В воскресенье 28 июня состоялся запуск беспилотного космического корабля SpaceX CRS-7 для планового снабжения Международной космической станции. Через 2 минуты 19 секунд после пуска на высоте примерно 45 км ракета-носитель испытала неизвестную проблему и взорвалась. Сообщения о пострадавших отсутствуют. Причина инцидента до сих пор неясна, но расследование ведётся. Следующий старт космического грузовика состоится завтра утром. Сейчас не стоит вопрос о прекращении работы МКС, но пуск «Прогресса М-28М» всё равно важен.
Ракета-носитель Falcon 9 v1.1 должна была вывести на орбиту космический корабль SpaceX CRS-7. Это один из тех же аппаратов Dragon, которые предыдущие шесть раз успешно снабжали МКС необходимыми припасами и научными экспериментами. Это одна из тех же ракет Falcon 9, у которых на счету 18 успешных пусков.
Капсула «Дракона» может возвращаться на Землю с несколькими тоннами груза. На данный момент это единственный транспортный корабль, который не сгорает в атмосфере, а приносит несколько тонн груза со станции. На «Союзах» в дополнение к 3 людям можно возвращать лишь порядка 100 кг. Вторая версия «Дракона» будет пилотируемой, именно с ней связаны многие надежды НАСА. В связи с концом программы «Спейс шаттл» в 2011 году НАСА временно не имеет возможности запустить человека в космос. Взамен места в «Союзах» покупаются у России.
CRS-7 нёс следующий груз.
Тип груза | Масса запускаемого груза | Масса возвращаемого груза |
---|---|---|
Снабжение экипажа: стандартные рационы питания, свежая пища, посылки | 676 кг | 32 кг |
Оборудование для обеспечения здоровья экипажа, системы управления среды и жизнеобеспечения (фильтры, картриджи, батарейки и т. д.), электрические системы, оборудование Японского агентства аэрокосмических исследований, прочее оборудование лётного экипажа | 461 кг | 20 кг |
Научные эксперименты США, космического агентства Японии и ЕКА | 529 кг | 303 кг |
Комьютерные ресурсы, оборудование для обработки данных и управления, видео- и фотооборудование: кабеля, карточки MicroSD на 32 ГБ, жёсткие диски для ноутбуков ThinkPad T61p, ноутбуки и блоки питания, адаптеры RS-422 и так далее | 35 кг | 1 кг |
Оборудование для выхода в открытый космос: перчатки скафандра EMU для Падалки, костюм LCVG для ношения под скафандром для Келли, различные элементы скафандров для других членов текущего и будущих экипажей | 166 кг | 164 кг |
Разный возвращаемый груз, мусор | — | 100 кг |
Оборудование в негерметичной части корабля: IDA-1 (International Docking Adapter #1) | 526 кг | — |
Итого с упаковкой | 2477 кг | 675 кг |
Через десять минут после запуска корабль должен был достичь предварительной орбиты и развернуть солнечные панели. Затем в течении двух дней Dragon выполняет несколько орбитальных манёвров для достижения МКС. Наблюдая из «Купола», Скотт Келли и Геннадий Падалка захватывают аппарат манипулятором и стыкуют его к станции. В течение пяти недель корабль разгружают и наполняют нужными предметами. После этого «Дракон» сходит с орбиты и приводняется у берегов Нижней Калифорнии.
Но корабль и весь его груз были утеряны из-за аномалии на третьей минуте полёта. Среди уникального груза — очки HoloLens. В рамках сотрудничества по проекту Sidekick компания Microsoft предоставила НАСА очки дополненной реальности. Продукт ещё не был выпущен в продажу, а лишь показан на презентации Windows 10 и на игровой конференции E3.
Также был утерян стыковочный адаптер IDA, который находился в так называемом багажнике — негерметичном отсеке «Дракона». Два таких адаптера производства компании «Боинг» созданы для соединения к герметичным стыковочным переходникам (PMA). Последние изначально использовались для стыковки шаттлов к МКС. Адаптеры нужны для будущих космических кораблей. В случае удачного запуска IDA-1 сначала извлекли бы из багажника CRS-7 манипулятором, затем во время выхода в открытый космос его подсоединили бы вручную. У НАСА ещё остаётся IDA-2, также есть детали для создания третьего адаптера взамен утерянного. В агентстве ожидают, что адаптеров будет два, как и было запланировано.
Утерянный адаптер стыковки, НАСА
Для «Дракона» это первый неудачный запуск. Старт также был интересен третьей попыткой посадить первую ступень ракеты Falcon 9 для отработки повторного использования частей ракет и связанного с этим значительного удешевления стоимости запуска. В предыдущих случаях ступени долетали до корабля и жёстко садились на него с разрушениями. В этот раз новенькая баржа «Конечно я всё ещё люблю тебя» осталась нетронутой.
«Конечно я всё ещё люблю тебя» до запуска CRS-7, SpaceX
Это уже второй подряд неудачный запуск беспилотного корабля к МКС и третий неудачный полёт грузовика за 12 месяцев. 28 октября 2014 года на пятнадцатой секунде закончился полёт Cygnus CRS Orb-3. 28 апреля этого года был запущен «Прогресс М-27М», но контроль над аппаратом был утерян. «Прогресс» вошёл в неконтролируемое вращение и был признан космическим мусором. 8 мая «Прогресс М-27М» на 160 витке сгорел со всем своим грузом над центральной частью Тихого океана.
Интересно, что пуск SpaceX CRS-7 не был застрахован. Сумма страхования утерянного в апреле «Прогресса М-27М» составила 2 миллиарда рублей, ущерб был оценён в 5 миллиардов. НАСА не возмещает возможный ущерб организациям, которые предоставили груз для запуска. Кто-то уже начал собирать деньги краудфандингом для повторного запуска своих экспериментов. Чей-то эксперимент сначала взорвался при аварии Cygnus, а замена была утеряна в CRS-7. Несмотря на два неудачных запуска снабжения подряд, НАСА заявляет, что на МКС остаётся достаточно припасов для работы как минимум до октября этого года. Утеря «Дракона» никак не повлияет на пополнение экипажа МКС 23 июля на «Союзе ТМА-17М».
Причины инцидента всё ещё выясняются. Через два часа после пуска глава SpaceX Илон Маск разместил в своём микроблоге запись, гласящую, что у второй ступени в баке с окислителем наблюдалось превышение давления. Ряд СМИ процитировал это заявление как причину аварии, хотя позже Маск объяснил, что даже спустя тысячи человеко-часов труда инженеров найти ничего не удалось. Запуск был произведён по лицензии Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration, FAA), утеря классифицируется как происшествие. SpaceX будет выполнять расследование под контролем FAA, НАСА поможет в этом доступными средствами. Расследование может занять месяцы, высказывать предположения слишком рано. Фанаты теорий заговора, к примеру, сделали курьёзное заявление, что Falcon 9 сбил Lockheed Martin собственным экспериментальным лазером, поскольку SpaceX мешает своими контрактами.
Это не последний пуск для снабжения МКС за этот год. Завтра в 7:55:50 утра состоится запуск «Прогресса М-28М» (Progress 60P, как его называет НАСА). Корабль несёт 2381 кг груза — на 100 больше, чем предыдущие «Прогрессы». Из них 1393 кг находятся в герметичном отсеке. Среди грузов — 880 кг топлива, 520 кг топлива для дозаправки, 22 кг кислорода, 26 кг воздуха, 420 кг воды и 430 кг российской пищи и посуды. Несмотря на предложения российской стороны, в НАСА решили не дозаполнять российский грузовик, поскольку это оттянуло бы срок запуска.
Ракета-носитель «Союз-У» с «Прогрессом М-28М» на стартовом столе, «Роскосмос»
Чтобы не рисковать из-за последней неудачи, «Прогресс» будет запущен на ракете-носителе «Союз-У», а не «Союз-2.1а». В качестве разовой проверки будет использоваться более традиционная двухсуточная схема вместо относительно новой, которая позволяет достигать МКС за 6—8 часов. Последнюю начали применять в 2012 году. Стыковка к модулю «Пирс» намечена на 5 июля в 10:13 по московскому времени. Ракету с кораблём уже собрали и вывели на стартовую площадку «Гагаринский старт».
Также 16 августа Японское агентство аэрокосмических исследований запустит «Коунотори-5» (HTV-5). 21 сентября к МКС отправится «Прогресс М-29М». Ожидается, что позднее в этом году Orbital ATK запустит свой грузовик Cygnus на ракете Atlas V. Авария SpaceX не приведёт ни к вынужденному возвращению, ни к простою экспериментов. Занятыми останутся как россияне, так и астронавты других космических агентств.
«Прогресс М-28М» на головной сборке, energia.ru
На данный момент на МКС находятся космонавты Михаил Корниенко, Геннадий Падалка и астронавт Скотт Келли. Пополнение экипажа должно состояться только 23 июля.
Время запуска очередного «Прогресса»: пятница 3 июля в 7:55:50 утра по Москве (по другим данным — 7:52:00). Трансляции начинаются за несколько десятков минут до пуска.
Где смотреть запуск «Прогресса М-28М»:
http://www.tsenki.com/broadcast/
Прямая трансляция с «Байконура» на сайте «Роскосмоса»
Телеканал НАСА (весь контент на английском)
Обновлено 2015-07-03 08:40: запуск «Прогресса М-28М» успешно состоялся.
Комментарии (28)
AlexanderG
02.07.2015 17:42+1На сайте ЦЭНКИ сейчас указано 07:52:00.
FakeFactFelis Автор
03.07.2015 08:00НАСА и все остальные новостные агентства указывают 7:55. Запуск и вправду состоялся в 7:55.
artyums
04.07.2015 08:28+1В 52 минуты, я так понял, давалась окончательная команда на проведение старта — нет ли там чего-то, что мешает.
Сам запуск ракеты происходит чуть позже (в 55), после финальной проверки телеметрии от всех систем и команды на зажигание.
GloooM
02.07.2015 18:27космонавты Михаил Корниенко, Геннадий Падалка и астронавт Скотт Келли
А чем отличается космонавт от астронавта?mukizu
02.07.2015 18:33+1Российский английский vs Американский английский
Как mobile phone vs cell phoneaitras
02.07.2015 19:47mobile phone — мобильный телефон
cell phone — сотовый телефон
Разве не так?anticyclope
02.07.2015 20:28+7Космонавт летает в космос, астронавт — к звездам :)
erlyvideo
02.07.2015 20:52+1только вот в США были космодесантники, но реальных астронавтов ни одного.
FakeFactFelis Автор
02.07.2015 18:53+5Это в большей степени титул соответствующих космических агентств, чем факт полёта. Российские космонавты летали на шаттлах и оставались космонавтами. Европейские и американские астронавты летали и летают на «Союзах» и оставались и остаются астронавтами. Космические туристы не являются ни космонавтами, ни астронавтами.
Diaver
03.07.2015 00:37Могу ошибаться, но причина в том что у американцев первый полет был суборбитальным, то есть в полноценный космос они не выходили. Отсюда и пришлось придумать новое наименование «астронавт», так как если бы назвали «космонавтом», то это был бы повод для советского союза для язвительных шуток/протестов и прочей политическое дряни характерной для противостояния того времени.
SVlad
03.07.2015 10:51+1В англоязычной литературе термин астронавт использовался задолго до первого космического полёта.
sith
02.07.2015 21:08+1Очень показательная оценка событий:
youtu.be/PbabP9ttrZc
Американцы (от себя добавлю, что и Канадцы тоже) очень позитивны. Культурная особенность.
Для тех кто не знает английского — очень хорошо, что эти 3 запуска закончились неудачей, так как это даёт очень ценную информацию, которую невозможно или очень сложно получить не запуская ракеты, и которая поможет сделать их лучше. А ещё лучше то, что сделают их лучше и надёжнее до того как на них полетят люди.
Methos
03.07.2015 01:57-12Что-то не в том направлении движется космическая программа, ой не в том.
До сих пор не могут сделать 100% надёжные двигатели.amarao
03.07.2015 14:25Потому что ценный комментарий от эксперта в индустрии с тысячами успешных запусокв. Очевидно, все признают масштаб и авторитетность мнения такого эксперта.
Juma
03.07.2015 07:25+4В воскресенье 28 июня состоялся запуск
28 октября 2014 года на пятнадцатой секунде закончился полёт Cygnus CRS Orb-3. 28 апреля этого года был запущен «Прогресс М-27М», но контроль над аппаратом был утерян.
Все неудачные пуски были прозведены 28го числа, что то здесь не так!
Я конечно понимаю, что это всего лишь совпадение, но космонавты вроде довольно суеверные люди.Yeah
03.07.2015 15:28+3Добавлю:
Катастрофа шаттла «Колумбия» произошла 1 февраля (в этом месяце 28 дней в 2003 году) 2003 года, незадолго до окончания его 28-го (!!!) полёта.
Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 годаPand5461
03.07.2015 16:37+2И следующий транспорт «Прогресс М-28М». Похоже, пора обитателям МКС затягивать потуже пояса.
raid
03.07.2015 14:22+1Да, а Роскосмос расследования аварий побыстрее клепает, чем американцы.
tundrawolf_kiba
03.07.2015 14:35+2Одним человеком в интернете было высказано, что это потому, что у нас дают упасть до конца, если падение не угрожает чему-либо, а в США — запускают систему самоуничтожения еще в полете, если видно что полный ахтунг. Соответственно — у нас выходит больше телеметрии для анализа и даже, если повезет — остатки, которые можно исследовать, а у них — таких данный меньше, и соответственно сложнее исследовать.
DenimTornado
Прям препродакшн к Марсианину…