Изначально я хотел описать конкретные продукты, сделать что-то вроде сводной таблицы, выявить средний балл “предпочтительности для SEO”… Но пока изучал вопрос обнаружил, что принципиальная разница есть только между платными и бесплатными продуктами, а внутри этих двух больших групп различия уже не столь значительны.
Кроме того, я не работал со всеми CMS, существующими на рынке, а значит, этот обзор получился бы как минимум необъективным, а если уж совсем откровенно, то однобоким. Поэтому я решил, что будет намного полезнее составить что-то вроде чек-листа с пояснениями, по которому можно проверить абсолютно любую систему управления сайтом и самостоятельно ее оценить.
Зависит ли популярность от стоимости?
И да, и нет. В том смысле, что если бы топовые платные системы были бесплатными, они бы, вероятно, имели еще большую популярность. Вот пример сводного рейтинга CMS Magazine (http://ratings.cmsmagazine.ru/cms_analytics/ за 14.12.2018):
В первой десятке есть и платные, и бесплатные CMS, причем первые два места делят между собой платный 1С-Битрикс и бесплатный Wordpress. Вторая колонка — количество сайтов, созданных на каждой CMS (участвующих в рейтинге). Видно, что полностью платный 1С-Битрикс опережает по этому параметру полностью бесплатный Wordpress больше, чем в два раза. А еще одну очень популярную систему Joomla! — больше, чем в три раза.
Конечно, агрессивная маркетинговая политика 1С-Битрикс хорошо известна и играет далеко не последнюю роль в формировании такой картины. Но первостепенное значение имеет вовсе не маркетинг, а комплектация. И как бы ни обвиняли платные CMS в ограничении творчества, жажде наживы и шаблонности, чего у них не отнять — так это функциональности и сервиса. Особенно это становится очевидным, если вы занимаетесь SEO.
Как выглядит CMS, подходящая для SEO?
Давайте перейдем к конкретике. Зачем-то ведь они нужны, эти платные CMS.
Настройка шаблонов метатегов и title.
На небольших сайтах это не так критично, на больших (скажем, интернет-магазин на 8000 позиций) превращается в задачу, которую нереально выполнить вручную.
Можно ли написать нужный модуль самостоятельно? Да, можно, если умеешь.
Создание и редактирование sitemaps и robots.txt
Руками это тоже делается без проблем. Но куда приятнее, если система помогает в мелочах. Опять же, если это интернет-магазин, у которого то и дело пропадают и появляются страницы, то это должно моментально отражаться на структуре, которая выводится в sitemap. Частота индексации страниц тоже задается этим файлом.
Хороший текстовый редактор
Хороший — это тот, который: умеет очищать стили, обучен автоформату, может прописывать нормальные ссылки, заголовки, добавлять таблицы, и т. д. А если еще и понимает текст после «Типографа» и есть предпросмотр — так и вовсе замечательно.
Можно ли без него? Да можно, конечно, просто дольше. В том смысле, что оплатите больше времени контент-менеджера, или потратите собственного.
Работа с редиректами
CMS для SEO должна уметь настраивать редиректы, причем по страницам и уровням. Чтобы при изменении структуры сайта максимально быстро передавать вес и не тормозить переиндексацию.
Что если не умеет? Плохо, придется прописывать руками. Опять же, применяем к интернет-магазину на 8000 позиций в 100 категориях на трех уровнях вложенности и получаем увлекательный квест.
Drag-and-drop
Уже слышу про «Зажрались совсем!», но… господа, это и правда удобно. Хорошо, пусть не «drag-and-drop», а хотя бы «cut-and-paste». И не просто отсюда «cut», а вон туда «paste», а еще и со сменой URL и 301-м редиректом. Ну ладно-ладно, 301-й пусть отдельно настраивается.
Ручками-то никак? Да можно, можно. Просто часики-то работы специалиста тикают, не забываем.
Настройка хлебных крошек вручную
Стоп! Это что, первый пункт про что-то неавтоматическое? Ну да, иногда не нужно, чтобы breadcrumbs формировались из заголовков. Не так уж и редко, между прочим.
А если нет такой возможности? Тогда наступает время танцев с бубном на костылях.
Возможность настройки ЧПУ
Это не про станки, а про URL, которые для людей. В некоторых CMS неплохо прописываются автоматически, в других прописываются автоматически плохо, в третьих только вручную, а в четвертых… все очень плохо. Полезная штука для продвижения и повышения кликабельности.
Чем больше возможностей — тем лучше. Например, замечательно, если CMS создает уникальные ЧПУ для страниц, которые подбираются в каталоге системой фильтров.
Вручную создавать такой функционал? Почему бы и нет. Если есть свободное оплаченное время.
Исключение дубликатов
Некоторые CMS создают дубликаты страниц, которые потом нужно удалять, если нет цели выяснить, действительно ли это отрицательный фактор при продвижении сайта.
Это скорее даже не столько функционал, сколько известный баг, который сразу нужно проверять для ряда CMS.
Для продвижения интернет-магазинов отдельный плюс, если есть возможность задать rel=”canonical” на уровне CMS: упрощает настройку фильтров в каталоге.
Если CMS сама умеет находить дубли и пустые страницы — еще один жирный плюс.
Поддержка микроразметки
Если мы хотим красивые сниппеты (а мы хотим), нам не помешает поддержка микроразметки страниц.
Без микроразметки сегодня продвигаться не принято, соседи по топу не поймут. Если CMS ее не поддерживает (а так тоже бывает), то придется потратить время на создание велосипеда.
Специальные параметры для картинок
Alt и title для картинок — вроде бы простая и понятная функция, но в некоторых системах почему-то не предусмотрена. А возможность редактировать EXIF и вовсе относится к редким опциям, хотя и очень полезным.
Если выкладываете на сайт авторские фотографии (например, в каталог товаров), то пригодится функция нанесения водяных знаков. Будет меньше неоплаченных копий в сети, разбавляющих уникальность вашего контента.
Можно ли обойтись без всего этого? Если сайт относится к виду корпоративных пятистраничных обыкновенных, то можно. Если это уже полюбившийся нам интернет-магазин… да сотовых телефонов… да на каждую модель по 5 фото и 3 цвета задней крышки… Ну вы поняли.
Специальное место для кодов метрик
Очень удобно настраивать метрики, если для них в CMS предусмотрено специальное продуманное и единообразное пространство.
Ну а если нет, то это не самый критичный момент, в принципе много времени не отнимет. У Google есть Tag Manager, который закрывает этот функционал.
Настройка конверсий
Это которые в «Метрике» и «Analytics»? Да, они самые. Если мы хотим, чтобы учитывались клики по кнопкам на сайте (а мы хотим), то для них нужно прописать цели и события. В некоторых CMS есть встроенные инструменты для этого, поэтому не придется отвлекать лишний раз программиста.
Если у вас CMS такого сделать не позволяет, то закладывайте бюджет на работу специалиста. Чем больше кнопок нужно «подсветить» в метриках, тем больше потребуется бюджет. Плюс, если речь об интернет-магазине, то вы наверняка захотите проводить A/B-тестирование. А эксперименты всегда связаны со сбором большого массива данных.
Для SEO это будет важно, если по условиям договора требуется выполнение некоторых KPI. Ну и в целом, вы же наверняка хотите знать, как там конвертируется трафик с поисковых систем?
Интеграция с внешними сервисами и системами
И тут не столько даже об 1С (хотя и о нем тоже), который относится, скорее, к логистике и автоматизации бизнеса, сколько об онлайн-чатах и подобных вспомогательных сервисах. Сейчас чаты выводятся прямо на страницу поиска, поэтому если их нет, то это просто еще одна упущенная возможность.
Если CMS не умеет подключать сторонние сервисы через нативный модуль или как-то еще, то придется интегрировать вручную. А это автоматически означает увеличенный бюджет на продвижение и потенциальные проблемы с работоспособностью.
404
Это не просто «дырка» в сайте, а конкретное место, куда попадает пользователь, попытавшись заглянуть в бездну. Страницу с кодом «404» нужно настраивать так же тщательно, как остальные. А для этого нужны соответствующие инструменты.
Если инструментов нет, то придется это делать вручную.
Ради чего такая дотошность?
Это может странно прозвучать, но ради безопасности бюджета заказчика. Я описываю мелочи, из которых формируется стоимость работ наших специалистов.
Простой пример: настройка 301-го редиректа на сайте, где CMS это предусматривает, займет не более часа работы. На сайте, где такого функционала нет — до целого рабочего дня. Программисту мы заплатим в любом случае, и заплатим из вашего бюджета на SEO.
Важно понимать: на этапе разработки то, что я перечислил, не играет особенной роли. Сайт будет работать и без этого. И здесь возникнет естественный соблазн сэкономить. Но на этапе продвижения эти пункты опять возникнут. И мы либо сделаем быстро и дешево, либо долго и дорого (нам больше нравится первый вариант). Но сделаем обязательно: без этих базовых настроек мы не можем гарантировать результат.
Но и это не все: сайт живет и развивается, он постоянно меняется. Инициаторами тех или иных изменений будем мы сами, когда это потребуется для достижения новых вершин. И всякий раз будет возникать аналогичная ситуация: мы либо снова делаем все долго и дорого, либо делаем быстро и дешево (а иногда и бесплатно). Чем больше мы создали вынужденных временных решений на начальном этапе, тем дороже будет их дорабатывать потом.
Платные CMS за относительно демократичную стоимость дают сервисы, поддержку и определенный уровень безопасности, чем открытые системы похвастаться не могут. Получая лицензию, вы автоматически подписываетесь на все крупные обновления.
Отдельно стоит упомянуть, что в отличие от многих популярных бесплатных CMS, платные имеют собственные стандарты. Это означает некоторые ограничения для разработчиков, но зато исключает необходимость разбираться в костылях и дебрях чужого кода.
То есть, платить обязательно?
Нет. Если сайт сделан на бесплатной CMS, которая отвечает описанным требованиям и не ломается без веских причин, то мы только порадуемся, а для себя поставим соответствующую отметку и будем рекомендовать другим заказчикам.
Пока, к сожалению, мы такого не видели. И даже наиболее удачные платные CMS из коробки все равно приходится дорабатывать и расширять модулями. Но и это дешевле, чем разрабатывать решения с нуля.
Поэтому мы почти всегда рекомендуем переезд на одну из платных CMS до начала работ по продвижению сайта.
«Почти всегда?»
Да, есть случаи, когда это не имеет особенного значения. Их не так много:
— Лендинги/одностраничники. Потенциальный объем работ настолько невелик, что любая коробочная версия будет избыточной.
— Сайты-визитки. Если на сайте ничего не происходит и там всего три-пять страниц, то нет экономического смысла покупать коммерческую CMS.
— Небольшие корпоративные сайты. Справедливо все, что сказал про визитки.
Это не значит, что вы не можете выбрать хорошую коробочную CMS для этих целей. Просто мы не будем на этом настаивать.
А в каких случаях будете?
Если у вас коммерческий сайт. Особенно если это интернет-магазин. Особенно если он на 8000+ позиций. Чем сложнее сайт, тем больше вероятность, что для продвижения нужна будет хорошая CMS или большой бюджет на доработки.
Надеюсь, что эта информация была для вас полезна, выбирайте CMS с умом и удачи вам!
Комментарии (12)
kotomyava
18.12.2018 10:14+3Полная вода — никакой конкретики, никаких примеров и обоснований тезиса о превосходстве платных CMS. Нет сравнения, нет упоминания конкретных CMS, и их возможностей.
У некоторых бесплатных CMS, возможно, нет «из коробки» всех упомянутых возможностей, но они почти всегда есть в расширениях. Но это и для платных свойственно, по крайней мере, построенных модульно, а не в виде монстровидного монолита.
А многое и просто вымысел, или недомыслее, например:
Отдельно стоит упомянуть, что в отличие от многих популярных бесплатных CMS, платные имеют собственные стандарты. Это означает некоторые ограничения для разработчиков, но зато исключает необходимость разбираться в костылях и дебрях чужого кода.
Стандарты есть в любом серьёзном проекте. Где-то даже жёсткие стандарты code style, например в Drupal. Ho это не помогает на практике сделать код конкретного проекта лучше, если кто-то не следит за соблюдением этих стандартов в этом конкретном проекте. Под Bitrix, тот же, говнокодят порой так, что даже хуже самого битрикса умудряются наваять, что само по себе не просто.
servekon
18.12.2018 11:42На сайте, указанном в профиле автора, стоит банер, что они являются «Золотым сертифицированным партнером Битрикса» и
Конечно, агрессивная маркетинговая политика 1С-Битрикс хорошо известна и играет далеко не последнюю роль в формировании такой картины.
Сам себя не похвалишь — никто не похвалит.
varz62
18.12.2018 15:47тогда уж лучше на фреймворке под требования СЕО и заказчика
дороже конечно чем платная CMS но за то так как нужно
а допиливать платную CMS двойная трата денег
kuftachev
18.12.2018 22:43Для части описанных задач нужен HTML+CSS, там даже особо серверная часть не совсем нужна.
Для второй части, это все пишется за часы один раз, а потом пользуется в веб-студии без всяких CMS.
Руками писать все равно в разы быстрее получится, если хоть на шаг отходить от того, что умеют плагины к CMS.
Интеграция с сервисами тоже самое, обычно нужно 5 функций из всего API( это максимум, а то и всего две), что делается также руками. И сервисы в основном нужны одни и те же. Ну или веб-студия со временем создаст свою реализацию по частям от разных клиентов.
В общем, вообще странно относить CMS к SEO.
n0wheremany
Не хватает конкретики в выводе — таблицы соответствия вашим требованиям этими же топ 10 CMS.
Без неё, как мне кажется, это просто вода.
HerrDirektor
Именно! Так много слов и так мало по делу.
Автору не помешало бы раскрыть тему.
Платная CMS ХХХ умеет вот это и это, бесплатная УУУ не умеет… В таком ключе.
sergof
Я начну, пожалуй, а все желающие могут дополнить. Итак:
1. Платная CMS это хороший (не абсолютный, но хороший) индикатор «жирности» заказчика. Платная CMS, в отличии от бесплатной, в среднем умеет приносить больше капусты с клиента.
napa3um
Всё верно, сама продажа CMS конечному покупателю сайтов в век облаков — изжившая себя экономическая модель. Это как в магазине автомобилей продавать покупателю не автомобиль, а набор отвёрток для его сборки. Конечному автолюбителю, в общем-то, не очень важно, как именно собирали его автомобиль, главное его надёжность, скорость, удобство, экономичность и т.д., и в этом смысле CMS — это внутренний продукт (или покупной инструмент) самой веб-студии, чтобы обеспечить эти характеристика конечного продукта.
nckma
Тем более, что многое из перечисленного может даже бесплатная Joomla, которая не на первом месте.
DmitryLunin Автор
Не было задачи делать сводную таблицу, об этом в самых первых строках написано. Задача была описать, что требуется для SEO от CMS, чтобы можно было к конкретному варианту приложить и понять, насколько нужны вложения в CMS сейчас, насколько это окупится в будущем. Мне казалось, что это практичнее. Но по комментариям вижу, что подобные материалы востребованы, сделаю в будущем и сводную таблицу.
sergof
Зачем откладывать на завтра то что можно сделать сегодня? Вы же провели исследование, собрали материал, пришли к выводам? Следовательно, у вас должны быть для этого все необходимые данные. Нужно лишь оформить их сухой остаток в таблицу и показать ее в конце поста или в комментарии.
kotomyava
Тогда не надо было и упоминать о «платных CMS» вовсе, и о других домыслах, и написать в ключе: «Что нужно от CMS, чтобы быть удобной для SEO», например. И это даже была бы не бесполезная публикация.