Интернет-магазины на продвижении, по нашему опыту, оказываются одновременно и более перспективными, и более проблемными проектами, чем обычные сайты. И если вам здесь видится противоречие, то добро пожаловать под кат, где я расскажу, о чем идет речь. А заодно подскажу, что можно заранее предусмотреть, чтобы потом не оплачивать дополнительно.
О, тут есть о чем рассказать:
Классно в этом то, что есть возможность обсуждать услугу на языке бизнеса и с точки зрения его экономики. А значит, общение теоретически должно занимать меньше времени, а его эффективность — быть выше.
К сожалению, в реальности интернет-магазины приходится развивать совместно с владельцами, потому что первое, с чем мы сталкиваемся — огромное количество непродуманных аспектов и банальных недоработок. А это автоматически увеличивает бюджет на те работы, которые нужны для их исправления.
Попробую перечислить те проблемы, которые лучше недорого решить уже на этапе разработки, чтобы не пришлось заказывать их у нас отдельно.
![image](https://habrastorage.org/webt/ut/gh/gn/utghgnaqwm4u2hncpxjocdrfufi.jpeg)
Владелец не видит, что время загрузки страниц превышает норму, так как неопытным глазом это и не заметить. Но цифры показывают: как только на сайт «приземлится» одновременно 300 пользователей, он тут же ляжет, и о продажах можно дальше не рассуждать.
![image](https://habrastorage.org/webt/sv/ji/jp/svjijp2sccr9x9vpxslejyncyt8.jpeg)
Владелец даже может и осознавать, что считать посетителей и товары в корзине важно, но…
![image](https://habrastorage.org/webt/tw/hx/fs/twhxfskwcehtcezdhnbdbxx-tlq.jpeg)
Не стану утверждать, что их не бывает качественных, но… Мне такие не попадались. Особенно, среди тех, что подразумевают онлайн-торговлю. И дело даже не в эквайринге или модулях для вывода заголовков (хотя и в них тоже). Обидно, когда приходит магазин, который уже два года нарабатывает клиентскую базу, а ее даже толком выгрузить по сегментам нельзя.
![image](https://habrastorage.org/webt/sx/rg/kt/sxrgktkaeyieldnmxpkqxb9rdlq.jpeg)
Практически никто не строит системы догоняющих и триггерных рассылок (за исключением базовых, обслуживающих заказ), рекламу по сегментам, ретаргетинг. Сказывается и банальное отсутствие знаний об их существовании, и предыдущий пункт.
![image](https://habrastorage.org/webt/ra/oh/52/raoh52mbgpuu-ud3u0dpsjjai1y.jpeg)
В большей степени это относится к старым сайтам и сайтам, сделанным «на коленке». Владельцы склонны в буквальном смысле влюбляться во внешний вид, даже если он бесконечно устарел. Это особенно сильно проявляется, если у интернет-магазина есть мизерная постоянная аудитория. С одной стороны, это говорит владельцу, что текущий вид сайта «работает», а с другой — что эта самая аудитория очень огорчится, увидев изменения.
![image](https://habrastorage.org/webt/nb/iu/da/nbiudac5r1zlezo-cqitc4ib4gc.jpeg)
Есть товары, которые хочется любить, и товары, которые любить не хочется. В тех областях, где товары сложнее описывать, их, как правило, не описывают.
![image](https://habrastorage.org/webt/0j/x2/74/0jx274qc331he8a-mkkyg_8wc1a.jpeg)
Такое случается редко, но бывает. Характерно для интернет-витрин, где нельзя оплатить, но можно сформировать заявку.
![image](https://habrastorage.org/webt/lb/c2/7g/lbc27gzfvvmov8kmjkikckpxjqk.jpeg)
Знаю, что есть споры по поводу влияния онлайн-консультантов на поведенческие факторы, но я никаких реальных негативных последствий их использования не встречал. Зато встречал реальные случаи ухода со страницы «Вопрос — ответ», когда ответа так и не нашлось.
![image](https://habrastorage.org/webt/sp/un/fg/spunfg7iis6gvb_1l2b3z9fsyj0.png)
На смартфонах сайт превращается в какую-то невероятную кашу, и работать с ним решительно невозможно.
Я перечислил только те факторы, которые вам стоит учитывать, даже если вы не собираетесь прямо сейчас заказывать продвижение. SEO на них даже не начинается, это скорее приведение к базовому уровню, на котором имеет смысл начинать работу, чтобы не делать ее впустую.
Если что-то из перечисленного вы можете отнести к себе, то рекомендуем исправить недостатки и улучшить ваш интернет-магазин уже сегодня.
Что нам нравится в интернет-магазинах
О, тут есть о чем рассказать:
- Во-первых, речь идет о прямой торговле, поэтому тот самый «эффект от продвижения» заказчик почувствует сам по росту продаж. А это огромный плюс, когда вы говорите о целесообразности вложений и возможности расширения.
- Во-вторых, интернет-магазины работают с более «горячей» аудиторией, поэтому можно рассчитывать на более высокую конверсию, чем с обычного сайта. Тут, конечно, составляющих успеха очень много, но при прочих равных это именно так.
- В-третьих, другие измеряемые показатели, на которые ориентируется заказчик, формальны и понятны. Это не группа в VK, где лайки и репосты могут не значить ровным счетом ничего.
- В-четвертых, кроме SEO, для интернет-магазинов актуальны и другие инструменты, если они у вас, конечно, есть. Агрегаторы, контекст, да хоть арбитражный трафик. Все, что создает лиды, продается или дарится как приятный бонус, причем с первого месяца работы. И это дает эффект.
- В-пятых, владельцы интернет-магазинов обычно уже имеют некоторый опыт торговли и лучше понимают логику вложений в рекламу, потому более открыты к вашим предложениям.
Классно в этом то, что есть возможность обсуждать услугу на языке бизнеса и с точки зрения его экономики. А значит, общение теоретически должно занимать меньше времени, а его эффективность — быть выше.
Что нам не нравится в интернет-магазинах
К сожалению, в реальности интернет-магазины приходится развивать совместно с владельцами, потому что первое, с чем мы сталкиваемся — огромное количество непродуманных аспектов и банальных недоработок. А это автоматически увеличивает бюджет на те работы, которые нужны для их исправления.
Попробую перечислить те проблемы, которые лучше недорого решить уже на этапе разработки, чтобы не пришлось заказывать их у нас отдельно.
Неготовность к нагрузкам
![image](https://habrastorage.org/webt/ut/gh/gn/utghgnaqwm4u2hncpxjocdrfufi.jpeg)
Владелец не видит, что время загрузки страниц превышает норму, так как неопытным глазом это и не заметить. Но цифры показывают: как только на сайт «приземлится» одновременно 300 пользователей, он тут же ляжет, и о продажах можно дальше не рассуждать.
«Да у нас таких нагрузок не бывает, о чем вы! Начнет посещаемость расти, тогда будем решать вопросы: по мере их поступления».Нет, до этого мы доводить не будем, хотя бы потому, что плохо отстроенный сервак мешает нормальной индексации. И поверьте, вы не хотите на своем опыте узнать, что такое упавший сайт в разгар очередной «Черной пятницы», когда скупают буквально все, в том числе и ваше автомобильное масло с 10-процентной скидкой.
Полное или почти полное отсутствие метрик
![image](https://habrastorage.org/webt/sv/ji/jp/svjijp2sccr9x9vpxslejyncyt8.jpeg)
Владелец даже может и осознавать, что считать посетителей и товары в корзине важно, но…
«Чего тут считать, если их 100 человек в месяц, из которых 80 — постоянные? Да мы их всех в лицо знаем и по голосу узнаем»Мы все любим клиентоориентированность. Жалко только, что владельца мало беспокоят те, кто проходит по сайту и ничего не покупает. А ведь им тоже есть что предложить. Спрашиваем пароли от систем аналитики, заходим, и обычно, кроме базовых отчетов, там ничего нет. И это очень печально, потому что нам бы эти знания, накопленные за пару лет не самой удачной работы, сейчас пригодились. Что ж, придется настраивать их только сейчас.
Бесплатные CMS
![image](https://habrastorage.org/webt/tw/hx/fs/twhxfskwcehtcezdhnbdbxx-tlq.jpeg)
Не стану утверждать, что их не бывает качественных, но… Мне такие не попадались. Особенно, среди тех, что подразумевают онлайн-торговлю. И дело даже не в эквайринге или модулях для вывода заголовков (хотя и в них тоже). Обидно, когда приходит магазин, который уже два года нарабатывает клиентскую базу, а ее даже толком выгрузить по сегментам нельзя.
«Мы для “разгона” пока вот эту поставили, она бесплатная. Объемы маленькие, можно все в экселе вести, зачем тратиться на коробочную дорогую CMS-ку?»Затем, что когда сайт начнет генерировать по 30–40 заказов в сутки, станет очевидно, насколько выбранный инструмент не соответствует потребностям. И чтобы этого не случилось, мы предложим вам вариант получше, чтобы сэкономить на разработке в будущем: придумывать бесконечные «костыли» каждый раз, как ваша CMS будет на что-то не способна, обойдется намного дороже.
Отсутствие сценариев работы с сегментами
![image](https://habrastorage.org/webt/sx/rg/kt/sxrgktkaeyieldnmxpkqxb9rdlq.jpeg)
Практически никто не строит системы догоняющих и триггерных рассылок (за исключением базовых, обслуживающих заказ), рекламу по сегментам, ретаргетинг. Сказывается и банальное отсутствие знаний об их существовании, и предыдущий пункт.
«Если акция, то делаем рассылку, а чтобы каждому свое предложение слать, у нас просто нет по клиентам таких данных!»Причина в той же бесплатной CMS и неумении работать с метриками. Чем это плохо для сеошника? Например, тем, что очевидные лиды будут попросту не доведены по «воронке» должным образом. И нас такие вопросы будут интересовать, если вы хотите оплачивать лиды.
Дизайн-консерватизм
![image](https://habrastorage.org/webt/ra/oh/52/raoh52mbgpuu-ud3u0dpsjjai1y.jpeg)
В большей степени это относится к старым сайтам и сайтам, сделанным «на коленке». Владельцы склонны в буквальном смысле влюбляться во внешний вид, даже если он бесконечно устарел. Это особенно сильно проявляется, если у интернет-магазина есть мизерная постоянная аудитория. С одной стороны, это говорит владельцу, что текущий вид сайта «работает», а с другой — что эта самая аудитория очень огорчится, увидев изменения.
«Клиентам нравится, зачем менять? Мы проводили опрос: говорят, что все нормально».Это типичный случай «ошибки выжившего»: аудитория, которой не понравился сайт, никогда уже не расскажет, что именно было не так. Для этого нужны A/B-тесты. Но когда мы их проведем, то будьте готовы, что некоторые кнопочки могут «переехать» на другой край экрана, а вам придется привыкать к новой структуре.
Небрежное отношение к собственному товару
![image](https://habrastorage.org/webt/nb/iu/da/nbiudac5r1zlezo-cqitc4ib4gc.jpeg)
Есть товары, которые хочется любить, и товары, которые любить не хочется. В тех областях, где товары сложнее описывать, их, как правило, не описывают.
«Я понимаю, если бы я плюшевых мишек продавал: написал бы какие они милые, добрые и классные. Но я продаю гаечные ключи! Что про них вообще можно написать, кроме того, что они на 12 или на 9?!»На самом деле, можно, хотя именно с гаечными ключами будет непросто. Описания, фотографии, характеристики — все это нужно будет создавать с нуля, если сейчас в каталоге пусто.
Отсутствие связи со складом
![image](https://habrastorage.org/webt/0j/x2/74/0jx274qc331he8a-mkkyg_8wc1a.jpeg)
Такое случается редко, но бывает. Характерно для интернет-витрин, где нельзя оплатить, но можно сформировать заявку.
«Если у нас закончится стальной лист на складе, то мы просто клиенту позвоним и скажем, что его нет. Каждый раз что ли на сайте информацию менять? Да мы ему лучше другое что-то предложим, чем он просто не оставит заявку».Да, каждый раз, но не вручную, конечно. Делается очень просто: нужна интеграция с 1С. Вам нравится узнавать, что вы зря на что-то надеялись? Никому не нравится. Не заставляйте потенциальных покупателей испытывать такие эмоции. А предлагать «что-то другое» лучше специально разработанными для этого средствами.
Отсутствие связи с людьми
![image](https://habrastorage.org/webt/lb/c2/7g/lbc27gzfvvmov8kmjkikckpxjqk.jpeg)
Знаю, что есть споры по поводу влияния онлайн-консультантов на поведенческие факторы, но я никаких реальных негативных последствий их использования не встречал. Зато встречал реальные случаи ухода со страницы «Вопрос — ответ», когда ответа так и не нашлось.
«У нас просто некому отвечать, лучше пусть звонят по телефону. А так напишут, им не ответят, и еще хуже будет».Если не ответят — да. Но это сегодня вообще не проблема, и даже не всегда требуется нанимать отдельного сотрудника. Современные CRM уже включают в себя возможность интеграции всех возможных форм, включая обращения из соцсетей. Входящие обращения оформляются как лиды мгновенно, а дальше подключается выбранный для каждого типа сценарий. Хотя если уж начистоту, то работать без оператора как-то несолидно для компании, нацеленной на результат.
Неадаптивное исполнение
![image](https://habrastorage.org/webt/sp/un/fg/spunfg7iis6gvb_1l2b3z9fsyj0.png)
На смартфонах сайт превращается в какую-то невероятную кашу, и работать с ним решительно невозможно.
«Пока рассчитываем только на тех, кто заходит с компьютера. Все равно неудобно с телефона заполнять форму в корзине, пусть из дома оформляют».Очень плохо, что неудобно заполнять форму! С мобильного телефона вообще должно быть можно все сделать в один клик и с подтверждением по SMS. Мобильного трафика сейчас очень много, а вы мало того, что отсекаете огромную часть потенциальной клиентской аудитории, так еще и увеличиваете процент отказов на сайте. В общем, опять поведенческие, плюс исключение социальных сигналов с мобильных телефонов — очень плохо и для SEO, и для продаж.
Что мне делать с этой информацией?
Я перечислил только те факторы, которые вам стоит учитывать, даже если вы не собираетесь прямо сейчас заказывать продвижение. SEO на них даже не начинается, это скорее приведение к базовому уровню, на котором имеет смысл начинать работу, чтобы не делать ее впустую.
Если что-то из перечисленного вы можете отнести к себе, то рекомендуем исправить недостатки и улучшить ваш интернет-магазин уже сегодня.
Комментарии (5)
Vladzimir
05.12.2018 12:50А можно немного расскрыть о ЦМС? Какая по вашему мнению платная ЦМС «затыкает за пояс» «бесплатную»?
DmitryLunin Автор
05.12.2018 12:59Можно, но лучше, наверно, отдельным постом, тема большая. У Битрикса, например, хорошее предложение именно для интернет-магазинов.
IAmTheWar
Отличная полезная статья, но упустившая три фактора
— лучшее враг хорошего
— клиент не всегда является бездонным денежным мешком, который просто жадничает. Зачастую у людей тупо нет денег на полноценный сайт с индивидуальной или платной CRM. Вот нету, хоть убей. Такие часто рассчитывают заработать капитал на слабоэффективном магазине и уже потом думать о развитии
— желание «сперва проверить как пойдет, а потом уже по мере поступления развиваться» обусловлено не только испытанием бесплатных CRM или жадности, но и желанием лично для себя определить — могу ли я этим заниматься (и хочу ли вообще). Владелец магазина такой же человек и так же зачастую находится в экзистенциальном поиске))
И еще — эволюция шла миллионами лет. Хотя стоп, Адам же сразу получился!
DmitryLunin Автор
Спасибо за комментарий, в основном согласен с вашими тезисами, но кое-что добавить себе позволю.
Это если «хорошее» — на самом деле хорошее) Слишком общая фраза, надо к конкретному случаю примерять. Обычно получается, что нет, не враг, потому что и хорошим не назовешь.
Мое мнение: ставить себе цель создать слабоэффективный магазин — очень странно.
Согласен, постоянно встречаю. Обычно такие люди закрываются совсем не из-за неправильно выбранной CMS: банально не выдерживают нового режима жизни, когда ненормированным становится и рабочий день, и ежемесячный семейный доход. Иногда берут перерыв, чтобы накопить средств и вернуться уже с опытом и пониманием того, что играть на этом поле нужно всегда на пределе возможностей, иначе просто раздавят конкуренты.