Основатели Flipkart Бинни Бансал и Сачин Бансал (не родственники, просто однофамильцы)
Совет директоров Flipkart согласился продать 73% акций компании Walmart за $15 млрд. Это поможет американскому ритейлеру с его международной экспансией. В союзе с Walmart $3 млрд на покупку дает Alphabet, известная своей неприязнью к её главному конкуренту. Суммарно индийский сайт оценили в $22 млрд, намного выше рыночной цены (в прошлом году – $12 млрд). Сделка будет закрыта в ближайшие несколько дней. Walmart считает это триумфом над Amazon, который пытался получить контроль над Flipkart последние несколько лет. Но борьба за самый лакомый рынок только начинается.
Flipkart в октябре 2007-го создали два индийских программиста из Дели, которые до этого работали на Amazon.com. Из инвестиций у них было $6100. Повторяя путь Amazon, они начали с продажи книг онлайн. Потом «выкатили» у себя на сайте секции для электроники, ювелирных изделий, одежды. И всего за несколько лет выросли в самый дорогой стартап за пределами США и Китая.
Amazon, который последние пять лет пытается покорить индийский рынок, предлагал за Flipkart любые деньги. Он легко мог бы перебить предложение Walmart и Google. Но руководители Flipkart решили, что объединение с Amazon не одобрит индийское правительство. Сейчас Amazon является вторым интернет-магазином в Индии, главным конкурентом Flipkart, и регулятор мог бы посчитать объединение двух сервисов началом монополизации рынка.
Сделка станет самой дорогой в истории Индии (до этого рекорд был за Tata Steel, купившей другую металлургическую компанию за $12,2 млрд) и самой дорогой в истории ритейла (тот же Amazon приобрел Zappos за $1,2 млрд). В 2017-м самая большая покупка принадлежала самому Flipkart. Тогда он купил индийское отделение eBay за $500 млн.
После завершения сделки Walmart де-факто станет главным интернет-магазином на развивающемся рынке с 1,3 млрд покупателей, и получит еще один шанс показать, что она чего-то стоит онлайн. Пока что американская сеть супермаркетов вкладывает безумные деньги в реорганизацию своего бизнеса, внедрение новых технологий, создание супер-вебсайта (который как раз выкатили в начале мая). Но всё равно безнадежно отстает по онлайн-заказам в США от своего главного конкурента. Теперь у нее будет по крайней мере один интернет-рынок, где она начинает с позиции лидера. Причем и Walmart, и Amazon ожидают, что через пять-десять лет, с ростом среднего класса, продажи в Индии могут превзойти продажи в США, и Индия станет для них самым прибыльным рынком.
Глава ритейл-агентства из Нью-Дели Арвинд Шингал говорит:
Flipkart – это ключ, открывающий для его владельца ворота к глобальному рынку электронной коммерции. Walmart не может отдать такую важную фигуру, как Индия, они понимают, что тогда навсегда останутся позади в этой гонке.
Amazon уже пытается агрессивно расшириться в Индии. Джефф Безос только в последние два года выделил на это $5,5 млрд. Он догоняет Flipkart, но, по мнению Безоса, недостаточно быстро. С глубокими карманами Walmart за индийским конкурентом, завоевание рынка для Amazon может оказаться намного сложнее, чем ожидалось. А Walmart тем временем заявляет, что собирается начать открывать в Индии собственные супермаркеты.
Amazon хочет Индию
Стратегия Джеффа Безоса – сделать свою компанию доминирующей везде, где только можно. Из простого магазина по продаже книг Amazon выросла во вторую по цене компанию на планете, разрабатывающую собственных роботов, гаджеты, облачные сервисы, супермаркеты нового поколения, искусственный интеллект с голосовым интерфейсом и массу всего остального. Но возможности развития в пределах США практически исчерпаны: на Amazon там уже приходится больше половины всех онлайн-покупок. Walmart, eBay, BestBuy и остальные на родном рынке конкуренции почти не составляют (достаточно посмотреть статистику продаж 2017 года), и единственный шанс для компании вырасти еще в несколько раз – выходить на рынки новых стран.
Amazon уже попробовала это дело с Китаем, и проиграла. Джек Ма со своей Alibaba Group прочно держат внутренний рынок, и продаваться не собираются. А это значит, в теории, обладая пользовательской базой 1,4 млрд, Alibaba или JD.com однажды могут стать крупнее «Амазона». Чтобы не допустить у инвесторов даже мысли о таком развитии событий, Amazon нужно обязательно завоевать Индию.
Склад Amazon в Индии
Помимо $5,5 млрд на развитие собственной инфраструктуры, компания также сейчас дает кредиты индийцам без банковского аккаунта. Она создала специальное простое мобильное приложение, подходящее для самых дешевых телефонов, и выпустила для Индии собственный браузер под названием Internet. Ассортимент индийского Amazon тоже адаптирован под страну. В нем продаются десятки тысяч необычных продуктов, от цыплят с карри до традиционных трав, которые, как верят индийцы, решают проблемы с пищеварением.
Но пока что миллиардные инвестиции себя не оправдывают. После пяти лет ведения бизнеса в США Amazon почти без денег стала одним из самых популярных веб-сайтов, а Джеффа Безоса назвали «человеком года» и поставили на обложку Time. После пяти лет в Индии компания остается далеко позади Flipkart, который каким-то образом нашел путь к сердцу индийцев.
Эксперты говорят, причина в том, что Индия – далеко не так однородна, как Америка. Это не одна нация, а, скорее, масса разных индийцев, со своими культурами, традициями и даже языками. Если в городах Amazon еще достигла какого-то успеха, то в поселках и отдаленных областях, где проживает 65% страны, люди только начинают знакомиться со смартфонами, а уж об Amazon там и близко не слышали. Глава индийского Amazon с момента его основания, Амит Агарвал, объясняет это так:
На Западе покупатели быстро переключились к онлайн-покупкам с заказов через журналы. Люди давно привыкли, что к ним по почте могут приходить посылки, и их никто не обманет. В Индии это слегка не так. Тут нет ничего, даже инфраструктуры для отправки товаров. Мы вынуждены строить всё с нуля, менять менталитет пользователей. Больше половины инвестиций ушло в постройку складов, создание станций доставки, обучение процессу пакования… Это совершенно другой рынок.
В прошлом году из-за Индии Amazon получил свой самый большой убыток на зарубежных рынках – минус $3 млрд. Агарвал, который приехал сюда в 2013-м после 15 лет работы в американском Amazon, до сих пор пытается доказать сельским жителям, что вещи можно покупать онлайн, и это будет дешевле. Они вешают билборды, они устраивают сессии для продавцов и покупателей. Сейчас, как он говорит, ситуация начинает меняться. У компании набралось 150 млн зарегистрированных пользователей, которые могут заказывать 160 млн товаров у 300 000 продавцов.
Амит Агарвал
В стране без глобального почтового сервиса а-ля UPS, Amazon построила собственную сеть доставки – с целой армией курьеров на мотоциклах и скутерах. Теперь у неё 40 больших упаковочных центров, в основном в сельской местности, и программа I Have Space, по которой 17 500 магазинов в 225 городах зарегистрировались в качестве мини-складов. Эти же партнеры за небольшую комиссию «по-соседски» объясняют рядовым покупателям, как работает сайт, и помогают сравнивать продукты и цены.
Половина команды индийского Amazon работает над адаптацией американских технологий к условиям местного рынка. Уменьшение веса приложений, расчет на более слабые гаджеты и прерывающиеся линии связи. Программисты нашли способ показывать фильмы и сериалы через Prime Video на намного меньших скоростях с минимальными потерями в качестве. Голосового помощника Алексу научили говорить на десятке местных диалектов. Запустили программу обмена старых гаджетов и кухонных приборов на новые. Стали принимать наличные и выдавать кредиты покупателям и продавцам (тем, кого рекомендует специальный алгоритм машинного обучения). И несмотря на все это, к удивлению многих, Flipkart, созданный парой индийцев в 2007-м, остается популярнее.
Агарвал говорит:
Здесь есть сильные конкуренты, и это хорошо. Это показывает потенциал рынка. Мы ожидаем, что онлайн-покупки в Индии вырастут до $60 млрд в течение ближайших двух лет. И до $85 млрд к 2022-му. Это только начало, рынок в потенциале стоит $600 млрд, столько сейчас тут продается офлайн. Мы здесь на ближайшие 100 лет, можете считать, что мы только пришли.
Билдборд Amazon с рассказом о распродажах
P.S. Купить у Walmart и Amazon можно и из России. Цены ниже, выбор товаров намного шире. А Pochtoy.com доставит к вам все покупки. По цене от $8,99 за полкилограмма. Все читатели, которые зарегистрировались и ввели код Geektimes, получают $7 на счет.
Комментарии (22)
Zangasta
06.05.2018 16:03+1Но Amazon вкладывается в развитие инфраструктуры, что (на мой взгляд) более правильная стратегия, чем покупка чужого бренда.
jaiprakash
06.05.2018 16:04+2>до этого рекорд был за Tata Steal, купившей другую металлургическую компанию за $12,2 млрд
Не пишу в личку, т. к. это даже забавно получилось
yurisv3
06.05.2018 16:21+1Во-первых, нет важного слова — "может". Сделка может состояться, может стать самой дорогой, может… и далее по тексту. Там покамест намерения и варианты, серьезные, но намерения. Интрига все ещё имеет место.
А во-вторых… Амазон в Индии имеет сильное преимущество, для тех кто понимает — Amazon Global. Прямые покупки на Амазоне штатовском, без всякой посреднической шелупени. Иногда это просто спасение.
radist2s
06.05.2018 18:28+1Flipcart действительно на много популярнее Amazon в Индии. Но и тот и другой может доставить в дикую глушь быстрее любой почты России. Забавен так же тот факт, что, например, когда мне нужно было заказать книжку за 150 рублей ее доставили с Amazon за 3 дня, бесплатно, просто чувак на скутере. Мне на момент заказа даже казалось, что вообще ничего не приедет, так как понимая полное отсутствие инфраструктуры в Индии, и зная какая вообще культура работы в стране, просто было сложно поверить что индийский Amazon такой же безотказный как американский.
Это вообще магия, когда в стране где у многих домовом вообще нет адреса, курьеры работают эффективнее, чем в стране, где вроде с адресами вроде бы все в порядке, а посылка уже неделю лежит на доставке, и самому ее даже забрать никак нельзя.lopatoid
06.05.2018 18:45>вроде с адресами вроде бы все в порядке
Ага, вроде:
habr.com/company/hflabs/blog/260601radist2s
06.05.2018 19:00+2Окей, есть свои нюансы. Но, думаю, в России большая редкость адрес вида: "Третий дом от заправки, сторона улицы противоположная церкви". И это я не из головы вам пример взял. Или "Поворот направо у билборда Отель такой-то, за ним первый дом после поворота направо."
immaculate
07.05.2018 10:40Google недавно придумал новую систему адресации для азиатских стран: india.googleblog.com/2018/03/searching-for-indian-addresses-on.html
Правда я ей еще ни разу не воспользовался. В Индии ничего не заказываю, но этой зимой двое знакомых заказывали в Гоа товары с Amazon — обе знакомых были очень недовольны. Заказы шли очень долго, и в итоге пришло не то (одна заказывала кроссовки для мужа — пришли совсем другие женские, и опоздали на пару недель, другая заказывала коврик для йоги — ждала его пару месяцев, в итоге пришла какая-то туфта).radist2s
07.05.2018 14:33Это грустно слышать. Сам заказывал всякую ерунду, вплоть до собачьего корма, и таких проблем не было.
awesomer
07.05.2018 10:49так как понимая полное отсутствие инфраструктуры в Индии
Да вот не надо.
Индия располагает самой разветвленной сетью железных дорог в мире (англичане построили, чтобы грабить страну было удобнее).
Что с учетом не самой большой территории в мире — создает беспрецедентную плотность железных дорог в Индии.
Это вообще магия, когда в стране где у многих домовом вообще нет адреса
Я вообще, вроде, ни разу адресов не видел на зданиях.
А как вы заказывали? На какой адрес? Или ваш дом — исключение?immaculate
07.05.2018 12:34В Индии самый отвратительный интернет в мире (малое покрытие, медленный и ненадежный), одни из самых отвратительных дорог (никто не соблюдает ПДД, отвратительное покрытие на всех, кроме основных магистралей, отсутствие знаков, светофоров, и т.д.), проблемы с электричеством (постоянные перебои, как только на небе тучки, электричества сразу нет), и т.д. Все это наверняка тоже важно для компаний.
А про железные дороги знаю только то, что все эти замечательные поезда стабильно опаздывают на несколько часов.awesomer
07.05.2018 14:08В Индии самый отвратительный интернет в мире (малое покрытие, медленный и ненадежный)
По моему наблюдению — типичный такой «азиатский» интернет.
Юго-Восточная Азия от Индии в лучшую сторону не отличается.
То, что у индийцев сплошные смартфоны, как бэ намекает, что интернетом там можно пользоваться. Даже не припомню кнопочные телефоны вообще видел ли в Индии…
одни из самых отвратительных дорог (никто не соблюдает ПДД, отвратительное покрытие на всех, кроме основных магистралей, отсутствие знаков, светофоров, и т.д.)
По европейским меркам — да.
Но это же Азия и основной метод перемещиния — скутер/мокик/мопед да трехколесные с навесами эти, забыл как называются.
Типичное азиатское дорожное движение.
Ровно такое же я наблюдал в Юго-Восточной Азии.
Средняя скорость движения невысокая, поэтому качество дорожного покрытия не влияет. Хорошее покрытие нужно только для высоких скоростей. По моему наблюдению по большей части Индии средняя скорость, по оценке «на глазок», километров в час 15-30 в городах и километров 30-70 за городом. Больше — редкость.
Есть города-исключения. Мумбаи, например. Там отличные дороги. И скутеров значительно меньше, а автомобилей значительно больше, трехколесных с навесом вообще не припомню в Мумбаи.
А в значительной части Индии — обычное азиатское, заточенное на скутеры, дорожное движение.
проблемы с электричеством (постоянные перебои, как только на небе тучки, электричества сразу нет)
Думаю, это резкий рост потребителей электроэнергии и слабая культура электриков на местах.
В целом оно есть: отключения — не являются исключительной ситуацией.
Однако работающие в таких условиях давным-давно научились это учитывать в своей деятельности. Называется — «дизельные или бензиновые генераторы электроэнергии».
А про железные дороги знаю только то, что все эти замечательные поезда стабильно опаздывают на несколько часов.
Сколько ни ездил по всей Индии — не сталкивался ни разу.
Имхо, это вообще трудно представить в тамошних условиях особо интенсивного железнодорожного движения. Ведь если поезд не впишется, то ему будет трудно получить свободные пути (в том числе и для ожидания «окна»).
С пассажирской точки зрения индийская железная дорога меня, напротив, поразила автоматизацией.
У очень многих людей нет бумажных билетов — они просто показывают контроллерам свой «билет» на смартфоне. И по виду такие пассажиры — это самые обычные очень бедные люди/старые тетки и пр., ничуть не знакомые с компьютерными технологиями.radist2s
07.05.2018 14:46Все что вы пишите довольно справедливо, за исключением поездов и автобусов.
Поездка на автобусе на расстояние 100 км по магистрали вполне может превратиться в 5 — 4 часовую поездку. Потому что ну вот так. Водитель постоянно делает остановки, народ выходит подкрепиться, в туалет. И так до бесконечности.
А на счет того, что поезда не опаздывают: такое ощущение, что вы ни разу не ездили там на поездах. Задержки в несколько часов — это нормальная практика. Однажды мой поезд задерживался на 14 часов. 14 часов! У меня не было ни одного случая, когда бы поезд приехал вовремя, или отошел от станции. Опоздания были минимум на полчаса, обычно час или два.
С интернетом ситуация действительно меняется, и в большинстве более-менее крупных населенных пунктов без проблем ловится сносный 4g, но по большей части конечно 3g. Однако цены на интернет немного странные, как и возможность пополнения счета или подключение нормальных пакетов(корявые ussd-запросы с кучей вариаций по пакетам, там черт ногу сломит).
Единственное, что в Индии работает более-менее сносно, это авиасообщение. Но и там попадал на индийский стайл работы(полет с одной пересадкой может вдруг превратиться в полет с двумя пересадками, и узнаешь ты об этом только в аэропорту, и сделать ничего нельзя).
awesomer
07.05.2018 14:59Поездка на автобусе на расстояние 100 км по магистрали вполне может превратиться в 5 — 4 часовую поездку. Потому что ну вот так. Водитель постоянно делает остановки, народ выходит подкрепиться, в туалет. И так до бесконечности.
Если речь о пригородном автобусе, то в РФ ровно то же самое. Остановки серьезно увеличивают время в пути.
А слипинг-басы идут довольно-таки шустро.
Это вообще единственный автотранспорт, скорость движения которого приближается к европейским. Даже страшно было как водитель умудряется лаврировать между другими транспортными средствами. Правда ночью их значительно меньше, но тем не менее.
А на счет того, что поезда не опаздывают: такое ощущение, что вы ни разу не ездили там на поездах. Задержки в несколько часов — это нормальная практика. Однажды мой поезд задерживался на 14 часов. 14 часов! У меня не было ни одного случая, когда бы поезд приехал вовремя, или отошел от станции. Опоздания были минимум на полчаса, обычно час или два.
Проехал всю Индию с севера на юг, с востока на запад. Не был только в части, что граничит с Бангладешем. Если и были опоздания, то в разумных пределах — полчаса и т.п.
immaculate
08.05.2018 05:06Про Интернет — моя больная мозоль. Я работаю удаленно, для меня хороший Интернет — очень важен. Поэтому со всей ответственностью заявляю: в Индии самый плохой интернет в мире. Как по скорости и latency, так и по времени простоев, когда он вообще не работает. И в других странах ЮВА ситуация намного лучше (за исключением возможно Шри-Ланки и Непала).
Во Вьетнаме Wifi есть в любом отеле, в любой уличной забегаловке, где поесть стоит 0.5$. И этот интернет работает без перебоев и очень быстро. То же самое в Таиланде. То же самое в Камбодже и Лаосе, с той лишь разницей, что в Камбодже и Лаосе он будет чуточку медленнее, но все равно на порядок лучше, чем в Индии.
В Индии только в этом году появилось спасение — 4G. Но покрытие не такое уж хорошее, и этот 4G точно также может тормозить, а то и несколько часов просто лежать (этой зимой 5 месяцев прожил в Индии, пару раз несколько часов 4G от нескольких операторов лежал и у меня, и у моих соседей).
radist2s
07.05.2018 14:49Я вообще, вроде, ни разу адресов не видел на зданиях.
А как вы заказывали? На какой адрес? Или ваш дом — исключение?Я спросил у домовладельца адрес дома, он сказал, чтобы написал как добраться до него, и что это "вилла такого-то". Я немного сомневался, что такая форма адреса — это достаточно для курьера, но, оказалось нормально.
yurisv3
07.05.2018 17:23+1Я вообще, вроде, ни разу адресов не видел на зданиях.
Вы точно в Индии были, ничего не путаете?
(Вообще надо помнить, кто тут сеял разумное, доброе и вечное — по обычаю метрополии, Door number)awesomer
07.05.2018 17:51Вы точно в Индии были, ничего не путаете?
Я был.
Вы напрасно верите одной-единственной картинке.
Индия — очень разнообразная. Там дичайшие контрасты. Возможно, где-то в отдельных городах все не так.
Однако, как правило, адресов на зданиях в Индии не написано. Даже в Дели. Это я не по памяти, сразу обратил внимание, еще будучи там.
yurisv3
07.05.2018 18:29Это мною сделанное фото, тащемта.
Если одного мало — могу прямо с утра десятка два настричь, просто подряд идя по улице. Для придания затее взаимного интереса — с вас скажем по $20 за фото.
Если как вы утверждаете, номеров нет — вы ничего не теряете. Если таки есть — ну что же, за слова надо отвечать.
Слабо?
Zangasta
Забавно. Мне одному кажется, что Walmart купил воздух?
Люди покупают у Amazon не потому, что это Amazon- а потому, что их услуги действительно лучше. Так что в случае с Индией (и любой другой страной) победит тот, кто оказывает более качественные (подходящие покупателю) услуги, а не тот, чье имя на слуху.
kablag
Так вроде из статьи и следует, что у Amazon на рынке Индии пока не лучше.
mrchoo
В Индии Флипкарт более популярен и удобен Амазона, и работает быстрее (хотя многие ТВ-каналы завалены рекламой последнего). Этой зимой раз 10 заказывал на Флипкарте — все четко и без задержек. Был и негативный опыт с Амазоном (хотя один — не показатель, всякое бывает). Заказал смартфон. До ближайшего распред.пункта он шел неделю, а потом меня еще 2 недели засыпали СМСками, а-ля "Не можем найти ваш адрес, попробуем найти завтра". Плюнул, отказался от покупки, через некоторое время получил рефанд и заказал тот же смартфон на Флипкарте — привезли за 2 дня. Причем, пункт отправления в обоих случаях — один и тот же.
А еще у Флипкарта своя служба доставки, а Амазон вынужден отдавать это дело на аутсорс.
yurisv3
«Package was handed directly to the customer. The delivery receipt was signed by Yuri Sxxxxx
Chennai, IN
Courier: Amazon Transportation Services, Tracking #: 511xxxxxx462
Prime как правило доставляется Amazon Transportation Services, а я лично практически всегда заказываю Prime — бесплатно и быстро потому что. Особенно приятно, когда заказываешь банку фасоли за 70 рупий, и она едет откуда-нить из Аллахабада, через всю страну.