![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/ea8/663/0bb/ea86630bb4f02fed313009239f7eed69.jpg)
Одной из наиболее эффективных моделей монетизации мобильного приложения (игрового или обычного) может быть freemium. В прошлый раз мы рассказывали об основных факторах freemium-монетизации в игровых приложениях. А сейчас давайте рассмотрим случаи использования freemium-модели в неигровых приложениях на конкретных примерах.
Всего таких примеров два, и первый из них, не совсем удачный — история создателя приложения Comfy, Шавеба Хуссена, которая уже более месяца обсуждается в Сети. Второй пример – это опыт разработчика Пола Брауна, который на своем личном опыте решил решил показать, что freemium может быть весьма прибыльной моделью.
Итак, пример №1
Об этом случае рассказывает Шавеб Хуссейн, автор iOS-приложения Comfy Read. Это относительно простенькая программка-расширение (функция, поддерживаемая iOS 8), которая позволяла отправлять статьи из Сети на читалку Kindle в формате .mobi. Устанавливается приложение на любой iOS-девайс, после чего пользователь прямо из браузера может отправлять длинные статьи себе на Kindle для более комфортного чтения.
Поначалу автор вообще не собирался выкладывать свое приложение в каталог Apple, но через некоторое время решил проделать это “из профессионального любопытства”. Шавеб не стал продвигать Comfy Read, решив опробовать на практике только органический поиск и загрузки в App Store.
Comfy Read появился в App Store 21 января этого года, по цене $1.99. Для своей программы разработчик сделал простенький сайт со страничкой документации и контактами, и вскоре пользователи стали сами находить приложение в каталоге и покупать его. Следует заметить, что Шавеб указал ключевые слова для своего приложения (здесь мы рассказываем, почему это ТАК важно), а поскольку программа монофункциональна и предназначена для работы с Kindle, ее поиск не составлял никакого труда. Плюс ко всему, в мире миллионы пользователей Kindle и десятки миллионов пользователей iOS-девайсов, поэтому ComfyRead действительно стали покупать.
Ищи и найди
Для App Store не являются редкостью так называемые зомби-приложения (кстати, о них мы напишем следующий раз), которые никто не скачивает и которые не приносят своим разработчикам деньги. Comfy Read оказалось довольно востребованным в своей нише и даже стало приносить немного денег. Разработчик – человек, который в деньгах не слишком нуждался (а здесь речь идет о суммах порядка 10–15 долларов в день) не слишком нуждался, его больше интересовали дополнительные возможности приложения, при помощи которых можно было бы решить реальные проблемы.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/4de/ea5/a49/4deea5a4902168b1ad94158af8801ade.png)
Автор убрал свое приложение из App Store 17 мая. Он захотел провести несколько экспериментов по монетизации своей программы. Стоит отметить, что за 5 месяцев пребывания в каталоге приложений Comfy Read принесла несколько сотен долларов. С ее помощью пользователи обработали более 10 тысяч url-адресов. Автору было приятно видеть только положительные отзывы.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/2c7/c55/8b4/2c7c558b42913076d512eebb8040c9c7.png)
Все чаще стали появляться развернутые отзывы с пожеланиями и просьбами пользователей.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/ff5/9cb/2f4/ff59cb2f44d0cbad239902dd74841fc0.png)
Уровень конверсии приложения на момент удаления его из каталога составил 6-9%. В итоге только в апреле автор продал 97 копий программы.
Примерно такой же результат получился и по другим месяцам.
Переходим на Freemium
Шавеб решил, что если потенциальный пользователь Comfy Read скачает приложение бесплатно, а затем опробует его в работе, то вероятность совершения покупок внутри приложения возрастет. Таким образом разработчик рассчитывал повысить уровень конверсии/ монетизации.
Для попытки №2 была создана новая версия программы- Comfy Read 2, с возможностью бесплатной обработки нескольких статей и необходимостью оплаты дальнейшей работы приложения по исчерпанию лимита «кредита статей», подразумевающего одну статью в день. При оплате «кредита» пользователь получал возможность отправки статей на Kindle в любое время.
По мнению Шавеба, одной статьи в день было вполне достаточно для тестирования приложения со стороны пользователя. При этом существовала вероятность, что и этого будет хватать большинству людей, поэтому программа не принесет денег. Однако все это еще нужно было проверить. Уже 16 мая приложение снова оказалось в App Store. И снова никакого маркетинга, только органика:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/61b/0d4/247/61b0d424708b04306c55948b8717e765.png)
Уровень конверсии для пользователей, посетивших страничку приложения, составил 27,83%, это очень неплохой результат. Получается, один из трех человек, открывших страницу приложения, скачивал программу. Это на 300% лучше, чем в предыдущем случае.
«А как обстоят дела с доходом, удалось ли заработать больше?»- спросите Вы. Вот скриншот:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/0ec/038/79d/0ec03879d8294df6387635b2f27ff7cf.png)
Да, за 20 дней – всего 5 покупок. Шавеб/Разработчик/Создатель приложения Автор был несколько удивлен таким результатом.
В качестве вывода он говорит, что Freemium не всегда является лучшей альтернативой. В некоторых случаях такая модель позволяет увеличить уровень загрузок приложения, но вот денежный поток иссякает. С другой стороны, если нужна не прибыль, а количество загрузок, то freemium – явно более выгодный вариант.
Но, как всегда, и с этим можно поспорить.
История №2
Здесь речь пойдет о другом разработчике, Поле Брауне, который рассказывает об ином опыте смены модели монетизации приложения на freemium. Его приложение EZ Grade попало в App Store в июле 2012 года. Тогда он решил продавать программу (само приложение предназначено для студентов и позволяло вести подсчет баллов в процессе обучения). За первые полгода программа принесла Полу около 200 долларов. После этого разработчик перевел EZ Grade на freemium-модель.
По нижней части окна программы была пущена реклама, которую можно было отключить, заплатив небольшие деньги. Плюс ко всему учащийся получал в свое распоряжение еще одну нужную функцию для подсчета баллов. Новая версия была выпущена в январе 2013 года. Сразу же стало больше загрузок, а прибыль от покупок внутри программы значительно превышала прибыль от продажи приложения:
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/54b/ae2/c4c/54bae2c4c39d5680eda9db2c71dacff3.png)
В данном случае увеличение дохода связано с фактором, который разработчик ранее не учитывал: приложение стали использовать не только учащиеся, но и преподаватели, которые, совершая покупку внутри приложения, получали функцию, позволяющую ускорять подсчет* баллов учеников. Среднее время работы с Easy Grade составило 12 минут. А это значительное достижение для приложения, где используется реклама.
Кстати, этот же автор не так давно провел еще один эксперимент: он вдвое поднял стоимость in-app покупок для Cingleton talk. В результате количество покупок осталось прежним, а прибыль, получаемая разработчиком, удвоилась.
В качестве вывода
Конечно же, эти два случая нельзя использовать для серьезного анализа freemium-модели в приложении к неигровым программам для мобильных девайсов. Но становится понятным то, что не всегда ясно для начинающего разработчика: freemium – вовсе не панацея. Это сложная модель, которая может работать, а может и показать отрицательный результат.
В то же время эти два конкретных случая могут быть очень полезны для разработчиков, которые выбирают модель монетизации своего неигрового приложения здесь и сейчас.
Комментарии (3)
Makaveli
14.07.2015 18:44Мой опыт на основе пары приложений показал, что прибыль от отключения рекламы больше, чем от самой рекламы. Но у меня было очень мало пользователей. Возможно, когда у тебя их много и они постоянно пользуются приложением, реклама начнёт приносить больше.
Makaveli
14.07.2015 18:46Ещё, рассуждая о маркетинге, стоит упомянуть, что раньше в App Store был раздел с новыми приложениями в каждом разделе. Сейчас нет, поэтому расчитывать на то, что ты просто добавишь приложение в App Store и оно где-то появится и органический траффик сам собой хоть как-то пойдёт — уже не приходится
4knowledge
Вывод: однозначного выбора монетизации нет. Хотя конечно автор первого приложения не использовал рекламу в freemium, хотя это вряд ли спасло ситуацию.