![image](https://habrastorage.org/webt/jm/wg/xl/jmwgxlohnuazqzsuw15hlzf3j9i.jpeg)
Мечта любого пиарщика и маркетолога — разместить статью о своей компании на Википедии, ведь это и авторитетность, и высокая поисковая выдача, а значит и больше внимания со стороны потенциальных клиентов.
Но написать статью на Википедии – это только половина дела, нужно еще и не допустить ее удаления, что в случае, если вы маленький стартап или начинающий блогер, бывает непросто.
Требования Википедии понятны – это сетевая энциклопедия, для нее важна уникальность материала, а главное — его значимость для вики-сообщества, поэтому если на вас не ссылаются на «значимом» вебсайте, то и для энциклопедии информация о вашей компании или персоне не нужна.
Вот что написано об этом в правилах Википедии:
«Предмет значим, если описывается множественными нетривиальными публикациями авторитетных и независимых источников. Все объекты должны обладать минимальным уровнем требуемой значимости для того, чтобы статья о них была включена в Википедию. В это требование входит необходимость наличия достаточного количества источников для написания проверяемой и энциклопедичной статьи. Статья, не удовлетворяющая критериям значимости, может быть выставлена на удаление.»
Большинство малоизвестных компаний после удаление информации о них из Википедии начинают восстанавливать страницу в том же виде или заводят бесконечные споры, тем самым только ухудшая ситуацию и навлекая на себя гнев вики-сообщества.
Но если есть спрос, то будет и предложение.
Поэтому некоторые PR-агентства предлагают услуги по созданию и поддержке статей на Википедии, самые честные так и пишут: мы напишем уникальный материал по вашей компании, отформатируем под нужный формат, проверим его на требования к статьям Википедии и дождемся его проверки и публикации.
На рынке PR-услуг честным долго не проживешь, ведь условия использования Википедии не допускают сокрытия сведений об аффилированности в случае, когда участник получает вознаграждение за свой вклад в энциклопедию, а оплачиваемые правки в статьях с целью продвижения компаний, продуктов и услуг в подавляющем большинстве проектов категорически не приветствуются или даже приводят к блокировке аккаунтов.
Такие уточнения в условия использования были внесены в 2013 году после скандала с американской компанией Wiki-PR, поставивший этот вид бизнеса на поток.
Все началось с того, что информация об услугах, предоставляемых компанией Wiki-PR, просочилась в прессу. В ходе расследования выяснилось, что сотрудники компании размещали заказные статьи о бизнесе своих клиентов на различных ресурсах, а потом ссылались на них в Википедии, создавая тем самым видимость значимости. Сайтов с заказными материалами было не слишком много, но ссылки на них обнаружились в самых разных вики-статьях.
По итогам расследования в адрес компании было направлено официальное письмо с требованием о прекращении нарушений, а 250 учетных записей ее сотрудников были навсегда заблокированы.
Чего точно добилась Wiki-PR, так это собственной известности. Этот инцидент удостоился целой статьи в Википедии. Wiki-PR существует и по сей день, но теперь позиционирует себя как консалтинговая компания, помогающая своим клиентам найти общий язык с вики-сообществом.
Однако у Wiki-PR нашлось немало последователей. В том числе и в нашей стране.
Например, ресурс wikiadm.org, на главной странице которого прямо говорится о том, что они на возмездной основе пишут статьи для Википедии.
Они не стесняются заявлять о том, что в числе их сотрудников присутствуют администраторы Википедии:
«Мы успешно занимаемся созданием статей в Википедии более девяти лет. В составе нашей команды — администраторы ресурса, патрулирующие и просто редакторы, знающие как правильно написать статью непосредственно для Википедии. В работе над заказом задействованы практически все: редакторы полностью пишут и оформляют статью, патрулирующие ставят галочку, подтверждающую соответствие статьи всем правилам энциклопедии, а администраторы не дают удалить статью другим. Вместе мы сделали десятки тысяч правок, написали сотни статей, и еще ни одна так и не была удалена.»О том, что такая деятельность напрямую нарушает условия использования Википедии, они, естественно скромно умалчивают.
А вот случай, когда представляются не просто администраторами, а именно самой Википедией, а точнее её бизнес-подразделением: wikipedia.msk.ru. В подписи у ее сотрудников так и значится: WIKIPEDIA FOR BUSINESS.
Что нам на это скажет сама Википедия? То, что она является некоммерческой организацией и не имеет никаких бизнес-подразделений.
«Проекты Викимедиа редактируются и поддерживаются десятками тысяч добровольцев, не получающих оплаты за свой труд. Википедия и другие проекты Викимедиа работают в режиме некоммерческой организации — и это единственный случай присутствия некоммерческой организации среди самых посещаемых сайтов мира.»Это означает, что люди, предлагающие услуги от имени: wikipedia.msk.ru заведомо предоставляют потенциальным клиентам недостоверные данные, выдавая себя за представителей несуществующей организации, а также неправомерно используют зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации.
Давайте попробуем разобраться, кто стоит за этим бизнесом.
Сам ресурс не представляет особого интереса, на нем стоит переадресация на Википедию, а вот почтовый сервер активно используется для рассылок писем потенциальным клиентам.
Вот и мы получили письмо с адреса alex@wikipedia.msk.ru от некоего Алексея Бородина, представившегося заместителем шеф-редактора несуществующей организации WIKIPEDIA FOR BUSINESS и предложившего разместить статью на Википедии за скромные 9000 рублей. При этом Алексей сообщил, что статья будет защищена от правок третьими лицами, а ее удаление будет возможно лишь по требованию заказчика.
Мы выразили заинтересованность, после чего Алексей прислал нам реквизиты для банковского перевода.
Деньги предлагалось перевести на счет фирмы, зарегистрированной осенью 2018 года. В числе видов деятельности организации значились: деятельность рекламных агентств; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом; оказание услуг в области бухгалтерского учета, проведение финансового аудита, налоговое консультированию; и даже деятельность такси.
Юридический адрес – квартира в подмосковном Домодедово.
Немного странно для Википедии, не находите?
Беглый поиск в сети показал, что генеральный директор данного ООО по всей видимости не имеет прямого отношения к финансово-хозяйственной деятельности компании. Что ж, на лицо признаки фирмы-однодневки.
Тем временем Алексей продолжал слать нам письма, настойчиво уговаривая как можно скорее оплатить услуги. При этом он прибегал к аргументации «если не оплатите сейчас, предложение станет недоступным», которую так любят использовать, например, мошеннические интернет-магазины.
Мы решили копнуть глубже и посмотреть, кто помимо Алексея использует почту в домене wikipedia.msk.ru. Быстро выяснилось, что мы не одиноки. Наши партнеры также получали предложения о размещении статей в Википедии. Только вот поступали они с адреса gleb@wikipedia.msk.ru и были подписаны именем шеф-редактора WIKIPEDIA FOR BUSINESS Глеба Архангельского.
Мы не стали выяснять, имеет ли шеф-редактор Глеб Архангельский отношение к гуру тайм-менеджмента Глебу Архангельскому.
![image](https://habrastorage.org/webt/15/ku/kc/15kukct4pajcv23f49pdnkpe4ba.png)
Но, как видите, такой вопрос мучает не только нас.
Какой вывод можно сделать из этой истории? Проходимцев, прикрывающихся громкими именами, хватало во все времена. Перед тем, как принять соблазнительное предложение и довериться представителю крупной международной организации следует тщательно проверить своего контрагента. Ведь в данном случае вы рискуете не только деньгами, на кону стоит ваша репутация, а её восстановить куда сложнее, чем написать статью для Википедии.
Мы попросили прокомментировать наше мини-расследование ведущего эксперта-аналитика компании «Инфосекьюрити» Виталия Андреева. Он согласился с нашими выводами:
«Ситуация довольно стандартная. Ежедневно в сети регистрируются сотни доменных имен, созвучных с наименованиями известных брендов. Они могут быть использованы в различных мошеннических схемах, для создания фишинговых ресурсов или, как в данном случае, для осуществления почтовых рассылок.
Кросспост
Комментарии (12)
dartraiden
28.02.2019 22:08Обычное мошенничество. Никто не в состоянии обеспечить существование статьи в Википедии, если статья не удовлетворяет правилам.
Есть участники, которые пишут на платной основе и не скрывают этого. К ним можно обратиться, если хочется получить качественную статью. Но если предмет статьи незначим, то и они ничем не помогут.
Sheva1984
Я прошу прощения, но в Википедии что, могут быть статьи, недоступные для редактирования? Мне кажется, это нарушает принципы «свободности».
Vlunu Автор
В ряде случаев статьи могут быть защищены (вот ссылка на условия: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F:%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D1%8B_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86), но применительно к случаю, приведенному в статье, это чистой воды блеф и развод. Скорее всего люди просто получают деньги на счет фирмы-однодневки, а потом будь что будет.
Sheva1984
Спасибо.
Нарыл следующее (для ленивых):
А полностью защищённые страницы вообще единичны
dartraiden
Если статья не может существовать в Википедии (допустим, статья о фирме «Рога и копыта», которая очевидно в настоящее время незначима, или о начинающем ютубере Васяне Пупкине), но её активно пытаются вновь и вновь создать, то такую статью могут защитить от создания, потому что это эффективнее, чем блокировать всё новые и новые учётные записи, пытающиеся её создать.
Если эта компания или персона станут значимы в будущем и кто-то пожелает таки написать нормальную статью, то защиту нетрудно снять, обратившись к администраторам.
trogg
Часть статей закрыта от прямого редактирования всеми желающими. Обычно это избранные статьи. Но это проверенные-перепроверенные статьи. Все остальное редактируй-нехочу
Zel
Например, статья про MARUV (хайповая сейчас тема Евровидение) сейчас закрыта. Вероятно, для того, чтоб не писали всякие всякого…
dartraiden
Она не закрыта, а лишь защищена от редактирования незалогиненными участниками.
Защита — инструмент гибкий, например, можно запретить редактирование не только незалогиненным анонимам, но и неавтоподтверждённым участникам (это свежезарегистрированные учётки). Таким образом, значительно облегчается борьба с вандализмом и войнами правок в горячих темах.
Zel
Я залогинился и попробовал ради интереса. Всё равно не получилось. Вероятно, мой вклад не считается достаточным для того, чтоб править.
dartraiden
А, ну да, отматываем историю правок на страницу назад и видим
ru.wikipedia.org/w/index.php?title=MARUV&diff=98298865&oldid=98298486
Нужно иметь 4 дня с момента регистрации и 15 правок. Правки заиметь вообще не проблема, можно в поиск по вики вбивать популярные орфографические ошибки (например, «агенство») и исправлять. Надо бы вообще бота пустить, чтобы такие очевидные ошибки правил…