«Перу» компании Sennheiser (которая, несмотря на изменившиеся рыночные условия, остается семейной) принадлежит множество технологий, которые мы сейчас считаем естественной составляющей нашей жизни. И речь не только о наушниках, по которым многие знают бренд сегодня — в свои ранние годы компания занималась разработкой измерительных приборов, микрофонов и систем для записи звука. Именно микрофоны Sennheiser мы сейчас видим, например, на многих архивных фотографиях мировых лидеров 60-70-х годов.
В истории Sennheiser было немало интересных и ярких моментов — сегодня мы вспоминаем их.
Охватывающие наушники Sennheiser HD 25 (LIGHT, PLUS) / фото Flavio Ensiki CC BY
Ранние годы: история Labor W
История бренда началась 1 июня 1945 года, всего через несколько недель после подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германских вооружённых сил. Компанию, которая занималась починкой и сборкой ламповых вольтметров, основал инженер Фриц Зеннхайзер. Он назвал её Labor W — это сокращение от «Laboratorium Wennebostel» («Лаборатория в Веннебостеле»). Веннебостель —небольшой немецкий город, куда во время войны эвакуировали лаборатории Ганноверского университета, где работали семеро партнёров Зеннхайзера, инженеров и технологов.
Вольтметрами, однако, они занимались недолго. В 1946 году Labor W представила свой первый микрофон — модель DM 1 (Dynamisches Mikrofon — «Динамический микрофон»). Ещё через год появился первый микрофон компании с оригинальным дизайном — DM 2. Название модели стало нарицательным — в то время валютой в Германии были немецкие марки (Deutsche Mark), и многие шутили, что микрофон DM 2 можно купить всего за 2 DM.
В 1949 году Labor W выпустила усилитель мощности — в будущем он будет признан соответствующим стандарту Hi-Fi (термин «Hi-Fi» получил распространение только в 1950-х). Тогда же появляется «невидимый», очень маленький для своего времени микрофон — DM 3/MD 3. Уменьшение размеров при сохранении мощности и качества воспроизведения звука стало одной из основных технологических задач компании. Хотя в то время Labor W продолжала по-прежнему заниматься и разработкой измерительных приборов (тех самых, с которых начинала): в конце 40-х было также начато производство геофизической измерительной аппаратуры и геофонов.
Первые наушники Зеннхайзер выпустил только в начале 1950-х — это были миниатюрные магнитные наушники (модели HM 11, HM 21), которые появились на рынке в 1952 году. Двумя годами позже компания выпустила «микрофон-пушку» (МD 81) — он активно использовался в кино- и телесъемках, так как мог записывать звук, исходящий только из определенных направлений, что для тех времен было значительным новшеством.
Всё это время, однако, несмотря на интересные инженерные находки и идеи, Labor W оставалась компанией, мало известной за пределами Германии.
В 1958 году Labor W наконец получила имя своего создателя — то имя, под которым мы знаем бренд сегодня: Sennheiser electronic.
Революция Sennheiser
Всемирная популярность для Sennheiser была ещё впереди. В 1960 году на рынок вышел классический микрофон MD 421 — он заложил стандарт звукозаписывающих устройств для журналистов и репортеров на годы вперед. Именно благодаря этому микрофону (а вовсе не наушникам) имя Sennheiser стало известным по всему миру. Эта модель (с незначительными изменениями) выпускается и продается до сих пор.
Студийный микрофон Sennheiser MD 421-II / фото Flavio Ensiki CC BY-SA
Кроме того, в конце 50-х и начале 60-х годов компания выпустила ещё множество новинок. Например, стереофонический микрофон, а также микрофон с обратимым преобразователем MD 93, который использовался как для записи звука, так и для его воспроизведения. Он активно применялся в диктофонах, которые благодаря этому стали значительно компактнее.
Потом появилась миниатюрная беспроводная радиосистема с микрофоном — ей пользовались актёры на театральных сценах и дикторы на телевидении (на рынок технологию выпустила компания Telefunken под маркой Mikroport). Потом Зеннхайзер создал первый телефонный автоответчик (тоже совместно с Telefunken), прото-радионяню (микрофон для аудиослежения за детьми) и даже Hi-Fi систему Philharmoniс.
В 1968 году компания выпустила свою (на тот момент) самую громкую инновационную технологию — первые в мире открытые наушники HD 414. Они не полностью изолировали носителя от всех внешних звуков (как делали существующие на рынке закрытые наушники), а позволяли шумам звукового окружения проникать сквозь себя — тем самым делая опыт прослушивания музыки более естественным.
Эта разработка навсегда изменила рынок портативной аудиотехники. За все время, пока выпускались HD 414, в мире было продано более 10 млн пар. И по сей день они остаются одними из рекордсменов по продажам среди наушников.
HD 414 не только представляли собой революционную технологию, но и выглядели совершенно по-особенному — ярко-желтые ушные вкладыши надолго стали символом бренда. Кстати, купить HD 414 можно было по довольно демократичной цене — $29,95 (цену можно увидеть на первой странице рекламного буклета того периода). Модель была доступной и ориентированной преимущественно на широкую аудиторию, хотя профессионалы и требовательные меломаны тоже её уважали.
В 1995 году компания отдала дань своей знаковой модели и сделала юбилейный выпуск HD 414 — эти наушники можно было использовать и в современных портативных плеерах. С тех пор, правда, модель больше не обновлялась.
Впереди времени
В течение всей своей истории Sennheiser постоянно опережала своё время.
В 1969 году на выставке Consumer Electronics Fair компания представила «Оскара» — первый человеческий манекен с микрофонами, с помощью которого удалось записать настоящий бинауральный звук (если слушать его в наушниках, можно почувствовать расстояние до источника звука и его направление). Спустя несколько лет технология получила более бюджетное развитие — Sennheiser выпустила стереомикрофон МКЕ 2002, который был похож на стетоскоп. Его нужно было надеть на голову, чтобы сделать полноценную бинауральную аудиозапись.
Беспроводные наушники — технология, которая плотно вошла в нашу жизнь совсем недавно. Но Sennheiser начали экспериментировать с ними ещё в 1975 году — тогда им впервые удалось передать звук по инфракрасному каналу. На рынке передатчик SI 406 и приемник HDI 406 оказались в 1976 году, а технология в практически неизменном виде была использована в беспроводных наушниках IS 850, которые вышли в продажу в 1993 году.
«У наших инженеров всегда было много свободы. Они могли дать волю своей креативности — неважно, насколько безумными казались их идеи. Часто именно такие идеи становились основой для лучших открытий и лучших продуктов.
Любые ограничения финансовых менеджеров, которые всегда в первую очередь заинтересованы в прибыли, отметались. В конце концов, наша компания не просто продает продукты, она в основном продает идеи», — говорил Фриц Зеннхайзер.
Наша историческая рубрика:
Комментарии (14)
str1k3r
12.06.2018 07:51+2как-то скудновато рассказано для такого бренда.
Roman_Cherkasov
12.06.2018 08:25это тот самый момент, когда лучше 1 раз услышать, чем 100 раз увидеть
VioletGiraffe
12.06.2018 11:15Было бы, что слушать. Очень разочарован звуком HD800, которые долгое время были топом.
sporyk
12.06.2018 17:10Статья прерывается на полуслове… Ведь много и современных разработок.
Долгое время я являлся большим поклонником бренда Sennheiser особенно в сфере беспроводных наушников — от RS120 до RS175. И все бы ничего, но качество сборки становилось все хуже, а цены все выше… Вкладыши подозрительно быстро приходили в негодность за несколько недель. Закономерный итог — Bang & Olufsen Beoplay H9i — вот оно счастье.
TitovVN1974
13.06.2018 10:55HD650 с DA-10 от Lavry Engineering звучали… реалистично. Не сверх-прозрачно, не супер-детально, но «четко», хорошо бы передали звук удара молотка, забивающего гвоздь.
Labideb
13.06.2018 10:55Раз послушать в статье не получится, дали бы хоть на что посмотреть. Мало фото, зачастую, красивых продуктов этой компании
Kastello
14.06.2018 12:13Фигасе, 1 июня 1945, в то время пока мы вскую шмась ещё гоняли по лесам! Вот вам и ответ на вопрос почему они быстрее поднялись после разрухи — у них её просто почти не было!
volkodav01
Очень интересная статья, при том что я совсем не меломан, прочитал эту статью и 3 из предложенных, спасибо))
Habrauebische
Скорее всего не аудиофил.