Как выживать в турбулентной корпоративной среде. Только для теоретического изучения.

Не знаю, как вам, а мне приходилось работать в достаточно турбулентной корпоративной среде, и не один раз.

Из первых таких компаний я ушел достаточно быстро, т.к. мои юношеские идеалы рушились очень быстро. Если что-то шло не так, как я ожидал, я громко возмущался и хлопал дверью.

Потом я стал более пристально наблюдать за происходящим, делать выводы и корректировать свое поведение в соответствии с законами среды, в которой очутился.

Не скажу, что я стал прям акулой – такой цели не было. Но я нашел некое срединное состояние, когда выживание стало не только возможным, но и несложным, и даже прикольным. Как игра.

Попробую сформулировать, тезисно, основные правила, которые я для себя вынес, может они кому-то пригодятся.

На полное раскрытие темы не претендую, высших истин не открываю, обобщений старался избегать, ничего никому не навязываю.

Сначала придумывать отмазку


Получая любую задачу, за невыполнение которой можно пострадать, сначала нужно придумать отмазку — слова, которые будешь говорить, когда не сделаешь задачу. Иногда отмазка получается настолько хороша, что задачу можно и не делать.

Понятно, что бывают задачи, где отмазка не принимается — там, увы, придется работать.

Не признавать значимых ошибок


Признание в факте ошибки — это запись в деле, косяк, который обязательно вспомнят и используют. Это вроде зависимости, которая порождает чувство вины и заставляет подчиняться.

Если косяк случился, пригодится отмазка. Если отмазки нет, ее надо быстро придумать. Вообще, на такой случай лучше иметь несколько шаблонов.

Один из моих любимых: это ошибка платформы/конфигурации, они ее внесли совсем недавно, козлы, ничего нормально сделать не могут. Я им написал уже, весь интернет на уши поставил, так меня подставили.

Такой шаблон подходит под много косяков.

Признавайте и продавайте незначительные ошибки


Если ошибка незначительная, то не стоит ее защищать – лучше признать. Это поможет избавиться от груза ответственности за нее. Но важнее другое – вас не будут воспринимать, как отличника, который во что бы то ни стало всегда хочет доказать, что прав. Пусть видят, что вы не против побыть в чем-то виноватым, что вас это не беспокоит, вы не переживаете о таких глупостях.

Но признать мало, надо еще продать ошибку, как свое достижение. Для этого много ума не надо – достаточно придумать историю о том, чему вас эта ошибка научила, и рассказывать ее при каждом удобном случае.

Таким образом, имея признанные пустяковые и непризнанные серьезные ошибки, вы как бы остаетесь в потоке, на среднем уровне – не косячник, но и не отличник. Но и зацепить вас особо не за что.

Как вести себя во время косяка


Например, сервер 1С или железный упал, второго нет или он не подготовлен, все бегают и орут, что отгрузка встала.

В этот момент нужно разозлиться, или изобразить злость, только не на себя или других, а на третью сторону — 1С, электриков, микрософт, админов внешних — не так важно.

Разговаривать коротко, четко и со злостью. Тогда люди, пришедшие ругаться с вами, либо тоже разозлятся на третью сторону, либо чувствуют себя неуютно и стараются побыстрее уйти.

Админскую вальяжность, типа «не ссыте, ща докурим и починим», лучше не применять — она давно не внушает уважения, а только раздражает.

После косяка


Надо изобразить стремление «найти системное решение», потому что с высокой вероятностью от вас потребуют «мероприятия по устранению причин». Можно написать любую ересь, желательно со сроками подлиннее, но несколько пунктов — простых и коротких, вроде покупки стабилизатора напряжения за 5 т.р.

Проверять выполнение списка если и будут, то только в короткой перспективе, в течение недели — тут и пригодится стабилизатор. Остальные пункты можно не делать, все равно забудут.

Искать и иметь свою цель


Надо понимать, зачем вы ходите на работу, каждый день. Это лучший способ не сходить с ума, не выгорать, оставаясь эффективным. Цели компании, сами по себе, не годятся — они чужие.

Можно поставить целью «научиться достигать целей компании», чтобы потом в резюме об этом написать.

Когда своя цель есть, на весь этот зоопарк начинаешь смотреть с любопытством, и испытывать удовольствие от игры с ним.

Жалко, правда, людей, которые сидят рядом и переживают из-за чужих целей, и из-за этих переживаний действуют из рук вон плохо.

Минимизировать действие бюрократии


В любой бюрократии есть лазейки и короткие пути. Например, мы каждый квартал готовили и сдавали отчеты, у коллег-руководителей уходило 2 недели работы всего отдела, а у меня одного 15 минут, потому что я знал, что их никто не читает, и просто копировал старые. Коллегам тоже говорил так сделать, но они не верили.

И не страшно, если впалят, т.к. см первый пункт — есть отмазка: ой, блин, я ж по ошибке прошлый отчет выслал, вот я дебил, и как таких земля носит!

С подчиненных лучше на себя брать бюрократию, т.к. они ее боятся, а руководителю стремно бояться. Например, когда у нас за невыполненные в срок задачи были штрафы, я перенаправлял все задачи отдела на себя.

Избегать абсолютизма


Всегда, никогда, только так, а не иначе — таких слов стоит избегать. Абсолютизм обычно создает впечатление незрелого человека. Ну и, в конце концов, вы можете оказаться неправы, а если были абсолютно убеждены в своей правоте, то окажетесь в неприятном положении.

На ошибках при использовании абсолютизма могут и будут ловить. Особенно, если с абсолютизмом делаются утверждения про самого себя, чем часто страдают молодые менеджеры. Вроде «я никогда не выхожу из себя», «я слишком себя уважаю, чтобы терпеть оскорбления», «я всегда уверенно управляю людьми в кризисной ситуации» и т.д.

Свое мнение


Нужно иметь свое мнение, но не настаивать на нем. Человек, у которого нет своего мнения, даже ошибочного, выглядит достаточно жалко. Если же свое мнение слишком яростно отстаивать, то получится абсолютизм – см.выше.

Если приняли не ваше мнение, а чужое, и начали его реализовывать, то это даже лучше, особенно если вы были правы и у них ничего не получилось. С одной стороны, запомнят, что вы были против, т.е. понимали, что выбран неверный курс. С другой стороны, ваше мнение останется непроверенным, оттого будет казаться еще правильнее.

Есть такое золотое правило – позволить другим совершать ошибки. Я в свое время его в положение об отделе внес, типа «ИТ-отдел такой-то компании обычно знает, как делать автоматизацию, но если заказчик настаивает на своем варианте, то ИТ-отдел не имеет ничего против и с радостью позволит заказчику совершить ошибку».

Легенда


Из себя надо делать таинственную легенду, что достаточно просто – надо лишь поменьше о себе рассказывать. В условиях, когда люди вокруг вас постоянно меняются, создавать легенду несложно, даже на событиях, происходивших внутри компании.

Легенду люди всегда немного побаиваются, т.к. интуитивно чувствуют, что этот парень не так прост, у него всегда есть козыри в рукаве. Даже если никакой легенды там отродясь не было.

Как воевать с противниками


Воевать открыто никогда не стоит. Если вы воюете открыто, то это становится вашей слабостью, которую могут использовать. Если противник вдруг обретет могущество, или покровительство, это может больно по вам ударить.

У вас всегда, в отличие от других, есть на противника масса информации – из системы, особенно если вы используете советы из экзорцизма. Эту информацию не стоит всем подряд рассказывать. Лучше всего – в приватной встрече собственнику, или наиболее влиятельному ЛПР, до которого есть доступ. Информацию не стоит делать темой встречи – тема встречи должна привести к этой информации. Лучше даже две встречи провести – на одной упомянуть, что есть косяки, пообещать подготовить информацию, на следующей встрече информацию показать. Информацию не стоит давать слишком быстро, чтобы не выдать свои источники.

Иногда, по ситуации, можно сделать хитрее – отправить информацию противнику, типа вот тут у тебя косяки, надо сделать вот это и следить за этим, но не настаивать. Он, являясь вашим противником, скорее всего проигнорирует письмо. А потом, через недельку или месяц, переслать письмо кому посерьезнее, с припиской типа «я переживаю за процесс, но сам ничего сделать не могу, надо чтобы вон тот чувак постарался».

В любом формате разговора, не стоит говорить плохо о человеке. О его делах можно, о цифрах можно, об ошибках можно, но о человеке – не стоит, потому что станете похожи на сплетника, а это плохо.

Таинство творческой автоматизации


Как говорится, если умеешь что-то делать, не делай это бесплатно. Мы умеем делать автоматизацию «в срок и по ТЗ», а умеем «от души». Вот эту автоматизацию «от души» стоит обособлять и продавать отдельно.

Не за деньги, конечно, а за послабление формальных условий и за привязанность к себе.

Делается это несложно. Приходит человек за автоматизацией, и процесс предполагает разработку ТЗ и постановку срока. Говорите человеку – можем по процессу, а можем круто, технологично и красиво, но тогда без ТЗ, без срока и на моих условиях. Для обоснования пару красивых историй можно привести, типа про Леонардо да Винчи, который выдавал шедевры только тогда, когда ему не ставили срок.

Если человек настаивает на ТЗ и сроках, делайте максимально точно по ТЗ – пусть получит свой суррогат.

Если человеку не горит, и он согласился на творческую автоматизацию, тут главное – не проваландаться, и сделать что-нибудь реально крутое, по сравнению с тем, что вы обычно делаете. Должно разительно отличаться. Если получится еще и быстро – вообще супер.

Теперь все это надо продавать, и подключать того чувака, которого вы осчастливили, в качестве подтверждения. Все должны видеть и понимать, что без рамок и сроков программисты выдают суперкрутые решения. И за такими решениями должна выстраиваться очередь.

Ваше дело – продолжать поддерживать контраст между «по ТЗ» и «от души». Ни в коем случае не стоит делать «в срок и по ТЗ и от души» — это все равно, что продавать картины по цене туалетной бумаги.

Плохая автоматизация, как оружие


Возвращаясь к войне – ваш противник не будет заказывать автоматизацию «от души», т.к. это зависимость от вас, он напишет ТЗ. Чем хуже его ТЗ, тем лучше для вас.

Заставьте его в ТЗ делать максимальную детализацию, вплоть до типов метаданных. Пусть окажется, что его остатки должны в регистре сведений храниться. Взаимодействие с другими подсистемами пусть тоже сам опишет, и чем больше ошибок допустит, тем лучше. Идеальный вариант – если его функционал будет портить кому-то другому жизнь.

Когда ТЗ будет готово, скажите ему, что ТЗ – говно, но вы не настаиваете, и сделаете его, если сильно надо. Он скажет что-нибудь язвительное вроде «да уж, будьте любезны» — все, он расписался.

Сделайте как можно точнее и ближе к ТЗ, пусть будет откровенный бред. Пусть он портит первичку других отделов, пусть из-за него тормозит вся система, пусть он не может никаких толковых цифр для руководства получать.

К вам будут приходить и жаловаться – на тормоза, например – просто перенаправляйте к тому парню, со словами «а я ему говорил, что он говно придумал».

Идеальная ситуация – если консилиум решит, что надо все переделать. Самое время сделать грустное лицо и сказать что-нибудь вроде «блин, и так уже 150 т.р. компании, не считая налогов, потратили на это говно, вы еще хотите?». Ну, а чего делать – скажут они, сделай пожалуйста, чтобы правильно было.

Записывайте расходы на автоматизацию


Это элементарно, но мало кто делает. Не надо пытаться оценивать задачи в часах, согласовывать эту стоимость и набивать себе цену. Намного проще посчитать фактические расходы.

Просто приделываете к системе документ, в который вносите зарплату своих программистов в виде табличной части, и все решенные за месяц задачи в виде второй табличной части, и распределяете первую на вторую по какой-нибудь базе распределения – по затраченным часам, по выдуманным коэффициентам сложности или любой другой цифре.

Параметры распределения никто проверить не сможет, да и не будет. А вот общая цифра затрат всегда будет совпадать с ФОТ вашего отдела, и это будет бросаться в глаза, как доказательство правильности расчетов.

Ну и сделайте несколько красивых диаграмм – затраты по отделам, по людям, по проектам. И показывайте, когда будет подходящий момент.

Если ваш противник хочет от вас очередную хрень, покажите, как много он уже потратил на автоматизацию. Особенно хорошо, если он говорит «мной не занимаются, я плохо автоматизирован» — а тут вы раз, и оказывается что 50 % денег на него уходит.

Особенно хорошо, если у вас будет пример автоматизации «от души», который стоил недорого и полностью удовлетворил кого-то из заказчиков – его можно использовать для борьбы с противниками. Типа «смотри, чувырла, человек знает, чего хочет, нас слушает, и за 5 % бюджета ИТ сделал себе шикарную автоматизацию».

Ну и не забывайте играться с цифрами – подкручивать коэффициенты, чтобы противники всегда «выигрывали» в структуре затрат.

Личные отношения


Личных отношений, дружбы в турбулентной среде стоит избегать. Как хорошие, так и плохие отношения с кем-либо могут вам навредить, если ситуация изменится.

Особенно стоит избегать, как ни странно, дружбы. Когда вы с кем-то в друзьях, то это буквально связывает вам руки – вы будете вынуждены помогать этому человеку и поддерживать его, даже во вред себе.

На свете полно людей, с которыми можно дружить, не стоит заниматься этим на работе. Подружите, когда его уволят.

Спрашивайте и слушайте, но не говорите


До сих пор удивляюсь, насколько люди любят изливать душу и устраивать эмоциональный стриптиз. Чтобы человек излил вам душу, достаточно его спрашивать и слушать, но не начинать рассказывать о себе и своем мнении.

Просто спрашивайте, по ходу разговора, и слушайте. Не стройте линию разговора, просто слушайте и спрашивайте что-нибудь по теме. Все.

Так можно узнать массу полезного, и о человеке, и о работе.

Разумеется, сами не попадитесь на такой развод.

Не сплетничайте и не пересказывайте


Что бы вам не рассказал человек, никому это не пересказывайте. То же касается сплетен. Слушать их можно, но так, равнодушно, умеренно улыбаясь и переводя тему на что-нибудь другое.

Один раз перескажете – все, никто вам ничего больше не скажет. Сплетников никто и нигде не любит.

Систематизируйте ложь


Врать приходится много, но если делать это слишком разнообразно, то случится неприятное – вы забудете, кому что наврали.

Ложь можно группировать по стандартным ситуациям. Например, как в случае с поступлением заявки на автоматизацию, когда в говорите, что «можно по ТЗ», а можно «от души».

Еще ложь нужно записывать, например – причины отклонения заявок – и лучше поподробнее. Иначе бывает, прибежит кто-нибудь, спросит – почему отклонили мою заявку – сразу спрашиваешь «а что я в ответе написал?».

Не рассказывайте деталей своей работы


Когда попадается хороший слушатель, программист в пылу начинает ему рассказывать, как все просто и сложно одновременно в автоматизации на платформе 1С. Видя, что человек не все понимает, программист старается объяснить проще, и иногда это получается – в итоге человек, хоть и не все понял, но запомнил, что ничего сложного там нет.

Проблема в том, что в следующий раз вам этого человека будет сложно обмануть. Человек не будет знать деталей, но начнет понимать сложность автоматизации в сравнении – на уровне документов, отчетов и т.д. Зная, что вон тот отчет простой, а этот вроде такой же, он не даст водить себя за нос.

Лучше сохранять таинство и остерегаться, когда вас спрашивают и слушают.

Личная жизнь


О своей не рассказывать, чужой не интересоваться.

Если рассказываете о своей, и там есть за что зацепиться – зацепятся.

Если послушали о чужой, и там есть за что зацепиться, вам придется зацепиться. Например, если у человека сложная жизненная ситуация, вы не сможете с ним обращаться, как прежде. Если знаете, что ему не хватает денег, а он, по дурости, записался к вам во враги, то придется делать ему уступки, иначе совесть замучает.

Информацию о затруднениях в личной жизни можно использовать, но очень и очень аккуратно, и лучше – только в позитивную сторону. Например, помочь сотруднику, у которого трое детей, повысить квалификацию и зарплату.

Иногда знание о личной жизни человека меняет отношение к нему в худшую сторону, что портит рабочие отношения.

В общем, меньше знаешь – легче работается.

Сопротивляйтесь, но не до ущерба


Бывает, что кто-то ведет себя неправильно. Например, бухгалтерия не хочет учиться самостоятельно закрывать месяц, исправлять минуса и выправлять взаиморасчеты.

Вы, как толковый человек, хотите, чтобы они все это делали сами – это их работа. Но, раз у вас конфронтация, все займут выжидательную позицию – и вы, и они.

Во время выжидательной позиции они будут молчать. Если они начнут говорить, что есть проблема, до кризиса еще два месяца, и ее надо решать, то итог будет один – их самих посадят проблему решать.

А вы не молчите, но и не настаивайте – просто иногда подливайте масла в огонь, напоминая о себе при удобном случае. Если плеснете слишком много, то их заставят все сделать самостоятельно, и вы не получите всех бонусов от этой ситуации.

Лучше довести ситуацию до почти кризисной, и тогда вмешаться. Например, когда до срока сдачи отчетности осталась неделя, или две (смотрите по ситуации), стоит громко возмутиться, и сказать, что надо спасать компанию, а бухгалтерия рукожопая, а вы им сто раз говорили, а никто не слушает, и опять мне все самому делать, да сколько можно то уже… Ну и все сделайте. Будете рыцарем на белом коне.

А они будут несчастными дурачками, которые чуть не угробили предприятие своими капризами.

Не опирайтесь на одного


Точек опоры должно быть всегда несколько, если вы в турбулентной среде. Самая надежная – собственник, но и она не абсолютная, т.к. собственники иногда открывают новые бизнесы и уезжают.

Руководители, даже высшего ранга, тоже меняются – никто не вечен. Поэтому не стоит опираться на одного, двух или трех. Лучше – на всех сразу, и ни на кого одновременно.

Спасайте утопающих


Когда кто-то оказался в удручающем положении, и ему грозит увольнение, попробуйте ему помочь. Даже если это ваш враг. Даже если вы сами довели его до удручающего положения.

Быть явной причиной чьего-то увольнения – не очень хорошая строчка в репутации. А вот быть спасителем – намного интереснее. Если человека удастся спасти, а вероятность этого высока, он будет вашим должником. Не забудьте потом воспользоваться.

Изучайте предметные области


Продажи, закупки, производство, RnD, склад, бухгалтерия, финансы и т.д. – особо сложного в этом ничего нет, и не надо копать глубоко, до узкой специализации. Достаточно знать основные принципы, чтобы использовать их в своих целях. Например, в войнах, тыкая носом людей в «косяки, которые даже я, айтишник, понимаю».

Чувство юмора


Это самое главное. Никогда его не теряйте.

Чувство юмора и наличие собственных целей – вот главный рецепт комфортного выживания в турбулентной корпоративной среде.

Помните, что вся эта возня – не более чем игра в детском саду, когда десять малышей бегают и пытаются сесть на девять стульев.

Бизнес, в котором вы находитесь – это рейсовый автобус. Вы зашли на остановке, какое-то время испытываете неудобства, но знаете, что через десять остановок выйдете и пойдете по своим делам. Или на другой автобус пересядете.

Комментарии (31)


  1. fessmage
    04.02.2019 09:12

    Иван, вот честно, я не понимаю откуда у вас столько времени так часто публиковаться, если только вы не писали это всё на протяжении нескольких лет в черновики.

    Но зато не могу не отметить, что в ваших текстах поразительно часто нахожу интересные рассуждения и мысли, причем в достаточно развернутом и грамотном виде.

    Жду продолжений, особенно если не в форме рассказов, а в виде таких рассуждений.


    1. zharikovpro
      04.02.2019 13:04

      > Иван, вот честно, я не понимаю откуда у вас столько времени так часто публиковаться

      Иван, примите это как запрос на материалы по тайм-менеджменту ;)


      1. nmivan Автор
        04.02.2019 13:16

        мои материалы по тайм-менеджменту не пользуются популярностью. Их называют «потогонкой».
        Поэтому пусть они остаются только моими. А конкретно про писанину я уже рассказывал: habr.com/ru/post/436430


  1. gapel
    04.02.2019 09:28

    напоминает вредные советы Остера))
    Возникает достаточно важный вопрос — зачем так жить и работать?


    1. fessmage
      04.02.2019 09:35

      Как мне кажется в большинстве крупных организаций с >2тыс. сотрудников, так живет большинство руководителей начального звена, не только и не столько ИТ.


      1. gapel
        04.02.2019 12:26

        Что ж, это повод избегать таких организаций.


    1. ionicman
      04.02.2019 09:49
      +2

      Автор очень мягко все это назвал, я бы назвал "Исповедь корпоративной проститутки" :)

      К сожалению, в компаниях с количеством людей от 300-400 это все начинает проявляться, к 1000 — крепнет, а от 1500 становится объективной необходимостью, если ты руководитель на любом уровне.

      В компаниях от 3000, при условии что ты руководитель среднего звена и выше это все вообще превращается в игры мадридского двора ну или некое подобие фильма «Куб» — и исходом там может быть далеко не только увольнение.

      Это из цикла «С волками жить».
      Есть еще одно хорошее высказывание одного топа «Когда начинаются игры, работа заканчивается».

      А вот почему это так получается само собой (и это реалии не зависят ни от страны, ни от рода деятельности) — это очень сложный вопрос. Я, после работы в корпорациях, получил на него достаточно простой ответ: «Никто не хочет работать, но хочет быть на хорошем счету и получать хорошие деньги», последние две фразы непосредственно связаны.

      Так что стремление некоторых во чтобы то ни стало работать в большой компании с высоты некоторого возраста начинает вызывать улыбку. Потому как в небольших фирмах, зачастую, гораздо лучше моральная обстановка и дают реально заниматься работой, а не подковерными играми. И компенсируется это совсем небольшим отставанием в зарплате.

      А большие конторы хороши либо для быстрого опыта, либо если Вы решили стать акулой.
      А есть просто люди, которым этот театр нравится и по душе и они не прочь сыграть в нем на правах актеров. И иногда даже очень не плохо играют.

      Однако каждому свое, ИМХО.


      1. fishca
        04.02.2019 10:43
        +1

        «Никто не хочет работать, но хочет быть на хорошем счету и получать хорошие деньги», последние две фразы непосредственно связаны

        Не в бровь, а в глаз!


      1. gapel
        04.02.2019 12:25

        как человек, наверное могу понять. Играть в иры и получать деньги — в теории интересно. (На практике нет, пробовал как раз на боьлшом постсоветском заводе. Сбежал.)
        Как разработчик — нет. Это неинтересно, не развивает, не заводит.


  1. kagarich
    04.02.2019 10:11
    +2

    В разрезе этой статьи я попробовал мысленно поменять сферу ИТ и отдел автоматизации на здравоохранение и пункт медпомощи, скажем на заводе, работающий только на внутреннего потребителя, в этом мысленном эксперименте я отбросил медицинскую этику, ибо в ИТ ее не существует (как оказалось). Представил, что автор статьи не ИТ-директор, а главврач, представил что я сам работаю на этом заводе, что я вынужден сам, и должен обязать всех подчиненных, ходить к главврачу, как на плановые осмотры, так и при возникновении болячек. И заново прочитал статью, как-будто она про медицину.
    Жуть, серпентарий какой-то.
    Из заголовков статьи:
    … отмазка
    … ошибка
    … косяк
    … бюрократия
    … оружие
    … сплетни
    … ложь
    … ущерб
    … утопающие

    Все же в работе на внешнем рынке, на внешнего заказчика, где всё за бабло, где всё и вся решают деньги, оказывается есть и свои плюсы.


    1. White_Scorpion
      04.02.2019 13:30

      А что вы думаете — там что-то другое? Или какие-то люди "более правильные"? Нчиего подобного — все те же болезни большой компании.


      1. kagarich
        04.02.2019 15:17

        Я работаю на внешних заказчиков больше десяти лет и очень хорошо знаю как оно «там».
        Вот этих всех историй, связанных с ИБД, сплетнями, интригами и скандалами, в компании, где зарплату начисляют исходя из customer billable-hours в разрезе каждого сотрудника или нет вовсе, или их исчезающе мало. Просто если заниматься всей этой историей — не получишь зарплату, и все это понимают.


        1. White_Scorpion
          04.02.2019 15:26

          Я работал 5 лет в компании, где всё постепенно начиналось сливаться в интриги. Причём даже отдел разработки ПО крепился крепился, а потом начал сдавать. Не знаю, что сейчас с ней стало.
          Это стандартная "история жизни" любой компании: она растёт и в какой то момент нужных людей становится слишком много и начинают нанимать одного менеджера, второго, третьего… И только Бог Рандома скажет когда один из нанятых менеджеров окажется "эффективным", а значит будет являть имитацию бурной деятельности типа "давайте отдадим весь код на аутсорс индусам, а весь отдел разработки уволим нафиг"? И понесутся интриги.


    1. Ta_Da
      04.02.2019 13:33
      +1

      Тонкость в том, что это вы работаете на внешнего заказчика, где все за бабло (что впрочем совершенно не отменяет всего «букета»). Внутри у заказчика при этом, с высокой вероятностью, происходит вот все то, что описано в статье =)


      1. kagarich
        04.02.2019 15:21

        Да и пусть, нам в том числе и за это платят, чтобы мы пришли в заказчика, растормошили их там, что нужно внедрили и растворились в тумане, вплоть до реализации следующей хотелки.
        … я не сторонник англицизмов, но вот слово «пушить» очень хорошо описывает то чем приходится заниматься ежедневно в заказчиках, особенно госах.
        (толкать, продвигать и т.п. подобные синонимы не нравятся, в слове «пушить» нужная агрессивная коннотация)


  1. x0rHamster
    04.02.2019 11:09

    Очень напомнило книгу Йоопа Сгрийверса «Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе».


  1. vindy123
    04.02.2019 12:02

    Наверное, я такая мягкосердечная тряпка, но статью читал с постоянно нарастающим внутренним чувством протеста и легкого отвращения. Какие-то советы бывалого сидельца, как грамотно поставить себя на зоне, привет из альтернативной вселенной. Нахрена так жить вообще? Отмазка «не мы такие, жизнь такая» — так себе отмазка. Подобный уровень токсичности свойственен далеко не всем коллективам, и вариться в таком или нет (а тем более начинать активно играть в эти сражения бульдогов под ковром) — это личный выбор.
    ЗЫ Лично против автора ничего не имею, это скорее недоумение по поводу того, зачем люди могут добровольно соглашаться играть в эти игры, когда можно не играть.


    1. gennayo
      04.02.2019 12:06

      А вот некоторым это нравится, представьте себе…


  1. teecat
    04.02.2019 12:14

    Мой старик два принципа мне втемяшил: «Колупай и не чирикай» и «Вистуй до упора»

    Хайнлайн Луна жестко стелет


  1. superstarstas306
    04.02.2019 12:14

    Статья вызывает очень противоречивые чувства.
    С одной стороны, поработав в крупных компаниях (и русской, и зарубежной), убедился, что так в общем-то и есть, такие правила работают и помогают.
    С другой — описан классический «эффективный менеджер», которым давненько необходим геноцид.


  1. Laser42
    04.02.2019 15:42
    -1

    Гениально. написано с юмором, и знакомые ситуации описаны. спасибо


  1. IsyanovDV
    05.02.2019 01:57

    Читал и соглашался почти с каждым словом, хотя сам стараюсь со всем этим бороться по мере сил ))) Способ борьбы один — создавать действительно хорошую команду с общими целями, но это уже не турбулентная среда.
    А в турбулентной — да, все именно так… увы.


    1. White_Scorpion
      05.02.2019 14:36

      Мне очень не нравятся общие слова, поэтому можно уточнить, что это за "общие цели"?
      Какие может предоставить компания на данном уровне развития "общие цели"? Причём имеющие отклик у каждого члена создаваемой команды? Потому что я согласен с постулатом автора, что "цели компании — это чужие цели". И увлечь лично меня целью типа "давайте сделаем 100000 продаж за 1 неделю" — это задача из области фантастики.


      1. IsyanovDV
        05.02.2019 14:57

        Есть разные технологии, описаны в куче книжек, пересказывать все не вижу смысла, опишу тезисно.

        Зрелые компании всегда имеют цели как минимум на краткосрочную / среднесрочную перспективу. Эти цели выражаются в проектах / объемах / деньгах / долях рынка и т.д. не суть.
        Топ менеджмент так или иначе привязан к этим целям через разные KPI и / или S.M.A.R.T. задачи. Есть работающие процедуры информирования всех сотрудников о целях компании, о результатах выполнения и как эти результаты влияют на сотрудников (материально или квазиматериально). Средний менеджмент получает цели менее глобальные но привязанные к целям компании через KPI или СМАРТ, и так вплоть до сотрудников (если необходимо). Развитые программы ценности бренда, внутреннего обучения, есть понимание у сотрудников что от них ждут и как результат их работы повлияет на их зарплату. Сотрудники осознают, почему им выгодно (проще) делать так как надо компании. Развитая система делегирования, контроля и мотивации. Есть система бизнес анализа, которая постоянно исследует бизнес процессы на предмет оптимизации и т.д.

        Естественно, у каждого человека свои цели, но это не отменяет возможность зацепить их с целями компании или сделать так, чтобы эти цели существовали параллельно. Если ты не разделяешь целей компании — значит у тебя в компании хреново работает мотивация или бизнес решил, что на данном этапе и без этого достигнет своих целей.

        Это сложная система, которая строится постепенно, требует высокого уровня компетенций и мотивацией у топов а также напряжённой и грамотной работой HR.

        В жизни все не так идеально, но я встречал компании, где это или реализовано в той или иной мере или компания на пути к этому.


        1. fishca
          05.02.2019 15:14

          Есть работающие процедуры информирования всех сотрудников о целях компании, о результатах выполнения и как эти результаты влияют на сотрудников (материально или квазиматериально). Средний менеджмент получает цели менее глобальные но привязанные к целям компании через KPI или СМАРТ, и так вплоть до сотрудников (если необходимо). Развитые программы ценности бренда, внутреннего обучения, есть понимание у сотрудников что от них ждут и как результат их работы повлияет на их зарплату. Сотрудники осознают, почему им выгодно (проще) делать так как надо компании. Развитая система делегирования, контроля и мотивации. Есть система бизнес анализа, которая постоянно исследует бизнес процессы на предмет оптимизации и т.д.

          Вы точно не сферическую компанию в вакууме описали сейчас?


          1. IsyanovDV
            05.02.2019 15:21

            Я видел несколько российских компаний, где это работает но частично, в некоторых работал. Видел иностранную компанию, основанную в 1920 году, где это работает хорошо, но там это строилось десятилетиями. А сейчас я работаю в СП, где это работает частично (но выше уровня многих российских компаний) и компания стремится запустить эти процессы на более высокий уровень, потому что видит в этом свою выгоду.

            Проблема РФ в том, что у нас слишком много стратегов а не тактиков, а эта система требует очень кропотливой и первоначально неблагодарной работы топов, и уровень их должен быть высоким, а это стоит денег, результаты будут не скоро и т.д.

            А ещё потому что проще вести себя так, как описано в статье.


  1. aapazhe
    05.02.2019 06:49

    В советские времена такие кал лективы назывались словом «гнидник». А теперь, виш, «турбулентная среда». Как будто уже и не так говнецом несёт.


  1. fishca
    05.02.2019 09:09

    Только у меня такие ассоциации?

    Единомышленники?


  1. drobzik
    05.02.2019 12:55

    К сожалению, как заметили выше, чем больше компания, тем выше вероятность появления такого серпентария, и самый главный вопрос — кто это должен контролировать и пресекать. По уму, это должны делать топы, но как раз они часто являются источником таких игрищ.

    И, самое обидное, отсидеться в стороне довольно сложно, причем чем выше должность, тем сложнее. Нередко такие вот стоящие в стороне попадают, на языке военных, в категорию «сопутствующие потери». Собственно, история от «одного моего друга»(с) на тему:
    Местный филиал международной компании. Работает сеньер (даже не руководитель отдела), занимается проектами, и чихать хотел на вот это вот все. Но внезапно наступил кризис, клиенты серьезно просели по проектам, и, по факту, всё новое было свернуто, оставили только поддержку существующего. Где-то же в это время материнская компания спустила план по сокращению расходов (кризис же!). Начали поджирать слабых, и в результате подковерной толкотни сеньера быстренько попросили на выход. Официально — из-за отсутствия новых проектов, а по факту — как самое слабое звено, не показававшее свою «важность». За ним, видя такой расклад, потянулись другие вменяемые сотрудники.
    И вроде как в конце все закончилось хорошо — сеньер нашёл новую работу с приростом з/п, его старое руководство ушло на повышение (вероятно, за эффективную борьбу с кризисом), но вот только сам бизнес оказался в жо.., т.к. нормальные спецы теперь не хотят сюда идти работать.


  1. lotse8
    05.02.2019 14:10

    Потом люди удивляются, почему так плохо жить и почему чиновники такие — а они точно такие же, как и все остальные в статье описанные.


    1. IsyanovDV
      05.02.2019 15:04

      Удивляются и постоянно ноют как раз те, кто описан в данной статье.