Привет!
Сегодня речь пойдёт про хакатоны и всё, что с ними связано, а именно:
- Хакатон как решение крупных проблем;
- Почему твоей компании давно пора вложиться в хакатон;
- Зачем стоит принимать участие в таких мероприятиях;
- Как проходит хакатон: взгляд со стороны участника;
- Как проходит хакатон: взгляд со стороны организатора.
Информация будет максимально полезна для PR/HR-менеджеров компаний и интересна разработчикам.
Заглядывай под кат!
Хакатон как решение крупных проблем
Небольшие собрания с последующим мозговым штурмом уже давно стали неотъемлемой частью трудовых будней разработчиков. При том неважно, что вы разрабатываете: логотип для noname-компании, очередную сборку на базе Linux или важнейшее opensource-решение. Любой подход к решению поставленной задачи либо уже автоматизирован, либо является вариативным.
На сегодняшний день современные решения на базе ИИ обучаются по некоторой выборке, в результате обработки которой могут дать предположение или даже сделать определенный вывод. Это помогает, если вы хотите не прогореть в букмекерской конторе или снизить шанс попадания в ДТП. Но решения для глобальных проблем, к сожалению, ИИ ещё не предложили.
Таким образом, мы плавно подходим к выводу: решать проблемы всё ещё должно человечество, и на аутсорс машинам такие вопросы отдавать пока рано, ну а компьютер сегодня остаётся лишь инструментом.
А раз вариативность до сих пор преимущество рода людского — почему бы не собрать множество людей с максимально развитой логикой и не поставить перед ними проблему с целью её разрешения?
Примерно по такой ветви логики многие сообщества приходят к организации хакатона. Решение проблем — вот главная цель, которую преследуют (ну или хотя бы должны преследовать) организаторы подобных мероприятий. Главная, но не единственная...
Почему твоей компании давно пора вложиться в хакатон?
Выше мы рассмотрели главную цель хакатона. Но сколь бы отличным не было решение крупной проблемы — едва ли твоя компания инвестирует в мероприятие, если не получит выгоды.
Следовательно, именно её мы и рассмотрим:
PR компании
Крупное мероприятие на отличной площадке, на которой только и будут виднеться логотипы твоей компании. Что может быть слаще? А оставшиеся сливки можно снять с репортажей по ТВ и в новостных сайтах. Настоящий подарок судьбы для PR-менеджера!
Целевой поиск кадров
Только представь: полсотни, сотня, а то и целая тысяча разработчиков с самым разным стеком технологий работают прямо перед тобой, и даже иногда на чекпоинтах регистрируют изменения в проекте. Такого экстаза твой HR ещё никогда не испытывал!
Решение большой проблемы
Десятки команд во главе со своими тимлидами при поддержке менторов думают над решением твоей проблемы. Мало того: они ещё и целую кучу решений презентуют к дедлайну, а тебе и другим членам жюри останется только выбрать наиболее рациональное из них и наградить этих гениев современности. Интересно: сколько часов бы заняла разработка похожего продукта у твоего штата сотрудников? Причём проблематика может быть любой: от разработки целой IT-инфраструктуры до максимально быстрого алгоритма сортировки матрицы. К слову, проблематика для хакатона уже давно открепилась от IT, и теперь участники хакатона думают над куда более обширным спектром задач из области биоинформатики, географии и даже космоса. Важно не забывать: разработанное решение остаётся интеллектуальной собственностью самих разработчиков. Если нужно использовать его в своей работе — придётся договориться с командой об условиях использования их проекта.
Таким образом, мы выяснили основные мотиваторы компаний-инвесторов. Некоторые организации могут руководствоваться и другими причинами, но это уже не важно.
Зачем стоит принимать участие в таких мероприятиях
В актуальной сфере информационных технологий давно прошли времена, когда оплату труда программиста конвертировали исходя из количества строк кода. Всё неумолимо мчится вперёд, как и требования к современному сотруднику. Сегодняшний HR-менеджер обрабатывает историю твоей жизни получше многих служб безопасности и кредитных контор. А значит, любая твоя активность будет учитываться при приёме на работу, будь то победа на крупнейшем хакатоне или пьяная вечеринка на дембеле твоего друга. Чем выше твой интерес к какой-либо сфере — тем выше твой рейтинг у HR.
Также не стоит забывать, что хакатон для тебя и других участников — отличный шанс проявить себя, попробовать свои силы (в среднем, хакатоны проводятся от 1 до 3 дней, иногда и без перерыва), а также постичь что-то новое для себя. Ведь когда времени до дедлайна всего ничего — приходится максимально быстро искать способы решения проблемы. Это отличный навык для современного разработчика.
Ну и как бонус: на хакатоне можно подзаработать. Многие такие мероприятия выплачивают призовым местам неплохой денежный приз, даже поделившись с командой которым обидно не будет. Не стоит даже вспоминать о кофебрейке, который по-умолчанию включен в мало-мальские мероприятия. Так что даже если ничего не выиграешь — хотя бы не проголодаешься.
Как проходит хакатон: взгляд со стороны участника
Опыт участия в самых различных хакатонах показывает, что общий их алгоритм примерно следующий:
- Регистрация. Она может использовать конкурсную основу, если организаторы опасаются сильного переполнения заявок. Но в большинстве случаев регистрация свободна для всех. Зачастую при регистрации можно подавать заявку как член уже готовой, сформированной команды. Там же можно ознакомиться со спикерами, тематикой/проблематикой, призами и расписанием.
- Регистрация по месту проведения. Этакая локальная авторизация. Организаторы отметят тебя как пришедшего на хакатон. Полезно для статистики.
- Доклады от спикеров. Целиком индивидуальный пункт. Темы докладов зависят полностью от проблематики и используемого стека технологий. Также спикеры или организаторы должны освятить проблематику и поведать участникам подробнее о том, с какой проблемой им предстоит бороться в течении N часов.
- Brainstorm. Именно здесь участники включают творческий подход и придумывают десятки способов решения проблемы. Зачастую до или после мозгового штурма проходит перерыв, во время которого можно найти себе команду, подходящую по стеку технологий.
- Hachathon. Когда все решения были приняты, а команды сформированы — начинается марафон. Команды решают, кто будет их team-lead'ом, после чего обсуждают архитектуру решения, Git и прочие рабочие моменты. Отныне и до дедлайна твою работу прервёт только нужда, жажда, голод или время на дорогу домой, если хакатон не предусматривает локального расположения на площадке в ночное время. Также большие по длительности хакатоны могут быть разбиты чекпоинтами, во время которых нужно рассказать что-либо о успехе твоей команды, ожидаемых сроках завершения, архитектуре и прочих нюансах.
- Deadline!. Просто произнеси это слово несколько раз. Жутко звучит, не правда ли? Именно к этому моменту у команд должны быть готовы как сам проект, так и презентация по нему. Ведь каждой команде, которая дожила до этого знаменательного момента, придётся выйти и показать всем, чего они успели достичь за столь малый срок. Жюри в это время оценивает проект (а иногда и сам доклад, так что следи за ходом собственной речи и не скупись на креатив в презентации). После чего идёт подведение итогов, награждение и прочие радости.
Итак, мы рассмотрели общий алгоритм хакатонов с точки зрения участника. Конечно, бывают и небольшие отклонения от этого плана. К примеру, в онлайн-хакатонах не будет кофебрейка (вроде звучит логично).
И у нас остался последний пункт, о котором мы и поговорим.
Как проходит хакатон: взгляд со стороны организатора
Люди, которые организовывали крупные ивенты, уже давно знают, что чем раньше начать — тем меньше проблем придётся решать в самом начале мероприятия. Время наше — наш враг, а посему начинать организацию нужно минимум за два месяца до предполагаемой даты. Давайте рассмотрим, как организовать небольшой хакатон, скажем, на полсотни человек.
- Постановка проблематики. Как уже было сказано выше: хакатон должен решать проблему. Важно хоть примерно рассчитать, сколько людей затрагивает эта проблема, сколько людей в одной команде смогут разработать решение и за какой срок.
- Проработка сценария, расписания и сайта. Прежде чем привлекать сторонних спонсоров, нужно продумать всё, что от них не зависит. А продумать нужно многое: технику, расстановку столов на площадке, критерии оценки, плейлист, призы и прочее. Чего только стоит проработка расписания, ведь важно рассчитать абсолютно всё, даже ориентировочное время на презентацию проектов. Также необходимо разработать и сайт мероприятия, ведь основной поток участников приходит именно из интернета. А вот сценарий хакатона даёт полную свободу фантазии. Можно внести свою "изюминку": к примеру, ровно в полночь выключается свет, а команда аниматоров в костюмах привидений начинает мелькать и жутко завывать возле участников. Такое дополнение если и не разрядит обстановку, то уж точно разбудит сонных программистов и подарит им интересный опыт. Важно помнить: хакатон — это модно, молодёжно, и костюмы с галстуками участниками там не приветствуются.
- Поиск площадки и спонсоров. Тут важно знать только одно: чем больше спонсоров — тем лучше призы победителям, вкуснее ланч с кофебрейком и масштабнее мероприятие. Нужно искать самый оптимальный вариант сотрудничества в рамках мероприятия, выгодный всем, в том числе и участникам.
- Подготовка площадки. Когда все призы куплены, договора составлены, площадка арендована и списки участников утверждены — самое время заняться подготовкой площадки. В первую очередь нужно подумать о технике: её будет много. Как минимум по одному ноутбуку на участника. А если мероприятие идёт более суток, то учитываются также и мобильные телефоны. Поэтому очень важно заранее побеспокоиться о розетках на площадке. Не стоит забывать и про интернет: полсотни участников постоянно будут использовать Git, подгружать пакеты из Nuget, отвечать на сообщения в соц. сетях или слушать музыку онлайн. И хорошо, если Windows не начнёт выкачивать свежую сборку, а Visual Studio не посчитает себя старенькой. Но готовым нужно быть ко всему, поэтому важно побеспокоиться за пропускную способность интернет-канала для участников.
Здесь же нужно расставить кофебрейк, проектор, акустику, стол регистрации, стол стикеров и прочие предметы, необходимые для успешного проведения хакатона. Также стоит позаботиться о местах для жюри (найти место, поставить водичку, распечатать бланки с формой оценки). Один человек никогда не справится с таким грузом задач, так что команда при подготовке хакатона просто необходима. - Расслабься и наблюдай. Если при подготовке к хакатону всё было продумано до последней мелочи, то можно спокойно выдохнуть и уединится возле кофебрейка, попутно слушая выступающего спикера. Но это утопия: всегда найдутся вопросы, которые придётся решать. И нужно быть готовым к забегу по площадке или постоянному общению со своей командой организаторов.
В заключении...
Сегодня мы поговорили про хакатон как таковой, изучили некоторые особенности со стороны участника, организатора и спонсора. Конечно, принимать участие или нет — однозначно да. Организовать или нет — ответ всё тот же.
Оставайтесь всегда актуальными специалистами и следите за трендами!