Допустим, вы управляете командой специалистов по UX (опыт взаимодействия пользователя, User eXperience).
А лучше скажем, что вы не управляете командой. Скажем, вы просто хотите сделать что-то хорошее. Вы консультант. Вы новичок. Ваша позиция не важна. И ваше звание — тоже. Важно то, что вы хотите создавать отличный UX — постоянно сейчас и все время.
Неважно, каков ваш статус, в какой ситуации вы оказались, начальник вы или одиночка,- у вас есть возможность повести за собой команду и поднять планку там, где эта планка постоянно находится ниже той высоты, на которой она должна находиться. Я, как профессионал в UX, создавал и управлял командами UX-разработки в разных компаниях. Работал в качестве консультанта с десятками клиентов на сотнях проектов. И вот, что я узнал об этой работе. Эти знания можно применять, независимо от того, работаете ли вы внутри компании, или консультируете её извне, дизайнер ли вы интерфейсов или ветеран управления командой.
У встреченных мною лидеров, сумевших завоевать уважение своего окружения, было несколько общих черт. Одна из них: они никогда не требовали от людей делать то, что не сделали бы сами. Выносить мусор, варить кофе или оставаться поработать сверхурочно из-за внезапно возникших новых требований к продукту — лидеры команд делают то же, что и все остальные: они занимаются разработкой.
Даже если вы уже находитесь на вершине корпоративной лестницы, и вас нужно уважать по умолчанию — нет другого способа продемонстрировать свою репутацию, кроме как пустить ваш опыт в дело. Разработайте что-нибудь сами или заткнитесь.
Это часть простой популярной психологии, но всё же: мы показываем остальным, как нужно относиться к нам. Если мы при малейшей опасности выскакиваем из кресла, мы учим людей пугать нас. Если мы всё время раздражены и беспокойны, мы учим людей избегать нас. Если мы отталкиваем других от себя, мы учим людей не доверять нам.
Если директор откладывает любимый проект команды на три недели для того, чтобы разобраться с какими-то маловажными вещами в другом проекте, который всё равно скоро будет свёрнут, а вы из-за этого вздыхаете и закатываете глаза – вы учите директора, что с вами нужно обходиться, как с помехой, а не как с лидером. Неважно, что происходит – запомните, что ваша реакция и ваши действия влияют на то, как вас будут видеть окружающие в следующий раз, когда от вас потребуются какие-либо действия или реакция. Оставайтесь спокойным в любой ситуации, и вы получите всё возможное уважение, необходимое для успешного завершения проектов.
В любом офисе в любой компании каждый день случаются сотни отвлекающих моментов. Они могут препятствовать запуску нового продукта, исправлению старых ошибок или уходу с работы домой в разумное время.
Бывают менеджеры, относящиеся к капризам, как к чрезвычайным ситуациям. Главный инженер может внезапно включиться в работу команды. Может поступить запрос на изменение дизайна, сделанный лучшим другом генерального директора. Или в компании может быть человек, который во время своего перерыва ходит и отвлекает всех других работников.
Отвлечения бывают разные, но ни одно из них не имеет значения. Разработка и управление продуктом – это марафон. Расслабьтесь. Паника и отчаяние не приблизят момент завершения разработки. И уж точно не сделают разработку более приятной. Умейте подняться над всем этим. Смотрите в перспективу. Все остальное — это как рекламные щиты вдоль дороги. Будете на них отвлекаться — попадёте в аварию. Научитесь их игнорировать.
Вот вас кто-то нанял. Теоретически, это произошло потому, что вы что-то знаете. И вдруг по какой-то причине, как только вас наняли, вы всё забыли. Вы прекратили предлагать свои знания, показывать свою страсть, и вы начали бояться. Вы начали беспокоиться о своей должности, вместо того, чтобы волноваться о том, что должны сделать.
Вообще-то, это ваша работа – знать, когда что-то идёт не так, и иметь возможность сообщить об этом. Если вы можете подтвердить свои заявления фактами, и убедить всех в том, что вы знаете, что вы делаете — ваша работа и состоит в том, чтобы это сделать.
Отказываётесь следовать плохим идеям. Не прекращайте высказывать свои опасения, показывайте свои амбиции и знания. Ведь именно ваша страсть к созданию интерфейсов привела вас сюда. Если вы здесь не нужны — уходите оттуда. Отказывайтесь работать там, где не хотят принимать разумные аргументы от человека, беспокоящегося за правильно сделанную работу. Если что-то пошло не так, и вы можете подкрепить свои доводы – у вас должна быть возможность озвучить их. Если вы не можете этого сделать, найдите такое место, где это сделать можно.
Если вы новичок, то подтверждение своих аргументов фактами сначала может быть непростым делом. Вы также можете не сразу увидеть перспективу. Сначала получите достаточно ценного опыта, а потом уже начинайте высказывать своё мнение. Если вы преждевременно попытаетесь завоевать лидерство, это может испортить вашу репутацию.
Вы не хотите чувствовать сопротивление, когда вы критикуете других. Вам нужно, чтобы другие люди могли себя контролировать достаточно долго для того, чтобы обдумать то, что вы им говорите, и решить, что вы можете быть правы.
Точно так же другие должны иметь возможность критиковать вас. Не будьте человеком, отбрасывающим любую обратную связь, которая им не нравится. Вам нужно, чтобы люди могли видеть проблемы в том, что вы делаете. Вам нужно, чтобы другие люди знали, что вы умеете принимать возражения. Хорошо воспринимайте критику — потому, что вы ожидаете от других того же самого.
Когда вы пытаетесь определить видение и стратегию проекта,- а это нужно делать для любого проекта, независимо от его размера или важности,- привлекайте к этому других людей. И не только для того чтобы, произвести на них приятное впечатление. Делайте это потому, что вы не можете как следует определить проект, не пообщавшись с акционерами и членами команды.
Вы можете быть гением, но это не отменяет того что люди добиваются лучших результатов в виде организованной группы, нежели в одиночку.
Хорошо управляемая группа – такая, у которой есть чёткий лидер, принимающий окончательное решение, и хотя бы один «противник», который должен находить недостатки в идеях, заставлять людей доказывать их жизнеспособность и как следует продумывать свои идеи.
Также такие группы не должны состоять из большого числа людей — они должны состоять только из тех, чьё мнение очень важно для принятия решений. Нужно собрать мнения, узнать обо всех вариантах — но также не забывать о том, что есть большая разница между поверхностным мнением и способностью вникать в суть проблемы. Кроме того, потратив на размышление над всеми вариантами много времени, вы позже начнёте непосредственное выполнение проекта.
Компании не состоят из одних только специалистов по UX. Они состоят из специалистов по маркетингу, бухгалтеров, продажников, менеджеров продукта, начальства, программистов. В компании может вообще не быть других специалистов по UX. Но вам нужна группа людей, которые смогут принимать хорошие решения по поводу дизайна, потому что в одиночку вы не сможете принять их все. И у вас нет времени на исправление всех ошибок, которые сделают люди, не разбирающиеся в UX.
Поэтому вам нужно их вооружить. Вооружить способностью вникать в суть проблемы, знаниями, техниками, наилучшими практиками, стандартами дизайна,- всем, что можно использовать для принятия хороших решений по дизайну. Объясняйте все ваши рекомендации. Приводите примеры стандартов дизайна, применимых в вашем случае. Объясняйте, как нужно принимать решения, чтобы люди могли хотя бы попытаться это сделать самостоятельно. И делайте это постоянно.
Если вы начинаете с нуля, эта практика окупится нескоро. Но вы получите удовольствие от неё; люди начнут уважать вас за ваши знания; и когда-нибудь всё это окупится. Люди с плохими идеями превратятся в людей с хорошими идеями. Они станут людьми, которые будут помогать вам делать замечательную работу.
Основная часть вашей работы, как специалиста по UX — это не заниматься дизайном, а продавать свои идеи. Вам нужно убеждать людей в том, что ваши рекомендации –достойные, обдуманные и, скорее всего, правильные. Они основаны на вашем опыте и исследованиях, которые вы сможете предоставить во время презентации вашей идеи.
То же самое верно и для всех остальных специалистов в вашей команде. Если вы — часть команды, обязательно научите других людей, как продавать свои идеи. Убедитесь, что они знают о том, как доказывать свою точку зрения, и в том, что они понимают, что это нужно делать. Если вы не можете убедить людей — вы не достигните успеха. Это же верно и для них.
Уважаемые менеджеры: есть много различий между управлением и лидерством. Но спорить об этом нет смысла. А смысл есть в том, чтобы понять разницу между тем, чем реально нужно управлять, и тем, чем обычно управляют. Часто это разные вещи.
Обычно управляют людьми. Менеджеры думают, что им платят за то, чтобы они организовывали, делегировали и отслеживали. Это миф.
Люди хотят хорошо делать свою работу. Эта часть человеческой натуры. Им нужно, чтобы они гордились своими достижениями. Если им кажется, что они не могут это делать — обычно это происходит потому, что они думают, что обстоятельства не позволяют им это сделать; потому что их версия того, что такое «хорошая работа» отличается от вашей; потому, что вы не можете правильно оценить, что такое «хорошо». В любом случае, лучший способ решить проблему — это заняться ею напрямую.
Кроме этого, у вас есть преимущество, которого нет в других индустриях: вы работаете в веб-индустрии. Люди начинают заниматься этой работой от души, они становятся абсолютными фанатами этой работы, они любят её, они едят её на завтрак.
Вам не нужно управлять людьми, работающими в веб-индустрии. Вам нужно управлять вещами, мешающими этим людям работать. Ваша работа состоит не в том, чтобы говорить им, что нужно сделать, а в том, чтобы убирать с их пути препятствия, чтобы они могли делать то, что они и так уже хотят сделать. Очистите им путь, дайте им место, необходимое для выполнения их работы.
Если вы делаете всё, что в ваших силах, чтобы дать им то, что им нужно для выполнения работы, а они всё равно её не делают – вот тогда у вас есть проблемы. Но, скорее всего, этого не случится.
И снова для менеджеров: в моей команде когда-то был начинающий дизайнер, который очень хотел заниматься стратегией. Он говорил мне об этом по меньшей мере три раза, пока мы безуспешно пытались избавиться от технических долгов. Он чувствовал, что делает меньше, чем может, и хотел заняться чем-то большим.
Вскоре после этого проект, над которым я работал, подошёл к стадии начала разработки. Первым шагом было определить стратегию. Я очень хотел сделать это самостоятельно. Но я отдал эту часть работы ему. Я сказал, что я всегда смогу подсказать ему что-нибудь, и ответить на его вопросы, но при этом проектом может управлять он.
Незаметно для него, я сам задавал ему вопросы по ходу выполнения проекта, которые должны были подтолкнуть его мысли в нужную сторону. И он хорошо отличился на этом проекте, и доказал свою состоятельность многими способами и многим людям. Он научился в процессе разным вещам, которые, в конце концов, сделали из него стратегического мыслителя.
Повторюсь: люди, работающие в веб-индустрии, уже хотят делать что-то замечательное. Они хотят учиться, хотят делать больше, строить больше, дизайнить больше и выдавать больше проектов. Они голодны – так покормите их.
Когда кому-то нужен шанс на улучшение своих навыков, найдите возможность дать им этот шанс. Когда появится подходящий для человека проект, отдайте его ему. Даже если вы сами хотите его сделать. В 9 случаях из 10 этот человек проявит себя. И вам обоим это пойдёт на пользу.
В работе каждого профессионала по UX есть внутренняя и внешняя часть. Чтобы лидировать на этом фронте, вы должны быть лидером как снаружи команды, так и внутри. Каждый раз, когда вы общаетесь с людьми, не являющимися профессионалами в области UX, используйте эту возможность для того, чтобы объяснить и показать им, как вы принимаете решения. Чтобы поговорить о том, как пользователи видят и воспринимают вещи, и как ваша компания должна хотеть, чтобы те их видели.
Мы обучаем людей, как относиться к нам. Все специалисты по UX на планете должны вести себя разумно, взвешенно, интеллигентно, и быть преданными своему делу, чтобы остальные люди в их организации относились к ним точно так же.
И снова для менеджеров: несколько месяцев назад я сидел на стуле перед аудиторией в Capitol Factory в Остине, штат Техас. Рядом со мной был Гарри Макс — вице-президент по дизайну компании Rackspace, и человек, которого люди навсегда запомнят, как разработчика первой корзины покупок на сайте.
Все мы прочли свои лекции и принимали вопросы из зала. На нас смотрели несколько десятков человек, и никто из нас не знал, какие вопросы нам зададут. Третий или четвёртый из них заставил нас поволноваться: «Как вы определяете, кого нанимать?».
То есть, когда вы приглашаете к себе толпы кандидатов, здороваетесь с ними, отвечаете на вопросы,- откуда вы знаете, кто из них хороший, а кто – плохой, если вы не знаете ничего о UX и о том, как можно оценить его успех?
На этот вопрос ответить непросто. Можно написать тома, и такие тома уже написаны — о том, что такое UX, почему и как сильно он влияет на бизнес, и какие нужны навыки, чтобы успешно вести ваш бизнес или проект. Люди, включающие UX в свой титул, имеют разный опыт. У некоторых есть степень по когнитивной психологии, кто-то является экспертом по юзабилити. Некоторые только что закончили школу дизайна. Есть даже те, кто занимается этим уже много лет в организации, в которой к ним относятся, как к особого рода верстальщикам.
Вам нужно отличить этих людей друг от друга. Есть один способ выбрать хорошего профессионала или человека с хорошим потенциалом: ищите человека, задающего лучшие вопросы.
media.mediatemple.netdna-cdn.com/wp-content/uploads/2015/04/question-marks-street-opt.jpg
Специалист по UX может задавать разные вопросы: про пользователей, про бизнес, про проблемы, про нужды, предыдущие решения, команду, цели. А хороший специалист по UX хочет увидеть всю картину целиком.
Они не выбирают цвета — они задают вопросы, чтобы понять, как, где и когда использовать какой из цветов. Они не разрабатывают внешний вид — они задают вопросы, чтобы определить значимость, приоритеты, смыслы. Они не ждут, чтобы им сказали, что нужно делать. Они – лидеры.
Если вы интервьюируете кандидата по UX, и вы сами задаёте все вопросы — собеседование можно заканчивать. Это не тот специалист, которого вы ищете.
Психология лежит в основе дизайна. Всё остальное — это искусство украшения или что-то еще. Дизайн – это план, а плану необходим определённый результат. Чтобы дизайн стал успешным, в его центре должна находиться человеческая психология. Ни один пользователь не будет относиться к продукту так, как вы этого хотите, пока вы не подумаете над тем, зачем он к нему обращается, как он с ним будет работать, и затем не учтёте всё это.
Что-то можно использовать для убеждения пользователя в ценности продукта. Что-то для того, чтобы подвигнуть его на определённые действия. Что-то удивит пользователей, успокоит, заставит рассмеяться или вызовет раздражение. Какими бы ни были ваши намерения, этот подход нужно применять ко всем решениям в дизайне.
Однако легко забыть, что другие не думают о вашем продукте так, как это делаете вы. Они не понимают, что психология лежит в основе дизайна. Один из моих клиентов сказал именно так: «Тут столько психологии!». А я ответил: «Вы же занимаетесь продажами – так и разрабатывайте ваш продукт именно так».
Рассказывайте о психологии. Объясняйте людям, что UX — это гораздо больше, чем галочки и радиокнопки. UX – это психология в применении к дизайну.
Людям нравится, когда им воздаётся по заслугам. Им также нравится, когда их хвалят в случае, если похвала уместна. Поэтому делитесь заслугами. И люди вас полюбят.
Но кроме всего прочего, это позволит вам доводить дело до конца. Это, конечно, контринтуитивно, но когда вы делитесь заслугами, люди в ответ хвалят и вас. Сконцентрируйтесь на построении команды из людей, уважающих друг друга. Концентрируйтесь на создание репутации для вашей команды, а не для себя. Беспокойтесь о том, чтобы сделать задачу правильно, а не о том, чтобы поставить на проекте своё имя. Не волнуйтесь — вы свои похвалы получите.
«Разумный человек приспосабливается к миру,- сказал Джордж Бернард Шоу. — Неразумный настаивает на том, чтобы приспособить мир к себе. Поэтому весь прогресс держится на неразумных людях».
Звучит эгоистично — но это не так. Это не значит, что нужно переделать всех, чтобы они были похожи на вас. Это значит, что нужно стараться поднять мир до ваших стандартов качества. Нужно попробовать сделать мир таким, чтобы он подходил под стандарты. Вы же дизайнер – вот и используйте свои особые возможности.
Если что-то получается плохо — избавляйтесь от этого. Если в чём-то есть недочёт — указывайте на него и предлагайте улучшения, потому что жалобы сами по себе бесполезны. Если чего-то, что нужно было сделать, не сделали – скажите, почему, и если это достаточно важная вещь — возьмитесь за неё. Если только вы волнуетесь о чём-либо, но при этом недостаточно заботитесь об этом — то само по себе оно не случится.
Прогресс идёт, когда люди трудятся над ним. Они отстаивают свою точку зрения. Они приводят хорошие аргументы. Они убеждают, они оспаривают, они доказывают. Именно так изобрели ремень безопасности. Именно так пользовательский опыт стал распространённым понятием и необходимой вещью. 15 лет назад гораздо меньше людей работали над этим. Тогда это было сложно, но оно того стоило.
Не будьте разумным — будьте успешным.
А лучше скажем, что вы не управляете командой. Скажем, вы просто хотите сделать что-то хорошее. Вы консультант. Вы новичок. Ваша позиция не важна. И ваше звание — тоже. Важно то, что вы хотите создавать отличный UX — постоянно сейчас и все время.
Неважно, каков ваш статус, в какой ситуации вы оказались, начальник вы или одиночка,- у вас есть возможность повести за собой команду и поднять планку там, где эта планка постоянно находится ниже той высоты, на которой она должна находиться. Я, как профессионал в UX, создавал и управлял командами UX-разработки в разных компаниях. Работал в качестве консультанта с десятками клиентов на сотнях проектов. И вот, что я узнал об этой работе. Эти знания можно применять, независимо от того, работаете ли вы внутри компании, или консультируете её извне, дизайнер ли вы интерфейсов или ветеран управления командой.
Делайте сами то, что требуете от других
У встреченных мною лидеров, сумевших завоевать уважение своего окружения, было несколько общих черт. Одна из них: они никогда не требовали от людей делать то, что не сделали бы сами. Выносить мусор, варить кофе или оставаться поработать сверхурочно из-за внезапно возникших новых требований к продукту — лидеры команд делают то же, что и все остальные: они занимаются разработкой.
Даже если вы уже находитесь на вершине корпоративной лестницы, и вас нужно уважать по умолчанию — нет другого способа продемонстрировать свою репутацию, кроме как пустить ваш опыт в дело. Разработайте что-нибудь сами или заткнитесь.
Не раздражайтесь
Это часть простой популярной психологии, но всё же: мы показываем остальным, как нужно относиться к нам. Если мы при малейшей опасности выскакиваем из кресла, мы учим людей пугать нас. Если мы всё время раздражены и беспокойны, мы учим людей избегать нас. Если мы отталкиваем других от себя, мы учим людей не доверять нам.
Если директор откладывает любимый проект команды на три недели для того, чтобы разобраться с какими-то маловажными вещами в другом проекте, который всё равно скоро будет свёрнут, а вы из-за этого вздыхаете и закатываете глаза – вы учите директора, что с вами нужно обходиться, как с помехой, а не как с лидером. Неважно, что происходит – запомните, что ваша реакция и ваши действия влияют на то, как вас будут видеть окружающие в следующий раз, когда от вас потребуются какие-либо действия или реакция. Оставайтесь спокойным в любой ситуации, и вы получите всё возможное уважение, необходимое для успешного завершения проектов.
Не отвлекайтесь по пустякам
В любом офисе в любой компании каждый день случаются сотни отвлекающих моментов. Они могут препятствовать запуску нового продукта, исправлению старых ошибок или уходу с работы домой в разумное время.
Бывают менеджеры, относящиеся к капризам, как к чрезвычайным ситуациям. Главный инженер может внезапно включиться в работу команды. Может поступить запрос на изменение дизайна, сделанный лучшим другом генерального директора. Или в компании может быть человек, который во время своего перерыва ходит и отвлекает всех других работников.
Отвлечения бывают разные, но ни одно из них не имеет значения. Разработка и управление продуктом – это марафон. Расслабьтесь. Паника и отчаяние не приблизят момент завершения разработки. И уж точно не сделают разработку более приятной. Умейте подняться над всем этим. Смотрите в перспективу. Все остальное — это как рекламные щиты вдоль дороги. Будете на них отвлекаться — попадёте в аварию. Научитесь их игнорировать.
Высказывайте своё мнение
Вот вас кто-то нанял. Теоретически, это произошло потому, что вы что-то знаете. И вдруг по какой-то причине, как только вас наняли, вы всё забыли. Вы прекратили предлагать свои знания, показывать свою страсть, и вы начали бояться. Вы начали беспокоиться о своей должности, вместо того, чтобы волноваться о том, что должны сделать.
Вообще-то, это ваша работа – знать, когда что-то идёт не так, и иметь возможность сообщить об этом. Если вы можете подтвердить свои заявления фактами, и убедить всех в том, что вы знаете, что вы делаете — ваша работа и состоит в том, чтобы это сделать.
Отказываётесь следовать плохим идеям. Не прекращайте высказывать свои опасения, показывайте свои амбиции и знания. Ведь именно ваша страсть к созданию интерфейсов привела вас сюда. Если вы здесь не нужны — уходите оттуда. Отказывайтесь работать там, где не хотят принимать разумные аргументы от человека, беспокоящегося за правильно сделанную работу. Если что-то пошло не так, и вы можете подкрепить свои доводы – у вас должна быть возможность озвучить их. Если вы не можете этого сделать, найдите такое место, где это сделать можно.
Если вы новичок, то подтверждение своих аргументов фактами сначала может быть непростым делом. Вы также можете не сразу увидеть перспективу. Сначала получите достаточно ценного опыта, а потом уже начинайте высказывать своё мнение. Если вы преждевременно попытаетесь завоевать лидерство, это может испортить вашу репутацию.
Хорошо воспринимайте критику
Вы не хотите чувствовать сопротивление, когда вы критикуете других. Вам нужно, чтобы другие люди могли себя контролировать достаточно долго для того, чтобы обдумать то, что вы им говорите, и решить, что вы можете быть правы.
Точно так же другие должны иметь возможность критиковать вас. Не будьте человеком, отбрасывающим любую обратную связь, которая им не нравится. Вам нужно, чтобы люди могли видеть проблемы в том, что вы делаете. Вам нужно, чтобы другие люди знали, что вы умеете принимать возражения. Хорошо воспринимайте критику — потому, что вы ожидаете от других того же самого.
Изобретайте, включайте, рассматривайте
Когда вы пытаетесь определить видение и стратегию проекта,- а это нужно делать для любого проекта, независимо от его размера или важности,- привлекайте к этому других людей. И не только для того чтобы, произвести на них приятное впечатление. Делайте это потому, что вы не можете как следует определить проект, не пообщавшись с акционерами и членами команды.
Вы можете быть гением, но это не отменяет того что люди добиваются лучших результатов в виде организованной группы, нежели в одиночку.
Хорошо управляемая группа – такая, у которой есть чёткий лидер, принимающий окончательное решение, и хотя бы один «противник», который должен находить недостатки в идеях, заставлять людей доказывать их жизнеспособность и как следует продумывать свои идеи.
Также такие группы не должны состоять из большого числа людей — они должны состоять только из тех, чьё мнение очень важно для принятия решений. Нужно собрать мнения, узнать обо всех вариантах — но также не забывать о том, что есть большая разница между поверхностным мнением и способностью вникать в суть проблемы. Кроме того, потратив на размышление над всеми вариантами много времени, вы позже начнёте непосредственное выполнение проекта.
Повышайте свою образованность
Компании не состоят из одних только специалистов по UX. Они состоят из специалистов по маркетингу, бухгалтеров, продажников, менеджеров продукта, начальства, программистов. В компании может вообще не быть других специалистов по UX. Но вам нужна группа людей, которые смогут принимать хорошие решения по поводу дизайна, потому что в одиночку вы не сможете принять их все. И у вас нет времени на исправление всех ошибок, которые сделают люди, не разбирающиеся в UX.
Поэтому вам нужно их вооружить. Вооружить способностью вникать в суть проблемы, знаниями, техниками, наилучшими практиками, стандартами дизайна,- всем, что можно использовать для принятия хороших решений по дизайну. Объясняйте все ваши рекомендации. Приводите примеры стандартов дизайна, применимых в вашем случае. Объясняйте, как нужно принимать решения, чтобы люди могли хотя бы попытаться это сделать самостоятельно. И делайте это постоянно.
Если вы начинаете с нуля, эта практика окупится нескоро. Но вы получите удовольствие от неё; люди начнут уважать вас за ваши знания; и когда-нибудь всё это окупится. Люди с плохими идеями превратятся в людей с хорошими идеями. Они станут людьми, которые будут помогать вам делать замечательную работу.
Обучите их обучать
Основная часть вашей работы, как специалиста по UX — это не заниматься дизайном, а продавать свои идеи. Вам нужно убеждать людей в том, что ваши рекомендации –достойные, обдуманные и, скорее всего, правильные. Они основаны на вашем опыте и исследованиях, которые вы сможете предоставить во время презентации вашей идеи.
То же самое верно и для всех остальных специалистов в вашей команде. Если вы — часть команды, обязательно научите других людей, как продавать свои идеи. Убедитесь, что они знают о том, как доказывать свою точку зрения, и в том, что они понимают, что это нужно делать. Если вы не можете убедить людей — вы не достигните успеха. Это же верно и для них.
Очищайте путь
Уважаемые менеджеры: есть много различий между управлением и лидерством. Но спорить об этом нет смысла. А смысл есть в том, чтобы понять разницу между тем, чем реально нужно управлять, и тем, чем обычно управляют. Часто это разные вещи.
Обычно управляют людьми. Менеджеры думают, что им платят за то, чтобы они организовывали, делегировали и отслеживали. Это миф.
Люди хотят хорошо делать свою работу. Эта часть человеческой натуры. Им нужно, чтобы они гордились своими достижениями. Если им кажется, что они не могут это делать — обычно это происходит потому, что они думают, что обстоятельства не позволяют им это сделать; потому что их версия того, что такое «хорошая работа» отличается от вашей; потому, что вы не можете правильно оценить, что такое «хорошо». В любом случае, лучший способ решить проблему — это заняться ею напрямую.
Кроме этого, у вас есть преимущество, которого нет в других индустриях: вы работаете в веб-индустрии. Люди начинают заниматься этой работой от души, они становятся абсолютными фанатами этой работы, они любят её, они едят её на завтрак.
Вам не нужно управлять людьми, работающими в веб-индустрии. Вам нужно управлять вещами, мешающими этим людям работать. Ваша работа состоит не в том, чтобы говорить им, что нужно сделать, а в том, чтобы убирать с их пути препятствия, чтобы они могли делать то, что они и так уже хотят сделать. Очистите им путь, дайте им место, необходимое для выполнения их работы.
Если вы делаете всё, что в ваших силах, чтобы дать им то, что им нужно для выполнения работы, а они всё равно её не делают – вот тогда у вас есть проблемы. Но, скорее всего, этого не случится.
Позвольте им совершенствоваться
И снова для менеджеров: в моей команде когда-то был начинающий дизайнер, который очень хотел заниматься стратегией. Он говорил мне об этом по меньшей мере три раза, пока мы безуспешно пытались избавиться от технических долгов. Он чувствовал, что делает меньше, чем может, и хотел заняться чем-то большим.
Вскоре после этого проект, над которым я работал, подошёл к стадии начала разработки. Первым шагом было определить стратегию. Я очень хотел сделать это самостоятельно. Но я отдал эту часть работы ему. Я сказал, что я всегда смогу подсказать ему что-нибудь, и ответить на его вопросы, но при этом проектом может управлять он.
Незаметно для него, я сам задавал ему вопросы по ходу выполнения проекта, которые должны были подтолкнуть его мысли в нужную сторону. И он хорошо отличился на этом проекте, и доказал свою состоятельность многими способами и многим людям. Он научился в процессе разным вещам, которые, в конце концов, сделали из него стратегического мыслителя.
Повторюсь: люди, работающие в веб-индустрии, уже хотят делать что-то замечательное. Они хотят учиться, хотят делать больше, строить больше, дизайнить больше и выдавать больше проектов. Они голодны – так покормите их.
Когда кому-то нужен шанс на улучшение своих навыков, найдите возможность дать им этот шанс. Когда появится подходящий для человека проект, отдайте его ему. Даже если вы сами хотите его сделать. В 9 случаях из 10 этот человек проявит себя. И вам обоим это пойдёт на пользу.
Оказывайте влияние при каждом удобном случае
В работе каждого профессионала по UX есть внутренняя и внешняя часть. Чтобы лидировать на этом фронте, вы должны быть лидером как снаружи команды, так и внутри. Каждый раз, когда вы общаетесь с людьми, не являющимися профессионалами в области UX, используйте эту возможность для того, чтобы объяснить и показать им, как вы принимаете решения. Чтобы поговорить о том, как пользователи видят и воспринимают вещи, и как ваша компания должна хотеть, чтобы те их видели.
Мы обучаем людей, как относиться к нам. Все специалисты по UX на планете должны вести себя разумно, взвешенно, интеллигентно, и быть преданными своему делу, чтобы остальные люди в их организации относились к ним точно так же.
Правильно нанимайте людей
И снова для менеджеров: несколько месяцев назад я сидел на стуле перед аудиторией в Capitol Factory в Остине, штат Техас. Рядом со мной был Гарри Макс — вице-президент по дизайну компании Rackspace, и человек, которого люди навсегда запомнят, как разработчика первой корзины покупок на сайте.
Все мы прочли свои лекции и принимали вопросы из зала. На нас смотрели несколько десятков человек, и никто из нас не знал, какие вопросы нам зададут. Третий или четвёртый из них заставил нас поволноваться: «Как вы определяете, кого нанимать?».
То есть, когда вы приглашаете к себе толпы кандидатов, здороваетесь с ними, отвечаете на вопросы,- откуда вы знаете, кто из них хороший, а кто – плохой, если вы не знаете ничего о UX и о том, как можно оценить его успех?
На этот вопрос ответить непросто. Можно написать тома, и такие тома уже написаны — о том, что такое UX, почему и как сильно он влияет на бизнес, и какие нужны навыки, чтобы успешно вести ваш бизнес или проект. Люди, включающие UX в свой титул, имеют разный опыт. У некоторых есть степень по когнитивной психологии, кто-то является экспертом по юзабилити. Некоторые только что закончили школу дизайна. Есть даже те, кто занимается этим уже много лет в организации, в которой к ним относятся, как к особого рода верстальщикам.
Вам нужно отличить этих людей друг от друга. Есть один способ выбрать хорошего профессионала или человека с хорошим потенциалом: ищите человека, задающего лучшие вопросы.
media.mediatemple.netdna-cdn.com/wp-content/uploads/2015/04/question-marks-street-opt.jpg
Специалист по UX может задавать разные вопросы: про пользователей, про бизнес, про проблемы, про нужды, предыдущие решения, команду, цели. А хороший специалист по UX хочет увидеть всю картину целиком.
Они не выбирают цвета — они задают вопросы, чтобы понять, как, где и когда использовать какой из цветов. Они не разрабатывают внешний вид — они задают вопросы, чтобы определить значимость, приоритеты, смыслы. Они не ждут, чтобы им сказали, что нужно делать. Они – лидеры.
Если вы интервьюируете кандидата по UX, и вы сами задаёте все вопросы — собеседование можно заканчивать. Это не тот специалист, которого вы ищете.
Всегда учитывайте психологию
Психология лежит в основе дизайна. Всё остальное — это искусство украшения или что-то еще. Дизайн – это план, а плану необходим определённый результат. Чтобы дизайн стал успешным, в его центре должна находиться человеческая психология. Ни один пользователь не будет относиться к продукту так, как вы этого хотите, пока вы не подумаете над тем, зачем он к нему обращается, как он с ним будет работать, и затем не учтёте всё это.
Что-то можно использовать для убеждения пользователя в ценности продукта. Что-то для того, чтобы подвигнуть его на определённые действия. Что-то удивит пользователей, успокоит, заставит рассмеяться или вызовет раздражение. Какими бы ни были ваши намерения, этот подход нужно применять ко всем решениям в дизайне.
Однако легко забыть, что другие не думают о вашем продукте так, как это делаете вы. Они не понимают, что психология лежит в основе дизайна. Один из моих клиентов сказал именно так: «Тут столько психологии!». А я ответил: «Вы же занимаетесь продажами – так и разрабатывайте ваш продукт именно так».
Рассказывайте о психологии. Объясняйте людям, что UX — это гораздо больше, чем галочки и радиокнопки. UX – это психология в применении к дизайну.
Делитесь заслугами
Людям нравится, когда им воздаётся по заслугам. Им также нравится, когда их хвалят в случае, если похвала уместна. Поэтому делитесь заслугами. И люди вас полюбят.
Но кроме всего прочего, это позволит вам доводить дело до конца. Это, конечно, контринтуитивно, но когда вы делитесь заслугами, люди в ответ хвалят и вас. Сконцентрируйтесь на построении команды из людей, уважающих друг друга. Концентрируйтесь на создание репутации для вашей команды, а не для себя. Беспокойтесь о том, чтобы сделать задачу правильно, а не о том, чтобы поставить на проекте своё имя. Не волнуйтесь — вы свои похвалы получите.
Будьте неразумным
«Разумный человек приспосабливается к миру,- сказал Джордж Бернард Шоу. — Неразумный настаивает на том, чтобы приспособить мир к себе. Поэтому весь прогресс держится на неразумных людях».
Звучит эгоистично — но это не так. Это не значит, что нужно переделать всех, чтобы они были похожи на вас. Это значит, что нужно стараться поднять мир до ваших стандартов качества. Нужно попробовать сделать мир таким, чтобы он подходил под стандарты. Вы же дизайнер – вот и используйте свои особые возможности.
Если что-то получается плохо — избавляйтесь от этого. Если в чём-то есть недочёт — указывайте на него и предлагайте улучшения, потому что жалобы сами по себе бесполезны. Если чего-то, что нужно было сделать, не сделали – скажите, почему, и если это достаточно важная вещь — возьмитесь за неё. Если только вы волнуетесь о чём-либо, но при этом недостаточно заботитесь об этом — то само по себе оно не случится.
Прогресс идёт, когда люди трудятся над ним. Они отстаивают свою точку зрения. Они приводят хорошие аргументы. Они убеждают, они оспаривают, они доказывают. Именно так изобрели ремень безопасности. Именно так пользовательский опыт стал распространённым понятием и необходимой вещью. 15 лет назад гораздо меньше людей работали над этим. Тогда это было сложно, но оно того стоило.
Не будьте разумным — будьте успешным.
soniq
Не уверен, что stakeholders стоит переводить как «акционеры», мне кажется, «заинтересованные лица» было бы лучше.