Сегодня я расскажу о том, как устроен консалтинг в IT на примере Big Data, поделюсь личным опытом, как я попала в эту сферу, и кейсами из практики, а также дам совет, кому и зачем стоит пробовать себя в консалтинге.


Я закончила мехмат Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, попала в DataArt на позицию Java Trainee и проработала там следующие 6 лет. Карьера моя развивалась быстро за счет того, что вместе сошлись любовь решать сложные головоломки, мое врожденное желание учиться, постоянно находить для себя что-то новое и команда мега-профессионалов. Однажды меня привлекли на внутренний IoT проект, где мы вместе с другими энтузиастами разбирались в том, как подключать сенсоры к микроконтроллеру, где хранить (а главное, нужно ли?) этот огромный объем данных, как его потом обрабатывать, как в режиме реального времени отслеживать состояние системы, предсказывать поломки, где и как все это хостить и т.д. Так мы очень быстро пришли к вопросам и задачам BigData.


Это дало сильный толчок в моем развитии и позволило поработать в 15+ IoT and BigData проектах, регулярно участвовать в pre-sales, выступать на конференциях и с образовательными курсами. Позиция моя за это время поменялась с Senior Developer на Big Data Architect. По началу было интересно, но со временем это превратилось для меня в рутину. В большинстве случаев я заходила на проект, первые месяц-два было очень активно, я налаживала процессы, коммуникацию с клиентом и продумывала архитектуру, а после этого становилась в одном лице тех. лидом, ПМом, бизнес-аналитиком и еще много кем)) Через полгода это все превращалось в бесконечный день сурка.

Поэтому в поисках нового опыта и новых челенджей я перешла в SoftServe. Спустя почти год я могу поделиться своим опытом и видением того, как тут все устроено.

Для начала давайте рассмотрим, как устроен процесс консалтинга. Ведь большинство IT-шников привлекается к проекту, когда уже есть контракт, бюджет, менеджер и относительно понятно, что, когда и какой командой нужно делать. Мало кто задается вопросом, как новые проекты в принципе попадают в компанию и что с ним происходит на начальном этапе.


На самом же деле в жизни каждого проекта можно выделить такие фазы:


  • Presales
  • Discovery
  • PoC/MVP
  • Implementation
  • Support

Discovery фаза – это и есть тот самый консалтинг, ради которого мы все здесь собрались. Как только подписывается контракт, кто-то из consulting группы едет к клиенту. В идеале к нему присоединяются бизнес-аналитик с UX дизайнером (заинтересованным в вопросах методологии советую почитать про Design Thinking подход, эффективность которого я уже не раз испытала на собственной практике). В идеальном идеале едет еще и engagement manager, который берет на себя все вопросы организации процесса, и узкопрофильный специалист.


  • Onsite – в режиме реальной коммуникации с клиентом собираем как можно больше информации;
  • Offsite – вместе с командой анализируем все, что удалось накопать, дизайним систему, прописываем риски и план реализации.

На выходе эта группа предоставляет клиенту документ, который содержит:


  • Высокоуровневое описание текущего состояния системы;
  • Сценарии использования будущего продукта;
  • Приоритезированные архитектурные и бизнес драйвера;
  • Требования по объему данных, скорости их обработки, допустимой задержке;
  • Архитектурное видение, отражающее все предыдущие требования;
  • Выбранный стек технологий (выбор которых базируется на trade-off анализе возможных вариантов имплементации в разрезе на требования к системе);
  • Эстимейты и беклог (список задач) на следующую вазу, план разработки;
  • Риски и возможные способы их избежать.

Если все складывается удачно и клиент подписывает следующую фазу, то архитектор какое-то время (чаще всего part-time) работает на этом проекте. До тех пор, пока процесс не будет налажен, скоуп работы понятен, а клиент доволен. Если и тут все довольны и хотят продолжать сотрудничество, далее следуют Proof of Concept(PoC), Minimum Viable Product(MVP) и дальнейшие Implementation и Support.


Казалось бы, весь этот процесс – четкий, структурированный и понятный. Но на практике все не так просто. Давайте рассмотрим возможные сценарии.

Вот к нам приходит потенциальный клиент. Команда, которая занимается продажами, проводит первые звонки/митинги, чтобы понять, какого рода проблему нужно решить, и обращается к более узким специалистам. Если проект требует знания Big Data-стека, то потенциальный клиент заходит ко мне в группу.

Следующий шаг – понять уровень сложности задачи и определить, какие эксперты нужны. Тут есть несколько вариантов.

Клиент совсем не знает, чего он хочет


Чаще всего это бывает у больших и взрослых энтерпрайз компаний, которые понимают, что теряют деньги, но не понимают почему. Либо же понимают, но совершенно не представляют, как это можно исправить.


Из своего опыта могу сказать, что зачастую в такой ситуации нужно сначала решать проблемы бизнеса, и только потом технологий. Нужно быть готовыми к тому, что это непросто и могут появиться заинтересованные лица, которые попытаются втянуть вас в свои политические игры.
Например, один из CTO, с которыми мне повезло быть знакомой, привел меня однажды на стратегический митинг по обсуждению покупки лицензии на один популярный продукт. Официальной причиной моего появления было просто знакомство. Борд директоров был в восторге от предстоящей сделки и пел дифирамбы своим будущим партнерам. Будучи человеком честным и думающим, я задала пару более предметных вопросов о том, как они собираются интегрироваться. Ответа не последовало, а сделку отменили. Выходя из зала совещания, я спросила у того самого CTO, не перегнула ли я палку со своими вопросами и стоило ли мне вообще во все это лезть. На что «тайный кардинал» ответил: «Все супер, я тебя за этим туда и привел».

Как этого избежать? Никак, это и есть консалтинг. Надо быть к этому готовым, в чем лично мне помогают знание психологии, более опытные коллеги и личный опыт, конечно же.

У клиента есть видение конечного продукта, но ему нужна наша экспертиза, чтобы убедиться в своей правоте


Наверное, самый выгодный вариант с точки зрения временных затрат. Намного меньше усилий будет тратиться на поиск проблемы, намного продуктивнее пройдет общение с заказчиком, для которого ваше мнение все еще авторитетно.


Однако и тут бывают подводные камни. Для одного из наших клиентов в финансовой сфере Discovery фаза была рассчитана на 4 недели, по 2 недели на onsite и offsite. Клиент за 2 недели онсайта ни словом не обмолвился о том, что у него уже есть свое собственное видение архитектуры. Было обсуждение каких-то концептуальных вещей, но ни разу не было разговора про стек технологий. И вот в середине 4ой недели проекта, когда мы уже наработали тонну материала, собрали, приоритезировали и отразили в конечном решении основные требования, во время презентации архитектуры клиент начинает возмущаться и говорить о том, что мы его не услышали. Оказалось, что наша задача была не столько придумать что-то новое, сколько угадать то, что уже было в голове у нашего главного стейкхолдера. Спасибо моему биг боссу, который был на том звонке и быстро сообразил, в какую сторону дует ветер. Пара ключевых слов и клиент снова доволен, а мы за оставшиеся дни полностью меняем концепцию, заново отражаем все требования и риски, но уже в согласованной с клиентом архитектуре.

Как избежать этого? Валидировать, валидировать и еще раз валидировать свои решения с клиентом, чем раньше и чаще, тем лучше. Лучше несколько раз проговорить по частям то, что все и так уже поняли, чем спустя 4 недели в первый раз показывать финальную архитектуру. Причем это касается не только архитектуры, но и подхода к Discovery в целом.

У клиента есть очень точное и детально описанное видение продукта, от вас ему нужно только исполнение


С одной стороны это удобно. Не нужно выяснять требования, возиться с документацией, ехать к клиенту, в конце концов. Бери и делай. Но зачастую так не получается. С первых дней становится понятно, что видение клиента далеко от идеала, поскольку учтены далеко не все риски и требования, эстимейты явно занижены, а донести эту мысль крайне сложно, ведь клиент твердо уверен в своем решении.


Как вести себя в этой ситуации? Мое мнение – нужно изначально оценить прибыльность проекта в соотношении к ресурсам команды, которые на него нужно будет потратить. Ведь такие проекты не всегда приносят много профита, а сил на него потратить нужно очень много. Если все-таки решаем взять на себя этот коммитмент, я стараюсь донести клиенту мысль, что мы как опытные консультанты, которые реализовали множество проектов, стремимся использовать свой опыт, чтобы найти наиболее рациональное решение его проблемы, а не просто слепо реализовать предложенную идею. Также доношу, что обязательная часть нашей работы – это предупредить его о всех возможных рисках и при необходимости дать рекомендацию, как их избежать. То есть, нужно заработать авторитет и добиться того, что клиент начнет к вам прислушиваться.

Нужно всегда уметь слушать и слышать, как клиента, так и коллег по проекту. Ведь вызовы, с которыми мы сталкиваемся, часто носят нетехнический характер.

Резюмируя, могу сказать, что консалтинг – это для тех, кто не сидит на месте и не боится пробовать что-то новое. Если вы не первый год работаете на одном и том же проекте, работа вам наскучила, но страх что-то поменять не дает покоя – попробуйте взять на себя чуть больше ответственности. Заплатите за образовательный курс, придумайте и предложите клиенту оптимизацию, донесите до него ее ценность, продайте ее. Возьмитесь за что-то новое, выйдите из зоны комфорта. Вспомните, что плохого опыта не бывает и даже неудача несет в себе урок, а значит делает нас лучше. Если эксперимент будет удачным, то страх пропадет и вас наполнит гордость и желание двигаться дальше, сделать еще лучше и больше. В этот момент можно смело приходить к нам!

Комментарии (3)


  1. Romario21
    09.04.2019 17:14
    +7

    Много букв ни о чем… а вы точно себе представляете что такое big data?
    Вы больше похожи на манагеров, цель которых развести клиента на хайповую тему.
    — Дорогой клиент спасибо тебе за за несколько лямов, вот наш супер мега код:

    BigData bigData = new BigData();
    System.out.printLn(bigData.getProfit())


  1. Nikita001
    09.04.2019 17:55
    +1

    Из своего опыта могу сказать, что зачастую в такой ситуации нужно сначала решать проблемы бизнеса, и только потом технологий. Нужно быть готовыми к тому, что это непросто и могут появиться заинтересованные лица, которые попытаются втянуть вас в свои политические игры.
    Например, один из CTO, с которыми мне повезло быть знакомой, привел меня однажды на стратегический митинг по обсуждению покупки лицензии на один популярный продукт. Официальной причиной моего появления было просто знакомство. Борд директоров был в восторге от предстоящей сделки и пел дифирамбы своим будущим партнерам. Будучи человеком честным и думающим, я задала пару более предметных вопросов о том, как они собираются интегрироваться. Ответа не последовало, а сделку отменили. Выходя из зала совещания, я спросила у того самого CTO, не перегнула ли я палку со своими вопросами и стоило ли мне вообще во все это лезть. На что «тайный кардинал» ответил: «Все супер, я тебя за этим туда и привел».


    Такой милый и наивный текст написала девушка.

    Помню как словечко «думающий» входило в моду — тогда выбирали очередного лидера в стране неподалеку (забегая вперед, существенных улучшений думающим людям это не принесло).

    Говорили «все думающие люди за Него», подразумевая, что есть еще и люди, которые думать мало способны, или не хотят, и над ними некий Верховный арбитр, который по некому пороговому значению Силы мысли распределил людей на Думающих (tm) и нет.

    И располагая этими данными, случайно выявил зависимость (кстати о пользе Бигдаты), что все думающие люди одних и тех же политических взглядов!

    И вот теперь слово «думающий» стали употреблять в первом лице. Я думаю, сочетание «я человек честный, думающий» стоит дополнить эпитетом «скромный» и будет вообще нормально. )

    Что же до Бигдаты, поработав в этой сфере некоторое время, у меня появилось понимание, что это та же Дата только Биг, и ничего особенного в ней нет. В связи с этим, одним аджайлом клиент сыт не будет, так вы проект не продадите — это какая-то каша из топора, буллщит-бинго.

    Вам бы в статью напихать отраслевой специфики, рассказать что было до вас, а что стало, сколько денег заработал/сэкономил клиент на конкретном кейсе. А пока, у вас из успехов видно что вы изящно, по-конски, торпедировали чей-то проект и еще умеете в бизнес английский. )


  1. inno
    10.04.2019 15:24

    TLDR: ..SoftServe… В этот момент можно смело приходить к нам!


    агрессивный хантинг SS дошел до статей на Хабре