Мозговой штурм был изобретён директором по маркетингу Алексом Осборном в 1939 году и впервые был описан в 1942 в его книге «Как придумывать». Типичное описание процесса от Джеймса Манктело, основателя и директора MindTools, компании, рекламирующей процесс как способ вырабатывать творческие решения деловых проблем:
Мозговой штурм часто используют в бизнесе, чтобы вдохновить команды на создание оригинальных идей. Это встреча, на которой лидер обозначает задачу, требующую решения. Затем участники предлагают идеи для решения, и развивают идеи других участников. Строгое правило – не критиковать идеи. Они могут быть безумными или неприемлемыми. Это освобождает людей и даёт им возможность свободно творить идеи и ломать устоявшиеся шаблоны мышления. Кроме поиска хороших идей, мозговой штурм – это ещё и весело.
Осборн утверждал, что эта техника очень хорошо работает. Он рассказал о группе работников американского казначейства, придумавших 103 разных идеи продажи сберегательных облигаций за 40 минут. Такие корпорации, как DuPont, IBM и даже правительство США приняло эту технику на вооружение. Но к концу 20 столетия она стала практически рефлекторной для многих организаций. Никто не сомневается в ней. Все занимаются мозговым штурмом – значит, он работает. Но так ли это?
Утверждения об успешности техники основываются на предположениях, которые легко проверить. Например: группы дают больше идей, чем отдельные личности. Исследователи из Миннесоты проверили это при помощи работников компании 3М. Половина тестируемых работала в группах по 4 человека, другие – поодиночке. Потом их результаты просуммировали так, будто они работали в группе, выбрасывая дублирующиеся идеи. В каждом случае четыре человека, работавших поодиночке, выработали на 30-40% больше идей, чем группы по 4 человека. И качество результатов также было лучше, по результатам их оценки независимыми экспертами.
Следующая проверка исследовала, не получатся ли результаты в более крупных группах. 168 человек было поделено на группы по 5, 7 и 9 человек, а некоторые работали индивидуально. И эти результаты подтвердили, что одиночки справились лучше, чем работавшие в группах. А продуктивность росла по мере уменьшения количества человек в группе. Заключение: «Групповой мозговой штурм, судя по группам различных размеров, подавляет, а не помогает творческому мышлению». Группы легче фиксировались на одной-единственной идее, и часто некоторые члены группы чувствовали давление и преграды на пути своего творчества.
Ещё одно предположение – отсутствие критики лучше, чем оценка идей по мере поступления. Исследователи из Индианы проверили это на студентах, поручив им придумывать названия трёх разных продуктов. Половина групп должна была воздерживаться он критики, а другая – критиковать идеи по мере поступления. Независимые судьи оценивали результаты. Группа без критики выдала больше идей, однако обе группы выдали одинаковое количество хороших идей. Отсутствие критики лишь позволяло выдавать плохие идеи. Это было подтверждено последующими исследованиями.
Вывод прост. Лучше всего творить в одиночку и оценивать идеи по мере их поступления. Худший способ творить – делать это в больших группах и не критиковать идеи. Стив Возняк поддерживает эту мысль:
Работайте в одиночку. Вам лучше удастся разработать революционные продукты или новые возможности. Не в команде, не в комиссии.
Мозговой штурм не работает, потому, что отвергает обычное мышление, делает прыжки вместо шагов, и потому, что делает предположение, будто рождать идеи – то же самое, что творить. В результате все думают, что идеи – это главное. Но Стивен Кинг утверждает, что самый популярный вопрос авторам книг, это «Где вы берёте идеи?»
Идеи – как семена. Большинство валяются без дела и не прорастают. Идеи также редко бывают оригинальными. Несколько групп придумают в одно и то же время для одной и той же задачи схожие идеи. Это ограничение не только мозгового штурма – это так для любого творчества. Поскольку творчество идёт шагами, а не прыжками, большинство вещей изобретают в несколько шагов одновременно, когда люди идут по одному и тому же пути, не ведая о других. Четыре разных человека обнаружили пятна на солнце в 1611. Пять человек придумали пароход между 1802 и 1807. Шесть человек изобрели электрические железные дороги между 1835 и 1850. Два человека придумали кремниевый чип в 1957. Исследователи в области политики Огбёрн и Томас, изучая это явление, накопали 148 случаев, когда важные идеи приходили к разным людям одновременно, и сделали вывод, что чем дольше они будут искать, тем больше таких случаев будет найдено.
Придумывать идеи – не значит творить. Творчество – это исполнение, а не вдохновение. У многих людей рождаются идеи, но мало кто предпринимает что-либо, чтобы воплотить в жизнь то, что они придумали.
Комментарии (6)
ssh4
30.04.2015 07:42+1Во первых, положительный результат «мозгового штурма» на 90% зависит от «модератора». Человек который «выцепляет» стоящие идеи и направляет участников (которые могут разбрестись).
Во вторых, мозговой штурм это часто определенное время когда участники сидят не за своими стандартными рабочими местами, окруженными таймлайнами, задачами и прочими делами. По этому они чувствую себя свободнее и имеют возможность нести всякую неожиданную чушь, которая часто и становится основой хорошего продукта.
Ну а в третих, уже за одно критическое название «Почему мозговой штурм – это трата времени» от какого то авторитета, дает повод не относиться к этой статье серьезно. В любой технологии есть как плюсы так и минусы, и знать их надо, но вот так вот по чьему то мнению брать и отказываться от технологии не стоит.senpay
30.04.2015 10:58Не смотря на валидность ваших доводов, я с вами не совсем согласен.
В статье автор ссылается на результаты исследований (к сожалению не слишком детально). Т.е. утверждение (при условии существования самих исследований и корректности их проведения) является обоснованным.
Хотя соглашусь с тем, что название статьи провокационное, т.к. по факту речь идет не о том, что мозговой штурм бесполезен в принципе, а подвергается сомнению его эффективность. Плюс, очень тяжело измерить «качество» идеи, что является слабым местом данного исследования.ssh4
30.04.2015 11:26Да как раз попытки оценить эффективность креативных идей довольно сомнительны.
Тем более что существует разные методики «креативных» штурмов.
К примеру ходит такая история про то как это организовано в Дисней.
Есть три «комнаты». Первая — мечтатели. Вторая — реалисты. Третья — критики (не помню точно в какой последовательности вторая и третья). Соответственно в первой, ни когда не критикуются идеи. А в последующих уже идею оценивают и критикуют. Это уменьшает «давление».
Ну и 15 летний опыт работы в рекламных агентствах подтверждает тот факт, что креативные штурмы очень эффективный инструмент, хотя и не универсальное решение для всего. Иногда под настроение «творец» может выдать и в одиночку.
binarydao
30.04.2015 09:55-1Т.е. у нас наконец-то выискался авторитет, который раз и навсегда за всех решил, как именно создавать что-то новое? Ну слава богу, а то так тяжко без эксперта было самим выбирать метод, подходящий к каждой конкретной ситуации.
uniqueperson
01.05.2015 09:02было бы хорошо все-таки получить линк на оригинальную публикацию «исследователей из Миннесоты» (почти «британские ученые тм»), потому что все прочие форматы позволяют черезчур гибко манипулировать
Lerg
На своём опыте убедился, что в группе из двух человек появляются такие идеи, которые бы не появлялись, работая по одиночке. Так что не могу считать групповое придумывание плохой идеей.
Интересное видео на смежную тему: