В апреле мы провели первую профессиональную конференцию по управлению знаниями в IT-компаниях. Было много докладов с большим количеством практических кейсов для тех, у кого «наболело».

Под катом взгляд на мероприятие глазами члена программного комитета, спикера конференции и простого участника: о топовых докладах, тяжелой доле спикера и практических фишках, которые удалось вытащить для себя с мероприятия.



Родион Нагорнов руководитель группы обучения и сертификации в Лаборатории Касперского, а также член программного комитета KnowledgeConf 2019





— Оправдал ли интерес публики к конференции твои ожидания?

Так получилось, что для меня это была третья конференция про управление знаниями за три недели, так что есть с чем сравнить. Скажу так: интерес айтишной аудитории к данной теме превзошел мои ожидания, поскольку посещаемость Knowledge Conf оказалась намного выше предыдущих двух конференций, позиционировавшихся их организаторами на более широкую аудиторию. 

Набрать три практически полных зала параллельно, плюс иметь возможность провести митап на 20 человек — это круто. При этом оставались и те, кто продолжал общаться в кулуарах, пока шли выступления.



На мой личный взгляд, управление знаниями — это очень важный процесс в любой компании. Что уж говорить об IT, где все меняется с огромной скоростью: от языков программирования до кадров. И я очень рад, что так много коллег разделяет это мнение. 

— Как бы ты оценил зрелость всей отрасли управления знаниями в нашей стране?

Крупные корпорации госсектора, нефтяной промышленности, обладают вполне зрелым процессом управления знаниями, активно сотрудничают с зарубежными лидерами, перенимают опыт. У них есть чему учиться. В коммерческом сегменте однозначно сказать нельзя. Очень неоднородно. Есть близкий к идеалу КРОК, например. Но это скорее исключение. В большинстве своем компании только начинают осознавать, что знания — это их ключевой капитал, что развивать процессы шеринга знаний жизненно необходимо для успеха в быстро изменяющейся среде. Что лучше всей компанией учиться на одной ошибке, чем терять деньги на одинаковых ошибках каждого отдела.
Мне кажется, что появление отдельной конференции про знания в IT — это своеобразный маркер того, что отрасль управления знаниями в ближайшее время ждет скачок в развитии.

Но пока это стадия принятия идеи и первичных исследований.



— Все ли аспекты удалось охватить? О чем стоит обязательно поговорить в следующий раз?

Конечно же, все аспекты за один день не охватишь. Сфера очень обширна. На 24 слота докладов у нас было 83 заявки. Сами понимаете, скольким докладчикам пришлось отказать.
Разумеется, ряд аспектов остался за кадром. Например, мне очень не хватало докладов от производителей софта для управления знаниями (да-да, такие есть) о том, как они выявляют, что нужно для эффективного управления знаниями, на каких исследованиях основываются и т.д.
Обязательно нужно шире раскрывать тему оценки возврата инвестиций от УЗ, оценки эффективности УЗ и сотрудников, отвечающих за это. Это поможет нам самим понимать значимость УЗ, легче продвигать идеи в своих компаниях и понимать свое место в бизнесе компании. На этой конференции была пара докладов об этом, но этот вопрос в принципе очень слабо проработан. Поэтому даже двух докладов очень мало для какой-то полноты картины.

Не хватило каких-то кейсов о связке системы управления знаниями и обучения персонала. Говорили отдельно об онбординге, отдельно о менторинге, но о том, что эти процессы можно строить на базе собранных внутри компании знаний, мне вспоминается только один доклад-кейс.

— Какие доклады, на твой взгляд, были самыми полезными?

Мой фаворит — Алексей Сидорин. Его доклад был наполнен огромным количеством практики, подходов, граблей и артефактов. Презентацию этого выступления можно сейчас найти на сайте конференции. Кстати, презентации других спикеров мы тоже давно выложили.



Кроме него, очень хорошо зашел доклад Александра Орлова из Стратоплана и совершенно прекрасная история Романа Хорина о том, что инструмент для системы управления знаниями нужно выбирать, исходя из реальных потребностей команды, и не обязательно покупать для этого дорогостоящее решение.



Вообще при таком конкурсе в программу физически не получилось бы вместить даже один слабый или бесполезный доклад, так что все они были хороши. Думаю, каждый из них нашел свою аудиторию и принес кому-то пользу.

— Какие темы и доклады собрали самую большую аудиторию?

Я модерировал зал «Оксфорд», поэтому точно могу сказать только про него. Это были доклады Алексея Сидорина, Алексея Петрова, Григория Петрова. На остальных докладах также было довольно много слушателей. Судя по отзывам коллег из ПК, в других залах тоже было жарко, и мы удивлялись такому наплыву посетителей.



— Были ли какие-то интересные примеры или мысли, которые можно «внедрять прямо здесь и сейчас»?

Мы с ПК вообще старались всех докладчиков максимально направить в сторону практики. Чтобы слушатели могли действительно просто брать и делать. Те же адаптационные чек-листы для онбординга новичка от Алексея Петрова или ежедневное дообучение новой смены техподдержки на кейсах предыдущих смен от Александра Соловьёва. 

Когда в доступе появятся записи докладов, очень рекомендую их все пересмотреть и переслушать. В каждом из них есть минимум одна практика, которую можно начать внедрять в свой рабочий процесс уже сегодня.

— Что тебе лично показалось самым интересным?

Лично мне понравилось то, что мы свели на одной площадке людей совершенно разных формаций и менталитетов: непосредственных профессионалов УЗ, для которых это стиль жизни, людей из академического сектора, коммерции, коучинга, энтузиастов-разработчиков, которые занялись УЗ, чтобы решить конкретную задачу своего отдела… Мы их собрали и дали возможность делиться опытом, передавать знания, учиться понимать друг друга. Из этого в дальнейшем может получиться крутейшее профсообщество, где разные взгляды и компетенции участников будут приводить к самым неожиданным решениям и открытиям.

Я сам занимаюсь непосредственно управлением знаниями, и общение в ПК с разработчиками, которые для меня являются обычно целевой аудиторией, их понимание управления знаниями, явились огромным открытием. До сих пор не могу это переварить, потому что я, со своей колокольни, представлял это все совершенно иначе. А умение понимать свою целевую аудиторию — это один из ключей к эффективному управлению знаниями. 

Мария Смирнова, руководитель группы технических писателей Ozon.ru — один из докладчиков





— Ты представляла свой доклад «Управление знаниями при быстром росте компании». Понравилась ли тебе конференция как докладчику?

Да, конечно.

— Как проходила подготовка доклада с программным комитетом? Насколько видоизменился задуманный тобой рассказ?

У нас было два пробных прогона с членами программного комитета, в ходе которых организаторы смотрели, подходит ли мой рассказ под формат конференции, нужно ли расширить какие-то части, дополнить информацию. Оба раза я получала фидбек от них и рекомендации по доработке. Кроме того, были созвоны с тренером, который помог немного добавить сути. Мне изначально казалось, что некоторые вещи не стоит рассказывать, но он порекомендовал все же остановиться на них, чтобы показать, почему использованы именно такие решения.



Общая линия рассказа осталась неизменной, но в ходе этой работы появилась почти вся концовка и некоторые детали в самом докладе.

— И какой была реакция аудитории?

Тема вызвала живой интерес. Было очень много вопросов.

В целом доклад был про наш конкретный таймлайн — что именно мы делали, как у нас менялись процессы и почему, к чему мы пришли за полгода. Поэтому на часть вопросов аудитории у меня, к сожалению, не было ответа. Они касались каких-то конкретных ситуаций, до которых мы еще не доросли. Когда мы начнем работать с большим количеством команд, возможно, заданные вопросы будут актуальны и для нас, и мы найдем на них ответы.



— А в качестве зрителя тебе какие темы были интересны на конференции?

Я шла на KnowledgeConf, чтобы посмотреть, как оценивают эффективность этого процесса другие компании. Традиционно эта тема менее всего раскрывается, поскольку люди делятся каким-то конкретным опытом — что и как они делали. Но про оценку рассказывают очень мало.

— Какие доклады запомнились больше всего? 

Мне понравился большой и насыщенный доклад Алексея Сидорина из компании Крок («Холистическое управление знаниями в IТ-компании»). У них вся система управления знаниями построена очень богато. Есть и различные чат-боты, и staff, и взаимодействия между HR-ами, и IT-решения, которые они уже наладили. 

Было интересно слушать именно из-за обилия инструментов, т.к. мы только начинаем. Их идеи хочется реализовывать, потому что уже есть опыт — как компания это сделала. 

Также из доклада БИОКАДа я почерпнула идею по тегированию информации и ролевых моделей сотрудников. И еще про чат бота (в разных вариантах про ботов говорили примерно в трех докладах из пяти, которые я послушала).



Ольга Ильчукова, Технический писатель, ГАУ РК «Центр информационных технологий» — посетитель конференции



— Что больше всего впечатлило на KnowledgeConf?

Я познакомилась с огромным количеством людей. Больше всего мне понравилось участвовать в интерактивах. На митапе Игоря Цупко «Технологии будущего для управления знаниями: сессия коллективного мечтания» мы мечтали о классных инструментах, которые могли бы решить все наши проблемы, связанные со сбором знаний или онбордингом новых сотрудников. А Родион Нагорнов учил нас, как «продать» идею управления знаниями своим коллегам, а главное — руководству. Это было особенно интересно.



— Озвучивались ли на митапах идеи, готовые для внедрения?

Такие идеи были скорее в докладах. К примеру, был доклад Глеба Дейкало "Добро пожаловать на борт: вводим новых разработчиков в команду", в котором он рассказывал про целую систему онбординга, созданную в Badoo. Благодаря этой системе новички могут быстро погружаться в рабочие процессы.



Мне очень понравился подход, с помощью которого он избавился от рутины. И когда я вернулась с конференции, внедрила у себя начальную стадию аналогичной системы для стажеров. Моя реализация, конечно, не такая навороченная, как у Глеба. По сути я взяла у него саму идею системы с определенными шагами, которую запустила в Trello. Там у меня предусмотрены сценарии погружения стажеров, в которых есть ссылки на всю имеющуюся документацию. И это здорово помогает вводить в курс дела.

— А еще какие-то любопытные рассказы вспоминаются?

Я восхищена идеей SkyEng, которые внедрили в свою компанию команду, состоящую целиком из джунов. Они рассказывали об этом в докладе "Инкубатор разработчиков в Skyeng. Зачем мы наняли целый отдел джуниоров?". К сожалению, я ничего не смогла взять из их рассказа — у нас иные процессы. Но сам опыт крайне интересен. Их команда взлетела несмотря на то, что некоторые участники со временем отвалились. 

— Каких тем не хватало в программе?

Мне кажется, на митапах мы успели поговорить вообще обо всем. В целом мне очень понравилось: охватили то самое важное, что больше всего болит.



— Остались ли какие-то пожелания к организаторам конференции?

Хотелось бы пожелать вам, как организаторам, еще большего охвата, чтобы можно было расширять круг знакомых по данной тематике.

Комментарии (1)


  1. Coob
    26.06.2019 23:00

    Конференция действительно вышла достойной. И доклады это полдела, было здорово пообщаться с таким количеством очень толковых специалистов по разным сферам KM. Часть ребят как будто прилетела из будущего, настолько продвинутые подходы.