Привет, Хабр!
Почти под окнами шумят Открытые Инновации. Там все рассказывают, как хорошо выходить на экспорт. Наверное, именно этим и навеян это рассказ.
Мы занимаемся HR, преимущественно в ИТ, собираем команды, как новые компании, как подразделения, как филиалы. Так случилось, что мы вывели на экспорт десяток ИТ компаний, а потом решили: «А что? Не сходить ли нам?»
Сходили. Получили опыт. Делюсь.
В историях про экспорт есть очень много аспектов и проблем: финансовые, маркетинговые, юридические. Про это много пишут.
Мне, как HR, интересна другая тема. А с какой командой идти туда? Есть ли факторы, которые позволят решить или минимизировать эти проблемы? Ведь проблемы и решения создают люди…
Подробности под катом.
Есть несколько факторов, которые нам кажутся значимыми и, возможно, не очевидными. Опишу их.
Первое. Идти надо командой, члены которой каждый день общаются между собой и объединены в обособленное подразделение, хотя и могут физически находиться в разных странах.
Истории про матрицу, и команду, созданную из представителей отделов (департаментов / управлений) корпорации, не особо работают. Или работают, но невероятно не эффективно. Поскольку те, кто вам будет больше всего мешать это — сотрудники этих же отделов (департаментов / управлений), которые не хотят делать что-то новое, принципиально. А вы пошли за новым.
Итого: команда, это — команда, с единым руководством и стейкхолдером из акционеров для прикрытия наверху. Или без него, если повезло, и вы — сами стейкхолдеры.
Второе. Вам потребуются люди с мультикультуральным мышлением.
Как вы думаете, их можно распознать по хештегу #ЗавтракНаЗанзибаре? Или уровню английского? Скорее нет. Они распознаются по деятельному интересу к другим культурам. Ключевое слово — деятельный. И отсутствию комплекса «старшего брата».
Если ваши рынки не в США, комплекс «Старшего брата» может создать уйму неприятностей. И чем меньше нация — тем она хуже реагирует на «старшего брата».
Вы можете вести многомесячные переговоры с голландцами, нигерийцами, сенегальцами, арабами и малайцами — и все закончится случайной фразой вашего зама про то, что пельмени / селедка (или любой другой значимый для других символ нации) здесь не те.
Не факт, что вас просто отправят домой. Вас могут аккуратно и цинично подставить потом. Общение с госбезопасностью в чужой стране впечатляет.
Итого: если мультикультуральность мышления тренируется, то комплекс Брата — это вето. Да, еще есть одновекторные глобалисты. Они — тоже не ваши, несмотря на английский.
Речь вот о чем: в коллективе всегда есть роли. Есть уйма ролевых моделей. Мечтатель — реалист — критик. Или вождь — шаман — воин. Или маньяк — депрессарик — сангвиник. Не важно, в какую концепцию ролей вы верите. Важно, чтобы члены вашей команды умели эти роли менять.
Команда с застывшим распределением ролей играет однотипные пьесы. При желании ролевая динамика развивается. И стимулируемый реалист вполне может мечтать. Но этим надо заниматься. А человеческие коллективы по умолчанию склонны к навязыванию статичных ролей. Ибо стабильность. Но это – опять же, не ваш путь.
Начну издалека. На протяжении всего своего существования человеческая цивилизация воюет. И за это время не нашла способа точно предсказать: как поведет себя новобранец в реальном бою. И вы тоже не сможете это предсказать.
Поэтому всегда были ветераны и новобранцы. Понятно, что первые – лучше.
Но есть нюанс. Нет никого опаснее ветеранов маленькой победоносной войны. Понятно почему? Плохая новость состоит в том, что рекрутеры обожают ветеранов маленькой победоносной войны — в этом их девичья сущность. И продадут вам их задорого.
Хорошая новость: ветераны разных войн не потребуют тройного пайка, но заинтересуются долей в добыче. Переводить на язык бизнеса, полагаю, не нужно.
Лайфхак. Достижения имеют намного меньшую значимость, чем Epic Fails. Спрашивайте про них. Во-первых, интереснее, во-вторых, лучше характеризуют личность.
Резюмирую: самые безупречные достигатели, которых вам продает российский рынок труда — это пятка Ахилла и/или поцелуй Иуды. Подумайте об этом.
Если вы СЕО, и у вас есть исполнители — у вас нет команды. Если вы СЕО, и у вас есть СТО / заместитель / паж — у вас нет команды. Во всем мире инвестируют не в лидера, а в лидера, который в состоянии создать команду.
Команда начинается с троих. Команда из троих имеет шансы вырасти, но почти не имеет шансов реализоваться. Слишком мало нейронов. Команда из троих-четверых живет не очень долго — только на старте, год или два. Потом она сжигает себя: передозировки, запои, разводы, суицид, рак…
На числе пять возникает возможность развития. Гораздо лучше: шесть — семь — десять, но без иерархии внутри себя.
Читаю, как люди пишут о себе, часто как-то примерно так: у нас «яблоки», Confluence, Jira, Wrike, Bitrix24, ненавидим 1С, неформатный agile, играем по средам пятницам и субботам в волейбол и устраиваем фруктовые дни.
Где-то я это слышал: на Святки и Покров ходим ходом посолонь, Аллилуйю превозносим дважды, а на Пасху — трижды, рыбу по средам не едим, гусей забиваем к Св Игнатию, а красный угол рубим на востоке. Похоже?
Wrike нормальный человек освоит за неделю. Но декларация любви к условному Райку оттолкнет тех, кто в силу разных причин пользовался условным Пайрусом.
Есть значимые маркеры стека (MS BI vs Python), есть маркеры про «символ веры». Вторые разъединяют людей. Избегайте их. Люди – разные. Гораздо больше, чем это кажется. Тренируйтесь искать сходства, а не различия.
Когда вы вернетесь оттуда, вам никто не поверит.
Когда я рассказываю, что мы работали 5 лет на рынке ЕС, и не в качестве наемных менеджеров — глаза моих визави становятся пустыми. Мне кажется, что я говорю про то, что мы летали на драконах, и им становится грустно, что столько времени потратили на очевидных безумцев.
Вас тоже это ждет. Вам никто не поверит, что за Геркулесовыми Столбами есть земля, что маркетинг там — совсем другой, что люди там не с песьими головами. Они сидят здесь — и лучше знают. Они-то уж точно знают лучше. Почему-то всегда так.
Удачи нам!
Почти под окнами шумят Открытые Инновации. Там все рассказывают, как хорошо выходить на экспорт. Наверное, именно этим и навеян это рассказ.
Мы занимаемся HR, преимущественно в ИТ, собираем команды, как новые компании, как подразделения, как филиалы. Так случилось, что мы вывели на экспорт десяток ИТ компаний, а потом решили: «А что? Не сходить ли нам?»
Сходили. Получили опыт. Делюсь.
В историях про экспорт есть очень много аспектов и проблем: финансовые, маркетинговые, юридические. Про это много пишут.
Мне, как HR, интересна другая тема. А с какой командой идти туда? Есть ли факторы, которые позволят решить или минимизировать эти проблемы? Ведь проблемы и решения создают люди…
Подробности под катом.
Какой командой идти туда?
Есть несколько факторов, которые нам кажутся значимыми и, возможно, не очевидными. Опишу их.
Первое. Идти надо командой, члены которой каждый день общаются между собой и объединены в обособленное подразделение, хотя и могут физически находиться в разных странах.
Истории про матрицу, и команду, созданную из представителей отделов (департаментов / управлений) корпорации, не особо работают. Или работают, но невероятно не эффективно. Поскольку те, кто вам будет больше всего мешать это — сотрудники этих же отделов (департаментов / управлений), которые не хотят делать что-то новое, принципиально. А вы пошли за новым.
Итого: команда, это — команда, с единым руководством и стейкхолдером из акционеров для прикрытия наверху. Или без него, если повезло, и вы — сами стейкхолдеры.
Второе. Вам потребуются люди с мультикультуральным мышлением.
Как вы думаете, их можно распознать по хештегу #ЗавтракНаЗанзибаре? Или уровню английского? Скорее нет. Они распознаются по деятельному интересу к другим культурам. Ключевое слово — деятельный. И отсутствию комплекса «старшего брата».
Если ваши рынки не в США, комплекс «Старшего брата» может создать уйму неприятностей. И чем меньше нация — тем она хуже реагирует на «старшего брата».
Вы можете вести многомесячные переговоры с голландцами, нигерийцами, сенегальцами, арабами и малайцами — и все закончится случайной фразой вашего зама про то, что пельмени / селедка (или любой другой значимый для других символ нации) здесь не те.
Не факт, что вас просто отправят домой. Вас могут аккуратно и цинично подставить потом. Общение с госбезопасностью в чужой стране впечатляет.
Итого: если мультикультуральность мышления тренируется, то комплекс Брата — это вето. Да, еще есть одновекторные глобалисты. Они — тоже не ваши, несмотря на английский.
Третье. Ролевая динамика
Речь вот о чем: в коллективе всегда есть роли. Есть уйма ролевых моделей. Мечтатель — реалист — критик. Или вождь — шаман — воин. Или маньяк — депрессарик — сангвиник. Не важно, в какую концепцию ролей вы верите. Важно, чтобы члены вашей команды умели эти роли менять.
Команда с застывшим распределением ролей играет однотипные пьесы. При желании ролевая динамика развивается. И стимулируемый реалист вполне может мечтать. Но этим надо заниматься. А человеческие коллективы по умолчанию склонны к навязыванию статичных ролей. Ибо стабильность. Но это – опять же, не ваш путь.
Четвертое. Опыт
Начну издалека. На протяжении всего своего существования человеческая цивилизация воюет. И за это время не нашла способа точно предсказать: как поведет себя новобранец в реальном бою. И вы тоже не сможете это предсказать.
Поэтому всегда были ветераны и новобранцы. Понятно, что первые – лучше.
Но есть нюанс. Нет никого опаснее ветеранов маленькой победоносной войны. Понятно почему? Плохая новость состоит в том, что рекрутеры обожают ветеранов маленькой победоносной войны — в этом их девичья сущность. И продадут вам их задорого.
Хорошая новость: ветераны разных войн не потребуют тройного пайка, но заинтересуются долей в добыче. Переводить на язык бизнеса, полагаю, не нужно.
Лайфхак. Достижения имеют намного меньшую значимость, чем Epic Fails. Спрашивайте про них. Во-первых, интереснее, во-вторых, лучше характеризуют личность.
Резюмирую: самые безупречные достигатели, которых вам продает российский рынок труда — это пятка Ахилла и/или поцелуй Иуды. Подумайте об этом.
Пятое. Размер команды
Если вы СЕО, и у вас есть исполнители — у вас нет команды. Если вы СЕО, и у вас есть СТО / заместитель / паж — у вас нет команды. Во всем мире инвестируют не в лидера, а в лидера, который в состоянии создать команду.
Команда начинается с троих. Команда из троих имеет шансы вырасти, но почти не имеет шансов реализоваться. Слишком мало нейронов. Команда из троих-четверых живет не очень долго — только на старте, год или два. Потом она сжигает себя: передозировки, запои, разводы, суицид, рак…
На числе пять возникает возможность развития. Гораздо лучше: шесть — семь — десять, но без иерархии внутри себя.
Как будто про СТЭК
Читаю, как люди пишут о себе, часто как-то примерно так: у нас «яблоки», Confluence, Jira, Wrike, Bitrix24, ненавидим 1С, неформатный agile, играем по средам пятницам и субботам в волейбол и устраиваем фруктовые дни.
Где-то я это слышал: на Святки и Покров ходим ходом посолонь, Аллилуйю превозносим дважды, а на Пасху — трижды, рыбу по средам не едим, гусей забиваем к Св Игнатию, а красный угол рубим на востоке. Похоже?
Wrike нормальный человек освоит за неделю. Но декларация любви к условному Райку оттолкнет тех, кто в силу разных причин пользовался условным Пайрусом.
Есть значимые маркеры стека (MS BI vs Python), есть маркеры про «символ веры». Вторые разъединяют людей. Избегайте их. Люди – разные. Гораздо больше, чем это кажется. Тренируйтесь искать сходства, а не различия.
Последнее испытание
Когда вы вернетесь оттуда, вам никто не поверит.
Когда я рассказываю, что мы работали 5 лет на рынке ЕС, и не в качестве наемных менеджеров — глаза моих визави становятся пустыми. Мне кажется, что я говорю про то, что мы летали на драконах, и им становится грустно, что столько времени потратили на очевидных безумцев.
Вас тоже это ждет. Вам никто не поверит, что за Геркулесовыми Столбами есть земля, что маркетинг там — совсем другой, что люди там не с песьими головами. Они сидят здесь — и лучше знают. Они-то уж точно знают лучше. Почему-то всегда так.
Удачи нам!
Norsat
Ну, историю-то из школьного курса надо помнить, чтобы не позориться
DVHTGRU Автор
Упс. Это был другой парень. Спасибо!