После принятия декрета «О развитии цифровой экономики», белорусский Парк высоких технологий начал активно прирастать новыми компаниями, а существующие резиденты стали еще охотнее приглашать специалистов из-за рубежа. Значительная часть приглашенных — жители стран бывшего СССР, для которых, несмотря на общее прошлое, некоторые особенности передвижения по Минску на велосипеде могут стать сюрпризом. Если вы задумываетесь о переезде в Беларусь или уже в этом процессе и хотите пользоваться велосипедом как транспортом, этот материал может быть вам полезен.

Правила дорожного движения


Самым большим сюрпризом для новичка может стать запрет езды на велосипеде по проезжей части дороги. Да, в Беларуси ездить на велосипеде можно только по велосипедной или пешеходной дорожке. По дороге ехать можно только тогда, когда по тротуару и велосипедной дорожке двигаться невозможно, что бы это ни значило, по мнению составителей Правил.

В конце 2019 года планируется принять новую редакцию ПДД, где, в теории, могут разрешить ездить по некоторым дорогам. Но пока это только законопроект, и в каком виде он будет принят, сказать сложно. Поэтому имейте в виду: за езду по проезжей части вас легко и вполне законно могут оштрафовать на сумму от ~12 до ~36USD в эквиваленте. Естественно, с ГАИ договариваться не принято и гораздо более опасно для кошелька, чем обычный штраф.

Еще одна особенность в том, что переезжать на велосипеде по пешеходному переходу, если нет специального знака, тоже нельзя. То есть по обычной «зебре» велосипедист должен идти пешком и вести велосипед рядом. К счастью, все больше становится мест, где сходить с велосипеда не нужно, а если поправки в ПДД будут приняты, то спешиваться придется только на нерегулируемых пешеходных переходах.



Инфраструктура


В последние несколько лет в Минске активно появляются новые велосипедные дорожки на тротуарах. Их просто рисуют краской, как правило, со стороны проезжей части и обозначают дорожной разметкой и знаками.



В местах, где велодорожки прерываются, бордюрные камни обычно занижены, поэтому покупать какой-то специальный велосипед, чтобы «прыгать по бордюрам», вам не придется – подойдет обычный городской или гибрид на жесткой вилке.

Не выбирайте односкоростные велосипеды, если вы не уверены в своих силах – перепад рельефа в Минске более 100 метров. Центральная часть города находится в низине, поэтому возвращаться в «спальники» без запаса в 3-5 передач может быть некомфортно.



В 2009 году в городе была открыта центральная велодорожка длиной в 27 км. Она проходит через весь Минск с северо-запада на юго-восток вдоль реки Свислочь. По велодорожке удобно передвигаться по центральной части города или выехать на нее с окраины, чтобы добраться в центр, минимально отвлекаясь на пешеходов и светофоры.

image
Источник

Не очень удобно то, что много велодорожек, которые просто размечены на тротуаре, выложены плиткой. Было бы комфортнее и быстрее ездить по гладкому асфальту, но это, вероятно, можно объяснить отсутствием бюджета на прокладку отдельных дорожек, а не сознательным решением проектировщиков.

Современного проката велосипедов в Минске нет. Существуют сезонные точки проката спортивного инвентаря, но появление велошеринговых сервисов, к которым привыкли жители европейских городов, в городе пока не предвидится.

Стационарные крытые велопарковки тоже пока редкость. Иногда какой-нибудь продвинутый застройщик или сами жители могут собрать деньги и построить парковку, но пока это скорее исключение. Большинство велосипедов хранятся либо в квартирах, либо в подъездах домов.



Культура


В большинстве случаев проблем с пешеходами и автомобилистами на пути не будет. Люди постепенно привыкают к тому, что в городе с каждым годом появляется все больше велосипедистов, поэтому выходы на велодорожку или непропуск автомобилем на переходе – достаточно редкое явление. По велодорожке могут идти пожилые люди или дамы с колясками, но это редкость, и чаще всего достаточно посигналить, чтобы человек с дорожки сошел. Молодое поколение и те, кто живет в Минске уже какое-то время, о правилах поведения знают, и проблем обычно не возникает.


На фото: люди идут по стороне для пешеходов

Какого-то особого отношения или пренебрежения к велосипедистам нет, мало кто будет судить о достатке или социальном статусе человека по тому, что на работу он приезжает на велосипеде. Например, в белорусских деревнях велосипед – это часто основной вид транспорта, поэтому ваша езда на велосипеде по делам удивления, скорее всего, не вызовет.

Безопасность


По сравнению с крупными европейскими городами, Минск — безопасный город и велосипеды тут воруют редко. По примерной оценке, в Минске сейчас 400 тысяч велосипедов, а краж регистрируется около 400-600 в год. Велопарковки в том или ином виде встречаются достаточно часто, но обычно это самые дешевые конструкции с креплением за переднее колесо.



Большинство владельцев пристегивают свои велосипеды недорогими тросовыми замками, поэтому, если вы будете пользоваться цепью или ю-локом, шанс того, что ваш велосипед украдут, минимальный, если только вор не будет охотиться именно за вашим.

В качестве дополнительной меры защиты велосипед можно застраховать. В Минске такие услуги предлагают две компании, в среднем это обойдется в 6-10% в год от стоимости велосипеда.

Обслуживание и запчасти


С этим в Минске пока не всё хорошо – в основном в магазинах продают самые дешевые компоненты китайских, российских, иногда тайваньских производителей. Ассортимент небольшой из-за того, что поставщик у многих продавцов один и тот же. Почтой заказывать запчасти и аксессуары тоже не всегда выгодно и удобно из-за низкого лимита на беспошлинный ввоз международных посылок – чтобы не платить пошлину в 30% от стоимости, товары в посылке не должны быть оценены выше 22 евро.

Велосервисы существуют, как правило, при веломагазинах или в гаражах, но не рассчитывайте на их высокое качество. Обслужить и настроить редкий/дорогой велосипед тоже может быть проблематично, в том числе и из-за отсутствия запчастей.

Выводы


В качестве транспорта, не говоря уже о фитнесе или развлечении, использовать велосипед в Минске вполне комфортно – велосипедистов становится больше, а вслед за этим развивается и инфраструктура. Климат позволяет без проблем пользоваться велосипедом с апреля по ноябрь, но некоторые велосипедисты ездят и круглый год.

В общем, если вы любите велосипед – Минск станет для вас дружественным городом.

UPD: текст — мнение человека, который 37 лет живет в Минске и пользуется велосипедом как основным видом транспорта.

Комментарии (42)


  1. DimanDimanyich
    06.05.2019 20:19
    +3

    сам из Минска.
    коротко о велокультуре и инфраструктуре Минска — ее нет.
    Одна велодорожка, местами норм или типа стиральной доски, еще чуток понарисованных. на ней все — от спортсменов до детей на трехколесных. Туалетов на 27 км только 1 платный.
    за апрель видел двух сбитых велосипедистов на переходах с разметкой велодорожки. там велодорожка пересекает проезжую часть. И таких мест около 10ка. Обычно водитель не ожидает тебя, особенно если прикатываешь с пассажирской стороны, а машина поворачивает направо и пропускает пешиков.

    Велосипедисты — носите шлемы! Знакомый просто на бок упал и 7 швов на голове + ЧМТ.


    1. OnYourLips
      07.05.2019 08:34

      Лично видел большое количество велодорожек в Минске и вполне неплохих, даже в спальных районах разметка присутствовала среди хрущевок.
      Однако в глаза все равно бросилось крайне малое количество велосипедистов по сравнению с городами других стран, где с инфраструктурой все хуже. Причину так и не понял.


      1. ennui
        07.05.2019 09:48

        Тут вы немного путаете разметку вело полосы на тратуаре (где преимущетво у пешеходов по какой части тратуара он бы не шёл) и отдельную велодорожку.


      1. Sultansoy
        07.05.2019 14:54

        Вы тротуар называете велодорожкой?


    1. kanstantsin Автор
      07.05.2019 11:55

      Добавил в конце материала информацию об авторе.


  1. asmm
    06.05.2019 20:27

    Путешествовал в Минск (из Екатеринбурга), узнал что там есть очень длинная велодорожка через центр города по самым достопримечательностям. После 15 летнего перерыва сел на велик. Был просто поражён и ошарашен! Активно катаюсь зимой и летом уже 6й год.


    1. andersong
      07.05.2019 08:23

      Живу в Перми, подумываю летом трип по городам России с великом на ЖД, хочу заехать в Минск, был там лет 20 назад. Как вы добирались? Что насчет границы?


      1. asmm
        07.05.2019 12:37

        Я на самолёте. Россия и Белоруссия, по моему, в таможенном союзе, нужен только российский паспорт.


      1. Ryzhyj
        07.05.2019 17:23

        границы по факту нету, могут даже не проверить документы, если ехать на машине из одной страны в другую. Но конечно, лучше взять с собой паспорт в дорогу.
        Ну и ещё, в связи с интеграционной бородой, вам будет доступен ряд всяких бонусов при визите в Беларусь.


        1. andersong
          07.05.2019 22:14

          Вас не затруднит разъяснить последнее предложение?)))


        1. ferreto
          08.05.2019 15:24

          Наверное, вы никогда не ездили «из одной страны в другую», без паспорта вас погранцы на машине не пропустят


  1. GavriKos
    06.05.2019 20:33

    Насчет движения по тротуару/дороге — в пдд четко написано, когда можно ехать по дороге — при отсутствии велодорожки и/или тротуара.

    Прокаты — что вы имеете ввиду под «современными»? Там где ушатанные велы на магнитных замках? )

    Про культуру — пару лет назад мужик на велосипеде избил битой прохожего за то, что тот не уступил дорогу. Ну такое. Хотя это конечно крайнее исключение. Я бы скорее в культуру добавил веломарафоны, велокарнавалы (гуглить Viva ровар, например) и всякие другие массовые активности. В этом году их будет вообще много.


    1. 0xf0a00
      06.05.2019 22:13
      +1

      В этом году из веломарафонов уже был Витовт и вот вот будет Налибоки.


    1. grinCo
      07.05.2019 00:34

      пару лет назад мужик на велосипеде избил битой прохожего за то, что тот не уступил дорогу.

      Ну там не однозначно.
      Гопник на велодорожке стоял, видел приближающегося велосипедиста. Продолжал стоять, велосипедист упал, начался конфликт, велосипедист был жесткий ботан, и видимо на стрессе. Он достал биту и ввалил гопнику. В итоге два дурака наказаны.
      Т.е. не нужно представлять так как будто велосипедист просто так остановился и избил пешехода (которого не должно быть на велодорожке вообще).


  1. argamidon
    06.05.2019 20:52
    +1

    Инфраструктуры нет, сам оттуда:
    1. Варламова посмотрите, поймёте какие велодорожки должны быть, а не «краской по плитке».
    2. Одна дорожка для бестолковых покатушек сквозь парк в центре(27км) — это пыль. Она идёт зигзагами и для целевых поездок не подходит. Ну никак. Совсем.
    3. Проехать из рандомной точки А в Б — ещё тот квест с прыжками по подземным переходам и маневрами вокруг людей.
    4. Минск — это город где власти угождают только автомобилям, игнорируя даже общественный транспорт, не говоря о каких-то велосипедах.


    1. lamerok
      06.05.2019 23:34

      Вы просто не были в Челябинске...


      1. andersong
        07.05.2019 08:29

        В Перми аналогично. Недавно сделали новую набережную Камы, и не то, что не сделали никакой велодорожки, хотя места там предостаточно, а и вовсе запретили ездить на велике по набережной.


  1. str1k3r
    06.05.2019 21:25
    +2

    забыли написать что иногда дорожка меняет полосы, вот ты едешь на велике по левой полосе, и в каком-то моменте тебе надо ехать уже по правой стороне.


    1. DimanDimanyich
      06.05.2019 21:29
      +3

      это на нарисованных.
      так и есть. Причем где-то сделано разным цветом заранее. Но и цвет бывает меняет значение, т.е. где-то красный — это вел, а где-то наоборот пешики.
      Был в Берлине и плакал. Смотрел на вело инфру и плакал.


    1. danemon
      07.05.2019 00:25

      едешь в одну сторону — будет правая часть для велосипедистов.Едешь в другую — станет левой. Почему это должно удивлять? Не по центру же делать велодорожку.


      1. DimanDimanyich
        07.05.2019 10:20

        от метро Спортивная до кинотеатра Автора примерно 1,5 км.
        Сначала едешь праве, потом левее, потом правее и в конце опять слева.
        так еще и велоразметка прерывается, т.е. юридически твое преимущество заканчивается и через 10 метров начинается на другой стороне тротуара. и так несколько раз.


      1. str1k3r
        07.05.2019 14:05
        -1

        вам все правильно ответил DimanDimanyich: речь не о направлении, речь о том что в одном направлении полосы меняются местами.


  1. al6dy
    07.05.2019 09:02

    Извините автор конечно, но я прожил в Минске 35 лет (и живу сейчас), и все, что вы описали сплошной бред и вранье на 90%. На велосипеде катаю по этому «городу для жизни» почти с мая по ноябрь. Итак:
    1. Культуры нет!! Если вы катались по безлюдным (малолюдным), местам это не значит, что везде так. Начиная с парка Дримленд и заканчивая Цирком — вы никогда нормально по «дорожке» не проедете либо будете постоянно сигналить/выезжать на тротуар! Это факт! Аксиома, и спорить тут нет смысла! И молитесь, чтобы около Зыбицкой (где проходит большая часть этой дорого — Л — ЛОГИКА) пьяные ребята вам голову не раскромсали за «посигнал чтобы с дороги сошли»
    2. ПДД — можете катать по дороге и вообще, где угодно вам ничего не будет. К концу месяца, когда у шакалов отчетность, вас даже на той велодорожке могут стопануть и сказать — «мы видели как ты проезжал на красный на том переходе не спешившись — давай к нам сейчас штраф пробьем» и ты ничего не докажешь, удачи в общем.
    3. Велодорога, учитывая что большая часть ее проходит по людным местам не такая уж и большая + абы как сделанная и сомнительного качества, переходящая иногда в плитку, дырявый асфальт. Есть моменты, где она переходит просто в неадекватные горы (в парке Горького например)
    4. Горник!!! Никаких жестких вилок и др. бреда. Если собираетесь кататься по городу+велодорога — здрасте высокие бордюры, ступени и др. маразм если хотите просто откатать по велодорожке — согласен с автором
    5. Безопасность — это очень смешной пункт, особенно цифры :) Каждый год из моей небольшой велотусовки у 5-15 разных чел. угоняют вел, стабильно. Прикиньте сколько по городу угоняют?))
    6. И наконец, Минск (да и как РБ в целом) — это город для авто — факт. Если хотите получать удовольствие от вела, езжайте лучше в Европу, но не в этот город.

    Вот вам 6 пунктов о реальной обстановки в Минске. Мрачно? Не позитивненько? Согласен, но зато правда, а она всегда глаз колит а не «мед на ушах» как все хорошо, а на деле нет..

    Позитив? Да он есть — спасибо, что есть хоть такая велоструктура, ее могло вообще не быть.


    1. gnomeby
      07.05.2019 11:10

      Автор конечно излишне медку намазал, но вы зачем-то сильно говном полили. Но насчёт Зыбицкой замечание справедливое. Сам минчанин, на мой взгляд истина где-то посередине. Но россияне, которые активно сюда приезжают работать, в восторге даже от текущей велоинфрастуктуры.


      1. al6dy
        07.05.2019 11:44

        У меня не было даже мысли поливать, а донести реальное положение дел и предостеречь даже в какой-то мере новых людей — и это правильно! И потом, я лишь поделился объективной информацией из своего опыта и людей из велотусовок, истории которым я иногда поражаюсь, и поверьте, в некоторые даже можно с трудом поверить, но факт есть факт и реальность такова.


    1. argamidon
      07.05.2019 15:15

      Согласен во всём ;)
      но касательно пункта 2 — а что мешает же уехать от шакалов? :) шакал что — побежит чтоли, или на своей ладе погонится по тротуару? Даже если он и заснимет личико — то что?


    1. Frintezza93
      07.05.2019 15:58

      Слишком радикальное мнение, но в общих чертах всё неделако ушло.
      Самое печальное — на постоянной основе велосипед, как транспортное средство использовать невозможно от слова совсем.На покатушки в выходной день найдётся пара-тройка маршрутов, не более.
      Отдельно хочется отметить, что законадательно в РБ, велосипедист — самый бесправный участник дорожного движения. Ни на дорогах, ни на тротуарах, ни (как ни странно) на той самой единственно1 велодорожке у него преимущества нет. И в случае, когда из-за выбежавшего на велодорожку ребёнка, мамаша которого потягивает пивасик на лавочке со своей подругой, вам придётся зашивать ногу и менять половину обвеса на велосипеде вам скажут — «сам дурак», никто компенсировать вам ничего не будет, и вообще сейчас штраф дадим.


  1. vt4a2h
    07.05.2019 12:01

    А в чём смысл делать такую сильно кривую велодорожку, там, где можно сделать прямую, и более эффективно использовать пространство рядом?


  1. grey_rat
    07.05.2019 12:31

    Самый большой минус этой велодорожки, в том что она идёт прямо возле автомобильной дороги, а не с обратной стороны реки. Я по ней вообще не катаюсь. Едешь к примеру вечером с рыбалки по этой дороге, надышешся выхлопных газов, приезжаешь домой и чувствуется усталость. По дальнему берегу ехать — земляная тропинка, парк, лес, крутые подъёмы, слезаешь с велосипеда отдохнувшим. Эта велодорожка сделана для показухи как и дворцы понаставленные там же, что бы когда ехал кортеж из окна открывался вид на якобы велосипедный город.


  1. den_rad
    07.05.2019 13:08
    -1

    В Минске велосипедная инфраструктура лучше, чем в среднем российском миллионнике — есть велодорожки, спокойный рельеф и более приятный климат, чем в европейской части России.
    Но до инфраструктуры европейских городов еще далеко.


    1. kanstantsin Автор
      07.05.2019 15:05

      Извините, негативный голос — мой. Просто промахнулся. Исправить пока возможность не нашел.


      1. wladyspb
        07.05.2019 16:49
        +1

        Я за вас исправил. В целом, радует что есть хоть какая-то инфраструктура. У нас в СПб тоже что-то пытаются сделать, и я тоже недоволен качеством, особенно в сравнении с тем же Амстердамом — но лучше хоть что-то чем ничего. Нужно же с чего-то начинать)


        1. opozdanets_g
          07.05.2019 17:33

          Радует, что не стали начинать с запрета ездить по проезжей части. Это были бы вилы.


  1. lotse8
    07.05.2019 14:25
    +1

    Местами на фото на велодорожке плитка — это не лучший вариант покрытия с точки зрения безопасности движения после дождя, например.
    И из заголовка — ИТ-эмиграция в РБ? Спасибо, но лучше в другую сторону.


    1. mitzury
      07.05.2019 14:42

      Зарплата по аналогичным должностям в СПб одинакова, но лучше климат и продукты)


    1. grinCo
      07.05.2019 18:50

      Не показатель, но из личной статистики, в РФ уехали работать только те кто не осилил технологии и английский язык. В принципе это логично, ибо хорошему специалисту легко переехать в любую страну мира, а при сравнении любая страна мира — Россия, последняя проигрывает.


  1. Sultansoy
    07.05.2019 14:53

    Автор. Вы противоречите сами себе. Вы пишете, что нет нормальных велодорожек, по проезжей части ездить нельзя, на переходах часто надо переходить пешком, по «велодорожках» на тротуаре ходят люди, нет нормальных запчастей и аксесуаров, НО пользоваться велосипедом, как основным транспортом достаточно комфортно. Напомнило момент из стендапа Карлина «Но он любит вас». Что же для вас тогда не комфортно?
    Сам катаюсь на шоссе и по такой вот плитке ездить это огромный дискомфорт. 40 минут до работы с таким дискомфортном и эффективность работы меньше минимум процентов на 20. Я уж молчу о дырах и прочем. Так что давайте объективно, Минску до велоинфраструктуры, как до луны пешком. О велоинфраструктуре можно будет говорить, когда на проспекте Независимости, который имеет по 5-6 полос с каждой стороны выделят одну полосу под автобусы и одну под велосипеды. А пока велосипедистов заставляют ездить по плитке и переходить пешеходные переходы пешком, ни о какой велоинфраструктуре и речи быть не может, разве что только о ее отсутствии.


    1. kanstantsin Автор
      07.05.2019 15:04

      Автор. Вы противоречите сами себе. Вы пишете, что нет нормальных велодорожек

      Я так не пишу :)

      на переходах часто надо переходить пешком

      Не часто, иногда. Это слова с противоположным смыслом :)

      по «велодорожках» на тротуаре ходят люди

      Да, иногда еще ходят приезжие и старшее поколение.

      НО пользоваться велосипедом, как основным транспортом достаточно комфортно

      Да, комфортнее, чем, например, наземным общественным транспортом. Странно, что вы этого не замечаете :)


  1. Tdr
    07.05.2019 15:39

    Я в течении четырех лет катал по Минску на работу на веле — от 5 до 11 км в одну сторону, в разное время. Технически — возможно, практически — только для упоротых фанатов. Теперь катаюсь по Дублину, так что, есть с чем сравнить. Оказывается, при хорошей инфраструктуре комьютить на велосипеде может любой человек, даже не владеющий акробатическими навыками.
    В целом, в Беларусь ехать не стоит не только из-за отсутствия велодорожек.


    1. yatagarasu
      07.05.2019 17:12

      Ну и ладно, мы вас не ждем.


      1. Tdr
        07.05.2019 17:30
        +1

        О себе во множественном числе говорят либо короли, либо шизофреники. В РБ король один и он не сидит на хабре.


  1. fori1ton
    07.05.2019 22:36

    Есть ложь, большая ложь и статистика. По статистике, которую регулярно озвучивает мэр Минска, в городе 250 километров велодорожек. На практике есть 27 километров центральной велодорожки (ведущей из ниоткуда в никуда) и несколько не связанных друг с другом огрызков длинной 2-3 километра каждый. Особенно потешно выглядят велодорожки вдоль развязки рядом с библиотекой — от светофора до светофора. Все остальные "велодорожки" — сделанная на отвяжись разметка на тротуаре, на которую забивают как пешеходы (и стар, и млад, а особенно дети), так и сами велосипедисты (потому что более-менее ровная поверхность только на центральных улицах, на остальных регулярно приходится объезжать ямы, трещины и пешеходов). Держать постоянную скорость в таких условиях нереально, постоянные торможения и разгоны выматывают. Даже на центральной велодорожке поджидают сюрпризы в виде мостов, которые поднимаются метра на 2 по дуге (при том что параллельно стоит абсолютно плоской пешеходный мост). Велопарковки ставят у входов в магазины и торговые центры. Рядом со входом в метро я видел ровно одну велопарковку на четыре (!) места. Разметку, повторюсь, рисуют для галочки. Например, каждый день езжу по улице, а начале которой соотношение полос для велосипедистов и пешеходов 1:3, а к концу — 2:1 (потому что тротуар сужается, а "велодорожка" нет). На этой же улице велодорожка заканчивается где-то посередине, а раз нет велодорожки, то и занижать бордюры не обязательно. А позитивное отношение пешеходов и автомобилистов к велосипедистам можно проследить в комментариях к любой новости о велоинфраструктуре на tut.by (спойлер: велосипедистам настойчиво предлагают ездить по проезжей части и сдавать на права).