В свое время, а было это около 7 лет назад, я столкнулся с проблематикой внедрения DMS Информационной системы в крупной дилерской сети (170 дилеров). До этого у меня уже был опыт автоматизации дилерских сетей на базе различных ИТ-решений. Но специфика данного внедрения заключалась в том, что сеть состояла из самостоятельных игроков бизнеса, годовой товарооборот которых, порой, существенно превышал товарооборот нашей организации.

Еще не начав проект мы, с моей командой, столкнулись с нетривиальными вопросами:

  • Как выбрать решение?
  • Из каких этапов должно состоять внедрение?
  • Как выстроить коммуникацию?
  • Как создать продукт, лояльность к которому позволит нам преодолеть сопротивление партнеров, уже имеющих собственные развитые ИТ-системы и процессы?

И т.д.

С чего начать, в конце концов?!

Первое, что я сделал – обратился к внутрикорпоративному опыту и опыту других компаний, в надежде отыскать ответы на этот комплекс вопросов. И, увы, не нашел НИЧЕГО!

Не то, чтобы данный опыт нам ничего не предлагал. Отнюдь, как только мы объявили о подготовительном этапе проекта, нас, буквально, засыпали предложениями по автоматизации: к нам приезжали ИТ-компании с пресейлом их систем, проводили красочные и «убедительные» презентации, рассказывали нам о безоблачном будущем, которое нас ждет, если мы выберем их решение. Но со всеми вендорами был ряд проблем:

  • они были ангажированы на бюджет проекта, но не на результат;
  • стоимость их решений порой превышала годовой бюджет на ИТ в компаниях-партнерах;
  • слабое понимание специфики бизнеса;
  • низкий уровень кастомизации решений


И тогда мы приняли решение взять все в свои руки!

В данной серии статей я хочу описать тот путь ошибок и успехов, который мы прошли. А он был тернист! Я хочу дать ответы на вопросы, которые в свое время стояли перед нами. И я искренне верю, что данный материал поможет сократить путь к результату тем моим коллегам и компаниям, перед которыми когда-либо встанет задача – внедрить DMS в сеть с разнородным составом, опытом и объемом бизнеса. Пожалуй, самая сложная и амбициозная задача, с которой когда-либо может столкнуться бизнес с многоуровневой партнерской сетью.
Итак, поехали!

СТАТЬЯ 1 Или «Зачем?»


Для начала, давайте с вами заглянем немного вперед и поймем, что же нам предстоит сделать? И здесь мы с вами будем говорить не о том периметре работ, которые необходимо проделать команде проекта, а о том, зачем это все необходимо крупным компаниям и их партнерам (дилерам).

Задача любой коммерческой сетевой компании – развитие бизнеса. Неоспоримо! В сложной конкурентной среде эту задачу можно переформулировать следующим образом: опережение конкурентов по выводу новых эффективных продуктов и сервисов на рынок с превышением ожидания Клиента. И, как мы понимаем, каждый такой продукт и сервис всегда сопровождается стратегией его сбыта, основанной не только на колоссальной работе маркетинга, но и на не менее серьезной работе методологов. Четко выстроенная методология работы – это основа бизнеса. Но, порой, эта методология настолько комплексна и многоэтапна, что без средств по ее быстрой имплементации в дилерские сети, может стать непосильной ношей, а иногда даже и обузой бизнеса.

Поэтому первый тезис к внедрению DMS системы – это поддержка быстрой имплементации единой методологии (стандарта) по быстрому выводу на рынок продуктов и услуг компании и их реализации.

Центробежной точкой любого бизнеса, будь то B2B или B2C бизнес, является Клиент. А это значит – Customer Journey (далее CJ) или Путь Клиента, который он циклично совершает от этапа выбора продукта до перехода на новый продукт. Каждый CJ сопровождается так называемыми MOT (Moment Of True) – реперными точками, в которых клиент готов к определенному бизнес-воздействию на него, сам того не подозревая ?

Таким образом, второй тезис, который я бы хотел связать с внедрением системы DMS – это автоматизация CJ и MOT для бесшовной передачи Клиента от этапа подогревания его интереса к продукту до продажи и обслуживания.

Следующий важный момент в процессе взаимодействия представительств и дилерских сетей – это огромный поток циркулирующей между ними информации. Действительно, чтобы обеспечить бесперебойный бизнес сети необходимо, чтобы у партнеров оперативно была вся коммерческая информация о состоянии складов, тарифов, продуктовой линейки, планов продаж, соблюдению KPI, нормализованной клиентской базы, особых технических операциях, коммерческих акциях и т.д. К слову говоря, в нашем проекте таких процессов было более 40!

И эта потребность неизбежно приводит нас к третьему тезису: DMS система должна максимально обеспечивать партнерскую сеть всей необходимой информацией и минимизировать ошибки при передаче данной информации, с высокой степенью безопасности.

По моему глубокому убеждению, любая информационная система для бизнеса должна не просто автоматизировать деятельность, но проводить цифровую трансформацию всех процессов (Digital Transformation). А это значит – путем внедрения лучших практик в области информационных решений (Best Practice) обеспечивать максимальную эффективность и рентабельность предприятия.

Поэтому четвертый тезис к внедрению DMS мы сформулируем следующим образом: DMS должна обеспечивать рентабельность предприятия путем стандартизации процессов работы сети на базе лучших решений в области автоматизации бизнеса.

И, наконец, последняя по счету, но не по значению проблематика, с которой сталкивается любая дилерская сеть – это профессионализм персонала, который контактирует с клиентами, продуктами и сервисами. И, действительно, как правило, низовой менеджмент, продавцы, сервисный персонал, и т.д. сильно подвержены текучке. Представительства и партнеры инвестируют в обучение персонала огромные бюджеты, часть которых расходуется впустую, т.к. поработав в бизнесе какое-то время, окрепнув, встав на ноги, персонал старается продать себя и свои компетенции дороже их текущей стоимости, в лучшем случае, другим партнерам, а в худшем – конкурентам. Таким образом, вновь прибывший на смену персонал, зачастую, еще «не обстрелянный» в полях, совершает ошибки. Порой, непоправимые. В следствии чего партнеры и представительства несут колоссальные убытки.

Таким образом, один из важнейших тезисов при внедрении DMS – это внедрение продукта, содержащего строго выстроенный процесс, максимально упрощающий интеграцию нового персонала и методологически сопровождающий его на всех этапах, обучающий работе с продуктами и сервисами! Продукт, который обеспечивает быстрый и стабильный рост компетенций персонала и их поддержку.

Резюмируя, подведем итог.

Перед внедрением такого комплексного продукта, как DMS, представительство должно сформировать перед собой и партнерами четкие и понятные цели внедрения, а именно:

  • Быстрая имплементации единой методологии (стандарта) по быстрому выводу на рынок продуктов и услуг компании и их реализации;
  • Автоматизация Пути Клиента и MOT для бесшовной передачи Клиента от этапа подогревания его интереса к продукту до продажи и обслуживания;
  • Обеспечение партнерской сети всей необходимой информацией и минимизация ошибок при передаче данной информации, с высокой степенью безопасности;
  • Обеспечение рентабельности партнерских предприятий путем стандартизации процессов работы сети на базе лучших решений в области автоматизации бизнеса;
  • Упрощение интеграции нового персонала партнеров и методологическое сопровождение на всех этапах работы с продуктами и сервисами

В следующих статьях по данной тематике я опишу, как именно, после декларации целей внедрения DMS, необходимо формировать критерии выбора системы, стратегию внедрения, пилотирования и поддержки.

Буду рад помочь и получить обратную связь. И да прибудет с вами сила!

Комментарии (2)


  1. Angelina_Joulie
    15.11.2018 18:40

    А как ваш чуда продукт справляется с чтением/декодированием VIN?


    1. AntonMalanov Автор
      15.11.2018 23:03

      Можете пояснить, что значит «чтение и декодирование»? Желательно в контексте какого-либо процесса