Работая продолжительное время по Agile, можно легко выделить основные ценности, принципы и практики, благодаря которым выбор в пользу методологии сегодня делают огромное количество компаний. Некоторые практики в методологии удостаиваются высокой оценки почти у всех, какие-то являются спорными. Однако Agile не стал бы Agile, если бы лучшие ценности и приемы методологии не завоевывали расположения миллионов менеджеров и разработчиков по всему миру.

image

Знаменитая методология была создана для разработки ПО. Поэтому практически все практики Agile применяются именно там. Однако это не мешает применять Agile и многим нетехническим командам.

Компании, которые не связаны с IT быстро обнаружили преимущества использования гибкого мышления и некоторых Agile-практик, которые могут помочь бизнесу достичь большего, принести клиентам максимум пользы и удовольствия, а также сплотить команду внутри.
С 2001 года Agile-принципы оформили в знаменитый манифест Agile, а сама методология стала стандартным процессом разработки ПО.

Каковы ключевые практики Agile сделали методологию столь известной и востребованной?

Приведенный ниже список не является полным, поскольку практики Agile можно рассматривать с разных точек зрения и применяя различные классификации. В нашем списке — самые основные из них, которые могут применяться в разработке ПО, а некоторые — в применении к нетехническим продуктам и проектам.

Список лучших практик Agile


Очередь задач


Часто крупные задачи в проекте необходимо разделять на части. Многие из них скапливаются, образуя очередность. В этом случае менеджеру продукта необходимо тщательно поработать со всеми задачами бэклога, определив верные приоритеты для каждой.

Обычно в бэклог продукта входят следующие элементы: продуктовые фичи, возможные баги, приоритетные знания по продукту, некоторые технические работы, и др.

Все элементы в бэклоге упорядочены согласно их ценности. Чем весомее элемент, тем скорее он пойдет в работу. Верхние позиции будут более подробно описанными и четкими по сравнению с нижними элементами. Все они должны быть понятны для нетехнических членов команды и заинтересованных сторон.

В управлении бэклогом определяющую роль играет собрание backlog grooming, во время которого представители Agile команды обсуждают детали бэклога продукта и готовят очередное планирование спринта.

Итерации


Agile-команды выбирают количество работ, которые необходимо выполнить в определенное время. Итеративная разработка означает, что сама команда может решить, что она может сделать, исходя из своих возможностей и опыта предыдущей итерации.

Клиентоориентированность


Сотрудничество с клиентами является ключевым моментом в методологии Agile. Согласно гибкому подходу, команда должна предоставить всю информацию, необходимую клиентам, и сообщать им о прогрессе. Постоянная связь также должна быть частью внутренней командной работы.

User stories


В Agile описывается функциональность по общению с клиентами, а затем с позиции продукта определенным образом (помните формулу “Я как <тип пользователя>, хочу <действие>, потому что <причина>”?). История пользователей в Agile project management означает единицу работы, которая должна быть завершена в одном спринте.

User stories включают описание, критерии приемки и оценку времени. Когда они слишком сложны, менеджеры продуктов разделяют их на более мелкие.

Agile-роли


Методология включает разные роли и, соответственно, разные их названия. Если обобщать, роли в Agile можно разделить по группам, включающим:

  • Team Lead, Project Lead и Скрам мастера
  • Членов команды
  • Собственника продукта для Scrum и On-site customer для XP
  • Заинтересованные стороны (stakeholders)

Команды Agile могут также состоять из дополнительно привлекаемых технических специалистов.

Value stream analysis


Анализ потока ценностей — это метод управления для анализа текущего состояния и разработки будущего состояния продукта. Цель анализа в том, чтобы идентифицировать и удалять «отходы» в потоках создания ценности, тем самым повышая эффективность потока данных.

Здесь методология знакомит с двумя принципами. Первый — это определение продукта на основе пользовательских историй, основанных на анализе бизнеса. Второй — определение зависимостей между бизнес-и технической функциональностью.

Timeboxing


Timeboxing используется в качестве метода планирования проекта. Расписание делится на несколько отдельных периодов времени (таймбоксы), каждый из которых имеет свои конечные результаты, срок и бюджет.

Спринты продолжаются в соответствии с указанными таймфреймами. Обычно от двух недель до одного месяца. Scrum-митинги обычно продолжаются около 15 минут.

Ежедневные собрания


Например, Scrum meeting — это ежедневное мероприятие, короткая утренняя или дневная встреча, обычно организованная менеджером продукта или владельцем продукта. Длится 10-15 минут и требует присутствия Скрам-мастера и всей команды. Такая встреча организуется, чтобы:

  • вспомнить, что было сделано вчера
  • определить, что будет сделано сегодня
  • выявить любые препятствия, если такие есть

image

Sprint demo meeting


Такая встреча организуется, когда определена функциональность и пришло время объяснить клиенту, как это работает. Это важно, потому что клиенты могут подтвердить, что они принимают конкретный функционал или определить моменты, с которыми не согласны.

Retrospective meeting


Речь идет о ретроспективе по окончательному итеративному развитию. Retrospective meeting рекомендуется посещать всем членам команды. Клиенты также могут участвовать.
Здесь обсуждаются возможности улучшения процессов, качества работы, используемых инструментов и т. д.

Тестирование


Очень важно своевременно получить информацию о фичах, которые не работают так, как планировалось. Тесты запускаются автоматически перед началом работы. Это гарантирует, что все изменения кода приемлемы.

Burndown chart


Этот график демонстрирует, действительно ли все идет в соответствии с календарем программирования и общим планом. Он отражает сроки и расписания. В диаграммах Burndown также отображается количество пользовательских историй за единицу времени.

Приоритизация требований


Приоритезация требований используется в Agile для определения того, какие конкретные требования к продукту должны быть включены в определенный релиз.

Менеджеры продуктов также приоритезирует требования для минимизации рисков во время разработки — сначала выполняются наиболее важные. В этом случае опытные менеджеры по продуктам и проектам используют хорошо известные методы и техники приоритизации.

Планирование релиза


Релиз продукта представляет собой набор новых функций или финальный запуск продукта. Грамотное планирование релиза помогает командам выпускать качественные продукты.

В чем секрет успешного релиз-менеджмента? Определенно, это не только о предоставлении клиентам доступа к новым функциям. Это окончательная дата, когда ваша команда может поделиться новым опытом своей работы и поддержать взаимодействие с клиентами.

Все заинтересованные стороны должны знать, когда они могут ожидать новых функциональных возможностей. Календарь релизов всегда должен быть четко распланирован.

Этот список можно продолжать и дополнять другими интересными практиками. Однако какие же практики могут быть использованы нетехникеской командой?

Яркий пример — использование бэклога и приоритизация задач командой авиатранспортной компании Air Methods, которая специализируется на оказании скорой помощи.

В компании из более чем 6000 сотрудников активно работает команда по созданию и управлению стратегией обучения и развития. В самом начале деятельности эта команда столкнулась с тем, что заинтересованные стороны не понимали, сколько времени и сил понадобится для создания тренингов и обучающих проектов.

Так команда пришла к Agile-практике использования и управления бэклогом и определению приоритетов. За визуализацию стали отвечать инструменты Trello.

На доске собираются запросы заинтересованных сторон, команда присваивают каждому зеленый или красный лейбл. “Зеленые” проекты можно выполнять сейчас, “красные” попадают в очередь.

Ежемесячно команда и заинтересованные собираются для определения новых приоритетов, голосуют и дискуссируют.


image

По словам представителей компании, такая практика помогает работать с ожиданиями бизнеса, создает синергию внутри команды, увеличивает ее эффективность. В результате, нетехническая команда начала продуктивно сотрудничать с заинтересованными сторонами.

Как уже упоминалось выше, этот список может включать множество других практик, связанных с требованиями, проектированием, развитием продукта, тестированием, а также организационными вопросами.

Сегодня успешно применять главные ценности Agile помогают доступные сервисы и инструменты для управления проектами, истории мировых компаний, распространненных в сети, множество современных курсов и актуальной литературы по методологии. Благодаря этому, приемы и практики Agile ежедневно обеспечивают успех многим компаниям и привлекают все больше технических и нетехнических команд.

Комментарии (1)


  1. Melorian
    13.06.2018 13:37

    По-моему, здесь описаны не лучшие приемы, а базовые для Agile…
    Это скорее краткое описание того, что такое Agile, а не рекомендация к действию.