Если вам интересно порефлексировать со мной на эту тему, продолжение под катом.
Почему великие ученые совмещали свою научную карьеру с занятиями искусством?
Леонардо да Винчи был одновременно художником, архитектором, музыкантом, математиком, механиком, анатомистом и геологом.
Альберт Эйнштейн играл на скрипке и на фортепиано. Он играл несколько нот, что-то записывал и возвращался к своей научной работе.
Лауреат Нобелевской премии, американский физик Ричард Фейнман, создатель квантовой электродинамики, играл на барабане и занимался живописью.
Микробиолог Хилари Копровский, создавший вакцину против полиомиелита, играл на пианино и сочинял.
Еще в советские годы ученые в области нейрофизиологии занимались изучением влияния творчества на мозг человека. За рубежом эту тему подхватили такие адепты, как Майкл Газзинг и Чеслав Милош. О чем они говорили? Принято считать, что в мозгу человека в течение жизни задействовано не более 10% мозговых клеток, тогда как ученые доказали, что мозг, в котором задействовано 5-7% клеток, — это мозг человека, который не решает сложных задач и не занимается творческой деятельностью.
Занятия творчеством — игра на музыкальных инструментах, живопись, сочинение стихов — задействует почти все 100% мозговой деятельности, но не разом, а по очереди, группами, как огоньки елочной гирлянды. Искусство включает зоны, задействующие самые разные процессы, — и аналитическую деятельность, и память, и эмоции. Недаром древние греки считали поэзию, музыку и театр одними из самых важных составляющих человеческой жизни.
«Искусство, как и любая нерабочая активность, не влияет напрямую на работу специалиста, однако, это даёт зерно для обсуждений с коллегами, тем самым, укрепляя коллектив», разработчик мобильных приложений
Когда мы любуемся на картины, вне зависимости от того, кем они написаны, русскими передвижниками или французскими импрессионистами, активизируется затылочная часть коры головного мозга. Когда мы слушаем Третью симфонию Рахманинова или альбом Scorpions, стимулируются височные доли, а когда читаем последний роман Акунина — нейронный сети лобных долей. Когда мы сами играем на гитаре, пишем картину или сочиняем стихотворение, мозг работает еще интенсивнее. Когда мы берем краски и уже начинаем их смешивать, прежде чем начать красить картину, память, внимание, моторика, эмоции, абстрактное мышление — все включается в сложную работу.
Большинству из нас кажется, что занятия искусством бесполезны, так как мы оцениваем изменения, происходящие во внешнем мире. А оказывается важнее всего то, что происходит во внутреннем мире — в нашем мозге. Порой кажется, что написать натюрморт не так полезно, как решить сложное математическое уравнение. Но оказывается благодаря искусству мозг быстрее и лучше концентрируется. Кроме этого, во время занятия искусством активируются участки в структурах гипоталамуса, влияющих на эндокринную систему, которая напрямую связана с процессами старения.
Людям нравятся готовые рецепты. Как часто вы говорите: «Ну ладно, понимаю, но ты скажи — как? Как просто написать новый код?» или «Как строится дом?» Мы, и особенно животные, подвержены стереотипному мышлению. Нам не надо каждый раз заново решать стандартные задачи. Но во время стереотипного мышления мозг похож на заброшенную деревню. Творчество же помогает прорваться через стереотипы, вовлечь в работу мозга большее количество нервных клеток. Так мозг учится нестереотипной деятельности. Задача, еще вчера казавшаяся невыполнимой, становится решаемой. Открываются новые возможности.
Важно в жизни ставить для себя сложные сверхзадачи и учиться решать их не по стереотипу. При решении сверхзадач в мозгу формируются новые связи и образуются новые нейроны – нервные клетки. Формирующиеся нейронные сети начинают работать и поддерживают не только хорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы в организме. Работающий мозг лучше справится даже с последствиями инсульта. Структуры мозга, которые активируются при решении творческой задачи, развивают память, речь, ориентацию во времени и пространстве. В то же время они влияют и на физиологические процессы.
Известный американский композитор, писатель и пианист Леонард Бернштейн, в 80-х годах двадцатого века основал новую методику обучения — Artful Learning — обучение, включая физику и математику, через искусство. Сейчас по его креативному стандарту успешно работает 43 школы, в которых учителя через творчество стараются активировать аналитическое мышление у детей. Эта методика еще не так популярна в мире, но она медленно и верно завоевывает сердца.
«Живопись расширяет кругозор, уводит человека в некое другое пространство, другое измерение, если мы говорим не о салонной живописи, а более свободной и высокохудожественной. Живопись нельзя рассматривать как визуальный взгляд, это своя философия, свое видение внешнего мира. Если мы говорим про технического специалиста, который много времени проводит за компьютером, у него, безусловно, есть своя философия, он смотрит на мир через окно вот этого компьютера. И живопись для него может быть интересным проводником из одного измерения в другое, где он сможет посмотреть в «окно» через глаз художника», Ашот Киракосян, художник, Член Московского Союза Художников
Всем известен давний спор физиков и лириков о значении науки и культуры для формирования целостностного сознания человека. А может зря они спорят, тогда как нужно плотнее общаться и учиться друг у друга? Научиться экспериментировать и моделировать через чувственное постижение реальности? Когда я задавала этот вопрос своим коллегам, то получила неоднозначный ответ о профессиональной деформации разработчика и его восприятии искусства и понимании того, что же на самом деле считать искусством. Технарь каждый день занимается аналитической деятельностью. А если он вспомнит, чем ему нравилось заниматься в детстве? Рисовать танчики на уроках математики, перебирать аккорды на гитаре, писать стихи? Смахнет пыль с забытых хобби и легко и непринужденно откроет себе новые пути и возможности? Может быть, тогда и вопрос деформации не встанет. А вы как считаете?
Вовлекайтесь в диалог, давайте подискутируем о роли искусства в жизни IT в комментариях к статье.
Комментарии (9)
Koneru
27.04.2018 19:33P.s суть статьи: нужно быть разносторонней личностью? Тут же возникает вопрос про распыление своих возможностей и мифического fullstack(p.s я ещё не определился возможен ли полноценный fullstack). И при чем здесь IT, потому что это Habr? Скорее статья должна называться Досуг в жизни человека.
Bezdel Автор
27.04.2018 21:25Суть статьи в другом: в существовании уникального инструмента расширения собственных возможностей, и ИТ может использовать эти возможности в полную силу. Спора физиков и лириков не существует.
Marinochka069
28.04.2018 15:08Принято считать, что в мозгу человека в течение жизни задействовано не более 10% мозговых клеток, тогда как ученые доказали, что мозг, в котором задействовано 5-7% клеток, — это мозг человека, который не решает сложных задач и не занимается творческой деятельностью.
Это в целом спорный вопрос.
Нейробиолог Барри Гордон (Barry Gordon) привёл сразу несколько доказательств ошибочности теории десяти процентов. Сканирование мозга с помощью МРТ и позитронно-эмиссионной томографии показало, что в нём отсутствуют незадействованные зоны. Кроме того, многочисленные исследования мозга не обнаружили отделов, не имеющих определённой функции. Теория десяти процентов противоречит принципам эволюции. Мозг потребляет слишком много энергии, чтобы организм позволил ему ничего не делать. В полном соответствии с этим учёные наблюдают вырождение неиспользуемых клеток мозга. Из этого следует, что если бы остальные 90% мозга были неактивны, то при вскрытии можно было бы увидеть 90% отмирание мозга.
А что вы скажите по этому поводу?
dmitriyrudnev
28.04.2018 15:39Начинайте бросать в меня помидорами! «Спор физиков и лириков» был «затроллен» на ровном месте газетой «Комсомольская правда» в 1959 и не имел никаких конструктивных последствий. А вот деструктивные последствия «спора» мы с вами разгребали все «лихие 90-е».
Сторона «физиков» на момент вброса имела в анамнезе: реактивный лайнер ТУ-104, сверхзвуковой истребитель МиГ-19, атомную энергетику и запуск собаки в космос. На подходе были: пилотируемая космонавтика, лазеры, успешное испытание водородной бомбы. И все это было не на пустом месте. Прореженная революцией русская техническая интеллигенция в период индустриализации была усилена нанятыми большевиками американскими инженерами, а после войны — пленными немецкими. КГБ был традиционно силен в области технического шпионажа. «Железный занавес» в части НИОКР представлял клапан: «все впускать, ничего не выпускать».
В части гуманитарной мысли «железный занавес» был сплошным. В нем было пробито несколько отверстий для демонстрации «загнивания империализма», но не больше! Русская творческая интеллигенция, действовавшая в строгом курсе «православия, самодержавия, народности» была уничтожена. Советская, действовавшая в строгом соответствии с генеральной линией Партии (именно так, с большой буквы), не имела школы (преемственности) и связи с мировой культурой. «Генеральная линия» не допускала никакого обсуждения. Шаг в сторону, и конец: Шостакович пишет «в стол», Пастернак исключен из Союза писателей, Бродский решением суда признан тунеядцем…
Суть «спора» представляла собой классическую перекрестную транзакцию по Эрику Бёрну: «физики» аргументируют к «лирикам» (транзакция «взрослый-взрослый»), «лирики» обвиняют «физиков» в «бездуховности», «чёрствости» и т.п. (транзакция «родитель-ребенок»). Это был тупик: «лирики» не имели навыков конструктивной конфронтации, «физики» не могли понять, кого идеологический отдел ЦК КПСС пытается им усадить на голову, т.к. научная дискуссия подразумевает равенство позиций.
В результате техническая интеллигенция осталась при своем: интересная работа, высокие зарплаты и милостивое разрешение нечасто поругивать Советскую власть во время сортировки гнилой картошки на овощных базах. Творческая же интеллигенция (т.н. «шестидесятники») убедилась в своей уникальности и начала клеймить всех направо и налево: «технари», «совки», «красно-коричневые», «электорат» и т.п.
Все так плохо? Нет! Приведу пример: Пермский театр оперы и балета регулярно получает «Золотые маски» за постановки, которые делает силами международных команд и на деньги, которые им дает отнюдь не Минкульт РФ, а реальный сектор экономики. Приходишь на премьеру, смотришь на одухотворенные лица искусствоведов, театральных критиков (их немного) и не менее одухотворенные лица знакомых программистов из ряда пермский компаний (их много) и понимаешь, сколько же лет пришлось их «водить по пустыне» после той дурацкой статьи…Bezdel Автор
28.04.2018 16:17Пермь вообще один самых продвинутых городов России. Вы правы, нужно побольше таких театров в стране и в том же Сбере, и в программе ЕФС. А спора как такового не было, они говорили об одном и том же, только разными словами.
kemalya
28.04.2018 17:48Если интересуетесь темой, полезно будет почитать исследования Натальи Бехтеровой, известного исследователя мозга. Наталья считала, что мозг вообще любит работать в легком режиме, поэтому человеку постоянно нужно решать различные сверхзадачи. Сравните город, в котором живут люди, действует инфраструктура, горят огни, и – заброшенную деревню, где осталось несколько стариков, доживающих свой век. Так вот, мозг человека, который не решает сложных задач и не занимается творческой деятельностью, – это и есть заброшенная деревня. Он не живет, он существует. Поэтому мозг важно тренировать, в процессе творчества активируются участки, важные для эмоциональной деятельности, – в том числе, в структурах гипоталамуса, влияющих на эндокринную систему, которая напрямую связана с процессами старения. Например, заучивание стихов укрепляет память.
Кстати, удивительно, как в Наталье уживались любовь к науке и вера в мистику. Написав 400 научных изданий, будучи известным академиком, выдающимся нейрофизиологом, известным специалистом в области исследований функций мозга и особенностей психических процессов, она впервые в академической науке начала исследовать паранормальные явления (верила в вещие сны, жизнь после смерти, альтернативное видение), посещала знаменитую прорицательницу Вангу. Интересно, как ей это удавалось?Juralis
29.04.2018 12:29А что удивительного? Если научно изучать мистику, можно вполне найти что-то вполне практичное. Отделить культ от практики и получить что-то научное и полезное. Как известный пример: алхимия -> химия
Koneru
Не сочтите не вежливым, но не могли бы дать цитату из вашей статьи где даётся объяснение необычному сочетанию слов Искуство в IT. Иначе я совсем не понял суть статьи, ну Давинчи был гением, это все знают, а что нибудь из реально полезной информации есть?
Bezdel Автор
А вы не думали, что Да Винчи был гением потому что он постоянно расширял возможности своего мозга за счёт занятиями живописью? И Вы тоже можете расширить свои возможности, занявшись искусством.