В последние недели Берлин — популярная тема на Хабре. Не случайно — в Германии много возможностей для работы в ИТ с комфортным переездом. Но бюрократия она и в Африке бюрократия, а если встают вопросы об индивидуальном предпринимательстве за рубежом — головной боли не избежать.



Алина Ануфриева (allinne) работала фронтендером в Яндексе, но ее муж получил оффер из Германии, и они вместе с ребенком переехали в Берлин. Работа позволила мужу получить Blue Card — рабочую визу, действующую по всей Европе — и вид на жительство для семьи. Но если но был обязан работать именно в той компании, которая его позвала, то Алина получила более широкие возможности: работать где угодно и даже открывать свое дело.

Но первое время она занималась бытовыми делами, например устраивала ребенка в сад. «Надо заполнить 100500 формуляров, принести их в Jugendamt (управление по делам молодежи). Российское гражданство никаких трудностей не вызовет, если есть виза», — говорит она.

Алина смотрела вакансии на неполный рабочий день в Берлине, чтобы заниматься ребенком, но ей не удавалось найти работу даже на 30 часов в неделю. Наконец она нашла удаленный оффер из Финляндии, но столкнулась с бюрократическими трудностями — финские и немецкие законы устроены так, что организовать работу можно было только через ИП.

Открыть его сложнее чем в России, есть много подводных камней. Мы созвонились, и Алина подробно описала весь процесс, а я записал ее рассказ.

Как попасть в выгодный налоговый статус


Мне пришел оффер из компании, которая работает в Финляндии — Videoly.co. Её основал Серёжа Андрюхин, с которым мы вместе работали в Яндексе. В связи с тем, что они в Финляндии, я в Германии, и у меня российское гражданство — они не могли меня нанять по правилам Евросоюза как штатного сотрудника. Поэтому предложили работать как юридическое лицо, и я взялась за открытие ИП.

К предпринимателям в Finanzamt (немецкой налоговой) относятся как к людям, которые уже все знают и умеют — куда ходить, какие документы оформлять, как общаться с государством. Поэтому работа с налоговой чаще строится через специальные фирмы-консультанты, которые представляют твои интересы.
Им надо платить каждый месяц примерно 50 евро, плюс около 400 евро (в зависимости от количества документов) отдельно за годовой отчет.

Но эти фирмы помогают не только с процессами. Они могут добиться для вас выгодного юридического статуса, чтобы платить меньший налог, чем обычно приходится программистам-фрилансерам или удаленщикам.

В Германии предпринимателей делят на два типа по профессиям — Selbststandig и Freiberuflich.

Freiberuflich — это так называемые свободные работники, имеющие некую профессию, подтвержденную дипломом — дизайнеры, писатели, журналисты, учителя, адвокаты, стоматологи, терапевты и многие другие. Они освобождены от дополнительного налога на предпринимательскую деятельность.

Selbststandig — индивидуальные предприниматели, не оказывающие услуги с помощью своей профессии. Это больше те, кто организует свое предприятие. Они платят полные 45% плюс дополнительные проценты, если доход переваливает за 50 000 евро в год.

Есть много дискуссий по поводу того, куда относить программистов. В Германии почему-то считается, что программисты — это Selbststandig.

Чтобы попасть в Freiberuflich, придётся нанимать хорошего налогового агента — он может помочь попасть в другую категорию. Поэтому первым делом я стала искать консультанта, чтоб юридически оформить свой статус. В формуляре для налоговой ты указываешь свою профессию, а консультант защищает и отстаивает твои права.

К сожалению, я встретила не очень хорошую фирму, которая не рассказала о критичных моментах. И мне пришлось набивать шишки.

Как вернуть часть налогов


Я могу возмещать деньги на нужды своего бизнеса из уже выплаченных налогов. Например на оргтехнику, канцелярию и прочее. Это можно делать каждый год — главное сохранить все чеки и выписки.

Многие траты связанные с переездом нам удалось вернуть именно таким образом.

Как не прозевать налоговый номер


Когда ты приезжаешь в Германию, тебе сразу выдают персональный идентификационный номер. Но он не совпадает с налоговым номером. Налоговый номер предприниматель должен получать при регистрации ИП. Его выдают примерно через три недели и говорят, как часто нужно отчитываться перед налоговой.

Меня об этом не предупредили. Свой налоговый номер я получила через несколько месяцев после начала работы, и все это время не могла выписывать инвойсы и получать зарплату.

Оказалось, что мой налоговый номер пришел на адрес фирмы-консультанта. Когда я заполняла формуляр, то дала согласие на то, что эта фирма будет представлять мои интересы в налоговой.

После этого фирма меня кинула — не отвечала ни на звонки, ни на письма. Я написала отказ, но они не проинформировали налоговую о том, что я с ними больше не имею дел. Соответственно письма шли на адрес фирмы, и они мне их не пересылали, хотя были обязаны по закону.

Я начала бить тревогу, звонить в налоговую. И вместо того, чтобы получить номер еще в марте, я смогла добиться его только в мае.

Через год мы с мужем получили общий налоговый номер, подав годовую декларацию о семейных доходах. Теперь ИП нужен мне только для работы, а налоги мы платим вместе, как семья — с общих доходов.

В Германии все плохо с электронной инфраструктурой


Наверное, многие айтишники удивятся, но здесь нет единого окна, где ты можешь записываться как у нас на госуслугах.

Если ты выбрал, например, три садика, то нужно лично их искать по карте и обходить. Когда я попросила записать ребенка как можно быстрее, потому что мне надо работать — они поставили меня в лист ожидания. Каждый месяц приходилось звонить туда самой и напоминать о себе.

Точно так же с налоговой и с пенсионным фондом. Встречу надо бронировать по телефону или на сайте, а потом ждать ее месяц. К сожалению там это так. И это было для меня шоком.

Банковская инфраструктура Германии на уровне 90-х в России. Денежный перевод внутри страны длится 3 рабочих дня. За поквартальную выписку оплата 15 евро у Postbank. За каждое обращение к консультанту банка тоже взимается плата. Недавно появился интернет-банк N26 с бесплатной картой MasterCard. Я выбрала его, так как у них удобное хорошее мобильное приложение, снять деньги можно в любом банкомате до 5 раз в месяц бесплатно.

Как выбрать пенсионный фонд


О том, что нужно идти в пенсионный фонд, мне тоже никто не сказал. Я узнала об этом случайно в сообществе на Facebook. Тогда у меня было плохо с немецким, и пришлось искать англоговорящего консультанта. Он рассказал, что есть два варианта — делать отчисления либо в государственный фонд, либо в частный.

Государственный делится еще на две программы — обязательную (Pflichtversicherung) и свободную (Freiwilligversicherung).

Обязательная — это 18,6% от дохода, которые ты будешь платить в любом случае, даже если останешься без работы. Дело в том, что при заполнении формуляра ты указываешь свой средний предполагаемый доход, и сумму считают от него. В конце финансового года все пересчитывается, и тебе могут либо вернуть часть денег, либо наоборот — потребовать доплатить.

Чтобы перестраховаться, лучше указать доход меньше ожидаемого и в течении года откладывать деньги на доплату. Иначе — если работы не будет — платить все равно придется по полной каждый месяц.

При свободном страховании можно самому выбрать, сколько платить каждый месяц (минимум 450 евро). При этом варианте можно на несколько месяцев замораживать выплаты, но нельзя уйти на преждевременную пенсию по состоянию здоровья и инвалидности. Обязательное страхование дает такую возможность уже через пять лет.

Важный момент — если в течении первых пяти лет вы решите вернуться в Россию, то пенсионные отчисления можно вернуть обратно. Но только 50%.

Сами пенсионные выплаты в Германии довольно усредненные. Даже если ты всю жизнь делал огромные взносы, она не будет сильно отличаться от среднестатистической. На этом играют частные пенсионные фонды, а консультанты активно туда зазывают. Они предлагают вкладывать деньги под процент — как на банковский счет.

Из всех этих вариантов я выбрала еще один — откосить.

Первые три года индивидуальный предприниматель может вполне легально не платить отчисления в пенсионный фонд. Для этого надо заполнить очередной специальный формуляр, и дождаться одобрения. Правда, его могут не дать.

Одно из условий — наличие не менее трех клиентов. У меня клиент только один, так что есть где-то полгода-год, чтобы найти еще. Государство в этом плане идет на уступки.

Какие еще могут быть нужны страховки


Без работодателя придется самому делать медицинскую страховку — 14% + 0,9% дополнительный вклад + 2,55% — страховка по уходу (в случае не дееспособности)

Адвокатская страховка — покрывает расходы на суды из-за невыплат или нарушения интеллектуальной собственности. Она дорогая — если уверен в клиенте, можно не тратиться.

Страховка от урона третьим лицам (Haftpflichtversicherung) — она, конечно, не обязательная, но в Германии общепринята, и в основном есть у всех. Если, например, ваш ребенок порвал другому портфель, вы просто обмениваетесь номерами своих страховых с его родителями.

В итоге


  • У программистов в Германии спорный налоговый статус. Поэтому работать с налоговой через консультантов может быть выгоднее. Но плохие люди водятся везде.
  • Надо сохранять все чеки на рабочие расходы — их можно компенсировать за счет уплаченных налогов.
  • Государственную пенсионную программу надо выбирать по доходам и стабильности работы. В частном фонде будет больше пенсия, но есть стандартные для всех частных банков риски.
  • Если ты начинающий предприниматель — то первые три года можно не платить пенсионные взносы, если государство разрешит.

Комментарии (105)


  1. Mephi1984
    24.09.2018 21:20
    +1

    На всякий случай, тем кто читает эту статью, напомню — будучи налоговым резидентом России, вы имеете право получать на личный счет в зарубежном банке платежи только из строго определенного списка — туда входит зарплата, социальные выплаты, доходы от продажи недвижимости и т.д. Кажется, доходов от предпринимательской деятельности там нет. Следовательно, вы обязаны перечислять эти доходы на счет в России, через валютный контроль. И только потом уже ими распоряжаться.

    Имейте в виду, налоговая может оштрафовать вас (если узнает). Поэтому лучше открывайте ООО или избавляйтесь от налогового резидентства в России.


    1. vanxant
      24.09.2018 22:02
      +1

      Для резидентства надо физически находиться в РФ более 181 суток в год.


      1. YuriM1983
        25.09.2018 12:37

        В теории, оба резидентства могут оставить, если есть собственность или регистрация в РФ.
        Даже при нахождении вне РФ более 181 суток в год.


        1. Estee
          25.09.2018 13:25

          Нет, не могут. Это противоречит определению налогового резидента.


          1. soymiguel
            25.09.2018 13:39

            Нет, могут — налоговое, на этот счет есть соответствующее письмо Минфина. У валютного исчерпывающие критерии, но за недавностью нововведений известной судебной практики еще нет. Понятия валютного и налогового резидента не связаны никак.

            Ну и так, по мелочи, не 181, а 183 и более.


            1. Estee
              25.09.2018 14:09

              Прошу прощения, вы сейчас про валютного или про налогового?
              Про валютного — да, там более размытое. Но налоговый резидент существует достаточно давно и там практика известная. Место регистрации / собственности при этом значения не имеет. Были прецеденты, когда с тех, кто продавал свою однушку в Москве, проживая при этом в условном Тае, снимали по ставке налогового резидента. На основании именно времени пребывания в России.


              1. soymiguel
                25.09.2018 14:27

                Были прецеденты, когда с тех, кто продавал свою однушку в Москве, проживая при этом в условном Тае, снимали по ставке налогового резидента.

                Может быть, вы имели в виду, нерезидента? Если резидента, повода для возмущения, вроде бы, нет.

                Да, я имею в виду налоговое резидентство. Была баталия на письмах между Минфином и ФНС по поводу «центра жизненно важных интересов» (позиция ФНС), и, хотя формально Минфин как бы выиграл, фактически — зная ФНС — «могут». Хотя, как вы правильно говорите, и противоречит НК но кого же это останавливает. Как всегда, «ну вот мы сделали, а вы идите в суд».

                Кроме того, не любой выезд за пределы РФ автоматически приводит к прерыванию срока пребывания физического лица на территории РФ, как бы, на первый взгляд, бессмысленно это ни звучало.

                ЗЫ: Сорри, в предыдущем комменте пропустил слово «хотя», и смысл поменялся, должно быть:
                Нет, могут — налоговое, хотя на этот счет есть соответствующее письмо Минфина.


                1. Estee
                  25.09.2018 14:39

                  Сорри, имелось в виду, конечно, нерезидента. Ибо разница между 13 и 30 (или там 35?) в случае продажи квартиры (собственно, и те, кто сдают квартиру и проживают в Таях, тоже подпадают под это, хотя фактически никто и 13% не платит, не говоря уже о 30%) прямо существенно бьет по карману.
                  А вы не могли бы подробнее написать позиции Минфина и ФНС? Или как-то направить в сторону этих писем. Спасибо!


                  1. soymiguel
                    25.09.2018 15:03

                    Ибо разница между 13 и 30 (или там 35?) в случае продажи квартиры (собственно, и те, кто сдают квартиру и проживают в Таях, тоже подпадают под это, хотя фактически никто и 13% не платит, не говоря уже о 30%)

                    30% НДФЛ нерезидента. 13% не платят, в подавляющем большинстве случаев, пользуясь особенностями освобождения резидентов от уплаты налога при продаже недвижимости. Нерезиденты возможности такого освобождения лишены.

                    А вы не могли бы подробнее написать позиции Минфина и ФНС? Или как-то направить в сторону этих писем

                    Конечно, здесь исчерпывающе www.garant.ru/news/723981


                    1. YuriM1983
                      25.09.2018 15:52

                      На этот счет есть более новые письма, типа:
                      www.buhonline.ru/pub/news/2017/10/12809
                      Однако ещё 10 раз могут передумать.


                      1. Estee
                        25.09.2018 16:11

                        Ага, значит, одумались в конце концов и пришли к определению, которое сами же и написали.


                      1. soymiguel
                        25.09.2018 16:20

                        Ну да, письма ФНС пишет хаотического содержания, зато регулярно, метаться они могут бесконечно долго и с непредсказуемым для налогоплательщика сиюминутным результатом, хотя вышеприведенное письмо Минфина должно бы поставить точку. Поэтому, собственно, я выше и написал — «могут». Не по законодательству, но потому, что эта мысль уже попала в поле их зрения, запала в хаотично-буйную головушку и поэтому переодически, но внезапно они будут ее вздумывать, пугая случайных прохожих.


                        1. Estee
                          25.09.2018 16:34

                          Один из бухгалтеров мне как-то рассказывал, что он по молодости решил, что персональный визит в налоговую решит путаницу с каким-то сложным случаем в НДС. На что ему инспектор очень спокойно заявила: «Я вам не буду говорить, как надо. Делайте как хотите, а потом мы придем и вас накажем, как бы вы не сделали». Конечно, хочется верить, что это позиция отдельно взятого инспектора…


                          1. YuriM1983
                            25.09.2018 17:25

                            Не верь, не бойся, не проси.
                            Со сложными случаями всё так и есть.


                          1. vanxant
                            27.09.2018 04:00

                            Ну такие трюки элементарно решаются под запись. Т.е. вот вам запрос в трёх экземплярах под роспись о получении, будьте добры дать письменный ответ. Срок ответа установлен вашим же постановлением.
                            Но, конечно, ваша бухгалтерия должна быть белее колумбийского снега.


    1. vrangel
      24.09.2018 22:34

      Насколько я знаю, право принимать платежи на счет в зарубежном банке не отнимали. Платежи не из списка по закону надо было декларировать в налоговой. Схема с валютным контролем — это что-то новое для меня, попробую поискать информацию.
      На практике, без физического присутствия в России открыть счет невозможно. Т.е. получается, что если не позаботился заранее и вдруг решил открыть ИП в Германии, нужно возвращаться в РФ.


      1. soymiguel
        25.09.2018 13:42

        Право на зачисление средств валютного резидента на счета в банках, расположенных за пределами территории РФ, сопровождается явно указанным и исчерпывающим списком источников таких средств, зачисление из остальных источников законом запрещено.


    1. soymiguel
      25.09.2018 12:18

      На всякий случай, валютные операции в РФ регулируются законом «О валютном регулировании и валютном контроле», для целей которого в первой же статье вводится понятие «валютный резидент», которое коррелирует с понятием «налоговый резидент», определяемым Налоговым кодексом, чуть менее, чем никак.


    1. LeonidM
      25.09.2018 12:18

      Не совсем так. Есть понятие налоговый резидент и валютный резидент.
      Первый определяет где платишь основные налоги. Если резидент Германии, то в РФ платишь (и декларируешь) только с доходов в РФ.
      Второй теперь не совсем актуален, потому что все граждане РФ — валютные резиденты РФ. НО в законе о валютных резидентах указаны ограничения на операции. И в случае проживания заграницей эти ограничения (а также обязанность сообщать об открытии/закрытии счетов в инобанках и о движении средств на них) не действуют. Раньше валютным резидентом были все, кто хоть раз в год посетил РФ. И ограничения действовали в полном объеме.


      1. soymiguel
        25.09.2018 13:56

        Не совсем так. Статус налогового резидента неисключителен в контексте юрисдикции и опирается на соответствующее национальное законодательство, т.е. вы можете быть признаны налоговым резидентом нескольких стран. Кроме того, налоговое (не)резидентство определяет не только «где» платишь, но и «сколько» — для РФ и НДФЛ это 30% и 13% соответственно, и «как» — на нерезидентов не распространяются некоторые налоговые вычеты. И, надо сказать, это одна из причин, почему определенное количество эмигрантов хочет сохранить или восстановить на годик статус налогового резидента РФ.


      1. vrangel
        25.09.2018 18:56

        >Второй теперь не совсем актуален, потому что все граждане РФ — валютные резиденты РФ.
        Леонид, вы уверены в этом? Вот тут snob.ru/profile/31414/blog/130996 говорится, что с 01.01.2018 это не так. (Законопроект принят). Что уже год, как должны были уровнять понятия «налоговый резидент» и «валютный резидент». Правило 183 дней должно быть единым с тех пор.


        1. LeonidM
          25.09.2018 19:18

          vrangel
          Да, з-н «О валютном регулировании и валютном контроле» (версия от 3 августа 2018) гл 1 ст 1
          «6) резиденты:
          а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации
          (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 427-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 11)»
          pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102084553

          А вот обязанностей у тех кто более 183 дней поменьше (ст 12):
          «8. Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к… и к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней.»


    1. servermen
      26.09.2018 14:04

      Ну раз такая тема, то есть пара вопросов:
      Считается ли payoneer счетом в банке?
      А если перечислить сразу на рублёвую карту, то будут оба и конвертация и контроль, или только конвертация?


      1. Mephi1984
        26.09.2018 18:49

        Извините, я не знаю ответа на эти вопросы, я никогда не использовал Payoneer.


      1. vanxant
        27.09.2018 04:03

        Payoneer и прочие там вебмани — очень стрёмная штука. Если вы не готовы бодаться вплоть до ВАС (ныне ВС) и при этом хотите быть «белым», лучше не связываться.


  1. Drebin893
    24.09.2018 22:19
    +3

    Полностью согласен, банковская система тут уровня начала России 2000-х. Для меня это было шоком когда я только приехал. Карты нигде не принимают кроме супермаркетов и заправок — везде тотальный cash only (ситуация начала меняться за последние пару лет, но ооочень медлено, как и всё в Германии). Если и принимают, то идиотские локальные girocard (устаревшая система, существующая только в Германии). Даже в самом крутом кинотеатре в Берлине, в Sony Center, там где ежегодно проходит Berlinare (!!!) и куча туристов, не принимают Visa/MasterCard.

    Связано это с дикой конвервативностью немцев и помешательстве на «безопасности». «Прикладывать карту? неее! это опасно! Отключите мне функцию PayPass». «Платить смартфоном? Нет, вы что, персональные данные утекут!». Или банальное «сделали, все работает, зачем что-то менять, модернизировать?».

    В супермаркетах, где карты принимают, большинство людей все равно платят кэшем. Я единственный, кто плачу смартфоном, ни разу еще не видел, чтобы кто-то так платил.

    Я тоже уже 3 года как юзаю N26 в качестве основого счета. В принципе доволен, хотя по отзывом, российские банки ушли уже дальше чем N26 (но я давно не живу в РФ, не в курсе). Еще рекомендую завести аккаунт Revolut — британский банк, но в Германии тоже можно юзать. Похоже на N26, но есть пара фичей, которых нет у N26. Лишним не будет.

    На основные немецкие банки типа Deutsche Bank без слёз не взглянешь — 90е.

    Но с другой стороны: в Европе очень низкие проценты по потребительским и другим типам кредитов, от 1,5% (в РФ от 18% вроде потребительские?). Т.е. кредиты брать тут дико выгодно. Так что лучше отсталая система, чем дикие проценты и кидалово.


    1. GeMir
      25.09.2018 01:02

      Еще рекомендую завести аккаунт Revolut — британский банк, но в Германии тоже можно юзать. Похоже на N26, но есть пара фичей, которых нет у N26.
      А можно завести один счёт в ING. Ему ещё и годиков не пять, как двум упомянутым.


      1. cyber_ua
        25.09.2018 09:45

        У Revolut есть одна фишка, которую по сути не видел у других банков в Европе, это отличный курс конвертации вашей локальной валюты в валюту другой страны, т.е он хорошо экономит деньги когда вы летите например в отпуск в другую страну


        1. bagamut
          25.09.2018 15:14

          курс везде одинаковый, биржевой, еще берут процент какой-то комиссии, он у всех разный, и кредиток с разных с комиссией или без 100500 предложений


          1. cyber_ua
            26.09.2018 13:33

            1. не правда, курс в разных банках отличается
            2. некоторые банки страдают двойной конвертацией
            3. револют не берет комиссии при оплате картой, с наличкой вроде бесплатно до какой то суммы (не когда не снимал наличку)
            Я считал сколько у меня снимало при оплате картой польского банка(mbank) и картой револют, то револют экономил мне вполне хорошую сумму (сколько не скажу уже, давно это было)


            1. bagamut
              26.09.2018 15:22

              Правда в том что конвертация происходит или по DCC в ATM продавца или у эмитента, никто не заставляет вас пользоваться DCC с их левым курсом и поборами, это уже ССЗБ.
              В банке эмитенте курс межбанка, или курс сети Мастеркарта, Визы или Амекса, что почти одно и то же. «Отличается» он потому что курс меняется каждый день.
              Кредиток без комиссии 100500 разных предложений без всяких левых револютов.
              Двойная конвертация в Европе где тотально все расчеты в евро? Как? Все всегда в евро считается, если не использовать экзотические банки.


        1. Neusser
          25.09.2018 15:32

          «Отличный» это какой? Если я заплачу в Дании 1000 крон, сколько евро снимет с моего счета револют?


          1. cyber_ua
            26.09.2018 13:23

            я не буду давать прямую ссылку на сайт, но у них на главной странице вы можете посмотреть (скорльте вниз) + они не берут комиссии за конвертацию при оплате картой.
            П.с на момент написание комментария 1000 крон -> 39.1 eur


            1. Neusser
              26.09.2018 14:44

              Что-то вы то ли кроны перепутали, то ли единичку забыли :) На самом деле там больше 130 евро должно быть.
              Самый обычный биржевой курс. В Польше, может быть, это выгодно отличается от других банков, но в Германии отличается только отсутствием комиссий при оплате в другой валюте (1,75%). Судя по тому, что эта комиссия у всех банков, где я смотрел, одинаковая, наверняка она закреплена в каком-нибудь общегерманском банковском нормативе.


              1. cyber_ua
                26.09.2018 15:22

                ага, чешксие кроны посмотрел. 1000 DKK -> 134.1 EUR


    1. geisha
      25.09.2018 01:36

      UBS работает с простым людом в Германии?


      1. bagamut
        25.09.2018 15:52

        от EUR 100 000


    1. Stiver
      25.09.2018 05:40

      идиотские локальные girocard (устаревшая система, существующая только в Германии)
      Если имеется в виду EC карта, то это обычная интернациональная Maestro и принимается в общем-то везде. А вот кредитные карты тут действительно не любят (и это правильно).
      большинство людей все равно платят кэшем
      Очеь надеюсь, что так и дальше останется.


      1. OYTIS
        25.09.2018 12:11

        Если имеется в виду EC карта, то это обычная интернациональная Maestro и принимается в общем-то везде.


        Нет, есть одноименная карта Maestro, но в контексте Германии EC-Karte — это именно национальная немецкая Girocard. Я периодически натыкаюсь на магазины, где принимают EC-Karte, но не принимают Maestro. Хотя в Берлине это уже редкость.


        1. Drebin893
          25.09.2018 15:58

          Именно. girocard может быть одновременно Maestro в одной карте, но это не одно и то же.
          Не принимают Maestro, например, в Burgeramt. В CineStar в Sony Center тоже не принимают, онли girocard. Зимой хотел посмотреть там фильм — так не приняли ни Visa, ни MasterCard, ни Maestro. Только girocard и cash. Развернулся и ушёл со словами «скачаю с торрентов бесплатно».


      1. Drebin893
        25.09.2018 15:59

        Очеь надеюсь, что так и дальше останется.


        Почему же? На фоне всех этих потрясающих технологий и полётов на Марс платить бумажками и монетками как в средние века выглядит как-то очень дико. Другое дело в России — поднёс смартфон, секунда, всё готово. Никто не удивится, никто не спросит «а как это вы так заплатили?». Я даже карты не хочу уже юзать, а онли смартфон.


        1. unclejocker
          25.09.2018 16:53

          Полагаю, имеется в виду позиция, что безналичные деньги — это не твои деньги, а деньги банка (т.е. контролирует их банк, а тебе только позволяет ими пользоваться… сегодня).
          На это многое множно возразить, и не то чтобы я разделял эту точку зрения, но некоторое разумное зерно в ней есть.


          1. OYTIS
            25.09.2018 17:28

            Да, для Германии это во многом страхи страны, пережившей два тоталитарных режима. Посмотришь, как в России людям блокируют банковские счета за посты или на китайский «социальный кредит», и подумаешь, что может быть в этом недоверии к технологиям что-то есть.


            1. unclejocker
              25.09.2018 17:36
              +1

              В Европе связка AML+KYC тоже иногда дает огня. И безналичный PayPal c родины демократии иногда внезапно блокирует счета. Всякое бывает. Я против паранои но слепо доверять третьим лицам тоже не следует.


    1. onlinehead
      25.09.2018 10:28
      +1

      За N26 ничего сказать не могу, но Revolut — так еще конторка.
      Во-первых — она не банк, а сервис, работающий поверх банка (у них Lloyds). Схема похожа на Рокетбанк.
      Во-вторых — они страдают блокировками и отсутствием нормальной поддержки. Что в сторону обычных клиентов, что в сторону предпринимателей.
      Причем поддержки не то, что там офлайн или как то еще, а банально в единственном их канале поддержки можно ждать ответа больше суток, после того как тебя внезапно заблочили после первой попытке снять в банкомате пару десятков евро в своем же городе через неделю после активации карты. Разблокировать то они ее мне разблокировали, но длилось это неделю с паузами в диалоге в десятки часов. Так себе опыт. И это я физик. Про предпринимателей можно загуглить.
      Единственный плюс — курсы валют, они да, интересные. Поэтому карту все таки использую в поездках, но в режиме пополнил-потратил.
      Хранить там что-либо с такими выкрутасами как-то не хочется.


      1. Drebin893
        25.09.2018 16:02

        Да, это есть, и это большой минус. Ещё там есть идиотская привязка к SMS (как в российских банках). Хочешь сделать банковский перевод? Получи SMS с кодом.
        Но мой вопрос остался открытым: а что делать, если я в Гане и на европейской SIM тупо нет сигнала там? Что делать, если у меня iPhone и я сейчас в другой стране? Переставлять SIM- карты ради получения кода? Нет, спасибо, такой древний век мне не нужен.

        Код в SMS — это такая же древняя дикость, как платить кэшем. Никто не думает, что есть страны, не имеющие роуминга с Европой (некоторые африканские, например), и что у топовых смартфонов (я приверженец Apple) тупо не бывает двухсимочных версий.


    1. onlinehead
      25.09.2018 10:30

      Т.е. кредиты брать тут дико выгодно.

      Не то, чтобы прям выгодно, но по крайней мере не так разорительно. Но в итоге все равно в ты минусе конечно, если только не покупаешь что-то, чем зарабатываешь деньги.


      1. Drebin893
        25.09.2018 16:04

        Ну 1,5% — это вообще смешные проценты, считай бесплатно. Вообще незаметно. Так что ту же технику можно брать в кредит, гораздо проще платить по частям, чем сразу вывалить пусть даже €2000 на новый Mac. Да и психологически проще платить по частям маленькие суммы, чем сразу большую.


        1. konstwww
          25.09.2018 18:20

          Технику в медиамаркете или сатурне дают в рассрочку под 0%. Банковский процент они просто в цену закладывают. Однажды попросил продать мне телевизор со скидкой в 2% при оплате наличными и сразу — отказали. Взял в рассрочку.


  1. Maxim_Andreev
    25.09.2018 00:06

    Selbststandig — индивидуальные предприниматели, не оказывающие услуги с помощью своей профессии. Это больше те, кто организует свое предприятие. Они платят полные 45% плюс дополнительные проценты, если доход переваливает за 50 000 евро в год.

    Не совсем так. Selbststandige платят в общем случае три налога:
    • Подоходный (0% до 8600 € в год, 6% от 8600 € и до 45% при доходе от 260 533 €
    • Налог на фирму (при прибыли от 24500 €, около 3,5%)
    • НДС. По сути, его платят клиенты. Если это юридические лица, они потом его возвращают.

    Далее есть понятие фиктивного предпринимательства (Scheinselbststandigkeit). Это когда вы оформлены как предприниматель, но по факту работаете только на одного-двух клиентов и по сути являетесь его/их сотрудником. Это то, о чём вы писали в конце. В этом случае кто-то должен платить многочисленные социальные взносы (страховка от безработицы, потери трудоспособности, медицинская страховка и т.п.). Нагрузка выйдет немного больше, чем у обычного работника (т.к. за обычного работника половину той же медицинской страховки в 15% платит работодатель), но по факту (сколько работодатель на вас потратит — сколько вы получили, всё должно выйти одинаково. Неприятный момент заключается в том, что если трёх клиентов за 3 года не удастся найти, то социальные взносы за этот период придётся-таки заплатить.
    А так, предприниматель в праве сам решать как себя страховать и взносы платить не обязан.


    1. allinne
      25.09.2018 00:59

      А можно ссылку на немецкий источник?
      0% подоходного — это Minijob (450€/m * 12 = 5400), уже не совпадает.
      НДС между юрлицами не платится. Я плачу налог за услуги налогового консультанта, и он мне потом возвращается налоговой.



      1. Maxim_Andreev
        25.09.2018 08:49

        А можно ссылку на немецкий источник?

        Ссылка
        НДС между юрлицами не платится.

        Если вы предоставляете какие-то услуги, каждый раз в счёте вы указываете цену за услуги и отдельно НДС. Получая полную сумму, НДС вы каждый месяц перечисляете налоговой, а Ваш клиент (если это тоже предприниматель, который сам платит НДС), этот НДС себе в полном объёме от налоговой возвращает. В этом случае по факту каждый остаётся при своём, но НДС вы как предприниматель всё равно формально каждый месяц платите.
        Если у вас мелкое предприятие (Kleinunternehmen) с доходом ниже 17500 €, вы можете не платить НДС (но тогда и сами вычитать его не сможете). В этом случае у вас появляется конкурентное преимущество при предоставлении услуг физическим лицам: при той же сумме сделки, вы получите на 19% больше (ну или цену меньше на 19% сможете поставить).


        1. allinne
          25.09.2018 12:11

          За ссылку спасибо, буду иметь в виду.
          По поводу Scheinselbststandige: у меня есть примерно полгода, чтобы либо найти ещё 2 клиента, либо всё-таки стать штатным сотрудником.
          Тем не менее, опыт с оформлением Selbstandigkeit был полезным.


          1. Maxim_Andreev
            25.09.2018 12:19

            Тем не менее, опыт с оформлением Selbstandigkeit был полезным.

            Однозначно, хуже от этого опыта точно не будет. Могу только пожелать Вам удачи)

            Ещё в Восточной Германии бывают субсидии для Grunder'ов, которые частично или полностью оплачивают курс с бизнес-тренером (около 4 k€). Туда входит в т.ч. помощь в поиске первых клиентов. Тоже довольно полезная штука для старта, особенно в чужой стране.


            1. allinne
              25.09.2018 12:40

              Я уже прочитала Вашу статью об ИП у жены. История с хэппи эндом :-)
              К сожалению, у меня не было достаточно времени, чтобы подготовиться к оформлению ИП. Во вторник было собеседование, а со следующего понедельника я уже работала. Ну и ИП в моём случае — это скорее вынужденная мера, а не осознанный выбор.


              1. Maxim_Andreev
                25.09.2018 13:15

                Ну тогда у Вас тоже хэппи-энд) Надо просто цену на услуги ставить с учётом всех социальных выплат, и будет профит)


      1. Neusser
        25.09.2018 14:29
        +1

        0% подоходного — это Minijob (450€/m * 12 = 5400), уже не совпадает

        Не совпадает, потому что одно к другому совсем не относится. Подоходный налог не платится на годовой доход ниже 9000 евро (в 2018 году). Доход в каждый отдельный месяц не имеет значения. Можно в один месяц заработать 6000, в другой 3000, в остальные десять по 0 и после подачи налоговой декларации государство вернет уплаченный подоходный налог.

        А миниджоб это форма занятости, при которой работник не платит социальные взносы (медицинская и пенсионная страховки), а работодатель платит их меньшем размере, чем при обычном трудоустройстве. Доход не может превышать 450 евро в месяц. А так как 450*12 меньше 9000, то и подоходный налог не платится. При этом следует помнить, что это именно особая форма занятости, что отражено в договоре. Если же договор о самом обычном трудоустройстве, то даже при заработке меньше 450 евро в месяц работник будет платить социальные взносы (а подоходный налог не будет, именно потому что за год получается меньше 9000).


  1. Stiver
    25.09.2018 05:22
    +1

    На всякий случай — статья с реальностью не соотносится практически никак. Похоже дело в «у меня было плохо с немецким» :)

    Selbstandig — «самозанятый», всего лишь означает, что человек не у кого-то на окладе. Видимо имелось в виду gewerbetreibend (про налоги бред, разумеется, схема совсем другая). Программисты по определению freiberuflich, никаких вопросов с этим нет и никаких «фирм-консультантов» не нужно.

    Денежный перевод внутри страны длится 3 рабочих дня.
    Внутри страны SEPA перевод идет 1 банковский день. 2-3 дня — это по EU.
    За поквартальную выписку оплата 15 евро у Postbank.
    Что такое «поквартальная выписка»? Выписка со счета автоматически создается как минимум раз в месяц (общее требование) и разумеется бесплатна.
    обращение к консультанту банка тоже взимается плата
    Ни разу не сталкивался, это где же такое?
    снять деньги можно в любом банкомате до 5 раз в месяц бесплатно
    Именно с N26 не знаком, но во всех известных мне банках снятие в любых количествах бесплатно.

    Ну а в целом регистрация в качестве freiberuflich занимает примерно полчаса на заполнение и сдачу анкеты. При условии, конечно, что человек понимает, что он читает и заполняет.


    1. saag
      25.09.2018 10:51

      Программисты по определению freiberuflich

      Как это определяется, есть какой то список профессий, где software entwickler — freiberuflich?


      1. bagamut
        25.09.2018 15:32

        Есть список freiberuflich профессий, федеральный суд приравнял программистов к инженерам, если они соответственно выполняют нетривиальные функции и обладают соответствующей квалификацией.


    1. Nikeware
      25.09.2018 11:36

      Именно так и есть. Выписку у многих банков давно уже в электронном виде можно получать. А если у вас за выписку ещё и деньги берут — меняйте банк :-)


      1. MaximChistov
        25.09.2018 13:25

        за бумажную выписку в отделении очень даже могут брать, не пользуешься электронной выпиской — страдай


    1. stasilla
      25.09.2018 11:36

      SEPA по Европе тоже 1 день идет


    1. Drebin893
      25.09.2018 16:08

      Внутри страны SEPA перевод идет 1 банковский день. 2-3 дня — это по EU.


      Сейчас уже вводят постепенно Instant Payments в EU: скоро переводы по всему EU будут приходить за пару секунд. Вроде как с 2019 все банки в EU будут обязаны поддерживать моментальные переводы.
      Это можно было сделать еще 18 лет назад,но это же Европано лучше позже, чем никогда.

      менно с N26 не знаком, но во всех известных мне банках снятие в любых количествах бесплатно.

      Это если карта этого же банка или этой же банковской группы.
      У N26 лимит снятия 3 раза в месяц (или 5 раз если юзаешь счет как основной). Потом €2 за снятие. В супермаркетах снятие бесплатно (они это активно промовируют как замену банкоматам), еще можно перевести на свой же счет в том же Deutsche Bank и снять в банкомате DB бесплатно.

      Но это все равно всё древние века. В 21 веке я хочу 100% акцептанцию карт везде и всюду и вообще не юзать кэш, а онли смартфон (Apple Pay).


  1. 0sya
    25.09.2018 06:12

    Количество мелких и крупных ошибок в вашей статье так велико, что если всё исправлять, то получится новая статья.
    Пару примеров:

    • Selbststandig может не платить пенсионные отчисления в принципе (пока новых законов не приняли), про «три года» — неправда.
    • Они платят полные 45% плюс дополнительные проценты, если доход переваливает за 50 000 евро в год. — полная ерунда. Подоходный налог зависит от суммы годового дохода совсем не так.
    • Медстраховка не "может быть нужна", она обязательна. Правда, при определенных условиях можно быть застрахованым по страховке супруга/супруги.

    и т.д.


    1. Maxim_Andreev
      25.09.2018 08:59

      Selbststandig может не платить пенсионные отчисления в принципе (пока новых законов не приняли), про «три года» — неправда.

      Фиктивные предприниматели (Scheinselbststandige) платят всю социалку по полной)


      1. 0sya
        25.09.2018 09:58
        +1

        Логично, ведь с точки зрения налоговой они предпринимателями не являются.
        Так же как надевший карнавальный костюм полицейского не становится таковым для Вас в действительности.


    1. soymiguel
      25.09.2018 14:03

      полная ерунда. Подоходный налог зависит от суммы годового дохода совсем не так.


      Спасибо, реально корежит от такой трактовки. У меня лично возникает вопрос к компетентности, в первую очередь, Яндекса (да, как коллективного бессознательного), который мурыжит кандидатов чушью про квадратные люки и медведей в Антарктиде, но работники которого, пусть и бывшие, не понимают основ прогрессивной шкалы налогообложения.


  1. andron13
    25.09.2018 08:09

    Статья рассказывает о том чего нет. Если не знаешь страны, языка, то можно платить деньги консультантам. Но зачем, если это можно делать самому? Очень жаль, но вся статья примерно так же — ни о чём.


    1. Maxim_Andreev
      25.09.2018 08:57

      Для общения с налоговой действительно гораздо удобнее нанять налогового консультанта (Steuerberater). Стоит это от 50 € в месяц. Для среднего немецкого фрилансера это меньше, чем его часовая ставка, при этом экономит это существенно больше часа рабочего времени на ежемесячную коммуникацию с налоговой (то же перечисление и возврат НДС).


      1. andron13
        25.09.2018 09:09

        Для общения с налоговой людям не имеющих понятия о налогах стоит нанять специалиста. Для людей, у которых немецкое образование нанимать консультанта не имеет смысла. Налоговый консультант за 50€ в месяц даже не вникает в ваши проблемы. И в итоге помогает просто снять ваши опасения.


        1. Maxim_Andreev
          25.09.2018 10:18
          +1

          Конечно, если у вас немецкое образование в области налогообложения, то нанимать консультанта нет смысла: вы сами можете работать консультантом.
          Либо, если час вашей работы стоит существенно меньше часа бератера, то самостоятельное копание в всех своих входящих и исходящих счетах может сэкономить солидную долю вашего дохода, а может и вовсе выведет ваше предприятие из минуса (но не больше, чем на 50 евро, к сожалению).


          1. andron13
            25.09.2018 10:31
            +1

            Максим. не выдумывайте ничего и не несите бред. Предмет «wirtschafts und sozialkunde» является обязательным в любой немецкой хабзе. И по нему обязательный экзамен, что у ткачей, что у строителей и тем более у информатиков. В нём объястняется административный кодекс, права работников и работодателей, и налоги. Мой препод по этому предмету сказал, что если он узнает, что мы наняли консультанта по налогам для предприятия меньше 5 человек — в жизни руки нам не подаст. Это элементарно всё, как мыть руки перед едой. ТАМ НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ.


            1. amartology
              25.09.2018 10:40

              Предмет «wirtschafts und sozialkunde» является обязательным в любой немецкой хабзе.
              Проблема состоит ровно в том, что довольно много людей переезжает в Германию не учиться, а уже работать, имея российское образование и, соответственно, не имея немецкого.


              1. andron13
                25.09.2018 10:41

                я именно это и сказал в первом комментарии. что тут проблема не в германии, а в отсутствии образования. и всю статью надо назвать «мой кейс», а не «как». потому что есть намного более спокойные пути.


              1. Maxim_Andreev
                25.09.2018 10:56

                Да там на самом деле нет ничего особо сложного. Даже с налоговой декларацией можно разобраться с нуля за один выходной (если знать немецкий, конечно) и потом постепенно совершенствовать знания.
                Другое дело, когда у тебя идёт оборот заказов, тебе нужно в какой-то момент решить, чем ты в своём деле занимаешься: работой по своей специальности или копанием в счетах и оформлением налоговых вычетов.


            1. Maxim_Andreev
              25.09.2018 10:40

              Хорошо, поделитесь опытом: сколько времени у Вас лично отнимает Umsatzsteuervoranmeldung в месяц, и сколько закладываете в калькуляции стоимость часа Вашей работы?


              1. andron13
                25.09.2018 10:43

                t.me/deutschmitandron13 вот здесь я рассказываю о своей жизни. подписывайтесь.


                1. Maxim_Andreev
                  25.09.2018 11:07

                  Сидеть дома и фрилансить я больше не хочу!

                  Неужели экономия 50 евро в месяц и немецкое образование не смогли удержать Ваше предприятие на плаву?
                  Впрочем, Вы опять заставляете меня выдумывать. Я не нашёл в Вашем канале, сколько стоил Ваш час и сколько времени Вы тратили в месяц на Umsatzsteuervoranmeldung? Напишите уже эти две цифры, мы посчитаем сколько Вы на самом деле экономили на бератере и закроем эту тему.


                  1. andron13
                    25.09.2018 11:13

                    я вам пытался намекнуть, что личные вопросы вы задавайте своей жене. здесь обсуждаем статью. а вам я о себе мало того что не должен рассказывать, но и не буду. Kalkulationsschema — забейте в гугл и порешайте задачки.
                    За сим раскланиваюсь. Успехов в работе и личной жизни!


                    1. Maxim_Andreev
                      25.09.2018 11:34

                      Я всего лишь попытался перевести беседу в конструктивное русло после

                      Максим. не выдумывайте ничего и не несите бред.

                      Вы в качестве аргумента против делегирования полномочий в бизнесе выкатили историю как вам учитель (в строительном технаре?) категорически запретил это делать, раньше, чем наймёте себе как минимум 5 ткачей. Простите, но это выглядит неубедительно.
                      Мне учитель труда в школе тоже много чего говорил, но элементарные расчёты показывают, что в любом маломальском деле выгоднее делегировать полномочия профессионалам, а не самому одновременно и прогать, и мастерить себе мебель, и подметать двор.


                      1. andron13
                        25.09.2018 11:35

                        Максим. Всё. Спасибо! Я понял! Простите меня пожалуйста! Я больше не буду!


  1. Nostros
    25.09.2018 08:21

    Кроме freiberuflich существует интересная возможность через uG https://de.m.wikipedia.org/wiki/Unternehmergesellschaft_(haftungsbeschrankt)


  1. jimmyjonezz
    25.09.2018 10:36

    Мне очень интересно читать, особенно про различия в разных сферах: банковской, пенсионной. А кто-нибудь может расписать подробно о процентах по ипотеке, о потребительских кредитах, какие документы нужны и т.д.?


  1. degressor
    25.09.2018 11:16

    Общение с налоговорй сейчас делается онлайн, через www.elster.de и вполне можно самому разобраться.


  1. braincooler
    25.09.2018 11:37
    +1

    У меня 2 счета в разных банках. Никогда за 20 лет не платил за то, что снимаю деньги.
    Никогда за услуги консультанта в банке не надо было платить.
    Виза/Мастер бесплатно.
    Везде плачу карточкой и никогда небыло проблем.
    Freiberufler оформляется за какието минуты вообще.

    Что я делаю не так?


    1. Drebin893
      25.09.2018 16:10

      Везде плачу карточкой и никогда небыло проблем.


      Даже в Spatis, в Donerladen, в кафе? Где же такой чудесный город в Германии?


      1. mgremlin
        25.09.2018 21:08

        На той неделе был во Франкфурте. Единственное место, где мне понадобились наличные — обзорная площадка на башне собора. Рестораны, транспорт, зоопарк, магазины — только карта.

        Вспоминаю, как я был в том же Фра в 90-х годах — и, случалось, платил за всю группу, потому что у меня тогда у единственного была карта, а таксист/продавец/официант отказывался принять купюру say в 100 или 200 марок. А уже в нулевые я вообще не брал наличные в командировки, в которые ездил по нескольку раз в год. Фра, Кельн/Дюссель, Мюнхен.


        1. vanxant
          27.09.2018 04:11

          Контр-пример: Регенсбург, это древний, но небольшой городок в Баварщине. Минут сорок от Мюнхена.
          Там на весь города два места, где принимают карты. Первое — это сетевой В&B отель для дальнобойщиков. И то, у них стоит сетевой аппарат, принимающий карточки. Где вы можете подойти к сенсорному экрану в три часа ночи, забронировать себе койко-место, оплатить карточкой, и вам откроется дверь. Но на ресепшене карточки уже не принимают.
          Второе — это заправка. Ну вы должны знать эти немецкие заправки. Если вам потребовалось там молоко ребенку в неурочное время, или там хоть чего-нибудь пожевать, или там сигарет — вы едете на круглосуточную заправку, потому что всё остальное закрыто. И вот там да, нормально принимают карточки.
          Больше вообще нигде никак во всём городе.


          1. Neusser
            27.09.2018 11:28
            +1

            Да ладно! В альди, лидле, реве и прочих супермаркетах не принимают карточки? В Карштадте не принимают карточки? В Икее не принимают карточки? Я понимаю, что хочется приопустить Германию, но совсем-то на желтый уровень не надо скатываться.


  1. Wisibada
    25.09.2018 11:37
    +2

    Денежный перевод внутри страны длится 3 рабочих дня.

    Неправда. Максимум — следующий день, если после обеда перевод. А если с утра, то часто уже в этот день. Касается не только Германии, но и всего ЕС.


    1. andron13
      25.09.2018 12:08

      зависит от банков. у меня были переводы как и по три дня в этом году. так и за десять минут.


      1. Wisibada
        25.09.2018 12:48

        Из немецкого банка в немецкий банк — три дня? Такое было нормально лет десять назад, но сегодня это нарушение какой-то там директивы ЕС.


    1. Drebin893
      25.09.2018 16:11

      Сейчас уже постепенно начали вводить Instant Payments в EU, скоро переводы будут за секунды доходить по всему EU.


  1. Estee
    25.09.2018 12:24

    В Австрии можно часть расходов на аренду квартиры списать из налогов ИП. В Германии тоже так?


    1. allinne
      25.09.2018 12:42

      Насчёт аренды не уверена, но, например, прямые расходы типа электричества в рабочее время, оборудование рабочего пространства списывается с налогов.


    1. Wisibada
      25.09.2018 12:47

      Можно, если работать из дома. Квартплату (пропорционально площади комнаты-кабинета), расходы на электричество, интернет, телефон. Причем расходы на интернет/телефон можно частично списать, даже если не ИП, а самый обычный работник в офисе, но «интернет дома иногда нужен для работы».


    1. degressor
      25.09.2018 14:19

      Нужно чтобы была отдельная рабочая комната или отделяемое помещение.


  1. AlePil
    25.09.2018 14:32
    +1

    Даже не знаю, что тут инереснее — статья или комментарии.
    Про Германию не буду спорить, пару слов про Италию.
    Открыть ИП способ 1 — посмотреть когда работает налоговая и выбрать код ATECO который хотим открыть. Притопать в налоговую, заполнить пару бланков и спокойно ехать домой. Все Ксли требуется то отправить еще уведомление в Camera di Commercio и по иным инстанциям (зависит от вида деятельности, в указаном в статье случае — ничего не надоо, только Camera) Можно работать сразу. Из налоговой придет письмо с номером Partita Iva. Записываемся во всякие IPREF и спокойно работая собираем все накладные счета и прочее, почитывая законодательство время от времени. Накладных расходов на открытие — примерно 20 евро.
    Способ 2 — Смотрим в округе есть ли studio commercialista, как правило их всегда везде много. Берем со всех превентивы — сколько стоит в год и сколько берет за открытие. Сравниваем, выбираем по цене и… по отзывам знакомых, незнакомых, в интернете… Приходим к бухгалтеру в студию и говорим вот, решил типа вас господа выбрать, хочу открыть то-то и заниматься буду тем-то. Уже бухгалтер думает о кодах, о режимах налоговых и обо всех уведомдениях, а вы идете работать подписав ему документы. Расходы — около 120 евро открытие и от 300 до 1000 евро в год бухгалтер.
    Способ предпочтительнее второй, потому как — 1. обо всех изменениях тебя информируют
    2. все контакты с налоговой и прочим не отвлекают и все ошибки если что- не твои ошибки
    3. самое главное — хороший бухгалтер, не для того, что бы подавать декларацию о доходах и показывать сколько надо платить налогов, сборов и платежи в фонды, хороший бухгалтер подсказывает как делать это правильно, то есть как платить законно меньше, и, если есть возможность, намного меньше)
    вот как-то так


  1. braincooler
    25.09.2018 14:52

    Кстати кому надо услуги бугалтерии + Steuerberater в Берлине обращайтесь в личку :)


  1. RocketVPN
    25.09.2018 18:37

    Консерватизм в Германии есть. А ещё больше его там, где казалось бы всё должно быть на острие прогресса. Когда я был в Калифорнии, то был поражен, что документы частенько факсами отправляют. А тарифы сотовой связи — это просто ужас середины 2000х. Всё правильно система работает и туда никто не лезет. У нас она не работала, поэтому то что строится то сразу уже с инновациями и это весело — узнавать когда Россия где-то впереди даже Америки.
    В Берлине и правда огромные возможности, единственное что лично для меня трудно — это немецкий язык.
    Отличная статья, спасибо!


    1. allinne
      25.09.2018 20:01

      Спасибо Вам :-)
      Вообще, да, статью следовало бы назвать «Мой опыт работы фрилансером в Германии».


  1. yetanothercoder
    25.09.2018 20:37
    -1

    Сколько читаю подобных отчетов о попытках «легального фриланса» за рубежом, все больше удивляюсь — а в каких вообще странах еще кроме РФ и СНГ — низкие налоги для мелких предпринимателей?
    Просто интересно есть ли страны где также 6-7% или хотя бы 10% (или вообще аналог фикс Патентов РФ например).
    По идее это должно быть выгодно почти любой стране для отраслей в которых большой спрос или которые страна хочет развить, но как-то среди развитых стран такая поддержка малого бизнеса не наблюдается, толи потому что они уже очень развиты, то ли консверватизм и бюрократия, то ли еще почему.
    Простой пример — известно что ИТ как отрасль в Германии или скажем Франции исторически и до сих пор еще в зачаточном состоянии, а спрос большой, так почему бы им для мелких ИТ предпринимателей/фрилансеров не ввести аналогичные 6-10% суммарно как у нас? Это привлекло бы в страну немало спецов и помогло отрасли в целом.


    1. Maxim_Andreev
      26.09.2018 00:01

      Так уже вроде разобрались: там по незнанию высокими налогами напугали. У начинающих предпринимателей условия в Германии выгоднее, чем в России. Подоходный налог до определённой суммы в год (сопоставимой с хорошей российской зарплатой) будет 0,0%. Социальные взносы в отличие от России можно не платить.
      ИТ отрасль в Германии вполне себе развита, но по понятным причинам обслуживает прежде всего нужды автомобилестроения и машиностроения. Эти же отрасли оттягивают на себя много высококвалифицированных специалистов, которые в иной ситуации могли бы строчить игрушки под Андроид.