В предыдущей статье о том, что такое DMS и как позиционировать ее внедрение в дилерской сети, состоящей из самостоятельных игроков бизнеса, мы уже затронули ряд вопросов, как правильно определить проект перед бизнесом и сетью партнеров.

Мы выработали пять основных тезисов, которые формируют нашу цель!

Напомню:

  • Быстрая имплементации единой методологии (стандарта) по быстрому выводу на рынок продуктов и услуг компании и их реализации;
  • Автоматизация Пути Клиента и MOT для бесшовной передачи Клиента от этапа подогревания его интереса к продукту до продажи и обслуживания;
  • Обеспечение партнерской сети всей необходимой информацией и минимизация ошибок при передаче данной информации, с высокой степенью безопасности;
  • Обеспечение рентабельности партнерских предприятий путем стандартизации процессов работы сети на базе лучших решений в области автоматизации бизнеса;
  • Упрощение интеграции нового персонала партнеров и методологическое сопровождение на всех этапах работы с продуктами и сервисами

Замечательно!

Дело за малым?

И тут мы часто вспоминали старый анекдот…
В диком лесу звери повадились обижать мышей. И вот собрались мыши на совет.
— Что будем делать, граждане мыши? – спросил староста
Все молчат. Идей никаких. Тишина. Вдруг один мыш предлагает:
— Давайте спросим мудрую сову!? –
Ито хорошо. Пошли к сове. Так, мол, и так, сова, обижают нас. Что делать?
Сова, недолго думая:
— Вам, ребята, надо стать ежиками. Чтобы никто не мог и пальцем вас тронуть!
Ну мыши кричат «Браво Сова!». Радуются. Вдруг тот самый инициативный мыш спрашивает:
— Сова, а как нам стать ежиками?
На что сова, многозначительно насупив брови, отвечает:
— Ребята, я – стратег! А вся эта тактическая ерунда меня мало интересует!

В данном очерке, я бы хотел рассказать, какие критерии необходимо выбрать для ответа на вопрос: Какая система станет DMS? или как «мышам превратиться в ежиков».

Погнали, ребята!

СТАТЬЯ 2. Как выбрать решение?


Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего понять, чего хочет Клиент? А в данном случае у нас их целых два: Представительство, которое хочет управлять, и Партнеры, которые хотят иметь комплементарный набор инструментов, обеспечивающих полную поддержку их бизнеса.

Поэтому, в первую очередь надо определить тот функциональный периметр, которому потенциальный кандидат DMS должен соответствовать. Это сложная, не тривиальная задача, требующая длительного, скрупулёзного анализа и совместной работы как Представительства, так и Сети. Более того, решение данной задачи всегда носит характер коммерческой тайны компании, т.к. отражает ее стратегию развития. По этим соображениям я опущу детали описания, но скажу лишь, что в нашем продукте оно состояло из более чем 400 functional points, каждый из которых являлся частью методологии работы дилеров с продуктами и сервисами.

Только при максимальном приближении к этому описанию система может рассматриваться как кандидат на роль DMS-системы. И, конечно, эта система должна иметь возможность «догнать» это соответствие до 100% в приемлемый для бизнеса промежуток времени.

Бизнес-ракурсы, в которых необходимо рассматривать функциональный периметр, следующие:

• CRM (взаимоотношения с клиентами, операционные контакты, холодные контакты)
• Продажи частным и юридическим лицам
• Корпоративные продажи
• Продажи подержанных продуктов (если бизнес предполагает работу с ними)
• Финансовые услуги
• Сервисное обслуживание
• Складской учет
• Базовые бухгалтерские операции (касса, р\с)
• Отчетность
• Интеграционный блок с внешними системами и сервисами

Таким образом, первый критерий можно с уверенностью определить, как: Максимальное функциональное соответствие кандидата методологии Представительства, с учетом специфик и ожиданий Партнеров.

Но просто функционального покрытия недостаточно для успеха мероприятия.

Ведь мы планируем внедрять решение на географически и методологически диверсифицированной области. Если взять, например, Россию, то становится очевидным, что независимые контрагенты способны и должны выбирать оптимальные модели учета. Это может быть и разделение бизнеса на самостоятельные юридические лица с разными правилами налогового учета. Это может быть оптимизация складов и учет материалов, используя различные учетные модели (FIFO, LIFO, PMP), в зависимости от размера складских пространств и номенклатуры. Это может быть разный функциональный состав, в зависимости от того, какие направления бизнеса поддерживает партнер. И т.д.

Поэтому важной компонентой системы-кандидата DMS является ее гибкость.

Второй критерий, который мы с уверенностью можем зафиксировать – это гибкость и адаптивность системы DMS к разным бизнес-моделям партнеров.

Кроме этого, мы с вами понимаем, что география внедрения и использования DMS решения, зачастую, охватывает не только отдельные регионы, но и Страну, и даже международные альянсы (например, CIS). И в этом случае всегда встает вопрос многоязыковой поддержки и консистентной поддержки конечных пользователей. Вопрос поддержки конечных пользователей – это сложная тема, которой я планирую посвятить отдельную статью в рамках данной серии. Но, что важно упомянуть уже сейчас – поддержка должна быть мультиязычной и охватывать все временные зоны, в которых работает дилерская сеть.

Исходя из вышесказанного, третий критерий выбора кандидата в DMS – это локализация решения и география присутствия поддержки.

Отдельное внимание я бы хотел также уделить такому вопросу, как архитектура решения. А именно, облачным и локальным решениям, которые сейчас в достаточном количестве представлены на рынке. Причем, рассмотреть архитектуру не только с технической точки зрения, но и с точки зрения бизнеса. В таблице ниже представлены общие характеристики системы и их важности по 10-ти бальной шкале — Фактор Приоритета.



Когда мы, 7 лет назад, задали этот вопрос сети, то получили однозначный ответ: «Базы должны быть у нас!(дилеров)». Чем было обусловлено такое настойчивое желание?

  1. Мои клиенты – моя база!
  2. Внутренняя не готовность инфраструктур как самих дилеров, так и провайдеров
  3. предоставлять устойчивый cloud-сервис.

С тех пор многое изменилось. Дилеры поняли, что целостность и прозрачность базы – это основа бесшовной коммуникации с клиентом. И, более того, только комплексными методами работы с этой базой можно выстраивать грамотный Customer Journey, в центре которого находится Клиентский опыт!

Техническая же сторона вопроса также претерпела существенные улучшения: коммуникационные каналы стали шире, надежней, доступней. Современные дата-центры представляют полный спектр услуг по виртуализации серверных мощностей, с минимальным\максимальным down\up-time режимами.

Поэтому сегодня эффективная имплементация DMS-решений в мире базируется именно на облачных решениях.

Четвертый критерий принятия решения о выборе кандидата DMS-системы – именно его архитектурная гибкость! Даже если сегодня ваша сеть не готова «уйти в облака», то в ближайшем будущем это станет ее архитектурным стандартом. Поэтому система должна быть способна работать как в локальных data-stores дилеров, так и легко мигрировать в облачные дата-центры.

А что же дилеры?

Я уже говорил в предыдущих статьях, что наша дилерская сеть состоит из самостоятельных игроков бизнеса, годовой товарооборот которых, порой, соизмерим с компанией-представительством. Поэтому нельзя снимать со счетов их экспертизу в области построения своих эффективных сетей и систем по их управлению.

Спросите ваших дилеров, что они используют в настоящий момент! Создайте DMS-коммьюнити внутри сети. Проведите анализ действующих решений, и, я уверен, это будет самым полезным мероприятием в отборе DMS-кандидата.

К слову говоря, после такого анализа мы обнаружили, что 100% дилерской сети использует одну платформу по автоматизации своих решений (1С) и более 50% используют единое коробочное отраслевое или адаптированное решение этого же производителя, что стало в дальнейшем одним из решающих факторов в принятии решения о выборе.

Таким образом мы с вами сформировали Пятый критерий выбора DMS-системы — это текущая система\платформа, которой пользуется дилерская сеть!

И под финал хотел бы обратить внимание на такой важный вопрос (критерий), как стоимость DMS.

Она всегда складывается из нескольких компонент:

  1. Фактическая стоимость решения из коробки
  2. Стоимость доведения до ума, т.е. до того функционального MPV, с которым Представитель будет готов идти в сеть
  3. Стоимость лицензий и «коробок», которые необходимо будет использовать для внутренних нужд Представительства и для целей пилотирования у Дилеров
  4. Стоимость ежемесячной поддержки, которая будет обеспечивать стабильную работу Центральной DMS, DMS дилеров и их обмен данными
  5. Стоимость всех необходимых расходов, связанных с имплементацией инфраструктуры
  6. Средняя стоимость услуг по доработке эволюций системы и проведения рефакторинга

Подытожим наши выводы.

Критерии, необходимые для принятия решения о выборе кандидата DMS, должны быть следующие:

  • Максимальное функциональное соответствие кандидата методологии Представительства, с учетом специфик и ожиданий Партнеров.
  • Гибкость и адаптивность системы DMS к разным бизнес-моделям партнеров
  • Простая локализация решения и широкая география присутствия поддержки
  • Архитектурная гибкость будущей DMS
  • Текущая система\платформа, которой пользуется дилерская сеть
  • Стоимость решения

В следующих статьях по данной тематике я опишу стратегию внедрения, пилотирования и поддержки.

Буду рад помочь и получить обратную связь. И да прибудет с вами сила!

Комментарии (18)


  1. gennayo
    19.11.2018 22:29

    Не очень понятно, о каких именно сетях идёт речь, автодилеры или что-то другое?


  1. AntonMalanov Автор
    19.11.2018 22:43

    Любая дилерская сеть независимых Партнеров работает по этим законам. В частности в данной статье база построена на автодилерах.


    1. gennayo
      20.11.2018 08:41

      Я так и предполагал :) Жду следующих статей с конкретикой, чтобы отправить ссылку заинтересованным людям.


      1. AntonMalanov Автор
        20.11.2018 13:56

        Добрый день! Помогите мне, пожалуйста :) По какому ракурсу данного материла Вы бы хотели конкретики?


        1. gennayo
          20.11.2018 14:52

          В дальнейших статьях будут практические кейсы?


          1. AntonMalanov Автор
            20.11.2018 15:29

            Тема достаточно объемная и начинается со стратегической ориентации. Поэтому, если мы возьмем руководство компаний или ИТ-менеджмент, то для них — это как раз абсолютная конкретика. Если мы возьмем разработчиков, то выдержек кода или обсуждения, как написать web-сервис для взаимодействия систем в статьях не планируется. Предполагается, что это базис, который очевиден. Поэтому мне бы хотелось понять, какого уровня конкретики Вы ждете? Я в этих вопросах гибок и могу дать материал более глубоко, не переходя, тем не менее, границ коммерческой тайны. Задайте тему. Спасибо


            1. gennayo
              20.11.2018 16:02

              Мне, например, интересен вопрос интеграции DMS системы с точки зрения автодилера, торгующего автомобилями различных производителей. В моём понимании, непосредственную работу с клиентом они будут вести в своей системе, а в DMS просто выгружать некоторые данные.


              1. AntonMalanov Автор
                20.11.2018 16:14

                Вас понял. Спасибо за тему. Освещу в одной из статей. Как тизер, могу сказать, что вопрос за работу с клиентом будет решен в пользу Производителя :) И это будет выгодно Дилеру.


                1. gennayo
                  20.11.2018 16:32

                  Хорошо, жду следующих статей.


    1. nikolayv81
      20.11.2018 19:57

      И 100% 1С? Что за марка?


      1. AntonMalanov Автор
        20.11.2018 20:00

        В нашем случае 100% 1С + интеграция с большим количеством глобальных систем. Да! Кроме 1С еще модули для мобильных устройств на java.


      1. gennayo
        20.11.2018 21:22

        Рено, предположу… А 1С у всех почти автодилеров исторически был, потому как альтернативных доступных решений в моменте их формирования не было…


        1. AntonMalanov Автор
          20.11.2018 21:34

          Да. Не смотря на «безальтернативность», другие производители пошли иным путем. Теперь я с уверенностью могу сказать об опыте других производителей в России и других решений в странах :)


        1. nikolayv81
          20.11.2018 22:09

          Рено, я тоже прежполагал, поэтому и вопрос был, в общем, описанное про 1С это мечты, там всё не так, и да первый заход дфрамоса с альфа-ав… был буквально отбит у меня за спиной...


          1. gennayo
            20.11.2018 22:20

            Я таких подробностей не знаю, так слышал краем уха что-то. Дружественный мне автодилер Рено не торгует…


            1. nikolayv81
              20.11.2018 22:54

              К сожалению производитель очень сильно может повлиять на дилеров, увы в пору автофрамоса(сейчас это вроде Рено-Россия, не в курсе уже несколько лет как сменил сферу деятельности) это было, ИМХО, очень странное влияние, часто в ущерб клиентам, были и замечательные фирменные табуретки (неудобные и очень быстро разваливающиеся) от единственного поставщика, и плитка на пол и чёрные инсталляции на входе в демзал, и обязательный проход через демзал к мастерам для записи на то (а чисто логистически это не во всех дилерских центрах удобно), и ПО тоже (благо внедрения свеоху не застал, застал только настойчивые уговоры), монодилеру ведь, по сути, деваться некуда. Так что не удивлюсь если снйчас все дилеры взяли под козырёк и отчитались о 1С, а сами втихаря (или неочень) вынимают информацию оттуда во внутренние самописные системы, как когдато приходилось парсить и реверсить dialogys, копать данные из бухгалтерии и обмениваться состоянием склада с другими держа всё в своих самлписных системах.
              p.s.
              Когда я попал в эту отрасль, у рено ещё был более менее нормальный ассортимент в России, который впоследствии вытеснили logan, sandero, duster, небыло такого агрессивного маркетингового давления на клиента, но постепенно многое изменилось, как и то что в головах у людей рено=dacia, сейчас вроде рено начинает задумываться о разделении брендов, не знаю сколько лет понадобится на то чтобы люди сменили своё отношение, но проблемы российского представительства концерна, на мой взгляд, остаются.


              1. AntonMalanov Автор
                21.11.2018 22:41

                Добрый день! Спасибо за глубокий вдумчивый комментарий. Да, Вы правы… в чем-то :) В чем-то видите с позиции дилера. И это нормально. Но глобализация непрерывно охватывает мир. Скоро появятся автономные автомобили и тогда настанет новая эра сбыта в автопроме… да и, в принципе, в мире.
                Проблема брэнда, действительно, имеет место быть в позиционировании его на рынке. Он приобрел устойчивый имидж брэнда low-cost автомобилей. Но гамма реально широкая. И есть интересные автомобили на европейском рынке. Но сюда их, увы, не импортируют, т.к., во-первых, это экономически не интересно. А, во-вторых, есть замечательный АвтоВАЗ, который таааакой объем осваивает, что это перекрывает все вопросы низкомаржинальных автомобилей.
                Кто-то продает 10 мерседесов с маржей 100000, а кто-то 100 логанов, с маржей 20000 (цифры условные), и при этом брэнд Рено остается одним из самых интересных брэндов для потенциальных и для текущих дилеров.
                Позиция, с которой я рассматриваю тему DMS, касается не только бренда Рено. За мой долгий опыт в теме я видел DMS других брэндов и в других странах. Поэтому рассуждаю отвлеченно. Но опыт Рено — это путь успеха.


                1. nikolayv81
                  22.11.2018 00:16

                  В том то и проблема, что складывается впечатлееие, что в Renault-Nissan-Mitsubishi(прибавилось)-Автоваз-Infiniti(ну ладно эти отдельно, хотя уже и несильно)-Dutsun(как похоже на Dacia) не то что левая рука не знает что делает правая, а складывается впечатление что это такой Шива от которого только конечности остались.
                  Вот вы про Европу говорите, а когда последний раз Рено ввозило в Россию универсалы? Когда последний раз были семиместные автомобили(что одному ларгусу за всех отдуваться) scenic и megane! перестали возить…
                  Написал много а потом удалил, всё равно толку нет, оставлю только личное — "А ещё в новом колеосе отказались от очень-удобной дверцы багажника, позволяющей не пачкаться, и не царапать бампер, ну зачем???"