Рынок смартфонов сейчас сворачивается даже в Китае (впервые за 9 лет). Люди не понимают, зачем брать модели еще тоньше или еще мощнее. Больших полезных инноваций, похоже, перестали ждать даже от Apple. Но, к счастью, компании нашли новый гаджет, на который возлагают надежды. На днях Xiaomi и Facebook выпустили мобильный VR-хедсет Oculus Go. Не прошло и недели, как свою VR-гарнитуру похожего типа выпустили Lenovo и Google. И это только начало: все крупные игроки рынка смартфонов один за другим выкатывают свои версии, мечтая найти свою нишу на невспаханной почве VR и AR. Но стоит ли сейчас брать такие девайсы себе, и сыграет ли ставка компаний? Мы смотрим, что собой представляет последнее поколение VR-хедсетов, и какие у него перспективы.


Oculus Go


Xiaomi готовится к IPO в Гонконге, и ей очень хочется получить по меньшей мере $10 млрд с размещения акций. Но рынок смартфонов уже перегрет даже в Поднебесной, а планы освоения Индии и Африки пока идут не очень гладко. Чтобы можно было на что-то потратить ресурсы R&D, а инвесторы не паниковали, главный китайский производитель смартфонов еще в 2016 году заявил, что отныне будет активно развивать и VR. Простенькие очки Mi VR и Mi VR 2, похожие на Daydream View от Google, особого успеха не получили, но стоили всего $14, и познакомили китайскую аудиторию с прелестями виртуальной реальности. А теперь компания объединилась с Facebook и выпускает куда более солидный хедсет.




1 мая в США и одиннадцати других странах вышла первая полностью мобильная VR-гарнитура. Без необходимости подключения к консоли, компьютеру, смартфону или вообще чему угодно. Можно надеть такой, и идти шагать по городу, представляя себя суперменом. Перед этим такой мобильный концепт тестировался в Oculus Santa Cruz (который пока доступен только разработчикам). Но в отличие от него хедсет Oculus Go не требует футуристической технологии трекинга и потому может работать без внешних камер. Минус в том, что с Go нет смысла ходить по комнате или наклоняться. Такие движения хедсет не отслеживает.


По сути, функции у нового девайса те же, что у Gear VR, разработанной Oculus вместе c Samsung, но без необходимости вставлять в специальный слот смартфон Samsung, куда скачаны приложения с виртуальной реальностью. Смартфон тут «встроен», и, на удивление, на стоимости это почти не сказалось. Внутри хедсета стоит 5,5-дюймовый дисплей с разрешением 2560х1440 (по 1280х1440 на глаз). С процессором Snapdragon 821 из 2016-го и 32 ГБ хранилища (есть версия на 64 ГБ, но она почему-то стоит запредельно дорого, учитывая, что это единственное отличие).




Характеристики у Oculus Go послабее, чем у современных смартфонов, но зато все заточено конкретно под VR, и Oculus обещает, что приложения виртуальной реальности на девайсе будут работать лучше, чем даже на iPhone X. А для лучшего отображения всей этой прелести простые увеличительные линзы из Gear VR заменили на линзы Френеля, как в Oculus Rift.


Несмотря на наличие массы железа, Oculus Go весит 468 граммов, почти в точности столько же, сколько HTC Vive и Oculus Rift. И меньше, чем Gear VR, если учесть отсутствие веса смартфона. Хедсет по-прежнему остается тяжеловатым, и долго находиться в нем некомфортно, но это движение в правильном направлении, к технологиям мира «Первому игроку приготовиться».




Девайс подключается к Wi-Fi, и скачивать игры или проводить настройки можно напрямую с него, без подключения к смартфону/планшету. В нем есть браузер, есть опции как для левшей, так и для правшей. Немного необычно, что из меню никак нельзя проверить, сколько у девайса свободного места. Устройство только сообщает, когда у вас осталось 2 ГБ или 500 МБ. От одного заряда гаджет живет 3 часа.


Приложения – все те же, что и у Gear VR, но для людей без смартфона Samsung. Тем, у кого iPhone или другой девайс на Android, покупка Oculus Go выйдет намного дешевле. Плюс – улучшенные стекла, более комфортная растягивающаяся резинка для крепления хедсета на голову, и встроенные в нее незаметные динамики, поставляющие звук напрямую в уши пользователя. Даже наушников к Oculus Go докупать не приходится. Но мини-джек для них тут тоже есть, вместе с Micro-USB (странно, что не USB-C) для зарядки.




Главный минус девайса – даже не его собственная проблема. Но достойных приложений и игр на VR по-прежнему мало, особенно на небольших и не очень мощных хедсетах. Их пока не так много в обращении, они не так популярны, чтобы разработчики активно переключались и начинали создавать крутые вещи под Oculus. Прошло три года как компания продает свои VR-гарнитуры, и из тысячи «впечатлений», которые можно под них скачать, внимания стоят не больше десятка (хотя, конечно, это всё равно больше, чем у конкурентной платформы, Google Daydream). Большая часть приложений или совершенно неинтересные, или забагованные, или страшно неудобные в процессе использования.


Самые популярные – самые простые. С примитивной механикой, заключающейся в выполнении однотипных действий много раз подряд. Уровня «Змейки» или «Тетриса», только для новой эпохи. Но если на смартфоне играть в такие игры может быть приятно (на пару минут, пока нечего делать), то главная прелесть VR – в погружении, и в короткой несложной игре его попросту не достигнуть. В этом плане более солидные хедсеты, использующие мощность приставок и компьютеров, пока всё же лидируют.




Но брать Oculus Go, пожалуй, стоит даже не ради игр. Компания активно рекламирует просмотр через гарнитуру концертов, стэндап-шоу и спорт. соревнований. «Для полного погружения в атмосферу». Буквально на днях запустится сервис Oculus TV, и в хедсете можно будет смотреть фильмы и телешоу с Netflix, Hulu и других популярных порталов. Также есть «пати-спейс» для посиделок, общения и просмотра фильмов с друзьями или незнакомцами. Многие ожидают, что именно за этим и стоит будущее VR: комфортное, ненавязчивое общение в виртуальном пространстве. Как VRChat, доступный сейчас на мощных хедсетах, только без мемов и угандских Наклзов. Но для продвинутых увлекательных игр с интересным геймплеем портативные VR-очки вроде Oculus Go пока слабо подходят. Человеку не дается достаточно контроля, отсутствует необходимая точность отслеживания движений, а бороться зачастую приходится не с монстрами, а с системой управления.




Плюсы:


  • сравнительная дешевизна;
  • способность работать без сторонних устройств;
  • хорошо подходит для просмотра 3D-фильмов (если внутри хватает места);
  • как Gear VR, но дешевле и удобнее для пользователей без смартфона Samsung.

Минусы:


  • невысокое количество достойных приложений на платформе (даже Anshar Online не очень впечатляет);
  • долгое время зарядки;
  • не такое полное отслеживание движений, как у Oculus Rift или Oculus Santa Cruz (даже наклонить голову не получится).

Взять Oculus Go можно за $199 у Amazon, NeweGG и BestBuy.


Lenovo Mirage Solo


Буквально сразу за Oculus Go его прямого конкурента выпустили Lenovo и Google. Mirage Solo вышел 4 мая. Он тоже стенделон, без необходимости подключения к смартфону, компьютеру или игровой консоли. Все необходимое находится внутри хедсета. Google делает на него большую ставку. Во-первых, девайс должен помочь развитию ее VR-платформы Daydream. Во-вторых, он следует протестирует отслеживающую технологию WorldSense, позволяющую сканировать перемещение человека в виртуальной реальности через камеры, встроенные в их хедсет. Lenovo Mirage Solo является первым устройством, объединяющим обе эти системы (после того, как HTC в прошлом году отменила свои планы по выпуску девайса с Daydream).




Устройство очень похож на предыдущий хедсет Google – Daydream View, – но не требует вставки смартфона. Внутри у него 5,5-дюймовый экран с разрешением 2560х1440, аналогичный тому, что у Oculus Go. Начинка – чуть мощнее: Snapdragon 835, 64 ГБ хранилища по умолчанию (плюс его можно расширить с MicroSD). От одной зарядки – примерно те же самые три часа беспрерывной работы. В оснащение входят два микрофона, мини-джек под наушники и пульт управления – тот же, что и у Daydream View.


Своего конкурента девайс превосходит благодаря WorldSense. В хедсет спереди встроены камеры-глаза. Они отслеживают, когда вы наклоняете голову или приседаете, и делают VR-впечатления более полноценными. Правда, делать все движения головой можно только в пределах одного квадратного метра. Google говорит, что в будущем это ограничение с WorldSense уберут, но пока что, если вы выходите за пределы этого метра, всё в очках останавливается, и надо вернуться обратно, или перенастроить хедсет.




Еще одно ограничение технологии – ее нельзя использовать в темной комнате. И камеры спереди ничем лучше не прикрывать. Еще есть спекуляция, что Mirage Solo не будет качественно отслеживать движения головы в полностью пустом пространстве, без мебели и углов, по которым можно ориентироваться в комнате. Для частного пользователя это не очень важно, а вот с человеком, выступающим на большой пустой сцене перед аудиторией, может случиться конфуз.


Большой заманухой на Daydream является VR-видео. Включая приложение виртуальной реальности от YouTube, представленное полтора года назад. Природа, экстрим, концерты, интерьеры, события, музыкальные ролики – снятые 360°-камерой. Забавно для разнообразия, и есть очень качественный контент, но отсутствует поддержка WorldSense (вы можете только крутить головой влево-вправо), так что обычный Daydream View с просмотром такого видео справится примерно так же. А стоит он дешевле.




Одна из главных проблем хедсета – пока что, опять-таки, экосистема. Тут она еще более скромная. На Daydream работают порядка 350 приложений, в основном мини-игры. Есть довольно забавные. Но на пять-десять минут. Прокатился по пикам горы, поуворачивался от летящих в тебя снежков – и всё, хватит. Сложного полноценного хоррора, как на Oculus Rift, тут пока не испытать. Пульт управления тоже довольно примитивный, к нему придется привыкать порядочное время, чтобы создалась хоть малейшая иллюзия, что вы реально задействуете свое тело. Более сложные пульты у HTC Vive, Oculus Rift и PlayStation VR делают эффект погружения намного глубже, с ними у человека появляется свобода действий.


Очевидно, Mirage Solo – более продвинутый и мощный автономный девайс, чем все его предшественники. Но отталкивает цена. Он почти в два раза дороже, чем Oculus Go, и один только WorldSense такую разницу не оправдывает. Проще купить Daydream View за $99, и купить к нему смартфон за $300. Обойдетесь в такую же сумму, а по итогу получите два девайса. Даже встроенных в хедсет динамиков тут нет, хотя они уже вроде как стали стандартом для VR-гарнитур. Также из-за WorldSense девайс вышел довольно тяжелым: 645 граммов. На 177 граммов больше, чем у Oculus Go.




Такие недостатки объясняются просто. Mirage Solo – это тестирование технологии. И предназначен он в первую очередь для разработчиков. Чтобы они смогли увидеть потенциал и начали делать свои приложения под WorldSense и Daydream. Об этом говорит даже Клей Бэйвор, руководитель отдела виртуальной и дополненной реальности в Google:


Мы увидели реальный интерес со стороны тех, кто увлечен VR. Разработчиков, создателей, первых пользователей. Они видят, какой у этого потенциал. Вы не привязаны к внешним устройствам, и при этом позиция вашей головы прекрасно отслеживается. В нашу технологию должно поверить больше людей.

Первые обзорщики называют хедсет «следующим прорывом в VR», но сам по себе он вряд ли увлечет пользователей. Это образец, и по тому, как хорошо он «зайдет», Google будет решать, стоит ли продолжать развивать технологию. Если эксперимент окажется успешным, и разработчики, проникнувшись идеей, начнут создавать приложения к WorldSense, переключиться обратно на Oculus им будет уже тяжело. А Google выпустит контроллер получше, поднажмет с рекламой, снизит цену для закрепления успеха, и таки переманит к себе хорошую долю пользователей. По крайней мере, на это надежды. А пока что – всего 350 приложений, из которых под WorldSense заточены дай бог пару десятков.




Плюсы:


  • инновационная технология WorldSense: хедсет сам отслеживает ваше положение (шесть степеней свободы для головы);
  • интересный на вид (где еще вы видели хедсет с двумя глазами спереди? До такого даже в научной фантастике не додумались);
  • качественная сборка Lenovo.

Минусы:


  • слабый контроллер (только три степени свободы у пульта, и он только один);
  • тяжелый, долго в таком не посидишь;
  • работает в пределах одного квадратного метра;
  • пока что очень слабый набор приложений в Daydream, совместимых с WorldSense.

Продается за $399 у Amazon и у Lenovo. Продажи на Amazon, кстати, то открываются, то прекращаются, и иногда страничка вообще пропадает. Не ясно, с чем это связано, но смотрится забавно, учитывая давнюю историю неприязни между Amazon и Google.


Тем временем у Apple


Эксперты в индустрии предсказывают, что рынок AR/VR достигнет $108 млрд к 2021-му. В основном благодаря бизнесу, который захочет сделать покупателей более лояльными, открыв для них новый вариант знакомства и «общения» с их продуктами. Разумеется, свой кусок от такого большого пирога захотела откусить и Apple. Пару недель назад CNET раскопала информацию, что яблочники в секрете тоже делают хедсет. И тоже мобильный, без проводов и необходимости покупки дополнительных устройств. Их гаджет должен быть готов к 2020-му. По современным меркам, он будет запредельно продвинутым (и, наверное, как привыкла Apple, дорогим). Кодовое имя проекта – T288.




Разработка VR-стартапа Vrvana, который Apple купила в прошлом году за $30 млн

Хедсет  будет поставляться с двумя 8K-дисплеями (по одному для каждого глаза). Это учитывая, что сейчас даже 4К для глаза – считается очень круто. В нем будут стоять камеры, как в Mirage Solo, оценивающие окружающую ситуацию. Они смогут определить, когда пользователь наклоняется или ходит по комнате, и, возможно, даже предупредят его об опасности, если он так увлекся игрой, что сейчас с чем-то столкнется. Для работы хедсет будет подключаться к специальному ящичку по беспроводной технологии 60ГГц WiGig. Запитывать его, по слухам, будет 5-нм процессор. Чип A11 в iPhone X у Apple создан по 10-нм технологиям, то есть для хедсета компания собирается использовать железо, которого пока еще нет на рынке.


P.S. Гаджеты новые, в России еще не продаются. Но, учитывая предыдущий опыт с HTC Vive и PS VR, в РФ они будут стоить минимум на 20-30% дороже. Как обычно, все девайсы намного выгоднее покупать в США. Обязательную нотификацию для них недавно убрали, и самые свежие гаджеты теперь можно спокойно ввозить в страну, не опасаясь таможни (в пределах €1000 в месяц). А за доставку из американских магазинов отвечаем мы, Pochtoy.com. От $8,99 за полкило. И $7 на счет всем читателям, кто после регистрации укажет код Geektimes.

Комментарии (26)


  1. natan555
    08.05.2018 12:46

    Парни вы чё? Вы не опоздали на пару лет?


    1. DROS
      08.05.2018 13:26
      +1

      Никто не заставляет покупать то, что описано выше. Можно использовать существующие уже «коробки» с мобильником, если так хочется. А вот таскать с собой системник — на это я хочу посмотреть.


    1. jrthwk
      08.05.2018 13:35
      +1

      Никто никуда не опоздал, нормального наголовного дисплея, без интеграции с облаками-фейсбуками-магазинами-наушниками, с нормальным качеством экрана и нормальным полем обзора так никто толком и не родил.


      1. logran
        08.05.2018 22:01

        Pimax 8k? И поле обзора норм. И разрешение чудовищное. И не Amoled, так что от явно выраженной сетки поверх картинки страдать не придется. Разве что комп под это дело нужен адский.

        A так то и WMR-девайсы уже весьма приятны (кроме угла обзора), и вплотную к plug-n-play приблизились (и по цене дешевле, чем All-in-one недоразумения из данного поста).


        1. jrthwk
          09.05.2018 08:27

          Оно ж насколько знаю еще не вышло реально.
          Собственно вот это и показатель — хайп уже не первый год, а реально рабочие лошадки, только сейчас, только еще начинают делать.


  1. SchmeL
    08.05.2018 13:41
    +1

    большой минус — малое количество ААА игр, а те что есть, заточены под свою платформу. Вот например у пользователей HTC и Oculus уже полгода подгорает из-за Resident Evil 7.
    Думал еще укачивание записать, но мой хреновый вестибюлярный аппарат привык где-то за пару месяцев, по часу игры в неделю.


    1. Popadanec
      08.05.2018 13:59
      +1

      Ну так сколько лет VR рынку. Пока инвесторы поймут что народ заинтерисован в VR играх. Плюс из за цены и требований к железу, шлемов продано относительно мало.
      А эксклюзивы для приставок, врятли исчезнут(разве что канут в ад вместе с самими приставками). Прибыльность выше, пиратство ниже, и куда проще разработка и оптимизация под конкретное железо.


      1. Loki3000
        10.05.2018 13:01

        Ну так сколько лет VR рынку.

        Лет 20 примерно. Пора бы уже и контенту появиться.


        1. Popadanec
          10.05.2018 19:45

          HTC Vive/Vive Pro(и все аналогичные по характеристикам) и сейчас то хватает лишь для вау эффекта. Потом быстро надоедает, ввиду низкого разрешения.
          Про шлемы с более низким разрешением и говорить нечего, глаза вытекают через 10 минут.
          Вот Pimax 4k(не из первых партий) уже временами может мозг обмануть, возникает ощущение «попадания» внутрь игры, значительно подстегивая интерес к игре.
          А уж выход Pimax 5/8К(поддерживающий сразу три, а вскоре возможно и 4 платформы) должен дать заметного пинка рынку VR игр.
          Только последние пару тройку лет массово заговорили про VR, до этого попытки были, но они упирались в возможности своего времени. И только в последнее время стали массово выходить разные игры и появляться новые шлемы доступные по цене(и требованиям к железу) покупателям.


    1. hudson
      09.05.2018 17:44

      Есть решения для запуска игр изначально не ориентированных на VR. Alien Isolation, Skyrim (не VR, с модами), Fallout, Assassins Creed, Alan Wake, Dead Space… Это не панацея, но в нативном VR играть реально не во что. Хоть PSVR возьми, хоть Steam VR.


  1. AlexanderS
    08.05.2018 13:42
    +1

    Рынок смартфонов сейчас сворачивается даже в Китае (впервые за 9 лет). Люди не понимают, зачем брать модели еще тоньше или еще мощнее. Больших полезных инноваций, похоже, перестали ждать даже от Apple.

    Наконец-то! Может пришла пора уже нормально начинать поддерживать модели? Обновления там оперативно выпускать… да и вообще хотя бы просто выпускать их. Или оптимизировать и отшлифовывать свой софт?


  1. Popadanec
    08.05.2018 13:49

    Покупать из того что представлено, включая забытый ASUS WMR и еще несколько подобных автономных VR шлемов, сейчас не имеет смысла. Т.к. их производительности едва хватит на игры с мультяшной графикой. Не говоря уж про слабую работу трекеров для рук, или вовсе джойстик без трекинга.
    Разве что для вас не проблема выложить 30-50к и через год полтора не кусать локти, глядя как следущее поколение работает в разы лучше, а то и на порядок.


  1. ni-co
    08.05.2018 14:10
    +1

    Мое предположение, что сей девайс повторит судьбу 3D телевизоров.


    1. Pochtoycom Автор
      08.05.2018 14:14

      Да, кстати, ощущения очень похожие. С той лишь разницей, что 3D-телевизоры продвигали Samsung/LG/Panasonic, а за VR стоят топовые IT-компании — Apple, Facebook, Google (странно, что Amazon еще не затесался).


      1. Popadanec
        08.05.2018 18:57

        Конкретно это поколение мобильных VR шлемов да, а если и будет продаваться то в лучшем случае на грани самоокупаемости. Т.к. Разрешение достаточное лишь для первого вау эффекта, производительности же хватит на простенькие игры с мультяшной графикой, либо для просмотра фильмов/ютуба, где мощность процессора вовсе не важна.
        Как говорится: «Вот когда достигнут производительности хотя бы 1080, тогда и поговорим.


    1. Brenwen
      08.05.2018 15:21

      Мое предположение — эти девайсы займут свою нишу, где и будут вариться. Как хайтек-джойстики/рули, которые 95% игроков покупать не будут, но оставшиеся 5% поклонников симуляторов купят обязательно. Возможно даже полностью вытеснят обязательный сейчас для симмеров TrackIR/Freetrack. Сейчас просто идут попытки нащупать границы этой ниши.


      1. hudson
        09.05.2018 17:50

        Вот да, давно стойкое ощущение что тему для упоротых по VR гиков (типа меня) хотят (насильно) пропихнуть массы. И денег это стоит дофига (и комп-приставка нужны недешевые, Oculus Go и иже с ними конечно неплохо, но и возможностей по использованию потенциально намного меньше), и посмотреть досе толком нечего (для обычного юзера). В общем даже интересно, победит ли вливаемое бабло или все откатится в нишевые проекты.


        1. Brenwen
          10.05.2018 12:51

          Любой популярный гаджет начинается с темы для гиков, которая потом идет в массы. Хоть персональный компьютер возьми, хоть смартфон, хоть что еще. Что-то зацепит и взлетит, что-то — нет, а что-то — вернется на следующем витке эволюции на новом железе и принципах.


  1. SINOIA
    08.05.2018 14:12
    +1

    а что там с стрим технологиями, я помню даже Lineage eternal готовили к запуску через облако, но потом проект свернули, неужели эта возможность даже не рассматривается на ближайшее будущие?


  1. Yastreb1332
    08.05.2018 14:18

    в том виде как оно есть сейчас не взлетит.


  1. darthmaul
    08.05.2018 15:19
    +1

    Извините за офтоп, но кто — то испытывал Vive Pro? Стоит своих денег? Преимущество в разрешении над Oculus CV1 заметно?


    1. Popadanec
      08.05.2018 17:58

      Разница заметна, но пиксели во вдумчивых/медленных играх все равно режут глаза.
      Vive Pro, можно расшифровать как ПРОмежуточная версия, чтобы не упускать внимание покупателей до выхода Vive 4К.
      Если есть Oculus CV1 или HTC Vive, покупать промежуточную версию не имеет никакого смысла.


      1. hudson
        09.05.2018 17:51

        А что, Vive 4K анонсирован? Хочу попробовать Pimax8k ради интереса. Но когда он выйдет пока не знаю. Да и потянет ли его мой комп тоже непонятно.


        1. Popadanec
          09.05.2018 20:48

          Нет, но это очевидное решение, чтобы занять самую популярную(в ближайшие пару лет) в категории «производительность ПК/разрешение экрана» нишу. Т.к. Pro версия обеспечивает недостаточно качественное изображение. Но и она свою нишу займет при условии снижения цены до уровня обычной версии и сворачивания обычной версии в виду низкого разрешения.


  1. Djeux
    08.05.2018 17:00
    +3

    Вся надежда на порно-индустрию, без неё помрет девайс :)


    1. Linsh
      08.05.2018 18:52
      +1

      И что мы там не видели? ?