Всем привет!
Меня зовут Денис, мне 27 лет и я работаю Agile Coach в компании N26 (Берлин, Германия) — самом быстрорастущем мобильном банке в Европе.

image

Прежде чем переехать в Берлин в апреле 2018 года, я провел 9 месяцев в поисках подходящего места работы в Европе. За это время я успел:
— пройти порядка 20 интервью;
— дойти до финального этапа с 7 компаниями*;
— получить 3 оффера.

Для этого мне пришлось совершить порядка 18 перелетов и посетить 3 страны (Германия, Нидерланды, Австрия).

Рассказать о своём опыте меня сподвигло несколько факторов:
1) Высокий интерес к подобным материалам в IT-сообществе при практически полном отсутствии историй “тракторизма” от специалистов в области Agile на просторах сети;
2) Стремление поделиться с сообществом полученными инсайдами о том, как же выглядит «тот самый» Agile в Европе;
3) Желание зафиксировать все пережитое для себя лично, пока краски не потускнели и воспоминания еще живы.

* В данной статье Вы не встретите прямого указания на компании, с которыми я успел пообщаться, но общее описание контекста я постараюсь все же давать.

Пролог


Желание выбраться за пределы горячо любимой Родины терзало меня довольно продолжительное время. Активный поиск вакансий и прохождение собеседований я начал летом 2016 года, когда совокупность личных, экономических и других факторов, а также желание активно развиваться в выбранном направлении, подтолкнули меня сделать первый шаг.

На тот момент мой опыт знакомства с Agile составлял порядка двух лет и я успел предпринять несколько попыток его применения на практике с разной степенью успешности. Это вылилось в опыт работы с 2 Scrum командами в качестве Scrum Master, запуска Agile-трансформации в организации, а также несколько попыток выстроить Kanban на паре других проектов. К моему большому счастью, суть проектов, находившихся в разработке в компании, где я трудился на тот момент, позволяла и даже вынуждала реально формировать кросс-функциональные команды, в которых полноправно участвовали как Back-End, Front-End и Mobile dev специалисты, так и QA инженеры и дизайнеры.

Первым направлением поисков работы была выбрана Польша, Чехия, Германия и Прибалтика. В итоге же я оказался на Кипре, где удачно и с большим удовольствием трудился по своему направлению в течение 18 месяцев. Условия работы и коллектив устраивали меня полностью, но сама жизнь на Кипре — нет. Я не буду вдаваться в детали, так как все это вопрос субъективного восприятия, но меня тянуло пожить в более развитой стране. Дополнительным фактором было желание работать в полностью англоговорящем коллективе (своеобразный челлендж) и иметь возможность развиваться, принимая участие в жизни местного Agile-коммьюнити, признаков которого на Кипре я не обнаружил.

image

Май 2017 *

Поворотным моментом стала длительная поездка на конференцию XP Cologne 2017 — после недели проведенной в Кёльне в середине мая, желание продолжать жить на Кипре отбило начисто. Вдобавок и сама конференция привела к мысли, что уровень моего владения вопросом и понимания многих вещей вполне удовлетворяет европейскому рынку труда. Проблемы языкового барьера для меня также не стояло, так как мое судьбоносное знакомство с английским языком началось еще в пятилетнем возрасте.

* Чтобы ориентироваться в моей истории было проще, я буду указывать временные ориентиры на протяжении всей истории

Акт первый: «Начало поисков и первые успехи первый урок»


Июнь 2017.

Первым шагом по возвращении на остров стало обновление и существенная переработка резюме. Сразу скажу что первая попытка адаптировать его под активно продвигаемый во многих Telegram-каналах и блогах “немецкий формат” (Lebenslauf + Bewerbungsanschreiben + Empfehlungen) не принесло абсолютно никакого результата и доля назначенных собеседований относительно общего числа оставленных откликов была крайне невысокой. Причина была банальна — IT рынок Германии состоит как минимум на 60% из экспатов и большинство HR-ов, будучи иностранцами, банально не имели желания разбираться с моей писаниной на немецком. В итоге я оптимизировал свой профиль на LinkedIn и стал использовать его PDF-версию в качестве CV.

Тем не менее, в течение июня мне удалось пообщаться с парой компаний, одна из которых даже пригласила меня на финальное собеседование в свой берлинский офис в начале июля.

Июль 2017

Классический процесс рекрутинга почти во всех компаниях, с которыми я имел удовольствие общаться, состоял из 3 этапов:

  • 30-минутное интервью с рекрутером или другим представителем HR департамента;
  • 60- или 90-минутное интервью с будущими коллегами в расширенном составе (действующий Agile Coach; Product Owner или другой менеджер со стороны бизнеса; разработчик или Team Lead)
  • On-site интервью, продолжительностью от 3 до 6 часов и включающее в себя встречи с разными сотрудниками компании и выполнение различных заданий, в частности проведение Ретроспективы у одной из существующих команд. (так было в 3 случаях из 7) Заканчивался процесс короткой беседой с рекрутером, где у меня спрашивали впечатление о проведенном дне и информировали о сроках предоставления решения.

Как и в случае с большинством разработчиков, чьи статьи Вы наверняка уже читали, все расходы по организации посещения офиса брала на себя компания (перелеты, отель, завтрак в отеле). Отдельную прелесть подобных собеседований была в том, что прямые рейсы в Берлин с Кипра являются большой редкостью и я не раз оказывался в ситуации, когда время проведенное в дороге могло доходить до 10-12 часов с учетом пересадок. Все это ради 1-1,5 дней в пункте назначения, из которых 3-6 часов ты проводишь на собеседовании.

Так было и в тот раз — вылетев с Кипра в районе 12 часов дня, я приземлился в берлинском аэропорте Тегель лишь в районе 9 часов вечера и не имел ни сил, ни желания проводить осмотр достопримечательностей.

Как Вы уже должно быть поняли, первое собеседование я провалил. Продолжалось оно порядка 5 часов, по итогам которых я чувствовал себя вымотанным, а до обратного рейса оставалось всего 4 часа. При этом, общее впечатление от собеседования было крайне позитивным и я уже предвкушал надвигающийся переезд в столицу ФРГ. Дополнительным фактором была сама компания — один из лидеров на международном рынке навигации и геолокации, активно применяющий такие интересные для меня технологии, как Machine Learning, и, к тому же, имеющий ряд внутренних стартапов в области autonomous driving, wearables и IoT. “Будущие коллеги” были крайне доброжелательны и открыты, в целом, выражали оптимизм и внушали уверенность в светлое будущее.

В начале своей статьи я пообещал также делиться инсайдами о состоянии Agile в Европе. Большинство команд в берлинском офисе данной компании не были кросс-функциональными, т.к. офис отвечал исключительно за навигационную составляющую продукта. Средний размер команды — 6-8 человек. Со слов тех, с кем мне удалось пообщаться, большинство команд следовало «чистому Scrum» с применением технических практик из XP, однако некоторые, считавшиеся более зрелыми, также применяли элементы Kanban. Каждая команда имела закрепленного за ней Product Owner. Scrum Master «шарились» между 2-3 командами. Предпочтение отдавалось ведению Бэклога Продукта и Спринта на физической доске. Это отразилось, в том числе, и на заданиях в ходе собеседования: мне было предложено продемонстрировать какой я вижу «идеальную» физическую доску (колонки, WIP лимиты и прочее), а также составить формулу для вычисления Velocity команды в Google Spreadsheet. Визуализации иных артефактов команд, таких как Definition of Done, Working Agreements и прочие обнаружить не удалось.

Пришедший спустя 2 дня отказ стал для меня неожиданностью. Но самым неприятным была его форма — полученный мной email был стандартным темплейтом, который обычно рассылают кандидатам, получившим отказ еще на уровне CV скрининга. Учитывая количество потраченного на собеседования времени, а также достаточно стрессовую поездку на очное собеседование, я явно рассчитывал на нечто большее — как минимум, на какой-то детализированный фидбэк, который мог бы указать мне на “точки роста” и стать подспорьем в дальнейших поисках.

Мое письмо с просьбой дать хотя бы какой-то фидбэк осталось проигнорированным и с этого момента саму компанию я добавил в персональный “чёрный список”.

Акт второй: “Немецкий орднунг или сказка о потерянном времени”.



image

Тем не менее, урок из произошедшего был мною вынесен и поиски продолжились. Счет откликов на вакансии шел на десятки и упомнить все компании, куда я откликнулся, становилось практически нереально. Следующая “зацепка” пришла в самый неожиданный момент — в мой день рождения, который мы с женой с удовольствием проводили в парижском Диснейленде. Звонила девушка из рекрутингового агентства и сообщила что мое CV заинтересовало одного из их клиентов и они готовы назначить первое собеседование.

Тут стоит сделать небольшое отступление и указать что помимо стремления к новым знаниям и улучшению условий жизни, на поиски работы, в первую очередь, меня подтолкнуло желание поучаствовать в работе над продуктом, имеющим реальную социальную значимость и пользу. Заинтересованная мной компания занималась разработкой и поддержкой собственного мобильного приложения, агрегирующего предложения от десятков каршеринг-сервисов, а также прокатов электрических мопедов и велосипедов в крупнейших городах Европы и США. Прожив 25 лет своей жизни в Краснодаре, занимающем 24 место в топ-100 городов мира с самыми большими автомобильными пробками по итогам 2017 года, я прекрасно понимал какой вклад Sharing Economy способна внести в улучшение городской инфраструктуры.

Помимо интересного продукта, меня привлек факт того, что офис компании также располагался в Берлине и я не нашел ни малейшей причины отказаться от столь соблазнительного предложения. Параллельно с этим “выстрелил” один из откликов оставленных мною лично — тоже из Берлина, но в менее интересной для меня отрасли. Это был мелкий стартап, занимающийся разработкой решений на стыке hard- и software для ускорения работы баз данных. Оглядываясь назад, я особо и не помню почему решил откликнуться на вакансию этой компании — видимо это было в один из тех моментов апатии, когда я был готов пойти работать куда угодно, лишь бы по моей специальности и в Германии.

В своем дальнейшем рассказе я буду называть их просто Компания №1 и Компания №2 для Вашего удобства. Общение с этими компаниями стало для меня еще одним опытом: оно научило меня по-новому смотреть на пресловутый “немецкий орднунг”. Хотя, пожалуй, здесь такая интерпретация не совсем верна, так как редкий берлинский стартап имеет в своем штате хотя бы 60% коренных немцев, и переносить на них блуждающие в сети стереотипы о культуре работы в Германии совсем не стоит.

Первый этап общения с обеими компаниями произошел в 20-х числах июля. Компания №2 сразу призналась мне что поиск Agile Coach в штат для них в новинку и второй этап процесса у них еще не продуман, поэтому это может занять какое-то время. Меня это устраивало, так как жена была со мной на Кипре до начала учебного года в университете и заниматься организацией переезда раньше сентября не сильно то и хотелось.

Август 2017

Каршеринг-сервис (Компания №1) дал положительный фидбэк по первому этапу достаточно быстро и предложил организовать второй звонок — с СТО компании. Стоит отметить, что из всех пройденных мной Skype интервью, первый этап с данной компанией по-прежнему держит пальму первенства по части сумбурности происходящего и отсутствия адекватных вопросов — на тот момент я списал это на качественную “предпродажную подготовку”, проведенную представителями рекрутингового агентства, так сильно хвалившими моё CV и опыт. Звонок с СТО состоялся на следующей неделе, и буквально на следующий день мне был предложен этап, который должен был стать финальным — Skype интервью с СЕО (отсуствие on-site интервью меня тогда не смутило, так как это была всего вторая компания, с которой я зашел так далеко, да и мой работодатель на Кипре выставил мне оффер также по итогу 2 Skype интервью).

СЕО, как и положено руководителю и одному из основателей стартапа в фазе бурного роста, оказался человеком занятым и собеседование несколько раз приходилось переносить, к чему я относился с пониманием. В итоге разговор состоялся: мне было озвучено, что фидбэк от всех 3 коллег, общавшихся со мной ранее, крайне положительный и итоговый результат мне сообщат в течение одной-полутора недель. Тут стоит отметить, что на всем протяжении общения с этой компанией на связи со мной был человек из того самого рекрутингового агентства, который уже не в первый раз работал с этой компанией и старался максимально “накачать” меня полезными знаниями перед каждым из этапов переговоров. В итоге, именно благодаря нему я узнал, что СЕО также попал под действие моих профессиональных чар, однако возникла непредвиденная сложность в виде замаячившей перспективы найма в компанию СРО, контракт с которой должен быть подписан со дня на день и которая также должна будет пообщаться со мной и окончательно утвердить мою кандидатуру. Делать было нечего, компания действительно была мне очень интересна и я согласился подождать. На календаре было 22 августа.

Терпение представителей рекрутингового агентства истекло через 3 недели — устав получать “завтраки” от компании, в итоге пригрозившей агенту отказать мне исключительно из-за его настойчивости, мы по общему согласию решили “отпустить вожжи” и проследить за дальнейшим развитием событий.

Параллельно с этим “проснулась” Компания №2 и пригласила на второй этап к себе в офис. Произошло это за 1 день до моего интервью с СЕО Компании №1, поэтому моим первым ответом была вежливая просьба дать мне неделю на раздумья. Спустя две недели Компания №2 написала мне сама и попросила дать ответ — я согласился, решив что попробовать стоит хотя бы для опыта. Дополнительным фактором была возможность посетить Берлин и успеть заскочить в офис каршеринга, чтобы попытаться прояснить ситуацию с глаза на глаз и постараться склонить-таки чашу весов в мою пользу.

Сентябрь 2017

Состоялась поездка в конце сентября. На мое предложение встретиться лично, CTO каршеринг-сервиса ответил радушным согласием выделить мне “драгоценные 40 минут” времени. В ходе нашей беседы я в очередной раз услышал, что все заинтересованные стороны “поддерживают мою кандидатуру” и все упирается в ту самую злосчастную СРО, которая все никак не подпишет контракт (при этом с момента, когда она впервые стала фигурировать в обсуждениях, прошел уже 1 месяц). Моя инициативность и желание посетить их лично также было “оценено”.

Офис компании произвел позитивное впечатление — спейсы команд имели физические доски, визуализацию артефактов и в целом нормальную продуктивную атмосферу. Впечатление не портил даже продолжавшийся ремонт. Единственное что меня смутило на тот момент — полная укомплектованность имеющихся на данный момент команд, в том числе и специалистами на роль Scrum Master. Однако, CTO заверил меня что перед компанией был поставлен «очень агрессивный план роста” и за наймом новых сотрудников дело не стояло. “Отлично”, — подумал я и поехал готовиться к основному мероприятию поездки.

Вторую половину дня я провел в офисе Компании №2. „Атмосферой стартапа“, опенспейсами и кикером тут и не пахло — в офисе было как-то строго и некомфортно, даже несмотря на пятницу. Средний возраст сотрудников в районе 35 лет и совет директоров, состоящий из серьезных взрослых людей, не очень то вязался с моим представлением о стартапе.

В течение предыдущего года переводом Компании №2 на Agile-рельсы занимались сторонние консультанты. Нанять штатных Scrum Master-ов при их участии не удалось, поэтому они обучили несколько сотрудников компании. В спейсе каждой команды были физические доски, в главном холле располагалась визуализация общего роадмапа компании и всех команд. В дальнейших планах значилось формирование кросс-функциональных команд с участием специалистов как по hard-, так и software и я воспринимал это как серьезный и интересный челлендж.

Само интервью состояло из 4 сеансов общения с двумя-трёмя “будущими коллегами”. Мне задавали различные вопросы, основной целью которых, очевидно, было желание посмотреть как я понимаю Agile, оценить ход моих мыслей и стиль работы. Я не возлагал особых надежд на эту компанию. Возможно, именно поэтому мне удалось вести себя максимально расслабленно и непринужденно. В итоге, именно это и привело к тому, что спустя 5 дней мне поступил оффер.

Каршеринг по-прежнему оставался для меня приоритетным вариантом, поэтому я решил воспользоваться ситуацией, чтобы очередной раз поторопить их, параллельно потянув время на рассмотрение оффера. Помимо вышеперечисленных поводов для сомнения, я также был несколько разочарован предложенной Компанией №2 цифрой, находившейся существенно ниже озвученных мной зарплатных ожиданий (примерно на 20%). Начиная эти поиски, я был готов “потерять” в деньгах при условии социальной значимости продукта и перспектив расширения профессионального кругозора. К сожалению, ни того ни другого эта компания в моих глазах не представляла.

Октябрь 2017

В итоге спустя 5 дней я получил шаблонное письмо с отказом из каршеринг-сервиса. Что послужило тому причиной до сих пор остается для меня тайной — возможно, они так и не нашли поводов брать кого-то на эту позицию прямо сейчас и решили прекратить эту трёхмесячную эпопею. Возможно, проблема была в нежелании платить процент “подогнавшему меня” рекрутинговому агентству. Узнать мне не дано, но вакансия так и висит открытой на сайте компании и регулярно обновляется на профессиональных ресурсах, хотя минуло уже без малого полгода.

Шёл пятый месяц моих поисков. Оставшись “у разбитого корыта” с “работой моей мечты”, я решил выбрать синицу в руках и согласился на оффер Компании №2. Но, как показало время, это было только начало.

Продолжение следует...

Комментарии (48)


  1. Xalium
    21.07.2018 23:38
    -2

    По части машинного обучения.
    Я не программист (так… по мелочи нахожу и пытаюсь исправить косяки в opensource-прогах, которыми пользуюсь, и иногда для своих нужд скрипты на питоне пишу), но все равно читаю большинство статей.
    Но по мне так текущий путь развития все равно тупиковый. Да, программисты на этом денег сшибут, но человечеству толка от этого буде мало.
    Почему? Потому что, чтобы научиться надо уметь и забывать «как-бы» не значащее и вовремя об этом вспоминать.
    К примеру:
    Если у человека (думаю, да и у вообще у любого существа, имеющего центральную нервную систему) когда-то произошло какое-то эмоциональное событие (почти все события такие), но при этом все-таки ничего особенного для будущего не произошло, то из памяти оно вытеснится быстро. ИИ это того скорее всего откинет (если у него вообще есть такая функция).
    Но… если человек опять окажется в подобной эмоциональной ситуации, то большая вероятность, что эта как-бы выкинутая память сразу проявится. У машин такого нет.
    Типа у людей ничего никуда не удаляется из памяти, просто происходит наподобие архивации, ждущей какого-то триггера.
    Т.е. пока текущему ИИ неправильные триггеры «на старье» расставляют, ну или он должен как-то сам суметь расставить. Пока такого алгоритма нет.

    ЗЫ.
    Вопрос. Что происходит с ИИ, когда вариантов выбора больше 1? Рандом?


    1. JekaMas
      22.07.2018 20:04

      Попробуйте пусть старенький, но все еще отличный курс Эндрю Ына. Все ваши вопросы уйдут. Ну или вы поймёте, что "ну его нафиг". В этом случае вопросы тоже уйдут.


  1. ser-mk
    22.07.2018 01:29
    +2

    Прочитал статью в надежде узнать кто такие Agile Coach… похоже не в этот раз


    1. bjornd
      22.07.2018 11:50
      +3

      Это как бизнес-тренер, только Agile:
      — мой опыт знакомства с Agile составлял порядка двух лет и я успел предпринять несколько попыток его применения на практике с разной степенью успешности
      — 18 месяцев в компании без IT-продуктов для широкого рынка
      — …
      — Agile-couch готов


      1. dsalnikov23 Автор
        22.07.2018 11:56

        Не совсем верно. Бизнес-тренеры — это приглашенные со стороны люди. Agile Coach может быть и в штате компании, как в моем случае. Лично для меня Agile Coach и Scrum Master практически синонимы, но большинство компаний, не следующих «чистому Scrum», предпочитают первое наименование.

        — мой опыт знакомства с Agile составлял порядка двух лет и я успел предпринять несколько попыток его применения на практике с разной степенью успешности
        — 18 месяцев в компании без IT-продуктов для широкого рынка

        Откуда инфа что у компании нет IT-продуктов для широкого рынка? :) Мой совокупный опыт в Agile на момент старта поисков работы в Европе составлял 4 года — для Agile роли, тем более на российском рынке, это неплохой срок — «хайп» вокруг Аджайла в России на тот момент шел только третий год. Плюс я ежедневно занимался самообучением, принимая за источник зарубежные ресурсы и материалы, и «набивал шишки» на практике.


        1. bjornd
          22.07.2018 11:57

          Да хотя бы потому что я даже зарегестрироваться без телефона не могу


          1. dsalnikov23 Автор
            22.07.2018 12:00

            При всем уважении, зарегистрироваться без телефона и/или электронной почты сейчас вообще мало где можно. Вряд ли тот же Netflix, Тинькофф или Uber позиционируют себя как «нишевые продукты».


            1. bjornd
              22.07.2018 12:04

              Скрытый текст
              image


              1. dsalnikov23 Автор
                22.07.2018 12:08

                Признаю ошибку. :) Что насчет остальных двух?
                Также надо понимать что компания, о которой изначально идет речь, работает в жестко регулируемой отрасли. Обязательное наличие более чем одного способа идентификации пользователя — требование регулятора.
                То же самое относится и к моему текущему месту работы.


                1. bjornd
                  22.07.2018 12:14

                  Вот-вот, основное средство заработка это лицензия CySec (ну еще пара лицензий на продукты других компаний), а вовсе не IT-продукт самой компании.


                  1. dsalnikov23 Автор
                    22.07.2018 12:16

                    Возможно Вы и правы. :) Я не в праве отвечать за своего работодателя, тем более уже бывшего.


    1. saw_tooth
      22.07.2018 16:57
      +6

      www.agileconnection.com/article/role-agile-coach
      Как понял я, тот самый «погонщик», только в другом названии. Их еще и три типа бывает:
      Человек не писавший ни строчки кода, будет вам рассказывать как писать код.
      Человек не лидивший команду, будет вам рассказывать как вести юнит тим (разрабов, тестеров).
      Человек ни разу не имея бизнеса, будет рассказывать как выгодно использовать ваши средства.
      ЗЫ. Это не попытка кого-то оскорбить, или еще чего — я правда не понимаю, как такая профессия может возникнуть из «ниоткуда», и внезапно стать «всем нужна».


    1. semifunctional
      22.07.2018 20:20
      +2

      Agile coach — бездельник-словоблуд. Их существует много видов, но для того, чтобы разобраться надо искать фасилитатора.


  1. djinninia
    22.07.2018 01:35

    Положительно отношусь к подобным статьям (о поиске новой работы, релокации). Информация о чужом опыте всегда полезна начинающим.

    один из лидеров на международном рынке навигации и геолокации

    — догадываюсь о ком Вы пишите.
    Пресловутый «Немецкий орднунг»

    — слухи о нём, действительно, слегка преувеличены. С его отсутствием довелось столкнуться в компании, где большинство немцы. Но всё, конечно, зависит о людей.
    Про немногочисленность рейсов с Кипра до Берлина. Иногда стоит присмотреться к рейсам до крупного хаба (Мюнхен, Франкфурт), а потом добираться на поезде. Будет дорого, но пару часов можно сэкономить.
    Было бы также интересно, если бы Вы написали статью про то, как работается на Кипре.
    P.S. 20 интервью — это круто.
    P.P.S. поиск работы в Германии заставил меня не доверять рекрутёрам (или относиться к ним с подозрением)


    1. dsalnikov23 Автор
      22.07.2018 01:55

      Спасибо за комментарий!

      догадываюсь о ком Вы пишите.

      Вполне возможно что Вы правы в своих догадках. :) Компании, о которых речь пойдет во второй части моего рассказа будут еще более очевидны, но называть их прямо я все-таки не стану.
      Иногда стоит присмотреться к рейсам до крупного хаба (Мюнхен, Франкфурт), а потом добираться на поезде.

      Как правило пришлось летать с пересадками в Мюнхене, Вене или Варшаве. Думаю в итоге получалось все же быстрее, чем если добираться оттуда поездом.
      Было бы также интересно, если бы Вы написали статью про то, как работается на Кипре.

      Возможно когда-нибудь руки дойдут и до этого, но на эту тему уже очень много статей на Хабре и других ресурсах. Какое-то время назад прям «прорвало». А статей про опыт переезда коллег по специализации в свое время мне самому очень сильно не хватало, вот и решил поделиться. На тот момент даже банально не было ясно насколько это реально в принципе.


      1. Xalium
        22.07.2018 02:19

        Возможно когда-нибудь руки дойдут и до этого, но на эту тему уже очень много статей на Хабре и других ресурсах.

        именно про Кипр и вправду много статей. Лучше про другие страны.


  1. DASM
    22.07.2018 13:19

    А agile — это тот новомодный хлам для компаний, пилящих деньги инвесторов с целью показать, что они что-то там делают (хотя у них нет ни плана, ни понимая что и зачем они делают, зато отчеты писать умеют и языком работать)? Или сложилось превратное мнение?


    1. dsalnikov23 Автор
      22.07.2018 13:23
      +1

      Ну да, "тот новомодный хлам" для команд разработки, популяризированный в 2001 году сообществом из 17 девелоперов и архитекторов и 0 менеджеров. Если вкратце.


      1. DASM
        22.07.2018 13:24
        -3

        Им настолько было лень работать, что занялись болтологией?


        1. dsalnikov23 Автор
          22.07.2018 13:28
          +1

          Может быть. А может просто хотелось не только правильно писать код, но и писать его для правильного продукта. Можете спросить у них напрямую, они люди публичные, открытые. :)


          1. DASM
            22.07.2018 13:31
            -2

            Не, просто довелось попасть в такую «команду» молодых по 20 лет. Ненадолго. Там вообще никто не знал, что они собственно делают. Как в притче о слоне и трех слепых


            1. Kirhgoff
              22.07.2018 14:06
              +2

              Ну сама то методология здесь не причем, не очень-то хорошо судить про подход на основе неудачи какой-то команды. Странно, что вы редко сталкивались с ним, несмотря на то, что уж лет 10 как это стандарт де факто в разработке софта. Идея довольно простая — чем долго планировать и долго потом этот план реализовывать, лучше фокусироваться на том, что важно сейчас и постоянно как можно быстрее получать обратную связь (например, с продакшина). Это никоим образом не отменяет наличие плана (скорее, стратегии), просто он не так жестко прибит гвоздями.


              1. DASM
                22.07.2018 14:49
                +1

                У меня софт "прибитый" у железу (embedded). Как-то там это не жалуют.


                1. Kirhgoff
                  23.07.2018 01:29

                  Я как раз, когда писал «в разработке софта», споткнулся на слове «софт» и подумал, что именно там есть возможность крутить обьем работ и выбирать, что делать в первую очередь; к «харду» это не так просто применять, наверное. В любом случае в «неприбитом» софте это давно стандартный подход, потому что это обьективно эффективней в не кривых руках.


    1. vindy123
      22.07.2018 14:49

      Отношение к таким вещам меняется, когда пару раз макнешься в проблемы, от которых такие формализованные подходы оберегают. Тогда начинаешь думать, что нужно сделать, чтобы факап не повторялся. А до этого да, кажется, что электрику ПУЭ не нужны, админам ITIL, разрабам Agile. Че тут думать — прыгать надо! Я думаю, у многих этот транзит занял какое-то время (у меня лично — довольно большое).


  1. KiloLeo
    22.07.2018 13:26
    +6

    Средний возраст сотрудников в районе 35 лет и совет директоров, состоящий из серьезных взрослых людей, не очень то вязался с моим представлением о стартапе.

    Довольно скоро вам тоже станет 35, а там и 40 и 50. Будет любопытно что вы будете писать тогда.


    1. DASM
      22.07.2018 13:28
      -2

      Мне и так 40, мимо


    1. dsalnikov23 Автор
      22.07.2018 13:30

      "Не очень то вязался с моим представлением о стартапе" != "Плохо"
      Эта статья передает субъективный опыт, соответственно и восприятие субъективное. Стартапа, не людей.


      1. DASM
        22.07.2018 13:33

        Да я подумал что такие приверженцы этой волшебной техники в ответ на нападки пояснят что то полезное, задумаюсь.


        1. dsalnikov23 Автор
          22.07.2018 13:38

          "Нападки" вообще не самый эффективный способ ведения продуктивного диалога. :) Интересующая Вас тема — материал для полноценной статьи в 10 раз больше этой, но точно не для комментария. И в конце каждый все равно останется при своем мнении. Это как холивары вокруг js фреймворков. Единственное что могу отметить, опять же из моего субъективного опыта, пока у нас продолжают делиться на "приверженцев" и "противников", за границей это уже давно стало де факто стандартом организации софтверной разработки. Видимо, путь длиной в 17 лет на Западе и 3 года в России (с публичного запуска Сберджайла) сказываются.


          1. DASM
            22.07.2018 13:42
            +1

            Возможно она на Западе используется иначе. То, что видел я у нас — это использование ради самого использования. И их лид очень напоминал поведением сектанта священной религии. Стоит ли говорить, что ни на сайте, ни в личной беседе так и не назвали ни одного их работающего продукта. Они просто «работают». И, видимо, будут работать, пока инвестору все это не надоест или не кончатся деньги


            1. dsalnikov23 Автор
              22.07.2018 13:47

              Такая проблема действительно есть. Во многом именно поэтому я с самого начала и развивал свои знания на основе иностранных источников, в том числе и изучая кейсы применения. Где много "хайпа", всегда много и случайных людей. Компании я не называю по двум причинам:


              1. Это будет неэтично с моей стороны, учитывая что я раскрываю некоторые аспекты процесса хайринга;
              2. С некоторыми из компаний я подписывал NDA, но уже честно не помню с какими из.

              Могу только сказать что ни одна из этих компаний не находится в стадии "запуска" — все представлены на рынке, прошли несколько раундов инвестиций, а кто-то, как компания из первой главы, и вовсе в лидерах своей отрасли.


              1. DASM
                22.07.2018 13:50
                +1

                Я не спорю, что некоторые вещи можно сделать даже вопреки. Ладно, мне нет смысла спорить о том, в чем мало понимаю, просто от беглого знакомства с практикой применения у нас впечатление крайне негативное. Если так делать ракету на Луну — хорошо если китайский фейерверк получится сотворить. Впрочем, к тому моменту все и так забудут, что именно собирались сделать, с таким вот подходом


                1. dsalnikov23 Автор
                  22.07.2018 13:55

                  просто от беглого знакомства с практикой применения у нас впечатление крайне негативное

                  К сожалению, именно такие ситуации и ведут к общему негативу вокруг самого подхода. И, действительно, часто идет только применение отдельных практик ради самих практик. Но если прочитать Agile Manifesto, ни одной конкретной практики там не описано.
                  Спасибо за приятный и адекватный диалог! Хорошего дня! ;)


  1. DexterHD
    22.07.2018 14:57

    Объясните мне непосвященному, чем занимаются Agile-коучи? Пересказывают мастер-классы дядюшки Боба? Или может помогают внедрить гибкие методологии разработки в больших закостенелых Enterprise компаниях. И самое главное, я так понимаю чтобы стать таким специалистом нужно порулить не одной и не двумя командами, чтобы набить опыт и шишки.


    1. gospodinputin
      22.07.2018 18:15
      +3

      Кто умеет, делает; кто не умеет, коучит других.
      — Джордж Бернард Шоу


  1. Stas911
    22.07.2018 15:25

    Не совсем понял — какая разница коучу, что там пилят программисты. Это ж как PM — если он хороший PM, то ему без разницы — руководить проектом постройки ракеты или коровника (его дело — ресурсы, майлстоуны, дедлайны, вот это все)? Или нет?


    1. DexterHD
      22.07.2018 16:01

      Это ж как PM — если он хороший PM, то ему без разницы — руководить проектом постройки ракеты или коровника

      :) Смешно… Хотел бы посмотреть хотя бы на одного хорошего ПМ-а которые не разбирается в том чем он руководит. Пока что жизнь показывала обратное. Если человек не знает отрасли, руководитель из него так себе, чем бы он не руководил, хоть коровником хоть космодромом.


      1. Stas911
        22.07.2018 16:58

        Ничуть не смешно — у нас на большом проекте была дама PM из HP, в том, что мы делаем, она разбиралась весьма поверхностно, но при этом лучше менеджера проекта я не встречал. Все deliverables, deadlines, все работы и субподрядчики — все было у нее на контроле и всех жестко пинали за сроки. Это был, конечно, не Agile, а вполне себе старый добрый waterfall, но все сдали и запустили вовремя и со свистом.


  1. DexterHD
    22.07.2018 17:31

    все было у нее на контроле и всех жестко пинали за сроки.

    Ну если показателем успешного менеджера считать навык пинания всех и вся за сроки, тогда да, «успешных» и «лучших» у нас пруд пруди. Жаль правда что ни кто из них не может поставить работу так чтобы сроки были адекватными и объективно соблюдались, чтобы ни кого не приходилось пинать.


    1. Stas911
      22.07.2018 17:47
      +1

      Сроки соблюдаются сами разве что в сказках, а в сказки я не верю.


      1. DexterHD
        22.07.2018 19:30
        +1

        И разработчики работают только из под палки. Хотя почему бы и нет… на любителя.


  1. PYXRU
    22.07.2018 17:41
    +1

    Статья интересная, правда тоже хотелось бы больше узнать ваши рабочие обязанности.
    PS Все жду когда ваша компания (N26) откроет frontend вакансии.


  1. x893
    22.07.2018 18:41

    Туфта это всё. Лапшевеска.


  1. SergeyMats
    22.07.2018 19:16

    Интересная статья, мне раньше казалось, что релокейт для менеджера с таким небольшим опытом работы — это что-то из области фантастики, что из менеджеров «трактор» могут позволить себе только ТОПы.
    В связи с этим есть пара вопросов: на каких ресурсах вы искали вакансии? Как понимали, что конкретная позиция подразумевает возможность релокейта (на многих сайтах это неочевидно)? Статье в целом, наверное, не помешали бы такие детали, например, в виде итоговой сводки в конце.
    Также очень интересны особенности подготовки резюме для разных стран. Я вижу, что к моменту начала повествования вы уже были подкованны в этом вопросе, но интересно было бы узнать предысторию и детали.
    Ну и конечно, ждём продолжения, статья интересна в том числе увлекательным сюжетом!


    1. dsalnikov23 Автор
      23.07.2018 00:33

      Спасибо за комментарий и совет! Добавлю подробную информацию к следующей статье. :)


  1. dagen
    22.07.2018 23:45

    Не знал, что ты так долго и так дотошно искал работу) Поздравляю, Денис)


    1. dsalnikov23 Автор
      23.07.2018 00:37

      Спасибо, Андрей! :)