Привет, друзья!
Мы снова в Питере и поговорим о применении цифрового производства в реальном бизнесе и образовании. Сделаем это на базе одного учреждения — Санкт-Петербургский политехнический университет.
Когда я увидел, чем занимаемся Политех, я был просто шокирован. Это настоящее будущее цифрового производства России. Сегодня они выполняют заказы таких компаний как Porsche, Airbus, General Electric, Mercedes, BMW, Audi, Tesla. Это реальные заказчики CompMechLab — инжинирингового центра, который входит в структуру Политеха.
Кроме этого, в Политехе есть высшее образование на тему цифрового производства.
Мы находимся в инжиниринговом центре CompMechLab, с нами Евгений Белослудцев, замдиректора инженерного центра.
— Спасибо большое, что пригласили. Первый вопрос: скажите, пожалуйста, каким образом вам удалось заключить столько контрактов с такими известными брендами, при этом о вас практически никто не знает?
— Немного истории — мы работаем уже 30 лет, а все началось в 1987 году, когда была создана Лаборатория вычислительной механики, дальше Инжиниринговый центр, Институт передовых технологий и сейчас вот Центр компетенции в большом Политехе. Как удалось — на основе компетенции. Вот есть объемная и тяжелая деталь. Это классический кронштейн, спроектированный под классическую мехобработку — фрезерование. Его можно оптимизировать и под те же нагрузки, под которые был создан вот такой — легкий и компактный. Он будет выдерживать те же нагрузки.
Это и является передовыми компетенциями топологической оптимизация. За все эти 30 лет мы работали на фронтире. Как университетское подразделение, мы старались использовать новые технологии, которые только появляются. Для крупных компаний сложно бежать за новыми технологиями. А мы имеем возможность взять триальные версии, посмотреть что это, студенты могут поэкспериментировать в этом направлении, для того, чтобы далее быстрее встроиться в процесс. Именно так мы обгоняем другие крупные компании.
— Если конкретизировать, основа вашей компетенции это топологическая оптимизация?
— Основное, это цифровое проектирование и моделирование, одним из видов которой является топологическая оптимизация. Мы проводим расчёты и, как сейчас говорят, создаем цифровых двойников, с учетом тепловых, электромагнитных полей, всех видов механических нагрузок и так далее.
Цифровой двойник — это набор математических моделей, которые полностью описывают объект, например, автомобиль. Они описывают его и в тот момент, когда автомобиль выходит с завода и они также сопровождают его на всем жизненном цикле.
Хороший пример: роботизация производства — это когда проектирует конструктор и работает интеллектуальный помощник, который подсказывает рабочие моменты.
— А если говорить конкретными проектами, можете поделиться самым ярким работами которые вы делали для зарубежных компаний?
— Расскажу про компании, названия которых на слуху. Первая компания, это Boeing. В 2006 году сотрудники инжинирингового центра выполнили работы для Boeing по проекту Dreamliner. В течение года они работали для Moscow Boeing Design Center. Потом было приятно видеть, как когда летишь в самолете, смотришь на крылья и знаешь, что твои расчеты также использовались при расчете композитных крыльев этого самолета.
Второй большой проект — это Iter. Международный проект идет с 1985 года — разработка термоядерного реактора. Наши специалисты привлечены для расчётов, которые касаются тепловых и электромагнитных полей и расчётов прочности. Что важно, то, что здесь несколько разных видов полей, поэтому очень высокая сложность моделирования. Только представьте, какое при этом должно быть доверие к команде, раз мы привлечены были к этому проекту и до сих пор участвуем в нём, подключаясь на различных этапах производства.
— Вы и для Tesla что то делали — мы можем об этом открыто говорить?
— Мы работаем не напрямую с Tesla. Работали через одного нашего заказчика, который выполняет работы и для Tesla, и для BMW, и для Bugatti. Мы действительно выполняли работу в интересах этих автомобильных компаний
— Я знаю, что у вас есть некий термин, который вы ввели. Он звучит как «Инженерный спецназ» — мне он лично очень нравится. Расскажите, пожалуйста, что вы вкладываете в этот термин?
— Сначала расскажу как появился этот термин. Известно что российское образование выпускает инженеров больше, чем востребовано промышленностью. Наша задача, мы еще это понятие называем образование 4.0, когда университет готовит студентов, чтобы они на момент выпуска знали больше, могли решить какую то задачу, какую не может решить предприятие. В этом мы видим то, для чего нужны университеты. Когда студент знает передовые технологии, которые может уже применить в работе.
— А как человеку, который задумывается о карьере современного инженера, попасть к вам абитуриентом?
— Мы работаем как и все университеты. Сейчас все движется в сторону программы 2+2+2, у нас открыт набор в магистратуру. Поэтому, конечно, можно попасть к нам по общей схеме. Также, мы заинтересованы во всех студентах, кто уже участвует в конкурсах, имеет готовые проекты.
— Если инженер уже получил степень в другом ВУЗе и захотел попасть к вам — это реально?
— Мы ориентируемся именно на компетенции. То, что умеет человек, какой у него есть опыт, какие проекты, в как он умеет работать. Насколько он понимает что он делает.
«Инженерный спецназ» — это те, кто понимает как работает софт, понимает требования, особенные, ключевые места. Независимо от того, закончили они Политех или нет.
Друзья, сегодня я буквально прикоснулся к будущему цифрового производства, то, что делает Политех и, в частности, CompMechLab поражает воображение. Если вы желаете построить карьеру в сфере цифрового производства, вы знаете куда обратиться.
Costic
«Известно что российское образование выпускает инженеров больше, чем востребовано промышленностью». Скорее выпускают «недоинженеров», потому что на инженера ещё лет 5 на работе учатся. С практикой в наших ВУЗах беда. Результаты вашего труда — это единичные проекты за 12 лет? Хорошо, что для Боинга что-то сделали, а двигатель ПД-30 уже сколько лет лепят и всё никак.