На прошлой неделе, 21 февраля, сообщество Linux Foundation анонсировало старт работ над платформой Enabling Linux in Safety Application (ELISA), цель которой — стандартизировать разработку и повысить надежность автоматизированных систем во всех основных промышленных областях. В их число, в том числе, входит медицина, энергетика и автомобилестроение.



Также цель платформы — повысить скорость вывода новых продуктов на рынок и параллельно снизить количество критических ошибок и рисков при проектировании систем, которые могут повлечь проблемы в эксплуатации, техногенные аварии и человеческие жертвы. В разработку будут вовлечены британский производитель чипов ARM Holdings, BMW Car IT GmbH, Toyota и немецкая компания KUKA Robotics, сообщается в официальном пресс-релизе.

Платформа ELISA является наследником более раннего проекта Linux Foundation — Automotive Grade Linux (AGL) 5.0 — совместного с Toyota open source проекта по разработке программного обеспечения и систем автопилота для транспорта. Также в основу платформы легли наработки по проекту SIL2LinuxMP (урезанное окружение GNU/Linux для RTOS) и Real-Time Linux (PREEMPT_RT).

Основная идея ELISA — сделать выпуск новых систем проще, быстрее и при этом надежнее. Современная парадигма проприетарного программного обеспечения на транспорте и в промышленности чрезвычайно замедляет разработку и оставляет шанс для попадания в релизные версии фатальных для пользователей ошибок и багов. Новыми «красками» подобные перспективы начинают играть, когда речь заходит о системах автономного управления транспортом, над которыми сейчас активно работают все ведущие автоконцерны планеты (в первую очередь Volvo, BMW, Toyota). Разработка и развитие ELISA — логичный шаг для промышленности, так как именно в ней unix-системы занимают доминирующее положение. Согласитесь, никто в здравом уме не будет писать софт для роботов под управлением OS Windows.

Все основные [промышленные] отрасли, включая энергетику, медицину и автомобилестроение, хотят использовать Linux для приложений, в которых крайне важна безопасность, поскольку это позволяет быстрее выводить продукты на рынок и снижать риск критических ошибок при проектировании. Проблема заключалась в отсутствии четкой документации и инструментов, необходимых для демонстрации того, что система на основе Linux отвечает необходимым требованиям безопасности и сертификации. В прошлых попытках решить эту проблему не хватало критической массы, необходимой для разработки широко обсуждаемой и общепринятой методологии, но с формированием ELISA мы сможем использовать инфраструктуру и поддержку членов сообщества Linux Foundation.

— Кейт Стюарт, старший директор по стратегическим программам в Linux Foundation.

Кроме этого, в пресс-релизе указали побочные цели проекта ELISA:

  • Разработать справочную документацию и варианты использования.
  • Обучение сообщества разработчиков ПО с открытым исходным кодом передовым методам Разработка техники безопасности и ознакомление сообщества специалистов по информационной безопасности с концепциями открытого ПО.
  • Обеспечение постоянной обратной связи с сообществом open source разработчиков для улучшения процессов и автоматизации оценки качества.
  • Поддержка участников open source в мониторинге инцидентов и критических угроз, относящихся к их системам, разработка сценариев реагирования.

Основатели проекта и заинтересованные стороны надеются, что ELISA привнесет в промышленную разработку общий для всех участников этого рынка стандарт безопасности автоматизированных систем, что значительно упростит работу и снизит нагрузку на профильные подразделения.

Еще один важный аргумент в пользу ELISA — это единые принципы сертификации ПО для, например, роботов или автопилотов. Фактически, сейчас производители и промышленники совместно с Linux Foundation создают платформу и стандарты, с которыми потом можно идти к правительствам различных государств. Open source обеспечивает прозрачность и всестороннюю экспертизу, а сама платформа — возможность привести к общему знаменателю многочисленные споры о том, как должны выглядеть автоматизированные системы в контексте безопасности. Именно угроза жизни и здоровью пользователей сейчас является основным препятствием для более активного внедрения автоматизированных систем, особенно, если речь идет о дорогах общего пользования для роботизированного транспорта.


Volvo Truck

Например, компания Volvo минимум с начала этого десятилетия работает над системой автопилота пятого уровня (полная автономность) для большегрузного транспорта, а недавно представила концепт полностью беспилотного тягача без кабины. Однако законодательные препятствия, опасения правительств и прочие трудности все еще сдерживают потенциал этой разработки. Косвенно на создание ELISA, интерес в которой со стороны автоконцернов прослеживается более, чем явно, основателей проекта подтолкнула и постоянная шумиха вокруг продукции Tesla Motors. Но в отличии от компании Маска, такие организации как BMW и Toyota могут позволить себе более «размеренный» цикл разработки с подготовкой сертификационного стандарта в виде полноценной платформы.

По мнению основателей платформы и заинтересованных игроков рынка, ELISA не только поможет Linux занять еще более уверенные позиции в промышленности, но и значительно облегчит разработку и создание программного обеспечения для автоматизированных промышленных систем.

Комментарии (7)


  1. sysd
    27.02.2019 09:31

    российская компания KUKA Robotics

    Вы ошиблись, похоже.


  1. Goron_Dekar
    27.02.2019 09:31

    В будущем: ELISA(система) controls ELISA(Иммуноферментный анализ) robot.
    Надо бы как у гугла запретить названия менее чем из 8 букв, очень надоела ситуация, когда один и тот же акроним используют раз по 10.


    1. arthi7471
      27.02.2019 19:36

      Запретить гугол)


  1. Fracture
    27.02.2019 14:44

    ждём ОСесрача.


    1. 0xf0a00
      27.02.2019 16:20

      Windows не удалось найти драйвера для вашего коврика тягача, поэтому он будет свернут разбит.


  1. Fedorkov
    27.02.2019 17:07
    +1

    Насколько мне известно, стандартом де-факто, в том числе для беспилотных автомобилей, сейчас является Autosar — спецификация распределённой системы реального времени (прям совсем распределённой — как в одной песне), а высокоуровневым системам в основном доверяют только всякий in-vehicle infotainment.


  1. Procyon_lotor
    28.02.2019 11:15

    Согласитесь, никто в здравом уме не будет писать софт для роботов под управлением OS Windows.

    И да и нет. Windows не может быть основой системы управления станком или роботом без определенных трюков, так как Windows не является ОСРВ. Тем не менее на рынке существует наверно больше десятка систем на основе Windows. Это так называемые soft-PLC. Программы которые могут превратить ПК c Windows в ПЛК или систему ЧПУ. И да и нет потому, что Windows там есть, но не является главной. По крайней мере фирма Beckhoff утверждает, что ядро реального времени продолжит работать даже если в Windows случится BSOD.
    Примеры таких систем
    Siemens SIMATIC WinAC RTX,
    Beckhoff TwinCat,
    на сколько я знаю, ПЛК фирмы B&R являются компьютерами с Windows хотя они не предлагают систему управления в виде отдельного продукта,
    фирма IBH Softec предлагает свой soft-PLC который «притворяется» контроллером серии S7-300 от Siemens.
    Это то, что я знаю, как называется. Но подобных менее известных систем еще больше.