Вряд ли кто-то мог это предугадать. Главным транспортным трендом 2018 года неожиданно стали не электромобили и не автопилоты, а маленькие электрические самокаты. Сервисы их аренды просто-таки заполонили американские (а потом и европейские) города. Такие ранее никому не известные компании, как Lime, Bird, Scoot, Spin и Skip, внезапно стали миллиардерами и самыми успешными стартапами Кремниевой долины.
О них разгорались горячие дебаты на заседаниях городских советов. Против них проходили многотысячные протесты – пешеходы боролись за «свои тротуары», которые не должны отдаваться под транспорт. Десятки тысяч самокатов были разбиты или украдены. Образовались даже целые новые отрасли предпринимательства, связанные с их ремонтом, подзарядкой и перепрошивкой. «Подзарядчики», например, за пару часов непыльной работы могут получать под $600. А воры самокатов – еще в разы больше. Дошло до того, что они делятся на банды, каждая из которых контролирует свой район, где кража самокатов поставлена на поток.
Новым стартапам нет до этого дела. Получая по $100-$150 млн от инвесторов каждый раунд, они не считаются с расходами и количеством потерянных устройств. Bird, которая пока не принесла ни копейки, теперь оценивается в $2 млрд. Lime, основанная в январе 2017-го в качестве стартап по аренде велосипедов, теперь стоит между $2 и $3 млрд. Еще около двух десятков компаний сейчас идут по тому же пути.
Главная проблема у них на этом этапе – не воры, а конкуренты и гос. регуляторы, с которыми приходиться бороться за каждый квадратный метр города. Все стартапы копируют модель онлайн-сервиса, и в плане темпов расширения, и в плане взаимодействия со своими клиентами. А это значит, что, скорее всего, как у Горцев, в итоге останется только один.
Кто-то тратит электричество на майнинг, а кто-то – на «чарджинг»
Откуда вдруг возникли все эти электроскутеры – понять несложно. Благодаря Uber, Lyft и сервисам аренды велосипедов миллионы людей со смартфонами приучились кататься на технике, которая им не принадлежит. Большинство из них живет в городах, где машинам приходится стоять в пробках, и перемещение по тротуару (особенно со скоростью!) выглядит очень заманчиво. Плюс – ничему не надо учиться, и места такой переносной электрогаджет почти не занимает.
Об этих и многих других преимуществах можно красочно рассказать потенциальным инвесторам. И если порог входа в Uber и Lyft для инвесторов уже очень большой, то Bird, Spin, Skip, Scoot и другие готовы радостно принять ваш венчурный капитал размером всего в несколько миллионов. А потом – round B, round C и далее по наклонной. Маркетинг на всё, подключение новых городов каждый день, местные знаменитости в «Инстаграме», радостно летящие на вашем самокате с капучино в руке.
Но теперь хайп постепенно спадает. Доходов самокатные компании не приносят, зато тратят с каждой неделей всё больше. Некоторые, вроде Skip, уже по уши в долгах. У многих начинают появляться вопросы по поводу экономической обоснованности всего концепта. По информации Bloomberg, энтузиазм венчурных капиталистов быстро остывает, и новые раунды уже не собирают таких больших денег, как раньше. А для продолжения освоения рынка этим компаниям нужны очень серьезные вливания. В 2019-м их самокаты рискуют в одночасье стать глиняными черепками, если золотые антилопы-инвесторы прекратят бить копытцем.
Чтобы успешно пройти через неспокойное время, в этом году «самокатным» стартапам и размещающим их у себя городам (в том числе и Москве) предстоит ответить на несколько больших вопросов:
Кто победит в борьбе за лучшее железо?
Казалось бы, что может быть проще: доска, два колеса, моторчик, который их крутит. Но именно на фронте создания лучшего самоката сейчас разыгралось одно из главных сражений. Чей продукт будет безопаснее, надежнее и проще, тот может быстрее привлечь к себе пользователей. И запретить конкурентам использовать свои наработки, запатентовав всё, что можно. Основная задача сейчас – сделать такой «электроскутер» (как их в США называют), чтобы его было как можно проще чистить, и нельзя было убить, как бы ручки у вандалов ни горели.
И всё это как-то должно сочетаться с удобством для клиентов. А в идеале – еще и обладать механизмами, ограничивающими скорость, потому что у каждого города и штата сейчас ограничения для самокатов свои.
Lime и Bird, два лидера рынка США, этой осенью выпустили по новому поколению самокатов. С более прочными колесами и технологиями, позволяющими следить за поведением пользователей, и посылающими разнообразные сигналы, если самокат крадут или ломают. А Skip из Сан-Франциско представила самокаты со специальными убирающимися замками-проводами, которые «всасываются» в корпус самоката и не занимают места на тротуарах. Такие замки, помогающие от воров, теперь являются главной фишкой Skip. Как говорит СЕО компании, Санджей Дастур, «мы не ждем, что проблема уйдет сама собой, мы делаем что-то, чтобы с ней бороться». Часть девайсов Skip теперь также идут со смотрящими назад камерами, следящими за тем, соблюдает ли их ездок местные законы и нормы.
Другая важная инновация, которая может позволить одной из компаний вырваться вперёд, – сменные батареи. В электромотоциклах и скутерах в том же Китае и на Тайване они стоят уже давно. Но вот как их аккуратно разместить в маленьком корпусе самоката – вопрос пока что открытый.
Принадлежащий Uber стартап Jump на днях объявил, что в его самокатах следующего поколения батареи будут сменными, так что их команде станет намного проще оперировать, и можно будет перестать полагаться на частников, подзаряжающих аккумуляторы десятков самокатов у себя дома. Всё будут делать собственные «сменщики», куда более пунктуальные и без позывов к воровству. Плюс, девайсы будут в рабочем состоянии 24/7, им не нужно будет постоянно отдыхать по 4-6 часов, заряжаясь. Но технология Jump, судя по всему, выйдет на улицы только в 2020-м. У других компаний есть возможность проявить себя до этого.
В 2019-м милым «транспортным гаджетам» придется доказать, что они на самом деле являются достойной, качественной альтернативой уже привычным машинам и велосипедам. Всё меньше людей будет пробовать их просто потому, что «это что-то новое». Об этом перед инвесторами рассказывал глава Lime Тоби Сан. «Мы должны предлагать надежный, здоровый сервис. Только так электросамокаты смогут стать мейнстримом».
Что скажут регуляторы?
Даже если компании создадут супер-устройство нового поколения, которое будет ездить три дня без подзарядки, и на котором будет безопаснее, чем в коляске у мамы, это только половина истории. Вторая половина – правительства стран и городов, которые от новой моды на самокаты в целом пока не в восторге. Многие города США до сих пор запрещают движение такого электрического транспорта по своим улицам. Другие – запрещают отдельные компании, работая только с отдельными «одобренными» фирмами (принципы выдачи таких разрешений пока что малопонятны, так что у многих появляется повод заподозрить коррупцию).
Прошел всего год после начала этой самокатовой лихорадки, и многие госчиновники еще не понимают, что с ней делать. В десятках городов США идут пилотные проекты, пытающиеся ответить на вопрос того, как эти новые транспортные средства вписываются в общую транспортную систему. Кто на них ездит, доступны ли они для людей с низким уровнем дохода, могут ли они в перспективе заменить такси или автобусы, существуют ли реальные риски для пешеходов.
Многие городские советы решили пока ограничить количество электросамокатов на улицах, пока они разбираются в том, что это вообще за существа, и как они работают. Но компании этим сильно недовольны: они считают, что число гаджетов должно достигнуть «критической массы», после которой их популярность начнет расти в геометрической прогрессии. Если они будут во всех людных местах и их не придется искать, чтобы ими воспользоваться, людям будет просто лень ждать автобус или вызывать Uber. Пока что у них стартапов деньги, чтобы проверить такую теорию, но города «подрезают им крылья».
Некоторые, как, например, Сан-Франциско, пошли еще дальше. Сначала город полностью запретил самокаты на своих улицах, сейчас – разрешил, но только для двух компаний (Scoot и Skip), и только сроком на год. Этот город – сердце Кремниевой долины, место тусовки большинства продвинутых людей, не боящихся новых средств транспортации, и родина половины «самокатных» стартапов. Lime и Bird предлагали горсовету что угодно, включая инвестиции в инфраструктуру (защищенные дорожки для самокатов и велосипедов), если им разрешат предлагать свои сервисы в городе, и сейчас активно опротестовывают решение властей. Стартапы, которым максимум два-три года от роду, уже тратят миллионы долларов на лоббистов – больше, чем Google и Amazon.
Есть ли перспектива?
2019-й – год, в котором станет понятно, будут ли электросамокаты транспортом городов будущего. Или, может быть, это тренд, который уйдет так же быстро, как и появился. Уже сейчас о внутренней кухне этих стартапов городские власти знают больше, чем об Uber и Lyft, благодаря своему тесному с ними «общению». Компании даже работают с чиновниками над созданием открытых стандартов обмена данными, чтобы все стартапы в городе как-то могли кооперировать, создавая общую транспортную систему.
Если такая работа окажется продуктивной, самокаты, в перспективе, действительно имеют шанс стать одним из самых популярных видов транспорта, по крайней мере в больших городах. Это будет тот транспорт, который вы выбираете, когда вам надо быстро совершить путешествие буквально в пределах нескольких километров. А такси или каршеринг – скажем, если вы едете с компанией или если вам надо довезти сумки в аэропорт.
Если нынешняя популярность электросамокатов – не маркетинговый трюк, созданный за счет инвесторских миллионов, а действительный показатель качества и удобства услуги, то в 2019-м их станут использовать еще чаще, даже несмотря на замедление потока новых денег от венчурных капиталистов. Также в 2019-м подоспеют другие исследования. Насколько такой транспорт уменьшает объемы выхлопных газов в воздухе? Насколько он безопасен, компенсирует ли невысокая скорость движения отсутствие существенной защиты перед ездоком? Могут ли его использовать престарелые жители, люди с нарушениями координации? Пока что детальные тестирования самокатов для ответов на все эти вопросы проводили только сами компании, и их результаты сложно назвать непредвзятыми.
Перед тем, как начинать верить в счастливое будущее, и скачивать новые приложения к себе на смартфон, хотелось бы понимать, насколько король одет.
P. S. Для покупок любых товаров в США у вас есть Pochtoy.com. Гаджеты и одежда по ценам на 30-50% ниже российских. Доставка с нами – от $11.90 за полкило. А все читатели нашего блога после регистрации получают скидку 7% по коду HABR.
Комментарии (64)
geher
04.01.2019 17:58+1Как мне кажется, чтобы самокаты взлетели как массовый транспорт, необходимо приравнять их к велосипедам и наконец разделить движение в городах на три независимыз потока: пешеходы, механизированные пешеходы (велосипеды, самокаты, моноколеса и т.п.) и автомобили с мотоциклами.
Но в большинстве городов пешеходы толком не отделены от автомобилей (нерегулируемые перекрестки, одновременно разрешенный переход через улицу и поворот на нее. А уж о выделенном пространстве для велосипедов-самокатов, чтобы своя полоса была, чтобы не пересекались без вменяемого регулирования, чаще остается только мечтать.
Что осложняет вопрос, в старых городах свободного пространства не хватает, чтобы всем предоставить всем трем категориям отдельные полосы с отсутствием нерегулируемых пересечений.
glycol
04.01.2019 18:33+1Откатал уже 3 сезона на электро самокате, доволен как слон. Для города лучше транспорта не придумаешь. И да, 2018 стал первым годом, когда электро самокатов на улицах стало очень много. Уже никто не спрашивает на каждом перекрестке, что это у тебя такое, почему само едет, где купить и сколько стоит. И их победа для меня совсем не стала «неожиданностью», так как они объективно выигрывают у другого транспорта по многим параметрам: меньше и удобнее велосипеда, не нужно потеть, крутя педали, можно легко занести в офис или домой. Быстрее чем пешком, чем на обычном самокате и, иногда, даже чем на машине. Не требует обучения, в отличие от моноколеса или гироскутера, просто встал и поехал. Ну и с безопасностью все в порядке, скорости не большие, можно спрыгнуть.
Yngvie
04.01.2019 19:01Насколько ваш складной? Я видел модели, где руль легко складывается и есть ручка для переноски, он тогда на одном колесе едет, второе в воздухе. Интересно, насколько удобно если надо с ним куда-то зайти или поехать на автобусе?
Как обычно относятся в разных торговых центрах, если заходить в супермаркет, перекусить или в кино например?
glycol
04.01.2019 19:17+2У меня e-twow S2 Booster, складывается пополам, довольно удобно нести за переднюю стойку, как за ручку, вес в 10 кг не особо напрягает (модные xiaomi весят больше). А еще удобнее катить в сложенном состоянии за собой, как чемодан с колесиками, на одном переднем колесе. В кино с ним не ходил, а в торговых центрах, супермаркетах и барах/кафешках проблем не было ни разу.
Gutt
04.01.2019 14:38Действительно ли электро быстрее обычного самоката? У меня на малых городских дистанциях (до 2 км) путевая скорость на обычном самокате получается около 10 км/ч, и скорость ограничивается светофорами, перекрёстками и бордюрами, а вовсе не толкательными возможностями перевозимого организма. Какая путевая скорость получается у вас на электросамокате в городе?
glycol
04.01.2019 16:50Да, в плотном трафике, наверное, не будет сильно отличаться от обычного самоката, но на прямых участках без светофоров электро будет значительно быстрее. Лично я брал электро не из за скорости, а именно чтобы не потеть, без напряга добираться на работу в хорошую погоду. У меня средняя около 15-17 получается (при ограничении максималки в 25 км/ч). Знаю, некоторые и на обычном самокате под 30 разогнать ногой могут, но это уже экстрим, долго так не проедешь
dimm_ddr
04.01.2019 15:16не нужно потеть, крутя педали
Это, кстати, совершенно необязательно преимущество. Я именно по этой причине отказался от покупки электросамоката — с велосипедом у меня есть достаточная нагрузка (~11 км в день каждый рабочий день), а с электросамокатом никакой нагрузки не будет вообще и придется таки заставлять себя ходить в спортзал или куда-то еще. При этом я итак добираюсь с работы на работу за 15-20 минут и сильно в этом плане ничего не поменяется.glycol
04.01.2019 16:53Не у всех есть возможность помыться на работе, у меня, например, нету. А если на велосипеде ехать так, чтобы не вспотеть, то и нагрузки никакой не будет. Для нагрузки я на велосипеде по лесу и горкам катаю, но, к сожалению, далеко не каждый день.
dimm_ddr
04.01.2019 17:48Я в общем и не говорю что это должно быть минусом, скорее просто привожу пример что это не для всех плюс.
CopterSpace
04.01.2019 19:17-1Езжу летом на работу на самокате, времени столько же занимает, сколько на машине, но несомненный плюс в том, что его не надо парковать (закатываю в офис).
Касательно безопасности — ну, свой я до 50 км\ч разгонял, на такой скорости ехать по тротуару страшновато. Пару раз чуть не попадал под машину, стараюсь теперь скорость снижать на перекрёстках.
Ну и под ливень когда попадал — прятался в метро, откуда был эвакуирован женой на машине :)
А так, в хорошую погоду — это праздник просто. Выпить за рулём можно, опять же :) В России применение сезоном несколько ограничено, тут вам не Калифорния :)nochkin
04.01.2019 00:20Выпить за рулём можно, опять же
Вообще, езда в нетрезвом виде не разрешена много где. Возможно, и в России тоже.rudinandrey
04.01.2019 04:50возможно даже на велосипеде, но самокат даже не велосипед, пока еще пешеход. Но я тоже против чтобы пили. Пить зло!
nochkin
04.01.2019 05:11Тоже интересный момент, кстати.
Самокаты обычно могут ездить там, где могут ехать велосипеды. А это и обычная дорога вместе с машинами.
Риск в бухом виде нанести травму кому-то на самокате намного выше, чем если идти пешком.
Для меня это такие же участники уличного движения как и велосипедисты.
Просто закона толком во многих странах на это ещё нет. Вроде как в некоторых городах Китая есть правила уже для них, но это только начинается.
ksenobayt
04.01.2019 13:57+1Пьянка на велосипеде — гарантированное нарушение российских ПДД.
У меня есть не очень разумная подруга, таки-лишившаяся на этом прав.
Самокат — сильно зависит от мощности, если я верно помню, после двухсот ватт или около того это уже считается мопедом, со всеми вытекающими.Art3
04.01.2019 18:26Катаясь пьяным на велосипеде нельзя лишиться «прав» (в/у), это абсурд. Идите рассказывать свои страшилки куда нибудь в другое место.
P.s. Вижу уже двоих сказочников в треде (Am0ralist, ksenobayt), так что бы не писать дважды — на этот счет я узнавал лично в городском отделе ГИБДД.ksenobayt
04.01.2019 21:39КоАП 12.8 говорит о санкции за управление "транспортным средством" в состоянии опьянения, не уточняя подробностей определения ТС.
В свою очередь, согласно ПДД 1.2, велосипед — это "транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение как правило мускульной силой людей, находящихся на/в нём, который может иметь электромотор до 0,25 кВт (в номинале), отключающийся при превышении 25 км/ч"
Таким образом, по букве закона, человек вполне может лишен водительских прав за управление велосипедом в нетрезвом виде при движении по дорогам общего пользования.
Art3
04.01.2019 22:40-1Я бы посоветовал вам продолжить гугление, а не строить домыслы, вводя других участников сообщества в заблуждение.
ksenobayt
04.01.2019 22:45Я бы вам посоветовал оставить менторский тон, или уйти на Пикабу.
Глядя на ваш аккаунт, можно смело заявить что людям не нравится ваше поведение.
Am0ralist
04.01.2019 14:11+1Езда пьяным на велике? Если только у вас никаких прав нет — тогда не сильно страшна.
Из разряда езда пьяным на машине при отсутствии прав, ага.
В противном случае, прав вас легко лишат, даже не смотря на то, что выданы они на другой транспорт — ПДД един для всех и вы его типа знали, раз права имеете.
Grustnui
04.01.2019 20:47+2Честно вам скажу, я положительно отношусь, к этому виду транспорта, но после одного случая на дороге, меня в РФ электросамокаты сильно пугают. Я вот такой сякой нехороший катаюсь на мотоцикле. И после того как двигаясь строго по ПДД ( никакого междуряда, и превышения скорости в тот момент, спокойно ехал в правом ряду в поисках места для парковки). Из арки во двор на дорогу вылетел электросамокатчик, благо в мотоциклетном мире сто раз говорено и переговорено, что одно из самых опасных мест на дороге — правый край правого ряда, что проезжая в жилом квартале, мимо арок, заездов во двор, и прочих мест вероятного появления поперёк тебя машин пешеходов и т.п. надо ехать так чтобы ты успел затормозить. Я на машине так не крадусь, как на мотоцикле в таких местах. Наверное это и спасло. На машине точно бы в него приехал. Ничего непоправимого не случилось. Оттормозится успел. Матюгнулся про себя и поехал дальше. Какого же было моё удивление, когда это чудо электросамокатное поехало по дороге со скоростью около 40 км/ч. Догнал на светофоре, за рулём тело лет 16 ти без защиты вообще, спросил что и как. Оказалось банальный перепрошитый самокат со снятым ограничителем скорости. Приехал домой и задумался о возможных юридических трактовках несостоявшегося ДТП, позвонил знакомому юристу. И, о чудо, оказалось, что по нашим законам это, внимание, просто пешеход! И последствия ДТП с такими друзьями, аналогичны наезду на пешехода на дороге. А учитывая нашу национальную любовь к быстрой езде, снятию ограничений скорости, всё больше таких вот чудиков попадется на дорогах общего пользования… Очень бы хотелось гос регулирования в этом вопросе.
Fox_exe
04.01.2019 21:43Я видел ещё веселее — дедок на Моноколесе по главной дороге (3х полосной!) гдето 30-40км/ч летел…
И да, это тоже «Пешеход»…
Другая странность наших шизанутых законов — На велосипеде с электромотором нельзя гнать больше 25км/ч (если не ошибаюсь), но невозможно доказать, что ты можеш лететь по шоссе (Особенно с горы) под 45 км/ч без всякого мотора. А мотор, собственно, используется только для подъема в гору и разгона с места.
И даже наличие программного ограничения ничего не даёт — просто невозможно доказать, что такое ограничение было на момент превышения скорости, а не было поставленно позже (На моём движке ограничение задаётся через инженерное меню прямо с экрана-контроллера)
Mad__Max
04.01.2019 08:45+3Юрист видимо вовсе не спец. по транспорту, да и ППД при получении прав видимо плохо учил. С юридической точки зрения если дойдет до разборок ехавший на электросамокате по общей дороге будет либо приравнен к велосипедисту либо вообще к водителю механизированного траспортного средства в зависимости от мощности двигателя:
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Источник: avto-russia.ru/pdd/pdd1.html>
Транспортное средство? — да
2 колеса имеется? — да
езда на мускульной тяге и/или имеется электродвигатель? — да
Значит девай оказавшийся под вопросом — это уже как минимум велосипед независимо от того как оно выглядит внешне, а едущее на нем тело — уже велосипедист, а не пешеход.
Но в данном конкретном случае, т.к. движок довольно мощный(иначе бы до 40 км/ч не смог разогнаться, если конечно это не про съезд с горки при попутном ветре) и ограничения на скорость сняты(> 25 км/ч), самокат попал в следующую категорию:
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
Т.е. «форсированный» электросамокат с точки зрения закона — это уже мопед. А тело едущее на нем — водитель, управляющий МТС. Который кстати среди прочего обязан иметь права на управление им (категория М — мопеды, скутеры, квадроциклы), чтобы иметь право кататься по дорогам, и должен при этом соблюдать все требования к водителям (а не пешеходам) предъявляемые ПДД.
Pavel9860
04.01.2019 20:48+1Я 3 раза разбивался на легких самолетах, 2 раза попадал в аварии на мотоцикле на скорости более 100 км/ч, не считая мелких происшествий, разбил 2 машины до состояния в «утиль», последствия — ссадины, синяки и 1 легкое сотрясение от подушек безопасности.
Последствия падения с электросамоката, причем на почти ровной пустой дороге, — 3 часа на операционном столе, не считая выбитого зуба.
Не призываю запрещать самокаты, призываю всех быть внимательнее)ivan386
04.01.2019 21:07+1Вам нужно больше защиты носить с такой статистикой.
Pavel9860
04.01.2019 22:00+1Можно выделить следующие причины:
-отсутствие опыта
-усталость, ошибки в расчете взлетной дистанции
-отказ техники (не моей)
-усталость, дискомфорт
-спешка
-усталость, пренебрежение погодными условиями
-усталость, недостаток реакции
Когда упал с самоката, тоже не первую неделю без остановки работал
Всегда в защите и пристегнутый, на самокате был без шлема, но помог бы только full-face. В тоже время предпочитаю не самые жесткие комбезы и открытые шлемы(на всем, кроме спорт-байков) в них лучше чувствую обстановку.
Так что, скорее, «Сон и питание основа летания»
Mabusius
04.01.2019 15:30+1Вы в лотерею не пробовали играть?
Pavel9860
04.01.2019 19:03Давно пробовал играть в покер и рулетку, ничего не выиграл и не проиграл.
Верю скорее в реакцию и навык действий в стрессовых ситуациях.extempl
05.01.2019 05:57Вера верой, но статистика у вас, скажем прямо, уникальная.
Так что, скорее, «Сон и питание основа летания»
Либо вы слишком поздно это поняли, либо поняли давно, но вам
нравитсяи так норм.Pavel9860
05.01.2019 16:01Есть знакомые с подобной статистикой, но все равно далеко до бейсеров). Даже если добавить десятки случаев, когда все у меня прошло удачно. Взлеты, посадки в грозу, полеты между фронтов, посадки с пробитым колесом, в болото, падение мощности при пролете под мостом, потери сознания от перегрузок при пилотировании; расхождения в сантиметрах от машин, выставлял ногу и поднимал падающий мот на скорости ~100км/ч, поворот по обочине на 140км/ч, шашки, обгоны, соревнования… случаи из промышленного альпинизма…
Из того, что запомнилось — прямо перед нами резко остановился красный пикап на светофоре, объехал его по правому ряду. Только я был на заднем сиденье(!) мотоцикла, рулил весом. Подруга спереди растерялась, зажала задний тормоз до юза, но даже с передним оттормозиться было мало шансов.
Повторюсь, почти все происшествия были в состоянии, «тут бы поаккуратнее надо… да похрен», когда уже тяжело оценить и собственное состояние, обычно реакция и отсутствие паники полностью позволяют избежать последствий.
Кстати финансово последствия были весьма подъемными, авиа техника была не моей, свою не бил), мотоциклы (Transalp 600, Triumph Tiger) страдали не сильно, чинил сам, машины (Rover 75, Volvo S60) были не самые новые. В половину зп всегда вписывался
denis-isaev
04.01.2019 21:01+1Интересно, в SF с их уклонами на улицах, самокат вообще способен в горку человека затащить? Или на них катаются только там, где поровнее? :)
0o0
03.01.2019 23:00Диаметр колес небольшой, так что в горку едет.
Ваш кэп.denis-isaev
03.01.2019 23:11Ну я хз, интернет завален обзорами по которым легко сделать вывод, что взрослого человека большинство дешевых электро-каталок в горки завозят с ощутимыми проблемами или не завозят совсем, более-менее дорогие аппараты заводят уверенно, но это в обычные горки. А тут речь про SF с их скаладромами вместо улиц.
Я даж не уверен, что там хватит сцепления при приводе на переднее колесо, не говоря уже о мощности.
PiaFraus
03.01.2019 23:33> А тут речь про SF с их скаладромами вместо улиц.
Всё же в СФ скалодром только на нескольких холмах, которые по большему счёту туристические. Центр города же довольно плоский. На велосипеде не было никаких проблем.denis-isaev
03.01.2019 23:47Ну вот и интересно как они подружили холмы с самокатами, или банально бросают самокаты внизу.
На велике, кмк, в крутую горку (по асфальту) реальнее, чем на самокате. Есть соотв. передачи, привод на заднее колесо.PiaFraus
04.01.2019 00:01Я не видел на этих холмах даже велосипедистов (кроме себя и своей жены, когда мы не знали на что подписались). Большинство нужных дорог и мест не включают в себя проезд по этим холмам. Так что да, катаются там где поровнее.
0o0
03.01.2019 23:33Ого, крутой подъёмчик.
Да, тут можно и зубья оставить или обмотка высыпится просто после того как сгорит.
Забираю свои слова обратно ^ ^
DrZlodberg
03.01.2019 23:40+1В такой подъём и слабый мот (гражданская 125-ка например) только на первой вползёт. А так я впервые заметил эти машинки как раз потому, что как-то подозрительно шустро и без посторонних усилий ехали в подъёмы, в которые я на обычном ехал с огромным трудом. Скорее заталкивал его, чем ехал.
grinCo
04.01.2019 02:55Самое прикольное там это остановка на стопе не перекрестке -и трогание, колеса гребут пару секунд прежде чем тронуться.
Tomasina
04.01.2019 12:21Современные китайские полноприводные самокаты ржут с этой картинки.
Для них это не препятствие — два колеса по 350 Вт влегкую тянут и на большую горку.
Кстати, на внутреннем рынке уже полно электробайков, моноскутеров (одноколесные балансируюшие с сидушкой), и скайфутов.
denis-isaev
04.01.2019 20:05700Вт — это же слезы. Уверен, что на таком в сабжевую горку не получится заехать. На просторах ютуба я пока что встерчал только у одного чела видосы, где он по SF горкам (и то не как на картинке, а попроще) уверенно в горку едет. Но там у него Evolve на 3кВт. И помимо всего прочего он там говорит, что 1.5кВт доска в горку там не ехала.
Вот, можете сами глянуть: www.youtube.com/watch?v=v2i0PcJ2B7wTomasina
04.01.2019 22:09Фото тут
Mad__Max
05.01.2019 01:50Сильно зависит не только от максимальной мощности, а от типа двигателя, схемы его управления, наличия/отсутствия редуктора и диаметра установленных колес.
Т.к. заезд на крутую горку зависит не от максимально возможной мощности развиваемой двигателем как таковой, а от крутящего момента достигаемого на низкой скорости. Который от мощности зависит весьма косвенно.denis-isaev
05.01.2019 22:24Как это момент от мощности зависит косвенно? Они же гвоздями прибиты друг к другу.
И если учесть, что передаточное число в обоих устройствах фиксированное и максимальная скорость движения сопоставима, то не понимаю откуда там взяться большой разнице? Если, к примеру, представить, что на одном из устройств двигло с втрое большей тягой, то у него будет меньше оборотов, при той же мощности и тогда для того, чтобы иметь сопоставимую скорость ему как раз нужен редуктор или бОльшие колеса, которые нивелируют его втрое больший момент.
Или по другому: чтобы 700Вт двигатель имел на 100об/мин больший момент, чем 3кВт, последний должен быть существенно более высокооборотистым двигателем. Но такой бы не поставили на электроскейт ибо скейту ездить 120км/ч не надо. Ну или если наоборот, у первого максимальные обороты этими 100об/мин и ограничиваются. Но такой опять же нет смысла ставить на самокат т.к. хочется ездить быстрее 5км/ч, а если через редуктор, то бОльшая тяга тут и нивелируется.
Это конечно если отбросить варианты контроллеров, которые не используют движки на полную.Mad__Max
05.01.2019 23:54Ну какими гвоздями? Гвозди эти сильно резиновые — обороты на которых достигается эта мощность и передаточное число.
При одной и той же мощности достижимый крутящий момент может различаться в разы.
Высокооборотисные движки для таких применений дейсвительно не очень полезны, но их все-равно часто ставят. Просто потому, что достичь высокой мощности на высоких оборотах электродвигателя намного проще конструктивно (а сам двигатель получается легче по массе и дешевле в производстве, контроллер и проводка кстати тоже можно полегче и подешевле использовать) чем на низких. Расплата за это — низкий крутящий момент на наиболее актуальных оборотах.
Зато можно «крутые» цифры написать в технических характеристиках или даже названии модели (и при этом формально не соврать даже) о большой мощности двигателя. Ну и что, что эта мощность на практике никогда не достигается, т.к. контроллер обязан будет отключить тягу намного раньше чем двигатель раскрутится до максимальных оборотов где эта мощность достигается. По достижению максимальной разрешенной скорости движения (например 25 км/ч). Все-равно никто в этом кроме пары % гиков не разбирается и не учитывает. А вот «покупают киловаты» (с) работает. Как раньше «покупают мегапикели» — где больше, значит там камера и «круче». А о качестве оптики и физическом размере матрицы (которые намного больше чем мегапиксели на итоговое качество влияют) задумывались совсем немногие.
Хотя иногда наоборот учитывают и берут специально высокооборотисные движки — чтобы потом перешить контроллер, снять лимиты и гонять на очень больших скоростях.
Tomasina
06.01.2019 01:58если учесть, что передаточное число в обоих устройствах фиксированное
С чего бы это?
Про электронный редуктор (динамическая тяга) слышали? В недешевом мобильном электротранспорте в каждом моторе 16-48 обмоток, и их можно коммутировать по разному — и параллельно, и с разным фазным смещением, в зависимости от текущей скорости и нагрузки. Это влияет не только на энергосбережение, но и тягу.
billyevans
04.01.2019 04:29Еле едут, даже в небольшую горку, чуть быстрее чем пешком. Единственный самокат из тех, что я видел, который мог ехать адекватно быстро, сравнимо хотя бы с велосипедной скоростью был бензиновый ;-)
kalapanga
03.01.2019 23:58«Год самоката» это явно не про нашу страну. Живу в областном центре. Честно пытался вспомнить виденный мной в городе «индивидуальный электротранспорт». Смог вспомнить одного мужика на самокате, одного парнишку на моноколесе и пару детишек на гироскутерах — всё!
jrthwk
04.01.2019 09:32Кто бы мог подумать что при 5+ месяцах зимы, холода и снега открытые всем ветрам электроигрушки с махонькими колесиками будут непопулярны…
iandarken
04.01.2019 13:01Вот за это и люблю зиму. Все эти дегенераты, которые катаются по метро(!) на самокате, пропадают до весны, можно не бояться, что сзади мимо тебя вплотную такое чудо пролетит.
EasyX
05.01.2019 11:38Пользовался Lime в ряде городов на западном побережье США и в Варшаве. Просто песня, особенно для приезжего. Позволяет удобно прогулятся по городу без личного транспорта.
saag
Моноколесо следующий логический шаг — места занимает еще меньше, переносится в рюкзаке, позволяет так же быстро добраться из точки А в точку Б.
Yngvie
Мне кажется что моноколеса появились в массовой продаже чуть раньше. Но все же самокат как по мне требует меньше навыков, если сравнивать с лонгбордом или моноколесом.
И за счет руля позиция более устойчива (или как минимум кажется таковой)
ZetaTetra
Увы, у моноколеса слишком много зависит от сцепления, поэтому в зимнее время слишком сильно возрастает риск упасть. Даже на таких колесах как Z10. Поэтому для зимы больше подходят полноприводники типа Раптора, если заморочиться с влагозащитой.
(4 года на моноколесе, 2 года на рапторе и inmo).
Хотя, да, согласен, моноколесо для города более практично чем самокат.
dsapsan
Но разве у самоката нет проблем с сцеплением? (Сам ездил только на моноколесе). Ведь у них обычно очень маленькие колёса, а значит и протекторы меньше --> сцепление ещё хуже.
Ronkosa
Вам кажется, что все понимают о чем вы говорите, но на самом деле нет. Используйте, пожалуйста, названия устройств по которым можно их идентифицировать человеку который про них слышит первый раз.
По слову «раптор» вообще не понятно о чем вы говорите.
nochkin
Тут фишка в том, что такой самокат не надо с собой носить никак. Доехал до места и оставил на улице для следующего.
Да и многих привлекает просто платить по чуть-чуть по мере использования, чем сразу инвестировать во что-то большее и потом ещё вкладываться в ремонт-поддержку-зарядку и т.п.
dsapsan
Моноколесо — гораздо более личный транспорт, нежели самокат. Требования к навыкам и большая (по сравнению с самокатами) травмоопасность вряд ли позволят стать массовым прокату моноколёс. Да и обилие снега в некоторых городах является существенным препятствием (хотя он и самокатам мешает, но не знаю насколько сильно).
Хотя если рассматривать не как прокат, а как замену личному автомобилю и дополнение общественному транспорту, моноколесо — гораздо более привлекательно по ряду параметров (например, оно компактней и имеет меньшие габариты на дороге, не требует рук для управления).
dimm_ddr
Гораздо более привлекательно для человека, но, возможно, не для общества. Потому что чем будут заняты освободившиеся руки? Правильно, смартфоном. И если это станет распространено, то появятся сначала пострадавшие, а потом — регуляции и негативное общественное мнение. Впрочем это всего лишь возможный путь развития с несколькими смелыми допущениями, я не претендую на звание оракула.