В жизни каждого человека кроме работы, приносящей деньги и занимающей основное время в жизни, должно быть что-то для оставшихся свободных часов (или минут, кому как повезет). Кто-то следуя заветам офисного хита – «каждую пятницу я в …», кто-то в противовес – каждый вечер и выходной день посвящает физическому или духовному совершенствованию. А кто-то, как я к примеру, находит интересным занятия музыкой, в частности — вокалом. Остается немного задуматься – где лежит область пересечения между техногиком, и музыкой? Конечно же где то в районе её записи и воспроизведения!
В данном материале обсудим варианты как можно записывать звук.

При словах «студия звукозаписи» сразу на ум приходят такие картинки:



Но такая студия – удовольствие за гранью разумного для повседневной работы, если вы конечно не Стас Михайлов, или Артур Пирожков, которым по статусу положено. Поэтому рассмотрим, с помощью чего можно записать репетицию практически «с листа», без предварительной расстановки и прогрева оборудования, и на какое качество записи мы при этом можем рассчитывать.

Первый вариант: Собран был мною по принципу «я его слепила из того что было», в попытке сэмулировать студийную запись. В комплект оборудования вошли:
Ноутбук Lenovo Think Pad T61 Аудиокарта Creative E-MU 0204 Микрофон Xing Ma AK-155K
Покупался Б/У специально для данной задачи В комплекте поставки идет софт «MixCraft» По рекомендации продавца, вместо популярного Shure SM58

Кроме основных узлов, еще потребуется некоторое количество кабелей, приличные наушники для контроля записываемого, и очень желательно – микрофонная стойка.

Несмотря на то, что данный комплект вполне работоспособен, он обладает сомнительными характеристиками в части мобильности и легкости настройки. Кроме того оказалось, что для записи ансамбля (то есть источников звука будет не один, а 5-10), потребуется либо 10 динамических микрофонов, либо пара конденсаторных, которые будут стоить ощутимо дороже. В-общем «в поля» данный комплект так ни разу не выехал, оставшись развлечением для домашней записи.

Кстати – для варианта записи себя, с аккомпанементом гитары или синтезатора/пианино, комплект вполне работоспособен: два входа (XLR/TRS и TRS) позволяют подключить пару микрофонов, или один микрофон и один инструмент.

Второй вариант: На самом деле он напрашивается как первый, и обычно именно с него начинают, и им заканчивают, все изыскания на тему записи любительского звука: воспользоваться диктофоном который сейчас есть на любом телефоне.

Во время тестовых записей использовались два смартфона:
Apple iPhone 4S Samsung Note 4
Системный диктофон: 16 bit / 44,1kHz По умолчанию сохраняет в формат *.amr, конвертировано в *.wav Приложение Smart Voice Recorder, настройки по умолчанию: 16 bit / 16kHz, поддерживает до 16 bit / 44,1kHz
Сохраняет в формат *.wav
Аудио iPhone: CLS_Lion sleeps tonight Аудио Note 4: CLS_Мы москвичи
3D спектр, визуализация в WaveLab
3D спектр, визуализация в WaveLab

Основные проблемы такой записи даже не в узости спектра, который захватывает микрофон смартфона, а в том, что этот микрофон не приспособлен для записи удаленных источников.
Это особенно явственно слышно на треке записанном с помощью iPhone, Samsung справился с задачей намного успешнее. На диаграмме четко видно полное отсутствие низкого и высокого диапазона для этих треков, поэтому попытка воспроизведения записи на хорошей аппаратуре может привести к очень неожиданному звучанию.
Также оригинально выглядит отсутствие наполнения диаграммы в средней части диапазона, где уровень звука наибольший. Я могу лишь предположить что это эффект работы алгоритмов AMR, которые вырезают информацию, не воспринимаемую человеческим слухом. Если кто-то может это аргументированно прокомментировать – добавлю update.

Третий вариант: Специализированный аудиорекордер, предназначенный для мобильной записи, часто – в составе фото/видеокамеры, для получения синхронной аудиодорожки высокого качества. Во время репетиций оказались доступны два устройства производства ZOOM: ZOOM H2N и ZOOM H5N
ZOOM H2N ZOOM H5N
10,500… 12.500 руб 15,500… 19,500 руб
Сохраняет в *.wav/ *.mp3. В режиме стерео 16 bit / 44,1kHz… 24 bit / 48kHz Сохраняет в *.wav/ *.mp3, в режиме стерео 16 bit / 44,1kHz… 24 bit / 48kHz
5 встроенных микрофонов 2 встроенных микрофона, 2 входа XLR для дополнительных микрофонов
Аудио H2N: CLS Попурри Диснеевских песен Аудио H5N: CLS Попурри Диснеевских песен
3D спектр, визуализация в WaveLab

3D спектр, визуализация в WaveLab


Кстати, сделать визуализацию я смог благодаря тому, что в комплект приобретенного рекордера ZOOM H5N, входят лицензионные ключи на программы WaveLab LE 8 и Cubase LE от Steinberg. Функционал Cubase я пока не освоил, и многоканальная запись с мастерингом, еще не входит в мои ближайшие планы обучения.
WaveLab же оказался прекрасным инструментом для небольшой доработки аудиофайлов – подрезать лишнее, нормализовать звук, создать визуализацию, все это делается легко и быстро.
На визуализации видно что ZOOM H5N дает более плотную картину записи, с большим количеством пиков в нижней части спектра. Можно ли это оценить на слух – судите сами. Я, после нескольких прослушиваний, с помощью мониторинговых наушников Senheiser HD 280 Pro, могу сделать следующие выводы:
  • Качество записи на H2N точно не хуже чем на H5N;
  • Переизбыток низких частот на записи H5N, очевидно результат использования ветрозащиты из доп комплекта аксессуаров:

    Модель H2N такой «пуховки» не требует, поскольку защита является конструктивной частью рекордера;
  • Качество записи с помощью рекордеров существенно лучше того, что получаем при записи на смартфоны;

По результатам всех проведенных записей и сравнения возможностей рекордеров, лично я для себя сделал некоторые выводы, которыми готов поделиться.

  • Запись музыкальных репетиций на телефонные диктофоны возможна, но нужно очень осторожно подходить к выбору модели телефона, и приложения которое осуществляет запись;
  • Для качественной и быстрой записи вокального ансамбля, лучшим выбором по соотношению цена/качество будет рекордер ZOOM H2N
  • Модель ZOOM H5N, по сравнению с ZOOM H2N, обладает одним существенным преимуществом – возможностью подключить пару дополнительных внешних микрофонов, для записи инструментов или сольных партий; и интересной опцией по замене встроенных микрофонов на другие модели, предоставляемые компанией ZOOM (например направленный микрофон ZOOM SGH6, для использования совместно с видео или фотокамерой);

В записи принимали участие:
репетиционная площадка «ДК Гайдаровец»
а капелла ансамбль «Crazy Little Song»

Послесловие от компании iCover:
Уважаемые читатели, напоминаем, что вы читаете блог компании iCover, место где можно получить хороший совет или экспертизу в мире гаджетов. И, конечно, не забывайте подписываться на нас и мы обещаем — скучно не будет!

Комментарии (16)


  1. silvansky
    09.07.2015 13:39
    +1

    Опытным путём выяснилось, что iPad записывает получше, чем iPhone. Конечно, покупать его чисто для записи — глупость, ведь можно за те же деньги купить H5N + внешние мики, но если он уже имеется в наличии, то можно попробовать.


    1. geran_utran Автор
      09.07.2015 13:46
      +2

      согласен, если планшет уже есть, то вполне можно пользоваться его возможностями.
      Мне еще справедливо указали в личной переписке, что стоит упомянуть про отдельный класс устройств — микрофоны для смартфонов/планшетов, типа вот такого ZOOM iQ5W. Если брать его в дополнение к имеющемуся устройству, может получиться и хорошо и бюджетно.
      Проверить к сожалению не могу, такого оборудования на руках не имею


  1. ExpertOff
    09.07.2015 14:15

    Пробовал записывать на iPad, iPhone 5C, Samsung S4 и прочие бюджетные телефоны на Android. Запись которая велась на iPhone и iPad куда лучше звучала, т.к. на остальных либо не слышно либо шум такой что не понять ничего.


    1. geran_utran Автор
      09.07.2015 14:18
      +1

      штатными приложениями? или какими то апликухами из магазина?
      у нас вот айфон что то совсем не справился…


      1. ExpertOff
        09.07.2015 14:23
        +2

        На iPhone и iPad штатные, на Android штатные + популярные с маркета (бесплатные). Решили что любое качество по сути сойдет для дальнейшего разбора и закрепления (чтобы на следующую репу с пеной у рта не доказывать барабанщику как мы ее играли ранее), хотя все же с «i»-устройств слушать приятнее и понятнее. Ну а для демок есть ноут, внешняя карта и пара микрофонов, ударки в драм-машине.


        1. skvot
          09.07.2015 15:27

          Если вы из Москвы, то могу посоветовать базу, в которой запись репетиции стереопарой (два румовых микрофона) бесплатно включена в стоимость.


      1. TPertenava
        09.07.2015 14:43
        +1

        Я всерьез вопрос не исследовал, но подозреваю, что плохое качество записи на IPhone удаленных/разнонаправленных источников звука вызвано встроенным шумоподавителем IPhone (там несколько микрофонов помимо основного, и из записи программно вычитаются шумы, записанные через вторичные микрофоны, так я это себе представляю). Этим отчасти можно объяснить результат, как возможно и лучшее качество записи на IPad, если там такое шумоподавление не используется.
        Зато на IPhone получается шикарно записывать, например, голос в помещении при съемке любительских Stand-up видео (корреспондент держит телефон в руке и в него говорит).
        Сам пользуюсь Zoom H5, мне кажется при записи ансамбля следовало бы чуть больше внимания уделять расположению устройства (на Вашей записи преобладают мужские голоса, чего на моих не наблюдается), мне кажется тут можно поиграть с точкой съема звука и направлением устройства на источник.


        1. geran_utran Автор
          09.07.2015 14:49
          +2

          Вполне вероятное объяснение.
          По преобладанию мужских голосов, надо было расставляться вокруг рекордера попродуманней. Мы встали примерно на равном расстоянии, и получилось что по мощности звука, задавили высокие голоса. В следующих дублях уже учитывали, уходили глубже.


  1. skvot
    09.07.2015 15:22

    Но при этом вы забываете, что помещение зачастую играет роль куда большую, чем любая применяемая техника.
    Вот вопрос помещения для записи гитар/вокалов в домащних условиях, как и для сведения, я так и не решил. Видимо, тут без студии не обойтись.

    P.S.
    Удовольствие не такое уж и дорогое, вполне реально найти приемлемый вариант за ~600р/час


    1. geran_utran Автор
      09.07.2015 15:46

      Вариант записи совсем уж дома здесь не рассматривался, вряд ли найдутся терпеливые и благодарные соседи, которые будут терпеть репетиционный гвалт.
      Да помещение крайне важно, но для записи репетиции или примерной демки, поиском хорошего акустического помещения можно пренебречь ((с последующим шаманством в аудио-редакторе)). Для качественного демо и тем более какого-то мастера, студия требуется уже без вариантов.


      1. skvot
        09.07.2015 15:56

        Мы дома пишемся, правда для дальнейшего анализа, а не публикации. В плане соседей с домом повезло.
        А поканальная запись реп сейчас много где как услуга предлагается.


  1. Raegdan
    09.07.2015 15:29

    А насколько выделенная звуковая карта улучшает качество оцифровки? Слышал много мнений (правда, не знаю, насколько компетентные люди это писали — потому и спрашиваю), что даже копеечные китайские АЦП / ЦАП давно превзошли точность среднего человеческого уха, и высококачественное звуковое оборудование сводится к высококачественным аналоговым частям — микрофону, динамикам, усилителям…


    1. skvot
      09.07.2015 15:33

      Сильно улучшает. И дело тут не только в качестве АЦП/ЦАП, как минимум — согласованность сопротивлений и отсутствие наводок от оборудования внутри системника.
      Вообще мужики со студий материал для реампинга настоятельно просят писать на дорогие карточки/дибоксы.


    1. neko_nya
      10.07.2015 12:45

      А ещё у отдельной карты бывают разъёмы для микрофона с фантомным питанием, инструментов, ручная регулировка уровней, в общем, они удобнее.
      И да, АЦП-то может и превзошёл, но примитивная (экономная) схема и неграмотная разводка платы могут на раз все испортить.


      1. Virtu-Ghazi
        10.07.2015 13:38

        Поддержу мнение выше. Это примерно как с фотоаппаратами: можно наращивать количество мегапикселей, но если оптика и всё остальное так себе — никакие мегапиксели не спасут.
        Читал однажды, что хороший аудиоинтерфейс не может быть совсем уж мелким, как раз из-за особенностей схемы, разводки и используемой элементной базы — плёночные ёмкости, например, которые больше по размеру, чем керамические, но нелинейных искажений дают меньше (ссылку на то, о чём я читал, не удалось нагуглить, сорри).


    1. retgoat
      13.07.2015 15:28

      Самый важный момент во внешней аппаратной звуковухе — мониторинг. Если карта встроенная, то она будет возвращать звук с задержкой, необходимую как раз на ЦАП/АЦП.
      Оцень неприятно когда ты уже сыграл/спел, а звук пришёл через 5 миллисекунд.
      Конечно, это не играет роли если инструмент акустический (вокал, акустическая гитара, барабаны), но очень мешает когда пишется электрогитара или бас.