Когда ты делаешь дизайн для цифровых продуктов, которыми будут пользоваться люди, чьи привычки и паттерны использования ты можешь предугадать, это не так сложно. Ты почти всегда знаешь, что человек по ту сторону будет держать смартфон вот так, доставать до элементов и контролов большим пальцем вот так, и прочее, прочее, прочее. К примеру, в B2C есть определенный набор инструментов, помогающих дизайнеру в исследованиях. Есть и общепринятый набор правил, по которым ты собираешь обратную связь, нащупываешь возможные проблематики, выдвигаешь гипотезы и прочее. Например, вот довольно понятный и удобный фреймворк:

  • определить задачу клиента;
  • сформировать свои гипотезы;
  • продумать метрики;
  • определить контекст использования, CJM, прочее;
  • продумать решение и его валидацию.

Для людей, привычных к дизайну продуктов, которыми пользуются миллионы пользователей по всему миру, этот фреймворк знаком (в том или ином виде).


Когда продакты думают, что точно знают, чего хочет пользователь

Но все это претерпевает довольно неслабые изменения, когда ты начинаешь делать дизайн на предприятии. Начнем хотя бы с того, что клиентов как таковых у нас нет — у нас есть пользователи. И штука в том, что мы находимся очень близко к пользователям. Не в плане, что вот есть аккаунт, и мы можем просмотреть подробную инфу о нем, привычные заказы и модель поведения, нет. Мы знаем, что конкретно вот этот пользователь — это Саня, который вчера при тебе залезал на 20-метровую вышку, чтобы с помощью твоего приложения записать данные в журнал обходов. И что ежедневные задачи у Саши довольно сложные и нетривиальные.

Меня зовут Лев, я ведущий дизайнер функции «Цифровые технологии» в СИБУРе, и я расскажу вам о том, как работается дизайнерам приложений и интерфейсов в условиях, когда часть твоих пользователей — это коллектив обходчиков на производственной площадке в Тобольске, которые используют твое приложение немного не в тех условиях, в которых ты это приложение сделал.

Давайте сразу определимся, что дизайнер — это не человек, который нарисует тебе пару красивых картинок или сделает выезжающую менюшку на мобилке. Дизайнер ответственен за единый рабочий продукт целиком, за то, как он воспринимается пользователем, какой опыт ему приносит и какие реальные задачи помогает решать.

Подразделение цифрового дизайна появилось в СИБУРе не так давно, но мы уже нашли кучу возможностей упростить бытие работника на предприятии. Например, мы не так давно писали про мобильные обходы. Де-факто это третья большая итерация процесса. Но между классикой жанра вида «записать все в бумажный блокнот» и нашим приложением был еще один этап.

Отталкиваемся от пользователей, а не от бизнеса


Когда обходчики впервые пришли к технарям с просьбой придумать что-то повеселее блокнотиков, их проблему решили примерно так, как это обычно бывает с SAP в компаниях. Людям дали по сути неплохое коробочное решение, которое кастомизировали, настроили и пустили в плавание. Но не очень подумали о самом процессе использования этого решения. Да, у людей появился электронный журнал обходов. Но вот его синхронизация вызывала ряд вопросов — надо было дважды в день (в начале и в конце смены) шнурком подключать смартфон обходчика к специальному компу для переброса информации в архив. Занимала процедура около 30 минут. Явно немного не то, чего тебе хочется, когда смена закончилась и ты уже готов поехать к семье, а тут эта приблуда полчаса куда-то данные по шнурку передает. Где тут удобство для пользователя?

Кончилось тем, что в конце концов все равно вернулись к бумажным блокнотам. Почему? Да потому что так удобнее. Люди пользуются тем, что удобнее. Если ты сделал что-то неудобное — не будут пользоваться. Поэтому, когда решением проблемы занялось наше подразделение, мы шли прежде всего от комфорта пользователей и от их потребностей. Это логично и это правильно — ведь пользоваться тем, что ты радостно надизайнишь, будут они. Причем в условиях, ощутимо отличных от твоего опенспейса.

Это был первый шаг. Сейчас мы активно имплементируем в устоявшуюся систему СИБУРа наш подход, дизайнеры ведут переговоры с представителями различных бизнес-линий, чтобы все ощутили важность и целесообразность этого подхода.

Вот еще живой пример. У нас есть лаборатория, которая постоянно берет пробы готовой продукции на качество. Все-таки, производство нефтехимическое, надо за всем следить. И вот эта лаборатория взаимодействует как с самим производством, так и с государственными органами контроля, осуществляет калибровку самого производства. И сотрудникам лаборатории надо регулярно брать пробы.

Тобольск, -40, темно, видимость не особо, ты ходишь брать пробы. К тебе приходят ребята из цифрового подразделения и радостно сообщают: «Все, порешали мы твою проблему с бумажками, на тебе, мужик, смартфон». А ты сидишь и думаешь — ну офигеть теперь, на 20 метров забираться, а там еще смартфон этот доставать и тыкать чего-то.
В перчатках с параметрами «Мелкая моторика -50».



И вот здесь для нас как для дизайнеров появляются две довольно важные задачи.

  1. Мы используем цифровое устройство ввода-вывода информации. У обходчика есть смартфон, можно им трекать ряд параметров, чем-то помогать в осуществлении рабочих обязанностей.
  2. При этом надо постараться, чтобы человеку не нужно было вынимать смартфон из кармана. Ну серьезно. Это тебе на работе не влом каждые пять минут доставать мобилку из кармана и смотреть фейсбучек. А там у человека -40 за бортом. Перчатки. Плюс на трубе высотой с пятиэтажку. Поэтому мы программируем физические кнопки на андроидофонах. Так сотрудник может даже не вынимать смартфон из кармана — зажал во внутреннем кармане кнопку, запустил голосового помощника (сейчас как раз допиливаем подобное), и зафиксировал какую-то неполадку или расхождение нормативов.

Без контекста использования черта с два мы бы сделали такой кейс. И в случае с контекстом мы заморачиваемся очень сильно.

Методика


Допустим, надо собрать обратную связь от пользователей твоего продукта. Вот как это обычно работает (на примере банков). Есть колл-центр, куда поступает множество звонков. Есть социальные сети, куда клиенты довольно часто жалуются на любые косяки со стороны банка в целом или твоего приложения в частности. Есть возможность пойти в офис и пообщаться там с клиентами, поспрашивать, чего как у них, все ли устраивает, что бы хотели изменить в приложении.

На предприятии вообще все по-другому в этом плане. Это иногда становится причиной разрыва шаблона у дизайнеров, приходящих к нам из других компаний. Там-то ты сидел и вставлял кнопочки в приложение, которое раз в сутки запускают миллионы пользователей. А у нас команда разработки может создавать и совершенствовать продукт, которым де-факто пользуются 10 человек. Но экономический эффект, который может принести твое приложение в связке с этими 10-ю юзерами, сильно выше, чем от всех этих многомиллионных аудиторий. Поэтому фиксация их проблематик очень важна.

Плюс здесь в том, что у нас есть прямой доступ к пользователям. Если нам надо собрать и посчитать индекс удовлетворенности пользователя, или что-то еще — можно просто лично их собрать и все уточнить.

А что еще круче — можно взять каску, спецовку и пойти просто поработать с ними в привычных для них условиях с недельку, чтобы в реальных условиях оценить, чего ты там навертел своим дизайном и удобно ли это людям вообще. Мы гораздо ближе к пользователю нашего продукта. Это же касается и онбординга — никаких непоняток и разночтений. Собираем ребят, показываем им, как именно порешали их проблему, чего и где изменилось, как пользоваться всем этим.

Валидация гипотез и метрики


Давайте опять сравним этот процесс в B2B или B2C. Родилась у тебя отличная идея, хочешь ты ее проверить. Запускаешь пару-тройку лендингов, смотришь на обратную связь. Обвешиваешь все это различными метриками, смотришь на цифры, проверяешь на больших аудиториях.

На предприятии все по-своему. Метрики продумываются дизайнерами вместе с продактами на начальном этапе. Замерить такую метрику просто — можешь съездить и поработать по ней сам дней 10. Вот тебе и валидация.

Тут важно помнить еще вот о чем. Цифровизация просто ради цифровизации — это идиотизм. С помощью такой цифровизации можно очень легко испортить людям условия труда. Существует куча простых вещей, которые вообще не надо цифровизировать, которые не требуют смартфонов, графиков всяких и прочего.

И еще про контекст


Несмотря на близость к пользователю и возможность часто опрашивать сотрудников, реальный CJM пользователя, его расписанный на 100% день специалистам СИБУРа не виден. Поэтому очень полезно брать разрабов на интервью с пользователями.

Обычно как работает уведомление команды о проблеме. Приходит продакт, собирает команду, говорит: «Ребята, вот тут есть проблемка». Все начинают думать, что это какая-то вообще полунадуманная проблема сферического пользователя в вакууме.

А здесь мы собираем разрабов и пользователей, чтобы пользователи могли прямо сказать, что именно в решении разрабов им вообще не нужно. Или что работает не так, как задумывалось. И уже в этой ситуации разрабы проникаются связью с пользователями — понимаешь, что вот конкретно у этого человека с нормальным выполнением рабочих задач именно из-за тебя, из-за того, что ты вот вписал какую-то фичу в приложение.

Звучит все просто — собрал две стороны и дал им поговорить. На самом же деле на предприятии это сделать сложно из-за разницы менталитета. Рабочие, обходчики, сотрудники предприятия и цехов воспринимают людей из цифровых отделов не просто как еще одних сотрудников компании, а как отдельную субкультуру. Как куча панков, которые сидят у себя в интернетах, фигачат свой дизайн, а им, нормальным людям, потом разгребай последствия всего этого.



А работать надо, CJM никто не отменял, без него нельзя. У нас ни один проект не стартует, если еще нет точного понимания того, как пользователь будет следовать по процессу. Всегда есть какой-то бизнесовый процесс as is, все вокруг будут говорить, что да, все клево, все работает в точности, как задумывалось. А люди на производстве тебе правду скажут — да нифига не работает. И на изучение этого процесса нужно тратить время. Порой много времени, соблюдая все правила кастдева.

CJM вообще штука модная. Почти все, кто начинает транслировать, что в компании используют Agile, Scrum и даже пару фломастеров купили для досок, так или иначе говорят про CJM. Но на практике уделяют ему сильно меньше внимания, чем он того требует. У нас же сейчас CJM — это основа основ. Мы накидываем людям просто на ватмане своеобразную карту действий: процесс – действие – проблема – решение. И без понимания этой карты даже начинать накидывать свою гипотезу не имеет смысла.

Потому что получится, что ты что-то делаешь для вида, а пользы от этого никакой. Например, обратились к тебе сотрудники, сказали, что у них проблема с ведением бумажных отчетов и подобного. А ты пошел и купил им интерактивную панель на 64 дюйма. Решил ты их проблему? Да нифига, ты просто панель им купил. Теперь у них есть проблема с отчетами и здоровенная панель. Ты должен четко понимать, в чем именно проблема. А люди могут выразить свои мнения о том, как ее можно решить.

Плюс важно работать с ожиданиями. Люди довольно часто могут сами запрашивать нужные фичи, это нельзя игнорировать, потому что они как раз и являются конечными пользователями твоего продукта. Иногда сотрудник цифрового подразделения может считать, что ему-то как раз видней, а люди за периметром не в теме даже собственных хотелок. Реальность вносит свои коррективы — у нас очень прошаренные работники производства.

Поэтому мы создаем с ними общие чатики, в которые они могут напрямую нам закидывать свои хотелки к новым фичам. Частенько, правда, получается так, что пользователь описывает новый и необходимый ему инструмент, а ты ему в ответку — мужик, это же Realtime Board, просто начни пользоваться им для решения описанной проблемы.

Продакты следят за этим и постоянно собирают обратную связь через доступные каналы коммуникации — это может быть чатик в телеграм, у кого есть, или чатик в вайбер, или тот же Typeform.

В общем и целом, у нас получается немного перевернутый классический фреймворк, потому что мы работает от CJM, с прицелом на пользователей сразу, это является отправной точкой любой задачи.



В одном из следующих постов я постараюсь рассказать именно про интерфейсы на большом предприятии. Тут тоже все не так просто, как кажется. Начиная от того, что кнопки интерфейса могут быть размером с ваш 13-дюймовый макбук (потому что так надо), и заканчивая правильным подбором шрифтовых пар. Потому что ты не можешь просто взять и использовать стандартные визуальные представления отчетов и статистики, когда речь идет о 75-дюймовой сенсорной панели.

Более того, даже разрабатывать такие кнопки только на маке без привязки к самой панели не получится.

Кстати, cейчас у нас есть 2 открытые вакансии для толковых дизайнеров цифровых продуктов. Пишите мне на solomadinla@sibur.ru – обязательно отвечу

Комментарии (14)


  1. HellKaim
    11.02.2019 16:27
    +2

    Круто! Очень мало подобных статей встречается.


    Да, мир производства совсем другой, чем "широкоаудиторный". Ждем еще интересного.


    Попробуйте поиграть с TTS, даже централизовано (забрали, разжевали, подтвердили, передали).
    Еще можно попробовать какие-то решения вроде bluetooth кнопок, если отчеты шаблонизированны. Волбще ляпота — ничего даже доставать не нужно — формой кнопки можно все решить.


  1. Solomadin Автор
    11.02.2019 16:47
    +1

    Спасибо вам добром слове!


  1. slonpts
    11.02.2019 17:45

    Много лет назад я на одном из проектов пытался решить задачу ввода данных в полевых условиях, когда иногда приходится залезать на трубы. В итоге все осталось с бумажками, а вечером в офисе вводили в компьютер. Можно было бы выдать ноут — у нас процентов 90 данных все же вводились на земле. Но по совокупности факторов поняли, что овчинка выделки не стоит (закупка устойчивых к влаге ноутбуков, стоимость разработки для оффлайн работы и синхронизации, усложнение работы пользователя из-за синхронизации, на высоте все равно на бумажку писать и в машине вводить в ноут).

    На смартфон голосом надиктовать — это уже внедрено или пока на уровне идеи?
    Какая модель смартфона? Какая-то специальная или у монтажников +80 к моторике, чтобы нажать на нужную из 4 физических кнопок обычного современного смартфона через куртку и в перчатках -50 к моторике?

    Что потом с этими записями делается? Монтажник вечером 30 минут прослушивает и вводит текст/цифры в компьютер?

    P.S. А на картинке продакты именно такого и ожидали — они продают крутилку родителям, а не ребенку, и им надо, чтобы понравилось родителям. Ребенок их не волнует от слова совсем. Кстати, с внедрением SAP дела обстоят точно так же — и приведенный вами пример это наглядно иллюстрирует.


    1. Solomadin Автор
      11.02.2019 18:23
      +1

      Интересный опыт.

      Программа распознаёт голос и передаёт всё в админку. Пока что на стадии тестирования. При возникновении каких-либо неточностей – сможешь отредактировать. Садясь за компьютер у тебя уже есть материал.

      Многие вещи переосмыслили как процессы: датчики (iot) и массивные bd в автоматическом режиме собирают в себя всё, оставляя для человека более полезную работу.

      Про телефоны смотри тут habr.com/ru/company/sibur_official/blog/428353

      По продактам не соглашусь – все понимают, что «расплата будет в любом случае». Очень плотно работают с площадками и ОС от пользователей. Иначе просто ничего не заработает и родители будут расстроены.

      Время от времени мы проводим открытие митапы, где рассказываем про продукты, что мы делаем. Если пришлёшь свои контакты – обязательно приглашу.


      1. slonpts
        11.02.2019 20:10

        В том посте одна картинка объясняет, как нажать на физическую кнопку телефона в кармане:
        image

        А мы тогда автоматизировали работу лаборатории, анализирующей качество воздуха. Это

        • забор пробы воздуха в специальный пакет и дальнейший анализ в лаборатории
        • фильтр пыли на выходе какой-нибудь трубы (и далее сжигать его и анализировать пепел — состав фильтра известен)
        • анализ с помощью газоанализатора (прибор с трубочкой, которую надо засунуть через технологическое отверстие в трубу какой-нибудь печи на несколько минут), и он покажет концентрацию газа (одного, того, на который «настроен» — CO, CO2, NO, NO2, N2O, SO2 и прочие)


        Данные, как правило, получали либо рядом с каким-нибудь отстойником Водоканала, либо на трубе печи сжигания осадка, либо в поселке недалеко от них — чтобы проверить непосредственно ПДК разных газов/пылей в населенном пункте.

        Но там внедрить IoT не так-то просто, т.к. приборы каждые несколько месяцев поверяются и пломбируются, для отображения у них экранчик, а вносить изменения в конструкцию запрещено (полагаю, все измерения с прошлой поверки становятся невалидны). Разве только на уровне правительства обязывать производителей приборов делать цифровой выход.

        Впрочем, там было не так много низковисящих яблок — значительная часть улучшений даже с современными технологиями (я там работал лет 10 назад) типа IoT там не давала бы экономически оправданного эффекта. Планшеты с мобильным для ввода данных онлайн — наверное, имеет смысл.

        Но если у вас надо текстом описать неполадку, то голосовой помощник выглядит отличным решением! Не думали на каску повесить GoPro, чтобы делать фото и привязывать к проблеме?


        1. Alexeyslav
          12.02.2019 14:42

          с GoPro будут новые проблемы: кто будет обрабатывать поток видео с них? Гигабайтами, часами, чтобы только выделить конкретный кадр проблемы? Тут нужно частное решение — камера с дистанционным спуском и лазерной подсветкой цели, чтобы пользователь видел что он таки сделал нужный кадр а не куда-то в сторону поскольку камера на каске съехала от того что зацепилась где-то за трубу и не заметил. Кнопку спуска можнонужно сделать большой плоской и поместить в карман. Хлопнул по карману — снимок готов.
          Опять же, чтобы описать проблему словами НЕ НУЖЕН никакой голосовой помощник — кнопку нажал, короткий писк подтверждения начала записи и болтай что хочешь. Достаточно простого диктофона. Правда, желательно с контролем уровня записи и/или жестким компрессором. Ибо нашептал чего-то там и сиди восстанавливай разборчивость, нашипел в микрофон со сплошной перегрузкой — и так же сиди пытайся разобрать. Кстати вполне для этой цели пойдёт классические тангенты от радиостанций и суровость, и вполне механическая кнопка — всё есть.
          Планшеты — для игрушек и офисных условий, увы. Защищённые отнюдь не удобнее в этом плане, только целее будут если где за трубу случайно заденешь. Если у тебя на высоте свободна одна рука, вышку шатает на +-1.5м всё в сплошной корке льда… там планшет даже не достанешь, ибо он тут же улетит вниз.


  1. KTG
    12.02.2019 06:47

    Например, вот довольно понятный и удобный фреймворк:
    определить задачу клиента;
    сформировать свои гипотезы;
    продумать метрики;
    определить контекст использования, CJM, прочее;
    продумать решение и его валидацию.

    Шта?
    можно им трекать ряд параметров

    Чего делать?
    Валидация гипотез

    А?
    Метрики продумываются дизайнерами вместе с продактами на начальном этапе.

    С кем?
    фигачат свой дизайн

    Это придумать нажимать кнопку через штаны дизайн? Что ты несешь?

    Вроде и интересная статья, но без слёз читать невозможно. Забыли уже человеческую речь, начали гоняться за «словечками» и вставлять их непонятно куда, непонятно зачем, ещё бы и знать наверняка что они значат.

    З.Ы.:
    Ну и к слову, об озвученной проблеме в статье.
    Носимая электроника не катит? У той же Ардуины платы есть под эти цели, с монету размерами — Arduino Wearable (для примера, есть аналоги).
    Кнопки и индикаторы выводим например на рукав или на тыльную сторону перчатки.


    1. Solomadin Автор
      12.02.2019 08:47

      Привет. Спасибо за обратную связь.

      Значение непонятных для вас слов можно найти в интернете. Вот как это происходит
      bfy.tw/MFt1 (есть и другие методики).

      Про валидацию:
      Любое утверждение = гипотеза.
      Нельзя посчитать = нельзя проверить.

      Мы делаем работающие продукты, которыми пользуются люди.
      Целью может быть только результат, а не процесс или картинка в вакууме.

      Совершенно верно подметили – проектирование взаимодействия пользователя
      с устройством это – дизайн.

      Носимая электроника может и катит – мы пока не занимались ей.


      1. KTG
        12.02.2019 10:32
        -2

        Значение слов понятно, не понятно зачем они натыканы в статье.
        Например метрики замеряют, гипотезы проверяют. В случае с «валидацией» и гипотезой получается, что вы проверяете формулировку утверждения на соответствие каким-то критериям, а не проверяете её суть на жизнеспособность. Валидация метрик — проверка правильного выбора метрик, а не их замер для конечной оценки решения.

        А дизайн в первую очередь это как раз картинки в вакууме, визуальные свойства — цвет, размер, форма, возможно концепции чего-либо, но завязанные в первую очередь на эстетических свойствах.
        В остальном всегда казалось что разработка взаимодействия это уже проектно-инженерные решения.

        Про носимую и сказал, что бы обратили внимание. И морозов когда спрятана не боится. Причем не провода используются, а токопроводящие нити. Вот с выводом сложней, там либо экран присобачивать, но тут с размером угадать, либо светодиодные гибкие матрицы (например можно засунуть под светоотражающую ленту на рукаве). Да и со смартфоном всегда можно взаимодействие наладить.


  1. ilya-ivanov
    12.02.2019 13:33

    А дизайн в первую очередь это как раз картинки в вакууме, визуальные свойства… разработка взаимодействия это уже проектно-инженерные решения.

    Такое представление — фундаментальная проблема дизайна на постсоветском пространстве. Во многом благодаря ему и возникает разница в качестве продукции.

    У нас принято считать дизайнера оформителем и, соответственно, привлекать его на последнем этапе, когда все свойства продукции уже жестко зафиксированы (конструктивно, бюрократически и т.д). По принципу, «мы разработали трехногого карликового жирафа, осталось только раскрасить его в полоску, чтобы получилась зебра». Но зебра не получается. Получается крашеный жираф. И чтобы его продать, приходится поддерживать производителя субсидиями и директивами. Потому что любители зебр не хотят покупать жирафа, а любители жирафов хотят привычные пятна, а не монохромные полоски.

    Об эту проблему разбиваются попытки импортозамещения в тех отраслях, где спрос хоть как-то зависит от конечного потребителя. Не хочу тыкать пальцем в конкретные торговые марки, чтобы не обижать людей, которые вкладывают в них силы и время. Но примеров много.

    Дизайн в «западном» [тоже плохой ярлык, но для простоты] понимании намного шире, чем принято было считать у нас. Он давно вышел за пределы оформительства и понимается скорее как междисциплинарная область знаний, которая обеспечивает взаимодействие человека со средой. Причем не только визуальной, любой.

    Дизайн есть везде, где есть восприятие органами чувств. Аудиодизайн, кинэстетический дизайн, да хоть обонятельный. Зацикленность на «картинке» объяснятся тем, что зрение поставляет человеку наибольший объем ключевой информации для принятия решений. И работать с ним проще и привычнее. Но все уже давно поняли, что картинкой дело не ограничивается. Шершавое сигнальное покрытие на дорогах и азбука Брайля — это тоже дизайн. Интерфейсы можно строить на любых сигналах, была бы целесообразность.

    Понимание этого факта размывает границы между инженерными дисциплинами и дизайном. Нет однозначной черты, которая отделяет аэродинамику от дизайна автомобиля. Нельзя сделать удобную мебель без понимания анатомических особенностей человека. И т.д. Поэтому понятие дизайна постепенно подминает под себя эргономику, техническую эстетику и многие другие вещи. И чем сложнее продукт, тем шире теоретическая база, необходимая его дизайнерам (совокупно, специализации никто не отменял). Так что современное понимание дизайна подразумевает междисциплинарность понятия.

    Поймите правильно, я не имею в виду, что земля вертится вокруг дизайнеров. Профессия как профессия. Речь о том, что постсоветское восприятие дизайна как этакого «финишного покрытия» инженерии приводит к серьезным провалам. Дизайн — неотъемлемая часть любого продукта с самого начала его создания и на каждом этапе, который хоть как-то касается восприятия продукта человеком.

    Насколько я понимаю, пост в том числе как раз об этом. И пост хороший.

    P.S. «Замерять метрики» — это тавтология :) Но дело не в этом. Их можно снимать, получать, фиксировать, документировать, отслеживать, контролировать, учитывать и т.д. И трекать тоже можно. Способность поглощать и растворять в себе неологизмы — самая сильная сторона русского языка. Люди, которые стремятся избавляться от кальки и заимствований, лишают его главного преимущества и сырья для развития. Такой «чистый» русский язык уже изобретен, называется basic english — там хватает десяти слов на все случаи жизни. Если же вы действительно хотите сохранить полноценный русский язык во всем его великолепии, то не мешайте ему поглощать все остальные. Такой вот парадокс.


    1. KTG
      13.02.2019 04:24

      Аналогия с жирафом не понятна и высосана из пальца.

      Машины теперь разрабатывают дизайнеры, а не инженеры-конструкторы? Аэродинамику автомобиля далеко не дизайнеры просчитывают. и анатомические особенности человека на продукт то же не они переносят. Знать им это нужно, нужно учитывать… в идеале. Может и есть какие жуткие смеси в специальностях вроде дизайнер-конструктор. Но как правило конструкторы и инженеры говорят дизайнерам, что вертикальное 3х метровое лобовое стекло это не эффективно, как бы красиво не смотрелось. И к серьезным провалам приводит именно недееспособная инженерная мысль. Концепт да, тут могут и дизайнеры порисовать и придумать, мол на этом автомобиле вместо крыши стекло и кнопочки сенсорные для управления. А как эти кнопочки будут нажиматься, будет ли обратная связь, по какому принципу они будут срабатывать — это уже не их забота.
      Аудиодизайн? Это что? Это случаем не звукорежиссёры делают?
      Именно с вашим подходом программисты это те кто чайники чинит. Смешались в кучу кони, люди.

      По факту идёт подмена понятий, по аналогии с «менеджером». Появились менеджеры всего и вся, вместо продавщиц и уборщиц. Теперь «дизайнеры».

      «Замерять метрики» — это тавтология :)
      — нет. Иначе «снимать, получать, фиксировать» такая же тавтология. А валидировать метрики можно?
      «Трекать» — это не неологизм, это сленг.
      «Растворять» это не прямое заимствование. Именно когда ты на родном языке не можешь выразить мысль, тут и теряется гибкость и развитие. Тут и теряется его великолепие, если в нём не хватило слов и пришлось брать уже готовое из другого языка. Ни один современный автор использовавший сленг, жаргон и заимствованные слова не написал еще книгу, которая после пика популярности нашла свое место в литературе в целом, что бы имела какую-нибудь ценность.


      1. ilya-ivanov
        13.02.2019 06:34


        Всё это заимствования, сделанные N лет назад.

        К слову, львиная доля заимствований из латыни, греческого и французского привнесена именно писателями-классиками. Просто растворение заимствований требует некоторого времени — в идеале пока не сменится одно поколение ценителей чистоты. После этого оно становится таким же родным как и всё остальное, а радетели языка уже считают его своим национальным достоянием) Язык тут не причем, это следствие определенного мировоззрения определенных групп людей. К счастью, такая самопровозглашенная цензура не способна радикально на что-то повлиять, а потому язык прекрасно сохраняет впитывающую способность и обогащается дальше.

        Слово «дизайнер», кстати, тоже было в свое время предметом подобных споров. Мол, нечего выпендриваться, вы же просто художники-конструкторы (так официально называлась позиция, которая соответствовала вашему представлению о дизайне). Но мир немножко изменился, и сейчас понятия вроде «design engineer» уже никого особо не смущают. Я понимаю, что кому-то может быть трудно существовать в мире нечетко детерменированных систем. Хочется чтобы всё было по полкам, с четкими рамками. Но это жизнь. Дизайнер не обязательно художник конструктор, точно так же как врач не обязательно терапевт.

        Повторюсь, слово design повсеместно применяется в том числе и для описания инженерных, архитектурных и других решений. Нет жесткой границы между этими дисциплинами именно потому, что в сложных областях (бац, аэродинамика!) пересечение в теоретической базе приближает их друг к другу. Между промдизайнером и инженером гораздо больше общего, например, чем между ним же и графдизайнером. Но это не делает промдизайнера ни инженером, ни «рисователем картинок».

        P.S. Аудиодизайнер гуглится по запросу sound designer. В принципе, как человек посторонний, я бы согласился на термин «звукорежиссер». Но вилка уже наметилась, т.к. звукорежиссеры это всё-таки про драматургию, а не про ускорение трафика в ТЦ за счет подбора ритма или про «мелочи» вроде голосовых интерфейсов или сигнальных систем для слепых и т.п. Чем дальше, тем больше будет таких приземленных чисто логических задач, не связанных со сценой, эстрадой и творчеством. Так что рано или поздно они открестятся друг от друга точно так же, как дизайнеры и художники.

        ***
        Извините, не готов дальше дискутировать. Похоже, мы с вами живем в параллельных вселенных, которые толком не пересекаются :) А времени постинг съедает много. Но в любом случае успехов и спасибо за мнение.


        1. KTG
          13.02.2019 09:24

          Подозреваю что у слов «машина» и «инженер» не было аналогов, когда они появились в языке. У слова «трекать» есть перевод — отследить. Слово «менеджер» можно было не выделять, зачем оно везде мне до сих пор не понятно. Видимо звучит круто.
          Художник-конструктор от дизайнера отличается тем, что первый умеет рисовать по умолчанию (на вашем языке: по дефолту), второму не обязательно.
          Промышленный же дизайнер от графического отличается тем, что один рисует просто «картинки» (графику), второй конкретные объекты. И все этапы от эскиза до прототипирования у него дальше внешнего облика и его особенностей не идут. Тот же прототип он может отдать на разработку конструкторам, лишь сопровождая процесс. И между промдизайнером и инженером если и есть связь, то весьма косвенная.
          З.Ы.: звукорежиссер это не драматургия, это постановка звука, формирование звукового ряда. А звук в ТЦ — это исследования ученых, психологов, рекламщиков. Которые потом выкатывают заключением как звук влияет на человека и то как надо делать для достижения определенных целей. И вот тут звукорежиссер подбирает музыкальный ряд. Обработкой этого ряда занимается звукооператор. Потом некий тип скачивает это в интернете, запускает по громкой связи в ТЦ и говорит что он аудио-дизайнер.
          Голосовые интерфейсы, сигнальные системы — всё точно в таком же порядке.
          Видимо звукооператору надоело быть одним из миллиона таких же, решил что будет называться теперь аудио-дизайнером, зато единственным.


  1. qrck13
    12.02.2019 15:09

    Эта картинка стала достаточно вирусной. Люди, у вас есть дети? Вы видели реальные карусельки? Звери там висят под углом, так что бы ребенку был виден не зад а сама зверушка.