05 возможен без замены ФНа.
Переход с версий 1.0 и 1.05 на версию 1.1 возможен лишь с заменой ФНа.
Отличия версий заключаются в перечнях реквизитов, которые в соответствии с тем или иным форматом должны включаться в состав фискального документа, а также в порядке включения соответствующих реквизитов в состав фискального документа. Подробнее о форматах фискальных данных, нюансах перехода с версии на версию, аспектах оформления кассовых операций и связанных с этим сложностях, мы поговорим в следующей статье.

Наши рекомендации предпринимателям


В заключении хотелось бы заметить, что потенциал российского рынка онлайн-касс, которые в соответствии с законом должны будут выдавать электронные чеки, оценивался в 2017 году в 1,3-1,5 миллиона штук (по данным открытых источников, по факту в первую волну ФЗ-54 было модернизировано лишь 1,0 миллион касс). Мы и наши коллеги по бизнесу, продавцы ККТ и автоматизаторы, ещё помним истерию и дефицит первой волны, с которым столкнулся рынок (когда ФНы стоимостью 7-8 тыс. рублей продавали на Авито по 50 тыс.руб. и прочие ужасы).
По аналитическим оценкам, в 2018 году планируется ввод в эксплуатацию до 3,5 миллиона онлайн-касс. И здесь мы просто помолчим.

Основная и главная рекомендация предпринимателям — не ждать до последнего момента! Не стоит сейчас заниматься дискуссиями на тему «как тяжела жизнь бизнесмена» или надеяться «авось, пронесет». Не пронесет. Это законодательная неизбежность, и штрафы предусмотрены крайне жестокие. Даже если государство сделает послабления бизнесу в момент пиковых нагрузок переавтоматизации рынка, как это было в первой волне в связи с дефицитом (разрешали отсрочить внедрение, если на руках уже был договор на поставку ККТ), то в любом случае установить онлайн-кассу придется в 2018 году.

Уже сейчас, нужно подобрать себе решение для автоматизации. Приобрести кассу с ФН. При покупке онлайн-кассы обязательно следует обратить внимание на модель ФНа, точнее на версию формата фискальных данных (ФФД).

На сколько будет проста процедура получения налогового вычета, спрогнозировать сложно. На данный момент мы можем сказать лишь, что существует Письмо ФНС от 20.02.2018 № СД-4-3/3375 о порядке получения вычета для ЕНВД.

На данный момент в текущей форме налоговой декларации не предусмотрено получение вычета за ККТ, и разрабатывается новая форма налоговой декларации (планируемый срок вступления — апрель 2018).



Мы искренне желаем нашим российским бизнес-мореплавателям не захлебнуться в цунами глобальной переавтоматизации, вовремя успеть решить этот вопрос для своего предприятия, ведь за волной введения закона обязательно последует не менее масштабная волна контроля и санкций. Будьте готовы, автоматизируйтесь грамотно.

Комментарии (90)


  1. tvr
    01.04.2018 18:27

    Заголовок + КДПВ отлично сочетаются и удваивают оптимизм жертвобъектов «второй волны обязательной кассовой автоматизации»


  1. imanushin
    01.04.2018 19:08

    Подскажите, пожалуйста, какие есть аналоги подобных систем в других странах? Выглядит так, что у нас строится наиболее серьезная система учета товаров.


    1. Scanport Автор
      01.04.2018 19:38
      +1

      Аналогичные системы много где есть. Сербия, Чешская республика, Южная Корея, Казахстан, Бельгия, Швеция, Польша и т.д.


    1. irbis_al
      01.04.2018 20:58
      +1

      Украина это внедрила ещё в 2006 году… причем это было вообще «тишком нишком» без всякий «пиявок к бизнесу » типа офд и обязательной смены накопителя(скрытый налог) раз в период.
      Производители фискальной техники протокол не меняли… и не надо было драйвера переписывать.( Мы не пользуемся заводскими(что только под винду)… ибо у нас кроссплатформенное ПО)


      1. Necessitudo
        02.04.2018 09:58

        И зря, потому что в конечном итоге оказалось внезапно что подавляющее большинство магазинов теперь принимают безконтактную оплату.


        1. irbis_al
          02.04.2018 10:03

          Вы не путайте «теплое с мягким»… Безконтактная оплата это такая же оплата которая проводится через ФР с пометкой «безналичный»… юридически это аналогия оплаты банковской картой… Оплатить Вы можете любым способом… но в фискальном учете оно должно пройти.(по разным статьям Наличные, безналичные, кредит, бартер и т.д)


  1. Viacheslav01
    01.04.2018 21:26

    В упор не понимаю смысла этого для тех у кого енвд или патент.


    1. AllexIn
      01.04.2018 23:31
      +1

      НЕ могу ничего сказать про поставщиков услуг.
      Зато могу сказать как потребитель услуг — каждый раз теперь матерюсь, если попадаюсь на торговца, который еще не перешел на электронные чеки…
      Потому что ввод электронного чека в бухгалтерию — это один скан штрихкода. А бумажный чек весь приходится ручками вбивать.

      Хм. Написать чтоль статью про ведение домашней бухгалтерии в современной действительности…


      1. Viacheslav01
        02.04.2018 13:56

        Сомневаюсь, что бизнес готов платить за удобство любителей вести личную бухгалтерию.
        А как потребителю мне не нравиться тратить свое время на моменты когда этот онлайн тупит, а он тупит не смотря на все заверения.


        1. AllexIn
          02.04.2018 14:23

          Бизнес вообще не готов платить на за что.
          Для бизнеса идеально, если пришел клиент, молча положил пачку денег и ушел.
          К счастью, бизнес не решает.

          А про «тупит» — это вы что-то придумываете, чтобы меня как оппонента задавать своими великолепными доводами. Отправка на выдачу не влияет никак, является фоновым процессом и чеки отправляются независимо от печати.


          1. Viacheslav01
            02.04.2018 15:19

            В данном случае это затраты без пользы для потребителя (за исключением тех кто ведет бухгалтерию), без пользы для бизнеса, без пользы для государства.

            Это в идеале, в реальности иногда кассы подвисают на энадцать секунд, в течении которых приходиться ждать. Да скорее всего дело в кривой реализации, но мне от этого не легче.

            И да как результат, больше нет возможности оплатить что либо в интернете, без ввода телефона или почты. Ну и вечно загаженный телефон кучей не нужных мне смс от платных сервисов которыми я пользуюсь.


            1. AllexIn
              02.04.2018 15:30

              Начнём с того, что в цивилизованном мире в среднем классе вести бухгалтерию — это норма.
              Шаг вперед в цивилизованный мир это ОК.
              Польза для бизнеса тут тоже недавно обсуждалась, не вижу смысла повторять текст статьи.
              Через меня прошло под сотню чеков электронных в самых разных магазинах, никаких зависаний и глюков сверх обычного замечено не было. И это при том, что я всегда жду чека, т.к. он мне нужен.
              Учитывая, что поставщиков ККМ с онлайн чеками сейчас ровно один — свалить на то, что вам попадались кривые реализации не получится. Поэтому по прежнему не верю вашему высказыванию про тормоза.
              Зачем вам на телефон электронный чек — совсем не понятно. Все продавцы предоставляют возможность от получения кассового чека на телефон/почту. Покажите магазин, который насильно вам пихает чеки на телефон, интересно взглянуть будет на уникума.


              1. Viacheslav01
                02.04.2018 15:33

                Я.Такси каждый день приходится тереть инфу по чекам.
                Литрес та же фигня, но реже.
                Доставка цветов то же беда.

                Каждый день покупая обед вероятность нарваться на задержку 50 на 50.


              1. Viacheslav01
                02.04.2018 15:38

                Обожаю утверждения вида: «Всем известно, что ...», " — это норма" и т.п.


                1. AllexIn
                  03.04.2018 09:14

                  Я согласен, тоже не люблю утверждения такого рода.
                  Но в данном случае у меня даже по России есть статистика:
                  regnum.ru/news/2310635.html
                  42% однако.
                  Да, вы правы, я один такой. :(


                  1. Viacheslav01
                    03.04.2018 14:29

                    Вести семейный бюджет и вести бухгалтерию это немного разные вещи. Я тщательно веду семейный бюджет, но не веду бухгалтерию.


              1. Viacheslav01
                02.04.2018 16:37

                Ну и еще про реализацию, тут недавно была как раз статья как магазин сфакапился на праздники из за реализации онлайн кассы.


              1. nikolayv81
                03.04.2018 09:06

                "Начнём с того, что в цивилизованном мире в среднем классе вести бухгалтерию — это норма."
                Покупки продуктов? У вас странные критерии нормальности, если вам охотно тратить время на эти мелочи и копаться потом в отчётах — ваше дело, вероятно вам это интересно, но вот что-то мне подсказывает что средний класс её не ведёт (до уровня конкретных чеков и товаров ) :)


                1. AllexIn
                  03.04.2018 09:08

                  Личная бухгалтерия либо ведется точно, либо не ведется вообще. Да, большинство предпочитает просто конкретную сумму с чека вводить. Но это не потому что так лучше, а потому что вбивать ручками сто тыщ мильонов товаров это не айс и требует некоторых усилий, которые не всегда оправданны.


                  1. nikolayv81
                    03.04.2018 21:21

                    Большинство из тех кто ведёт, вы хотели сказать?
                    Ну серьёзно реально зачем тратить на это время?
                    Тем более вы про ИМХО средний класс, средний это тот который может не обращать внимание на ежедневные покупки в силу их несущественности по сравнению с доходами. (Вы сможете уточнить эти расходы и спланировать что-то точнее в пределах 5% от доходов, что это даст? ИМХО большАя часть людей понимает что ведение расходов в такой ситуации бессмысленно, кто-то даже пробовал вести но потом перестал. А с учётом того что средний класс это всёже не траты наличкой, банковская выписка вам примерно покажет ваши траты, во многих банках с разбивкой по категориям (первые два сверху списка точно).


          1. DimMit
            02.04.2018 15:46

            Это только кажется, что платит бизнес. В итоге все подобные нововведения оплачивает потребитель.


            1. Viacheslav01
              02.04.2018 16:36

              Да в итоге оплачивает потребитель. Причем дважды первый раз когда в цену включаются расходы бизнеса, и второй когда мелкие конкуренты начинают отмирать т.к. для них такие нововведения не по карману.


              1. nikolayv81
                03.04.2018 09:08

                И третий раз когда государство реализует сервис просмотра чеков :)


      1. nikolayv81
        03.04.2018 09:02

        Только таких как вы единицы а платят за вас остальные (аналогично обязательности приёма карт), представьте себе ситуацию когда собрали всех любителей точной домашней бухгалтерии и предложили всю систему оплачивать только им, скажем разовым взносом в несколько тысяч в год или наценкой в 5-10 процентов, вы бы пошли на это?
        Понятно что удобно пользоваться услугой если большая часть её оплачивается другими, и также понятно что система учёта государству нужна, вопрос только в том как реализовывать и сколько процентов к стоимости потребительской корзины эта автоматизация прибавит.


        1. AllexIn
          03.04.2018 09:08

          Нет, конечно я не готов платить 5 процентов.
          И я не считаю, что данная система нужна только для ведения личной бухгалтерии. Но бонус приятный.


          1. AllexIn
            03.04.2018 09:14

            Погуглил тут статистику по России.
            42% людей ведут семейный бюджет на 2017 год.


            1. tvr
              03.04.2018 11:28

              42% людей говорят, что ведут семейный бюджет на 2017 год.
              Так будет ближе к истине.


            1. Viacheslav01
              03.04.2018 14:33

              Нельзя утверждать, что правительство РФ следящее за выполнением бюджета, ведет бухгалтерию страны.

              Бюджет:
              Доход 10К
              Оплата комуналки: 1К
              Оплата кредитов: 1К
              Непредвиденные расходы: 1К
              Еда: 2К
              Повседневные расходы: 2К
              Профицит: 3К

              Это бюджет, а бухгалтерия с точным учетом всего и вся это совсем другое


    1. Xalium
      02.04.2018 11:09

      Наверно для сбора статистики продаж по магазину. ЕНВД же кажется собираются отменять. Ну и придется продавцам в будущем переходить на другую систему налогообложения.


      1. Scanport Автор
        02.04.2018 11:18

        Ну как минимум для того, чтобы был тотальный контроль за продажами у фискальных органов. А какие решения примутся потом на основе этих данных — посмотрим.


        1. Viacheslav01
          02.04.2018 13:58

          Да вопрос в тотальном контроле, но это же обратная сторона медали, малому бизнесу это большая помеха, очень большая!
          Это оборудование, это контракты с поставщиком услуг, это обучение, это ведение учета.
          Причем для государства это никакой пользы не несет в виду, неизменности размера налогов.


          1. Scanport Автор
            02.04.2018 14:37
            +1

            Очень даже несет! По словам некоторых аналитиков, выручка от розничного бизнеса по стране увеличилась чуть ли не на 30-40%. Это говорит о том, что многие с вводом онлайн-касс вышли из тени.


            1. Viacheslav01
              02.04.2018 15:21

              Не верю я в 30-40%, разве что в количестве касс, а не в выручке.

              И опять же, это ничего не даст с точки зрения налогов, т.к. платеж енвд и патента не зависит от выручки.


              1. AllexIn
                02.04.2018 15:30

                Знание — сила. Знать сколько и чего и где продается — это важно и нужно.


                1. Viacheslav01
                  02.04.2018 15:36

                  Для кого это важно и нужно? Кроме как желания государства контролировать все и везде это ничему не поможет. Я предпочитаю жить без тотального контроля государства за тем, что, где, когда и как я делаю.


                  1. Scanport Автор
                    02.04.2018 15:48
                    +1

                    В цивилизованных странах жить без тотального контроля уже не получится.
                    Это надо в Африку, без интернета, с наличными и без телефона.


        1. Xalium
          03.04.2018 02:05

          Я про это и намекал. Уберут ЕНВД, придется платить налоги с прибыли и уже никуда не денешься, т.к. будет странно, если прибыль резко упадет.


          1. Viacheslav01
            03.04.2018 14:36

            Выручка не есть прибыль. Отмена ЕНВД резко приведет к отмиранию кучи мелкого бизнеса.


    1. d-stream
      02.04.2018 14:53

      Вмененный (потенциальный) доход сейчас считается пальцем-в-небо. На основании массовой статистики, собранной ОФД — цифры могут оказаться адекватнее. Не исключено что по некоторым видам деятельности — существенно выше.


      1. Viacheslav01
        02.04.2018 15:43

        Видимо да, я об этом тоже подумал, вероятно можно ждать корректировки енвд и патентов на основании данных о выручке.


        1. d-stream
          02.04.2018 15:52

          Собственно даже сейчас нынешние циферки вмененного дохода — как бы вычисляются из прошлогодних показателей. Тут как с реализацией анекдота про разбежку среднего размера — у тех кто спрашивал — цифры отличались от тех кто мерил)


  1. ukt
    01.04.2018 21:31
    +1

    Прочитал это и закралась одна мысль в голову.
    Допустим, работодатель требует писать код, или любой другой работодатель требует выполнения обязанностей, для этого он предоставляет своему работнику (мне не очень нравится это слово в этом контексте, но пусть, государство ведь работает на население) некий инструмент для выполнения, не просит купить, допустим, фотошоп, комп или камаз и буровую вышку. Вроде же логично, если есть требования, то предоставь инструмент.
    А тут — купи вот эту штуку, сходи к этому и отдай ему денежку.

    Я не совсем понимаю, как работает ЭКЛЗ, но если переводить на IT, то там шифруется публичным ключем, а расшифровывается приватным, который где то там, на сервере, я бы так сделал. Теперь вопрос, зачем их каждый год менять? Хорошо, износ, но диагностика и проверка записи решит этот вопрос, если там реально что то записывается.

    Момент второй, зачем нужны эти прослойки «авторизованного оператора фискальных данных» если данные и так и эдак попадут в налоговую?

    Момент третий, вот эти думающие мужи о бизнесменах(я надеюсь) реально занимаются законотворчеством, то формы у них поменяются, то протоколы, то ОКАТО.


    1. VolCh
      02.04.2018 03:48

      По поводу прослоек: если отбросить мысль о создании их для заработка избранных на ровном месте, то ещё остаётся мысль об оптимизации отношений налоговой с поставщиками данных. Непосредственно поддерживать миллионы девайсов, заметная часть из которых единственная у субъектов, очень накладно во всех смыслах. Вводя прослойки мы отдаём бремя непосредственного взаимодействия с девайсами и субъектами на аутсорс по сути, с одной стороны, а, с другой, способствуем повышению эффективности этого взаимодействия за счёт конкуренции прослоек.


      1. d-stream
        02.04.2018 16:00

        Можно попробовать представить себе степень истерии, если бы не было «прослоек», а все бы было только в ГНИ — постановка на учет, пломбирование, сдача…

        Тут скорее уже работает менталитет старухи из сказки о рыбаке и рыбке — как бы не реализовывалось — один фиг не так и плохо)))

        А так — уже привычные примеры удостоверяющих центров, центров сдачи отчетности, тендерных площадок и т.п. — почему то никто не возмущается почему такском, а не гни и т.п.


    1. NekoSin4eG
      02.04.2018 10:26

      Момент второй, зачем нужны эти прослойки «авторизованного оператора фискальных данных» если данные и так и эдак попадут в налоговую?


      Т.к. ФН шифрует данные, то для их «зеркальной» расшифровки нужны HSM (hardware security module), а они слишком дорогие. Поэтому ФНС (налоговая) решила, что проще распределить нагрузку по нескольким узлам (ОФД) и чтобы они самостоятельно закупали HSM.


      1. Scanport Автор
        02.04.2018 10:28

        налоговой зачем заниматься тем, чем они не должны заниматься? Естественно ЦОДы строить должны другие профильные компании, конкурировать между собой, предлагать клиентам доп. услуги и т.д.


    1. d-stream
      02.04.2018 15:57

      Стоит отметить, что предпринимательство в любой законной форме — «на свой страх и риск». То есть никто не понуждает и не принуждает становиться предпринимателем. Ну а кто становится — тут как и везде — есть плюсы и есть минусы.


  1. Tippy-Tip
    02.04.2018 02:30

    Тезисно по статье.

    И если ранее предприниматель не испытывал такой необходимости и на торговой точке не было доступа в Интернет, то теперь ему придется такой доступ организовать. А это дополнительные расходы, причем уже не подпадающие под налоговую компенсацию.

    Подавляющее большинство торговых точек принимают оплаты по банковским картам. Для работы банковского POS необходим доступ в Интернет (банки, которые держат для процессинга-эквайринга модемные пулы мне неизвестны). Следовательно, доступ в Интернет на торговой точке уже есть, и затраты уже учтены (компенсируются покупателем).
    Здесь мы кратко сфокусируемся на главном. Итак, сейчас есть три вида ФНов, и они имеют различный срок использования, разрешенный государством:

    ФФД версия 1.0 — начальная, срок использования ограничен до 1.01.2019г
    ФФД версия 1.05 — переходная, срок не ограничен
    ФФД версия 1.1 — финальная, срок не ограничен

    Переход с версии 1.0 на версию 1.05 возможен без замены ФНа.
    Переход с версий 1.0 и 1.05 на версию 1.1 возможен лишь с заменой ФНа.

    ФФД версии 1.05 ограничен сроком действия 01.01.2020. Именно с этой даты планируется «сплошное» использование версии ФФД 1.1
    Переход с версии 1.0 на 1.05 невозможен без перепрошивки самого аппарата, если онлайн-ККТ еще старого образца (выпущена до февраля 2017) или же была модернизирована из ЭКЛЗшной. Лирическое отступление: онлайн-кассы можно было ставить на учет в ФНС еще с июля 2016 (в добровольном порядке), но никто и не «чесался», поскольку думали, что их минует чаша сия (про эксперимент с пробным внедрением в 2014 в Москве, Московской области и Татарстане думаю, что там было в «добровольно-принудительном» порядке). Возвращаясь к перепрошивке, услуга платная, от бывших ЦТО быстро переквалифицировавшихся в «авторизованные дилеры/сервис-центры». Есть бесплатный вариант: включить в аппарате автообновление «по воздуху» (когда аппарат скачивает новую прошивку с сервера производителя ККТ). Но в данном случае есть ненулевая вероятность получить локальный апокалипсис (ЧСХ, никто за это не понес ответственности).
    На данный момент в текущей форме налоговой декларации не предусмотрено получение вычета за ККТ,

    1С еще минимум неделю назад выкатила обновления своих программных продуктов. Новая форма декларации включена в состав обновлений.


    1. sshmakov
      02.04.2018 08:39

      Каким образом наличие POS на точке освобождает от обязанности перехода на онлайн-кассы?


      1. Tippy-Tip
        02.04.2018 09:47

        Никаким образом не освобождает. Я про то, что затраты на подключение к Интернету на точке уже сделаны еще задолго до установки онлайн-кассы.


        1. sshmakov
          02.04.2018 09:54

          Увы, нет. На большинстве мелких точек стоят отдельные, не интегрированные с кассой, POS-терминалы с симкой и GPRS.


        1. Scanport Автор
          02.04.2018 10:04
          +1

          Если Вы имеете ввиду что были автономные банковские теорминалы для безналичной оплаты, то в нем скорее всего стоят «банковские» симки, которые естественно не подойдут для ККТ. Большинству точек мелкой розницы, придется использовать еще одну Сим-карту в ККТ с интернетом.


          1. Tippy-Tip
            03.04.2018 02:25

            Мелкая розница, торгующая крепким алкоголем, обеспечила подключение к Интернету не менее чем за год до обязательного использования онлайн-ККТ, поскольку им нужно было в ЕГАИС РАР отчитываться.
            Некоторые предприятия розничной торговли работают по франшизе. Соответственно им нужно обмениваться данными о ценах, товарном ассортименте, информацией о бонусных картах (скидках) и их владельцах с франчайзером и другими такими же франчайзи, работающими в этой франчайзинговой сети. Без существующего подключения к Интернет этого не сделаешь. Получается что при установке онлайн-ККТ у данного франчайзи подключение к Интернету уже выполнено.


        1. byefjgas
          02.04.2018 11:31
          +1

          На самом деле затрат на внедрение онлайн кассы очень много.
          Другое дело есть возможность облачной кассы -  арендовать онлайн кассу для интернет магазина, но эта возможность не подойдет например просто ребятам из розницы


          1. Scanport Автор
            02.04.2018 11:34

            Как Вы правильно написали, этот вариант подходит только для интернет-торговле при оплате на сайте. Но даже у такого онлайн-магазина, если есть возможность оплаты товара курьеру при доставке, должна быть уже физическая касса с собой.


    1. grafstroganov
      02.04.2018 10:30

      ФФД версии 1.05 ограничен сроком действия 01.01.2020. Именно с этой даты планируется «сплошное» использование версии ФФД 1.1
      — откуда такие сведения? пруф дайте, пожалуйста
      Переход с версии 1.0 на 1.05 невозможен без перепрошивки самого аппарата
      — зависит от производителя касс и модернизация из «от ЭКЛЗ» тут ни при чем. Может я, будучи на 1.0, уже давно перепрошил на свежую прошивку, т.к. мне это необходимо было по другим кейсам, так какое, в данном случае, это имеет отношении к смене ФФД?

      Однако не освящен другой момент:
      Переход с версии 1.0 на версию 1.05 возможен без замены ФНа.
      — технически — ДА!, юридически — нет!!! действующая редакция что ФЗ-54 что приказа ФНС формально требует замены ФН при смене ФФД.


      1. Tippy-Tip
        03.04.2018 01:39

        ФФД версии 1.05 ограничен сроком действия 01.01.2020. Именно с этой даты планируется «сплошное» использование версии ФФД 1.1

        — откуда такие сведения? пруф дайте, пожалуйста

        Приказ ФНС России от 21.03.2017 №ММВ-7-20/229@. Цитирую: «Для индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, требование об обязательном включении в состав кассового чека и БСО реквизитов „признак предмета расчета“ (тег 1212), „признак способа расчета“ (тег 1214), „наименование предмета расчета“ (тег 1030), „количество предмета расчета“ (тег 1023) и „цена за единицу предмета расчета“ (тег 1079) применяется с 1 февраля 2021 года. (выделено мной)»
        зависит от производителя касс и модернизация из «от ЭКЛЗ» тут ни при чем. Может я, будучи на 1.0, уже давно перепрошил на свежую прошивку, т.к. мне это необходимо было по другим кейсам, так какое, в данном случае, это имеет отношении к смене ФФД?

        Комплекты модернизации шли со старыми версиями прошивок, у которых нельзя было указывать версию протокола в настройках ККТ (поскольку её там просто не было, считалось, что ККТ работает в версии 1.0 и всё). Поэтому для того чтобы эта настройка появилась нужно перепрошивать ККТ. Соответственно, для смены версии протокола нужно будет проходить процедуру перерегистрации ККТ с причиной «Изменение параметров ККТ».
        — технически — ДА!, юридически — нет!!! действующая редакция что ФЗ-54 что приказа ФНС формально требует замены ФН при смене ФФД.

        Есть хорошие новости: Письмо ФНС России от 12 февраля 2018 г. N ЕД-4-20/2586. Ждем когда Минюст зарегистрирует приказ ФНС, упомянутый в этом письме.


        1. grafstroganov
          03.04.2018 12:59

          с 1 февраля 2021 года — это не про ФФД 1.1 — а о том что до этого момента всякие «на особых режимах налогообложения с особыми видами деятельности» могут не отправлять «предмет расчета». Ни какого отношения данный пункт к ФФД 1.1 не имеет, т.к. данные теги даже в 1.0 обязательные для всех, кроме тех кто в исключении…


        1. grafstroganov
          03.04.2018 13:03

          письмо ФНС я также читал, но! на текущий то момент (а я и писал «действующая редакция») — не позволяет. А за этим проектом я слежу очень давно, он
          с 14 июля 2017 г. появился на регулейшн и перейдя в стадию «общественные обсуждения» — там же и завис… и когда это «в ближайшее время» неизвестно. Там не за Минюстом текущий статус, до него еще дело не дошло!


    1. nikolayv81
      03.04.2018 21:28

      Для работы pos терминала постоянная связь с банком необязательна (собственно как и для онлайн кассы) вопрос реализации и настроек.
      По картам отлично работает offline авторизация.


  1. UsYoBr
    02.04.2018 09:58

    Какое количество операций можно записать на накопитель на 36 месяцев? А то ни слова об этом нигде.


    1. irbis_al
      02.04.2018 10:08

      ФН нужен когда нет интернета… Тогда оно туда пишется… а когда интернет появлятся он «испражняется». :-) В моем опыте было так на маленьком объекте что то сбился интернет и фискалка остановилась(По причине заполненности ФН) через 1.5 месяца… и на большом было… через 10 дней стало.


      1. Scanport Автор
        02.04.2018 10:13

        В ФН пишется всегда и ничего не удаляется, при отсутствии связи с ОФД, до 30 дней чеки накапливаются, далее касса блокируется для работы. При подключении к ОФД — чеки постепенно отправляются, начиная с самого последнего и касса автоматически разблокируется.


        1. irbis_al
          02.04.2018 10:19

          Если не удаляется… Тогда это ещё больший технический оверхед.
          И так чеки хранятся в датаценте ОФД… хранятся в налоговой… и аля ЭКЛЗ хранится ещё и в ФН аппарате… неудивительно, что всё глючит.


          1. Scanport Автор
            02.04.2018 10:26

            Да вроде «детские» болезни уже все устранены, работает все без сбоев уже давно.
            ОФД вы можете менять хоть раз в неделю, их сейчас не мало. Если необходима проверка какой-то ККТ, органам же проще скопировать таблицу из ФН за 2 минуты, чем по всем ОФД запросы слать, чтобы получить всю базу по данной ККТ.


            1. irbis_al
              02.04.2018 10:30

              Вы знаете всё относительно(и так получилось, что мне есть с чем сравнить(Как Украина это делала и как Россия))… Я как и положено вендору ПО веду реестр инцидентов… так вот по аппаратам России он просто зашкаливает… я никогда не думал, что фискальные аппараты могут быть настолько глючными. Очень низкая наработка на сбой и на отказ… Вам просто не с чем сравнить и просто уже привыкли к низкому качеству.


              1. Scanport Автор
                02.04.2018 10:49

                если касаться статистики, то что такое «просто зашкаливает» в процентном отношении? Думаю рынок ККТ в РФ, на пару порядков больше рынка ККТ на (или в) Украине. Мы как вендоры ПО и продавцы оборудования (с 2005 года на рынке), не сталкиваемся с массовыми отказами техники.


                1. irbis_al
                  02.04.2018 10:56

                  Статистика исключительно по моим клиентам…
                  А насчет глюков то случай 20-21 декабря 17 года… когда все штрихи и им подобные встали… вопиющий случай… Вы не слышали… или даже не заметили
                  retailer.ru/generalnyj-direktor-dns-dmitrij-alekseev-vcherashnij-sboj-v-rabote-kassovoj-tehniki-ne-sluchajnost


                  1. Scanport Автор
                    02.04.2018 11:03

                    естественно слышали, но это не относится ни к ОФД, ни к аппаратной части ККТ. Это был чистый глюк прошивки(программистов) Штрих-М.


                    1. irbis_al
                      02.04.2018 11:22
                      -1

                      Никого не интересует процесс(ОФД… ККТ, Прошивка) всех интересует результат… глюк прошивки… я про такой термин только тут узнал.
                      И ко всем аппаратам есть «предъявы.» Никто из аппаратов не работает с наработкой на сбой как термопринтер(Корейский).( а должно работать именно так… и видел, что такая наработка на отказ и сбой возможна… причем в финансово бедной стране… просто мозги правильно сидят)


                      1. Scanport Автор
                        02.04.2018 11:41

                        Прошивка=Программа=Написанная программистами. Ошибки в коде есть, были и будут. Но ребята из «Штрих-М» исправили свою ошибку через несколько минут после «всероссийского сбоя» и бросили все силы на поддержку клиентов. Закрыли свой сайт, оставили только первую страницу с подробной инструкцией по обновлению ККТ и самой новой прошивкой. Любой мало-мальский сотрудник, который умеет обращаться с ПК, мог сам это исправить за 5 минут. Насколько я знаю, к обеду по МСК большинство ККТ во всей стране уже работали в штатном режиме.


                        1. irbis_al
                          02.04.2018 11:55

                          Вы так и не поняли(видимо привычка к низкому качеству сказывается...), что такой ситуации не могло быть в принципе…
                          Вот менталитет «Любой мало-мальский сотрудник, который умеет обращаться с ПК»… Да я уже запарился исправлять… то ошибки егаиса(джакарата воообще после года глючит неподетски… её надо на рутокен менять)… ошибки самого УТМ… ошибки онлайн касс. выходы из строя самих аппаратов (то ножи заклинят, то ФН сломался то процессорный блок)
                          Поэтому и спутники запускаются в сибирь и в океан вместо космоса.


                          1. Scanport Автор
                            02.04.2018 12:04

                            К нам по информационной статье какие вопросы?


                            1. irbis_al
                              02.04.2018 12:09

                              :-) Никаких статья исчерпывающая… Вы пишите о законах что касаются ИТ… и они идут «рука об руку» с низким качеством этого самого ИТ. как те понятые, что ходят парой. :-)


              1. ncix
                02.04.2018 11:34

                Возможно. Тогда непонятно, что мешает украинским производителям (под российским юрлицом и брендом) выйти на огромный российский рынок с качественной ККТ и подвинуть конкурентов?


                1. irbis_al
                  02.04.2018 11:43

                  Вот я только пришел и сразу всё понял… В росии рулит большой бизнес и все ложатся под него… Законы издаются так, чтоб большой бизнес мог заработать, как и этот закон об онлайн кассах.(ведь можно не менять ФН… можно напрямки сдавать в налоговую минуя(офд) такого себе «кунака влюблённого джигита»).Например закон ещё не был утвержден а атол уже выпустил эвотор(и кто тут лобист)… Вот большой бизнес и не пустит качественный продукт на внутренний рынок.


                  1. NekoSin4eG
                    02.04.2018 12:57

                    Например закон ещё не был утвержден а атол уже выпустил эвотор(и кто тут лобист)


                    Они лоббистами и не были. Про данный закон начали разговаривать за год (примерно) до его реализации. И тогда начали появляться «черновые» версии протоколов(ФФД, ККТ<->ОФД, ОФД <-> ФНС). Кто захотел, тот подготовил свои решения заранее и к моменту принятия закона уже был на коне.


                  1. Buchachalo
                    02.04.2018 15:49
                    +1

                    Александр, я вот не пойму, вы масло в огонь пытаетесь подлить? Очередной холивор развязать? Своих проблем мало в стране? Работаете на/в Украине, ну так и работайте, мы тут сами разберемся/не разберемся, но это уже наши проблемы. Со своим караном в чужой монастырь соваться не культурно как минимум.


    1. Scanport Автор
      02.04.2018 10:11

      По информации одного из производителей ФН:
      «В ФН, произведенных ООО «РИК» до 01.05.2017, обеспечивается хранение фискальных данных 160-180 тыс. фискальных документов, в зависимости от условий применения ФН.
      Такие ФН имеют последние 6 цифр в заводском номере до 645000.
      В ФН, произведенных после указанной даты, обеспечивается хранение фискальных данных 230-250 тыс. фискальных документов, в зависимости от условий применения ФН.»

      13 или 36 месяцев — различий по памяти нет


  1. Harier
    02.04.2018 09:58

    А как же БСО? Тем кто вправе применять БСО дали отсрочку до середины 2019 кажется. А ведь большинство услуг могут применять БСО


    1. Scanport Автор
      02.04.2018 10:01

      Честно говоря не слышали об отсрочке до середины 2019. По ФЗ-54 применение ККТ с июля 2018, для данной категории.


  1. asbgrin
    02.04.2018 10:18
    +1

    Пара нюансов:

    ИП, работающим на патенте, УСН, ЕСХН или ЕНВД (кроме торгующих подакцизными товарами), разрешено до 01.02.2021 не указывать в чеке (БСО) наименование товаров (работ, услуг) и их количество (п. 17 ст. 7 закона «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ, письма Минфина России от 09.06.2017 № 03-01-15/36249, от 17.03.2017 № 03-01-15/15607).

    Это к необходимости дополнительного ПО(нет, по хорошему надо конечно, но обязательно только с 21 года)

    По поводу налогового вычета:
    https://yandex.ru/promo/ofd/dream
    Все просто: ОФД продает вам онлайн-кассу, а ФН и договор с ним в подарок :)


  1. Scanport Автор
    02.04.2018 10:22

    Да! полезные замечания, спасибо.
    По сути это будет «закат» автономных касс. Останутся только ФР работающие с кассовым ПО


    1. d-stream
      02.04.2018 16:02

      Там вроде как еще остался моментик с местом расчетов…


  1. Scanport Автор
    02.04.2018 13:53

    В интернете полно информации. Мы планируем чуть позже, выпустить статью на этот счет.
    на ФФД 1.0 многих тегов не было, нельзя было внести на чек «место расчета», хотя по ФЗ54 требовалось. Нельзя было учитывать авансовые платежи, кредит и т.д


    1. d-stream
      02.04.2018 16:37
      +1

      Даже сейчас с частью моментов есть засады.
      Те же зачтенные авансы — реализация работающая есть, но она несколько дендрофекальна…
      Пока наблюдаю за взаимоотношениями клиентов с налоговиками — явных драк еще не вылезало, но…


  1. host13
    02.04.2018 13:53

    Надо сказать, что разговор об этих форматах, и насколько сырой была первая версия 1.0 в момент выхода закона — это целая история.

    Хочется узнать поподробнее про эти истории. Где можно почитать об этом?


    1. Scanport Автор
      02.04.2018 14:38

      ответ выше получился))


  1. dimsoft
    02.04.2018 20:04

    Еще: до 1 февраля 2021 года индивидуальные предприниматели на ПСН и ЕНВД (кроме торгующих подакцизными товарами) вправе не указывать товар в кассовом чеке и на электронном бланке строгой отчетности


    1. Scanport Автор
      03.04.2018 10:12

      об этом выше была переписка