Привет!


Сегодня речь пойдёт про хакатоны и всё, что с ними связано, а именно:


  • Хакатон как решение крупных проблем;
  • Почему твоей компании давно пора вложиться в хакатон;
  • Зачем стоит принимать участие в таких мероприятиях;
  • Как проходит хакатон: взгляд со стороны участника;
  • Как проходит хакатон: взгляд со стороны организатора.

Информация будет максимально полезна для PR/HR-менеджеров компаний и интересна разработчикам.


Заглядывай под кат!


image

Хакатон как решение крупных проблем


Небольшие собрания с последующим мозговым штурмом уже давно стали неотъемлемой частью трудовых будней разработчиков. При том неважно, что вы разрабатываете: логотип для noname-компании, очередную сборку на базе Linux или важнейшее opensource-решение. Любой подход к решению поставленной задачи либо уже автоматизирован, либо является вариативным.


На сегодняшний день современные решения на базе ИИ обучаются по некоторой выборке, в результате обработки которой могут дать предположение или даже сделать определенный вывод. Это помогает, если вы хотите не прогореть в букмекерской конторе или снизить шанс попадания в ДТП. Но решения для глобальных проблем, к сожалению, ИИ ещё не предложили.
Таким образом, мы плавно подходим к выводу: решать проблемы всё ещё должно человечество, и на аутсорс машинам такие вопросы отдавать пока рано, ну а компьютер сегодня остаётся лишь инструментом.


А раз вариативность до сих пор преимущество рода людского — почему бы не собрать множество людей с максимально развитой логикой и не поставить перед ними проблему с целью её разрешения?


image


Примерно по такой ветви логики многие сообщества приходят к организации хакатона. Решение проблем — вот главная цель, которую преследуют (ну или хотя бы должны преследовать) организаторы подобных мероприятий. Главная, но не единственная...


Почему твоей компании давно пора вложиться в хакатон?


Выше мы рассмотрели главную цель хакатона. Но сколь бы отличным не было решение крупной проблемы — едва ли твоя компания инвестирует в мероприятие, если не получит выгоды.


Следовательно, именно её мы и рассмотрим:


  • PR компании

    Крупное мероприятие на отличной площадке, на которой только и будут виднеться логотипы твоей компании. Что может быть слаще? А оставшиеся сливки можно снять с репортажей по ТВ и в новостных сайтах. Настоящий подарок судьбы для PR-менеджера!


  • Целевой поиск кадров

    Только представь: полсотни, сотня, а то и целая тысяча разработчиков с самым разным стеком технологий работают прямо перед тобой, и даже иногда на чекпоинтах регистрируют изменения в проекте. Такого экстаза твой HR ещё никогда не испытывал!


  • Решение большой проблемы

    Десятки команд во главе со своими тимлидами при поддержке менторов думают над решением твоей проблемы. Мало того: они ещё и целую кучу решений презентуют к дедлайну, а тебе и другим членам жюри останется только выбрать наиболее рациональное из них и наградить этих гениев современности. Интересно: сколько часов бы заняла разработка похожего продукта у твоего штата сотрудников? Причём проблематика может быть любой: от разработки целой IT-инфраструктуры до максимально быстрого алгоритма сортировки матрицы. К слову, проблематика для хакатона уже давно открепилась от IT, и теперь участники хакатона думают над куда более обширным спектром задач из области биоинформатики, географии и даже космоса. Важно не забывать: разработанное решение остаётся интеллектуальной собственностью самих разработчиков. Если нужно использовать его в своей работе — придётся договориться с командой об условиях использования их проекта.



Таким образом, мы выяснили основные мотиваторы компаний-инвесторов. Некоторые организации могут руководствоваться и другими причинами, но это уже не важно.


Зачем стоит принимать участие в таких мероприятиях


В актуальной сфере информационных технологий давно прошли времена, когда оплату труда программиста конвертировали исходя из количества строк кода. Всё неумолимо мчится вперёд, как и требования к современному сотруднику. Сегодняшний HR-менеджер обрабатывает историю твоей жизни получше многих служб безопасности и кредитных контор. А значит, любая твоя активность будет учитываться при приёме на работу, будь то победа на крупнейшем хакатоне или пьяная вечеринка на дембеле твоего друга. Чем выше твой интерес к какой-либо сфере — тем выше твой рейтинг у HR.


Также не стоит забывать, что хакатон для тебя и других участников — отличный шанс проявить себя, попробовать свои силы (в среднем, хакатоны проводятся от 1 до 3 дней, иногда и без перерыва), а также постичь что-то новое для себя. Ведь когда времени до дедлайна всего ничего — приходится максимально быстро искать способы решения проблемы. Это отличный навык для современного разработчика.


Ну и как бонус: на хакатоне можно подзаработать. Многие такие мероприятия выплачивают призовым местам неплохой денежный приз, даже поделившись с командой которым обидно не будет. Не стоит даже вспоминать о кофебрейке, который по-умолчанию включен в мало-мальские мероприятия. Так что даже если ничего не выиграешь — хотя бы не проголодаешься.


Как проходит хакатон: взгляд со стороны участника


Опыт участия в самых различных хакатонах показывает, что общий их алгоритм примерно следующий:


  1. Регистрация. Она может использовать конкурсную основу, если организаторы опасаются сильного переполнения заявок. Но в большинстве случаев регистрация свободна для всех. Зачастую при регистрации можно подавать заявку как член уже готовой, сформированной команды. Там же можно ознакомиться со спикерами, тематикой/проблематикой, призами и расписанием.
  2. Регистрация по месту проведения. Этакая локальная авторизация. Организаторы отметят тебя как пришедшего на хакатон. Полезно для статистики.
  3. Доклады от спикеров. Целиком индивидуальный пункт. Темы докладов зависят полностью от проблематики и используемого стека технологий. Также спикеры или организаторы должны освятить проблематику и поведать участникам подробнее о том, с какой проблемой им предстоит бороться в течении N часов.
  4. Brainstorm. Именно здесь участники включают творческий подход и придумывают десятки способов решения проблемы. Зачастую до или после мозгового штурма проходит перерыв, во время которого можно найти себе команду, подходящую по стеку технологий.
  5. Hachathon. Когда все решения были приняты, а команды сформированы — начинается марафон. Команды решают, кто будет их team-lead'ом, после чего обсуждают архитектуру решения, Git и прочие рабочие моменты. Отныне и до дедлайна твою работу прервёт только нужда, жажда, голод или время на дорогу домой, если хакатон не предусматривает локального расположения на площадке в ночное время. Также большие по длительности хакатоны могут быть разбиты чекпоинтами, во время которых нужно рассказать что-либо о успехе твоей команды, ожидаемых сроках завершения, архитектуре и прочих нюансах.
  6. Deadline!. Просто произнеси это слово несколько раз. Жутко звучит, не правда ли? Именно к этому моменту у команд должны быть готовы как сам проект, так и презентация по нему. Ведь каждой команде, которая дожила до этого знаменательного момента, придётся выйти и показать всем, чего они успели достичь за столь малый срок. Жюри в это время оценивает проект (а иногда и сам доклад, так что следи за ходом собственной речи и не скупись на креатив в презентации). После чего идёт подведение итогов, награждение и прочие радости.

Итак, мы рассмотрели общий алгоритм хакатонов с точки зрения участника. Конечно, бывают и небольшие отклонения от этого плана. К примеру, в онлайн-хакатонах не будет кофебрейка (вроде звучит логично).


И у нас остался последний пункт, о котором мы и поговорим.


Как проходит хакатон: взгляд со стороны организатора


Люди, которые организовывали крупные ивенты, уже давно знают, что чем раньше начать — тем меньше проблем придётся решать в самом начале мероприятия. Время наше — наш враг, а посему начинать организацию нужно минимум за два месяца до предполагаемой даты. Давайте рассмотрим, как организовать небольшой хакатон, скажем, на полсотни человек.


  1. Постановка проблематики. Как уже было сказано выше: хакатон должен решать проблему. Важно хоть примерно рассчитать, сколько людей затрагивает эта проблема, сколько людей в одной команде смогут разработать решение и за какой срок.
  2. Проработка сценария, расписания и сайта. Прежде чем привлекать сторонних спонсоров, нужно продумать всё, что от них не зависит. А продумать нужно многое: технику, расстановку столов на площадке, критерии оценки, плейлист, призы и прочее. Чего только стоит проработка расписания, ведь важно рассчитать абсолютно всё, даже ориентировочное время на презентацию проектов. Также необходимо разработать и сайт мероприятия, ведь основной поток участников приходит именно из интернета. А вот сценарий хакатона даёт полную свободу фантазии. Можно внести свою "изюминку": к примеру, ровно в полночь выключается свет, а команда аниматоров в костюмах привидений начинает мелькать и жутко завывать возле участников. Такое дополнение если и не разрядит обстановку, то уж точно разбудит сонных программистов и подарит им интересный опыт. Важно помнить: хакатон — это модно, молодёжно, и костюмы с галстуками участниками там не приветствуются.
  3. Поиск площадки и спонсоров. Тут важно знать только одно: чем больше спонсоров — тем лучше призы победителям, вкуснее ланч с кофебрейком и масштабнее мероприятие. Нужно искать самый оптимальный вариант сотрудничества в рамках мероприятия, выгодный всем, в том числе и участникам.
  4. Подготовка площадки. Когда все призы куплены, договора составлены, площадка арендована и списки участников утверждены — самое время заняться подготовкой площадки. В первую очередь нужно подумать о технике: её будет много. Как минимум по одному ноутбуку на участника. А если мероприятие идёт более суток, то учитываются также и мобильные телефоны. Поэтому очень важно заранее побеспокоиться о розетках на площадке. Не стоит забывать и про интернет: полсотни участников постоянно будут использовать Git, подгружать пакеты из Nuget, отвечать на сообщения в соц. сетях или слушать музыку онлайн. И хорошо, если Windows не начнёт выкачивать свежую сборку, а Visual Studio не посчитает себя старенькой. Но готовым нужно быть ко всему, поэтому важно побеспокоиться за пропускную способность интернет-канала для участников.
    Здесь же нужно расставить кофебрейк, проектор, акустику, стол регистрации, стол стикеров и прочие предметы, необходимые для успешного проведения хакатона. Также стоит позаботиться о местах для жюри (найти место, поставить водичку, распечатать бланки с формой оценки). Один человек никогда не справится с таким грузом задач, так что команда при подготовке хакатона просто необходима.
  5. Расслабься и наблюдай. Если при подготовке к хакатону всё было продумано до последней мелочи, то можно спокойно выдохнуть и уединится возле кофебрейка, попутно слушая выступающего спикера. Но это утопия: всегда найдутся вопросы, которые придётся решать. И нужно быть готовым к забегу по площадке или постоянному общению со своей командой организаторов.

В заключении...


Сегодня мы поговорили про хакатон как таковой, изучили некоторые особенности со стороны участника, организатора и спонсора. Конечно, принимать участие или нет — однозначно да. Организовать или нет — ответ всё тот же.


Оставайтесь всегда актуальными специалистами и следите за трендами!

Комментарии (0)