Процесс записи курса происходит таким образом, что преподаватель приходит в студию в удобное для него время, и записывает себя сам. Всё автоматизировано, чтобы задействовать наименьшее количество людей. После сеанса записи получаются практически готовые видеофайлы, которые достаточно расставить в нужном порядке, отредактировать и загрузить на Stepic.org.
Оборудование
Для начала (см. прошлогоднюю конфигурацию), мы заменили все провода с SDI на HDMI, потом отказались от использования AJA ROI (она сгорела и до сих пор в ремонте), переписали систему для управления видеозаписью на Django. Код проекта выложен на GitHub, но заранее извиняюсь за плохо оформленный репозиторий.
Таким образом, для студии записи онлайн-курсов необходимо:
- 2 компьютера (клиент Linux + сервер Windows);
- Камера с HDMI выходом (Canon EOS C100);
- HDMI сплиттер (любой);
- Планшет Wacom (Cintiq 24HD Interactive Pen Display DTK-2400);
- 1 карта захвата Blackmagic Design Intensity Pro;
- Свет и фон остались те же.
Схема студии
Из камеры идут 2 провода:
- HDMI в HDMI сплиттер, который позволяет одновременно показывать изображение на мониторе (преподаватель видит себя) и захватывать его на PC (для записи);
- Провод 3.5mm jack в PC для захвата звука (по какой-то причине Intensity Pro не захватывала звук через HDMI).
Сервер (Win) и Клиент (Linux) находятся в одной, закрытой, внутренней сети. На клиенте установлена Ubuntu 14.10, планшет Wacom подключен к нему как монитор. На сервере — Windows 8.1. Такой выбор операционных систем обусловлен тем, что для записи экрана на клиенте используется утилита ffmpeg, которая лучше всего работает под Linux. Но поскольку драйверы Blackmagic под Linux не всегда работают, плюс машина-сервер иногда используется для монтажа видео в Adobe Premiere, то на нём стоит Windows (хотя захват видео там осуществляется тоже с помощью ffmpeg).
Сценарий использования
Так проходит процесс управления видеозаписью со стороны преподавателя:
Распишем по пунктам, что же именно происходит, когда преподаватель выполняет действия в браузере на клиенте.
Когда он нажимает «Start Recording»:
- На сервер отправляется запрос о том, что необходимо начать захват изображения с карточки Blackmagic, к которой подключена камера по HDMI проводу.
- Создается файл видео записи .TS в папке, соответствующей данной видеозаписи.
- На сервер отправляется запрос на клиент с командой записи экрана.
- Создается файл записи экрана .mkv на клиенте.
- Происходит проверка на наличие ошибок при запуске записи.
- Данные отправляются на сервер статистики и создаются соответствующие записи в базе данных.
Когда преподаватель нажимает «Stop Recording»:
- Останавливается видеозапись преподавателя с камеры.
- Останавливается видеозапись экрана.
- Сервер автоматически подключается к удаленной машине и забирает файл скринкаста, сохраняя его рядом с файлом видеозаписи преподавателя.
- Операция завершается и система готова к записи нового видео.
После записи, преподаватель может самостоятельно, не выходя из студии, отсмотреть уже почти готовый материал, нажав кнопку «Show» и «Show screen», а если материал ему не нравится — перезаписать его.
Мы считаем, что нам удалось создать удобную систему для записи видео-MOOCов, ведь обычно, у многих преподавателей возникают проблемы не только с видеозаписью, но и с разбиением курса на блоки. Однако, записываясь в нашей студии, преподавателю заранее приходится дробить материал на структурированные части, которые в дальнейшем лягут в основу видеокурса, например, на Stepic.org.
История двух курсов
Для примера, хочется привести две истории из записей онлайн-курсов. Оба курса ведут преподаватели из Академического университета РАН – это «Ликбез по дискретной математике» и «Введение в математический анализ».
В первом случае, преподаватель (Александр Владимирович Омельченко) изначально планировал запустить два курса, однако, после разбиения курса на блоки и пересмотра материала, было решено взять части этих курсов, слить их в один более простой и дозаписать недостающее. Так родился курс — который, по нашим планам, станет отправной точкой для изучения более сложных тем комбинаторики и теории графов.
Другим примером может послужить курс по матанализу. После нескольких часов работы с сенсорным экраном, преподаватель (Александр Игоревич Храбров) решил, что классический формат «лектор с доской» ему подходит больше. Поэтому Wacom с Ubuntu стали выступать в качестве пульта управления видеозаписью, а все лекции записывались с маркерной доской. Причём за один раз записывается информация, относящаяся к одной доске, потом преподаватель останавливает запись, стирает, и начинает запись нового фрагмента на чистой доске.
Москва
Данный сетап проработал в нашей студии около месяца, после чего мы решили, что данная конфигурация достаточно надежна и удобна, и открыли еще одну студию в Москве, единственное отличие которой от студии в Петербурге – камера Canon XA20 вместо Canon C100.
Как было и как стало в московской студии:
Студия в Санкт-Петербурге выглядит вот так:
Заключение
В этот пост я решил не включать большое количество деталей и решений, которые попросту не работали или работали, но плохо. Так, например, существует возможность записывать видео удаленно с помощью любого устройства, которое поддерживается программой Adobe Flash Live Encoder, для этого достаточно генерировать ему на вход валидный XML-файл. Однако, это решение работает нестабильно.
По всем вопросам и предложениям прошу писать в комментариях и не стесняться.
Комментарии (11)
Alexsey
07.04.2015 16:41+1А чем обусловлен выбор Cintiq 24HD? Как я понял у вас нет таких курсов где не подошел бы обычный сенсорный монитор на VESA креплении, стоящий раз эдак в 7 дешевле.
mehanig Автор
07.04.2015 17:22+2В целом, можно использовать даже обычный монитор с мышкой, однако Cintiq подкупил нас уровнями толщины линий. Это конечно мелочь, но добавляет органичности лекциям.
belonesox
09.04.2015 14:15Спасибо! А вы не используете Xournal, чтобы отвадить лекторов от досок и флипчартов?
И кстати, няшный аватарки команды рисовал художник, или есть сервис их генерации?mehanig Автор
09.04.2015 18:56+1Xournal тоже используется, вместе с Open-Sankore, но к сожалению, не все могут быстро привыкнуть к дисплею. На мой взгляд функционал у Xournal меньше.
А аватарки рисовала Таня, наш дизайнер.belonesox
09.04.2015 23:20+1Я посмотрел несколько видео, мне показалось, в расстановке есть эргономические проблемы. Идея совмещать лектора с зеленым фоном, слайды и рисование — хороша (btw, я так делал много лет назад). Но есть нюанс — ваш зеленый экран и ориентация камер заставляет лектора стоять, а стоя очень трудно качественно рисовать на экране. Я некоторое время использовал при «стоячих» лекциях 24"-Touchsmart, пытался обучить лекторов… очень непросто все было. Не сравнить по удобству с сидячим рисованием на таблетах типа рз 2730p/2740p — и поэтому, несмотря на сильно лучшее потенциальное качество вашего Cintiqa, рисунки лекторов совершенно также корявы.
Т.е. поинт такой:
* Лектору удобней сидеть, и снимать и подкладывать зелень надо так, чтобы не мешать ему сидеть. Ему же будет сильно удобней рисовать.
* Лектора желательно все время показывать поверх экрана, хоть полупрозрачным, даже когда он рисует — это поможет и держать психологический контакт глазами, плюс очень много информации всегда передается жестикуляцией.
BTW, я тоже фанат преподавания с экранной аннотацией, и если тут кто-то будет интересоваться простой и эффективной экранной рисовалкой под Linux, типа ZoomIT, то у нас есть ScreenPen.
По вопросам к темам — наткнулся на вопросы с множественным выбором. (т.е. верен один из «экспоненты» вариантов). Это плохая практика, особенно, если в тестах будут ошибки (вот интуит многие ненавидят именно из-за этого).
Ну и в любом случае, успехов!
nikolayschaback
Каким образом преподаватель удаляет свои пометки? Замечено, что иногда он их стирает, а иногда удаляет часть, иногда все сразу. При этом видео не прерывается. Мне показалось, что должен быть специальный механизм, который позволяет это делать так ловко)
Вопросы не по теме поста:
Интересно, что конкретно означают недавно появившиеся звездочки в профиле?
В течение какого периода будет доступен контент по курсам (напр по курсу «Дискретные структуры») в том виде в котором он сейчас, со всем интерактивом?
PS Большое спасибо, очень интересный пост. Всегда были интересны технические детали процесса подготовки контента на Степике.
mehanig Автор
Николай, спасибо, что следите за платформой!
Могу ответить только про пометки: у преподавателя есть ластик на обратной стороне пера + есть кнопка очистить всю страницу (программа Open Sancore), ну и конечно, какие-то части я чищу сам во время монтажа.
mehanig Автор
Open Sankore
vyahhi
Николай, звездочки в профиле показывают суммарное количество баллов за учебу и за преподавание, полученные на основе открытых уроков из библиотеки. Мы сейчас работаем над системой баллов и тегов, которая будет учитывать успехи по всем курсам и урокам платформы – это её начало.
Материалы курса «Дискретные структуры» будут доступны для самостоятельного обучения всегда, включая весь интерактив. В будущем возможен перезапуск этого курса с дедлайнами и сертификатом, но дата пока не определена. По многим другим прошедшим курсам – такая же ситуация.
nikolayschaback
хм, у меня этих звездочек ненулевое количество, хотя я курсы из библиотеки не проходил…
также оно не равняется сумме всех баллов по всем курсам, набранных за все время. Загадочная цифра. Собственно, поэтому и задал вопрос
vyahhi
Материалы многих курсов сохраняются в библиотеке после их завершения. Это одни и те же уроки, поэтому факт решения задачи в курсе = факту решения этой же задачи в библиотеке. При этом баллы за задачи в библиотеке обновляются по их сложности и истории решений, поэтому могут отличаться от исходных баллов в пройденном курсе.