![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/77a/cee/928/77acee9283321219f833fdd7c64d6b50.png)
В эйчаре давно устоялось мнение, что успешная карьера в ИТ невозможна без постоянного образования. Некоторые вообще рекомендуют выбирать работодателя, у которого есть сильные программы обучения своих сотрудников. В последние годы в ИТ сфере также появилось огромное количество школ дополнительного профессионального образования. В тренде индивидуальные планы развития и коучинг сотрудников.
Наблюдая за такими тенденциями, мы на «Моем круге» добавили возможность указывать в своем профиле пройденные курсы. И провели исследование: организовали опрос и собрали ответы 3700 пользователей «Моего круга» и «Хабра» про их опыт образования:
- В первой части исследования мы разбираемся, как наличие высшего и доп.образования влияет на трудоустройство и карьеру, исходя из каких соображений ИТ специалисты получают доп.образование и в каких сферах, что в итоге получают от него на практике, по каким критериям выбирают курсы.
- Во второй части исследования, которая выйдет чуть позже, мы разберёмся с существующими сегодня на рынке образовательными учреждениями доп.образования, узнаем, какие из них самые известные, а какие самые востребованные, и в итоге построим их рейтинг.
1. Роль основного и дополнительного образования в трудоустройстве и карьере
У 85% специалистов, работающих в ИТ, есть высшее образование: 70% — уже закончили, 15% — ещё заканчивают. При этом, только у 60% — это профильное для ИТ образование. Среди специалистов с непрофильным высшим образованием «технарей» в два раза больше, чем «гуманитариев».
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/9ae/167/648/9ae167648074c275adde28138230c6e4.png)
Несмотря на то, что у двух третей опрошенных их основное образование было связано с программированием, стажировку у будущих работодателей проходил только каждый пятый.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/f18/d15/9d7/f18d159d71113a274386da2c9afc8b96.png)
И не более трети отмечают, что теоретическая подготовка и практические навыки программирования, полученные в ходе этого образования, оказались им полезны.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/459/238/dee/459238dee2f4deb79ee6d187da319fa8.png)
Как видим, сегодня высшее образование, не отвечает в должной мере потребностям рынка труда в ИТ: большинству оно не даёт достаточной теории и практики, чтобы чувствовать себя комфортно в своей профессиональной деятельности.
В том числе и поэтому сегодня почти каждый ИТ специалист в процессе своей профессиональной деятельности занимается самообразованием: с помощью книг, видео, блогов; двое из трёх проходят курсы дополнительного профобразования, причём большинство платят за них; каждый второй посещает семинары, митапы, конференции.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/60b/2b0/4c3/60b2b04c3ad9da5845bb3fbeb285416d.png)
Несмотря ни на что, профильное для ИТ высшее образование в 50% случаев помогает соискателям при трудоустройстве и в 25% случаев в карьерном продвижении, непрофильное для ИТ высшее образование — в 35% и 20% случаев соответственно.
Задавая вопрос про то, помогает ли допобразование в трудоустройстве и карьере, мы формулировали его так: «Помогало ли вам наличие сертификата в карьерном росте в компании?». И получили, что в 20% помогает в трудоустройстве и в 15% в карьере.
Однако, в другом месте опроса мы задали вопрос по-другому: «Помогали ли вам пройденные курсы допобразования в трудоустройстве?». И получили уже совсем другие цифры: 43% ответили, что школа в том или ином виде помогала с трудоустройством (в форме нужного для работы опыта, пополнения портфолио или непосредственным знакомством с работодателем).
Как видим, высшее образование по-прежнему играет самую большую роль в освоении ИТ профессий. Но допобразование уже составляет ему мощную конкуренцию, даже обгоняя высшее образование, непрофильное для ИТ.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/4ff/ca0/83b/4ffca083b9659a79ce261cad6db98b87.png)
Теперь посмотрим, как на высшее и доп.образование смотрит работодатель.
Оказывается, каждый второй ИТ-специалист участвует в оценке новых сотрудников при приёме их на работу. 50% из них интересуются высшим и 45% дополнительным образованием. В 10-15% случаев информация об образовании кандидата значительно влияет на решение о приёме его на работу.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/ff4/43d/c85/ff443dc851ed54872ff22fcab0481e29.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/1c1/19f/d3e/1c119fd3eedd04d5b3d0839d02790ffa.png)
У 60% специалистов в их компаниях есть HR отдел или отдельный HR специалист: в крупных частных компаниях есть почти всегда, в небольших частных или государственных компаниях — в половине случаев.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/129/280/ed3/129280ed37ff4d279edb027860ee63de.png)
Компании, в которых есть HR, гораздо более чутко относятся к образованию своих кадров. Такие компании в 45% случаев сами проявляют инициативу по образованию своих сотрудников и только в 14% случаев вообще никак не помогает с образованием. Компании, в которых выделенной HR функции нет — только в 17% проявляют инициативу, и в 30% случаев никак не помогают.
Занимаясь образованием сортрудников, работодатели почти одинаковое внимание уделяют таким форматам как мероприятия, образовательные курсы и митапы.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/a24/04b/63c/a2404b63cd1895011f6226ec69716642.png)
2. Для чего получают доп.образование
Если смотреть в целом, то чаще всего получают доп.образование для: общего развития — 63%, решения текущих задач — 47% и получения новой профессии — 40%. Но если приглядеться к деталям, то увидим и некоторые отличия в целеполагании, в зависимости от имеющегося основного образования.
Среди специалистов, обладающих профильным для ИТ основным образованием, порядка 70% получают доп.образование для общего развития, 30% — для получения новой профессии, 15% — для смены сферы деятельности.
А среди специалистов, обладающих непрофильным для ИТ образованием, 50% — для общего развития, 50% — для получения новой профессии, 30% — для смены сферы деятельности.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/15d/8cc/f19/15d8ccf197e8516869d194fa15c25bb4.png)
Также есть различия в смысле получения доп.образования, в зависимости от текущей сферы деятельности специалиста.
С помощью доп.образования текущие задачи решают чаще других (50-66%) в менеджменте и маркетинге, а также в эйчаре, администрировании, тестировании и поддержке.
Получают новую профессию чаще других (50-67%) в контенте, фронтенде и мобильной разработке.
Ради общего интереса чаще других (46-48%) проходят курсы в мобильной и игровой разработке.
Чтобы получить повышение на работе чаще других (30-36%) проходят курсы в продажах, менеджменте и эйчаре.
Учатся для смены сферы деятельности больше всего (29-31%) специалистов во фронтенде, игровой разработке и маркетинге.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/230/ceb/d13/230cebd135b3b3c6399dd0d940ae07b3.png)
3. В каких областях получают доп.образование
Логично, что большинство специалистов практикуют доп.образование по своей текущей специализации. Однако, на деле, многие практикуют доп.образование не только в той сфере, где в данный момент работают.
Так, если сравнить количество специалистов каждой сферы с количеством практиковавших образование в данной сфере, то увидим, что вторых в разы больше, чем первых.
Так, например, если бэкенд-разработчиков у нас 24% опрошенных, то образованием в бэкенде занимались 53% опрошенных. На одного работающего по специальности бэкендера приходится 1.2 тех, кто изучал бэкенд, но в данный момент работает по другой специальности.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/b5a/171/c6b/b5a171c6b14536731791c0c97fcd464b.png)
Любопытно посмотреть, насколько каждая из образовательных сфер широко и глубоко востребована специалистами из других сфер.
Самые, в этом смысле, популярные — бэкенд- и фронтенд-разработка: 20% или более специалистов из 9 других сфер отметили, что учились по этим специализациям (выделено зелёным, жёлтым и красным). На втором месте идёт администрирование — тут отметилась такая же значительная доля специалистов из 6 других сфер. На третьем идёт менеджмент — тут отметились специалисты из 5 других сфер.
Специализации, наименее популярные у других сфер деятельности, — это эйчар и поддержка. Здесь вообще нет таких сфер, в которых 20% или более специалистов отметили бы, что учились по этим направлениям.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/073/131/85a/07313185aa5d87b41969f136ca2b950f.png)
4. Какую квалификацию даёт доп.образование
В целом, в 60% случаев образовательные курсы не дают никакой новой квалификации. Что неудивительно, если вспомнить, что основными мотивами получения доп.образования называют общее развитие и решение текущих задач.
После доп.образования больше всего появляется джунов (18%), стажёров (10%) и миддлов (7%). Однако, если посмотреть детальнее, увидим и довольно большие различия в приобретении новых квалификаций, в зависимости от сфер деятельности ИТ специалистов.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/7aa/e59/2da/7aae592daff49c3f32d98b34cf564fc4.png)
После курсов больше всего джунов появляется во фронтенд и мобильной разработке (33%), а также в тестировании, маркетинге и игровой разработке (20-25%).
Больше всего стажёров — в продажах (27%) и фронтенде (17%).
Больше всего мидлов — в мобильной разработке (11%) и администрировании (11%).
Больше всего лидов — в дизайне (10%) и эйчаре (10%).
Больше всего менеджеров высшего звена — в маркетинге (13%) и менеджменте (6%).
Любопытно, что сеньоров — в более менее заметных количествах — образовательные курсы не готовят ни по каким специальностям.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/2e8/c26/e29/2e8c26e298c71cdaf9136003f18a1724.png)
5. Немного о школах доп.образования
Более половины проходили курсы более, чем одной школы доп.образования. Самые важные критерии, по которым выбирают курсы — это программа обучения (74% отметили этот критерий) и формат обучения (54%).
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/e9c/f25/0ca/e9cf250ca600612d98994786b7c394fe.png)
Как мы видели выше, 65% из тех, кто проходил курсы допобразования, хотя бы раз платили за них. Две трети их тех, кто проходил платные курсы и одна треть из тех, кто проходил бесплатные, получали сертификат о пройденном курсе. Большинство считает, что главное для такого сертификата, чтобы его признавал работодатель.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/2bc/97c/431/2bc97c43168804ed1d7ae322ca7b9e5d.png)
Хотя большинство отмечают, что школа доп.образования никаки не помогла им с трудоустройством, 23% из тех, кто проходил бесплатные курсы и 32% из тех, кто проходил платные, отмечают, что школа даёт нужный для работы опыт. Также школа даёт возможность пополнять портфолио проектами или даже непосредственно трудоустраивает своих выпускников.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/2fb/bb5/61a/2fbbb561a4ce90fe2314353009f39cde.png)
Во второй части нашего исследования мы внимательно рассмотрим все существующие на данный момент школы доп.образования в ИТ, увидим, какие из них лучше других помогают выпускникам в трудоустройстве и карьере, и построим их рейтинг.
P.S. Кто принял участие в опросе
В опросе приняли участие порядка 3700 человек:
- 87% мужчин, 13% женщин, средний возраст 27 лет, половина респондентов в возрасте от 23 до 30 лет.
- 26% из Москвы, 13% из Петербурга, 20% из городов-миллионников, 29% из других городов России.
- 67% — разработчики, 8% — системные администраторы, 5% — тестировщики, 4% — менеджеры, 4% — аналитики, 3% — дизайнеры.
- 35% средних специалистов (middle), 17% младших специалистов (junior), 17% старших специалистов (senior), 12% ведущих специалистов (lead), 7% студентов, по 4% стажёров, менеджеров среднего и высшего звена.
- 42% работают в небольшой частной компании, 34% — в крупной частной компании, 6% — в государственной компании, 6% — фрилансеры, у 2% свой бизнес, 10% временно не работают.
Комментарии (4)
Kubatai
31.05.2019 16:06Интересно. С чем связан такой низкий процент сохранения специализации для «Поддержки»?
ardorzenstation
Спасибо за исследование!