Сегодня речь пойдет о достаточно новых для России технологиях передачи голоса и видео в сети сотового оператора — VoLTE (Voice over LTE), ViLTE (Video over LTE) и WiFi-Calling (WFC).




Почему при звонке из сети LTE телефон уходит в сеть 3G?

Прежде чем перейти к рассмотрению новых технологий, давайте освежим в памяти, как на текущий момент работает наш смартфон в сети 4G/LTE.


Думаю, что многие абоненты замечали, что смартфон при входящих или исходящих звонках переходит в сети предыдущего поколения (2G/3G), а на само соединение уходит достаточно много времени. Для начала следует сказать несколько слов о том, как верхнеуровнево (очень крупными блоками) выглядит сеть оператора мобильной связи.



На первый взгляд, не сложно, но это только на первый. Давайте разбираться.


Как видно на картинке выше, сеть радио-доступа второго (2G, или GERAN) и третьего (3G, или UTRAN) поколений подключается как к ядру канальной коммутации (CS Core) для осуществления голосовых вызовов, так и к ядру пакетной коммутации (PS Core) для доступа к IP-сетям и для выхода в сеть Internet. Логичный вывод, который напрашивается из сказанного выше: CS Core обеспечивает голосовую связь, а PS Core предназначен для передачи данных. Останавливаться для анализа того, как работают сети передачи данных и голоса в рамках данной статьи, мы не будем.


Рассмотрим прохождение голосовых вызовов для сети 4G. Прежде чем погружаться в подробности, давайте еще раз посмотрим на картинку и вспомним, что сеть радио-доступа LTE не имеет прямых подключений к CS Core. На первый взгляд, это странно, но решение есть. И частью решения является интерфейс между PS Core и CS Core, который называется SGs.


(Справедливости ради нужно сказать, что и до внедрения стандарта 4G/LTE связь между канальным и пакетным ядром была возможна. Интерфейс, по которому могла осуществляться эта связь, называется Gs. Задачи, возлагавшиеся на Gs-интерфейс, заключались в комбинировании (объединении) процедур регистрации в обоих доменах, а также в обеспечении поиска устройства (paging), который осуществлялся из канального домена в пакетный. Это позволяло приостанавливать передачу данных в сети 2G и принимать голосовые вызовы.)


В сети 4G/LTE интерфейс SGs уже не является опциональным и играет важную роль. Вспоминаем, что в сети LTE наше мобильное устройство работает только в пакетном домене (PS Core) и, как вы уже догадались, без интерфейса между PS и CS Core не обойтись.



Теперь давайте кратко рассмотрим процесс осуществления голосовых вызовов, когда Ваше устройство находится в сети LTE. Не вдаваясь глубоко в технические делали, это можно объяснить так:


Входящий звонок. Поскольку телефон находится в сети LTE и не имеет возможности «слушать» сети 2G/3G, «добраться» до него можно только с использованием сети 4G. За мобильность в сети LTE отвечает сетевой элемент MME (Mobility Management Entity). Именно через это устройство по SGs интерфейсу мобильный коммутатор (MSC-S) производит поиск смартфона процедурой «paging» с индикатором того, что идет входящий звонок, сигнализируя, что телефону необходимо перейти в сеть предыдущего поколения с перерегистрацией в CS-домене и принять звонок.


Исходящий звонок. Мобильное устройство сообщает базовой станции (eNodeB), что собирается совершить исходящий звонок, тем самым запуская процесс перехода из LTE в сети предыдущего поколения. Подробнее расписывать процедуру в рамках данной статьи нецелесообразно.


Процесс перехода из LTE в сети предыдущего поколения для совершения голосовых вызовов называется называется CS Fallback (CSFB).


По завершению вызова (уже не важно входящего или исходящего) устройство вернется в сеть LTE, но c небольшим «НО». Несмотря на то, что устройству пришлось перерегистрироваться в сеть 3G (реже в 2G), передача данных, которая могла производиться до звонка, может осуществляться и одновременно с голосовым вызовом. При этом мобильное устройство не потеряет выделенный ему IP-адрес. «НО» заключается в том, что переход в сеть LTE произойдет только в ближайшую паузу в передаче данных.


(Небольшое замечание про SMS. В сети LTE и входящие и исходящие SMS передаются все по тому же интерфейсу SGs и переходов между сетями различных поколений не осуществляется.)


Voice over LTE (VoLTE) и Video over LTE (ViLTE)


У сети LTE, в сравнении с предыдущими поколениями сети, лучше показатели по задержкам и RTT, и она вполне приспособлена для трафика, критичного к качеству канала передачи, а именно, небуферизированного голоса и видео, которыми и являются наши звонки. Осуществление голосовых вызовов наконец-то переходит на протокол IP непосредственно с мобильного устройства.


Теперь давайте рассмотрим, что поменялось в архитектуре сети оператора.



Мы видим, что по сравнению с предыдущей схемой, добавилось облачко с названием IMS. Да, действительно, в качестве ядра для поддержки голосовых вызовов сети LTE и WiFi был выбран IMS.


Начнем с процесса регистрации. Мобильное устройство должно убедиться, что сеть оператора поддерживает передачу голоса поверх IP в конкретной зоне радиопокрытия. Если это так, то смартфон пытается активировать bearer (канал связи по IP) со специальным APN-ом и со специально выделенным классом обслуживания QCI-5, который зарезервирован и оптимизирован для IMS-signaling. Данный класс обслуживания имеет более высокий приоритет по сравнению с классом обслуживания для передачи данных, которая используется для выхода в Интернет, но он, так же как и интернетовский, не требует гарантированной полосы передачи данных и менее критичен к задержкам чем для голоса и видео. По завершению процесса активации bearer-а у мобильного устройства имеется IP адрес, и сеть сообщила IP адрес P-CSCF, который уже является первым элементом ядра IMS. Именно к нему смартфон впервые обращается по протоколу SIP и осуществляет регистрацию в IMS.


Подробно останавливаться на процессах, которые происходят в недрах сети, в рамках данной статьи нецелесообразно. При желании эту информацию можно найти на ресурсах, список которых помещен в конце статьи. Приведу лишь картинку с основными элементами PS Core и IMS.



Мобильное устройство зарегистрировались в ядре IMS и теперь может совершать голосовые вызовы, отправлять/принимать SMS.


Одной из основных отличительных особенностей мобильной VoLTE-сети от классической SIP телефонии — это управление полосой пропускания для конкретного вида трафика. Не секрет, что при передаче голосового трафика по IP-сетям всегда есть риск потери пакетов, что пагубно сказывается на разборчивости речи. Для того чтобы обеспечить приемлемое качество, применяется технология маркировки IP-пакетов. Транспортное оборудование с «пониманием» относится к маркированным пакетам, старается не допустить их потерю и обеспечивает их приоритетную передачу hop-by-hop. В сети мобильного оператора одним из самых дорогих ресурсов является радио-ресурс и всегда есть вероятность того, что в зоне нужной нам базовой станции (eNodeB) может его не оказаться для проключения голосового вызова, потому что все они используются для передачи данных из сети интернет. Я уже упоминал, что для регистрации мобильное устройство активировало отдельный bearer c QCI-5, который по уровню сервиса выше, чем bearer для интернет и в нем была установлена SIP-сессия с IMS Core. При установлении голосового вызова — неважно, входящего или исходящего — IMS-ядро через PCRF и ядро пакетной коммутации запрашивает дополнительный выделенный радио-ресурс (dedicated bearer) с гарантированным битрейтом и с QCI-1 для того, чтобы в нем и передавался RTP-поток с выбранным кодеком. Данный ресурс уже имеет самый высокий приоритет, что и обеспечивает необходимое качество речи.


Теперь можно упомянуть такую технологию, как Video over LTE (ViLTE). Все, что было сказано для VoLTE, справедливо и для ViLTE. Для подключения видео-потока точно так же, как и для голоса, запрашивается еще один dedicated bearer. Он тоже требует гарантированную полосу с несколько более высокой пропускной способностью, чем голос, но уже с чуть меньшим приоритетом (QCI-2). Снижение приоритета обусловлено тем, что потеря пакетов для видео-потока уже не настолько критична, чем для голосового. Согласитесь, что разборчивость речи куда более важна, чем кратковременный сбой в передаче картинки. В результате получается, что у смартфона в случае с ViLTE имеется сразу три bearer-а для нужд IMS (QCI-5 — сигнализация, QCI-1 — голосовой канал, QCI-2 — видео канал).


Также хотелось бы вкратце затронуть тему хэндоверов (переходов из сети одного поколения в другое). Сегодня покрытие сети LTE уступает покрытию сетей предыдущих поколений. Для того чтобы разговор не прерывался в случае, если уровень сигнала сети LTE становится ниже порогового уровня, телефону придется перерегистрироваться в ядре канальной коммутации (CS Core). Для обеспечения «бесшовности» такого перехода была разработана технология SRVCC (Single Radio Voice Call Continuity). В отличие от CS Fall Back (CSFB), который рассматривался в первой части статьи, на момент перехода из LTE в сеть предыдущего поколения, у нас уже имеется голосовой вызов, который мы и пытаемся сохранить без разрыва. В основе технологии лежит протокол GTPv2 и дополнительный интерфейс между PS Core и CS Core, который имеет название Sv. Для обеспечения работы данного интерфейса доработке подверглась CS Core, которая ранее не поддерживала протокол GTP (GPRS tunneling protocol). Схематично процесс перехода из VoLTE в CS-call показан на рисунке.



Теперь можно сказать несколько слов о том, что полезного в VoLTE и зачем внедряется эта технология:


  • VoLTE позволяет не производить переключение из сети LTE в сети предыдущего поколения, что ускоряет процесс осуществления голосового вызова;
  • телефон остается в LTE, и передача данных может продолжаться без снижения скорости;
  • нет жестких ограничений на полосу передачи, что позволяет обеспечивать высокое качество голоса (HD-Voice);
  • появляется возможность делать видео-звонки, а впоследствии и видео-конференции;
  • под управлением ядра IMS имеется возможность реализовывать дополнительные услуги, такие как Push-to-Talk.

VoWiFi, или WiFi-Calling, или WFC


Принципиальное отличие VoWiFi от VoLTE заключается в том, что в качестве «последней мили» используется обычный WiFi. Это может быть и домашний интернет и публичный WiFi какого-нибудь кафе. В качестве ядра сети используется все тот же IMS, а вот в части сети доступа есть небольшие изменения. Давайте посмотрим на картинку.



Внимательный читатель заметит, что не видно принципиальных отличий от схемы PS Core для VoLTE. По-прежнему стык ядра пакетной коммутации и IMS Core осуществляется через интерфейс SGi от PGW. Изменения коснулись пути прохождения трафика от мобильного устройства до ядра пакетной коммутации. Для этого у нас появилось устройство под названием ePDG. Именно оно имеет прямой выход в сеть Internet и именно к нему будут, в первую очередь, подключаться телефоны с использованием обычного протокола IPSec. Прежде чем начнется регистрация в IMS-ядре, как и раньше, необходимо успешно зарегистрироваться в ядре пакетной коммутации. На этот раз регистрация производится не от MME, а от ePDG. Для этого используется интерфейс SWm, и мы видим еще один сетевой элемент с названием AAA. Особенностью узла AAA, участвующего в процессе регистрации из untrusted WiFi, то есть из сети Internet, является то, что он работает не по привычному многим протоколу Radius, а по модернизированной его версии — протоколу Diameter. Далее, как и в сети LTE, аутентификация и сверка наличия соответствующих услуг производится все в том же HSS (Home Subscriber Server).


После прохождения регистрации в пакетном ядре и последующей регистрации в IMS Core, звонки осуществляются точно так же, как это происходит и из VoLTE.


Из основных технологических вопросов нам осталось рассмотреть переход (Handover) из сети WiFi в VoLTE и обратно.


Не секрет, что сети WiFi имеют очень маленький радиус действия. Для того чтобы наши голосовые вызовы не прерывались при потере сети WiFi, мобильное устройство постоянно мониторит уровень сигнала, и если он становится ниже порогового уровня, производится переход в сеть LTE. Если еще раз посмотреть на предыдущую схему, то становится понятно, что при переходе в LTE-сеть, вполне реально остаться на все том же PGW, что использовался и для WiFi-Call. А помогает в этом интерфейс S6b, который с использованием AAA сервера сообщает HSS адрес PGW, на котором была произведена регистрация из сети WiFi. При таком переходе сохраняется сессия на PGW все с тем же IP-адресом, что был выделен при регистрации через WiFi сеть. Как следствие, мы получаем практически бесшовный Handover VoWiFi -> VoLTE. Обратный переход осуществляется по тем же правилам.


Как и в конце предыдущей части, несколько слов о том, что полезного в VoWiFi и зачем внедряется эта технология:


  • появилась возможность совершать и принимать голосовые вызовы со своим номером мобильного телефона из любого места, где есть доступ в Internet через WiFi без использования сторонних приложений;
  • WiFi-Calling позволяет совершать звонки из сети WiFi по всему миру по домашнему тарифу.

Вопросы и ответы


Я предвижу, что будет ряд вопросов и попробую заранее на них ответить:


В: В каких регионах уже доступны технологии VoLTE/VoWiFi?
О: На момент публикации статьи услуга доступна абонентам Москвы, Ярославля, Калуги и Башкирии.


В: Когда услуга станет доступна абонентам других регионов МТС?
О: Мы делаем все возможное для скорейшего внедрения технологии. Следите за новостями на наших региональных сайтах.


В: Будет ли работать услуга WiFi-Calling в режиме «самолета»?
О: Да, такой вариант работы действительно есть, но чтобы неожиданно не остаться без связи, мы такой режим не рекомендуем.


В: Какие телефоны имеют поддержку технологий VoLTE и VoWiFi?
О: Список устройств, которые поддерживают VoLTE/VoWiFi можно найти на http://www.mts.ru/connect/


В: Как убедиться, что на iPhone работает VoLTE?
О: На iPhone нет индикаци того, что телефон работает в режиме VoLTE. Посмотреть текущий режим работы устройства можно зайдя в Настройки -> Об этом устройстве и нажать на строку Оператор. Если имеется регистрация в IMS, то это будет видно (строка поменяется на IMS-статус).


В: Работает ли SMS через услугу WiFi-Calling в режиме «самолет»?
О: Да, сеть такой вариант работы поддерживает. Дальше все зависит от наличия поддержки в мобильном телефоне. Если говорить про iPhone, то мы делаем все возможное, чтобы SMS over IP стала доступна для абонентов МТС с выходом версии iOS 12.0 (сентябрь 2018).


В: Как подключить услугу?
О: Мы будем подключать услугу абонентам, у которых телефоны имеют соответствующую поддержку сами, но и предоставляем абонентам самим управлять наличием услуги. Как включить/отключить услугу можно найти на странице http://www.mts.ru/connect/


В: Какие кодеки используются для передачи голоса?
О: Приоритетным кодеком является AMR-WB (HD-Voice), но может использоваться AMR-NB. Выбор кодека осуществляется в процессе установления вызова и зависит от большого количества причин. Кодек EVS на нашей сети пока не поддерживается.


В: Поддерживается ли технология ViLTE на телефонах Apple?
О: Нет. Поддержка ViLTE реализована не во всех смартфонах и это не только iPhone.


Полезные ссылки:
http://www.mts.ru/personal/connect/
http://www.media.mts.ru/internet/124777#top
http://www.media.mts.ru/internet/135396/#top
https://itechinfo.ru/content/кратко-об-ims
https://habr.com/post/200868/
https://blog.3g4g.co.uk/search/label/VoLTE
https://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=682632
https://www.youtube.com/watch?v=1F7QKEAPXG4
https://support.apple.com/ru-ru/ht203032
https://www.netmanias.com/en/post/oneshot/8127/lte-network-architecture-wi-fi-epdg/3gpp-based-lte-and-wi-fi-interworking-architecture-epdg-s2b


Автор: Технический эксперт МТС Олег Ермаков, ник на Хабре — eov

Комментарии (32)


  1. eltrash
    28.06.2018 14:45

    Спасибо за статью!
    Подскажите пожалуйста, как обстоят дела с Переадресацией вызова при включенной опции VoLTE? При подключенной услуге VoLTE не получается установить переадресацию куда-либо.


    1. eov
      28.06.2018 14:47

      Переадресацию можно установить через «Личный кабинет».


  1. pvsur
    28.06.2018 17:11

    voip-телефонистам можно напрягаться и искать новую работу? :)


    1. vanso
      29.06.2018 09:04

      Ну почему же. Во-первых, вряд ли все вендоры будут заморачиваться поддержкой протоколов наших операторов, и, во-вторых, для VoIP всегда останется свое место как на масс-маркете, так и в специфических применениях.


    1. awsswa59
      29.06.2018 10:03

      Asterisk телефонистам надо внимательно подойти к общению с билайном, мегафоном и мтс на прямых стыках. Некоторые софтсвичи провайдеров уже начали предлагать кодек AMR-WB который по умолчанию в asterisk отсутствует. Найти патчи для добавления кодака и разрешить общение по нему. Положительный опыт уже имеется.
      awsswa.livejournal.com/35560.html


  1. ziv
    28.06.2018 19:46

    тему хэндоверов (переходов из сети одного поколения в другое)

    Handover — это не обязательно переход между LTE/3G/2G. Переход между двумя eNodeB — это тоже handover. Термин используется некорректно.


    1. eov
      29.06.2018 07:18

      Согласен. Стоило уточнить, что речь про Inter-RAT хэндовер.


  1. Bonio
    28.06.2018 22:58
    +1

    Поддержка VoLTE и WiFi-Calling телефоном зависит от железа или от софта? С прошавкой старого LTE телефона на условный LineageOS можно будет работать с этими технологиями?


    1. ziv
      29.06.2018 04:44

      В современных телефонах (по крайней мере, на платформах Qualcomm) поддержка IMS реализована в модеме — в Андроиде почти ничего нет для этого. Таким образом, поддержка железом является необходимым условием.


      1. Abyss777
        29.06.2018 08:25

        Кроме телефонов Samsung, там IMS исключительно программный.


        1. JC_IIB
          29.06.2018 19:46
          +1

          А можно где-то про это почитать? Любопытно.


  1. grokinn
    29.06.2018 11:26

    Для того чтобы наши голосовые вызовы не прерывались при потере сети WiFi, мобильное устройство постоянно мониторит уровень сигнала


    Что если уровень сигнала стабильный, а вот интернет-доступ в этой wifi сети нестабильный (например, роутер не справляется или перебои провайдера), в этом случае как реализован переход? (есть опасения что абоненту придется принудительно отключать wifi для того чтобы просто поговорить по телефону).


    1. vanso
      29.06.2018 12:36

      Наблюдал подобную ситуацию не iPhone жены с МТС: если внезапно отрезать подачу интернета без отключения беспроводной сети, телефон просто моментально перестаёт показывать, что он подцепился к IMS через WiFi и звонки будут проходить через volte. Видимо, под мониторингом подразумевался и постоянный пинг IMS.


  1. LaCTuK
    29.06.2018 16:16

    Это всё хорошо, но после обновления настроек МТС, пропала возможность удерживать iPhone в сети 2G (раньше была возможность переключения 2G/3G/LTE, а теперь только LTE вкл/выкл). Техподдержка Apple сказала, что за это отвечает оператор.
    Есть ли возможность вернуть старые настройки?


  1. darkdaskin
    29.06.2018 19:05

    Для жителей замкадья указанная в статье ссылка не работает. Вот более прямая ссылка для любопытствующих.


  1. DarkTiger
    29.06.2018 19:42

    Автор, ну нельзя же так. Понятно, что KPI предусматривает публикации на Хабре, но уж если взялись…
    Статья, по сути, разбита на две части. В первой части все хорошо, есть описание картинок, расшифровка терминов.
    А дальше, начиная с третьей картинки и слов

    Исходящий звонок. Мобильное устройство сообщает базовой станции (eNodeB),
    перестают объясняться понятия, расшифровываться сокращения и, по сути, происходит переход на уровень пятничного разговора в пивной с коллегами. Читать такое неспециалисту просто невозможно.
    Попробуйте провести эксперимент. Берете третью картинку, и смотрите на каждый элемент на ней. После чего пытаетесь найти название этого элемента в своей статье (я уже не говорю про расшифровку сокращения этого элемента). Примерно на третьей минуте этого процесса к Вам придет понимание, что со статьей не так.
    Да, Гугл рулит. Но в этом случае скажите, почему нужно читать именно Вашу статью, а не набрать запрос «VoLTE» в Гугле же.
    Подсказка: разбейте эту статью на несколько. И KPI будет в порядке, и читателям станет понятно и интересно.


    1. eov
      29.06.2018 20:29

      Я старался вводить минимум терминов и не разбирать все сообщения (Call-flow). Даже сам IMS нарисовал на многих схемах один квадратиком. Просто, если все расписывать, получится книга типа вот этой — Voice over LTE: VoLTE 1st Edition


      1. DarkTiger
        29.06.2018 20:40
        +1

        Тогда выкиньте на картинках блоки, значение которых не поясняет статья. Если выкинуть нельзя — теряется смысл картинки — стоит пояснить их в статье.
        Не надо пытаться пояснить все. Крупноблочного обзора вполне достаточно. Будет много плюсов у статьи и просьб «поподробнее» — раскрывайте детали в следующей статье, заминусуют — время сэкономите.


        1. eov
          29.06.2018 21:43

          Спасибо, я доработаю статью с кратким описанием и функциональным назначением всех блоков, которые есть на картинках.


  1. shifttstas
    29.06.2018 20:59

    Странно, что с приходом LTE не ришили полностью оптимизировать архитектуру коры и убрать лишние элементы. Сейчас в 95% при звонках через telegram/whatsap/facetime проблемы не наблюдаются и даже при переходе 3G-->LTE-->wi-fi (только в последнем случае переход может дать прерывания звонка на пару секунд, но не всегда) Так вопрос — зачем решили так сильно усложнять архитектуру LTE по работе со звонками?

    Не проще ли было остановится на банальном SIP интерфейсе который в качестве авторизации получал бы данные от SIM, без хитрой маршрутизации звонка, без связки PS/CS Core и других странных вещей…


    1. vvpoloskin
      30.06.2018 00:28

      Она несложная, просто термины вам не знакомы. Узлы x-CSCF в составе IMS по сути являются SIP-прокси, как цепочка АТС IPPBX, SBC и softswitch. А само LTE (как и вай-фай) лишь пакетный транспорт для этого сипа, от базовой архитектуры которого не уйдёшь.


      1. shifttstas
        30.06.2018 01:20

        Я все равно намекаю, что если из LTE выпилить всё что относится к голосу окончательно то было бы намного лучше. Сейчас конечно уже лучше чем в 3G — голос теперь тоже пакетная передача, но все еще остались лишние части.


        1. cuwHuk
          30.06.2018 19:29

          Тут как бы наоборот — изначально в LTE не было голоса вообще (кроме CS Fallback), а потом решили «запилить» VoLTE.


          1. shifttstas
            30.06.2018 20:19

            Вот я и говорю, что volte можно было пилить проще чем это сделали


            1. Barabek
              01.07.2018 00:48
              +2

              Все, что вам кажется лишним — это дань обратной совместимости. Чтобы в одной сети (и радиосети) работали как телефоны звонилки с фонариком, так и айфомы с VoLTE.


              1. JC_IIB
                01.07.2018 10:10

                + чтоб нативная геолокация работала, ну или я пропустил момент, когда в sip over wifi появился стандартный аналог LAC/CID.


    1. cuwHuk
      30.06.2018 19:39

      Не проще. От Telegram никто не ожидает возможности позвонить на любой телефон в мире. Если не ошибаюсь в Skype даже явным образом было указано, что он не предназначен для вызова экстренных служб. Тут действует стандартное правило 80/20, по которому мессенджеры легко и непринужденно получили 80% функционала небольшими затратами, но чтобы добрать остаток, требуются крупные вложения, поэтому никто и не заморачивается, много денег не заработать, лучше сконцентрироваться на том, чего нет у традиционных операторов.


      1. shifttstas
        30.06.2018 20:20

        При VoWiFi iPhone тоже пишет, что не предназначено для вызова 911...


        А какого функционала не хватает мессенджеру? (Те самые 20% ) ?


        1. vvpoloskin
          30.06.2018 21:50

          А какого функционала не хватает мессенджеру? (Те самые 20% ) ?

          Ну я бы не сказал, что 20%…
          Нельзя тупо звонить по номеру телефона
          Нельзя звонить из других сетей (других мессенджеров, с обычного телефона)
          Нет возможности осуществить взаимодействие без доступа к центральному серверу
          Нет стандартов взаимодействия компонент, а отсюда вытекает, например, отсутствие четких (за определенное время) процедур увеличения мощности оборудования или хотя бы явной техподдержки
          Непонятно, что с тарификацией
          Нет служб экстренного реагирования (пресловутый 112)
          Нет никакой взаимосвязи с транспортом, отсюда вытекает повышенное время соединения (забудьте про сервисы push to talk) и увеличенный расход батарейки
          И это только уровень приложений…


          1. shifttstas
            30.06.2018 23:26
            -1

            Гм, почти все мессенджеры тупо звонят по номеру телефона, в случае с FaceTime вообще нативно на уровне системы все работает.


            С обычного телефона звонить можно, если использовать любой SIP телефон, только это не популярно и мало кому нужно.


            Без центрального сервера — пожалуйста — TOX.


            Тарификация как бы у всех мессенджеров — бесплатно. Что выгодно отличает их от операторов связи. Push to talk — Zello отлично работает же.


            TLDR; проблемы надуманы и 90% вызваны сумарной плохой мобильной связью, заграницей к слову, качество того же 3G намного лучше и там в 99% всегда можно позвонить по любому VOIP…


        1. cuwHuk
          30.06.2018 22:51

          «Если не понятно зачем, то из-за денег» (чей-то там с)

          А какого функционала не хватает мессенджеру?

          1. Лицензия
          2. Пул номеров
          3. «Призма», СОРМ, (поставьте здесь название системы lawful interception страны, в которой вы живете)
          4. Сервера, коммутаторы, инженеры, электричество
          Кто-то за все это должен заплатить.

          Так вопрос — зачем решили так сильно усложнять архитектуру LTE по работе со звонками?

          IMHO мы живем в мире сохранения энергии, денег и сложности. Чтобы инженеры оператора (у которого уже есть коммутаторы, выходы в ТФОП, биллинг, подключения к СОРМам и ПРИЗМАм, управление мобильностью) могли просто воткнуть пару кабелей в коммутатор, пришлось заморочиться с протоколом LTE.

          P.S. Вообще я занимаюсь радиоинтерфейсами и то, что происходит после получения сигнала базовой станцией, в деталях и тонкостях не знаю, все изложенное основано на предположениях исходя из личного жизненного опыта.


        1. eov
          30.06.2018 23:37

          Действительно, в нашей сети пока не реализован вызов экстренных служб через VoLTE/VoWiFi. Пока Emergency-call переходит в CS (2G/3G), но технология предусматривает сценарий обработки его IMS Core. Для этого предназначен элемент E-CSCF.