Здравствуй, читатель!

В этой статье я хочу поделиться своим опытом о том, как мне удалось, преодолевая трудности и маразм, зарегистрировать сделку с недвижимостью в Росреестре онлайн, то бишь полностью в электронном виде. Да-да, это означает, что даже бумажного договора купли-продажи по этой сделке не существует в природе.

3,5 года прошло с момента анонса возможности государственной регистрации прав онлайн, а до сих пор в Рунете нет ни одной хоть сколь-либо подробной инструкции к этому довольно неочевидному процессу.

Сразу скажу, что полученный опыт свидетельствует о том, что людей, которым это удавалось, практически не существует. Статистика, которой маячит РосРеестр, о каких-то дичайших цифрах о проведенных сделках в электронном виде, скорее всего образована теми людьми, кто прибегает к услугам нотариусов для оформления сделок с недвижимостью, а так же теми, кто оформляет сделку в электронном виде через дочку Сбербанка ДомКлик. Скорее всего данные способы используют другой «вход» в Росреестр, через какие-нибудь вэб-сервисы SOAP и специально разработанное для этого ПО. Но мы с вами пройдем все шаги от А и до Я, пользуясь официальным интернет-порталом Росреестра.

Ахтунг о ДомКлике
Сбербанк при оформлении электронной ипотечной сделки с помощью сервиса ДомКлик выпускает на ваше имя полноценную электронную подпись. Ужас в том, что вам даже не выдают ключевой носитель, а ключи (как открытый, так и закрытый) остаются у Сбербанка. Это равносильно тому, что вы оставляете ему пачку чистых листов А4 с вашей подписью внизу — далее можно оформлять что угодно от вашего имени. Кредит на миллиард? Пожалуйста! Это, конечно, полный ужас. То, что до сих пор не случилось чего-то подобного, означает, что всё ещё впереди. Но если вас угораздило вляпаться в эту историю, то не забудьте, после завершения сделки, хотя бы сделать отзыв вашего сертификата электронной подписи в удостоверяющем центре, выдавшим вам сертификат.

Необходимые условия


Правовые


Во-первых, очевидно, для регистрации сделки вам необходим сам объект недвижимости. Во-вторых, вам необходимо составить договор купли-продажи. В этой статье мы не будем касаться его содержания, отмечу только, что даже на сайте Росреестра есть довольно универсальные бланки договоров. В-третьих, необходимым условием является так же и то, чтобы право собственности на недвижимость не было долевым — в противном случае вам мимо нотариуса не пройти. Обращаю ваше внимание на тонкость: общая совместная собственность (супругов) может быть продана без нотариуса, а вот общедолевая (допустим те же супруги, но явно по 1/2 доли) — уже нет. Это, кстати, первый лайфхак: когда приобретаете недвижимость в браке на супругов, регистрируйте право, как общую совместную собственность. В дальнейшем это избавит вас от похода к нотариусам и сэкономит кучу денег, т.к. за сделки по отчуждению долей нотариусы берут довольно внушительные суммы.

В-четвертых, обязательно нужен также либо передаточный акт, либо необходимо включить в договор пункт о том, что договор является также и передаточным актом. Я пошел по второму пути, однако тут я не могу советовать, каждый решает для себя сам, исходя из ситуации и своего опыта.

Технические


Главным техническим условием является наличие электронной подписи (по ГОСТу) у каждой стороны сделки. «Получить подпись» можно в удостоверяющем центре (далее УЦ), аккредитованном Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (МинКомСвязь). Тут хотелось бы написать в любом УЦ, однако это не так. Во-первых, не каждый УЦ работает с физическими лицами. Во-вторых, «получить подпись» не зря взято в кавычки, потому что правильно получать нужно не подпись, как предлагают многие УЦ, а сертификат ключа проверки электронной подписи. В чем разница? Разница в том, что по всем правилам информационной безопасности генерировать ключи электронной подписи нужно у себя на рабочей станции, а в УЦ направлять только лишь свой открытый ключ для выпуска сертифката (т.н. запрос на сертификат). К сожалению, очень мало УЦ, которые позволяют клиенту работать по сценарию запроса на сертификат. Услуга, которую предоставляют, наверное, 100% УЦ по выпуску электронной подписи, включающая генерацию ключевой пары, довольно дурная для вас затея, т.к. в итоге вы получаете исходно скомпрометированную пару ключей. В-третьих, при таком подходе УЦ навязывает вам свой ключевой носитель, который в 95% случаев достаточно плохой. Хорошим носителем я называю смарт-носитель, который генерирует ключевую пару внутри себя и не позволяет закрытому ключу покинуть пределы ключевого носителя.

Итак, не сочтите за рекламу, но после изучения рынка было выявлено следующее:

  1. Оптимальным выбором ключевого носителя пока является Рутокен ЭЦП 2.0 (привет Neraverin, когда вы уже начнете продавать свой ФКН с новыми ГОСТами?), цена в районе 1200 рублей. Советую брать вариант в форм-факторе «микро», т.к. автор имел скорбный опыт разноса полноразмерного ключевого носителя, воткнутого во фронтальный разъем USB, спинкой кресла.
  2. Оптимальным выбором УЦ является компания «Тензор» (имеет свой блог на хабре — tensor_sbis), который мало того, что выпускает сертификат физлицам, умеет это делать по сценарию с запросом на сертификат, так ещё и включает в сертификат годовую лицензию на КриптоПро, а также, в отличии от многих, выпускает сразу два сертификата — по старому ГОСТу (2001-го года) и по новому (2012 года). Хотя последний ещё мало где можно использовать. И всё это за какие-то 500 рублей.
  3. Оптимальным выбором ПО для работы с этим всем является ОС Windows, КриптоПро CSP обязательно версии 5 и Яндекс.Браузер
  4. Понадобится КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, который нужен порталу Росреестра для того, чтобы подписать ваши заявления из браузера
  5. Понадобится программа, которая позволяет вам сформировать несколько электронных подписей (по одной от каждой стороны сделки) в одном файле формата PKCS#7 (электронная подпись в открепленном виде). Все потому, что Росреестр не позволяет указать несколько файлов .sig для одного документа, а именно для договора. Я не нашел ничего лучше, чем программа КриптоАРМ. Да, она стоит денег, но у неё есть двухнедельным триальный период с полной функциональностью. А нам больше и не надо. Если кто-то посоветует что-то более свободное или бесплатное, то напишите в каментах, я добавлю в статью.Upd: samponet подсказал, что существует бесплатная утилита компании Такском — Криптолайн, хотя её интерфейс несколько странен, но она работает, а дареному коню в зубы не смотрят.

Грусть и печаль, что приходится использовать Windows, но заставить всё это работать под Linux'ом у меня не вышло. Возможно, кто-то подхватит этот флаг и сделает вторую часть о том, как регистрируют недвижимость Свободные Люди.

Почему обязательно стоит использовать именно КриптоПро версии 5? Потому что наконец в пятой версии КриптоПро реализовали поддержку работы с хардварными ключевыми носителями. Четвертая версия КриптоПро умеет только генерировать ключи програмно — с ней ваш носитель Рутокен ЭЦП 2.0 будет использоваться только как «флэшка» для хранения ключей, а вот неизвлекаемыми эти ключи не будут.

Почему Яндекс.Браузер? Потому что если электронная подпись плотно войдет в вашу жизнь и вы начнете её применять и для других целей (например, доступ в личный кабинет налогоплательщика — юр.лица), то там вам предстоит столкнуться не только с электронной подписью по ГОСТу, но и с TLS на алгоритмах ГОСТ. И вот тут Яндекс.Браузеру нет конкурентов, т.к. в нём это работает из коробки, а для Chrome и Firefox нужно ставить кастомные сборки (а-ля CryptoFox). Таким образом, я нашел для себя разумным использовать Яндекс.Браузер для работы со всеми делами, связанными с государственными органами, поэтому понаставил туда пачку соответствующих плагинов.

Вторая альтернатива, в которой это работает из коробки — это IE, но… вы же понимаете )

Всё-таки маленькая какашечка достается от меня и компании Тензор (надеюсь, что tensor_sbis это прочтет), далеко не все работники которой понимают, что такое запрос на сертификат и как клиент может сгенерировать ключевую пару на своей стороне. Иногда приходится пробиваться через несколько линий обороны манагеров по продажам. Если вам будут парить мозг, что этого нельзя сделать, то проверенным вариантом является менеджер Алексей Егоров. Попросите передать вашу заявку ему.

Кроме того, для реализации этой схемы Тензор предлагает использовать свой плагин к браузеру, который взаимодействует с установленным криптопровайдером и (после генерации ключевой пары) в скрытом от юзера виде формирует и отправляет запрос на сертификат на сервер компании. Что ещё этот кусок софта может отправлять на сервер компании, мы не знаем. Но, используя ключевой носитель с неизвлекаемым приватным ключем, мы можем хотя бы быть уверены (до определенной степени), что на сервер компании не отправляется наш закрытый ключ.

Итак, к концу данного раздела у вас должны быть в наличии все описанные реквизиты: программные, аппаратные и электронная подпись.

В бой!


Итак, сохраняем договор (и при необходимости передаточный акт) в PDF, подписываем КриптоАРМом договор (и передаточный акт) всеми сторонами сделки.

Может быть важно
Хотя договор составляется в форме электронного документа и теоретически электронная подпись — это всё, что необходимо от подписантов, на практике у различных органов возникают дополнительные требования к электронным документам. Например, суды требуют даже от электронных исковых заявлений того, чтобы помимо цифровой подписи в нём было графическое изображение рукописной подписи. Другие органы требуют, чтобы документ содержал некое подобие штампа с надписью «Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью» со сведениями о сертификате ключа подписи. Во внутренних регламентах и инструкциях Росреестра я особенно не разбирался, поэтому на всякий случай я включил в договор и графические изображения подписей, и сваял штампики на сертификат каждой стороны сделки.

После чего переходим на портал Росреестра в раздел государственной регистрации прав. Здесь нужно выбрать раздел «Регистрация права собственности» и в раскрывшемся списке выбрать один из видов регистрируемого права:


В самом низу формы обязательно нужно установить галку в чекбокс «Регистрация перехода права»:



Данная галка означает, что заполняется два заявления. Первое заявление заполняется стороной покупателя недвижимости, второе — стороной, у которой отчуждается недвижимость.


Проблема №1
Несмотря на то, что автор проделал это и заполнил два заявления, второе заявление при обработке куда-то делось, и регистрацию приостановили. Но об этом ниже.

Нажимаем «Перейти к деталям запроса». Переходим на Шаг 1 заявления. В этом месте необходимо выбрать тип объекта недвижимости и внести все сведения о нём, такие как площадь, кадастровый номер, адрес. Для чего это нужно делать, когда Росреестр может щелчком пальцев узнать все эти сведения по одному лишь кадастровому номеру, мне не известно. Впрочем это не самая большая проблема, как мы увидим далее.

В нижней части формы Шага 1, вносим персональные и контактные данные покупателя недвижимости, а во время второго заявления — данные продавца. Обязательно не забываем ставить галку «Выдать выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости». После того, как Шаг 1 окончен, переходим к Шагу 2, нажав на кнопку «Перейти к заполнению сведений о заявителе».

На шаге 2, всё довольно просто: нужно выбрать то, что вы правообладатель, и поставить галочки, что вы со всем согласны. Обязательно поставьте галочку, о том, что вы согласны поучаствовать в телефонном опросе по результатам оказания услугу и укажите телефон: выскажете потом им всё, с чем вы столкнетесь!



Жмем на «Перейти к прилагаемым документам» и попадаем на Шаг 3. На шаге 3 вы прикладываете сканы документов, удостоверяющих вашу личность или ваши личности, если покупателей несколько.



Также разумно приложить сюда скан свидетельства о браке, если вы состоите в браке, электронный документ с согласием супруга на совершение сделки, если супруг не является непосредственной стороной сделки и т.д. Если это шаг 3 второго заявления, то здесь необходимо приложить, как минимум, документы, подтверждающие личность продавца, и договор купли-продажи (и передаточный акт, если в договоре нет пункта о том, что договор является и актом), подписанный всеми сторонами сделки. Набор документов зависит от ситуации и подробнее вам подскажут в едином call-центре Росреестра. Обращаю ваше внимание и электронные документы, должны быть в формате PDF и быть подписанными электронной подписью (в открепленном виде) лиц, к которым данные документы относятся.



После того, как все документы приложены, жмём «Перейти к проверке данных» и переходим к заключительному шагу заполнения заявления.

На четвертом шаге внимательно проверяем все введенные пункты, и если всё верно, то жмём «Подписать». В этот момент появится окно для выбора личного сертификата электронной подписи, которой вы будете подписывать заявление, а после выбора сертификата появится окно криптопровайдера, для ввода пароля от ключевого носителя. Закончив подписывать первое заявление (покупателя), вы перейдете ко второму заявлению (продавца). После второго заявления вам будет сообщен номер запроса, присвоенный вашему пакету документов.

Бухгалтерия


После заполнения документов, вам на эл.почту, указанную в первом заявлении, придет письмо-уведомление о приёме документов, содержащее требование уплатить государственную пошлину по данному заявлению. Для уплаты пошлины нужно использовать только предоставленный код УИН и платить только ту сумму, которая указана в уведомлении. Я оплачивал пошлину в своём онлайн-банке. Так как использовался УИН, платеж прошел менее, чем за 5 минут.

Проблема №2
У Росреестра есть конкретная проблема, связанная с тем, что они назначают неправильную пошлину при электронной регистрации. Скорее всего, вы получите пошлину на 1400 рублей. Она получается как пошлина за регистрацию квартиры (2000) -30% скидка, за получение государственной услуги в электронном виде. Если вы оформляете участок или право на другой объект, то правильный размер пошлины можно посмотреть в ст. 333.33 НК РФ, и не забыть отнять из этой суммы 30%. Например, я регистрировал дачный участок и размер пошлины должен был бы составлять 350 рублей *0.7 = 245 рублей. К сожалению, на данном этапе ничего сделать нельзя и придется оплатить неправильную гос.пошлину. В последствии мы попробуем вернуть излишне уплаченные деньги.

После оплаты государственной пошлины вы получите ещё одно уведомление о том, что получена пошлина и документы (с перечисленными приложениями) отправляются в работу.

Проблема №3
В нарушение пп.2 п. 1 Приказа МинЭкономРазвития от 15 марта 2016 г. N 127, данное уведомление является простым электронным письмом, а должно содержать ссылку на сайт Росреестра, где вы должны иметь возможность скачать электронный документ Росреестра, подписанный электронной подписью Росреестра о том, что у вас приняты документы. Это печальное обстоятельство может негативно сказаться на том, если вы решите, например, обжаловать в суд какие-либо проблемы с вашим заявлением. Поэтому не поленитесь после этого отправить жалобу на Росреестр на сайте МинЭкономРазвития о том, что Росреестр не выполняет требования Приказа, а заодно и сообщите о том, что эти упыри не правильно выставляют размер госпошлины к уплате (если это ваш случай).

Ожидание


Теперь надо ждать. По регламенту 10 дней, по факту обычно бывают задержки. Видимо, в добавок к обычным задержкам Росреестра, заявление поступившее через портал, собирает у компьютера весь отдел регистраторов и они ещё долго рассматривают эту диковинную вещь, потому что дошедших до данного этапа граждан, наверняка, не более десятка на регион (за исключением быть может Москвы).

Тем не менее, через 35 дней я получил уведомление о том, что регистрация по моему заявлению приостановлена, т.к. при проверке оказалось, что я пытаюсь зарегистрировать объект на себя, в то время как он принадлежит покупателю (внезапно!). Очевидным образом, такой казус случился из-за того, что второе заявление (продавца) куда-то по пути к регистратору протерялось вместе с договором, хотя все 146%, что мы его заполняли. Я почти что уверен, что данная проблема будет случаться у всех, пока её не поправят. В любом случае, тех кто решит повторить этот подвиг, прошу отписаться о том, была ли данная проблема устранена.

Сообщил об этой проблеме на портале в разделе «Помощь и поддержка», а сам принялся узнавать о том, что же делать в данной ситуации, чтобы не ждать, пока они там со своими багами разберуться. И решение было найдено. Надо было подать третье заявление: опять переходим в раздел государственной регистрации прав и на этот раз выбираем в разделе «Другие действия» пункт «Предоставление дополнительных документов»:



В моём случае было заполнено заявление от имени продавца и повторно приложен его паспорт и договор купли-продажи со всем нашими подписями. Но могут быть и другие причины приостановки, поэтому внимательно читайте причину и чего не хватает регистратору.

В итоге ещё через 6 дней я получил уведомление о готовности документов по третьему (этому дополнительному) заявлению, готовые документы предоставляли собой тот самый договор купли -продажи, только на этот раз ещё и с электронной подписью Росреестра, а так же XML-документ, который представляет собой штамп о регистрации, который Росреестр проставляет на заднюю страницу договора с номером записи о регистрации в реестре. XML-документ так же сопровождается отдельной электронной подписью. Визуализировать XML-документ в человекочитаемый вид можно, воспользовавшись данным сервисом.

Проблема №4
Спустя ещё пару дней, я обнаружил в личном кабинете РосРеестра, что участок появился в разделе «Мои объекты», однако выписку из ЕГРН по результатам услуги, мне до сих пор не прислали. Скорее всего — это стечение обстоятельств из-за сбоев почти на каждом шаге этого процесса, но о проблеме я написал в службу поддержки и скорее всего выписку дошлют, о чем будет апдейт к статье.

Выводы


  1. С ломиком и такой-то матерью этот способ работает
  2. Даже с учетом скидки 30% от госпошлины (обычно 600 рублей) это не окупает затрат на приобретение ключевого носителя и сертификата электронной подписи, которых в общем случае должно быть минимум 2 шт. (продавец и покупатель), так что, если вам не нужна электронная подпись для других дел (например, для подачи в суд или бесплатной регистрации юрлица), то скорее всего вы не захотите ею воспользоваться.
  3. Выигрыша в скорости регистрации нет никакого
  4. Процедура очень сыра и не отлажена, пошлины начисляются не корректно, документы теряются, выписка не присылается, уведомления о приеме документов не является электронным документом с подписью Росреестра, что как бы подчеркивает, что они ни за что не в ответе и гарантий не дают.
  5. Добиться какой-либо человеческой реакции на проблему от Росреестра не получается. Подход сверхбюрократический. Все концы отрезаны справочной телефонной службой

P.S.


Так же существует ещё не опробованный автором способ подачи электронного заявления на гос.регистрацию права через личный кабинет на сайте Росреестра (требуется авторизация через ЕСИА). Пролистав все шаги заявления и дойдя до последнего, автор не нашел принципиальной разницы в способе заполнения с описанным в статье, за исключением того, что это позволяет сэкономить на вводе персональных данных одного из покупателей — уже заполнено вашими данными из профиля на Госуслугах. Но благодарность автора будет безмерна, а статья будет дополнена, если кто-нибудь из читателей опробует данный метод на себе и напишет о результатах.

Комментарии (49)


  1. IpkisIpkis
    02.02.2019 01:09
    +2

    Раньше я любил Fallout за его квесты и иногда баги. Теперь я люблю Вашу статью.
    Очень надеюсь, что, чем больше людей последуют за Вами, тем лучше будет работать этот сервис.
    И откуда у Вас, кстати, набралось столько терпения, чтобы это всё пройти?


    1. dmitrmax Автор
      02.02.2019 01:16
      +3

      Ну когда я решил ввязаться в эту историю, мотивом было то, что объект недвижимости находится в другом субъекте, а тот МФЦ, который умеет делать это экстерриториально в нашем субьекте, работает только по предварительной записи, расписан на две недели вперед, и записаться можно в 8 утра при большой удаче. Тем более, попробовать всегда хотелось.

      Поэтому стал выбор, ехать в МФЦ в области или рискнуть на электронку. Я ещё и заболел вдобавок. Доехать до УЦ всем было быстрее и удобнее. Я помог родственникам в оформлении ЭП и мы засели у меня дома за этой затеей. Но мы, конечно, не предполагали, что всё на столько плохо ) А потом уж как ввязались, то делом чести было добить до конца.


      1. ledinhome
        02.02.2019 20:14
        +1

        Вот очень хорошо что вы это написали, а то цель прохождения этого квеста была большим вопросом. Лично с моей точки зрения эта инновация пока сильно обгоняет своё время, многим клиентам приходится объяснять, что красивые свидетельства не выдают и это нормально. А при продаже такого объекта (имхо) задолбаешься объяснять почему у тебя нет бумажного договора и что такое ЭЦП.


        1. dmitrmax Автор
          02.02.2019 20:49
          +1

          1) Я думаю, что к моменту, когда я буду продавать эту недвижимость, время догонит это инновацию
          2) Я не припомню, чтобы кто-нибудь хоть раз требовал правоустанавливающий документ при продаже. Всем обычно достаточно выписки из ЕГРН. Собственно, для этого и существует РосРеестр, чтобы закрывать фактом регистрации права те многочисленные основания, которые лежат в основе этого права.
          3) Получить бумажный договор довольно просто — идешь к нотариусу и производишь удостоверение равнозначности электронного документа с документом на бумажном носителе.


          1. ledinhome
            02.02.2019 23:42

            По п.2 — это не просто рискованно, а очень рискованно. Как я обычно говорю самостоятельным клиентам — 99% сделок, даже будучи оформленными через (_!_) пройдут успешно и без последствий. Но не дай вам бог попасть в оставшийся 1%. Одно из страхующих действий это как раз оценка рисков оспаривания предыдущих сделок. Можно нескромный вопрос? Сколько жителей (примерно) в вашем городе? Принято ли использование ячеек при сделках?


            1. dmitrmax Автор
              02.02.2019 23:52

              Жителей 5 лямов — это, как не трудно догадаться, Питер. Использование ячеек принято, но потихоньку сдвигается в сторону аккредитивов. Далее, с учетом того, что основной игрок по ипотеке — это сбербанк, а сбербанк почти все свои сделки проводит через ДомКлик (потому что даёт скидку по ипотеке при таком оформлении), то очень скоро таких договоров будет вагон и маленькая тележка. В общем, время плавно движется вперед.

              По п.2, если делать такую пробивку, то надо не только крайний правоустанавливающий документ смотреть, но и все остальные, начиная с ДДУ/приватизации.


        1. alan008
          03.02.2019 00:11

          Для продажи договор (правоустанавливающий) не нужен. Право собственности уже зарегистрировано в Росреестре, собственно для этого он и существует. Они проверяют только по своей базе.


    1. ganzmavag
      02.02.2019 23:10

      Вы очень оптимистичны по поводу зависимости качества работы этого сервиса от количества его пользователей. Дело в том, что я на днях второй раз столкнулся с самым банальным и популярным сервисом от Росреестра — электронной выпиской из ЕГРН.
      Сначала попытался получить просто на сайте. Но как ни пробовал вводить адрес, он ни разу не нашелся.
      Пошел в раздел с электронной выпиской. Она платная, но из четырех предусмотренных сервисов оплаты работает только один, и требует обязательной регистрации. Причем ни одного крупного банка там нет, все ведется через какие-то мелкие финансовые сервисы.
      Оплатил. Около суток информация об оплате шла до Росреестра, и только после этого выписку передали в работу.
      С тех пор уже третьи сутки жду, когда мне просто данные из базы выгрузят и соберут в pdf.
      Если они даже такую процедуру настолько странно организовали, то с более сложными вообще ничего хорошего от них не жду.


      1. ledinhome
        02.02.2019 23:51

        Я обычно работаю через oplatagosuslug.ru, они наименее жадные. Регистрацию не требуют, но тогда не сохраняется история. Квитанцию за 35 (что ли) рублей не просим, и так можно распечатать/сохранить.
        Если заказываете именно выписку из ЕГРН, а не выписку ФГИС, то по моим данным она обрабатывается вручную.


        1. dmitrmax Автор
          02.02.2019 23:54

          Через ФГИС выписки иной раз получаются и две недели ждать приходится. База у них лежит периодически стабильно


        1. dmitrmax Автор
          02.02.2019 23:58

          А по УИНу нельзя сделать обычный платеж банковским переводом?


      1. dmitrmax Автор
        02.02.2019 23:55

        > С тех пор уже третьи сутки жду, когда мне просто данные из базы выгрузят и соберут в pdf.

        Я вас опечалю, но вы получите скорее всего подписанный XML, а не PDF.


        1. ganzmavag
          03.02.2019 11:28

          Пару месяцев назад приходил PDF, насколько я помню.


  1. samponet
    02.02.2019 02:23
    +1

    Для подписания можно использовать Криптолайн- действительно бесплатная тулза, в ней же и проверить подпись, и архив файла с подписью сделать можно.
    Насчет ЛК РР через ЕСИА- так именно так нотариусы и работают, вообще то :)


    1. dmitrmax Автор
      02.02.2019 03:21
      +1

      > Для подписания можно использовать Криптолайн- действительно бесплатная тулза, в ней же и проверить подпись, и архив файла с подписью сделать можно.

      А она работает с сертификатами, которые выдал не Такском? Надо будет проверить, когда под виндой окажусь. Спасибо! Осталось найти не только бесплатную, но и свободную )

      > Насчет ЛК РР через ЕСИА- так именно так нотариусы и работают, вообще то :)

      В душе не знаю, как они это делают ) Но если ты оформляешь сделку на третье лицо, то вообще разницы между ЛК РР и порталом без авторизации нету. Разве только что у них разные серверные части, с разным набором багов. Но вроде бы оно работает через одну и ту же SOAP точку.


  1. JetMaster
    02.02.2019 04:58

    > Ужас в том, что вам даже не выдают ключевой носитель, а ключи (как открытый, так и закрытый) остаются у Сбербанка.

    Чем Сбербанк это аргументирует?


    1. Protos
      02.02.2019 05:10

      Таких облачных сервисов много, сервисы просто устно с ФСБ договариваются, применяют излишние меры что навязывает ФСБ


      1. dmitrmax Автор
        02.02.2019 12:46

        Зачем об этом договариваться с ФСБ? Тем более устно?


        1. Protos
          02.02.2019 16:32

          Письменно нарушать 63 ФЗ


          1. dmitrmax Автор
            02.02.2019 17:07
            +1

            Без подвоха вопрос: какую статью 63-ФЗ подобная деятельсность нарушает?


    1. dmitrmax Автор
      02.02.2019 13:06
      +1

      Вы серьезно полагаете, что люди-роботы, которые в Сбербанке взаимодействуют с клиентом, могут что-либо аргументировать? Они в 99% случаев уверены, что цифровая подпись — это СМС-код или изображение вашей подписи на документе или магическая картинка-штампик о том, что документ подписан УКЭП.


  1. ianzag
    02.02.2019 08:43

    > В-третьих, необходимым условием является так же и то, чтобы право собственности на недвижимость не было долевым — в противном случае вам мимо нотариуса не пройти.

    Эммм… это с чегойто вдруг? Совместная собственность с разделением долей — допустим владельцы муж/жена 50:50 — прекрасно продается и покупается без всякого нотариуса. По крайней мере в бумажном виде.

    > Обращаю ваше внимание на тонкость: общая совместная собственность (супругов) может быть продана без нотариуса, а вот общедолевая (допустим те же супруги, но явно по 1/2 доли) — уже нет.

    Хм. Ну может быть. Хотя вопрос конечно интересный. Не уверен — нужно посмотреть.


    1. alexs0ff
      02.02.2019 09:15

      Не уверен — нужно посмотреть.

      Достаточно весомое количество недвижки продается так. Очень предпочитаемым вариантом, чтобы все собственники собрались в одно месте в момент к/п, иная схема с доверенностями не очень приветствуется покупателями.


      1. dmitrmax Автор
        02.02.2019 15:03

        Вы говорите вообще о другом. Это не связанные вещи. В 2017-м году внесли изменения в закон, что если недвижимость явным образом поделена на доли, то любые сделки по ней должны быть удостоверены нотариусом. Даже если все владельцы долей собрались вместе, чтобы продать эту недвижимость третьему лицу.


        1. ianzag
          02.02.2019 18:09

          > В 2017-м году внесли изменения в закон, что если недвижимость явным образом поделена на доли, то любые сделки по ней должны быть удостоверены нотариусом. Даже если все владельцы долей собрались вместе, чтобы продать эту недвижимость третьему лицу.

          Да, согласен, было такое. А явное разделение долей — это на самом деле не так чтобы и редкость. Например, доли явным образом прописываются при приватизации жилья что сплошь и рядом.


          1. dmitrmax Автор
            02.02.2019 18:45

            > Например, доли явным образом прописываются при приватизации жилья что сплошь и рядом.

            У меня тесть с тёщей каким-то образом приватизировали квартиру в общую совместную собственность. Думаю, что при приватизации действуют такие же правила как и при покупке. Если приватизирующие — супруги, то можно совместную. А ещё, по идее, может быть, например, так, что 1/3 — доля ребенка, а 2/3 — доля супругов, при этом доля в 2/3 находятся в общей совместной собственности.


            1. ianzag
              02.02.2019 19:16

              > А ещё, по идее, может быть, например, так, что 1/3 — доля ребенка, а 2/3 — доля супругов, при этом доля в 2/3 находятся в общей совместной собственности.

              Оно не только может быть — оно так точно бывает. Папа+мама+двое детей. У каждого после приватизации по 25%. Я не знаю всегда ли так, но я встречал именно такой случай с указанным распределением. Да, продавали с участием нотариуса (но это были уже их заморочки за их счет).


        1. Zeroxzed
          03.02.2019 21:10
          +1

          Все верно, это так. Я как раз такую сделку проводил, квартира была поделена на доли. Сделка через нотариуса. Причем он взял очень приличную сумму за эту сделку. Точно не помню, но что-то в районе 25 т.р. получилось. Был очень возмущен этим фактом, так как собственники были близкие родственники. Но ничего не поделать.


          1. dmitrmax Автор
            03.02.2019 23:25

            То-то и оно-то. К этим говноедам лучше лишний раз не заходить!



  1. beho1der
    02.02.2019 10:28

    А если оформлять через вход через ЕСИА электронная подпись тоже нужна?


    1. dmitrmax Автор
      02.02.2019 12:53
      +1

      Нужна. Хотя бы это вытекает из того соображения, что через ЕСИА нельзя подписать договор несколькими сторонами. Если вообще это чудо российского законодательства под названием «простая электронная подпись» может вообще считаться подписью. Я вот, например, её такой не считаю и слава разуму, что, если у тебя угонят учетку ЕСИА, то лишиться недвижимости из-за этого нельзя.


  1. enzain
    02.02.2019 10:50
    +1

    Всё-таки маленькая какашечка достается от меня и компании Тензор

    Я все-таки посоветовал бы КОНТУР. Там вы даже не услышите такие понятия как генерация ключевой пары и генерация запроса. Просто зайдете в ЛК, заполните данные, вставите токен, сгенерируете на нем ключ, и после непродолжительного ожидания — установите в контейнер сам сертификат, ну и в систему соответственно…


    ПС6 не рекламы ради, сам пользовался — удобно.


    1. dmitrmax Автор
      02.02.2019 12:59
      +1

      после непродолжительного ожидания


      Попахивает сказками. В какой-то момент вы должны всё равно съездить в УЦ и предъявить там свой паспорт и СНИЛС. Кроме того, по-хорошему вы должны распечатать свой открытый ключ и сравнить его с тем, что вам покажут в сертификате, перед тем, как его подписывать. Ведь не факт, что вам предъявят на подпись именно ту ключевую пару, которую сгенерировали Вы )

      > Просто зайдете в ЛК, заполните данные, вставите токен, сгенерируете на нем ключ, и после непродолжительного ожидания — установите в контейнер сам сертификат, ну и в систему соответственно…

      Примерно точно так же и в Тензоре. Единственное отличие — это надо сказать манагеру, который позвонит вам по вашей заявке, что хотите сгенерить сами, чтобы он включил в вашем ЭК эту опцию. И тут попадаем на то, что не все про это знают. Впрочем, думаю, что большинство манагеров там вообще не осознают, чего они продают.

      С учетом затрат на поездку в УЦ, что Контур, что Тензор получаются примерно одним и тем же. Зато в Тензоре на 500 рублей дешевле. Что на две подписи уже 1000 р.


      1. enzain
        02.02.2019 13:12
        +1

        Съездить в любом случае надо что там что там.
        Но съездить в Контуре сводится к тому что надо приехать с паспортом, снилсом и инн.
        Предъявить их что это действительно вы. Это в первый раз.


        В последующие если не менялись документы заявление можно подписывать на выпуск нового сертификата прямо в ЛК удостоверяющего центра, ездить уже не надо :)


        На вкус и цвет… в принципе, вы хотите сказать что на 500р в тензоре дешевле, это за ЭЦП получается 500р?


        В Контуре чистая ЭЦП стоит 1000. ключей у меня (токенов) своих штук 10… мне новый не надо… :)


        1. dmitrmax Автор
          02.02.2019 13:37
          +1

          > В последующие если не менялись документы заявление можно подписывать на выпуск нового сертификата прямо в ЛК удостоверяющего центра, ездить уже не надо :)

          В Тензоре тоже есть продление сертификата через подпись старым, но почему-то именно физлицам это не разрешено. А в Контуре это точно фурычит для физлиц? Судя по вашим десяти токенам, вы явно не как физлицо ЭП юзаете ))

          > На вкус и цвет… в принципе, вы хотите сказать что на 500р в тензоре дешевле, это за ЭЦП получается 500р?
          > В Контуре чистая ЭЦП стоит 1000. ключей у меня (токенов) своих штук 10… мне новый не надо… :)

          Да, чисто выпуск сертификата для физлица, без токенов и прочих доп.услуг стоит 500 рублей. В статье даже ссылка есть прямо на страницу с ценами. Нам тоже не понадобился новый токен, так что получилось бюджетненько.


          1. enzain
            02.02.2019 13:43
            +2

            А в Контуре это точно фурычит для физлиц?

            Да. Бумажки подписать надо, но это можно сделать через диадок.


            Судя по вашим десяти токенам, вы явно не как физлицо ЭП юзаете ))

            Ну самих токенов у меня на самом деле больше, просто не все из них ЭЦП 2.0, но в данном контексте именно с точки зрения ФЛ писал:)


            Ну в общем то, по большому счету единственное что напрягает, это куда-то ехать… Благо у меня по дороге от работы до метро есть СЦ, так что особо не пришлось куда то заруливать, но потратить минут 15 на то чтоб зайти все подписать и уйти да, пришлось…


      1. Dee3
        03.02.2019 14:41

        В целом пользуюсь и тем и тем, но у контура как-то получше юзабилити, а возможности все те же.


        При получении сертификата в сц все серьёзно — сверка, закрытая комната, всякие антипрослушивающие девайсы.


        Когда лично получал в тензоре это было так — сидишь ждёшь, а потом менеджер тебе приносит токен)


        Ну удаленное продление/выпуск есть и там и там уже пару лет как..


        1. dmitrmax Автор
          03.02.2019 14:47

          > При получении сертификата в сц все серьёзно — сверка, закрытая комната, всякие антипрослушивающие девайсы.

          При том, что получение сертификата на ЮЛ делается по простой доверенности, эта серьезность особенно смешна )


          1. Dee3
            03.02.2019 15:45

            Не вникал в юридические тонкости, но доверенность ЮЛ — она на то и доверенность, чтобы доверить. Это не относится к какому то конкретному УЦ, если раздавать печати на право-налево то конечно есть риск получить приключения. Тогда ГД или учредитель ССЗБ.
            Проблемы механизма доверенностей — это уже проблема законодательной базы.
            Все уц как правило работают по единой схеме — оригинал заявления, сканы паспортов, сканы снилса. Скорее всего обязаны сличать оттиски подписи в паспорте и заявлении.


            1. dmitrmax Автор
              03.02.2019 17:35

              > Это не относится к какому то конкретному УЦ, если раздавать печати на право-налево то конечно есть риск получить приключения.

              Вы представляете себе, на сколько просто подделать ненотариальную доверенность даже с печатью, не имея самой печати? А в полномочия УЦ, к слову, не входит проверка и экспертиза этого добра. Поэтому лёгкость, с которой можно это всё получить совершенно никак не соизмерима с той трудностью оспаривания правовых последствий, которые может учинить злоумышленник с подписью.

              > Проблемы механизма доверенностей — это уже проблема законодательной базы.

              Да, впрочем тут было бы достаточно требовать нотариальную доверку. Но ФНС на этой проблеме хочет нажиться, и присвоить себе исключительные полномочия быть УЦ.

              > Скорее всего обязаны сличать оттиски подписи в паспорте и заявлении.
              Это всё при достаточном уровне заинтересованности очень красиво рисуется.


  1. suoer
    02.02.2019 13:31
    +1

    У Росреестра есть свой УЦ, он выдает сертификаты физлицам и юрлицам по всей России. Также на основе переданного CSR.
    uc.kadastr.ru/about


    1. dmitrmax Автор
      02.02.2019 13:32
      +1

      Вы знаете, мне в последнее время приходится очень много иметь дел с Росреестром. Для себя я выработал правило: если можно избежать Росреестра, то его просто необходимо избежать. А при возможности разбомбить ) Такой рукожопой и неклиентоориентированной конторы в российском госсекторе больше нет.


      1. ianzag
        02.02.2019 18:16
        +2

        > Для себя я выработал правило: если можно избежать Росреестра, то его просто необходимо избежать. А при возможности разбомбить ) Такой рукожопой и неклиентоориентированной конторы в российском госсекторе больше нет.

        Ой ну что вы наговариваете такое страшное! Пару лет назад имел с ними дело. Зашел на сайт. Зарегистрировал заявку в местом офисе Росреестра на подачу документов купли-продажи. Выбрали дату-время. Подошли чуть раньше, подождали пять минут, сдали документы — на все про все 15 (пятнадцать, Карл!) минут. Поулыбались друг-другу и разошлись. Через 10ть дней опять пришли и за опять же 10ть минут забрали зарегистрированные документы. Все! Без очередей, шума-гама, хабалок-риелтерш и прочего треша. Куда ещё культурнее то :-?


        1. dmitrmax Автор
          02.02.2019 18:47

          Слава богу за 30 лет принимать документы офлайн и производить регистрацию научились. Однако, нынче у Росреестра весь офлайн документооборот с гражданами делается через МФЦ. А вот различные онлайн сервисы — это просто тушите свет.

          Upd: И, кcтати, оффлайн сервисы работают только для в доску стандартных операций. Сходите-ка и попробуйте зарегистрировать своё право на долю в общем имуществе многоквартирного дома. С удовольствием почитаю ваш отзыв на этот квест )


          1. ianzag
            02.02.2019 19:23
            +1

            > Слава богу за 30 лет принимать документы офлайн и производить регистрацию научились.

            Да. И это на самом деле суровое достижение. 20ть лет назад покупка-продажа была куда бОльшим трешем. Не для слабых духом.

            > Однако, нынче у Росреестра весь офлайн документооборот с гражданами делается через МФЦ.

            И это, после работы с родным офисом Росреестра, попервой напрягало. Посещение МФЦ — это само по себе всегда жопа. Можно потратить вагон времени чтобы тупо сдать документы за 5 минут.

            Однако, уже в сегодняшие дни оказалось, что для подачи в РР в МФЦ можно в онлайне забронировать очередь. И это, черт возьми, работает! В результате получается не хуже, чем через онлайн запить на сайте РР. Записался — пришел — подал/принял — ушел. Минимум времени и геморрою. Так что даже в МФЦ можно найти жизнь.

            > А вот различные онлайн сервисы — это просто тушите свет.

            Может быть может быть. Мне слава богу не приходилось взаимодействовать с онлайном РР. Заказ выписки из ЕГРН или запись на прием не в счет — они тупо работают. И в общем и целом если бы мне сегодня приспичило проводить сделку купли-продажи жилой недвижимости, я бы сделал это по-старинке, подачей документов в офлайне. С предварительной записью.


  1. z00
    03.02.2019 12:59
    +1

    По поводу Сбера и ключей, у знакомой уже была печальная история. Налоговая по месту регистрации очень долго и настойчиво ее искала, когда пришла, созвали целую комиссию, долго распрашивали какое отношение имеет к фирме рога и копыта из роста на дону, сама прописана в Подмосковье, писала объяснительную. Оказалось она то ли бухгалтером там значится, то ли ещё что-то, но с помощью ее электронный подписи подали заявление на возврат НДС, если не путаю, и теперь на нее вешают отмывание денег. Писала в сбер, вроде написали что разбираются. Хотя хз как это, мы когда делали у застройщика подпись для ДДУ, было написано что подпись только для Росреестра.


    1. dmitrmax Автор
      03.02.2019 13:17

      Ого, а что за застройщик таки снизашел до электронных договоров?

      Что до ключа ЭП — я же говорю, что этого не может не произойти.

      Касательно «только для Росреестра» — хотя законодательство позволяет накладывать добровольное ограничение на применимость сертификата, на практике таких ограничений нет, так что сильно сумлеваюсь.


      1. z00
        03.02.2019 13:50
        +1

        У нас Москва, пик. Можно выбрать электронную или обычную, но за электронную регистрацию давали скидку 2%.
        Вроде многие делают уже, у знакомой про которую писал, застройщик Урбан групп был