oldpc

Привет, Хабр. В этой статье я хочу рассказать о том, как я собирал (покупал) себе старый компьютер для души и для старых игр. Под старыми я подразумеваю игры второй половины девяностых и некоторые игры начала нулевых. Хотя никто не запрещает запускать и более старые игры, благо DOS на таком компьютере всегда под боком.

За основу был выбран… в общем было выбрано то, что получилось найти в моём городе, без пересылок через пол России и смс. Искать такой компьютер я начал не так давно. Стационарного компьютера у меня уже давно нет, а тут что-то ностальгия по юности и некоторые статьи на Хабре о ретро-ПК сподвигнули меня на поиски. Красивых историй о сборке аутентичных 486DX2 с CRT монитором и защитным экраном не  будет, все несколько прозаичней (но зато практичней). 


Выбор и поиски


Изначально у меня не было никаких особенных критериев, просто хотелось что-бы было «примерно как в юности» (ну там же еще трава была зеленее, вы в курсе). Первый компьютер мой был (в далёком, кризисном 98-ом) Pentium 120 / 8Mb / 210Mb / CD-ROM / SB, найти что-то подобное и живое я не надеялся (и не нашел). Но хотелось именно Intel Pentium, AMD и прочих не рассматривал. Т.е. 486-ому я бы любому был бы рад и AMD и Cyrix, но это тоже уже из разряда фантастики (или нет ничего или просят денег как за новый, я не ропщу на цены, пожалуй они оправданы за хорошо сохранившийся экземпляр, просто я не готов был потратить такую сумму. Cуммы легко гуглятся, приводить их не буду). Особенно хотелось недостижимую мечту конца девяностых Pentium II в корпусе картридже, а за процессором в «хотелки» потянулся и чипсет i440BX\LX. Несколько раз я ездил по объявлениям о продаже «старенького компьютера», натыкался на первые AMD Duron, Аthlon, на Целероны в сокете 370… всё это было не то. Потом я уже сразу стал отсекать такие варианты по фотографии задней стороны корпуса, всех их выдавали цветные LPT/COM порты и наличие встроенного звука (с также раскрашенными разъемами).


asus p2b
Вот типичный пример, того что я искал, старые еще не окрашенные порты

Хотя вот, забегая в перёд, буквально вчера, я наткнулся на фото вполне «каноничной» платы на i440BX и Slot 1 и у этой матплаты были уже цветные разъемы на обратной стороне, так что вариантов в то время было много разных. Однако вернемся к герою моей статьи. Однажды, в очередной раз просматривая свежие объявления о продаже компьютеров, я наткнулся таки на вариант который вызвал интерес. Как всегда в таких случаях никаких подробностей о начинке продавец сообщить не мог, оставалось уповать только на фото закрытого системного блока. Задняя панель говорила, что мол вот оно, если и не слотовый Pentium II, то очень рядом: два стандартных PS/2 порта, два USB, два COM, один LPT и все они классического черного цвета. По всему выходило что это будет плата со Slot 1 и скорее всего i440 чипсетом. Бинго! Договорился о встрече в тот же день в обед и пол дня сидел как на иголках. Размышлял о возможных процессорах (слотовый Pentium II  или один из первых Celeron`ов ?) о другой начинке: какая звуковая и видео карты? На фото было видно PCI модем и почему то вдруг стало интересно и важно — а не «софтовый» ли он? Ну в общем, волновался как перед свиданием. Ситуацию усугубляла ненормальная для такого варианта цена: 3000 рублей за системный блок с 15" CRT монитором. Обычно люди продающие такие старые компьютеры знают о них только то, они уже никому не нужны и было бы неплохо, если бы забрали рублей за 500 с самовывозом. Размышляя о бо всем об этом, я приехал на встречу. Компьютер находился в гараже, а показывать его приехал солидный мужчина на солидном джипе. Без лишних разговоров я снял кожух (такой, помните, на четырёх винтах и целиком с обеих сторон корпуса снимался)… оно! Матплата ATrend ATC 6220 (ATX, Slot 1,  AGP, 4 PCI, 3 ISA, 3 DIMM) Процессор закрыт блоком питания… еще четыре винта и… я вижу на большом черном картридже процессора вожделенную надпись: Intel Pentium II processor with MMX technology. С трудом сдерживая эмоции я приступил к торгу. Не буду об этом подробно. Достался он мне (после не шуточной «битвы») за 2000 рублей.


Pentium ii
Долгожданный Pentium II

Первые проблемы


Стыдно сказать, но я его даже не включил при покупке, удовлетворился внешним осмотром (конденсаторы вроде целы, пыли почти нет для такого возраста, уже не плохо) и заверениями продавца о том, что компьютер отличном состоянии. О чем пожалел сразу же после первого включения. Во первых компьютер стартанул сразу не дожидаясь нажатия на кнопку включения, а во вторых вместо ожидаемого короткого писка и логотипа Energy Star я увидел черный экран и длинные повторяющиеся гудки спикера. Интернет подсказал, что Award биос таким образом сообщает о проблемах с памятью. У коллег, очень кстати, оказалась несколько плашек SDRAM памяти: две по 128Mb и одна на 256Mb. Мысля масштабами 98-ого года я ужаснулся таким огромным цифрам и поставил только одну на 128Мб. Поставить больше просто не поднялась рука (ну не сервер же, ей Богу). Компьютер коротко пискнул и смачно «хрюкнул» трёхдюймовым дискводом (ага, процессор 350Mhz, ок, не много и не мало, пусть так).


Даже не стал дожидаться загрузки ОС. Выключил и постепенно (отвлекаясь на работу), полностью разобрал его продул, почистил, поменял (где смог) термопасту, аккуратно уложил все провода в корпусе и уже только вечером включил. В благодарность за мои труды, Windows 98 встретила меня своей чарующей стартовой мелодией. 


image
image
Немного процесса сборки

Проблема с самовключением компьютера решилась сама после основательной продувки блока питания


Комплектный винчестер был на 6Gb. По тем временам наверное роскошь, а сейчас у меня только предварительно подготовленные образы дисков игр, которые я собирался на него установить занимают больше 50-и гигабайт. Victoria показала что винчестер полностью исправен, но очень медленный. На тесте чтения скорость была в районе 5-и мегабайт в секунду. Порылся на полке с «ненужными» винчестерами и нашел IDE диск без наклеек говорящих о том, что он «умер». Maxtor объёмом 140Gb прошел тест виктории без единой запинки и показал среднюю скорость чтения на тесте около 40-50-и мегабайт в секунду (и это на UDMA-33). Но установить этот винчестер оказалось не так то просто. Если просто разбить его через «Управление дисками» на современном компьютере то на него начинал ругаться установщик Windows 98, а разбить его fdisk`ом не давало ограничение биоса на объём винчестера в 8Gb. В это же ограничение упирался и Акронис для ДОС запущенный на этом компьютере. Пересел с этим диском за более свежий компьютер, fdisk стал видеть уже 25Gb но разбить всё равно по хорошему не получалось, перепробовав кучу вариантов я запустил на том компьютере Акронис, он увидел полный объем и позволил нормально разбить диск. В итоге в биосе диск определяется по прежнему как 8-ми гигабайтный, но на работоспособности windows это вроде никак не сказывается. 


Следующий сюрприз преподнесла мне видеокарта. Изначально в моём компьютере была установлена AGP видеокарта Intel i740 (если честно и не думал о том, что intel в те годы пыталась вступить в гонку видеоускорителей) при первой же возможности поменял её на GeForce 4 MX440. В наличии были еще Радеоны, примерно тех же лет, но они не запустились на устаревшем даже для них AGP x2. После установки windows приступил к установке игр, несколько запустились отлично, но вот на долгожданном (для меня) Theme Hospital видеокарта споткнулась. Черный экран в тех местах где игра переключается на 320x240. Долго и безуспешно разбирался. Было обидно, вроде компьютер подобран такой, чтобы запускать такие игры без лишних телодвижений. Решил проверить на Intel i740 и вот на ней всё запустилось без проблем вообще. Её в результате и оставил.


Итог


Что еще хочется отметить. Еще до замены диска, на старом и медленном HDD, Word и Excel из пакета Office XP запускались быстрее чем на моём ноутбуке с i5 2,6Ghz и SSD. А с новым диском всё просто «летает». 


Конфигурация на данный момент такая: матплата на i440BX/ Pentium II 350Mhz/ 128Mb RAM/ 140Gb HDD/ Видео AGP 2x Intel i740


Система получилась в целом очень универсальной. Питание матплаты — ATX, подойдет любой современный блок питания и корпус (но корпус нужен большой, плата полноразмерная). Клавиатура и мышка PS/2 или USB (USB клавиатуру не пробовал, уверен, что биос её не поймет). Игры до 2000 г.в. запускаются очень уверенно, плюс всегда есть возможность загрузиться в DOS, для игр/програм которые это требуют. Библиотека игр тех лет, которые заслуживают внимания, просто огромная. Большинство интереснейших игр тех лет выполнены в 2D так что поиски хорошего 3d ускорителя я отложил в долгий ящик, а вот что действительно хочется поменять — это корпус. Пластик пожелтел и смотрится очень плохо. Корпус ищу неспешно, основной критерий это белый цвет (тогда еще не было моды на чёрные корпуса). Ничего не написал про монитор, но от него у меня «чуть глаза не вытекли», я почти сразу убрал его и поставил старенький квадратный ЖК 17". На данный момент все  технические сложности решены и я пока занимаюсь установкой игр (у меня большой список). Спасибо, что дочитали до конца.


windows starting
Вот такой старичок.

P.S. Я понимаю, что тема моей статьи здесь уже довольно избитая, но сегодня же пятница (тем более такая), так что не будьте ко мне строги. И за ранее извиняюсь за орфографию. Всех с праздником.

Комментарии (190)


  1. hidalgo007
    27.07.2018 07:21
    +1

    Ну не знаю, я лично не могу играть в старые игры, как бы они мне не нравились в 90-х. Убогая графика и звук, шрифты — вырви глаз. Их время безвозвратно ушло, зачем пытаться их реанимировать? Единственная игра, в которую я раз в год могу зарубиться HMM 3, и то с HD текстурами. И потом, тут и нового не игранного ни разу скопилось пару терабайт, времени катастрофически на всё не хватает.


    1. tSmoker Автор
      27.07.2018 08:14

      Да, есть игры о которых только теплые воспоминания, а когда запустишь её в 2018, не понимаешь, что могло вообще в ней привлекать. Но по своей «коллекции», у меня таких игр не много.


    1. aik
      27.07.2018 08:33

      Сильно зависит от игр. В некоторые даже сегодня играть приятней, чем в сегодняшние «красоты».


      1. frog
        27.07.2018 10:23

        Да. До некоторого года (условно — где-то до Monkey Island II) авторы игр очень много внимания уделяли тщательности прорисовки изображений, как минимум из-за низкого разрешения и небольшого количества цветов. А потом пошло поехало, особенно с появлением 3D ускорителей…


        1. aik
          27.07.2018 10:30

          Грубо говоря — спрайтовые VGA-игры и сегодня смотрятся вполне пристойно, особенно если не разворачивать их на весь 32" монитор. :)
          А вот на многие ранние полигональные игры смотреть уже противно. В какой-нибудь Test Drive 3 играть уже только в случае прилива ностальгии конкретно по нему.


          1. old_gamer
            27.07.2018 10:49

            Зависит от игры, думаю. В ту же оригинальную Elite можно с удовольствием играть, а про Тест Драйв соглашусь.


            1. aik
              27.07.2018 10:51

              Элита как-то мимо меня прошла. Вообще, я из космосимуляторов только в серию WC играл, да некоторые из X-Wing'ов.


              1. old_gamer
                27.07.2018 11:16

                Я это к тому, что, скорее всего, ощущуние играбельности больше от ностальгии/геймплея зависит, чем от графики.


                1. evnuh
                  27.07.2018 14:40
                  +2

                  Точно так. Сегодня ночью пытался пройти Wolfenstein II: The New Colossus на Xbox One — мучался, но играл. Очень хотел пройти хоть один современный Wolfenstein после столь любимого Return to Castle.
                  Расстроился. Думал, что ничего не понятно из-за того, что я на подлодке, где вокруг один металл, трубы, лестницы, решётки. Но когда вышел в разрушенный Нью-Йорк, там ничего не поменялось, каша из хорошо прорисованных моделек раскорёженного металла отбивает интерес играть. Где же мой FPS с гладкими полами, стенами с прямыми углами в 90*…


                  1. nanshakov
                    27.07.2018 15:18

                    Все современные после 2010 года — не очень, на мой взгляд. Мне нравится еще вот эта часть, попробуйте.


                    1. Arty_Fact
                      27.07.2018 17:25
                      +1

                      А как же Ведьмак 3?
                      Скорее, не игры стали хуже, а вы их переросли.


                      1. evnuh
                        27.07.2018 21:59

                        Человек имел в виду вульфенштайны после 10 года. Но я сам прихожу к тому, что, возможно, я и вправду перерос игры, не цепляют больше :( Ведьмака, Фолаут 3 тоже пытался играть, не зашло.


                        1. khim
                          28.07.2018 02:31

                          Fallout 3 — это уже «современная» игра по типу американских блокбастеров: вбухать миллионы в спецэффекты, а сценарий купить попроще ибо «не поймут».

                          При этом по соременным меркам графика-то уже не тянет… а сюжет слаб.

                          Вот как раз 1й/2й вполне можно пройти, там упор на другое.


    1. DenimTornado
      27.07.2018 10:35

      Ну не знаю, в виртуалке на постоянке стоят и F2, и HOMM3, и Дюна, и RA2.


      1. aik
        27.07.2018 10:43

        Дюна2, кстати, сейчас неприятна скорее не графикой, а способом управления. Всё же «обвёл юнитов рамкой и послал нафиг» здорово облегчило процесс управления в RTS.
        А в дюне приходилось с цепочками юнитов извращаться. Ну или поштучно их гонять.


        1. DenimTornado
          27.07.2018 10:47

          Тут согласен, в том же f2 с тоже достаточно заморочно с правой клавишей мыши сейчас.


          1. aik
            27.07.2018 10:48

            F2 — это кто именно?


            1. DenimTornado
              27.07.2018 10:51

              Fallout же)


              1. aik
                27.07.2018 11:03

                Была такая гипотеза, но зачем его держать в виртуалке? У меня он под десяткой х64 нормально работает.
                Разве что вами любима именно досовская версия.


                1. DenimTornado
                  27.07.2018 11:06

                  У меня только Мак) Поэтому и в виртуалке.


                  1. aik
                    27.07.2018 11:16

                    Тогда понятно, откуда у вас проблемы с правой кнопкой. :)


                    1. DenimTornado
                      27.07.2018 11:24

                      В маке уже ооооочень давно всё нормально с правой кнопкой) Дело не в оси.


                      1. aik
                        27.07.2018 11:26

                        Какое ещё нормально?! Раньше у вас мышка с одной кнопкой была, а у нынешних мышь вообще без кнопок, я видел! :)


                        1. DenimTornado
                          27.07.2018 11:29

                          Ну во-первых, для виндовых игр я подключаю обычную виндовую мышу. Во-вторых, на моей «бескнопочной» мыши по факту кнопок море за счёт жестов и т.п.


                        1. General_Failure
                          27.07.2018 12:35

                          Вообще кнопка там всё-таки есть (да, до сих пор одна)
                          Она вполне нажимается и даже кликает с таким же звуком как и самые обычные писюковые мышки


                  1. khim
                    28.07.2018 02:32
                    +1

                    Погодите-погодите. GOG'овский же нативную версию имеет. Или она уже не работает?


                    1. DenimTornado
                      28.07.2018 11:05

                      Не заводится он почему-то, фиг знает.


                    1. DenimTornado
                      28.07.2018 11:34

                      Ага, пришлось пошаманить с настройками, вроде завёлся, но есть нюансы. Туда не получается нормально установить мод на большое разрешение экрана, настройки хотят 640*480. В итоге в общем получается проще всё-таки рядом в виртуалке.


                    1. Necessitudo
                      28.07.2018 11:44

                      Там же Wineskin везде.


                    1. karb0f0s
                      28.07.2018 11:44

                      Там под капотом Wine, а странное поведение движка Fallout приводит к 100% загрузке процессора.


        1. Areso
          27.07.2018 14:43

          В Dune2000 уже можно было выделять рамками, или еще нет?


          1. tSmoker Автор
            27.07.2018 14:46

            Да. Там же вроде C&C движок.


          1. aik
            27.07.2018 14:50

            Можно было — но 2000 — это римейк второй дюны на движке второго ред алерта, если не ошибаюсь. К тому времени выделение рамкой стало мэйнстримом.
            Хотя вообще оно появилось, из того, что помню, в первом варкрафте — но только 4 юнита.
            Но вот свободное выделение, без ограничений по количеству — это уже первый C&C.


        1. KoToSveen
          30.07.2018 11:23

          В этом и есть своя прелесть Дюны 2.
          На просторах инета можно найти ремейк Дюны 2, использующий её ресурсы. Там реализовано множественное выделение юнитов. Лично мне не зашло, очень сильно упростился игровой процесс и стало просто неинтересно играть.


          1. aik
            30.07.2018 11:26

            Нафиг такие прелести.
            А ещё, по слухам, были люди, которые в дюну2 играли мало того, что с «поюнитным» управлением, так ещё и на геймпаде…


          1. Pochemuk
            30.07.2018 11:39

            Я в свое время пытался играть в разные ремейки «Дюны II», начиная от «Дюна 2000». Ни один нешел. А в классическую «Дюну II» и сейчас иногда поигрываю. И поштучное управление юнитами не особо напрягает. Приходится чуть сильнее мышкой и клавишами шевелить.


      1. artemerschow
        27.07.2018 11:33

        WA/WWP, Diablo 1/2, Age of Empires… Да и в целом игры конца 90-х самого начала нулевых мне гораздо приятнее играть, чем в игры середины-конца нулевых.


      1. sHaggY_caT
        27.07.2018 20:54
        +1

        Вместо VirtualBOX'а для этой цели я бы использовала гипервизор KVM, технологию PCI-passthrough (проброса PCI устройства внутрь виртуальной машины), адаптер PCIe-to-AGP, и старую видеокарту вроде RivaTNT 2 какой-нибудь.
        P.S. но ни одну игру из Вашего списка я никогда не видела. Для меня древние игры это «Проклятые Земли»(работают под Wine), Europa Universalis два и один(тоже работает под Wine), Civilization Call to Power, первые симсы.


        1. daggert
          27.07.2018 21:24

          А адаптеры PCIe2AGP есть? Я уже который год ищу.


          1. sHaggY_caT
            28.07.2018 06:17

            Гуглится вот это: www.geek.com/blurb/albatron-releases-agp-to-pcie-converter-559820
            Есть ли оно где-то в продаже, ХЗ :(


            1. daggert
              28.07.2018 11:10

              Этой штуки нет уже более 10 лет и последняя цена на ибее была более 200?. К сожалению таких конверторов просто нет, по этому вариант с гипервизором вылетает.


        1. DenimTornado
          27.07.2018 22:44
          -1

          у меня, Мак, тёёёть)


  1. zerg59
    27.07.2018 07:30

    ЕМНИП в свое время я решил проблему с определением 13ГБ винта правкой биоса. Тулза была взята с ROM. by или вроде того.


    1. tSmoker Автор
      27.07.2018 08:12

      Доходил и я до этой «тулзы». Все отзывы по моей матплате отказались неутешительными. Диск начинал определяться, но дальше биоса загрузка не шла.


      1. old_gamer
        27.07.2018 09:07

        Есть такая штука, как onTrack Disk Manager. Это оверлей над биосом, устанавливается вроде в MBR, позволяет хоть на 386 поставить большой диск. Насколько большой точно не скажу, но 360GB работает. На своих старых компах я ее использую.


      1. JerleShannara
        28.07.2018 02:30

        Странное дело, bios patcher обычно идеально работал со всем award-ом, проблемы обычно шли с асусами.


  1. sump
    27.07.2018 07:50

    а я виртуальную машину подгружаю когда старьё хочется увидеть


  1. OneByte
    27.07.2018 08:10

    Word и Excel из пакета Office XP запускались быстрее чем на моём ноутбуке с i5 2,6Ghz и SSD. А с новым диском всё просто «летает».

    Еще одно подтверждение того, что вместо прогресса в ИТ мы имеем регресс. Прогресс это когда при тех же частотах процессора и объемах памяти, программы становятся меньше по размеру и работают быстрее и надежнее. А сейчас ценой какой-нибудь плевой модной фичи в современной программе являются дополнительные десятки мегабайт потребляемого ОЗУ и сотни мегабайт на жестком диске. Во сколько раз Office 2016 больше, чем Office XP? А вам точно нужны все его новые возможности?


    1. aik
      27.07.2018 08:31

      2016 офис на моём нынешнем компьютере запускается три секунды.
      Пентиум2 в хозяйстве нету, так что сравнить не с чем. Разве что на полке лежит п3-833, могу к нему какой-нибудь ide'шный диск воткнуть и сравнить.


    1. kasyachitche
      27.07.2018 09:32

      Прогресс офисных пакетов должен закончиться блокнотом?

      А вам точно нужны все его новые возможности?

      Нужны. Не сегодня, конечно же, но какие-то новые функции войдут в норму и будут активно использоваться, какие-то нет. Иначе ваши слова можно экстраполировать в прошлое и отмести все функции, которые когда-то были «модными фичами» и пользоваться только «тру» функционалом, который не грузит систему и позволяет… Набирать текст?


      1. khim
        28.07.2018 02:53
        +1

        Не сегодня, конечно же, но какие-то новые функции войдут в норму и будут активно использоваться, какие-то нет.
        Отлично. Как говорит Джоел хорошее ПО разрабатывается 10 лет, дальше идут бессмысленные рюшечки.

        Вы говорите, что это не так и что есть какие-то фичи, который вот прям край как важны, но которых в офисе не было после 10 развития. Давайте проверим. MS Office появился в 1990м, так что 10 лет — это либо Office 2000, либо Office XP (смотря как считать).

        Расскажите — какой новой возможностью вы регулярно пользуетесь и насколько часто? За прошедшие с тех пор 16-18 лет они уж должны были «войти в норму»?

        Я знаю только про искусственные вещи типа поддержки OOXML: да, конечно, если вы искусственно заставите какой-то софт перестать работать путём измения форматов файлов, то с этим сделать ничего нельзя — но вряд ли подобные вещи можно записать в плюс…


        1. Happy_Forever
          29.07.2018 18:24

          Очень удобна функция копирования, например, с сайтов, с сохранением визуального форматирования.


          1. khim
            29.07.2018 23:59

            Удобная фича, да.

            Однако я, как бы, про новые фичи появившиеся в новых версия офиса — а эта фича есть уже в MS Office 2000.


    1. ClearAirTurbulence
      27.07.2018 11:39

      Если пользоваться Excel'ем не только для создания списков, разница между Excel\Office XP и Excel\2016 довольно-таки очевидна.

      Во сколько раз Office 2016 больше, чем Office XP?

      I don't give a damn, really.

      А вам точно нужны все его новые возможности?

      Да, точно :) Кому не нужны — могут сидеть на Quattro Pro, никто же не заставляет.


      1. aik
        27.07.2018 11:40

        Паре человек пришлось делать апгрейд с 2007 экселя на 2016 из-за того, что там добавили какие-то аналитические функции и графики, которые им присылал третий человек из 2013 экселя, рисовались у них совсем по другому.


        1. khim
          28.07.2018 02:55
          +1

          Это всё относится к разделу «искусственным образом созданная несовместимость между версиями».

          И да — это иногда заставляет отказываться от старых версий программ, но радости не доставляет…


          1. aik
            28.07.2018 16:52

            А что, должны были добавить новые функции и в старую версию? А зачем бы тогда новая нужна была? :)


            1. khim
              29.07.2018 23:54

              А что, должны были добавить новые функции и в старую версию?
              Добавлять новые функции в старую версию не нужно — но совершенно непонятно, зачем нужно было менять формат файлов.

              Сказки про то, что XML менять проще, пожалуйста, оставьте при себе: OOXML, фактически, это просто дамп старых добрых OLECF файлов и без специальных библиотек его ни создать ни отредактировать невозможно.

              Впрочем как раз в данном конкретном случае Microsoft всё сделал «по божески»: установив соответствующий пакет можно вполне открывать файлы, созданные в MS Office 2016 с помощью MS Office 2000 — и я знаю людей, которые так и делали…

              А зачем бы тогда новая нужна была? :)
              А вот это — хороший вопрос: зачем нужна новая с кучей нового бессмысленного кода, если можно было бы добавить новых фишек в старую и получить продукт, который умеет всё то же самое, что и новый офис, но при этом расходует в 100 раз меньше ресурсов.

              Ответ, похоже, один: маркетинг. Продукты, разработчики которых не имеют маркетологов в штате могут выпускать новые версии годами — но «system requirements» от этого либо не растут вообще, либо растут очень медленно… Скажем ядро Linux'а сейчас требует примерно раза в 3-4 больше памяти даже в самой минимальной конфигурации, чем вресия 1.0 требовала и даже Emacs вроде как требует вдвое больше, чем версия той же давности… но по сравнению с увеличением OS Office или Windows почти в 100 раз — это мелочи.


              1. aik
                30.07.2018 00:29

                Когда это формат файла поменялся между 2007 и 2013?
                И где разница в потреблении ресурсов между 2007 и 2013 «в 100 раз»?


                1. khim
                  30.07.2018 00:57

                  Формат файлов поменялся в 2007м. Но для 2000го, XP и 2003го был выпущен пакет совместимости.

                  При этом Office 2000 сносно работал на машине с 8MB памяти (на 4MB тоже можно было, но со крипом), а MS Office 2016 на машинке меньше, с чем гигабайтом — это мука.

                  То, что между MS Offfice 2007 и MS Office 2016 потребление ресурсов не выросло в 100 раз — правда, но тут просто проблема в том, что MS Office 2007 уже невероятно велик для тех фич, которые в нём есть, тут уже просто нет запаса по мощности у современных компьютеров, чтобы его в 100 раз ещё увеличить. Был бы запас — сделали бы ещё какой-нибудь маркетинговой фигни. Уж в этом-то сомневаться не приходится.


                  1. aik
                    30.07.2018 11:28

                    А причем тут вообще 2000? Я про переход с 2007 на 2016 упомянул — потому что в 2007 нету нужной функции.

                    Вообще, 2007, на мой взгляд, был очень правильным шагом вперёд в плане интерфейса, риббоны сильно удобней всех этих менюшек. Хотя, конечно, полноценно из допилили уже в 2010, разрешив нормально настраивать, в 2007 для этого костыли приходилось использовать.


                    1. khim
                      30.07.2018 13:21

                      Я про переход с 2007 на 2016 упомянул — потому что в 2007 нету нужной функции.
                      Вы — мегапуп всея галактики? Или всей вселенной? Вы свой пример перехода с 2007го на 2016 привели уже в контексте разницы между Excel\Office XP и Excel\2016 — типа «не только между Excel\Office XP и Excel\2016 есть ужжжаснешая разница, но и даже между Excel\2007 и Excel\2016». Ну да, есть, искусственных несовместимостей напихать — дело-то нехитрое.

                      Вообще, 2007, на мой взгляд, был очень правильным шагом вперёд в плане интерфейса, риббоны сильно удобней всех этих менюшек.
                      То-то все бухгалтера чуть не 10 лет сидели на 2003м. И до сих плюются, просто выхода, как вы заметили, нет.

                      А когда подобный же «финт ушами» решили в Windows 8 провернуть — поднялся такой вой, что Microsoft, несмотря на свою монополию, банально испугался.

                      И в любом случае — даже через большое время после переучивания незаметно чтобы все эти риббоны дали прирост производительности работников — а зачем они тогда нужны?


                      1. aik
                        30.07.2018 13:26

                        Не «несовместимость», а добавление новых функций.
                        Несовместимость — это вот как раз doc и docx. Конвертер спасает только на несложных документах, а если там серьёзные таблицы на сотню-другую мегабайт, то конвертер помрёт при попытке это обработать.


      1. Areso
        27.07.2018 14:46

        СЛР, поиск решения и т.п. уже было.
        Да, функциональность добавилось, но размер вырос гораздо больше, чем добавилось функциональности.


    1. Exchan-ge
      27.07.2018 13:12

      А вам точно нужны все его новые возможности?


      В новых офисах (2013 и 2016) пофиксили кучу багов, переходивших из одной версии в другую.
      По одной этой причине уже неудобно использовать более ранние версии Excel.

      (правда, при этом добавили новых )


  1. aik
    27.07.2018 08:39

    Вообще решение получилось странноватое. Ну, кроме желания потешить себя на тему ретро.
    Старые игры давно без проблем запускаются через эмуляторы, причем тут свободы даже больше, чем на компьютерах конца девяностых. Учитывая то, что многие игры были к тактовому генератору привязаны, даже на старших 386 они уже летали с такой скоростью, что играть было затруднительно.

    На счет переходных игр из девяностых в нулевые — там уже был нужен 3D-ускоритель, в идеале Voodoo2. А i740, наверное, самая неудачная видеокарта своих времён.


    1. gorbln
      27.07.2018 09:28

      Descent, например, очень геморройно запустить через эмулятор (я имею в виду DOSBox), так, чтобы она не летала в статике и не подлагивала в динамике.


      1. aik
        27.07.2018 09:34

        Descent не самый удачный пример, потому что он и сегодня есть в продаже в стиме и гоге, то есть для запуска на современных компах допилен.


      1. aik
        27.07.2018 12:37

        Кстати, из интереса скачал и запустил гоговский десцент — он как раз через досбокс работает. На мой взгляд — всё нормально работает, как должно.


    1. Pochemuk
      27.07.2018 10:34

      Учитывая то, что многие игры были к тактовому генератору привязаны, даже на старших 386 они уже летали с такой скоростью, что играть было затруднительно.

      А что значит «на старших 386»?
      Многие игры были расчитаны на PC XT/AT с частотой процессора 8 МГц. Например, «Digger». При попытке запустить ее на AT-386/25 или AT-386/40 скорость была такая, что даже не успевали среагировать — от края до края экрана копатель проезжал за секунду.

      Для игры в Wing Commander я написал на ассемблере специальную резидентную утилиту. По нажатию на определенную горячую комбинацию клавиш она переводила исполнение в режим отладчика, но вместо вывода отладочной информации просто выполняла несколько холостых команд процессора. Количество этих команд тоже можно было подбирать нажатием на определенные клавиши.

      Существовала и более «легкая» версия этой утилиты, которая не включала режим отладчика, а внедряла холостые команды в прерывания по таймеру. Но в том же WC она не работала в режиме без звука, т.к. в нем для ускорения аппаратные прерывания таймера были замаскИрованы.


      1. aik
        27.07.2018 10:40

        Всё же 386-40 и 386-16 сильно по скорости различались. И на 16 у меня скорости реакции на Death Track вполне хватало. А вот на dx40 даже с выключенным турбо с трудом играли вдвоём — один рулил, второй стрелял.
        А в диггера, по-моему, уже тогда было принято через digger loader играть.

        Мучений с Wing Commander что-то не помню, на 486-33 играл в него. Точнее смутно вспоминается очень быстрая анимация, но как-то обходилось без написания дополнительного софта.


        1. Pochemuk
          27.07.2018 10:50

          Были мучения… У меня знакомый купил 386-40, а играть в WC на нем не смог. Но у меня тут как раз рояль в кустах завалялся — я для себя эту утилиту для тех же целей писал. Привез ему, поставил — все захлопали в ладоши.

          Кстати, хотел как-то зарубиться в DT через DOSBox. То ли версия неудачно ломанная, то ли она через DOSBox принципиально не идет — вылетает в момент активации оружия, т.е, на первом же повороте.


          1. aik
            27.07.2018 11:04

            Не, в дестрек я играл в досбоксе, шла нормально. Может вам просто версия неудачная попалась.


        1. j8kin
          27.07.2018 14:04

          DT — вещь! К сожалению ничего подобного не было выпущено…


          1. aik
            27.07.2018 14:33
            +1

            Да, все попытки выходили какие-то не такие.
            HiOctane разве что желание играть вызывал, а больше после него ничего толкового не помню в этом жанре.


            1. tSmoker Автор
              27.07.2018 14:40
              +1

              О… Hi Octane… До сих пор считаю, что у Bullfrog вообще не было плохих игр. Потрясающая студия, многие их игры играбельны до сих пор. Theme Park, Theme Hospital, Syndicate и конечно же Dungeon Keeper. Что кстати случилось с этой студией?


              1. aik
                27.07.2018 14:44
                +1

                Загнулись после того, как их купила ЕА и оттуда ушел Питер Молиньё.


                1. tSmoker Автор
                  27.07.2018 14:48

                  Теперь еще больше не люблю EA. Вот уж типичный пример «корпорации зла».


                1. Areso
                  27.07.2018 14:50

                  Его Godus, при этом, не взлетел.


                  1. aik
                    27.07.2018 14:52

                    После ухода из ЕА у него были Black & White и Fable. А годус — это уже после ухода из Lionhead.


        1. megathrone
          27.07.2018 16:51

          … помню, в школьные времена на не очень крутом компе играл в первого Драйвера. Никак не мог пройти одну миссию. Потом выяснил, что если включить в винампе какой-нибудь mp3, то игра идет все так же плавно, но замедляется раза в два. И любую баррикаду на дороге объехать становится очень легко. Но был и минус: если надо вписаться в крутой поворот, то мозг неправильно воспринимает скорость машины в сло-мо.


    1. JerleShannara
      28.07.2018 02:33

      Эмулятор плох обычно в двух случаях:
      1) Когда эта игрушка умеет в Gravis Ultrasound
      2) Когда эта игрушка умеет в Voodoo

      И если второй вариант ещё обходится патчами/dllками типа «glide to opengl», то первое увы полноценно не эмулировано даже в досбоксе (некоторые крякто звучат просто противно)


  1. tSmoker Автор
    27.07.2018 08:58

    Не соглашусь про «без проблем запускаются через эмуляторы». Многие игры требуют изрядных костылей. Особенно это касается игр выпущенных для windows 95/98. Ну и железку такую заиметь, мне безусловно очень приятно, даже в отрыве от гейминга. Voodoo2 это тоже кстати из разряда потешить себя любимого. По производительности она (и voodoo3 тоже) довольно быстро уступила решениям от ATI и Nvidia. Да еще и требовала наличия 2D видеокарты. Но железка бесспорно интересная и со вторым пентиумом смотрится очень органично и аутентично.


    1. aik
      27.07.2018 09:20

      А на этой системе у вас будут костыли для ранних досовских игр, которым одной нужно много базовой памяти, другая будет вылетать из-за слишком быстрого компа, третья будет кончаться быстрее, чем вы нажмёте кнопку запуска… И телодвижений для решения будет гораздо больше, чем возни с настройками досбокса.
      Игры для 95/98 — если не требуют аппаратного ускорения, то я как-то не вижу, в чём проблемы с их запуском в виртуалбоксе каком-нибудь. Поставил туда 98, развернул виртуалку на весь экран…
      Вуду нужна не для скорости, а для нативной поддержки glide. Всё же через direct3d-враппер не всё нормально работало. Кстати, уступила она решениям нвидиа (тнт2), тогдашние атишки не особо подходили для игр, хоть и имели «3Д» в названии. Что-то толковое у ати появилось с выходом первого радеона, вуду тогда уже не котировались.


      1. old_gamer
        27.07.2018 09:23

        Оно же не из практических соображений собирается, а для лампового эффекта.
        По факту вы абсолютно правы, даже если возни с эмулятором не избежать, ее все равно будет меньше, чем с реальной железякой. Да и места она занимает вал. Но прикольно.


        1. aik
          27.07.2018 09:27
          +1

          Так я в первом предложении про «потешить себя» написал. Что для этого затевалось понятно хотя бы из того, что искался конкретно слотовый процессор.

          А вот именно для запуска старых игр решение вышло далеко не оптимальное.


      1. daggert
        27.07.2018 11:25

        Вот большинство игр под 95/98 уже были с аппаратным ускорением и сейчас в них не поиграть в в-боксе. Тотже паркан или infestation. Пришлось собирать комп на базе п166.


        1. aik
          27.07.2018 11:31

          Parkan в гоге есть, так что должен на современных ОС работать.
          Про Infestation даже не в курсе что это. Поиск предлагает 3д-стрелялку по тараканам на луне 1990 года.


          1. daggert
            27.07.2018 13:03

            Он работает, но плохо. Нет настроек управления и нельзя в оконном запустить. На первопне в разы лучше. Хотя я перепрошел его давеча. А инфестейшн да, оно и есть, машина, тараканы, луна.


            1. aik
              27.07.2018 14:08

              И что, оно уже в 1990 было с аппаратным ускорением? :)


              1. daggert
                27.07.2018 15:07

                Попутал. 2000 игра (: Играю сейчас с радостью на первопне с GF256 и 64 метрами оперативки. На новом компе не реально играть.


                1. aik
                  27.07.2018 15:12

                  Вообще не слышал, а поиск по названию мне подсунул вот это:


                  1. daggert
                    27.07.2018 17:03

                    Мб. Я в 90е лежал в кроватке и не знал про игры, а вот уже после 2000 поиграл в эту игру и как-то зацепило. Советую.


        1. JC_IIB
          27.07.2018 14:57

          Паркан это беда, угу. В космосе летается практически нормально, но вот как только «производится монтаж боевого костюма» (С) и выходишь в космопорт — все дико быстро.


      1. sHaggY_caT
        27.07.2018 21:00

        Вуду нужна не для скорости, а для нативной поддержки glide. Всё же через direct3d-враппер не всё нормально работало.


        Используйте гипервизор KVM, pci passhtrough, адаптер PCIe-AGP, и требуемую видеокарту.


  1. nerudo
    27.07.2018 09:07

    Хм. Понятие «старый» меня несколько ввесло в заблуждение. Я думал максимум 486 будет собираться…


    1. saboteur_kiev
      27.07.2018 15:20
      +2

      А я думал Speccy…


  1. tSmoker Автор
    27.07.2018 09:14

    Как мне кажется, 486 это уже не для игр. Это только для души. Под пиво раз в месяц запустить и статью на Хабр написать друзьям при случае показать. Клавиатура с мышкой или через переходники или найти еще сложней чем матплату, то же и с блоком питания. Но про вдумчивую сборку 386-486 я бы и сам с удовольствием почитал.


    1. aik
      27.07.2018 09:25

      А чего там думать? Сегодня разве что комовская мышь затруднения вызвать может, но, в принципе, на некоторых 486 материнках и ps/2 разводилось.

      PS. Для блока питания есть дешевые переходнички www.ebay.com/itm/20P-ATX-To-6Pin-AT-PSU-Converter-Power-Lead-Cable-For-Computer-286-386-486-586/273309640870


    1. old_gamer
      27.07.2018 09:29

      Почему же не для игр?
      Есть много интересных игр из эпохи 486. Даже для 8088 есть хорошие игры. Это по личным предпочтениям выбирается. Автор тут писал, что очень хотел Пентиум 2 когда-то, но было очень дорого.
      У меня та же история с 486, Денег на 486 у родителей не было, а очень хотелось играть в Дум без тормозов, что на 386 сделать было нельзя.
      Теперь мне 40 лет, и в шкафу штук 10 материнок и процов именно этого поколения, на разных чипсетах, с разными шинами (ISA, VLB, PCI, OPTiBUS, EISA) и разными процессорами (от SX-20 до DX5-133, даже Pentium OverDrive для 486 есть). Потому что юному мне этого очень хотелось, но не моглось.


      1. tommyangelo27
        27.07.2018 15:21
        +5

        Если в детстве у тебя не было велосипеда, а теперь у тебя Бентли, то все равно в детстве у тебя велосипеда не было.

        :)


        1. old_gamer
          27.07.2018 15:32
          +1

          Зато велосипед есть.


    1. old_gamer
      27.07.2018 09:34
      +1

      Но про вдумчивую сборку 386-486 я бы и сам с удовольствием почитал.

      Не уверен, что вдумчивая, но как с собратом по палате не поделиться не могу, простите.
      habr.com/post/409695


    1. ilembitov
      27.07.2018 15:04
      +1

      В принципе, справедливо. Я довольно много времени потратил на сборку 486-го, и у меня вполне интересная машина (Intel DX4 c write-back кэшем, сравнительно непопсовая VLB-видеокарта S3 805, хороший SoundBlaster CT2230 + куча опций по звуку).

      Да, это очень «трушная» система — в материнке минимум встроенных функций, на каждый чих своя отдельная плата, турбо работает. Можно сказать, последний PC похожий по логике на оригинальный 5150 — дальше уже всё становится более интегрированным.

      Но комфортно играть только в игры где-то года до 94-го. Duke Nukem 3D на таком уже будет тормозить. А для всяких Wing Commander при этом это слишком быстрая система.


      1. old_gamer
        27.07.2018 15:30
        +1

        Отключите кэши L1 и L2 в биосе, и будет у вас с Wing Commanderом любовь.


        1. ilembitov
          28.07.2018 03:13

          Я это понимаю. Я говорил скорее про то, что 486-й слабее обычного пентиума (который в принципе потянет любую DOS-игру), но при этом существует довольно мало игр, которым нужен именно 486-й (то есть на только на нем они работают с нормальной скоростью — как, скажем, Ultima 7 на 486DX-33)


      1. JerleShannara
        28.07.2018 02:37

        У меня есть вообще «мегатру». Подделка от нонейм китайцев того времени: неизвестные чипы с наклейками «WriteBACK» и запаянными микросхемами БИОСа и кеш памяти (которой на самом деле там в два раза меньше, чем говорит AMI WINBIOS)


        1. ilembitov
          28.07.2018 03:11

          PC Chips?


          1. JerleShannara
            28.07.2018 20:09

            Ага, они самые классические, хотя обычно там UMC клеили поверх всякого 6J2


  1. paranoya_prod
    27.07.2018 10:08
    +1

    И не слова про звуковую карту. :( По виду похожа на что-то сделанное на основе чипа Crystal или Analog Devices. А где Creative Sound Blaster AWE32 ил Gravis Ultrasound?

    PS. Если собирать, то что-то топовое на то время, что хотелось иметь тогда, но не было на это денег.


    1. frog
      27.07.2018 10:26

      GUS разве что вторым поставить. Очень много старых игр которые понимают SB, GUS не понимают. Так что да — или SB Pro или SB AWE 32


    1. tSmoker Автор
      27.07.2018 10:29

      Звуковая карта не ESS1868 конечно, но и не из «легендарных». Yamaha OPL3-SAx на чипе YMF719E-S. Пока нашел у неё одно замечательное качество — у windows 98 есть для неё драйвера «из коробки».


    1. ilembitov
      27.07.2018 14:57

      Гусь, к сожалению, в играх не очень полезен. Он хорошо себя показывает в играх с треккерной музыкой — вроде Epic Pinball и Crusader. Но таких мало. Так гусь в основном для демок нужен.

      А вот AWE32 — да, вещь. К нему можно найти сравнительно дешевую память (в отличие от AWE64, у которого память расширялась проприетарными модулями), и тогда можно в MIDI очень хороший звук получить.


      1. aik
        27.07.2018 15:03

        awe32 сейчас в разряд антиквариата уже перешел, денег просят довольно ощутимо (в районе полтинника).
        Разве что где-то случайно подвернётся в мусоре.
        У меня, правда, большая часть железа, включая исашные звуковушки, была сдана в утиль при переезде, но там были большей часть разные ess от 688 и выше.


      1. paranoya_prod
        27.07.2018 15:52
        +2

        DOOM решил, что в Гусике музыка — бомба. В AWE32 тоже бомба, но немного другая. На работе даже война была чьё midi круче звучит. А по мне, любимые низкие лучше были у AWE, а у Гуся музыка была мягче.
        PS. Сам, в своё время играл в Wolfenstein на Ковоксе.


      1. JerleShannara
        28.07.2018 02:38

        Ну здрасьте, берем utopia soundbank, грузим в гуся и наслаждаемся хорошим midi, у AWE32 на такое не хватит памяти просто.


        1. ilembitov
          28.07.2018 03:16

          Что значит — не хватит? В топовом Ultrasound PnP максимум памяти — 8 мегабайт (8,5 если считать PnP Pro). С хадварным модом — 16. У AWE32 максимум — 32 мегабайта (из которых будет доступно 28). Ну и число SF2-банков всё-таки больше чем патчей под гусь.


        1. ilembitov
          28.07.2018 03:28

          Ну и уточню — я изначально всё-таки про нативный режим, а не про миди говорил. Не уверен, что корректно его называю, но я приводил примеры — Crusader, Star Control 2, Epic Pinball. Грубо говоря, игры, которые использовали именно фичи гуся (вроде аппаратного смешивания треккерной музыки).


  1. Pochemuk
    27.07.2018 10:56

    Черный экран в тех местах где игра переключается на 320x240.

    Ничего не написал про монитор, но от него у меня «чуть глаза не вытекли», я почти сразу убрал его и поставил старенький квадратный ЖК 17"

    Прошу прощения, но какой ЖК 17" поддерживал бы режим 320х240? У меня завалялись несколько старых 15", но они минимум 640х480 обеспечивают, да и то я в этом не уверен.


    1. old_gamer
      27.07.2018 11:42

      Почти все поддерживают без проблем. Лично мне ни разу не попадлся VGA монитор, который бы отказался работать в 320х200 или 320х240, а прошло их через меня великое множество.


      1. Pochemuk
        27.07.2018 12:10

        И изображение никуда не сползло? И точно в размер экрана?


        1. old_gamer
          27.07.2018 12:14

          На более-менее современных автоподстройка его отлично растягивает на экран, на более старых может быть полоска черная с какой-либо стороны, либо сторон, но никакого криминала я ни разу не встречал. Возможно, вам повезет найти монитор, который бы не отображал такие разрешения, либо отображал бы их совсем некорректно, но это большая удача должна быть.


          1. khim
            28.07.2018 03:03

            Как раз на современных уже совсем старые режимы не работают. У меня есть DELL 2001FP, вот на нём — отлично даже вот такая древность в нативном режиме (без всяких эмуляций) показывает. Правда там внутри одной модели есть модели которые показывают и которые нет. Что неприятно. С третьей попытки нашёл экземпляр, который нормально с черезсстрочными режимами работает…


        1. tSmoker Автор
          27.07.2018 12:19

          Скриншот
          image


          1. Pochemuk
            27.07.2018 12:36

            Ну, черная полоса внизу — это нормально. Тому как у этого монитора AR=5:4, а не 4:3.

            Кстати, отдам в хорошие руки монитор Samsung SyncMaster 152V (1024х768). Самовывоз из Коломны :D.

            На нем черных полос не будет. Ибо AR=4:3.


            1. old_gamer
              27.07.2018 12:44

              С аспектом вообще проблема на самом деле, мой 17 дюймовый Делл растягивает эти разрешения на весь экран и пиксели получаются не квадратными. Но разница не такая большая, чтобы это бросалось в глаза.


            1. tSmoker Автор
              27.07.2018 12:51

              Черные полосы сверху и снизу там так задуманы, меню открывается из ролика, который (как я подозреваю) в 320х200. Обычный 320х240 будет на весь экран. Ну пропорции поплывут конечно (минимально) при растягивании до 5:4.


    1. tSmoker Автор
      27.07.2018 11:48

      Samsung SyncMaster740n (выбрал его из кучи подобных только по тому, что у него очень удобная «лифтовая» система установки высоты дисплея). Но как уже написали, любой должен поддерживать без проблем.


  1. quartz64
    27.07.2018 11:02

    Изначально в моём компьютере была установлена AGP видеокарта Intel i740 (если честно и не думал о том, что intel в те годы пыталась вступить в гонку видеоускорителей).

    В 1998 году, и, ЕМНИП, в 1999 тоже это была самая доступная карточка с работоспособным 3D. В мае 1998 родители подарили неплохой по тем временам комп: PII-233, 32 ГБ, 4 ГБ HDD (Quantum, почти сразу начал сыпаться), SB 16. Видеокарточка — S3 Virge PCI'ная с очень условным 3D, которого хватало только на то, чтобы кубик цветной крутить в настройках Direct3D. Carmageddon II с «ускорением» на этой карточке демонстрировал 5 fps и выпадение текстур. Позже уже прочитал, что нормально под S3 Virge запускались лишь несколько специально адаптированных игр.

    Intel 740 под AGP с 8 МБ памяти стоил тогда около $30. Конкуренты либо стоили дороже, либо были в той или иной степени кривоваты (ATI 3D Rage, Nvidia Riva 128). Насколько я помню, чип этот Intel сделал для продвижения AGP. Драйверы поначалу имели проблемы с Direct3D, но регулярно обновлялись. Quake II шёл вполне сносно, как и Unreal. В Linux карточка работала без проблем.

    Пластик пожелтел и смотрится очень плохо.

    От въевшейся грязи помогает губка, густо посыпанная содой. Пожелтение — погуглите retr0bright, вот хороший наглядный пример: www.youtube.com/watch?v=qZYbchvSUDY


    1. nsmcan
      29.07.2018 12:19

      неплохой по тем временам комп: PII-233, 32 ГБ, 4 ГБ HDD

      32ГБ? RAM?! :) Хочу!!!


      1. quartz64
        29.07.2018 23:26

        Очепятка, МБ, конечно.


  1. Keloraen
    27.07.2018 11:08

    Пожелтевший пластик можно оттереть абразивными губками. Я заказывал такие на одной известной китайской торговой площадке.


    1. scg
      27.07.2018 13:43
      +1

      Нельзя. Желтизна имеет химическую природу. Отбеливается 10% расвором перекиси + кислородлный отбеливатель + ультрафиолет.


      1. juray
        28.07.2018 11:24

        Так ведь ультрафиолет — как раз основная причина желтения вроде бы?
        Я вот смотрю на свои старые корпуса — снаружи пожелтели сильно, а с обратной стороны, где свет не попадал — практически не заметно.

        И почему нельзя? Кто запрещает удалить пожелтевший поверхностный слой абразивным методом? Как этому может помешать «химическая природа»? Даже если она не фотохимическая, а из-за агрессивных веществ в воздухе (это редкий случай, большинство компов все-таки в офисах и дома стоят) — всё равно дальше поверхностного слоя диффузия будет идти сто лет, при тех концентрациях что возможны в местах обитания таких компов. Не думаю, что случаи обдувания офисного системника концентрированным озоном (или хлором, диоксидом серы и т.п.) встречаются больше чем в единичных случаях (да и единичные-то слабо представляю — но исключить полностью не могу).

        Я сейчас провёл эксперимент — откопал из залежей самую пожелтевшую заглушку, попробовал потереть абразивной губкой для посуды — понял, что это надолго. Взял мелкую наждачку — дело пошло, меньше чем за полминуты под желтизной проступил «нормальный» цвет. Совпадающий с цветом обратной стороны.

        Фото


        1. scg
          28.07.2018 13:29

          Так ведь ультрафиолет — как раз основная причина желтения

          Именно так. Присутствие перекиси водорода позволяет провести обратную реакцию. Я ни разу не химик, и про конкретные реакции вам ничего не скажу, но по личному опыту, отбеливание происходит веселей, если поместить деталь на солнце.
          Примерно вот так:
          image


          1. Pochemuk
            28.07.2018 14:06

            С этого момента поподробнее, пожалуйста.

            Используется медицинская перекись или более концентрированный раствор пергидроля?

            Наносится на детали или они помещаются рядом с кюветой? Какая температура? И т.д.


            1. daggert
              28.07.2018 14:16

              www.youtube.com/watch?v=qZYbchvSUDY — думаю данное видео ответит вам на вопросы. Я так достаточно много восстановил, под УФ лампой, ретробрайтом. Желтые корпуса теперь как новые.


              1. Pochemuk
                28.07.2018 14:34

                Вот незадача… А я кварцевую лампу подарил.


                1. JC_IIB
                  28.07.2018 14:37

                  А я с тоской подумал, где бы взять настолько большую емкость, чтобы туда залез корпус телефонной станции размером со средний такой сундук…


                1. scg
                  28.07.2018 19:43

                  Солнце тоже подходит. 8-Bit Guy под солнцем как-раз и отбеливает :) Вот еще ссылочка. На моем фото отбеливается корпус проектора как-раз по этому рецепту.

                  Я покупаю 30% перекись водорода в магазине химреактивов и разбавляю до 10%. Без кислородного отбеливателя, вроде, тоже работает, но хуже.

                  А вот на этом фото, я отбеливал мышку вообще в медицинской перекиси из аптеки: купил сразу штук 5-6 пузырьков. Правда, простояла она в таком виде около недели.

                  Фото
                  image


                  1. juray
                    28.07.2018 20:57

                    Не могу оспаривать эмпирические данные — и ваши, и по ссылке, но у меня всё-таки не укладывается в голове, каким образом результат окисления исправляется еще большим окислением. Хотя есть одно предположение — продукты деструкции окисляются дальше и вымываются быстрее, чем основной материал.

                    Насчет долгой выдержки в показанном «стакане» хотел было сказать, что наверно, стенки УФ задерживают, но с удивлением узнал, что неокрашенный ПЭТФ вполне пропускает длинноволновый ультрафиолет (длиннее 320 нм), то есть как раз то, что доходит до нас сквозь атмосферу.


                    1. scg
                      28.07.2018 21:48

                      каким образом результат окисления исправляется еще большим окислением

                      Увы, ответ на это я не нашел. Есть предположение, этого никто не знает. Везде пишут про бром и утльтрафиолет, но что именно приводит к пожелтению — неясно.


                      1. juray
                        29.07.2018 13:47

                        Ну, ход пожелтения-то известен — деструкция полимера под действием разных факторов, включая кислород воздуха.

                        Большая цитата
                        Unsatisfied with Nintendo’s answer, I decided to dig deeper. I contacted Dr. Rudolph D. Deanin, founder of the graduate program in Plastics Engineering at the University of Massachusetts, Lowell and director of the program for over thirty years. I told him everything I know about plastic chassis discoloration in both the Super Nintendo and Macintosh computers and asked what he thought might be causing it.

                        “The plastics most commonly used to make the structural cases for electronic equipment are polypropylene, impact styrene, and ABS,” replied Deanin. “These all tend to discolor and embrittle gradually when exposed to UV and/or heat. They become oxidized and develop conjugated unsaturation, which produces color. They crosslink or degrade, which causes brittleness.”
                        (...)
                        Deanin’s helpful response got me really curious. I wanted to know more about how exactly the whole plastic degradation process works, but he didn’t go into it in detail. For example, what exactly about degradation makes the plastic change color?

                        After a few days of research on the process though jargon-dense industry white papers and by lurking on plastics forums, I managed to piece together an answer. Unfortunately, most of what I found focused on the UV-degradation (light exposure) side of things, which is most applicable to the discoloration of Macintosh cases. But we can apply some of what we’ll learn to the SNES in a moment.

                        How to Photooxidize a MacintoshMost plastics typically reflect the majority of UV light that hits them. However, if there are trace elements of catalyst residues (chemicals used in manufacturing of the plastic), such as if the manufacturer doesn’t get the mixture quite right, then the residues present in the final plastic will absorb UV and drastically accelerate the degradation process. Exposure to UV light in this instance starts a process called photodegradation (through photooxidation), which takes place in parallel with thermal oxidation (from exposure to heat). Both processes break down the chemical structure of the plastic as certain parts of it combine with available oxygen. And once this process gets started, it feeds upon itself and starts a continual cycle of degradation.


  1. unseriously
    27.07.2018 11:08

    Я надеюсь Unreal будет в списке одним из первых?


    1. juray
      28.07.2018 11:52

      А Unreal имеет проблемы на современных компах? Я не в курсе, как на Win10 с ним дело.
      На семерке сейчас попробовал (Unreal Gold) — вроде проблем не вижу. Только скорость, кажется, повысилась — и бега и движений противников и животных. Последний раз я играл под WinXP на этом же компе, насколько помню — вообще всё нормально шло.

      Кстати, для UG можно найти и Retexturing и даже DX10 renderer — я не пробовал, меня и оригинальная графика устраивает.


  1. Ivan-P
    27.07.2018 11:08

    «Вот такой старичок» — да это же мой системник!!!


    1. tSmoker Автор
      27.07.2018 11:10

      Я надеюсь он вас покинул легальным путём?


  1. TurboPascal55
    27.07.2018 11:08

    Я б Rataliator запустил :)
    А вообще по мне так душевнее игры чуть более старые: до 95-го.


    1. tSmoker Автор
      27.07.2018 11:14

      В «Ретал» играл несколько месяцев к ряду, после того, как случайно удалил windows 95 на своём первом компьютере (полностью она себя из себя же удалить не дала, но запускаться перестала). В те времена совместными усилиями мы с ребятами смогли только загрузочную дискету с DOS сделать, и я довольно долго в нем сидел… А Ретал (мы его тогда по EXE-шнику так его называли) был тогда у меня единственной игрой. Очень хорошие воспоминания.


      1. JC_IIB
        27.07.2018 14:59

        Ретал, да. Посадка — не самая тривиальная штука.
        Хотя мне больше LHX был по душе.

        А под Win95 одно время ЛЮТО рубился в первый Коммандос, с какой-то уникальной русской озвучкой. Годы спустя искал именно ее, но тщетно — везде другие :(


        1. tSmoker Автор
          27.07.2018 15:19

          Невозможность запустить первый Командос windows 7 — одна из причин сборки этого ПК.
          В своё время не мог завести в «пиратке» сохранения (надо было просто пути в ini файле поправить) и проходил все миссии на раз, без сохранений. В конце миссии давали код по которому можно было запустить миссию до которой дошел. Прошел так довольно далеко, но полностью не прошел (пока).
          … так и вспомнилось «Ein Verletzter! Alarm! Alarm!»


          1. JC_IIB
            27.07.2018 15:22

            В своё время не мог завести в «пиратке» сохранения (надо было просто пути в ini файле поправить) и проходил все миссии на раз, без сохранений.


            А ведь у меня такая же проблема была на моей версии. А может, есть возможность вашу озвучку проверить? Первая миссия «Крещение огнем» (не брифинг, а именно миссия) должна начинаться словами «Вот мы и в Норвегии...»


            1. tSmoker Автор
              27.07.2018 15:29

              К сожалению, та версия канула в лету, много лет тому назад. Сейчас скачана версия от Фаргуса, но еще не ставил её.


  1. SergeyEgorov
    27.07.2018 11:47

    На мой взгляд как раз мода на черные корпуса была. Мой первый 486-ой был в черном корпусе. Сложнее было купить монитор в черном корпусе, но даже в Тюмени, в относительно небольшом компьютерном салоне мне такой нашли.


  1. walti
    27.07.2018 11:53

    Так себе конфиг.

    Радеоны, примерно тех же лет, но они не запустились на устаревшем даже для них AGP x2
    Радеон 9800ХТ прекрасно запускается на ВХ и, по сути, является одной из самых мощных из доступных карт для АГП 2х. Есть еще Жирафы 6800, но именно с пропилом под 2х — коллекционная редкость.

    Если уж наворачивать slot1, то лучше брать асус типа P2B-LS
    4 слота под память позволяют запустить гиг «правильного» ОЗУ — одноанкового от микрона с емкостью в 256метров.


    1. walti
      27.07.2018 12:01

      Єто из лично проверенного.

      Какноном теперь еще считается CF-карта через переходник на ИДЕ, но лично не пробовал — переболел ретро.


    1. JerleShannara
      28.07.2018 02:44

      На самом деле большая часть 6800 не самой младшей версии (т.е. 6800 GT и 6800 Ultra) вполне себе запускабельна — надо просто выпилить кусок под ключем 2x разъема (! ахтунг! на свой страх и риск и только если к этим контактам ничего на разводке не подходит!)


  1. tSmoker Автор
    27.07.2018 12:06

    Боюсь, что с 9800 радеоном я столкнулся бы с такой же проблемой в Theme Hospital (может и не только в нём) как и с GeForce 4 (хотя и вовсе не обязательно). Для меня лично все лучшие игры тех лет были в 2D. 3D графика в играх только-только начинала развиваться и «первые блины» зачастую были «комом» (ну кроме может авиа и автосимуляторов, NFS5 с огромным удовольствием играю до сих пор). А Asus P2B конечно хотелось бы… какую нибудь P2B-DS.


    1. walti
      27.07.2018 12:15

      Самое смешное, что их валом на руках, особенно во всяких полу/гос конторах и в «гаражах» у частников.
      Их вяло списывают. потом просто выбрасывают. Если поспрошать на локальных форумах — то шансы найти отнюдь не нулевые.


    1. JC_IIB
      27.07.2018 15:02
      +1

      А Asus P2B конечно хотелось бы… какую нибудь P2B-DS.


      Ха, Asus… А Zida Tomato не хотели бы? :)))


    1. JerleShannara
      28.07.2018 02:46

      Если хочется гемороя — рекомендую мега-комбайн:
      Voodoo 5500 + 2x Voodoo 2 12MB SLI. Я когда-то смог заставить эти карточки жить вместе.
      Если хочется изврата: PowerVR Kyro 2


  1. White_Scorpion
    27.07.2018 13:28

    Если погуглить то можно найти вот портал Good Old Games — с которого можно скачать (предварительно купив) многие старые олдскульные и любимые игры спортированы под современное ПО. И некоторые очень даже хорошо бегают.


  1. danchik_dk
    27.07.2018 13:45

    По поводу черного экрана с GeForce 4 MX. Эх, это больная тема моего детства, вроде видеокарта на то время обладала хорошими параметрами, но на большинстве игр на задней стороне коробочек в системных требованиях была надпись: кроме GeForce 4 MX.
    Как же я разочаровывался, когда хотел купить новый диск и видел эту надпись…


  1. maximd4
    27.07.2018 14:04

    GeForce 4 MX440 не имела шейдерного блока, поэтому многие игры на ней не запускались либо запускались с очень большими проблемами. Сам так попал с Silent Hunter III — подводная лодка и корабли просто летали по воздуху, ибо видеокарта была просто не в силах отрендерить море. Пришлось тогда покупать 6600GT.


    1. da-nie
      27.07.2018 16:44

      У неё не было пиксельного шейдера, если не ошибаюсь (вершинный я в OpenGL запускал, когда изучал как, что это такое). Поэтому сайлент хилл 2 (или 3) на ней не работал у меня. НО! Была какая-то программа, запустив которую, можно было эти самые писельные шейдеры запустить на процессоре. И тогда этот самый сайлент хилл запускался.


      1. maximd4
        27.07.2018 16:45

        Да, кажется пиксельного не было. В общем, офисный огрызок, не более.


        1. da-nie
          27.07.2018 16:50

          А может и нет. Я-то в 2003-е (вроде бы) её купил после Riva TNT 2. Я тогда про эти шейдеры вообще ничего не знал. И думаю, они тогда просто были достаточно новой технологией.


          1. old_gamer
            27.07.2018 17:52
            +1

            Они появились в Radeon 8500 и GeForce 3, а GeForce 4 MX — это урезаная версия GeForce 2, так что в ней и не могло быть поддержки шейдеров.


    1. bro-dev0
      29.07.2018 10:12
      +1

      Подтверждаю, во многих играх были проблемы типа пропадали текстуры куда то, почти легальный валхак получался.


  1. madf
    27.07.2018 14:25
    +1

    Тема не избитая, нормальная, только минус данного решения один — электролиты! AT/XT ща до сих пор работали бы (и некоторые работают), если бы ультрафиолетовое ПЗУ не стекало.)


    1. old_gamer
      27.07.2018 14:43

      Паяльник и программатор — необходимый набор для любого старьевщика )


    1. juray
      28.07.2018 11:59

      Электролиты еще полбеды — они обычно просто высыхают, вытекание электролита для них очень редкий зверь — в отличие батареек. С этим просто беда у совсем старых плат, с впаянной батарейкой. Две 386 платы так пришлось выбросить.
      Сменные CR2032 вроде так уже не текут.


  1. old_bear
    27.07.2018 14:39
    +2

    Автор, вы бы хоть обтёрли системник и клавиатуру спиртиком. В честь праздника и для красивости с гигиеной.
    Кстати, раньше usb-клавиатуры вполне себе работали с ps/2 через пассивный переходник. Я так понимаю, что контролер клавиатуры определял, к чему он подключен и умел и так и этак. Может и относительно современные тоже умеют.


    1. tSmoker Автор
      27.07.2018 14:44

      Справедливое замечание, ваша правда. Просто все фото были сделаны в первый день, там еще не до чистки корпуса было. Системник на работе пока живёт, сделать новые фото перед написанием, к сожалению не успел. На данный момент всё уже гораздо приличнее.


    1. ilembitov
      27.07.2018 14:53
      +1

      Спиртик там не очень поможет, увы — пожелтение можно снять только с помощью всяких извращений с перекисью (см. retrobright).

      Другой вопрос, что у автора не древний AT-корпус, а обычный ATX-формат. Под него легко очень дешево найти довольно свежий корпус. Например, InWin 500-й серии — их осталось дохрена, и делались они примерно с середины 90-х (то есть это в принципе одна из первых серий корпусов под ATX). Так что можно найти непожелтевший корпус, который при этом будет «тру».


    1. juray
      28.07.2018 12:00

      Да, универсальный контроллер. И клавиатуры, и мыши такие были.


  1. strikulistov
    27.07.2018 15:04

    Вот на этом сайте http://www.phantom.sannata.ru есть множество информации по старым компьютерам и, в том числе, барахолка.
    Проблема с Geforce4 MX как и с другими картами NVidia (может и у ATI) возможно связанна с драйверами. Некоторые старые игры у меня на новых драйверах лагали, а со старыми работали нормально.
    Память я бы нарастил до максимума. Тогда можно отрубить SWAP и система станет более отзывчивой.


    1. old_gamer
      27.07.2018 15:27

      Я не помню какой обьем ОЗУ кэширует Deschutes, как у автора, но Klamath кэшировал максимум 512 МиБ. Так что сверх меры наращивать ОЗУ не стоит.


  1. Chugumoto
    27.07.2018 15:20

    Решил проверить на Intel i740 и вот на ней всё запустилось без проблем вообще. Её в результате и оставил.
    если честно, я б еще раз подумал :) помню как намучался в свое время дома и в комп.клубе… временами простони в какую не хотели больше 640х480 при 16 цветах выдавать даже в 2д, не говоря от 3д, и нужны были танцы с бубном…
    хотя интернетов тогда почти небыло… может позже уже допилили…


  1. ilembitov
    27.07.2018 15:27

    Слушайте, пользуясь случаем — вдруг у кого-нибудь дома или на работе остались залежи ненужных старых железок?


    Очень давно ищу две вещи:


    1) материнскую плату под 386DX. Нужна именно более ранняя мать с сокетами под процессор и сопроцессор. Нужно что-то в этом духе, а не более поздние миниатюрные мамы с AMD 386DX40 (их-то как много осталось):



    2) старый комп-чемоданчик со слотами ISA — мне кажется, такие часто раньше использовались в качестве сетевых анализаторов. Что-нибудь вроде такого:



    или такого:



    Если у кого-нибудь есть что-то такое (город не важен) — дайте знать, пожалуйста, договоримся.


    1. JC_IIB
      27.07.2018 15:38

      386 с сокетами? У меня есть где-то… очень далеко, впрочем, мать с _впаянными_ 386 и MathCo. Хотя за последний не поручусь — давно его видел, может как раз он-то и в сокете стоит.


      1. ilembitov
        27.07.2018 16:24

        Да, нужна именно с сокетами


    1. 0xd34df00d
      28.07.2018 04:55

      Гы, второе как раз только что видел на ебее, когда от индуцированной данным постом ностальгии поискал там 486. Вот.


  1. saboteur_kiev
    27.07.2018 15:29

    Есть некоторая разница между тем, во что из старого сейчас можно поиграть, и во что из старого мог бы поиграть я.
    Разница — в возрасте/опыте и требовательности к играм.

    Например, мне нравится boulder dash, я в него с удовольствием могу поиграть да хоть вечером.
    В тоже время мне нравится Lode Runner, или King's Bounty или какой-нибудь Nether Earth. В них я еще могу поиграть, но уже не много.

    А вот в игры, которые я однозначно бы считал что хочу поиграть, но не буду — например Starcon2 или Jagged Alliance/xCOM или какой-нить Wizardry. Ребенку лет 5-10 бы посоветовал, но самому уже время тратить уже жалко.

    Но дело не в том, что игра слишком плохая, просто некоторые игры после прохождения не так интересно проходить повторно. Плюс важно еще сколько времени придется потратить.


    1. aik
      27.07.2018 15:36

      Перепройти старкон2, JA2 или XCOM — всегда пожалуйста. Первый JA не особо впечатлил, хотя «замадню» Ивана помню.
      Wizardry — я очень давно хотел пройти восьмёрку, наконец-то недавно дошли руки её поставить, но меня убили абсолютно плоские крабы, дальше играть не смог.
      King's Bounty — может быть, но скорее нет, чем да.
      А вот всякие boulder dash и прочие Lode Runner с диггерами уже даже не вызывают желания на них смотреть.


      1. saboteur_kiev
        27.07.2018 17:32

        Digger- не вызывает, никогда не был фанатом.
        А вот boulder dash — причем именно спектрумовская реализация — весьма интересный паззл даже сейчас.
        King's Bounty на скорость проходится менее чем за час. При удачном раскладе можно наверное за минут 20-30.

        В общем время, которое потребуется на перепрохождение — имеет значение.


        1. aik
          27.07.2018 19:00

          Игра должна быть длинной. На 10-15 минут есть раунд в world of tanks. :)
          А в тот же xcom вполне получается засесть на несколько вечеров. Что хорошо.


  1. Moric
    27.07.2018 18:55

    Белый корпус можно попробовать получить сильной чистящей химией. С клавой у меня так получилось, но пришлось повозиться в перчатках и с кисточкой.


  1. Alex0_07
    27.07.2018 20:50

    тоже увлекся данной темой в начале 2017, Сейчас у меня Pentium II c 3Dfx и Sound Blaster AWE64, ноутбук IBM thinkpad r30 c флоппиком. Тоже сначала искал в объявлениях по своему городу, но люди почему-то считают что это раритеты и много стоят. потом понял что такой металлолом нужно искать в мастерских по ремонту, но там мне говорили что уже избавились от такого мусора. В итоге нашел себе поставщика в виде человека который занимается утилизацией офисной техники у которого покупаю меньше 50р. за плату. Ещё можно покупать из других городов, у Авито и юлы есть своя доставка с защитой покупателя. Я так нашел себе 2 шт. 3Dfx за 500р. банши и вуду 3. Ещё коллеги и знакомые подкидывают завалявшийся металлолом.


  1. d212
    27.07.2018 21:36

    Готов отправить любителю/профессионалу 3Dfx ускоритель.
    PCI
    Жаль выкидывать.