Часть I
Часть II
Часть III
Пишем brainfuck на TurboAssembler'e.
Добавим вывод массива data_arr («ленту» машины Тьюринга) на экран.
Напишем программу, выводящую на экран элементы произвольного массива посредством функции 09h прерывания 21h.
На экране мы увидим ascii-коды массива data_arr DB 1,0,2,0,3,0,4,0,5,0,6,0,7,'$'
Для того, чтобы представить элементы массива в виде чисел, будем использовать опрератор div.
Команда div ЧИСЛО делит регистр AX на ЧИСЛО и помещает целую часть от деления в AL, а остаток от деления в AH (ЧИСЛОМ может быть либо область памяти, либо регистр общего назначения)
Выведем 1ый и 2ой элементы массива
Для того, чтобы вывести все элементы массива, будем использовать команду loop.
Поместим в регистр CX количество тактов, равное количеству элементов массива и на каждом такте будем прибавлять единицу к индексу массива i.
Далее, добавим цикл, отображающий элементы массива в виде чисел, в основную программу.
Теперь HelloWorld выглядит так
Поскольку мы не обрабатываем числа больше 99, то число 100 отображается некорректно, остальные числа отображаются корректно.
Для обработки вложенных скобок будем открывающие скобки помещать в стэк, а закрывающие извлекать из стека.
Напишем простую программу работы со стеком на Паскале.
Взял отсюда.
Проверить можно здесь или здесь.
Изменим процедуру push так, чтобы при size равном нулю мы получали ссылку на первый элемент.
Добавим «стэк» в основную программу.
ideone.com
Если мы встречаем открывающую скобку, то просто помещаем её адрес в стэк, когда мы встречаем закрывающую скобку, то извлекаем её адрес из стека, если при этом значение в текущей ячейке больше нуля, то возвращаемся на открывающую скобку.
Пример использования нормального/«стандартного» стэка показан в программе bf51_stack.pas
«Добавим» стэк к основной ассемблерной программе
Ссылка на github.
Часть II
Часть III
Пишем brainfuck на TurboAssembler'e.
Добавим вывод массива data_arr («ленту» машины Тьюринга) на экран.
Напишем программу, выводящую на экран элементы произвольного массива посредством функции 09h прерывания 21h.
.model tiny ; ascii-decoder.asm
jumps
.data
data_arr DB 1,0,2,0,3,0,4,0,5,0,6,0,7,'$' ; данные
.code
ORG 100h
start:
;Подготовим все необходимое
mov AX, @data ; настраиваем сегмент данных
mov DS,AX
;;;;;;;;;;;;;;;;
MOV AH,2 ; переходим на новую строку
MOV DL,0Ah
INT 21h
mov dx,offset data_arr ; указатель на массив символов
mov ah,09h ; вывести строку
int 21h
;;;;;;;;;;
MOV AH,2 ; переходим на новую строку
MOV DL,0Ah
INT 21h
mov AX, 4c00h ; завершение программы
int 21h
end start
На экране мы увидим ascii-коды массива data_arr DB 1,0,2,0,3,0,4,0,5,0,6,0,7,'$'
Для того, чтобы представить элементы массива в виде чисел, будем использовать опрератор div.
Команда div ЧИСЛО делит регистр AX на ЧИСЛО и помещает целую часть от деления в AL, а остаток от деления в AH (ЧИСЛОМ может быть либо область памяти, либо регистр общего назначения)
Выведем 1ый и 2ой элементы массива
.model tiny ; ascii-decoder.asm
jumps
.data
data_arr DB 10,12,0,0,0,0,0,0,0,0,'$' ; данные
.code
ORG 100h
start:
;Подготовим все необходимое
mov AX, @data ; настраиваем сегмент данных
mov DS,AX
;;;;;;;;;;;;;;;;
MOV AH,2 ; переходим на новую строку
MOV DL,0Ah
INT 21h
;mov dx,offset data_arr ; указатель на массив символов
;mov ah,09h ; вывести строку
;int 21h
;;выводим перое число
sub AH, AH ; обнуляем AH
mov AL, data_arr ; делимое
mov BL, 10 ; делитель
div BL ; теперь в AL=десятки, в AH=единицы
mov BX,AX
add BX,3030h
mov AH,2 ; функция вывода символа прерывания 21h
mov DL,BL ; выводим старший разряд
int 21h
mov DL, BH ; выводим младший разряд
int 21h
;выводим второе число
sub AH, AH ; обнуляем AH
mov AL, data_arr+1 ; делимое
mov BL, 10 ; делитель
div BL ; теперь в AL=десятки, в AH=единицы
mov BX,AX
add BX,3030h
mov AH,2 ; функция вывода символа прерывания 21h
mov DL,BL ; выводим старший разряд
int 21h
mov DL, BH ; выводим младший разряд
int 21h
;;;;;;;;;;
MOV AH,2 ; переходим на новую строку
MOV DL,0Ah
INT 21h
mov AX, 4c00h ; завершение программы
int 21h
end start
Для того, чтобы вывести все элементы массива, будем использовать команду loop.
Поместим в регистр CX количество тактов, равное количеству элементов массива и на каждом такте будем прибавлять единицу к индексу массива i.
.model tiny ; ascii-decoder1.asm
jumps
.data
data_arr DB 3,5,6,7,0,11,12,13,0,20,'$' ; данные
i DB 0,'$'
.code
ORG 100h
start:
;Подготовим все необходимое
mov AX, @data ; настраиваем сегмент данных
mov DS,AX
;;;;;;;;;;;;;;;;
MOV AH,2 ; переходим на новую строку
MOV DL,0Ah
INT 21h
;mov dx,offset data_arr ; указатель на массив символов
;mov ah,09h ; вывести строку
;int 21h
mov CX, 0Ah
_prev:
;;выводим число
; mov BL,i
sub AH, AH ; обнуляем AH
mov AL, data_arr[BX] ; делимое
mov BL, 10 ; делитель
div BL ; теперь в AL=десятки, в AH=единицы
mov BX,AX
add BX,3030h
mov AH,2 ; функция вывода символа прерывания 21h
mov DL,BL ; выводим старший разряд
int 21h
mov DL, BH ; выводим младший разряд
int 21h
; выводим пустой символ
sub DL, DL
int 21h
;;;
sub BX,BX
inc i ; увеличиваем счётчик
mov BL, i
loop _prev
;;;;;;;;;;
MOV AH,2 ; переходим на новую строку
MOV DL,0Ah
INT 21h
mov AX, 4c00h ; завершение программы
int 21h
end start
Далее, добавим цикл, отображающий элементы массива в виде чисел, в основную программу.
.model tiny
jumps
.data
str_arr DB 256h DUP('$')
data_arr DB 0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,'$'
i DB 0,'$'
j DB 0,'$'
i_stor DB 0,'$'
.code
ORG 100h
start:
mov AX, @data
mov DS,AX
;;;
mov ah, 3fh
mov cx, 100h
mov dx,OFFSET str_arr
int 21h
;;;
mov DL, str_arr
prev:
cmp DL, 24h
je exit_loop
cmp DL, 2Bh
jne next
mov BL, j
inc data_arr[BX]
next:
cmp DL, 2Dh
jne next1
mov BL, j
dec data_arr[BX]
next1:
cmp DL, 3Eh
jne next2
inc j
next2:
cmp DL, 3Ch
jne next3
dec j
next3:
cmp DL, 2Eh
jne next4
mov AH,2
mov BL, j
mov DL, data_arr[BX]
int 21h
next4:
cmp DL, 5Bh
jne next5
;mov BL, j
;mov DL, data_arr[BX]
;cmp DL, 00
;jz next5
mov DL, i
mov i_stor, Dl
next5:
cmp DL, 5Dh
jne next6
mov BL, j
mov DL, data_arr[BX]
cmp DL, 00
jz next6
mov DL, i_stor
mov i, DL
next6:
inc i
mov BL, i
mov DL, str_arr[BX]
; loop prev
jmp prev
exit_loop:
;;;;;;;;;;;;;;;;
MOV AH,2 ; новая строка
MOV DL,0Ah ; новая строка
INT 21h ; новая строка
; output data_arr
mov CX, 0Ah ; 10 тактов
sub AL,AL ; обнуляем AL
mov i, AL ; обнуляем счётчик
sub BX,BX ; обнуляем BX
_prev:
; incorrect 1st element
sub AH, AH ; обнуляем AH
mov AL, data_arr[BX] ; делимое
;mov AL, data_arr+1
mov BL, 10 ; делитель
div BL ; частное AL=десятки и AH=единицы
mov BX,AX
add BX,3030h
mov AH,2 ; функция вывода 2 прерывания 21h
mov DL,BL ; выводим десятки
int 21h
mov DL, BH ; выводим единицы
int 21h
; выводим пробел (пустой символ)
sub DL, DL
int 21h
;;;
sub BX,BX
inc i ; увеличиваем индекс массива
mov BL, i
loop _prev
;;;;;;;;;;
MOV AH,2 ; новая строка
MOV DL,0Ah ; новая строка
INT 21h ; новая строка
mov AX, 4c00h ; завершение программы
int 21h
end start
Теперь HelloWorld выглядит так
Поскольку мы не обрабатываем числа больше 99, то число 100 отображается некорректно, остальные числа отображаются корректно.
Вложенные скобки
Для обработки вложенных скобок будем открывающие скобки помещать в стэк, а закрывающие извлекать из стека.
Напишем простую программу работы со стеком на Паскале.
var
a : array[1..10] of integer;
size : integer;
procedure push(c : integer);
begin
size := size + 1;
a[size] := c;
end;
procedure pop;
begin
size := size - 1;
end;
begin
size := 0;
Push(1);
writeln(a[size]);
Push(2);
writeln(a[size]);
Push(3);
writeln(a[size]);
Pop();
writeln(a[size]);
Pop();
writeln(a[size]);
end.
Взял отсюда.
Проверить можно здесь или здесь.
Изменим процедуру push так, чтобы при size равном нулю мы получали ссылку на первый элемент.
procedure push(c : integer);
begin
a[size+1] := c;
size := size + 1;
end;
Добавим «стэк» в основную программу.
Program bf5_stack;
LABEL prev,next;
var
a : array[1..10] of integer;
size : integer;
data_arr:array[1..10] of integer; // массив данных
str_arr: string; // команды
i,j,k: integer; // индексы строки и массива
i_stor: integer;
//Stack
procedure push(c : integer);
begin
a[size+1] := c;
size := size + 1;
end;
procedure pop;
begin
size := size - 1;
end;
{---------------------------------------------------}
begin
j:=1; // нумерация элементов массива начинается с единицы
i:=1;
size := 0; {Изначально стек пуст}
//readln(str_arr); //считываем строку
//str_arr:='+++[>+++[>+<-]<-]'; // 3*3=9
str_arr:='+++[> +++[>+++[>+<-]<-] <-]'; //3^3=27;
prev:
if i>length(str_arr) then goto next;
if (str_arr[i]='+') then data_arr[j]:= data_arr[j]+1;
if (str_arr[i]='-') then data_arr[j]:= data_arr[j]-1;
if (str_arr[i]='>') then j:=j+1;
if (str_arr[i]='<') then j:=j-1;
if (str_arr[i]='.') then write(chr(data_arr[j]));
// скобки
if (str_arr[i]='[') then Push(i);
if (str_arr[i]=']') then
begin
Pop();
if (data_arr[j]>0) then
begin
i := a[size+1];
goto prev;
end;
end;
i:=i+1;
goto prev;
next:
for k:=1 to 10 do begin
write(data_arr[k]);
write(' ');
end;
end.
ideone.com
Если мы встречаем открывающую скобку, то просто помещаем её адрес в стэк, когда мы встречаем закрывающую скобку, то извлекаем её адрес из стека, если при этом значение в текущей ячейке больше нуля, то возвращаемся на открывающую скобку.
Пример использования нормального/«стандартного» стэка показан в программе bf51_stack.pas
«Добавим» стэк к основной ассемблерной программе
.model tiny ; bf7_stack_decoder.asm
jumps
.data
str_arr DB 256h DUP('$') ; буфер на 256 символов
data_arr DB 0,0,0,0,0,0,0,0,0,0,'$' ; данные
i DB 0,'$' ;индекс элемента массива команд
j DB 0,'$' ;индекс элемента массива данных
i_stor DB 0,'$'
.code
ORG 100h
start:
;Подготовим все необходимое
mov AX,@data ; настраиваем сегмент данных
mov DS,AX
;;;
mov ah, 3fh ; функция ввода
mov cx, 100h ; 256 символов
mov dx,OFFSET str_arr
int 21h
;;;
mov DL, str_arr ; загружаем в DL 1ую команду
;mov CX, 100h ; 256 тактов
prev:
cmp DL, 24h ; символ '$'
je exit_loop
cmp DL, 2Bh ; ячейка содержит +
jne next ; нет, переходим на метку next
mov BL, j ; загружаем в BL индекс данных
inc data_arr[BX] ; да, увеличиваем значение в ячейке на 1
next:
cmp DL, 2Dh ; ячейка содержит -
jne next1 ; нет, переходим на метку next1
mov BL, j
dec data_arr[BX] ;BX, но не Bl
next1:
cmp DL, 3Eh ; ячейка содержит >
jne next2 ; нет, переходим на метку next2
inc j ; да, переходим на следующий элемент массива data_arr
next2:
cmp DL, 3Ch ; ячейка содержит <
jne next3 ; нет, переходим на метку next3
dec j ; да, переходим на предыдущий элемент массива data_arr
next3:
cmp DL, 2Eh ; ячейка содержит .
jne next4 ; нет, переходим на метку next4
mov AH,2 ; да, выводим содержимое ячейки
mov BL, j
mov DL, data_arr[BX]
int 21h
next4:
cmp DL, 5Bh ; ячейка содержит [
jne next5 ; нет, переходим на метку next5
;sub DX,DX
mov AL, i ; иначе загружаем
push AX
next5:
cmp DL, 5Dh ; ячейка содержит ]
jne next6 ; нет, переходим на метку next6
sub AX,AX
pop AX
mov BL, j
mov DL, data_arr[BX]
cmp DL, 00 ; да, проверяем текущий элемент data_arr на ноль
jz next6 ; если ноль, прыгаем дальше
mov i, AL ; в i_stor значение переменной i
mov BL, i
mov DL, str_arr[BX]
jmp prev
next6:
inc i ; переходим к следующей команде
mov BL, i
mov DL, str_arr[BX]
jmp prev
exit_loop:
;Выод ascii-символов чисел
MOV AH,2 ; новая строка
MOV DL,0Ah ; новая строка
INT 21h ; новая строка
; output data_arr
mov CX, 0Ah ; 10 тактов
sub AL,AL ; обнуляем AL
mov i, AL ; обнуляем счётчик
sub BX,BX ; обнуляем BX
_prev:
; incorrect 1st element
sub AH, AH ; обнуляем AH
mov AL, data_arr[BX] ; делимое
;mov AL, data_arr+1
mov BL, 10 ; делитель
div BL ; частное AL=десятки и AH=единицы
mov BX,AX
add BX,3030h
mov AH,2 ; функция вывода 2 прерывания 21h
mov DL,BL ; выводим десятки
int 21h
mov DL, BH ; выводим единицы
int 21h
; выводим пробел (пустой символ)
sub DL, DL
int 21h
;;;
sub BX,BX
inc i ; увеличиваем индекс массива
mov BL, i
loop _prev
;;;;;;;;;;
MOV AH,2 ; новая строка
MOV DL,0Ah ; новая строка
INT 21h ; новая строка
;;;;;;;;;;;;;;;
mov AX, 4c00h ; завершение программы
int 21h
END start
Ссылка на github.
Комментарии (5)
kloppspb
19.10.2018 02:46.model tiny
; ...
mov AX,@data ; настраиваем сегмент данных
mov DS,AX
Вы точно понимаете что делаете?
Zagrebelion
ascii код 0x07 не увидишь, а скорее услышишь...