От всего вышеописанного хочется избавиться. Сложно найти меломана, который хотя бы раз не ругал фазоинверторную акустику и не искал альтернативу. С последней всё не так просто. Среди возможных вариантов относительное распространение получила лабиринтная акустика. Проблема лабиринтов в том, что они не технологичны и требуют высокой культуры производства, что закономерно отражается на стоимости. Относительно бюджетный вариант лабиринта — трансмиссионная линия, она позволяет добиться плавной АЧХ, при этом сохранить высокое звуковое давление в НЧ диапазоне, но менее требовательна к расчетам, производственным затратам и конструктивно проще классической лабиринтной акустики. Под катом речь о её истории, особенностях и современном применении.
Общие сведения
Трансмиссионная линия представляет собой полый волновод переменного или постоянного сечения. Один конец волновода закрыт, второй открыт. Динамический излучатель размещается со стороны закрытого конца. Труба, как правило, свернута и качественно задемпфирована. Суть в том, чтобы уменьшить амплитуду колебаний диффузора динамического излучателя в области наиболее низких частот вблизи резонансной частоты трубы и при этом компенсировать уменьшение отдачи от динамика собственными колебаниями трансмиссионной линии в основной, наиболее низкочастотной моде.
В подавляющем большинстве случаев этого можно добиться, когда длина трансляционной линии совпадает с четвертью длины колебаний на частоте собственного резонанса динамика. Гапоненко в своей книге “Акустические системы своими руками” описывает это следующей формулой:
Где L — т.н. “акустическая” длина, которая превышает реальную геометрическую длину линии на величину:
где S — площадь поперечного сечения трансляционной линии.
Иными словами, необходимо настроить корпус на резонансную частоту, при которой воздух на выходе из волновода будет двигаться синфазно с колебаниями диффузора. Правильно спроектированная трансмиссионная линия характеризуется высокой точностью в НЧ диапазоне при сохранении достаточно мощных, акцентированных басов.
Суть в том, что спроектировать ТЛ легче, чем другие типы лабиринтного оформления, при этом типичных фазоинверторных проблем не будет. Характерные гундосые и турбулентные призвуки не характерны для такой акустики. Главным достоинством таких АС является верность воспроизведения в НЧ диапазоне, при этом с сохранением достаточно небольших габаритов.
“Обратной стороной” трансляционной линии, как и у конструктивно родственных лабиринтов, является критичность к верному расчету. Значительные ошибки при расчетах существенно отразятся на звуке, проявятся ненужные дребезжащие резонансы, либо внушительная неравномерность АЧХ. Радует здесь то, что рассчитать её проще, чем более сложные типы лабиринтов.
Хорошо забытая труба Войта
Самое раннее упоминание об использовании трансмиссионной линии, которое мне удалось обнаружить — это опыт Пола Войта. Этого пионера электроакустики мир
Paul Voigt
Дело в том, что в то время Войт разрабатывал АС для кинотеатров, которые традиционно для того времени оформлялись в рупоры. Затем он переключился на радиоприёмники и домашнюю акустику, где применяемый им широкополосный двухдиффузорный динамик с механическим кроссовером не отличался мощным низом. Это вызвало необходимость в поиске нового акустического оформления более подходящего для подобных АС.
Начав разработку, он экспериментировал и в определенный момент решил установить динамик в не очень традиционном месте, т.е. не в начале конусовидного рупора, а на одной из его сторон. В такой конструкции порт используется для регулировки заднего потока. Сама регулировка осуществляется увеличением, либо уменьшением количества демпфирующего материала в зависимости от типа используемого драйвера. Резонансная частота зависит от длины волновода, а также положения динамика.
Современный вариант TQWT
Трансмиссионная линия, названная позже трубой Войта — в разрезе очень напоминает классический рупор, снабженный дополнительными стенками. Сам Войт назвал динамик TQWT (Tapered Quarter Wave Tube) — конической четвертьволновой трубой. Такое название корпус получила по той причине, что как и во всех других классических типах ТЛ, для первой моды в трубе умещается четверть длины волны, для второй три четверти, для третьей пять и т.д.
Относительным недостатком такой конструкции является невозможность выбрать низкую частоту среза, так как в этом случае можно получить выражение искажения на НЧ. В остальном оформление позволяет создать сравнительно компактную напольную акустику с “ровными” НЧ, близкую по характеристикам к более сложным лабиринтам.
TQWT — практически не применяется в массовой акустике, но очень часто используется радиолюбителями при создании собственных АС. Проблема в том, что полноценной, развитой теории, описывающей акустические процессы TQWT-систем, пока нет, чего нельзя сказать о хорошо описанных фазоинверторах.
ATL — трансмиссионная линия в полочниках
Когда упоминаются трансмиссионные линии, как правило речь идёт о напольных системах. Считается, что формфактор и объем полочников требуют максимально компактных решений, коим является фазоинвертор. Однако есть компания, которая нашла сравнительное эффективное конструкторское решение по трансмиссионной линии в полочниках. Основатели и разработчики из PMC являются принципиальными противниками ФИ-акустики и убеждены, что будущее за их инновацией. PMC одна из немногих современных компаний, которые специализируются на АС с трансмиссионной линией.
За десятилетия существования компания разработала десятки моделей для студийных и домашних АС с трансмиссионной линией, некоторые из которых существуют до сих пор. До 2000-х годов они производили преимущественно напольные системы, так как классическая ТЛ зачастую предполагала именно такой формфактор.
Позже инженеры несколько усложнили конструкцию и создали т.н. «трансмиссионную линию последнего поколения» или ATL (Advanced Transmission Line). Особенность такой конструкции в дополнительных элементах, позволяющих получить достоинства ТЛ в полочниках.
Относительный минус этой конструкции в том, что по сложности и технологичности ATL близка к прочей лабиринтной акустике, что гарантированно увеличивает стоимость. Радует лишь то, что один из руководителей PMC Питер Томас считает, что:
”мы действительно верим в то, что с повышением цены должно расти и качество… наши покупатели далеко не дураки.” (из интервью Саше Метсону в 2010 году)."
Итог и несколько слов в защиту ФИ
Несмотря на ощутимые минусы фазоинверторной акустики, физика её работы хорошо описана, и большинство акустических эффектов предсказуемы. Это безусловно позволяет получить прогнозируемый результат, что очень важно при массовом производстве. Ряд компаний освоили трансляционные линии, однако она остается менее технологичной и более дорогой.
Возможно, в определенный момент трансмиссионные линии станут достаточно доступными и массовыми, но это произойдет не раньше момента, когда будут теоретически описаны основные процессы, происходящие в трансмиссионной линии. Если говорить о массовых и недорогих (до $500) АС найти что-то кроме ФИ и колонок с пассивным излучателем будет крайне сложно.
Тем, кому надоели проблемы фазоинверторных АС, при этом эстетика или габариты помещений не позволяют применять закрытый ящик, пожалуй, стоит задуматься над приобретением или созданием собственной трансмиссионной линии. Я буду признателен за любые мнения относительно трансляционной линии, особенно интересны люди, которым доводилось самостоятельно создавать такие АС.
Традиционная реклама
Мы продаём акустические системы, в нашем каталоге представлены как традиционная акустическа с ФИ, так и АС с другими типами акустического оформления, в том числе с трансляционной линией.
Комментарии (36)
stalker1313
14.10.2019 17:24+1Хочу вибрирующий бас, как в авто бывает. Как это сделать в комнате?
instalator
15.10.2019 09:54Нужен динамик соответствующего размера, в машине саб как насос уже работает так как помещение маленькое.
schetilin
14.10.2019 19:06Относительный минус этой конструкции в том, что по сложности и технологичности ATL близка к прочей лабиринтной акустике, что гарантированно увеличивает стоимость.
Возможно расчет системы и сложен, но неужели 4 дополнительных перегородки (последняя картинка) это так сложно и технологично?
И да, на последней картинке не хватает размеров :)Sound_cULT Автор
14.10.2019 21:34На последней картинке полочный размер (точнее не скажу не помню название модели). Про 4 дополнительные перегородки, в теории ничего сложного, но на практике возникают проблемы. Как крепить, чем, как автоматизировать линию и т.п.
googlodrocher
14.10.2019 20:02Сдаётся мне что на картинках всё те же фазоинверторы, только более инверторные инверторы.
Sound_cULT Автор
14.10.2019 21:15На картинках классическая и не классическая ТЛ. Есть общие черты с ФИ, но это разные вщи.
Refridgerator
15.10.2019 06:43то произойдет не раньше момента, когда будут теоретически описаны основные процессы, происходящие в трансмиссионной линии.
Численное решение волнового уравнения разностной схемой не представляет никаких проблем — современные мощности и память позволяют делать это даже на бытовых компьютерах. Это же, блин, акустика, а не космическая ракета или адронный коллайдер. А процессы обычные: укладывается длина волны нацело в длину волновода — хорошее усиление, не укладывается — плохое, интерферирует в противофазе — не усиливается вообще.Sound_cULT Автор
15.10.2019 18:34За что купил. Утверждение от недостаточности сведений из книги Гапоненко “Акустические системы своими руками”, похожие вещи в интервью рассказывали инженеры PMC.
Refridgerator
15.10.2019 19:13Я знаком с Гапоненко (к нему претензий нет), и с многими современными акустико-строителями (заочно). Печальная истина такова, что современные любители высококачественного звука не особо любят вникать в теорию и вообще развивать технологии по-взрослому, а не просто перебирать пропитки для диффузора. Я уже ныл раньше в теме про NXT — товарищи могут построить излучатель звука, но не в состоянии снять с него реальные параметры — а каком моделировании тут можно говорить?
Refridgerator
15.10.2019 19:53Вот, например, устав от полемики о волшебных свойствах сферического корпуса, я сделал модель распространения волны в сфере. Её поведение оказалось несколько отличным от того, что ожидалось — но главное, что никакого подавления стоячих волн внутри корпуса не обнаружилось:
SSskain
17.10.2019 17:59Забавное видео — там всё
Смотреть со звуком, пусть он и пркорёжен.
https://youtu.be/nCC-YSTXuZg
SSskain
А зачем эти костыли в быту?
Всё уже давно придумано…
Вполне достаточно закрытого ящика объёмом 400-500 литров, с 2х15" или 2х18" динами, активными кроссоверами — и проблема решена.
Бытовая техника, в отличие от туровой/концертной, не особо нуждается в компактности и мобильности.
rstepanov
500 литров это почти две ванны, у вас такое дома стоит?
Xobotun
Мне кажется, что так выглядит тонированный заниженный автомобиль отечественного производства. Тем более если это 45-сантиметровые динамики, то оно будет очень громко гудеть на всю улицу. :/
SSskain
Обмерил свою ванну — внутренний объём 1700х650х500. ~ 550 литров и получается.
Так что только одна ванна, если поставить на попа.
AlexunKo
Как вариант — два закрытых ящичка на оголовье, обнимающих коробку со стороны раковин. Экономим на проводах, никому не мешаем, ходим в них по дому. Как тапочки.
SSskain
Наушники? Это костыль.
Тогда всё, что ниже 60-80 гц в фонограмме — не воспринимается.
Sound_cULT Автор
Вы пошутили, очевидно))
SSskain
Никаких шуток.
Пара АС типа jbl 225 (зя) — прекрасно работают и в быту, при должной отстройке.
Занимают места по полу всего 550х550 мм, высота 1250. Так что помещаются в любой комнате.
Sound_cULT Автор
Работают то они замечательно. Сам слышал. Я не об этом. я о критичности объема в быту). Они огромны.
SSskain
Так выбора нет.
Нужны достоверные НЧ — потребуются большие динамики. Никакие горны/рупора/фазики — ничего исправить не смогут, а только искорёжат АЧХ и фазолинейность.
И никакие они не огромные. Ну не "столбиковыми" пендюрками же пользоваться, с убогими 6-8" динами, коих развелось как грязи, на потребу хомячкам и недоумкам..
Sound_cULT Автор
ИМХО Лабиринт и пассивный излучатель, как наиболее разумные компромиссы. ЗЯ — это бескомпромиссный подход, да, но не все готовы мириться с размером.
SSskain
Открытый ящик или просто щит — ничуть не хуже ЗЯ, но вот там и потребуются реально огромные объёмы и/или серьёзнейшее обустройство помещений.
Впрочем — ведь держат же в квартирах всякие шкафы и прочую рухлядь, а они-то поболе объёмом, чем потребуется даже весьма мрщному ЗЯ.
HiMem-74
Как вариант — врезать динамики в створки платяного шкафа. Пальто выполнит роль демпфирования.
SSskain
Вообще-то из помещений для музыкальных утех — выбрасывается вся мебель, особенно шкафы, которые периодически выполняют роль резонаторов и зело поганят звук..
HiMem-74
Я участвовал в подготовке конференц-залов и демо-румов для звукачей, знаю про все эти шумопоглощающие панели.
ЗЫ: А кто-то не может в юмор )))
SSskain
Конференцы и шоурумы — это на потребу оболваниваемым хомячкам.
Где вы видели шоурум по продаже Кобры или даже простого рояля Стейнвей?
Никаких панелей не надо. В театрах бывали — вот эта самая кулисно-падуговая структура применима везде, с масштабированием, но и для обычной жилой комнатухи в жалкие 20 квадратов — система работает на все 199%, если круто не облажаться на основных рассчётах, кстати, многопересекающимися с фазиками, горнами и прочей рупорной шелупонью..
Ну и типа — что это такое — https://youtu.be/nCC-YSTXuZg
sim2q
да это ж «концертники» же?, от 40 или выше поди
SSskain
Бытовые начинают работать при более высоких частотах, особенно на малых динамиках.
Собственно и шкала АЧХ на профи аппарат идёт с точностью -3дб, а для бытовых -10дб.
Если эти концертники мерить по-бытовому — там и от 20гц нарисуется. Собственно — к каждому каналу можно и дополнительные НЧ вуферы прикрутить. Но это уже излишества, для дома...))
sim2q
Ну в машинках как я понимаю и ЗЯ на 20 Hz «играет» если спад киловаттами скомпенсировать:)
SSskain
Так же, как и на концертах — дополнительными линейными массивами на НЧ, параметрикой и пресетами кроссоверов.