Первоначально опубликовано в /r/freelance на Reddit, но выкладываю здесь для потомков.

Я занимаюсь фрилансом довольно долго и могу поделиться крупицами знаний, которые я услышал или узнал сам, зачастую нелегким путём.

Типичный штатный сотрудник обходится компании в 2-3 раза дороже его номинальной зарплаты


Используй это в качестве основы для расчёта своих тарифов. $90 в час может показаться дорогой альтернативой сотруднику, который получает зарплату $30 в час, но в реальности это эквивалент $90, и расходы прекращаются сразу по окончании проекта.

Если клиент просит 6+ часов в день, ты потратишь 8 часов


Ты не сделаешь ничего полезного (читай: оплачиваемого) в оставшиеся два часа. Они отняли у тебя целый день, но заплатили только за 75%. В таких ситуациях взимай дневную ставку.

Оставляй время для простоя
Выгорание реально, и это отстой. Если сгоришь, то потеряешь недели (даже месяцы) работы, поэтому лучше планировать свободное время. Попробуй включить «ежегодный отпуск» в тарифы.

Ты бизнес, а не работник


Некоторые переговоры в порядке вещей, но в конечном счете ты участвуешь в деловой сделке, поэтому клиент не может диктовать рабочие часы, ставки и т.д. Он может предложить или спросить о них, но в конечном итоге именно ты решаешь, когда и на каких условиях работать. Что приводит к…

Необоснованные запросы заслуживают необоснованных ставок


Для меня «срочная», «немедленная», «неотложная» работа сразу добавляет 30% к тарифу с минимальной оплатой двух часов. Если я должен бросить текущий проект, чтобы «срочно» добавить строчку кода на ваш сайт, то вы платите мне минимум за два часа потери производительности и задержку другого проекта. Я считаю, что если это действительно чрезвычайная ситуация, то клиент с радостью заплатит, а если нет, то предпочтёт запланировать задачу, как все остальные.

Установи рабочие часы и придерживайся их


Я работаю довольно нерегулярно в течение дня и вечером, но для клиентов моё рабочее время с 9 до 17, со вторника по пятницу. Любые запросы в нерабочее время означают увеличение ставки на 30%. Обратите внимание, что это складывается с тарифом за срочность (решение чрезвычайной ситуации в полночь обойдётся минимум в два часа с тарифом 160%, даже если займёт у меня 15 минут). Если я сам решу работать в нерабочее время, то буду взимать стандартную ставку, но явные запросы на такую работу ведут к повышению тарифа.

Будь открытым, честным и искренним


Самое худшее для клиента — услышать о проблемах за день до (или после) сдачи. Если у тебя возникли проблемы, заранее поговори с ним и согласуй ожидания. Может та фича, на которой ты застрял, на самом деле не настолько важна, чтобы задержать проект, а может задержка — просто проблемы с общением. В любом случае, всегда лучше поговорить с клиентом раньше, чем позже. Часто они понимают и одобряют небольшую корректировку плана работ.

Голод не означает отчаяние


Не утруждай себя гонкой за контрактами, которые выглядят проблематично. Ты лишь потратишь ценное время на боль и разочарование. Не имеет значения, что у тебя закончились деньги (и они не должны закончиться, если ты выставляешь правильные тарифы, но всё же). Отсутствие клиента лучше, чем плохой клиент, потому что плохой клиент обходится дороже, чем просто ничего не делать.

Если ты не можешь справиться, пусть это сделает другой


Если ты не способен удовлетворить запрос клиента, то можешь поддержать сообщество фрилансеров — и помочь клиенту найти человека, который справится. А ещё лучше самому нанять субподрядчика. Опять же, убедись в соответствии ожиданиям клиента. Браться за работу, в которой у тебя недостаточно квалификации — бесполезное дело, а вот открытое обсуждение этого с клиентом порождает уважение и доброжелательность.

Твой проект бесконечно важнее для тебя, чем для клиента


Для истинного понимания этого нужно немного погрузиться в тему, но в конечном счёте каждый владелец бизнеса в первую очередь сосредоточен на управлении своим бизнесом в данный момент. Для тебя бизнесом является данный проект, поэтому ты сосредоточен на нём. У клиента же бизнесом является продажа виджетов или бронирование лам, или обучение кальмаров языку жестов. Каким бы ни был его бизнес, ваш проект точно к нему не относится. Вот почему клиенты иногда кажутся незаинтересованными или отвечают лишь через две недели на то, что по-твоему мнению требует срочного внимания. Клиент занят своим бизнесом, а ты — лишь рискованная статья расходов. Единственное, когда проект начнёт волновать клиента больше, чем тебя, это когда клиент станет терять деньги из-за проблем с проектом.

Хотя некоторые из этих вещей кажутся довольно очевидными, но для их понимания на своём опыте требуется на удивление много времени.

Комментарии (81)


  1. DrPass
    10.05.2018 17:07
    +3

    Вообще, спорно всё это. Советы автора годятся для позиции матёрого фрилансера, который уже давно вошел в ритм, имеет свой постоянный круг клиентов, репутацию и т.д. Но как по мне, таким уже и советы не нужны. А если ты только начинаешь фрилансить, крутить носом перед плохими проектами, наворачивать себе часовой рейт и т.д. обычно значит вылететь с рынка, не успев на него войти. Автор прав, что фриланс — это бизнес. А бизнес предполагает инвестиции. Вот у фрилансера как раз и должны быть на старте инвестиции — его времени, его сил, его нервов. Пока вы никому не известны, вам нужно и демпинговать, и браться за те проекты, которые вам предлагают, а не сидеть неделями без работы, подбирая идеального клиента.


    1. norlin
      10.05.2018 17:30
      +1

      Это поможет разве что набрать портфолио, если оно нужно. Но вы не сможете поднять ставку по мере роста опыта при работе с одними и теми же заказчиками. А для новых заказчиков ваша поднятая ставка будет выглядеть одинаково, независимо от того, поставили ли вы $90/час сразу или после 5 лет демпинга.


      1. DrPass
        10.05.2018 18:13

        В первую очередь для портфолио и нужно. Фрилансер с высокой ставкой и без удачных проектов в портфолио, как показывает практика, желания сотрудничать у заказчиков вызывает весьма немного.

        Но вы не сможете поднять ставку по мере роста опыта при работе с одними и теми же заказчиками

        Почему? Вполне можно. Некоторые заказчики «отваливаются», ну и бог с ними, некоторые адекватно воспринимают.


    1. willyd
      10.05.2018 21:31

      На самом деле все правильно описано. У меня в неделю от 3 до 6 инвайтов, при том, что статус «NA».
      Так вот.
      Сразу удаляю как спам приглашения от всяких Talent Specialist, поскольку если заказчик не знает, что ему нужно, то ему для начала нужна консультация, а не какой-то специалист, который скорее всего и сам не в теме.
      У меня достаточно опыта, чтобы оценить приблизительные объемы задачи, поэтому на втором этапе я удаляю все запросы с оплатой за проект, если они на мой взгляд стоят ощутимо дороже. Причем указываю это в комментариях.
      Если мне понравился проект, я связываюсь с заказчиком. Но если, у заказчика нет нормального ТЗ или понимания, что необходимо, заказчик манипулирует терминами, в которых плавает, чтобы показать, что в теме и все знает, если вообще у меня просто впечатление, что это будет проблемой, я вежливо объясняю, что проект мне неинтересен и удаляюсь. Есть еще персонажи, которым один раз повезло, и они во время собеседования хотят от тебя увидеть ТЗ на свой проект.


      1. barbanel
        11.05.2018 11:16

        Соглашусь.
        Особенно классно беседовать с таким типом заказчиков:
        — Скажите пожалуйста, как правильно это сделать?
        — Вот так это будет наиболее правильно.
        — Я не согласен.


      1. edwardspec
        11.05.2018 11:35

        Сразу удаляю как спам приглашения от всяких Talent Specialist, поскольку если заказчик не знает, что ему нужно, то ему для начала нужна консультация, а не какой-то специалист
        Ну так и предложите ему платную консультацию.
        А-ля «могу за [...] посмотреть на ваш usecase и подробно расписать, какие специалисты с какими компетенциями вам понадобятся на этот проект».


        1. willyd
          11.05.2018 18:56

          В бытность, когда мне нужны были заказы, я пару раз повелся на инвайты от Talent Specialist. Ни разу подробного обсуждения проекта с ними не было, они просто пересылали меня на заказчиков, после разговора с которыми становилось ясно, что я им не подхожу.
          Сложилось впечатления, что эта «каста» просто ищет по ключевым скиллам самого дешевого специалиста и просто договаривается об интервью с заказчиком. Процент «ложно позитивных приглашений» у них на много выше, чем непосредственно у заказчика. Сейчас мне отвлекаться на такие инвайты, которые скорее всего окажутся ложными — это трата моего времени. Даже, чтобы обсудить кейс.


          1. andrew8712
            11.05.2018 20:06

            Эти талант-специалисты уже просто задолбали, кто-нибудь знает как отказаться от их писем раз и навсегда??


            1. arheops
              11.05.2018 21:55

              Спам фильтр настроить. На freelancer.com выключить значок prefered-freelancer-program.


              1. andrew8712
                12.05.2018 08:20

                На апворке они спамят сразу приглашениями на интервью. А если их игнорить — это сказывается на профиле


                1. arheops
                  12.05.2018 11:48

                  Мне не спамят. Может, вам надо рейт увеличить?


                  1. andrew8712
                    12.05.2018 18:40

                    Им плевать на рейт. У меня $65/hr., они спамят fixed price проектами по $100—$2000


                    1. arheops
                      12.05.2018 19:02

                      Мне не спамят. У меня рейт сильно больше.


                    1. willyd
                      12.05.2018 19:48

                      А у меня рейт сильно меньше, и я спокойно их отметаю как спам.


    1. m0nym
      11.05.2018 18:28

      Но как по мне, таким уже и советы не нужны

      Занижение собственных оценок (тарифов и времени) — довольно распространенная болезнь и у опытных.
      Где граница между опытным и начинающим? Где это самоощущение, что все, с сегодняшнего дня — ты мэтр?
      Человек, зачастую, уже лабает много лет, но до сих пор считает, что:
      наворачивать себе часовой рейт и т.д. обычно значит вылететь с рынка, не успев на него войти

      И боится, ох как боится, поднимать ставки, опасаясь помереть с голоду.
      Со стороны это выглядит смешно, но… у меня есть двое коллег, хорошие специалисты, клиенты набраны уже лет 10 как, до сих пор решают проблему нехватки времени для работы никак не повышая ставки, а просто работая на износ или отказываясь от заказов из-за нехватки времени.
      Нужно то просто повысить ставку, все, ты мэтр, у тебя клиентов очень много хватит на 100 лет. Нет. Эти люди боятся. Возможно, из-за того, что заработок во фриленсе имеет большие флуктуации — сегодня много работы, завтра мало?
      Тем не менее факт — даже опытные фриленсеры лишь со стороны видят что «нужно делать так». Но в отношении своей работы — не могут применить описанное в статье. Не редкость это.

      Пока вы никому не известны, вам нужно и демпинговать, и браться за те проекты, которые вам предлагают, а не сидеть неделями без работы, подбирая идеального клиента.

      Это поможет только в практике. В повышении квалификации (в небольших пределах поможет только, кстати, так как дешевая оплата = простые работы = учиться просто не на чем).
      Поможет не сдохнуть с голоду.

      Но никак не поможет в дальнейшем росте.

      Вы наработали клиентов? Вы наработали портфолио?

      Сюрприз: низкая ставка, к которой вы приучили своих клиентов и та же низкая ставка, что светится под 99% работ вашего опубликованного портфолио — не даст вам поднять ставку выше.

      Вы получите уверенность в своих силах и все же сдвините ставку вверх, конечно же. Вопреки наработанному портфолио и вопреки устоявшимся связям.

      Кто мешает сделать это сразу? Если вы, конечно же, обладаете достаточной квалификацией сразу.

      Фрилансер с высокой ставкой и без удачных проектов в портфолио, как показывает практика, желания сотрудничать у заказчиков вызывает весьма немного


      Я уже лет 20 как выступаю по разные стороны баррикад — и фриленсер и заказчик.

      Демпинговая цена никогда не является основанием для выбора исполнителя.
      Да, она может привлечь заказчика… с которым лучше не работать.

      Я смотрю не на цену, а на адекватность и профессиональный уровень, на то, как серьезно относится потенциальный исполнитель к моему заказу на этапе обсуждения.

      Можно прекрасно выяснить уровень в простой технической беседе по проекту. В крайнем случае ошибки — просто разорвать отношения в начале проекта, когда выясниться недоквалификация. Но такого за 20 лет было буквально 3 раза.

      Обширное портфолио — несущественная деталь. Это пыль в глаза для заказчика. Оно и подделывается. Оно и подчищается (там только лучшие работы, а не все подряд и не проколы в работе).

      Портфолио — не настолько важная вещь, а как обычно считают. Впрочем, для мелко-дешевых работ, когда исполнителей подбирают чисто на вес, охапками, но быстро и просто, — да, портфолио важно.

      В серьезных работах на нормальную ставку — вы все равно будете беседовать и обсуждать. И это общение куда как важнее для заказчика для принятия решения.

      Кроме того, большую практическую ценность для заказчика представляют уже сложившиеся специалисты, входящие во фриленс. А не те, что на фриленсе и учились с 0. Но у вторых портфолио, по очевидным причинам будет длиннее…


      1. DrPass
        11.05.2018 22:22

        Занижение собственных оценок (тарифов и времени) — довольно распространенная болезнь и у опытных.

        Ваш рейт — это не сколько вы могли бы заработать, а сколько вы просите. Если вы уже не первый год в работе, и вы не поднимаете свою ставку (не верите в себя, стесняетесь, или вам и так хватает), вам очередной совет на форуме в этом плане ничем не поможет. Вы же и так их уже прочли несколько десятков, верно?

        Кто мешает сделать это сразу? Если вы, конечно же, обладаете достаточной квалификацией сразу.

        Вот это и мешает. Квалификация, она же не с неба падает, и даже не на пет-проектах. Вы её на реальных заказах и нарабатываете.
        И опять же таки, чтобы долго искать хорошего клиента, надо ещё денег запас иметь. Вы его найдете, конечно же. Но не сразу. Через месяц, два, три. Может, через полгода. А кушать хочется каждый день.
        Не надо недооценивать портфолио. Да, личная беседа даёт очень многое. Но вы должны понимать, что у вас есть конкуренты. Всегда. И они обычно ничуть не хуже вас проводят личные беседы. Поэтому вас выберут в том случае, если вы или дешевле их, или имеете лучшее портфолио. И лишь в каком-то крайне редком случае вы окажетесь лучше их на обсуждении проекта, и тогда остальные факторы уйдут на задний план.


        1. m0nym
          12.05.2018 09:22
          +1

          вам очередной совет на форуме в этом плане ничем не поможет


          И задуматься не поможет?
          Здесь в статье хорошая постановка вопроса — у автора активная жизненная позиция.
          Почитаешь, позавидуешь, подумаешь о себе.

          Вот это и мешает. Квалификация, она же не с неба падает, и даже не на пет-проектах. Вы её на реальных заказах и нарабатываете.


          Вы исходите из того, что во фриленс идут с 0.
          Это плохой путь, медленный рост, ограниченный рост.
          Частенько попадались исполнители, что по 7 и по 15 лет во фрилансе — а по уровню примерно как джун с двумя годами опыта с нашей конторе.

          Гораздо работать с людьми, что набирались опыта за пределами фриленса. А во фриленс пришли уже готовыми специалистами.

          Но вы должны понимать, что у вас есть конкуренты. Всегда. И они обычно ничуть не хуже вас проводят личные беседы.


          Как человек с опытом выдачи заказов на фриленсе — смею утверждать, что не все так грустно для исполнителя.

          Выставляешь заказ. А в ответ пишут практически спам.
          Делаешь слово-зацепку в описании заказа «если прочитали задание, то начинайте ваше предложение со слова лягушка» — и на это реагируют 5%.

          Так что большинство так называемых «конкурентов» — это шлак. Не стоит их бояться. Конкуренции, если вы адекватны и квалифицированы — куда как меньше, чем это кажется из количества «просто тусующихся» людей на рынке.


        1. m0nym
          12.05.2018 09:56

          Поэтому вас выберут в том случае, если вы или дешевле их, или имеете лучшее портфолио. И лишь в каком-то крайне редком случае вы окажетесь лучше их на обсуждении проекта, и тогда остальные факторы уйдут на задний план.


          Вы рассматриваете ситуацию — типовой удаленки через биржы фриленсеров.
          Да, там есть понятие портфолио.

          Но. Есть фриленс за пределами публичных интернет-площадок.
          Скажем, в сфере 1С принято иметь дела с клиентами лично.
          Да и адвоката вряд ли вы будете искать «по портфолио», если вы не корпорация.
          Или бригаду по ремонту помещений.

          Тут, понятно дело, важными становятся рекомендации старых клиентов. Но далеко не всегда новый клиент приходит через старых, дающих отличные рекомендации исполнителю.

          Бывают и залетные клиенты. Самый типовой вариант для меня — кто-то из моих знакомых слышал, что я занимаюсь тем, что я занимаюсь — и передали по цепочке. Но рекомендация в такой длинной цепочке теряется. Они не убедительны уже.

          Теперь представьте, что высококвалифицированный специалист, уже имеет наработанных 30 заказчиков, с которыми сотрудничает годами и годами. Все замечательно. Высокая ставка.

          И вот появляется новый потенциальный заказчик, что важно, нашедший не по рекомендации старых заказчиков, которые уже доверяют и могут выдать самый прекрасные отзывы о работе.

          Ты для нового заказчика еще никто.
          Опыта хоть попой ешь у фриленсера. Но он не может показать этот опыт в виде портфолио (адвокат, 1С-фриланс без интернет-сайта).

          Это что же — разве повод выставлять самую мизерную ставку на рынке?

          Заказчики тоже понимают, исполнители бывают разной квалификации. И что нет никакого способа этого заранее выяснить на основании формального портфолио (которого просто нет). Можно только через беседу или просто рискнуть и взять (потом по быстрому расстаться если что).

          И?
          Что делать со ставкой?


  1. AlexZaharow
    10.05.2018 18:53

    С точки зрения штатного сотрудника я хотел высказать мнение по первому пункту, что штатный работник обходится дороже. Противоречие мне видится в конфликте с пунктом «Необоснованные запросы заслуживают необоснованных ставок»

    что это складывается с тарифом за срочность (решение чрезвычайной ситуации в полночь обойдётся минимум в два часа с тарифом 160%, даже если займёт у меня 15 минут)

    На работе бывает, что к вам прибегают и сотрудники и начальники и вот прям щас брось всё и что-то правь и никто надбавку за срочность не предлагает )))


    1. YaMishar
      10.05.2018 19:20
      +3

      На работе вам платят оптом. За 8 часов 5 дней в неделю.
      Срочное — не срочное — решает менеджер.
      Он и несёт ответственность за задачу в целом.

      Автор же сам себе выбирает — возьмётся ли сейчас за +30% за задачу, которую он поставил бы в очередь или нет. Но это — его риски.


      1. AlexZaharow
        11.05.2018 07:49

        На работе вам платят оптом. За 8 часов 5 дней в неделю.
        Но ведь я не всем подряд продаю оптом свои часы. )))
        Он и несёт ответственность за задачу в целом.
        Тут как договоритесь. Я менеджера «дёргаю» только в критичных случаях, когда требуется административный ресурс.
        В больших фирмах ответственность бывает сильно размыта. Но я стараюсь не подводить.


        1. White_Scorpion
          11.05.2018 09:05
          +1

          Какая разница? Получая 8/5 вам компенсируются риски простоя, от которых не застрахован автор (см. про голод). Кроме того нарезку задач, приоритезацию и стресс общения с заказчиком (адекватным или нет — неважно) за вас берут на себя манагеры — соответственно ваша "надбавка за срочность" идёт, как фиксированная з/п для них.


          1. AlexZaharow
            11.05.2018 11:15

            и стресс общения с заказчиком… за вас берут на себя манагеры
            А стресс от моего общения с манагером кто на себя возьмёт? Стрессы идут по всей «вертикали».


            1. White_Scorpion
              11.05.2018 11:24

              Манагеры обычно более адекватные, чем заказчик, который совсем "не в теме", но пытается "слыть крутым и гнуть пальцы". Если же манагер неадекватен — это обычно видно и тут два варианта:


              1. Либо в какой-то момент его уберут.
              2. Либо просто стоит покинуть компанию, потому что неадекватный менеджер означает, что в компании не в сё в порядке.


              1. AlexZaharow
                11.05.2018 11:57

                Ваши предложения, конечно, верны, но есть и вариант №
                3. Приручить менеджера.
                Кроме того, изначально вы приходите в фирму и на каком-то этапе собеседования знакомитесь со своим будущим начальником, узнаёте, как идут дела в фирме, чтобы через месяц/полгода не оказаться на улице и т.п вопросы, что позволит вам полностью сосредоточится на работе. И получая ответы на свои вопросы вы и понимаете в какой атмосфере будут проходить ваши рабочие часы. Это позволит вам в ближайшей перспективе исключить п. 1 и 2.
                Как видите, вопросы должны ставится не реакционные, «а что мне делать в том или том-то негативном случае», а как в этой ситуации не оказаться.
                Я не пытаюсь убедить вас в преимуществе работы штатным сотрудником или сотрудником во фрилансе. У каждого свои мотивационные причины для работы. Главная цель — это быть честным с самим собой/своими желаниями и сделать тот выбор, который устроит именно вас. А этот выбор гораздо шире, чем работа по 8 часов 5 дней в неделю. Можно работать и по 12 часов 5 дней в неделю на месте штатного сотрудника.


                1. White_Scorpion
                  11.05.2018 13:32

                  Или так, но ключевое тут то, что "количество стресса" — сильно меньше, чем если сам себе режиссёр и на дуде игрец, заказов нет, мозг пилит жена, да ещё и семеро по лавкам сидят (Естественно утрирую).


                1. JuniorIL
                  11.05.2018 13:42

                  Кроме того, изначально вы приходите в фирму и на каком-то этапе собеседования знакомитесь со своим будущим начальником, узнаёте, как идут дела в фирме, чтобы через месяц/полгода не оказаться на улице

                  Насколько сложно определить адекватен ли будущий сотрудник по нескольким интервью, так же сложно определить адекватность менеджера.


      1. SwingoPingo
        11.05.2018 08:34

        В общем случае программисты все разные и штатные и найм, но хочется выделить некоторые особенности.

        Грамотный фрилансер предложит лучшее с ЕГО точки зрения с ЕГО опыта работы решение для организации исходя из общей картины по его множеству клиентов, хотя оно может быть не оптимальным с точки зрения клиента. Собственно за это ему и платят. Штатный в курсе контекста возникновения проблемы и предложит решение оптимальное с точки зрения КЛИЕНТА. При этом клиента не кидает ни тот, ни другой. Потому что путаница в голове самого клиента и как ни автоматизируешь ему одновременно и хорошо и плохо. Пример. Одновременно внедрял похожие проекты и клиентам и будучи штатным сотрудником. При том нам его внедряла team по найму, за весьма дорогие (но оправданные для заказанного проекта) средства. Нет никаких претензий к внедрению и процессу, кроме того что руководство ошиблось изначально в своих целях (о чем штатные сотрудники знали, а фриланс и не догадывался) и весьма дорогостоящие проекты не отработали и нескольких месяцев. Как штатный сотрудник я после переписывал эти (отмечу что очень грамотно внедренные относительно рынка, сам занимался в свободное время) решения на более подходящие конторе инструменты. Потому что питье кофе на кухнях клиента дает гораздо более тонкое понимание запросов КЛИЕНТА, выстраиваемых у клиента бизнесс-процессов и направлений развития проекта чем ТЗ составленное по типу Иванов И.И. назначается ответственным сдать ТЗ к началу следующей недели, изучив все потребности клиента на этих выходных. Но опять же — работал и зачастую одновременно на обе стороны — проблема не в способе покупке часов программистов, проблема в голове руководства.


        1. SwingoPingo
          11.05.2018 08:48

          PS. это как сравнивать семейного доктора и специалиста в больнице. Определенно что спец в больнице имеет высокую квалификацию и т.д., но семейный доктор гораздо более в курсе ваших специфических проблем, вашей мед страховки и возможностей проводить долгосрочное лечение. И тот и тот при этом полностью отрабатывают свою зарплату.


        1. barbanel
          11.05.2018 11:20

          Иногда нужно работать также и как психолог чтобы понять что именно хочет клиент.
          Особенно если он не до конца понимает как именно это должно работать.


          1. Germanets
            11.05.2018 11:29

            Эта профессия называется бизнес-аналитик…


            1. barbanel
              11.05.2018 12:00

              Не силен, возможно.
              Но иногда приходится и бизнес-аналитиком побывать =)


    1. DrPass
      10.05.2018 19:21

      Справедливости ради, если штатного сотрудника привлекают к срочным работам ночью, то надбавки тоже полагаются.
      Хотя насчет «в 2-3 раза дороже» я не согласен. Штатный обходится по факту примерно раза в полтора дороже, чем его «часовой рейт» (это включает в себя налоги на него, амортизацию рабочего места, оплату больничных/отпусков и бесплатный кофе), и крайне редко больше. При этом фрилансеру ориентироваться нужно не на то, чтобы «быть не дешевле штатного», а на то, чтобы «быть дешевле штатного или предложить большее за те же деньги». Иначе какой смысл в нём, если столько же стоит рядовой сотрудник? Разве что для кратковременных работ. Сделал, оплатили, пожали руки и попрощались.


      1. YaMishar
        10.05.2018 19:36
        +2

        В полтора — это только налоги. Офис — ещё процентов 50, всякие сопровождающие сотрудники (офис менеджеры, бухгалтерия, охрана) — ещё отъедает сколько-то.
        Оборудование (от компьютеров до кофе-машин) сколько-то стоит?
        Ну и наконец те же ПМ, QA, техписы. Они напрямую не генерят прибыль, но без них в процессе сложно.

        Фрилансер же сам думает о печеньках, об чистке ковра и о тестировании.


        1. DrPass
          10.05.2018 22:03

          Бухгалтерия, охрана, ПМ, QA — это всё вам потребуется независимо от того, кого вы нанимаете, штатного сотрудника или фрилансера. Фрилансер точно так же потребует для себя услуг ПМа, работы вашего бухгалтера и т.д… Оверхед на штатного сотрудника, это грубо говоря, клочок офиса со столом и компьютером. Поделите стоимость рабочего места на шестьдесят или даже восемьдесят (именно столько месяцев оно, как правило, живет до апгрейда), и вот ваша ежемесячная стоимость обеспечения штатного сотрудника. У вас получилась сумма порядка ста — ста пятидесяти долларов, верно? Это несущественно.


          1. willyd
            10.05.2018 22:15
            +1

            Тут правы все.
            На самом деле в большой компании или компании, которая работает в области ИТ, достаточно легко найти задачи, чтобы загрузить специалиста так, чтобы он себе окупал. А вот в небольших компаниях, задействование фрилансеров может себя оправдать, как в плане затрат на оплату труда, так и в плане непрямых затрат, как организация и обслуживание рабочего места, расширение помещения, не дай бог, и т.д.
            Все как везде, инструмент нужно применять там, где он необходим.


        1. lair
          11.05.2018 00:46
          +1

          Ну и наконец те же ПМ, QA, техписы. Они напрямую не генерят прибыль, но без них в процессе сложно.

          Они ровно настолько же "не генерят прибыль", насколько ее не генерят разработчики. И да, разработчик-фрилансер обычно думает о тестировании ровно столько же, сколько разработчик в офисе (при одинаково поставленной задаче, это важно).


      1. TheIseAse
        10.05.2018 19:36

        Многие компании платят до 100 тыс. рублей за то, чтоб найти подходящего кандидата. Более того, это не только деньги, но и простой проекта, а это может быть еще дороже.


      1. dmitrybelsky
        10.05.2018 20:08
        +1

        Только налоги + отпуск c больничными дают примерно 50% плюсом к окладу.
        Так на 100 рублей зарплаты гросс получается 150 рублей затрат
        Еще 50-70% по минимуму это руководство, обучение, подбор, адаптация, рабочее место и прочая оргтехника.


        1. Source
          11.05.2018 13:04

          Ну вообще, если компания не пользуется налоговыми льготами, то одни налоги дают 54% (134/87). Отпуск и больничные ещё +15%. Плюс офисные сотрудники получают з/п за время, проведённое на рабочем месте, независимо от того работали они там или нет. А это как показывает практика даёт ещё разницу на 50-100%, т.к. реально рабочего времени в офисе получается (4-6 часов)
          Теперь осталось это всё перемножить (1.541.151.5) и получится, что офисный сотрудник обходится минимум в 2.7 раза дороже своей зарплаты на руки, это не считая расходы на печеньки, оргтехнику, ДМС, корпоративные мероприятия и другие плюшки.


          1. DrPass
            11.05.2018 13:17

            Откуда 54 процента?
            Если про Россию, то взнос в ПФ 22%, 8-9% — фонды страхования. Итого чуть больше 30%. Подоходный налог здесь считать нельзя, его платит не компания, а сотрудник из своих доходов.

            Плюс офисные сотрудники получают з/п за время, проведённое на рабочем месте, независимо от того работали они там или нет.

            Фрилансер в общем случае делает то же самое, см. эту же статью:
            Ты не сделаешь ничего полезного (читай: оплачиваемого) в оставшиеся два часа. Они отняли у тебя целый день, но заплатили только за 75%. В таких ситуациях взимай дневную ставку.


      1. inkvizitor68sl
        10.05.2018 20:37

        Если вы про РФ — то полтора раза он обходится только из-за налогов. А сверху ещё — рабочее место и так далее.


      1. dom1n1k
        10.05.2018 22:47
        +1

        Два раза это минимум, точно не полтора.


      1. Ivanko63rus
        11.05.2018 11:05

        Хотя насчет «в 2-3 раза дороже» я не согласен


        Почему многие забывают, когда говорят, что штатный дороже имеется ввиду, в основном, что на временную работу нет смысла нанимать штатного сотрудника?
        Ведь штатному платят всегда!
        Наемнику — только когда есть задачи(работа для него)! В этом и основной выигрыш по стоимости.

        Вот теперь и прикиньте, каждый год, из 12 месяцев у организации например есть задачи только на 3-4 месяца загрузки одного специалиста. Какой смысл нанимать штатного сотрудника? Наймут фрилансера за стоимость штатного+30%, заплатят за фактически выполненную работу и до свидания до следующего раза.
        А штатному пришлось бы платить не зависимо от того есть у него работа или нет, ну офисные расходы конечно + налоги.


        1. DrPass
          11.05.2018 11:56

          Почему многие забывают, когда говорят, что штатный дороже имеется ввиду, в основном, что на временную работу нет смысла нанимать штатного сотрудника?

          Не знаю. Например, у меня так и написано в том же посте, на который вы отвечаете, что на кратковременную работу выгоднее нанимать фрилансера.


        1. indiega
          11.05.2018 18:25

          А штатному пришлось бы платить не зависимо от того есть у него работа или нет...
          Если сотрудник сидит без дела, значит «Всё гнило в Датском королевстве.», кто-то зря ест свой хлеб и надо что-то менять.


          1. AlexZaharow
            12.05.2018 00:06

            Менеджер!


    1. marenkov
      11.05.2018 13:49

      Если на работе менеджер к вам прибегает и говорит: «Бросай все и делай это». То это его ответственность, что «все» не сделано вовремя, и что теперь на «все» понадобиться на Х часов больше, поскольку вас выдернули из потока.


      1. AlexZaharow
        11.05.2018 14:38

        То это его ответственность
        С одной стороны да, но сам менеджер вам об этом говорить не будет, и вряд ли вы заставите его в этом признаться.

        Нет универсального решения задачи «Представьте себе ровное поле, ни кочки, ни ямочки. И тут из-за угла выезжает танк.» Надо всё рассматривать в контексте. Не бывает ни ровного поля, ни танк из ниоткуда не появляется. Если так случилось, значит именно вы что-то проморгали. Ну, на то он и опыт, сын ошибок трудных )))

        Для мотивации — лучше срочная работа, чем её отсутствие.

        А, вот ещё мысль пришла по поводу «Бросай все и делай это» — вполне себе ситуация. Можно ли к ней быть готовым? Вполне. И это означает не только психологическую готовность или стрессоустойчивость. Нужно быть готовым практически. Для этого нужно вести нормальную документацию по проекту, иметь нормальный цикл разработки ПО (не будем холиварить какой именно, главное, чтобы был), периодически вычитывался код и прочие «противообледенительные» операции, чтобы после приводнения в море вам не приходилось мастерить свисток от акул.

        Вывод — готовиться к срочным работам надо заранее.


        1. marenkov
          11.05.2018 14:50

          А может это менеджеру надо было тщательнее все планировать, чтобы потом не было срочных задач?

          Ну допустим написал программист тысячи страниц документации. По возвращении к прерванной задаче все равно понадобится время на перечитывание и переваривание всего этого.

          Немного лирики. Представьте себе, что программист, это печь, в которой вы что-то сжигаете, и что-то готовите. А теперь представьте, что вы хотите прервать текущую операцию, и выполнить другую (сжечь или приготовить что-то другое), а затем продолжить первую.


          1. AlexZaharow
            12.05.2018 00:03

            Всем надо тщательно планировать, не только менеджеру.
            Приведение аналогий на ровном месте — неверно. Надо уметь обосновать именно эту аналогию. В вашем случае у меня вопрос какой численный показатель вы берёте для сравнения между программистом и печью? (Или больше одного, например). Я могу привести другую аналогию. Аналогию коробки передач. Сам по себе двигатель не может разогнать машину до большой скорости. А вот если вставить между двигателем и колёсами коробку передач, то очень даже получится. Ищите более оптимальные инструменты разработки, автоматизируйте работу, улучшайте логирование программы со сбором статистики по отказам, учите этим инструментам окружающих и вот вокруг вас уже много людей, которые не кодят, но участвуют в разработке и уже это будет экономить ваше время программиста. Пусть менеджеры тоже осваивают эти продукты.

            Возвращаясь к теме топика мне хочется сказать, что лично для себя считаю более удобным работу штатным сотрудником, т.к. в данном случае вы можете позволить себе работать на более дорогих программных продуктах и оборудовании, в то время как фрилансер этого себе позволить может далеко не всегда. У него может не быть возможности тестировать свою программу на десятках и сотнях машин, не может позволить себе группу техподдержки и пр. Поэтому, при грамотном подходе продукты у штатного сотрудника могут получится более качественные и более надёжные. Но опять же, если у него есть желание совершенствовать свою работу. Это ни в коей мере не умаляет качество работы фрилансера, но ему однозначно труднее будет убедить заказчика, что для разработки в 500$ нужен инструмент за 2500$, или несколько инструментов, а копить на такой инструмент может быть и не выгодно. А вдруг завтра стартанет другой проект, и вам будет нужен другой инструмент.
            Ещё раз повторюсь, что уже писал выше. Каждый должен делать осознанный выбор того, что ему удобно и почему.


          1. m0nym
            12.05.2018 10:14

            А может это менеджеру надо было тщательнее все планировать, чтобы потом не было срочных задач?


            А может это был сбой, который нужно починить в первую очередь?
            «Запланировать сбой»?

            По мне так когда «менеджер прибегает срочно» — далеко не всегда вина на менеджере.

            Очень часто разработчики не доносят всех технических рисков до менеджеров. А это прямая обязанность разработчиков. Именно они профи в своей сфере и именно за это им и платят зарплату.


  1. nrcpp
    10.05.2018 20:08

    12 лет во фрилансе. Не было такого, чтобы я диктовал условия вроде «сверхурочных» и доплаты за «не-рабочие» часы.


    1. avost
      11.05.2018 00:53
      +1

      Ну, так и напрасно. Я знаю таких дур… альтернативно-одарённых, которые и в штате за сверхурочку и работу в выходные не требуют повышенной оплаты. Может стесняются, может боятся, что их укусят, но, скорее всего, просто не уважают ни свой труб ни самих себя.


    1. arheops
      11.05.2018 22:01
      +1

      Я первые 8 лет тоже не далал этого. Потом мне надоело, я поднял рейт в три!!! раза, поставил на срочные задачи или задачи которые мне не нравятся +100%.
      Сразу стала загрузка 10-20 часов в неделю и БОЛЬШЕ денег.
      Зачем брать себе больше гемороя на те же деньги? В свободное время займитесь чемто интересным/переспективным.
      зы опыт 18+ лет во фрилансе.


    1. m0nym
      12.05.2018 09:27

      12 лет во фрилансе. Не было такого, чтобы я диктовал условия вроде «сверхурочных» и доплаты за «не-рабочие» часы.


      20 лет во фриленсе. Делаю так постоянно.
      Есть двое друзей — по 15 лет во фриленсе. Собственно, я их и затянул.
      Но они почему то стесняются «диктовать условия» до сих пор.


  1. AllexIn
    10.05.2018 20:26
    +2

    Добавлю еще пункт:
    Не работает с почасовой оплатой.
    Это очень полезно, оченивать стоимость для себя на основе приблизительной стоимости в человекочасах… Но работать по часам… Первый способ разосраться с заказчиками или выгореть.

    Для меня «срочная», «немедленная», «неотложная» работа сразу добавляет 30% к тарифу с минимальной оплатой двух часов.

    30%…
    На сверхсрочную всегда удваивайте. ИМХО именно 2х стоит сделать здесь и сейчас задвинув другие задачи, а не нормально согласовать и сделать по плану.

    даже если займёт у меня 15 минут

    Если займет 15 минут, правка единичная и у меня есть возможность на неё отвлечься — делаю бесплатно. И заказчик знает, что я его не дою и мне комфортно знать, что я не вытащил х10 за мелкую правку. К тому же он знает, что если у него всё сломается — я помогу, и возможно даже бесплатно.
    Если я буду честно гвоорить, что правка заняла 15 минут, но хочу я за неё как будто я два часа по двойному тарифу работал — заказчик от правки откажется, если она ему не вот прям страх как нужна.
    А значит на выходе не доделанный продукт => не довольный клиент, который обратно может и не придти.

    P.S>
    Тьфу, блин, это перевод.
    Реалии нашего фриланса и забугорного сильно разные.


    1. AllexIn
      10.05.2018 20:29
      +1

      А вот последний пункт статьи — реально полезный.
      Понимание этого пункта очень сильно помогает понять клиента и его отношение к проекту.
      Правда это не повод прощать клиенту факапы по срокам предоставления контента и приему актов выполненных работ.


    1. willyd
      10.05.2018 21:21

      Я вот тоже редко считаю время за единичные мелкие задачи. И заказчик остается довольным и лояльным к тебе.


    1. Barbaresk
      10.05.2018 21:58

      Вот, кстати, да. 5-15 минут это как раз то время, которое не жалко потратить на потенциального клиента. Не раз было так, что какой-то клиент сначала раз вопрос на несколько минут задаст, потом через пару дней еще так пару раз спросит, а потом и весь проект закажет. А вот экономия на спичках может сразу оттолкнуть клиента.


    1. worldmind
      10.05.2018 22:12
      +1

      Там же пояснено — надо считать не только время на правку, но и время потерянное на переключение контекстов которое по сути отрывается от той задачи над которой он был занят в текущий момент, поэтому два часа и получается (правка, переключение контекста, коммуникации).


    1. m0nym
      12.05.2018 09:40

      Реалии нашего фриланса и забугорного сильно разные.


      Границы уже много лет как нет — большинство фрилансеров работают удаленно.

      Так что — ничем не отличается.
      Никто вам не мешает работать за бугор напрямую.

      Если займет 15 минут, правка единичная и у меня есть возможность на неё отвлечься — делаю бесплатно. И заказчик знает, что я его не дою и мне комфортно знать, что я не вытащил х10 за мелкую правку. К тому же он знает, что если у него всё сломается — я помогу, и возможно даже бесплатно.


      Я так делаю и в РФ.
      Никаких проблем — так как изначально цена всего проекта так мною заложена, чтобы меня во всем устраивать.
      И бесплатные правки — по сути уже в стоимости.


      1. AllexIn
        12.05.2018 09:44

        Чё так долго то? Я ждал этого комментария минут через 10 после поста.
        Те, кто работает забугор не нуждаются в переводах таких статей, они их читают в оригинале. Да и в целом, те кто работает забугром — уже опытные фрилансеры. Редко кто сразу стартует с работой с иностранцами.
        А статья явно для начинающих, что автоматически сводит на нет утверждение про «работайте за бугром».


        1. m0nym
          12.05.2018 10:07
          +1

          Те, кто работает забугор не нуждаются в переводах таких статей, они их читают в оригинале


          Как бы нет. Нуждаются.
          Одно дело — уметь читать техническую литературу по своей специальности. Совсем другое смотреть фильмы, третье — общаться вживую.

          Это сильно разные навыки в знании языка.

          И, кстати, далеко не все прямо-таки знают английский вообще хоть как-то сносно.
          Люди годами работают через Google Translate.

          Мы буквально позавчера это обсуждали с одной девушкой. Уже 6-7 лет работает на забугорье. Английский по уму учит только год.

          Как работала до сих пор, спрашиваю?
          Ответ:
          1) Через программу-переводчик.
          2) Основные термины, конечно, помнит и так.

          Заработок при этом — порядка $2000-3000 в месяц.

          Незнание английского не сильно мешает.

          Важнее быть профи в своей специальности.


          Если ты профи — язык важен меньше. Он уже не так сильно ограничивает.


        1. m0nym
          12.05.2018 10:10

          Да и в целом, те кто работает забугром — уже опытные фрилансеры. Редко кто сразу стартует с работой с иностранцами.


          Не-а.
          Все зависит только от твоей амбициозности.

          Если английский отличный — то очень многие начинают на этой базе учить с нуля программирование/верстку и пр. сразу работая на забугорье.

          Денег потенциально больше. А работа — такая же. Так зачем начинать с РФ?


        1. m0nym
          12.05.2018 10:19

          А статья явно для начинающих, что автоматически сводит на нет утверждение про «работайте за бугром».


          Статья — для тех, у кого не достаточно активная позиция.

          У меня есть коллеги-фриленсеры.
          С огромным опытом. И 10 и 15 лет на фриленсе. И специалисты хорошие.

          Но — они просто стесняются брать больше денег.
          Или — бояться отпугнуть этим клиентов.

          До сих пор.
          При том, что уже много лет как хорошо стоят на ногах.

          Статья полезна всем.


    1. brusi
      13.05.2018 13:27

      Бывают заказчики, которые своими пятиминутками "сжирают" несколько часов за раз. И каждый раз, когда обращаются, фраза начинается "Срочно! Там мелкое исправление, на 5 минут всего". И ведь реально сначала на это уходит 5-10 минут. Только потом начинается "ой, а я ещё это забыл и это".


      Это личный опыт, работал с таким заказчиков, находясь в штате и не мог принимать решение не работать с ним.


      1. DrPass
        13.05.2018 14:36
        +1

        Таких полно, но что вам мешает брать с них деньги по факту?


  1. mbait
    11.05.2018 01:35

    Психологически сложно нанимать на высокую ставку, даже когда сам фрилансишь и понимаешь, за что берутся деньги. Но всё познаётся в стравнии, и по моему опыту, самые адекватные клиенты, которые ценят тебя и твоё время это те, у который есть кто-то в штате. Такие люди, как никто другой, видят разницу в соотношении затраты/выхлоп между штатными и контрактниками.


    1. m0nym
      12.05.2018 09:38

      Такие люди, как никто другой, видят разницу в соотношении затраты/выхлоп между штатными и контрактниками.


      Полагаю тут фокус в следующем:

      Редко кто может позволить себе держать на постоянку очень высококвалифицированного специалиста. Это очень дорого.

      Поэтому найм на небольшое время высококвалифицированного фриленсера — это очень выгодно, хорошая экономия.

      Ну и «ценят твое время» — как раз потому, что речь идет о высоких денежных затратах на единицу времени.

      Поэтому с низкоквалифицированными специалистами это не работает.


  1. iit
    11.05.2018 06:51

    Не знаю как у фрилансеров, но в обычной конторе даже небольшая правка (поменять текст кнопки например) занимает 5 минут чтобы найти эту чертову кнопку, 30 секунд поменять текст, 30 секунд на оформление коммита, 10 минут как минимум на прогон тестов, после этого мерж веток с тестовой средой на 5 минут, прогон тестов на тесте еще 5 минут, 20 минут схватить за горло менеджера чтобы он проверил кнопку на тесте (иногда может растянутся на день), опять 10 минут на мерж уже на бой. И 20 минут на сборку и деполой проекта на бой.


    И вот работа на пять минут выполняется за 40 минут. Если менеджеры тормозят / на планерке / не на работе тогда может и день занять. Конечно в это время берем другие таски или рефакторим но по факту работа не завершена.


    По фрилансу если честно выполнял заказы в своем городе, тут стремятся выплатить за работу копейки и половина заказчиков кидали с оплатой. Открывать же фирму под это дело и потом в судах отбивать положенное мне как-то не комильфо, плюс еще нужно хотя-бы на аутсорс бухгалтера нанимать.


    1. AllexIn
      11.05.2018 07:59

      Фриланс — это во многом про то, как найти постоянных клиентов и с ними работать.


    1. TheIseAse
      11.05.2018 11:05

      В суд можно идти и без фирмы, даже необязательно подписанный договор, достаточно устной или письменной договоренности в большинстве случаев. Суд это намного проще, чем кажется, и создан именно для этого.


      Да и фирму открыть сейчас несложно, и даже бухгалтер не нужен. Точка банк и Тиньков открывают ИП удаленно за 5 дней, и берут за обслуживание копейки. Бухгалтерия включена (не знаю, правда, какая). Ну, и вообще, строго говоря, если деятельность регулярная и приносит доход — по закону нужно регистрировать бизнес.


      1. DrPass
        11.05.2018 11:58

        В суд можно идти и без фирмы, даже необязательно подписанный договор, достаточно устной или письменной договоренности в большинстве случаев.

        У договоренности без подписанного договора есть небольшой недостаток: ответчик может сказать, что всё было иначе. И что вы будете доказывать в суде?


  1. lovespy
    11.05.2018 10:52

    При огромной конкуренции на рынке например фронтэнда все эти советы нереальны и вобще работают совсем другие схемы. Вплоть до того что фрилансер дает скидки а не наоборот — требует 30% надбавки за срочную работу. Надо быть самораскрученным лебедевым чтобы за бездарную работу брать сумасшедшие бабки. Тем более лебедевы берут деньги нисколько за работу сколько за имя — я же яндекс делаю.


    1. m0nym
      12.05.2018 09:32

      При огромной конкуренции на рынке например фронтэнда все эти советы нереальны и вобще работают совсем другие схемы.


      Огромная конкуренция только среди начинающих.
      Если уровень типа «знаю верстку на Bootstrap + jQuery» — так это вообще «за еду».

      Если ваш уровень — «умею делать сложные SPA», то ситуация меняется до прямо противоположенной — теперь уже заказчики вас ищут, а не вы их.


      1. lovespy
        12.05.2018 10:39

        Bootstrap + jQuery это для лабухов. Для каждого проекта новый CSS и свои микробиблиотеки на гитхабе. Какие -то наработки некупленные использую для других заказчиков. Именно СПА/ПВА я и делаю и конкуренция огромная от зарубежных коллег. Сложные СПА с авторизацией и хранением данных в облаке заказывают не так много клиентов и да действительно их делают единицы фрилансеров. Вот тут то да — можно покачать права. Но этот рынок очень узкий все друг друга знают и все уже поделено. Так что возможно надо было уточнить что статья и советы относятся к фрилансерам делающим сложные СПА.


        1. m0nym
          13.05.2018 14:16

          Но этот рынок очень узкий все друг друга знают и все уже поделено


          Шта? Вы про где «все уже поделено»?


    1. m0nym
      12.05.2018 09:34

      Тем более лебедевы берут деньги нисколько за работу сколько за имя — я же яндекс делаю.


      Лебедев на этом рынке еще с тех времен, когда 90% читателей Хабра даже слова Интернет не знала — поэтому.

      Он и до Яндекса имел много недешевых заказов.


      1. lovespy
        12.05.2018 10:47

        Тем не менее Лебедев — плохой пример — Сам лебедев только типа генератор идей — за него все делали другие. Да я его знаю с 98 года.


  1. arheops
    11.05.2018 21:52
    +1

    30% ерунда для многих людей, но срочный 1 час в неподходящее время может полностью убить следующий рабочий день + иногда надо деньги на такси домой.

    Я беру двойную ставку за выполнение чего угодно в нерабочее время или с запросом выполнения в следующие 24 час, с минималкой в 1 час.