Почувствовав нехилую опасность со стороны Amazon, самый большой в мире ритейлер внедряет новые технологии одна за другой. До конца января Walmart собирается установить 360 автономных роботов-поломоек в супермаркеты по всей стране – в дополнение к тем ста агрегатам, которые уже тестируются компанией. Помогать с этим ритейлеру будет Brain Corp, компания, разработавшая Brain OS, платформу с искусственным интеллектом, которая управляет машинами. Она позволит роботам-уборщикам не сталкиваться с полками и посетителями, плюс – повышать эффективность своей работы с каждым прошедшим днем.


Пока что, мягко говоря, никакой финансовой выгоды от новых машин Walmart не ожидает. Обычный аппарат, в котором сидит человек, стоит почти на порядок дешевле, не считая стоимости разработки. К тому же, пока что на каждого «автономного» робота приходится по два суровых охранника в желтых жилетах, которые следят за его поведением и отваживают любых посетителей, у которых может возникнуть желание на нём покататься.



Компания рассчитывает, что это временная мера. Надежда на то, что постепенно клиенты привыкнут к наличию таких машин в супермаркетах, и они уже не будут вызывать интерес. Плюс, сверху у каждого робота стоит (видимая) желтая сирена. В обычном состоянии она тихонько «бипает», предупреждая покупателей, что робот идёт, и им нужно расступиться. Но если с машиной попытаются сделать что-то нелегальное, сирена может взреветь. Тогда охрана со всего супермаркета сбежится посмотреть, что случилось.


Чистка полов – не единственная задача Brain-ботов. Спереди, сзади и по бокам в них стоят датчики, собирающие информацию. Затем она передается в облачную платформу Walmart (работающую на Micrososoft Azure). Машинное обучение, глубокое обучение и компьютерное зрение помогают системе рассчитывать, какой путь по магазину будет наиболее эффективным. В расчет принимаются длительность маршрута, время чистки, вероятность столкнуться с посетителями в определенное время дня и энергозатратность пути. Каждый последующий круг машина будет делать чуть более эффективно, постепенно начиная оправдывать инвестиции.




Сенсоры в ботах также будут следить за тем, какие полки стоят пустыми, и подавать на сервера сигнал, что их надо заполнить. Технология уже разработана (правда, для других роботов), остается «вставить» её в Brain OS. Эта же система выявляет неправильные ценники у товаров – если вдруг их не успели или забыли поменять. А другие машины с кодовым названием Alphabot быстро выбирают и доставляют нужные товары со склада.


Битва за мытье полов


Кто лучше справляется с очисткой пола, робот или человек? Brain Corp говорит, что ответ очевиден. Машины действуют намного точнее и эффективнее, они не пропускают участков и стабильно выдают один и тот же результат. Плюс, постепенно они научатся проходить наиболее эффективный путь, и даже работать в определенные временные промежутки, не беспокоя посетителей.




Что касается того, что станет с сотнями тысяч американских уборщиков, Евгений Изикевич, основатель Brain Corp и эксперт по вычислительной нейробиологии, надеется, что они «перейдут на другие, более сложные задачи». Скорость движения машины по мытью полов составляет всего 3-4 км/ч, и один обход магазина занимает в среднем пять-шесть часов, так что таланты водителя здесь не так важны, как порядочность, внимательность и эффективность. «А уборщики смогут заняться чем-то более полезным – например, заполнять полки или удалять из лотков испорченные овощи или фрукты».




Но, конечно, вероятнее всего, что таким людям просто постепенно нужно будет начинать искать другую работу. Если эксперимент Walmart будет успешным, каждая машина заменит как минимум трех-четырех человек. А всего, по расчетам McKinsey, к 2030 году из-за роботов место своего труда изменят 400-800 млн человек.


Всё это, конечно, мало беспокоит Walmart, которая в этом году достигла рекордного оборота (более $500 млрд). Мало кто верил, что компания сможет так успешно адаптироваться к новым условиям рынка. В этом году Walmart даже стал 3-м онлайн-магазином в США, обойдя Apple.com и Home Depot. Сейчас у него 4% рынка (у Amazon – 48%, у eBay – 7.2%). Открыв от главных конкурентов всё еще большой, но темпы роста впечатляют.


Даже мы заметили, что на Walmart через нас из России за последний год стали покупать гораздо чаще. До показателей Amazon, 6PM и New Balance, конечно, всё еще далеко, но без боя старичок явно не сдается, и планы на будущее у компании явно очень большие.



Комментарии (19)


  1. ariklus
    06.12.2018 20:12
    +4

    Я уже предвижу как уволеные уборщики могут мстить
    image


  1. andrewdrone
    06.12.2018 23:50

    Купили машину за овердофига денег, приставили к ней двух охранников, зато "сэкономили" на одном уборщике.
    Интересно как эта супермашина из под стеллажа разлитое пиво вымывать будет? И если, условно, "бабу Машу" по матюгальнику можно вызвать, то с этими "оптимизированными маршрутами", боюсь, по-полдня люди к полу липнуть будут


    1. kost
      07.12.2018 00:18
      +3

      Купили машину за овердофига денег, приставили к ней двух охранников, зато «сэкономили» на одном уборщике.


      С первыми автомобилями так же было. Впереди должен был идти человек и предупреждать об опасной самодвижущейся повозке.


      1. Zmiy666
        07.12.2018 03:10
        +2

        да и с поездами тоже — впереди ехал человек на белом коне и предупреждал о поезде.


    1. pawellrus
      07.12.2018 09:53

      Для обработки таких исключений можно оставить одну "бабу Машу" на весь гипермаркет. До кучи на нее можно повесить слежение за работой роботов-уборщиков. Экономно? Экономно.


    1. DGN
      07.12.2018 09:54

      Это прототип. Потестят, потом выкинут лишнее оборудование и уволят лишних людей. Одного переучат в техника-оператора и оставят, он при необходимости и полезет с тряпкой под стеллаж.


  1. DMGarikk
    07.12.2018 10:03

    Меня удивляет что только-только их стали использовать, роботы пылесосы уже давно существуют, а эта штука фактически тоже самое только более крупного размера, что мешало столько лет до этого, непонятно


    1. Shadow_Runner
      07.12.2018 11:29

      Разный уровень ответственности. Робот пылесос: маленький и относительно легкий, много ущерба не наделает, убирает у вас лично дома, не влияет на прибыль вашего предприятия. Решения для коммерческих площадок с покупателями же могут очень легко принести убыток: задеть что-то и повредить, плохо убрать и испортить впечатление посетителям, в худшем случае травмировать покупателя и испортить репутацию скандалом. Потому думаю так долго к этому и шли — никто не хотел без хорошо отработанного софта нести такую ответственность.


  1. Nick_Shl
    07.12.2018 18:26

    Walmart молодцы — поставили в Sam's Club автоматические кассы, теперь уборщиков внедряют. Не то что Costco — на кассе по два человека один пробивает, другой в тележку складывает. Хотя с этим отлично может справится и один кассир. Видимо что бы лишних людей хоть чем-то занять.

    Чем больше будет сокращения таких вот неквалифицированных рабочих мест, тем ближе мы станем к безусловному базовому доходу.


    1. arkamax
      07.12.2018 19:22

      Про Costco не соглашусь. Много в каких магазинах, где нет отдельных складывающих, на кассах возникают затыки — а при (обычно повышенных) объемах закупок в Costco необходимость отвлекаться на упаковку ИМХО приведет к уменьшению пропускной способности, и как результат — уменьшению объемов реализации в единицу времени (читай — снижению прибыли). Это все также на основании наблюдений работы кассира+упаковщика в одном лице в том же Costco.


      1. Nick_Shl
        07.12.2018 19:34

        Ну да… кассир берет товар, сканирует и кладет на полочку. Специально обученный человек берет с полочки и кладет в корзинку. Когда кассир сразу кладет в корзинку получается не намного медленнее (если вообще медленнее). Кассы самообслуживания решают такую проблему полностью — один раз вложился и экономишь на зарплате. Не хватает пропускной способности — добавил ещё касс. Опыт общения с такими кассами в Sam's Club'е сугубо положительный.


        1. arkamax
          07.12.2018 19:47

          По кассам самообслуживания скорее согласен (Kroger, HEB, Home Depot). Если же кассир сам кладет в корзинку — как по мне, замедление заметно, особенно если надо сортировать / раскладывать тяжелые вещи. Видимо при объемах Costco это замедление уже приводит к достаточным потерям.


          1. Nick_Shl
            07.12.2018 20:52

            Есть карточки обоих магазинов, разницы я не замечал. В Sam's Club кассы самообслуживания появились, а в Costco — нет. Что наводит на рассуждения…


            1. chapai22
              09.12.2018 06:13

              костка всегда отличалась продуманностью деталей и оперирует объемами большими чем сэмсклаб.

              где то в два раза по продажам и более двух по профиту. А размеры помещений у них — сопоставимы, товары тоже, да и количество locations отличается на четверть, не более. То есть они обслуживают больше людей, и следовательно эффективней. При этом часто костка в busy location, то есть в них резко много народу и все равно очередь стоит, вместо пустых проходов.

              кассы самообслуживания зло, а при тех объемах и размерах упаковок что в костке — в двойном размере. Кассир и работник действуют с предсказуемым временем
              обслуживание — касса таким свойством не обладает.

              Многие вещи попросту не положить на полку для взвешивания — именно поэтому в костве их даже из тележки не выниамют — для удобства и скорости.
              Вторая проблема которая не решается без — это точность, контроль упаковки и банального воровства.
              так что нет — сэмс не лучше. ни по удобству ни по показателям.


              1. Nick_Shl
                09.12.2018 09:10

                Многие вещи попросту не положить на полку для взвешивания — именно поэтому в костве их даже из тележки не выниамют — для удобства и скорости.
                Сразу видно, что вы понятия не имеете о чем говорите. Касса обслуживания в Sam's Club — это терминал возле которого висит сканер штрихкодов. Сканер этот беспроводной — берем с подставки, сканируем карточку, потом сканируем все покупки в корзинке и платим. Вообще ничего вынимать не нужно. Покупки не взвешиваются. Для тех, кто не хочет заморачиваться есть несколько обычных касс.
                Реально эти кассы гораздо удобнее. И не все «упаковщики» складывают покупки как надо — один раз девушка хотела на мягкие персики что-то тяжелое поставить. Мне удобнее когда свою корзинку я собираю сам.


                1. chapai22
                  09.12.2018 11:43

                  Покупки не взвешиваются.

                  то есть кто то должен сидеть у камеры и смотреть в оба глаза. Иначе как решают проблему с воровством и просто ошибками.
                  Реально эти кассы гораздо удобнее.

                  во всех других магазинах — это неудобно и долго. Если что не так — приходится звать кого то, ждать.
                  Мне удобнее когда свою корзинку я собираю сам.

                  у всех свои предпочтения, я не спорю.
                  Пойнт был в другом — что продавец в 4 руки делает все быстрее. При наличии людей перед тобой в линии, это важно Ждать желания нет пока все прочухаются. И всегда будет тот кто долго копается.
                  А если очередей нет никогда — это означает что публики немного.
                  Для вас может и хорошо, но для бизнеса не так чтоб. Не зря же у них меньше продаж.


  1. walti
    07.12.2018 19:33

    Неделя была трудной, подсознание рвется наружу.
    «Walmart начинает использовать роботов-убийц»


  1. chupanebre
    08.12.2018 13:51

    И никто не упомянул, что работов для Волмарта делает Женя Ижикевич, выпускник ВМК МГУ.


  1. Zmiy666
    08.12.2018 17:00

    хм… кажется опять идет сильная избыточность технологий — достаточно сделать линию на полу и обвести ей все объекты, покрыв всю площадь магазина, а по ней с определенным интервалом будут катиться роботы-уборщики. Им нем надо строить маршрут и тд, Они полностью безопасны для окружающих, так как не могут съехать с линии (а если съедут — встанут и будут ждать пока их вернут обратно) и покупатель всегда будет видеть, куда поедет робот, сами роботы должны быть мягкими, на всякий случай и не иметь внешних выступающих частей (разве что вращающуюся щетку, но она ВСЕГА повернута в сторону прилавка или убрана в корпус и нужна для уборки мусора из щели между ним и полом. Простейшие сенсоры от парктроника по периметру корпуса подскажут роботу о наличии препятствий и их перемещении, если объект приблизиться к роботу ближе чем на полметра — робот просто замрет и будет ждать, пока объект покинет зону безопасности. Если что-то мешает на линии и не двигается, робот погудит на всякий случай (мало ли покупатель заснул), а потом подаст сигнал работнику — убрать мусор. Количество роботов на линии определяется длиной линии и средней скоростью движения. Попутно робот так же может передавать информацию с камеры, о наличии товара на полках, благо он будет осматривать практически все за время маршрута, а видео с камер уже можно лить на сервер и определять какие товары лишние, каких надо добавить и тд. Завершив рейс робот разгрузиться от мусора, заправиться моющим и встанет на базовой станции, пока не зарядиться, снова в рейс не пойдет. При таком подходе робота можно собрать в кабинете труда в школе и там же написать ему ПО. И по КПД он будет не сильно хуже навороченного, но при этом по цене — как одна-две месячных зарплата уборщику.