Несколько лет назад я работал на агентство, которое входит в состав международного рекламного холдинга. Моей задачей было помогать известной платежной системе продавать свои сервисы крупным российским банкам.
Все начиналось с воркшопа, во время которого представители банка и платежной системы генерировали идеи, продумывали сценарии и обсуждали пользователей. Я должен был из этого многообразия отобрать ключевые вещи, на основе их спроектировать интерфейс и презентовать его участникам.
Одним из моих проектов было экспериментальное приложение мобильного банка. Приступая к проектированию, я сразу вспомнил финансовые концепты и постарался сделать что-то в схожем стиле.
Я сидел в переговорке, рядом с большим залом, в котором проходил воркшоп. Периодически ко мне заглядывал директор по продукту банка, чьему правлению нам предстояло презентовать проект. К тому моменту я уже многое сделал, поэтому мог показать некоторые макеты.
Директор по продукту посмотрел на главную страницу, которую я сделал в соответствии с модными на то время трендами, и сказал «Мой бизнес здесь!». Он ткнул пальцем ниже красивых карточек с балансом, в сторону операций перевода и оплаты, которые частично скрылись под скроллом.
В тот момент я понял свою ошибку и осознал ключевую вещь в построении любого бизнес-ориентированного интерфейса:
Интерфейс должен фокусироваться на действиях, которые помогают бизнесу заработать.
Хорошо подумав, становится очевидно, что банк зарабатывает на транзакциях, поэтому в первую очередь нужно показывать действия, которые провоцируют пользователя совершать переводы и производить оплату. Счет же, каким бы важным он не казался, несет лишь информационную составляющую.
Этот опыт многому меня научил и впоследствии я смог проектировать лучше и быстрее, потому что фокусировался на ключевых для бизнеса сценариях. Бизнес этот подход очень ценит, потому что начинает видеть в дизайнере партнера, а не творца, который заботится о своем портфолио.
Поэтому, прежде чем приступить к работе над новым проектом, задайте себе или заказчику вопрос «На чем зарабатывает бизнес?», после чего спроектируйте интерфейс таким образом, чтобы действия, влияющие на выручку, совершались чаще и как можно проще.
***
Стоит отметить, что в некоторых сервисах нет одного действия, от которого зависит выручка компании. Например, Gmail не зарабатывает на создании нового письма. Его задача?-?обеспечить удобную работу с почтой и связать сервис с другими приложениями Google. Эти действия повлекут за собой больше просмотров рекламы и переход на платные бизнес-аккаунты.
Комментарии (8)
staticlab
15.01.2019 17:16Директор по продукту посмотрел на главную страницу, которую я сделал в соответствии с модными на то время трендами, и сказал «Мой бизнес здесь!». Он ткнул пальцем ниже красивых карточек с балансом, в сторону операций перевода и оплаты, которые частично скрылись под скроллом.
В тот момент я понял свою ошибку и осознал ключевую вещь в построении любого бизнес-ориентированного интерфейса:
Интерфейс должен фокусироваться на действиях, которые помогают бизнесу заработать.А о пользователе вы вообще не думали, получается? Я захожу в банк-клиент только чтобы посмотреть баланс? Да я и так его примерно знаю. В том числе потому, что после покупки или прихода денег на счёт, мне придёт СМС или Пуш. А так ещё вы отняли у пользователей время, чтобы отыскать нужную ему операцию: перевести деньги другу за пиво в баре, кинуть денег на телефон или оплатить коммунальные услуги, посмотреть историю операций.
noodles
15.01.2019 17:55Есть цели пользователей (решить проблему) и цели бизнеса (заработать). Чем лучше эти цели “сходятся”, тем лучший симбиоз получается на выходе. Поэтому надо учитывать интересы обоих сторон.
staticlab
15.01.2019 18:02Да, но получается, что изначальный дизайн не учитывал ни цели пользователей, ни целей бизнеса.
roscomtheend
16.01.2019 10:56Вот и получается у таких «дизайнеров»… гм… продукт, которым невозможно пльзоваться, потому как его уже кто-то ел, в котором нельзя просто взять и получить информацию, а сначала на тебя выльют ушат рекламных помоев и предложат ненужные функции. Хорошо, если это платежи, а не «закажи гудок» какой, как любят мобильные операторы.
sidny_vicious
15.01.2019 18:27Именно поэтому многие системы для госсектора не нравятся пользователям и всячески саботируются персоналом.
Juralis
>> видеть в дизайнере партнера, а не творца
Какая мерзенькая, лакейская фраза. Конечно, следует помнить о наилучшей реализации поставленной задачи, а не просто самовыражаться за чужой счёт. Но противопоставлять партнёрство и творчество как-то не правильно.
vassabi
вот да.
во-вторых, я сейчас работаю с финансистами и их бизнес-аналитиками, так что я вам скажу — это не партнёры. Это творцы с большой буквы Т.
В очередной раз получаю новую версию техзадания, и удивляюсь от размаха правок. Если бы это были программисты, я бы точно сказал, что они не разбираются в предметной области (сущность А переделываем в сущность Б на четных итерациях, а потом обратно — на нечетных). Но вроде не — успешные ребята (на доп. программистов и сервера деньги по крайней мере зарабатывают)…
jaddd
А по мне так фраза просто очень неудачно сформулирована.
Очень нравится определение подхода работы архитекторов — по сути тех же дизайнеров.
Архитектура — это польза, прочность, красота.
Так и с дизайном программного продукта:
Польза — как используется и для чего, можно ли с помощью продукта достичь заданных целей.
Прочность — надежен ли продукт, качественно ли он обрабатывает, защищает ли данные и т.п.
Красота — красота оформления, красота внутренней организации и т.п.
И если забил на один из компонентов не удивляйся что получишь негативную обратную связь от бизнеса. Не интересен продукт с отклонением по какой либо из областей. Перед тем как делать по хорошему надо собрать информацию по применению, по требованиям к надежности и по требованиям к оформлению.