Недавно мы посетили профессиональную конференцию Lean Startup в Лас-Вегасе и решили рассказать о методологии бережливого стартапа, которая вот уже много лет пользуется очень большой популярностью среди предпринимателей и инноваторов во всём мире.
Что такое Lean Startup / Бережливый Стартап?
Методология бережливого стартапа разработана Эриком Рисом, который известен в России по книге «Бизнес с нуля». В целом эта методология направлена на то, чтобы понимать предпочтения клиента до того как ты начнешь создавать продукт и запустишь бизнес. Ты делаешь продукт с минимальными итерациями и подходами. Основной лозунг — «создавай, измеряй и изучай до тех пор, пока не сделаешь идеальный продукт», а как известно — идеал не достижим. Поэтому Lean Startup — эта целая методология, целая философия создания продукта, который действительно отвечает запросам потребителей.
Один из важных критериев успеха — снять «розовые очки». Очень часто при проверке основных гипотез, которыми руководствуются компании при создании своего продукта, оказываются неверные исходные данные. Бизнесменам важно иметь силы принять правду, чтобы понять, что основные предположения были изначально неверны. После этого можно сделать прорывные изменения. Главное смотреть на свой продукт трезво и работать с клиентом исходя из его потребностей.
4 прописные истины по Эрику Рису
Эрик Рис называет предпринимателем любого человека, имеющего свой стартап.
- Стартапом, по сути, является любое предприятие преследующее цель разработки новых товаров и услуг в чрезвычайно динамичных и неопределённых условиях. Таким образом, данный подход можно применить к компании любого размера вне зависимости от сектора и отрасли экономики.
- Важной вещью в любой компании является менеджмент нового типа, который должен уметь работать в вечно изменяющихся условиях.
- Главной задачей для любого стартапа является извлечение прибыли, а не просто производство товара. Любому стартапу постоянно нужно обучение с использованием научных гипотез.
- Успешный стартап должен работать по модели «создать-оценить-научиться». На этапе создания формируется минимально работоспособный продукт. Затем, оценивается реакция потребителя, а на следующем этапе решается идти ли намеченным курсом или изменять вектор ведения бизнеса.
Основная концепция
Основу методологии Lean Startup составляют шесть циклически взаимосвязанных между собой элемента.
- Идеи и анализ. Создавая продукт, помните, что он призван решить проблемы конкретных людей. Важно проанализировать уже существующие решение и то, как созданный вами продукт изменит ситуацию.
- Изучение аудитории. Общайтесь с потенциальными клиентами. Возможно, у вас появятся идеи, которые вы раньше не рассматривали.
- Создание продукта. Из самых рискованных идей создаётся базовый минимально жизнеспособный продукт. Пробная версия вашего продукта в небольшом масштабе. На этом этапе создайте приблизительную финансовую модель. В данной модели будут заложены расходы и потенциальные источники дохода.
- Тестирование. На данном этапе вы получаете обратную связь от своей аудитории. Важно понимать, что данные должны быть объективными для создания жизнеспособного продукта.
- Работа с данными. При работе с данными вы должны ответить на несколько вопросов. Насколько полезным оказался ваш продукт? Появились ли неожиданные проблемы? Не оказалась ли цена продукта для клиентов слишком высокой? Если данные теста говорят, что идея нерабочая, то от неё нужно отказаться и начать думать над новым проектом.
- Масштабирование. Получились хорошие результаты – отлично. Воспользуйтесь данными и переходите к созданию полноценного продукта.
Проверка гипотез
Для проверки гипотез следует подготовить одну или несколько вариантов бизнес-модели. Нужно выбрать наиболее привлекательную модель исходя из затрат денег и времени. Выделить самые рискованные гипотезы, например – «Клиент» и «Проблема» и после разработать эксперимент. Установить критерии его успешности и различные ограничения по показателям и срокам. Сам эксперимент может проходить в форме интервью, наблюдения, рекламной кампании и т.д. По окончанию экспериментальной стадии анализируются данные и проверка гипотезы начинается вновь. Данный цикл проверки необходимо проводить пока вы не убедитесь, что продукт подходит для рынка.
Идеальная модель роста и трансформации стартапа в успешный масштабированный бизнесс должна состоять из четырёх основных пунктов.
- Поиск идеи и клиента.
- Определение корреляции между проблемой и решением.
- Проверка клиента и соответствие продукта рынку.
- Масштабирование бизнеса.
Появление Lean Startup — результат собственных ошибок
Основателем концепции является американский предприниматель Эрик Рис. Он создал компанию, которая делала виртуальные аватары для геймеров. Компания получила достаточно хорошее финансирование, но после того как они потратили время, а получили столько же денег сколько вложили, то поняли, что пользователям не нравится их продукт и он «не выстрелит».
Тогда компания решила провести первое интервью-исследование, чтобы понять, что пошло не так. Было обнаружено, что многие изначальные гипотезы были ложны. Если бы компания Риса вначале их проверила, то многое пошло бы по-другому.
Изначальной неверной гипотезой было то, что они решили, что пользователи будут приглашать своих друзей. В результате исследования обнаружилось, что геймеры не хотят приглашать друзей, так как это риск для их собственной репутации. Подростки рассуждали так: «если я приглашу друга, а он мне скажет: данные аватары — фигня, то лучше я этого делать не буду».
В итоге Рис создал продукт, который не имеет смысла без приглашения других пользователей. Если бы он изначально проверил свои представления, то возможно бы получился продукт, который был бы ценным для самостоятельного использования.
Это был печальный опыт для Риса, но благодаря этому компания поменяла бизнес-модель и стала успешной на рынке.
В рамках TalkToChef, мы также на практике столнулись с похожими проблемами и воспользовались методологией Lean, чтобы полностью трансформировать компанию. Исходя из опыта, пожалуй, самое сложное — это распрощаться с собственными иллюзиями по поводу потенциала своей и гениальности своей изначальной идеи. Потребовалось около 150 личных интервью с потенциальными пользователями, которые проводили все основные участники нашего стартапа. Это очень помогло проработать первые три пунта с использованием Lean Canvas и десятки экспериментов онлайн, работая над 4-м. Можно сказать, что это методология помогла нам как привлечь деньги на развитие проекта в Кремниевой доление, а в последствии продать его одному из игроков на рынке онлайн образования.
Lean Startup — подойдёт для стартапов и крупных корпораций
Эрик Рис поделился своим кейсом, написал книгу «Бизнес с нуля». 80 % книги посвящены его личному опыту как предпринимателя и созданию его компании. На основании его методологии построено много акселераторов по всему миру. Все они помогают стартапам сэкономить деньги на огромном количестве вещей.
Данная концепция позволяет проверить свои гипотезы в течение максимально короткого времени, например, в течение одного дня.
Lean Startup эффективен как для стартапов, так и для огромных корпораций по типу Apple или eBay. Рис внедряет её в корпорации, где миллионы долларов уходят в трубу. Lean Startup хорошо адаптируется среди больших корпораций, а для молодых стартапов это даже не методология — это смысл выживания.
Интернет-магазин eBay также делает в день несколько тысяч экспериментов с проверкой гипотез-предположений, какие функции будут востребованы людьми и как увеличить на долю процента свои продажи. eBay активно использует методологию как и многие другие успешные ИТ-компании.
«Если честно, то я с трудом представляю себе как сделать успешную компанию без использования методологи Lean Startup. Нет, наверное, есть гении, которые могут придумать концепцию и она будет работать с нуля. Возможно это Стив Джобс с его инновационным Apple. Но если честно, я общаясь с более чем 2000 предпринимателей в рамках ежемесячного мероприятия Lean Startup Circle таких гениев ещё не встречал», — говорит Даниил Бродович, международный IT-предприниматель, ментор в стартап-акселераторах и со-организатор Lean Startup Circle в Сан-Франциско.
Перенимать опыт — шаг к успеху
Всегда интересно «сверить часы», посмотреть на других успешных Lean-предпринимателей, узнать, что они думают про методологию, как развивается индустрия, что работает, что не работает, какие новые лайфхаки, какие новые способы создания продуктов и улучшения существующих продуктов.
Для подобных встреч организовываются Lean Startup Conference. Последнее такое мероприятие прошло в Лас-Вегасе (США). Обмен опытом — основная цель подобных мероприятий. Немаловажно, конечно, познакомиться с потенциальными партнёрами и клиентами.
На Lean Startup Conference в Лас-Вегасе собрались основные спикеры и лидеры мнений в этом направлении. Это, например, Тони Шей, основатель компании Zappos и Брент Купер, основатель компании Moves the Needle и автор книги по Lean-методологии.
Кстати, в России также проходила конференция по Lean Startup, куда был приглашён Брент Купер — автор известной книги «Стартап вокруг клиента», и с которым мы уже как-то записывали подкаст.
Надеемся, Lean Startup вдохновит вас проверить собственные гипотезы о вашем бизнесе или вашей стартап идеи. А если захотелось погрузиться в атмосферу конференции Lean Startup, то мы там записали видео специально для вас.
Комментарии (16)
lingvo
20.02.2019 15:00+2Наверное смешно, но читая данную статью я вижу ту методологию, по которой работаю я уже многие годы, а до меня — тысячи инженеров-проектировщиков. Она называется — как правильно подходить к разработке продукта, если у вас нифига нет. При этом не важно, что вы разрабатываете — автомобиль, ракету или телевизор — методов просрать бабло и в результате не получить ничего очень много, а вот методов разработки, которые работают и дают гарантированный результат, всего лишь пара вариантов в мире.
Но, похоже, IT-шники придумали для себя новое название колеса и очень этому радуются.
amartology
20.02.2019 15:38В который раз уже.
Буквально год назад Lyft предлагал революционную более дешевую замену такси:
Lyft Shuttle lets you pay a fixed rate along predetermined routes during commute hours. The routes have set pickup and drop-off locations. They will only stop at predetermined locations, not just anywhere. You select the shuttle option; walk to meet your driver; they drive you for a bit; then when they let you out, you walk the rest of the way to your final location. “Walk to stop. Hop in. Hop out. Walk to destination.
Да-да, вы правильно прочитали, они переизобрели автобус.
Теперь вот переизобретают Waterfall, говоря о том, что надо сначала определиться с ТЗ, а потом начинать что-то по нему делать.StartupNTravel Автор
20.02.2019 23:49Все верно, только в Lean обычно применяют разновидности Scram, а он очень существенно отличается от Waterfall…
amartology
21.02.2019 12:01Scram — это кнопка экстренного выключения ядерного реактора, а то, о чем вы говорите — это Scrum.
И да, мой пойнт был как раз в том, что вы, говоря про Lean и Scrum, на самом деле пытаетесь переизобрести Waterfall, примерно так же, как Lyft в инновационном угаре переизобрели автобус.StartupNTravel Автор
22.02.2019 11:54Спасибо, что заметили опечатку и пояснили свою позицию.
Действительно, часто переизобретают существующие вещи, делая их более полезными или простыми, но то, что Scrum это переизобретение Waterfall не можем согласиться.
В Scrum идет разбивка проекта на значительно более мелкие этапы, каждый из которых проверяется в бою, а результаты и обратная связь от пользователей используются для изменения описания продукта до завешения разработки. То есть во главу ставится создание продукта в соответствие с реальными запросами конечных пользователей, а не представлениями о них в ТЗ.
Тогда как в Waterfall — главное выполнение ТЗ и соответствие финального продукта этому ТЗ, не редко в разрез здравому смыслу.lingvo
22.02.2019 12:29+1В Scrum идет разбивка проекта на значительно более мелкие этапы, каждый из которых проверяется в бою, а результаты и обратная связь от пользователей используются для изменения описания продукта до завешения разработки
Проблема в том, что такое легко работает в software, что собственно и породило этот подход, но сейчас все больше и больше стартапов лезут в hardware — IoT и прочее и там так не получится (смотрите вторую картинку в комментариях ниже). Создавая автомобиль, надо разрабатывать двигатель, шасси, кузов, и только потом собирать автомобиль вместе, а не сначала разрабатывать скейтборд, потом велосипед, потом мопед, постоянно проверяя обратную связь от пользователей — так вы до автомобиля и не дойдете никогда, так как реальные запросы пользователей будут постоянно меняться, а деньги — таять.
И поэтому Lean startup пытается подвести IT-шников именно к этой мысле — проверь основные гипотезы, что другими словами означает "сделай внутреннее ТЗ", а потом уже начинай клепать продукт. Т.е определи сразу, что пользователи хотят все же автомобиль, а не велосипед и начинай делать его сразу же, пропустив скейтборды и мопеды.
Но тогда скрам фактически не нужен, так как обратная связь от пользователей больше не нужна до того, как появится первый экземпляр автомобиля — следовательно следующим изобретением lean startup станет waterfall.
amartology
22.02.2019 12:53но то, что Scrum это переизобретение Waterfall не можем согласиться
Я не говорил, что Scrum — это переизобретение Waterfall. Я имел в виду ровно то, о чем сказал уважаемый Lingvo — что, пытаясь переносить чисто софтварные практики в другие области, люди незаметно для самих себя возвращаются к «устаревшим в IT», но вполне пригодным (и иногда единственно возможным) в железе методикам.
В Scrum идет разбивка проекта на значительно более мелкие этапы, каждый из которых проверяется в бою, а результаты и обратная связь от пользователей используются для изменения описания продукта до завешения разработки. То есть во главу ставится создание продукта в соответствие с реальными запросами конечных пользователей
Простой пример из моей работы — разработки микросхем. Минимально возможная разбивка на «мелкие этапы, каждый из которых проверяется в бою» дает около девяти месяцев на каждый «мелкий этап». Половину времени при этом занимает собственно изготовление образцов, то есть три месяца — спринт дизайна, потом три месяца ждем результаты с фабрики, потом еще три месяца измеряем полученные образцы. На разработку от идеи до передачи продукта в серийное производство есть два года.
Как такое делать по Scrum? Правильно, никак.
Как такое делать по Lean? Правильно, с самого начала максимально точно понять требования пользователей, чтобы с первой же итерации получить то, что нужно, потом на второй исправить баги и орбратную связь пользователей по итогам первой итерации, и уйти в продакшен.
А что такое «с самого начала максимально точно понять требования пользователей»? Правильно — это называется «Техническое задание», оно же «а вот и ваш незаметный возврат к Waterfall».
Waterfall — главное выполнение ТЗ и соответствие финального продукта этому ТЗ, не редко в разрез здравому смыслу.
Ну нет, сам Waterfall ни в чем не виноват, против здравого смысла идут люди, и таким людям никакой Scrum не помешает делать фигню вместо работы.
lingvo
21.02.2019 12:22+1Ну да, а я начну смеяться, когда они переизобретут ROI и бизнес-план:
- Эй чувак, я ж говорил, что мы в минус уйдем, пока релиз 1.0 выпустим!
- Эээ, так а насколько в минус? Может надо было кредит взять?
- Ну да, а что теперь делать, когда разработчикам зарплаты платить больше нечем?
K-o-D-e-N
21.02.2019 12:49Так для США общественный транспорт это действительно инновация. Важно не что ты продаешь, а как…
vydacha
20.02.2019 18:40интересно, как применять lean, если мой продукт, например, автомобиль
surVrus
20.02.2019 23:09+1Главная проблема нового проекта/стартапа/бизнеса — это поток клиентов.
Это верно, но как одна сторона монеты. Есть у монеты «орел», да, эта сторона монеты важная. Но есть и «решка», это прямо противоположная по смыслу сторона монеты. Обе стороны — важные и нужные. При разговоре. Но экономический смысл имеет не наличие у монеты орла или решки, а сам металл, из которого монета сделана. Это пример разных «аспектов» (ISO 81346), для одного объекта. Для бизнеса установлено в этих же стандартах много иных «аспектов». Только один «аспект» — это все, что касается «потока клиентов». Есть еще масса иных аспектов. Примеры и детали — в модели GERAM (ISO 15704).
Пример из практики: хлеб из пророщенного зерна. Клиентов — куча. Все хотят купить. Но аспект «технология (инженерия)» и аспект «организация (поставки)» — сложные, пока не доработаны. Поэтому бизнес идет медленно.
Другой пример, из IT, разработка множества проектов краудфаундинговыми схемами. Покупатели — есть. Поставщики — куча. Контрактных производителей — еще больше. Но никак не запустят производство и все не свяжут. Причина: не хватает опыта управления проектами (организационный аспект).
Кстати, весь смысл статьи и подхода можно определить, как: расширенное и доработанное применение цикла Деминга — это хорошо и позволяет получать неплохие результаты в IT проектах. Для инженеров — это обычная практика. Описаны в книге
Wasim — Standards for engineering design and manufacturing. 2006. Обратите внимание на год выпуска, если что.
Плюс методы подстройки (бриколаж), они описаны у Николаса Талеба в книге «Антихрупкость».
Kirill_Dan
Главная проблема нового проекта/стартапа/бизнеса — это поток клиентов. Но в статье не говориться о том, где его взять. Здесь идет речь о том, что стартап, типа уже автоматически равен потоку клиентов, которых и нужно анализировать. Но это не так. Сам проект, без мощного маркетинга не стоит ни чего, даже если в него вложили много денег. И многие интересные проекты так и умерли, не сумев найти своих клиентов в виду дороговизны и сложности их привлечения. Вся эта «методология», что в статье, по сути — вода. Переливание из пустого в порожнее. Если бизнес уже вышел на точку прибыльности, то я более чем уверен, что справиться с ростом он сможет самостоятельно и без «эффективных» менеджеров.
StartupNTravel Автор
Поток клиентов — это отдельная большая и важная тема, заслуживающая отдельной статьи. Исходя из нашего опыта, главная причина того, что загибается или недостаточно быстро растет стартап — это недостаточный спрос; а он часто связан именно с тем, что продукт не совсем отвечает запросам клиентов (иначе можно было бы просто скупить весь релевантный онлайн трафик), поэтому люди, если его и покупают, то только из-за отсутвия в легкой доступности других альтернатив. Поэтому хотели раскрыть механиз поиска и создания востребованного продукта, а не масштабирование успеха. Возможно, будет интересно добавить Механизмы роста, но если не уходить в глубь, они могут показаться немного поверхностными, как считаете?
Согласно Lean методологии существует три механизма роста:
1) Механизм «липкого» роста. Для таких компаний важно следить за ушедшими от них потребителями. Основное правило звучит примерно так: если коэффициент привлечения новых клиентов превышает коэффициент потери, то ваш продукт растёт.
2) Механизм вирусного роста. Определяется по вирусному коэффициенту, который показывает, сколько может привести за собой каждый новый клиент. Например, если только 1 из 10 клиентов приведёт одного нового клиента, то цикл неэффективен.
3) Механизм оплаченного роста. Заключается в дифференциации способов «монетизации» определённой группы клиентов. Пример: компания IMVU, которая привлекла клиентов, которые были способны оплачивать покупки не только с банковских карт, а ещё с помощью мобильного телефона.
StartupNTravel Автор
Кстати, мы через неделю будем в Сан-Диего на TRAFFIC & CONVERSION SUMMIT 2019 — самой большой конферецнии по онлай-маркетингу в мире и постараемся поделиться с основными инсайтами по увеличению объема онлайн продаж