Объем рынка игр оценивается в $140 млрд. С каждым годом рынок расширяется, свою нишу находят новые компании, развиваются и старые игроки. Один из наиболее активно развивающихся трендов гейминга — облачные игры, когда для запуска новинки не нужны ни мощный ПК, ни консоль последнего поколения.

По данным аналитического агентства IHS Markit, в прошлом году игровые сервисы, предлагающие игры «в облаке» заработали $387 млн. К 2023 году аналитики предсказывают рост до $2,5 млрд. С каждым годом количество компаний, которые занимаются развитием облачного гейминга, растет. Сейчас на рынке наиболее известны 5-6 игроков, к которым совсем недавно примкнула корпорация Google. Что они предлагают?

Google Stadia




Раз уж мы упомянули корпорацию, то с нее и начнем, несмотря на то, что она совсем новичок в сфере облачного гейминга. 19 марта компания рассказала о своей новой цифровой платформе для игр, которая получила название Stadia. Кроме того, компания представила новый контроллер. Разработчики добавили к обычному функционалу кнопку, которая позволяет одним нажатием запускать трансляцию игрового процесса на YouTube.

Для того, чтобы привлечь геймеров, компания предложила им Doom Eternal, разработанный iD Software. Играть можно будет с разрешением 4К. Также доступен Assassin’s Creed: Odyssey.

Корпорация пообещала, что каждый геймер получит в облаке «машину» с производительностью не менее 10 Тфлопс — в полтора раза мощнее Xbox One X. Что касается соединения (а это первый вопрос, который беспокоит пользователя, желающего попробовать облачный гейминг), то во время демонстрации игры в Assassin’s Creed Odyssey соединение шло через WiFI, время отклика при этом составило 166 мс. Показатель плохо совместимый с комфортным геймингом, а для мультиплеера неприемлемый вовсе, но речь пока все же идет о ранней технической демонстрации. Максимальное разрешение при этом составляет 4К с 60 fps.

Для обеспечения работы Stadia используются ОС Linux и API Vulkan. Сервис полностью совместим с популярными игровыми движками Unreal Engine 4, Unity и Havok, а также многими программными средствами разработки компьютерных игр.

Сколько это стоит? Пока неясно, но вряд ли Google сделает свой сервис сильно дороже аналогичных продуктов, которые предлагают конкуренты. Можно предположить, что стоимость подписки составит около 20-30 долларов США в месяц.

Отличительные черты. Компания заявила, что ее сервис кроссплатформенный (работает под любыми популярными ОС на таких аппаратных платформах, как планшет, ПК, телефон и т.п.). Плюс ко всему, компания предложила собственный контроллер.

PlayStation Now (экс-Gaikai)




В отличие от Google, этот сервис можно назвать ветераном игрового мира. Компания была основана в 2008 году, в 2012 ее купила японская компания Sony за $380 млн. В 2014 году корпорация изменила название сервиса на «фирменное» и несколько изменила его возможности. Сервис запустили зимой 2014 года, изначально он был доступен для игроков из США, а затем его открыли и для игроков из других стран.

Сервис дает возможность играть в большое количество игр прямо в «облаке» при помощи игровых консолей PS3, PS4, PS Vita и других. Чуть позже сервис стал доступен и для пользователей персональных компьютеров. Требования для ПК следующие:

  • ОС: Windows 8.1 или Windows 10;
  • Процессор: Intel Core i3 с тактовой частотой 3,5 ГГц или AMD A10 с тактовой частотой 3,8 ГГц или более мощный;
  • Свободное пространство на жёстком диске: не менее 300 Мбайт;
  • Оперативная память: 2 Гбайт или более.

В библиотеке сервиса на данный момент содержится более 600 игр. Что касается ширины канала, оптимального для игры, не рекомендуется пропускная способность ниже 20 Мбит/с. В этом случае могут наблюдаться лаги и периодическое «вылетание» из игры.

Контроллер лучше всего использовать Dualshock 4, поскольку без него прохождение некоторых игр (большинство консольных эксклюзивов) может быть затруднительным.

Сколько это стоит? Компания Sony предлагает трехмесячную подписку с ценой в $44,99 за все три месяца. Можно использовать и ежемесячную подписку, но тогда услуга будет на 25% дороже, то есть за три месяца придется заплатить уже не $44,99, а $56.

Отличительные черты. Весь сервис привязан к консольным играм от Sony. Как уже говорилось выше, для игры лучше использовать контроллер для PS4.

Vortex




Не самый известный сервис, отличием которого от всех прочих является возможность играть прямо в браузере (хотя Google Stadia вроде бы обещает аналогичный функционал, но на момент написания статьи проверить это было невозможно). При желании игрок может использовать не только ПК, но и умный телевизор, ноутбук или даже телефон. В каталоге сервиса — более 100 игр. Требования к интернет каналу примерно такие же, как и у прочих сервисов — скорость не должна быть меньше 20 Мбит/с, а лучше — больше.

Сколько это стоит? За $9.99 в месяц игрок получает 100 часов игрового времени. Получается, один час игры обходится геймерам в 9 центов.

Отличительные черты. Играть можно в браузере Chrome, в приложении под Windows 10 и на устройствах с ОС Android. Игровой сервис универсален.

Playkey




Очень известный отечественный проект, о котором не раз писали и на Хабре. Основа сервиса — Nvidia Grid, хотя в 2018 появилась информация об использовании в Playkey десктопных видеокарт, типа GeForce 1060Ti. Работает компания с 2012 года, но для игроков сервис открыли в конце 2014. В настоящее время подключено более 250 игр, а также поддерживаются платформы Steam, Origin и Epic Store. Это значит, что вы можете запустить любую игру, которая есть у вас на аккаунте на любой из этих платформ. Даже если в каталоге Playkey самой игры не представлено.

По данным сервиса, сейчас облачную игровую платформу каждый день используют игроки из 15 стран. Для поддержания игровой среды работает более 100 серверов. Серверы расположены во Франкфурте и Москве.

Компания заключила партнерские соглашения с 15 ведущими игровыми издателями, включая Ubisoft, Bandai и Wargaming. Ранее проекту удалось привлечь $2,8 млн от европейского венчурного фонда.

Сервис развивается достаточно активно, сейчас он, кроме чисто игровых услуг, стал предлагать сервера своей разработки, заточенные под «облака». Их могут использовать другие компании — например, для создания собственного игрового сервиса. Использовать такие сервера смогут разработчики и издатели игр, цифровые магазины, СМИ, которые получают возможность продемонстрировать читателю новую игру, о которой пишут — все, кто заинтересован или может быть заинтересован в запуске игр в облаке.

Сколько это стоит? Ценник стартует с 1290 рублей за 70 часов игры. Наиболее продвинутый тариф — безлимит, 2290 рублей (~$35) за месяц без ограничений. На момент подготовки текста ходили слухи об изменении бизнес-модели и отказа от подписок. Экспериметально сервис ранее запускал продажу пакетов игрового времени из расчета 60-80 р (~$1) за 1 час игры. Возможно, именно эта модель станет основной.

Отличительные черты. Компания работает как по b2c (бизнес- клиенту), так и по b2b (бизнес-бизнесу) модели. Пользователи могут не только играть по облаку, но и создавать собственную облачную инфраструктуру. Помимо каталога игр сервис поддерживает целые платформы, включая Steam, Origin и Epic Store. Запустить можно любую доступную на них игру.

Parsec Cloud Gaming




Относительно новый сервис, который заключил партнерское соглашение с компанией Equinix. Партнеры оптимизируют игровое железо и софт таким образом, чтобы среда сервиса работала максимально эффективно. Стоит отметить, что Parsec поддерживает работу с Amazon Web Services, кроме того, компания работает с Paperspace, разработчиком оптимизированных виртуальных машин на основе GPU.

У Parsec есть собственный Cloud Marketplace, который дает не только возможность арендовать виртуальный сервер, но и динамически его включать и выключать. Настраивать все придется самостоятельно, но плюс в том, что это могут быть не только игры, но и софт, который нужен для работы — например, рендер видеороликов.

Плюс сервиса в том, что к хостингу он не привязан. Для того, чтобы начать играть, достаточно найти сервер с GPU, который подходит по цене. Есть такие сервера и в России, включая Москву. Таким образом, пинг будет минимальным.

Сколько это стоит? У Parsec довольно сложное ценообразование, которое периодически вызывает бурные дискуссии на reddit и других ресурсах. Ценник лучше узнать на сайте.

Отличительные черты. Для начала работы нужно заказать сборку игровой машины «с той стороны». Затем уже настроить игры и играть. Кроме того, сервер можно использовать для самых разных целей, включая майнинг (раньше это было выгодно), а не только игры. Сервис предлагает свои услуги не только обычным геймерам, но и другим компаниям.

Drova




Относительно молодая компания, разработчики которой реализовали возможность не только играть в облаке, но и сдавать свою машину для других игроков. Конечно, аренда эта виртуальная. Речь, фактически, идет о p2p гейминге.

Для самого сервиса выбор схемы работы, при которой игровые компьютеры берутся в аренду, выгоден. Прежде всего тем, что все это масштабируется. Главная задача сервиса — не покупка игровых машин, а постепенное увеличение комьюнити с привлечением новых пользователей через социальные сети, игровые турниры и прочие мероприятия.

Стоимость игры составляет около 50 рублей в час. Таким образом, если геймер играет не круглосуточно, а, скажем лишь время от времени, то за 1000 рублей можно получить массу удовольствия за небольшие (относительно) деньги.

Сколько это стоит? 50 рублей в час.

Отличительные черты. Компания, по сути, берет в аренду игровые мощности у своих клиентов, кто желает заработать на своих ПК. Еще одна особенность — получение в свое распоряжение всей физической машины, а не доли «облачного времени».

Shadow




Сервис, который похож на большинство тех, что уже были описаны выше. Тем не менее, он ничем не хуже и вполне справляется со своей задачей — позволяет играть в современные игры на старых ПК и ноутбуках. Стоимость его составляет $35 в месяц, подписка безлимитная, так что геймер может играть хоть круглосуточно, никто его ограничивать не будет. По своей сути Shadow похож на Parsec — оплатив подписку, геймер получает в свое распоряжение выделенный сервер, на котором можно запускать любое приложение. Но, конечно, большинство подписчиков запускают игры.


Играть можно на десктопном компьютере, ноутбуке, планшете или смартфоне.

Сколько это стоит? $35 в месяц без ограничений.

Отличительные черты. Сервис универсальный, играть можно практически на любой платформе, лишь бы интернет-канал был достаточно быстрым.

LoudPlay




Российский игровой сервер, который сдает в аренду сервер с новыми видеокартами. Стоимость аренды начинается от 30 рублей в час. Разработчики утверждают, что при скорости сетевого соединения от 10 Мбит/с игры с разрешением 1080 идут на 60 fps. Игрокам доступны любые игры из Steam, Battlenet, Epic Games, Uplay, Origin и других источников.

Сколько это стоит? От 30 рублей за час игры.

Отличительные черты. Сейчас компания сотрудничает с Huawei Cloud, постепенно переводя свои сервисы на платформу этой компании. Насколько можно понять, делается это для повышения быстродействия и увеличения качества трансляции игры.

Geforce Now




Сервис начал работу в 2016 году. Все вычисления производятся на серверах NVIDIA, с ускорителями NVIDIA Tesla P40. Как и в других сервисах, для комфортной игры при помощи Geforce Now нужен широкий интернет-канал с пропускной способностью не ниже 10 Мбит/с, хотя чем больше, тем лучше. Раньше сервис был доступен лишь пользователям устройств Nvidia Shield, сейчас же он доступен и владельцам систем на основе Windows или Mac. Рабтает сервис в бета-режиме, для подключеня нужно оставить заявку и ждать одобрения.

Играть можно лишь в игры, которые есть у пользователя в библиотеке Steam, Uplay или Battle.net, или же в игры, которые предоставляются на этих сервисах бесплатно. Пока Geforce Now находится в бете, он бесплатен для пользователей. Трансляция ведется в разрешении Full HD (1920x1080) при частоте 60 кадров в секунду.

Сколько это стоит? На данный момент (тестовый период) сервис бесплатен.

Отличительные черты. Geforce Now работает в бета-версии, ждать одобрения заявки можно около нескольких недель. Обработка игры на мощных серверах с NVIDIA Tesla P40.

В настоящее время актуальными являются сервисы, перечисленные выше. Да, есть и другие, но большинство работает в демо-режиме, позволяя игрокам или разработчикам выполнять ограниченное число задач. Есть, например, даже решения на блокчейне, но большинство из них даже не в альфа-версии — существуют лишь в качестве концепции.

Комментарии (12)


  1. Jamato
    30.05.2019 11:38

    Друг пользуется Парсеком, чтобы играть со мной, и с ценообразованием там просто два компонента:
    1. Аренда ПК определённой конфигурации на месяц, стоисмость которой зависит от объёма жёсткого диска (друг выбрал 250Gb за 10$)
    2. Почасовая оплата (ему самый дешёвый вариант с 8Gb видеопамятии и 30Gb RAM обходится в 51? в час)

    Но! Товарищи, это совсем не всё! Потому что у Парсека есть великолепная бесплатная фишка — возможность играть бесплатно в игры с локальным кооперативом, когда сервером служит один из игроков. Второй должен просто залогиниться в браузере (там, кажется, нестабильный клинет пока что) или поставить обычный клиент и присоединиться. Точные значения задержки сказать не могу, увы. У нас и в целом она не очень. А ещё иногда облачный компьютер запускается минут по пять, но других нареканий вроде бы нет.


    1. Tihon_V
      30.05.2019 16:53

      А ещё сервером можно сделать собственный ПК и ничего никому не платить… Но хост — только машины с win.


  1. rudinandrey
    30.05.2019 12:50

    От Татарстана (где я живу) до Москвы примерно пинг 20-30мс, судя по CS:GO и серверам которые находятся в Москве. Решил пробовать Playkey, игру проверял конечно CS:GO. Думал раз сервер ближе к Европе, пинг до серверов будет поменьше, будет лучше. Но я так же подозревал что будет большой лаг между моими действиями и действиями на сервере. Так и оказалось. Играть в шутеры к сожалению не возможно ((( кто с Москвы и играл в CS:GO на Playkey напишите, как оно вообще?


  1. blacksoul000
    30.05.2019 13:31

    Добавьте в обзор поддерживаемые ОС, пожалуйста.


  1. striver
    30.05.2019 13:42

    Даже если решить вопрос с пингом, то выходит слишком дорого. Оплата почасовая, хочешь в туалет или покушать — подумай 3 раза. Да, помню были и есть компьютерные клубы, но они очень быстро начали пропадать, когда у многих начал появляться свой ПК, а когда выкатился широкополосный интеренет, то поход в клуб ради игры в Контер Страйк или Батлу по локалке быстро закончился. Клубы как таковы стали центром для соревновательных игр. ММО по подписке или же подписке на сервис — возможно. Да, есть определенный смысл. Да, для консолей будет отлично, если подписка будет стоять 30 баксов в месяц, и при этом будет возможность играть в новые игры. То есть, 60 баксов за игру на 10-60 часов, или же подписка за 30. Возможно, это будет очередной виток для ММО и фритуплеев, ибо сейчас нужно думать о железе у игрока и изощряться, а когда будет подписка и нагрузка будет на сервера, то их масштабирование будет проще задачей, ибо они уже будут оплачены.


  1. DrunkBear
    30.05.2019 14:30

    А как там дела с сохранениями?
    На досуге доиграл старые сохранёнки героев через полтора года, а здесь?


    1. Tihon_V
      30.05.2019 16:58

      У LiquidSky (в списке нет) и Parsec — пока платишь подписку, но можно переслать с сервера себе в Google Docs, или ещё куда. У GeForce — синхронизация через Steam, PS Now — хранит, но не синхронизирует.
      ИМХО: не думаю что остальные отличаются.


    1. Jamato
      30.05.2019 17:33

      Мой друг с Parsec отправляет себе сохранения в Dropbox симлинком. От игры, в которой нет Steam Cloud.


    1. Fox_exe
      31.05.2019 11:29

      Drova вообще не хранит никаких пользовательских сохранялок — все уходит в SteamCloud или подобное, если оно вообще реализовано.
      Отсюда и главное неудобство — чтобы сыграть в игру, надо не только оплатить время аренды, но и купить саму игру.


  1. Umpiro
    30.05.2019 14:39

    Если уж упомянута Stadia, можно было и xCloud от Microsoft вспомнить.


  1. rPman
    30.05.2019 21:16

    Стоп стоп стоп, разве игры кроме почасовой оплаты там не требуется покупать? Конечно, в базовой поставке уже идет некоторый список бесплатных игр, но…

    Цены получаются такие дикие (за платные игры) что за пару месяцев средней игры вы потратите столько денег, что лучше бы купили себе нормальное железо в личное пользование. Я не представляю целевую аудиторию этих технологий, вкупе с сугубо физическими проблемами, из-за которых высокий лаг интерфейса и сложных вопросов лицензирования игр.

    Для тех кто скажет — окей, пол часа поиграть в арендованную игру прежде чем ее покупать себе локально, так все интересное тогда в этой игре будет в первые по часа впихнуто, или не отключаемые диалоги и видеовставки,… знаем, проходили.


  1. somatiq
    03.06.2019 10:48

    Хоть один из них нативно умеет в Linux? Мне было вполне комфортно играть в сингловые игры на PlayKey, но известные костыли для запуска сервиса под Linux уже не работают, а разработка нативного клиента вроде как не движется.