Иногда коммунальная квитанция неприятно удивляет получателя: платежи за воду или свет вдруг оказываются непомерно высокими. С тех пор, как в домах появились счетчики, такое происходит реже — но все-таки случается. Причина — в несовершенной системе учета ресурсов, где пользователи должны сами передавать в управляющую компанию показания счетчиков, и это порождает огромное количество ошибок и утерянных данных.

Эту работу может взять на себя система на базе Интернета вещей. Уже есть модели умных счетчиков, которые с нужной регулярностью передают в УК свои показания. А пользователям помогают ежедневно мониторить свою статистику расхода коммунальных благ. Как они работают и в чем сложности во внедрении? Олег Лисютенко, руководитель компании ICBCOM, посвятил этим вопросам свое выступление на конференции «Интернет вещей». Под катом — расшифровка его доклада.



Потери ресурсов в сфере ЖКХ составляют 30-40% для электричества, 10-15% для воды и до 60% — для газа. Это действительно огромные цифры: так, компания Мособлгаз, у которой свыше 700 тыс. клиентов, не может выйти в уверенный плюс, ведь половина поставленного ею газа просто не оплачивается. Это происходит потому, что многие не умеют или не хотят ежемесячно заходить в личный кабинет на сайте и отправлять показания счетчиков. Не работает и система учета показаний через квитанции либо по телефону. Добавим сюда незаконные подключения и неизбежные ошибки при снятии и приеме показаний, и картина становится совсем безрадостной. Все это происходит потому, что компании перекладывают на пользователей снятие показаний, но те вовсе не жаждут этим заниматься.

Если счетчики будут отправлять показания сами, автоматически, это решит проблему. Что говорит по поводу «умных счетчиков» закон?

IoT и закон


В 2017 году вступил Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 N 187-ФЗ». В нем говорится: «Средствами, предназначенными для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак <...> являются криптографические средства защиты». На одной из конференций по ЖКХ представитель Минэнерго РФ сказал о том, что крптографию сегодня обязаны применять все узлы больше 110 киловатт.

Какими будут объемы данных в сфере ЖКХ и подпадут ли они под новый стандарт? В идеале показания счетчиков нужно снимать ежедневно. Только так можно вести качественный балансовый учет, которого так не хватает современному ЖКХ.

В 2019 году нас ждут новые законы в коммунальной сфере. По сообщению ТАСС, Министерство строительства и ЖКХ разрабатывает минимальный стандарт цифровизации городского хозяйства в России. Вероятно, в новом законе будет требование по удаленной передаче данных приборами ЖКХ и по удаленному отключению от сетей должников. И, конечно, прибор должен уметь самостоятельно обновляться. Однако коммунальщики выступили с просьбой отсрочить принятие закона до 2020 года, потому что сейчас индустрия не знает, как ей прийти к цифровой эре.

Чтобы соответствовать новым законам, должны появиться системы верхнего уровня, которые будут отвечать всем требованиям и надежно защищать данные. Но индустрия пока морально не готова к таким новшествам.



Что делать с «глупыми» счетчиками?


В Китае и России уже серийно производятся счетчики, способные отправлять показания по сети. Есть и приборы-«надстройки», которые монтируются на обычные аналоговые счетчики и позволяют включать их в IoT-системы.

Модуль для счетчика газа

Коммуникационный модуль от ICBCOM комбинируется с газовым счетчиком ELSTER BK. Он включает в себя процессор, память и дополнительный коммуникационный модуль; все это работает от батарей. Модуль считывает и передает показания счетчика; есть варианты устройства с разными каналами передачи: LoRaWAN, TCP, UDP.



В Китае производится Gold Card — умный газовый счетчик с коммуникационным модулем NB-IoT. С его помощью можно реализовать интеллектуальный учет и дистанционный мониторинг. На российский рынок пока идет малое количество этих устройств, потому что частоты, на которых работает его модуль, не разрешены для работы на территории России.

Модули для счетчиков воды

Чтобы контролировать расход воды, можно установить на счетчик «умную крышку». Это устройство, в которое встроен модем и контроллер с коммуникациями.



Счетчики электроэнергии

В России производятся счетчики «Меркурий». Их показания можно считывать как с самого прибора на месте эксплуатации, так и удаленно посредством различных типов интерфейсов: например, подключив к счетчику GSM-модем.

В двухфазные и трехфазные счетчики «Аист» встроены сменные модули. Это позволяет использовать в них любой канал связи (ETHERNET, WI-FI, GPRS, 3G, NB-IoT, LoRa) и при необходимости легко менять его. Благодаря встроенным триггерам отключения энергии «Аист» позволяет быстро отключить от сети неплательщиков. Счетчики сертифицированы и внесены в госреестр РФ.



LoRaWAN проти NB IoT


Какой из каналов связи для счетчиков лучше? Масштабное введение LoRaWAN может в будущем обернуться серьезными проблемами для инфраструктуры. Полоса частот в России очень узкая, и если многие компании будут использовать их, возникнет большая конкуренция. Поэтому IoT-решения на LoRaWAN в городах просто перестанут работать. Чтобы этого не случилось, нужно выделять определенные частоты на государственном уровне. Такая система применяется в Беларуси к частотам 4G: государственный оператор выделяет частоты и выдает лицензии на их использование.

У NB IoT нет такой проблемы, поэтому потенциал технологии для коммунальной сферы выше.



Кто должен собирать данные?


Управляющие компании не справляются со сбором данных, а значит, не нужно заставлять их делать эту работу. Вариант, который будет удобен для всех: система находится в облаке, а данные собирают операторы связи. Участники системы ЖКХ в ней займут место пользователей. Необходимо применять протоколы для IoT; тогда возможно будет внедрять смарт-устройства. Сейчас ряд компаний разрабатывают платформы, которые можно использовать для таких проектов.


На этом слайде информация немного устарела: Ростелеком уже не внедряет IoT-платформу, а решение Nokia передано компании МТС.

Вот как может выглядеть работающий пример платформы для системы энергобиллинга (сбор информации об использовании услуг, их тарификация, выставление счетов абонентам, обработка платежей). Она обеспечивает хранение и обработку первичных данных; содержит серверный интерфейс и встроенные технологии аналитики.



В идеале все приложения необходимо написать внутри самой платформы, это отвечает современным требованиям удобства и кибербезопасности. Таких платформ пока еще нет: их предстоит создать к эре массового внедрения умных счетчиков.

Московская конференция по Интернету вещей прошла, впереди — Киев. На конференции 14 ноября IoT-решениям в Украине будет посвящен отдельный блок докладов.

Комментарии (26)


  1. Popadanec
    05.10.2018 11:25
    +1

    Чувствую нас опять ждёт замена счетчиков.
    А всего то нужно прикрутить к личному кабинету автоматический учет на основании пред идущих месяцев. И показания за этот же месяц но прошлого года. Забыл пользователь внести данные, ну и хрен с ним, внесет в следующем, а в этом заплатит плюс минус сто рублей от реального потребления. Вносит данные значительно отличающиеся от пред идущего(средне вычесленного) значения. Показать предупреждение' чтобы перепроверил данные.
    Только недавно столкнулся. Забыл передать данные, одни насчитали по зимнему потреблению, другие бодро отрапортовали что в этом месяце можно не платить. И все дружно отключили автоплатеж по выставленному счету(через сбербанк).


    1. LumberJack
      05.10.2018 13:55

      А всего то нужно прикрутить к личному кабинету автоматический учет на основании пред идущих месяцев

      Мечтайте осторожнее. У нас уже появилось подобное. Правда Энергосбыт за свой счёт поменял счётчики на «умные», но КАК это было сделано…. Не руками явно. Нет, в принципе всё классно. Приборчик по GSM свистит там в куда-то, данные получаются, обсчитываются и в личном кабинете всё отражается, но…. Ящик со счётчиком теперь установлен на опоре, причём расположение дисплея и окошка не совпадают и нужно очень сильно постараться снять показания. Пару месяцев не было начислений вообще. Причина — из клеммной коробки выпали провода на модем. Ну и зимой до опоры по пояс в снегу брести — то ещё удовольствие.


      1. hardegor
        06.10.2018 08:39

        У нас похожие установили в частном секторе лет 5 назад, т.е. на столбе поставили сам счетчик, а на руки выдали пульт с экранчиком на котором можно смотреть показания. Работает без нареканий.


    1. seri0shka
      06.10.2018 11:32

      автоматический учет на основании пред идущих месяцев

      Очень любят в случае каких-либо проблем со счётчиками выстаплять счёт по нормам, которые зачастую превышают реальное потребление в 2...10 раз.


    1. fenst
      06.10.2018 12:34

      Да вообще жизнь же не стоит на месте. Вы, например, телефоны себе меняете периодически и не испытываете от этого недовольства


  1. AlexMih
    05.10.2018 11:25
    +1

    Гремучая смесь функций: возможность удаленного отключения должника, плюс удаленное обновление прошивки. Грузим прошивку с бэкдором, и нажатием кнопки отключаем воду/свет/газ во всей Москве, плюс отключаем обновление прошивки. И бегайте ногами, Мособлгаз, по своим 700 тысячам абонентов.


    1. seri0shka
      06.10.2018 11:36

      И бегайте ногами, Мособлгаз, по своим 700 тысячам абонентов.

      Вы действительно видите так? Скорее 700 тысяч абонентов бегают в Мособлгаз, а Мособлгаз снова в плюсе, взимая плату за подключение и т.д.


  1. InVariable
    05.10.2018 11:30
    +1

    Управляющим организациям (УО) в России, пока невыгодны подобные решения. Сужу по своему опыту — в многоквартирном доме, в котором у меня квартира — установлены АСУД, АСКУЭ, и прочее, но не используются — их обслуживание подразумевает дополнительные траты, либо на стороне УО, либо на стороне потребителя. Ввод в эксплуатацию таких систем для УО, предполагает отказ от «лишних» денег, которые переплачивают потребители-«молчуны» – те, кто, оплачивает норматив не подавая показания.


    1. Popadanec
      05.10.2018 11:45
      +1

      Ну от счётчика на электричество с передачей показаний я бы не отказался. Т.к для частного дома он по закону висит снаружи на столбе, а пробивается к нему зимой сквозь полуметровые сугробы не очень весело. Зато весело в новом доме. Дверка смотрит в забор в 10 см. И чтобы снять показания нужно помимо преодоления сугробов, ещё и зеркало или телескопическая камера. Чувствуешь себя шпионом, подкрадываясь к столбу вечером в потемках с зеркалом в одной руке и камерой в другой.


      1. prs123
        05.10.2018 12:12

        А вот нам поставили счётчики с usb и Ethernet разъемами, но хоть и в инструкции написано, что они для снятия показаний, попадают под пломбу (закрываются ею) и пользоваться ими нельзя


        1. Popadanec
          05.10.2018 12:35

          Та же фигня. Счетчик Меркурий 230. Может работать в составе АСКУЭ. Есть выход ком порта, но под пломбой. И подключится для удалённого снятия показаний нельзя, т.к. боятся что взломают.


          1. prs123
            05.10.2018 12:44

            Вот ей богу не понимаю этой проблемы со «взломом». Что мешает сделать read-only дорожку, диоды еще никто не отменял


      1. natan555
        05.10.2018 21:49

        а вы посмотрите название счетчика. например в Московской области почти повсеместно установлены Матрица с plc модемом. если в вашем случае это так то сетевой компании можно узнать адрес сайта на котором можно смотреть показания счетчика (например для можайского и рузского районов МО — zes-item.ru)


  1. prs123
    05.10.2018 12:14

    А стоимость подключения этих счётчиков к интернету/gsm кто будет оплачивать?
    Боюсь что потребител


    1. Popadanec
      05.10.2018 12:36

      Потребитель вообще все оплачивает, так или иначе.


      1. prs123
        05.10.2018 12:41

        Тогда стоимость обслуживания этих счётчиков будет больше, чем стоимость того что через них "протекает"


  1. sim-dev
    05.10.2018 12:40

    До тех пор, пока на законодательном уровне воровство энергоресурсов будет называться «потерями» или «обще[домовыми] расходами», честному потребителю не видать плюсов от любых счетчиков и от любых тарифных систем — выгоднее быть вором.


    1. AlexMih
      05.10.2018 19:42

      Вором, конечно, быть выгодно, но это пока не поймают. А ловят регулярно, так что не советую.

      И по поводу счетчика не согласен. Взять ту же воду — гораздо выгоднее иметь свой счетчик, и платить за то, что потребляешь, чем без счетчика, действительно, платить по нормам за все утечки в трубопроводах.


      1. anonymous
        06.10.2018 10:58

        При проживании в МКД вам вменят оплату не только вашего собственного потребления, но и «общедового» — дельты между общедомовым счетчиком, и суммой поквартирных. Так то и получается — вор ворует не у поставщика, а у своих соседей.


  1. 61brg
    06.10.2018 10:10

    Обязательность внедрения приборов учёта с возможностью дистанционного съема показаний — очередной попил бала. Считаю, что подобные приборы сугубо нишевое решение и только сам владелец жилой недвижимости должен решать каким видом прибора ему пользоваться
    Поясняю
    1. В настоящий момент нет проблем со съемом показаний, а все, кто утверждает обратное – выдают желаемое за действительной
    Причины:
    — передача показаний индивидуальных приборов учёта – это право, а не обязанность жильца см Постановление Правиельтва РФ № 354. Если показания не переданы, то начисление платы в первые 3 месяца происходит по среднему, а потом по нормативу с повышающим коэффициентом. А норматив с коэффициентами такой, что голова кружиться начинает. Хочешь –не хочешь, а показания передавать начнёшь.
    — что бы показания не терялись и гражданин всегда мог доказать, что они таки передал показания есть ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru). Если Управляющая компания умудряется потерять показания, переданные через государственную систему, то кто даст гарантии, что она не потеряет показания, переданные любым другим способом?
    2. У подавляющего большинства жильцов счётчики уже установлены. Что-то другое туда ставить это материальные затраты и порой существенные:
    — Если радио, то насколько хватит батареек (полаю, что лет на 6 должно хватать) или как тянуть кабель питания.
    -Если кабель, то как этот кабель протянуть “без соплей” при уже сделанном ремонте.
    — Кто заплатит за электронику сбора показаний? Ресурсовики? Ну да, только они сначала эти затраты в тарифы заложат. Т.е. за эту блажь будем платить всё-таки мы.
    3. Не решён вопрос о том, как будет проходить поверку счётчик с модулем дистанционной передачи показаний. Надо поверять или не надо поверять электронную часть. Сколько это будет стоить? Например, сейчас счётчик (вода, электричество) проще выкинуть и купить новый, т.к. это и дешевле, и быстрее, чем поверка.
    4. Прежде, чем говорить о внедрении дистанционного снятия показаний индивидуальных приборов учёта, надо сначала внедрить дистанционное снятие показаний с общедомовых приборов учёта.

    А теперь о том, кто должен собирать данные. Данные должно собирать государство в лице ГИС ЖКХ. Уже сейчас УК и (или) РСО предоставляющие коммунальные услуги обязаны размещать в ГИС ЖКХ показания индивидуальных приборов учёта вне зависимости от того, как они были получены.
    Разработчик ГИС ЖКХ напишет очередной сервис для приёма показаний от умного счётчика, а разработчик модуля для счётчика сделает клиента для этого сервиса. И всё. И у управляшки голова болеть не будет о том, как показания попали в ГИС ЖКХ, чьё ей оборудование купить, сколько это будет стоить и где взять денег.
    Управляшки уже больше года как работают с ГИС ЖКХ и все необходимые доработки уже были сделаны (а кто не сдала – должен страдать от ст. 13.19.2 КоАП РФ)
    А я как потребитель коммунальной услуги сам выберу – передавать показания ручками или установить себе умный счётчик.


    1. Popadanec
      06.10.2018 19:38

      Спасибо, не знал про существование ГИС ЖКХ. Данные передавал через их собственные сайты с ЛК(Газ, вода, свет). Сайты у них сделаны по одному шаблону и шаблонно периодически падают(в период передачи показаний). Горводоканал лишь недавно сделали свой сайт, до этого принимали или по телефону(по которому еще дозвониться нужно было), позже был добавлен способ через электронную почту(буквально пару лет назад).
      А так свел все счета в один кабинет и сразу видны технические проблемы. У двух из трех показания устарели от месяца до двух. Из них у одного два активных прибора учета(старый и новый). Который не виден если зайти в ЛК напрямую(газпром). Направил обращение, посмотрим на реакцию.
      Ну и данные об оплате частично не отображаются. А у «света» 20 отрицательных киловатт за май. :-)


      1. 61brg
        07.10.2018 06:45

        Есть толок один минус. ГИС ЖКХ не даёт пилить бабло и из-за этого все, начиная от управляшки и заканчивая региональным жилнадзором, пытаются ей саботировать.


  1. Popadanec
    06.10.2018 19:38

    del


  1. sguslya
    07.10.2018 21:55

    Я вот тут осторожно уточню, каким тут местом IOT к теме этой статьи?
    Почему банальную автоматику, все гордо именуют интернетом вещей?


  1. hobogene
    08.10.2018 09:09

    Масштабное введение LoRaWAN может в будущем обернуться серьезными проблемами для инфраструктуры. Полоса частот в России очень узкая, и если многие компании будут использовать их, возникнет большая конкуренция. Поэтому IoT-решения на LoRaWAN в городах просто перестанут работать.


    В прошлом месяце добавили 2 МГц.


  1. SatyrB
    08.10.2018 09:11

    Выскажу свое мнение. Сначала учет, затем контроль, затем соцнорма, чтобы содрать с платежеспособного населения побольше. Учет точно необходим для предприятий. Имеет смысл учет водоресурса, которое тратит население, все-таки чистой воды на планете становится все меньше. Но поточечный учет электроэнергии в ЖКХ — это больше зло. На бытовые нужды в России уходит всего несколько процентов от промышленного потребления (к сожалению, не помню, где прочитал, ссылок привести не могу). Стоимость собственно электроэнергии в тарифе относительно невелика, а основную долю занимают расходы на инфраструктурную составляющую и (внезапно!) учет. Для такой структуры расходов более естественно применять статистически обоснованный норматив потребления и ограничители мощности на конечных линиях. Плюсы:
    1) Существенная экономия расходов на учет, возможность смягчить пресловутое перекрестное субсидирование.
    2) Устранение из электрической цепи такой лишней точки отказа, как счетчик, по большому счету бесполезного для ее функционирования, и по существующим законам способного крупно подставить своего владельца.
    3) Исчезновение воровства электроэнергии и повышение собираемости платежей. Счетчики и постоянно растущая цена киловатта, наоборот, стимулируют воровство.
    4) Малоимущее население перестанет зажимать себя в бытовых благах. Часто приводимый аргумент против нормативной системы, что она стимулирует излишнее потребление, в целом несостоятелен, а экономить на комфорте это экономить на здоровье.
    5) Платить фиксированную сумму удобнее, проще планировать бюджет, гарантированное отсутствие сюрпризов в платежке от поставщика ресурса.
    Из минусов: тем, кто потребляет мало, придется платить немного больше. Также норматив могут принять, так скажем, не статистически обоснованным, а с учетом доли потерь и воровства в структуре ЖКХ. В некоторых регионах тарифы вообще устанавливаются по принципу границы платежеспособности населения. Так что итоговая цена норматива может оказаться довольно большой. Но это уже местные политические особенности.