18 апреля разработчик с ником ZeroPaige выложил в сеть свой порт Super Mario Bros. для Commodore 64. По его словам, на разработку ушло семь лет. Столько времени ушло как потому, что автор работал над проектом в свободное от основной работы время, так и потому, что порт для Commodore 64 не так прост.
Устройство имеет всего 20 КБ основной памяти, 64 КБ ОЗУ, простой звуковой чип и возможность отображать цветные спрайты. Несмотря на то, что девайс устарел несколько десятков лет назад, платформа все еще остается популярной среди гиков и олдскульных геймеров.
ZeroPaige в описании проекта описал, что порт сделан по игре для Famicom и Nintendo Entertainment System, оригинальной версии, выпущенной для Японии и США, плюс есть и европейская версия.
Релиз выложен в виде образа, который можно запустить как на самой платформе, так и на эмуляторах для Commodore 64. Отзывы об игре стали поступать незамедлительно, практически все пользователи, которые опробовали игру, благодарили разработчика.
Но через некоторое время ссылки на скачивание образа, размещенного на различных файловых хостингах, прекратили работу. Пользователи, столкнувшиеся с проблемой, высказали предположение, что виновник — компания Nintendo, усмотревшая в распространении порта нарушение авторских прав на игру.
В итоге это предположение оказалось верным. Commodore Computer Club, форум, на котором был выложен порт, сообщил в Twitter о получении требования удалить ссылки на игру и сам релиз.
Действия Nintendo вызвали недовольство пользователей форума, но удивлен никто не был. Дело в том, что компания давно отслеживает нарушения авторского права и того, что ей таковым кажется. Несколько месяцев назад Nintendo добилась выплаты $12 млн со стороны владельцев сайта с образами игр.
Конечно, порт ZeroPaige уже разошелся по массе других ресурсов, так что загрузить его не проблема. А требования Nintendo привели лишь к «эффекту Барбары Стрейзанд», так что о проекте узнало гораздо больше людей, чем могло бы, если бы не было разбирательств.
Комментарии (19)
tormozedison
24.04.2019 16:25Есть же самопальный Mario&Luigi для DOS уже давно, и никто ничего не требует.
Eltaron
24.04.2019 16:34+1А чего там требовать, если спрайты не выдраны, а перерисованы, и ни байта кода Нинтендо не использовано? А вот в C64 процессор тот же, что и в NES, что наводит на подозрения.
shiru8bit
24.04.2019 16:47+2Требовать-то есть чего (у нинтендо даже цвета кнопок джойстика NES закопирайчены), кроме одного — ни авторов не найти, ни порт сам никому не нужен. А этот — кому-то нужен, и на автора выйти несложно. Тут тебе и упущенная выгода, и виноватый.
Та же Nintendo в 1987 без судебного разбирательства завернула с полок Giana Sisters, которая даже не порт, а отдалённый клон SMB. С другой графикой, кодом, музыкой, физикой, просто с похожим дизайном первого уровня.impwx
24.04.2019 21:11Если вы про вот эту игру, то я вполне понимаю сторону Nintendo. Разработчики не «вдохновлялись», а скопировали под чистую.
shiru8bit
24.04.2019 21:25Это безусловно клон, нагло пытавшийся выехать на успехе SMB, что вполне очевидно по названию. Но там нет вообще ничего из оригинала, кроме общего геймдизайна, в отличие от прямых клонов SMB, в том числе упомянутого для DOS, где графика если и перерисована, то повторяет дизайн всех оригинальных элементов, включая персонажей. В Giana всё же всё сделано с нуля, и если поиграть (или хотя бы посмотреть на уровни), отличия заметные, эти игры никак не перепутать.
Надо заметить, что в то время такое клонирование было в ходу у всех крупных разработчиков. Почти у каждой успешной и даже не очень успешной аркадной игры одной из компаний типа Capcom, Taito, Sega, Konami, и других, есть хотя бы один явный аналог (а то и 2-3) от других компаний из перечисленных же. Степень сходства примерно такая же. Довольно занятное явление.impwx
24.04.2019 21:40Как это, «нет ничего из оригинала»? С первого взгляда я бы подумал, что это мод для SMB, а не самостоятельное произведение. Из действительно отличающихся вещей — герой не отскакивает после прыжка на врага и геометрия уровней другая. В остальном же — кристаллы вместо монеток, бочки вместо труб, одни кирпичи вместо других кирпичей.
То, что успешные игры тут же бросаются клонировать — это факт. Но и в судебных разбирательствах с такими разработчиками я тоже ничего плохого не вижу — они заранее знали, на что идут.shiru8bit
24.04.2019 21:52Там нет ни одного пикселя и ни одного байта кода или данных из оригинала. Нет названия, нет дизайна персонажей, нет музыки, нет звуковых эффектов. Нет тех же труб — значит нет всей темы с водопроводчиками и канализацией. Для описания такой ситуации с играми есть определение — клон. Для судебного урегулирования есть критерий — степень сходства выразительных элементов (сеттинга, персонажей, и т.п), если сходство такое, что несложно перепутать, то плагиат и нарушение копирайта, решают это эксперты. А вот общая идея игры и игровые механики защите копирайтом не подлежат (но бывают исключения с патентами, как-то: целиком Tetris, кольцевые дорожки в Sonic The Hedgehog).
Разбирательства в данном случае не было, Nintendo достаточно страшна, чтобы обойтись досудебным урегулированием. Я никаких оценок за-против не высказываю, просто отвечаю на сообщение выше — если докопались до Giana, где 'творчески переосмыслено' определённо меньше, чем в Mario&Luigi, значит при желании легко докопались бы и до оного, где ещё и весь сеттинг с персонажами и именами.
tormozedison
24.04.2019 16:47Понятно, значит, надо в таких случаях действовать «методом BIOS Compaq». При необходимости совместно с «методом Kid Clown».
rombell
24.04.2019 17:17Возможно, бойкот прочистил бы мозги конкретной корпорации и немного приостановил бы остальных. Вряд ли есть другие способы.
Danil1404
25.04.2019 03:15Нинтендо — это почти религия на западе. По крайней мере, такое впечатление у меня складывается от всех случаев, когда я встречаю ее упоминание на англоязычных сайтах.
Так что может быть и прочистил бы, но вероятность бойкота тождественно равна нулю.
lanseg
24.04.2019 18:40Японские копирасты дадут фору всем Михалковым, GEMA и американским товарищам.
david52522
25.04.2019 00:40Не, у нас бы направили файлообменникам жалобу по почте(не электронной, а обычной) и даже если письмо ещё не дошло чисто физически — через три дня тупо на@$% заблокировали все три файлопомойки, причем по ip. Так что там всё ещё гуманно, не надо тут:-)
Iv38
Бездушные роботы корпораций (даже если они живые), крушат всё без разбору. А ведь из простого одобрения проекта мог получиться приятный и ненавязчивый пиар-повод. Он, конечно, и так получился, но с душком.
Alozar
Не корпораций, а одной конкретной корпорации, которая фанатично против любого использования её собственности без их прямого разрешения.
Кто-то делает стримы игр от нинтендо? Обязательно надо либо запугать их судом, либо требовать от сервисов, чтобы монетизация с видео с их играми шла не авторам видео, а корпорации. В результате с их играми практически никто заморачиваться не хочет. И неважно, что эти люди делают бесплатную рекламу.
Iv38
Да если бы одна. Весь ютуб обложен «минами», ролики демонетизируются на раз за случайный отрывок музыки. Fair use? Ничего не знаем, демонетизация, отключение звуковой дорожки. Отвратительно.
kolyan222
Они даже в Теслу одну из своих игр встроить не дали, когда у них просили разрешения.
А ведь это была бы та ещё реклама им.