Привет! Меня зовут Ира Евдокимова и я развиваю Femtech Force — медиа, сообщество фаундеров и исследовательское бюро в фемтехе. Два с половиной года назад я заинтересовалась этим направлением, и вскоре развитие русскоязычного фемтех-рынка стало моей профессиональной задачей. Фемтех — это продукты и технологии в сфере женского здоровья. Аналитики McKinsey посчитали, что инвестиции в женское здоровье могут продлить жизнь и добавить мировой экономике до $1 трлн в год к 2040 году.
В этой статье я расскажу, что сегодня происходит в индустрии, зачем женское здоровье выделяют в отдельную категорию и приведу примеры решений русскоязычных команд.
Фемтех — это про «феминисткий тех»?
Нет, но немножко да.
Если бы мне платили каждый раз, когда кто-то говорит, что фемтех — это про женщин в IT, женщин-предпринимательниц или про «феминистский тех», я бы уже давно инвестировала в парочку стартапов. Корень «фем» для непосвященных в тему сразу эмоционально заряжает дискуссию, уводит ее в русло борьбы за женские права (важно сказать, что как феминистка я поддерживаю идею гендерного равенства) и мешает полюбопытствовать, а что же скрывается за фемтех-продуктами.
Фемтех — это продукты и технологии в сфере женского здоровья.
Сразу скажу, что в фемтех-компаниях работают мужчины и мужчины могут их возглавлять. Например, известные русскоязычным людям Дмитрий и Юрий Гурские основали трекер цикла Flo, ставший единорогом, а сооснователь Pay Pal Макс Левчин запустил в 2013 году фемтех-приложение Glow.
Термин femtech предложила в 2016 году основательница трекера цикла Clue Ида Тин. Она была на международной технологической конференции TechСrunch, привлекала инвестиции в свой стартап и столкнулась с тем, что инвесторам нужно обстоятельно объяснять, почему такой продукт имеет огромный рыночный потенциал. И попутно рассказывать о некоторых особенностях женской физиологии.

На конференции Ида познакомилась с другими фаундерами, делающими продукты в сфере женского здоровья и предложила им придумать название, объединяющее всех в одну категорию. Вот, например, все знают, что такое fintech или edtech, сейчас уже никому не нужно объяснять, какие задачи решают такие типы продуктов. Фактически femtech стал такой новой категорией.
Что такого особенного в женском здоровье, что его нужно отдельно выделять?
Если коротко, то любые решения в сфере здоровья требуют хорошей научной базы, а в сфере женского здоровья есть пробелы в знаниях, исследованиях и данных.
И в 2016 году, и сейчас, в 2025, сохраняется проблема gender health data gap — отсутствие или недостаток данных о женских организмах, развитии заболеваний у женщин и влиянии лекарств. Это, в свою очередь, влияет на качество, безопасность и эффективность продуктов в сфере здоровья для женщин и то, как врачи принимают решения и лечат пациенток.
Большой вклад в эту проблему внесла трагедия с талидомидом.
В конце 1950-х — начале 1960-х талидомид назначался беременным женщинам как успокоительное и средство от тошноты, что привело к рождению детей с тяжёлыми врождёнными пороками.
В результате трагедии были ужесточены регуляторные требования к клиническим исследованиям и разработке лекарств, особенно для беременных. Однако последствия оказались двойственными. С одной стороны, талидомид стал катализатором развития строгих стандартов безопасности и этических норм в фармацевтике. С другой — именно страх перед повторением подобных случаев надолго исключил женщин репродуктивного возраста из клинических испытаний, что привело к дефициту данных о влиянии лекарств на женское здоровье. В итоге многие препараты десятилетиями тестировались преимущественно на мужчинах, что создало пробелы в понимании специфики женской физиологии и до сих пор отражается на качестве медицинской помощи.
Только в 1993 году Конгресс США закрепил политику обязательного включения женщин в клинические исследования, добавив в Закон о возрождении NIH (Public Law 103-43) раздел «Женщины и меньшинства как субъекты клинических исследований». Закон требует включать женщин во все исследования, учитывать половые и этнические различия в дизайне исследований и запрещает исключать женщин по финансовым причинам.
Но gender health data gap существовал и в доклинических исследованиях, когда для тестирования предпочитали использовать самцов животных (например, лабораторных мышей) или клеточные линии мужского происхождения, чтобы «снизить вариативность», связанную с гормональными циклами у самок (говоря айтишным сленгом — считали багом то, чтобы было фичей). В результате, на ранних стадиях не учитывали половые различия в метаболизме, иммунном ответе и побочных эффектах, что искажало данные о безопасности и эффективности будущих препаратов.
Только в 2014 году американской NIH (национальный институт здравоохранения) официально потребовал от своих грантополучателей-исследователей использовать как самцов, так и самок животных и клеточные линии обоих полов в доклинических испытаниях.
Сейчас сложно поверить, что еще совсем недавно фактор пола не учитывался при анализе данных, но постепенно ситуация начала выравниваться. Другое дело, что мы стоим перед задачей пересмотреть некоторые уже «известные» науке данные о нормальном и патологическом функционировании мужских и женских организмов и изменить клиническую практику.
Не буду отрицать, что движение за женское здоровье было и остается частью общего движения за женские права. Участие женщин в экономике и труде трансформировало многие отрасли, в том числе здравоохранение. Женщины-ученые или специалистки получили возможность выбирать, на решении какой проблемы сфокусироваться и привнесли многое из личного опыта в свою работу.
Лично я вижу в этих изменениях бенефиты для всех. Как минимум, дизайн исследований теперь устроен так, что половые различия всегда являются в них предметом отдельного анализа. Значит, мы сможем узнать что-то новое и о женских организмах, и о мужских.
Как изменилось восприятие женского здоровья за последние годы?
Надо заметить, что само понятие женского здоровья тоже трансформировалось за последние годы, в том числе потому, что появились более совершенные инструменты для исследований и мы узнали, как половые гормоны влияют на другие органы и системы.
Долгое время женское здоровье сводилось почти исключительно к репродуктивной функции. Поэтому и в фемтехе преобладали продукты, которые пренебрежительно называли bikini medicine — решения для контроля менструации, фертильности и материнства. А теперь исследователи, врачи, предприниматели и общество в целом всё чаще воспринимают женское здоровье гораздо шире.
Сегодня к категории «женское здоровье» относят состояния, которые у женщин протекают иначе, чем у мужчин (например, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, диабет), встречаются чаще (мигрени, аутоиммунные болезни, остеопороз, болезнь Альцгеймера, психические расстройства) или встречаются исключительно у женщин (например, СПКЯ). Еще, конечно, сюда включаются состояния, где в силу культурных особенностей встречается гендерная предвзятость. Например, женские жалобы на боль оцениваются врачами менее серьёзно, а симптомы сердечно -сосудистых заболеваний замечаются позже — вероятность того, что женщины будут направлены к кардиологу после первоначального обращения с болью в груди в амбулаторных условиях, в 2,5 раза ниже, чем у мужчин. Кроме того, учитываются и различия, связанные с расой или этнической принадлежностью: так, симптомы и возраст наступления менопаузы заметно отличаются у женщин разных этнических групп.

Как определить, что фемтех, а что нет?
За последние несколько лет вышло несколько аналитических отчетов, касающихся фемтеха и каждый предлагал свою классификацию фемтех-продуктов.
Пожалуй, самый известный пример, который у всех на слуху — это приложения-трекеры для отслеживания менструального цикла, однако спектр продуктов, существующих на рынке, значительно шире: от потребительских девайсов до сложных систем, помогающих врачам ставить диагнозы или даже проводить хирургические операции. Руководитель отдела инноваций и новых наук компании Organon Марсель Ван Дуин считает, что фемтех сейчас — это спектр технологий, которые варьируются от потребительских запросов до deeptech-решений с серьезной научной составляющей.
Мне ближе всего подход выделять фемтех-вертикали (сегменты женского здоровья) и типы решений.
Примеры фемтех-вертикалей:
Беременность и послеродовое восстановление
Менструальное здоровье и контрацепция
Wellness и женское благополучие
Репродуктивное здоровье и фертильность
Материнство и родительство
Онкология
Ментальное здоровье
Сексуальное здоровье
Здоровье органов малого таза и тазового дна
Уход при менопаузе
Типы решений:
мобильные приложения
телемедицинские сервисы
чат-боты
лекарства и витамины
потребительские товары
девайсы
цифровые платформы
средства диагностики
сервисы с инновационной составляющей
В 2025 году уже очевидно, что ИИ-агенты могут также стать отдельной категорией
Что происходит на международном фемтех-рынке?
По данным платформы для инвесторов Dealroom, в 2023 году совокупная стоимость фемтех-компаний оценивалась в $28 млрд. По другим оценкам, в 2024 году мировой фемтех-рынок составлял примерно в $60 млрд, а к 2029 году, по прогнозам, он вырастет до более чем $117 млрд , при среднегодовом темпе роста около 14,61%. Существует не более 10 фемтех-«единорогов» — компаний, которые оцениваются в $1 млрд или больше, среди них знакомое русскоязычному человеку мобильное приложение Flo Health
Страны — лидеры по количеству фемтех-стартапов: США, Великобритания, Франция, Канада, Израиль, а среди городов — Лондон. Быстрее всего новые фемтех-компании появляются в Сингапуре, Швейцарии и ОАЭ.
Можно выделить несколько глобальных трендов, влияющих на развитие фемтеха:
-
Рост числа научных, в том числе фундаментальных исследований в сфере женского здоровья
Эти открытия совершаются как в университетских лабораториях, так и самими стартапами, столкнувшихся с необходимостью клинической валидации своего продукта.
Развитие инновационных решений в сфере женского здоровья во многом опирается на доступные данные исследований в этой сфере. В 2020 году только 5% мирового финансирования исследований и разработок (НИОКР) было выделено на исследования женского здоровья. При этом 4% — это финансирование исследований онкологических заболеваний у женщин и 1% на все другие состояния здоровья (из которых 25% были направлены на исследования в сфере фертильности).
В последние годы наблюдается рост интереса к исследованиям женского здоровья. Например, в США была запущена White House Initiative on Women’s Health Research для финансирования исследований и инноваций. Наиболее обсуждаемые исследования в 2024 году были посвящены старению яичников и менопаузе, изучению связи половых гормонов и головного мозга, изучению состояний, связанных с хронической тазовой болью, таких как эндометриоз, СПКЯ (синдрому поликистозных яичников)
-
Крупные потребительские фемтех-продукты стали R&D-центрами из-за доступа к real-world data
Часто приложения или носимые устройства обладают лучшим знанием о том, что происходит с женщинами ежедневно (и даже ежесекундно), чем это возможно в традиционных исследованиях, предполагающих изолированные замеры. Да и выборки у них побольше, чем те, что когда-либо могли позволить себе университеты или фарма. Например, Flo Health сообщает на своей странице о 420 млн пользовательниц приложения.
Компании Flo Health, Clue, Natural Cycles, OURA совместно с университетами публикуют научные исследования в авторитетных журналах.
Вот несколько примеров:
Clue — The effect of air pollution exposure on menstrual cycle health using self-reported data from a mobile health app: a prospective, observational study deSouza, Priyanka N et al. The Lancet Planetary Health, Volume 9, Issue 5, e364 - e373
Clue — More than blood: app-tracking reveals variability in heavy menstrual bleeding construct. Shea, A.A., Wever, F., Ventola, C. et al. BMC Women's Health 23, 170 (2023)
Flo Health — Longitudinal associations between women’s cycle characteristics and sexual motivation using Flo cycle tracking data. Mengelkoch, S., Cunningham, K., Gassen, J. et al. Sci Rep 14, 10513 (2024)
-
Интерес женщин к потребительскому фемтеху
За последние десятилетия у женщин значительно увеличился доступ к личному капиталу и покупательская способность. Молодые поколения женщин (миллениалы) стали более финансово грамотными и самостоятельными. 70% из них принимают все финансовые решения самостоятельно, а 66% замужних женщин из этого поколения остаются активными в финансовом управлении.
Женщины играют ключевую роль в потребительских расходах. Оценки показывают, что женщины контролируют от 73% до 90% всех потребительских решений. Рост этого влияния связан с повышением образования, большей вовлеченностью в рабочую силу и увеличением доходов. По прогнозам, глобальный доход женщин может достигнуть $18 трлн, а их покупательская способность – $40 трлн.
Это привело к тому, что у женщин появилось больше возможностей уделять внимание своим потребностям и тратить на это деньги, повысились требования к качеству товаров и сервисов и появилось желание максимального соответствия продуктов своим потребностям.
В потребительском фемтехе особенный интерес вызывают продукты, предоставляющие персонализированный опыт и сокращающие необходимость посещения медицинских учреждений.
Среди таких продуктов: гаджеты и носимые устройства, мобильные приложения, домашние тесты, телемедицинские сервисы.
-
Второй демографический переход и интерес к решениям в сфере фертильности
Второй демографический переход — это концепция в демографии, описывающая изменения в репродуктивном поведении людей. Люди начинают рожать позже, имеют меньше детей, число браков и полных семей снижается, а индивидуальные ценности и карьерные приоритеты выходят на первый план. В результате рождаемость падает ниже уровня воспроизводства, а доля людей без детей растёт.
Демографические «пирамиды» разных регионов, представленные в отчете Dependency and depopulation? Confronting the consequences of a new demographic reality от McKinsey Global Institute Эти тенденции напрямую влияют на фертильность: позднее начало репродуктивного периода снижает вероятность естественного зачатия, а меньшее количество детей в семьях ведёт к демографическому старению населения. Всё это увеличивает спрос на вспомогательные репродуктивные технологии и делает тему женской и мужской фертильности и репродуктивного здоровья более актуальной на уровне общества.
Какие-то страны пытаются решить этот вопрос, полупринудительно предлагая более молодым женщинам рожать. Осознание этой проблемы также рождает спрос среди потребителей (а значит и интерес со стороны инвесторов) на решения в сфере фертильности. Этот тренд за последние годы породил много разнообразных продуктов: от домашних трекеров фертильности, инструментов для повышения эффективности ЭКО до футуристических биотехнологических решений, помогающих дозревать незрелым яйцеклеткам за пределами женского тела и попыткам создать искусственную матку и яичники
-
Старение населения, longevity и решения в сфере менопаузы
Изменения в демографической структуре привели к тому, что впервые в истории популяция людей старшего возраста достигла такой численности. По данным ВОЗ, в 2030 г. люди в возрасте 60 лет и старше будут составлять одну шестую жителей планеты. К этому времени их численность увеличится до 1,4 млрд человек против 1 млрд человек в 2020 г. К 2050 г. численность населения в возрасте 60 лет и старше удвоится (составив 2,1 млрд человек).
Возможно, вы заметили, как вокруг вас появилось все больше людей, озабоченных своим долголетием и вчерашние партнеры по пиву вдруг побежали марафоны, стали ложиться спать не позже 21:00, завели привычку фотографировать еду в своих тарелках и начали пить БАДы, а то и экспериментировать с чем посерьезнее. Это значит, что желание сохранить свое тело и мозг функционирующими, энергичными и продуктивными проникли достаточно глубоко в сознание обычных людей.
Менопауза — состояние, интерес к которому повысился у женщин, повлияв на появление новых продукто. По данным Grand View Research, в 2021 году мировой рынок средств для людей с менопаузой достиг 15,4 млрд долларов США, а к 2030 году, по прогнозам, достигнет 24,4 млрд долларов США
За пару последних лет все фемтех-единороги, такие как виртуальные клиники Maven, Carrot, Kindbody, Peppy запустили программы ухода в сфере менопаузы, а компания Midi Health, специализирующая исключительно на уходе при менопаузе, получила беспрецедентное для фемтеха количество инвестиций в $102М
Карта решений в сфере менопаузы, составленная авторами отчета SJF Market Analysis Outlines Startups Disrupting Menopause Care, Opportunities for Investors Но интересные вещи происходят не только на рынке, но и в академии. За последние пару лет вышло несколько исследований в сфере старения яичников и разные профессиональные группы бьются над способом отложить, а то и вовсе отменить менопаузу.
-
Применение машинного обучения и генеративного ИИ для женского здоровья
Искусственный интеллект проник везде и фемтех не стал исключением. Спектр ИИ-решений в фемтехе широк: чат-боты, ИИ-агенты для гинекологов, предиктивная аналитика в носимых устройствах, ПО для здравоохранения, позволяющее распознать рак молочной железы или отбирать более качественные эмбрионы в протоколе ЭКО
В 2024 году Apple и Oura ввели дополнительные функции для отслеживания цикла и фертильности на своих носимых устройствах, а Whoop опубликовали исследование о диджитал биомаркере для мониторинга менструального цикла, где проанализировали связь цикла и частоты сердечных сокращений. ИИ-агенты для женского здоровья стали одними из первых, созданных в магазине приложений Healthcare AI Agent
По мнению Бриттани Баретто — основательницы FemHealth Insights, драйверами рынка в ближайшие годы станут биометрический анализ на основе технологий voice AI and facial analysis: «Устное повторение короткой, простой фразы и сканирование лица каждое утро с помощью телефона дадут пользовательнице знать, овулирует ли она или вот-вот начнутся месячные, стоит ли ожидать мигрени, произойдёт ли спад энергии, или будет ли у неё прилив. Это неизбежно станет широко доступным в течение следующих пяти лет, но я предсказываю, что это впервые появится в 2025 году»
-
Интеграция потребительского фемтеха с системой здравоохранения
Недавно администрация Трампа запустила инициативу «Экосистема медицинских технологий», в запуске участвовали компании Amazon, Anthropic, Apple, Google, OpenAI и центры услуг Medicare и Medicaid (CMS).
В числе приоритетных направлений они обсуждали создание персонализированных цифровых инструментов, которые помогут пациентам принимать более обоснованные решения о своем здоровье. 30 компаний (включая Apple Health, OURA, Virta Health) обязались разработать приложения с использованием ИИ для управления хроническими заболеваниями, особенно диабетом и ожирением. Особое внимание уделяется интеграции потребительских устройств и гаджетов в общую экосистему здравоохранения.
В 2025 году несколько производителей носимых устройств. Например, OURA начала партнерство с крупнейшей виртуальной клиникой в США Maven. Теперь пользователи смогут передавать данные с кольца OURA врачам на платформу Maven, чтобы получать персонализированную поддержку на всех этапах — от планирования беременности до менопаузы
-
Новые биотехнологические решения
Несколько биотех-компаний анонсировали программы, связанные с женским здоровьем. Celmatix исследует новый ингибитор JNK для лечения боли и воспаления, предназначенный для эндометриоза, а также потенциально СПКЯ и старения яичников. Компания также ведёт программу по применению малых молекул перорального фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) для женщин при бесплодии и программу по применению биологических агонистов антимюллерова гормона (АМГ) для борьбы со старением яичников
Набирает обороты тренд на разработку неинвазивных методов диагностики заболеваний, таких как эндометриоз и ВПЧ, где используются альтернативные биологические образцы, например, менструальная кровь, слюна или пот
Изменить подход к диагностике и лечению смогут сенсоры, позволяющие проводить постоянный мониторинг уровня гормонов в организме. В 2024 году компания Bayer объявила о партнёрстве со стартапом Impli для разработки устройства мониторинга половых женских гормонов в реальном времени. Устройство найдёт применение в протоколах ЭКО, когда женщина проходит гормональную стимуляцию, чтобы избежать рисков синдрома гиперстимуляции яичников и оптимизировать дозировку препаратов
А что в России?
Чтобы оценить российский фемтех-рынок, группа исследователей Ирина Евдокимова, Лилия Трошина, Анна Лабунец, Ангелина Волина при поддержке Femtech Force и инвестиционной компании Kama Flow провели мэппинг фемтех-компаний и оценили потенциал роста. По нашим данным, российский фемтех-рынок сейчас не превышает 9 млрд рублей, однако в перспективе пяти–семи лет он может вырасти более чем десятикратно — до 110 млрд рублей

Если в Европе (Англия, Германия, Франция) лидирует категория «Менструальное здоровье», привлекающая наибольшие объёмы венчурных инвестиций. В России же на первом месте — «Беременность и послеродовое восстановление» с долей 27,7% всех продуктов.
На второй позиции — «Менструальное здоровье и контрацепция» (18,5%), за ней следует сегмент «Женское здоровье и благополучие (Wellness)» с 15,4%.

Большинство российских femtech-продуктов — цифровые платформы, потребительские товары, телемедицинские сервисы, медицинские услуги (дистанционные и клинические), мобильные приложения и Telegram-боты — работают по B2C-модели (84,6%). B2B и B2B2C занимают по 7,7%.

Несмотря на разнообразие, российский рынок femtech остаётся открытым для новых проектов, особенно в сфере фертильности, менопаузы и здоровья тазового дна
Примеры фемтех-стартапов с русскоязычными фаундерами и командами
Мое увлечение фемтехом началось с подкаста, куда я приглашала русскоязычных людей со всего света, работающих в фемтехе. Расскажу о продуктах людей из нашей культуры, которые меня восхищают.
Flo Health — мобильное приложение для отслеживания цикла и гормонов, которое помогает женщинам предсказывать фертильные окна, управлять менструальным циклом и получать персонализированные рекомендации по репродуктивному здоровью. Flo использует искусственный интеллект для анализа симптомов и данных пользователя, предоставляя точные прогнозы и поддержку для планирования беременности и поддержания здоровья. У приложения более 70 миллионов пользователей в месяц и около 5 миллионов платных подписчиков, что сделало компанию одним из лидеров на рынке femtech и оценило её более чем в 1 миллиард долларов.
Компания была основана в 2015 году белорусскими братьями-близнецами Дмитрием и Юрием Гурскими. Flo стал первым европейским femtech-единорогом и продолжает расширять свое влияние по всему миру.
Mira — прибор для домашнего тестирования гормонов фертильности и мобильное приложение. Экономит женщинам, стремящимся зачать или имеющим нерегулярный цикл, кучу времени, поскольку им не нужно часто посещать лаборатории. Mira — пример hardware-устройства в FemTech с частично русскоязычной командой (самая известная — CMO компании беларуска Катя Сакович), которое производится в Китае, но при этом работает в основном на американском рынке. Количество пользователей — более 100 тысяч. По данным компании, 84% пользователей забеременели в первые шесть циклов использования Mira, а 94% — в течение девяти циклов.
Clatch — это российский мобильный трекер менструального цикла и самочувствия, запущенный в экосистеме МТС (MTS Lab). Приложение помогает отслеживать месячные, овуляцию, симптомы и настроение, формирует аналитику и прогнозы на основе введённых данных, а также позволяет делиться информацией с близкими. Основная аудитория приложения — девушки-подростки. Встроенный виртуальный помощник «Клаша» на базе GPT отвечает на вопросы о здоровье. За первый год MVP было более 350 000 скачиваний, а сейчас приложение превысило отметку в 2 000 000 установок. Сервисом руководит Екатерина Меркулова
Lidavex — это FemTech-решение в сегменте maternal-health: мини-инвазивное медицинское устройство, использующее LiDAR-технологию для точного измерения раскрытия шейки матки в реальном времени. Устройство даёт акушерам и акушеркам возможность оперативно получать данные о раскрытии, сокращая ненужные вмешательства и повышая эффективность родов.
Компания основана в 2024 году в Калифорнии фаундеркой из Узбекистана Камолой Мир. Продукт находится на стадии клинической валидации.
SaveMyMilk — это российское аппаратно-программное FemTech-решение для поддержки грудного вскармливания: компактный девайс, который быстро подогревает, пастеризует (по методу Холтера — до 63 °C, сохраняя витамины и антитела) и стерилизует бутылочки и соски паром, позволяя создавать индивидуальный «банк» грудного молока. Устройство отличается доступной ценой — примерно вдвое дешевле зарубежных аналогов, компактностью и простотой использования в быту.
Идея принадлежит акушеру-гинекологу Максиму Сучкову. Он разработал SaveMyMilk как доступный аналог дорогостоящим зарубежным пастеризаторам (например, французские — стоимостью более 6 млн ₽)
Продукт находится на стадии клинической валидации.
Endometrics — это решение для неинвазивной диагностики эндометриоза, основанное на анализе менструальной крови. Сейчас альтернативой для женщин является лапароскопическая диагностическая операция. Женщина самостоятельно собирает образец менструальной крови дома с помощью специальной прокладки, после чего отправляет его в лабораторию, где проводится анализ генетического профиля клеток эндометрия.
Создательницей Endometrics является Яна Азнавур, врач и исследователь с медицинским образованием из России, которая продолжила карьеру в США. Яна специализировалась на изучении биомаркеров эндометриоза и защитила кандидатскую диссертацию по диагностике этого заболевания.
Продукт находится на стадии клинической валидации.
Надеюсь, этой статьей я смогла ответить на некоторые вопросы и возможно вдохновить кого-то из вас работать над фемтех-решениями. Буду очень рада вашим вопросам и комментариям!
Ира Евдокимова
Комментарии (11)
RodionGork
22.08.2025 23:29я развиваю Femtech Force — медиа, сообщество фаундеров и исследовательское бюро в фемтехе. Два с половиной года назад я заинтересовалась этим направлением, и вскоре развитие русскоязычного фемтех-рынка стало моей профессиональной задачей.
Кажется, вы не очень справились с этой задачей, извините за прямоту. По крайней мере заметно что эта статья обрушила статистику Вашей компании на Хабре :)
Ничего не имею против данной тематики (мне ортогонально), но есть пара соображений по поводу почему так вышло - если пожелаете, обдумайте их. Во-первых статья по-видимому никак не учитывает аудиторию сайта и её интересы, во-вторых, корректнее было бы сказать о гендерно-дифференцированном подходе и потом уже углублять одно из направлений. А если сразу декларировать "мы занимаемся только проблемами женщин / мужчин / белых / чёрных и т.п. - это всегда выглядит каким-то "рывком в прошлое".
FurySeer
22.08.2025 23:29Вот, второй пошёл!
Слишком много внимания к проблемам успешности развития фемтеха через объяснение "вот где вы не правы" от того, кому ортогонально. Мимо не пройти, никак - щемит, так щемит! Ведь рассказывать, как надо позиционировать фемтех - рывок в прекрасное будущее!
Написать за 12 лет на хабре полсотни статей, чтобы потом включить дурачка и всерьёз связывать рейтинг автора с качеством текстов - вау.
JuliaBand
22.08.2025 23:29Спасибо большое что говорите об этом, в этом мире действительно нужно отдельно заниматься направлением, потому что, к сожалению, большинству не интересно заниматься какими то женщинами. Как недавно женщины годами страдающие от побочек ОК узнали что мужчинам сделали ОК БЕЗ ПОБОЧЕК. Или проблема с эндометриозом существует, но исследования его про «красоту женщин с эндометриозом». Нам нужно больше женщин кто возьмет и начнет реально делать продукты для женщин, потому что мужчины просто не занимаются тем, где не видят выгоды…
asatost
22.08.2025 23:29Как недавно женщины годами страдающие от побочек ОК
Если есть побочки, то зачем принимать данные препараты, они ведь не жизненно необходимые?
потому что мужчины просто не занимаются тем, где не видят выгоды…
Тем временем мужчины...
https://ru.wikipedia.org/wiki/Сотников,_Сергей_Михайлович
https://ircity.ru/text/gorod/2024/03/28/73351880/
Goupil
22.08.2025 23:29Мужчины свои ОК все-равно почти не употребляют, даже почти безвредные.
Более того, есть два метода хирургической стерилизации - вазэктомия для мужчин и перевязка труб для женщин. Первая проводится под внешней анастезией, является относительно простой, недорогой, эффективной операцией, потенциально,хотя и не безусловно, обратима. Вторая является полостной, с большим риском осложнений, более дорогой. Угадайте какая операция более распространена по крайне мере в США?
johnsqurrel
22.08.2025 23:29Мужчины свои ОК все-равно почти не употребляют,
наше дело не рожать, сунул-вынул и бежать.
кто рискует больше тот пусть и платит за риск больше.Goupil
22.08.2025 23:29Ну да, у многих мужчин такая логика. А потом плачутся что это с дейтингом проблемы, с женитьбой, почему женщины предпочитают общество кошек обществу мужчин.
В конечном счете риск становится не соразмерен профиту и мы имеем что имеем.
FurySeer
Перекличку прищемленных объявляю открытой