Мы занимаемся HR в ИТ, с небольшим уклоном в экономику и организацию труда. Придумываем подходы, инструментарий и первые эксперименты ставим на себе.
Нам интересна тематика операционной эффективности, повышения рентабельности и прочих приятных вещей в сферах, где продукт или услуга создается интеллектом.
Иногда возможности для решения этого типа задач лежат в области простого создания оптимальных условий для работы и минимизации факторов мешающих ей.
Ниже – один из таких примеров.
История про график работы. Управление им и контроль.
Место действия: Москва и Киев. Распределенный коллектив.
Интеллектуальный труд. Самоокупаемая коммерческая компания.
Продолжительность эксперимента: примерно 6 лет.
Подробности под катом.
Предпосылки и решаемые проблемы
- Жесткий трафик на дорогах и метро Москвы, если работаешь по стандарту: с 9 до 18.
- И сопутствующая транспортная усталость.
- Желание частично соответствовать биоритмам сотрудников. Это — про «сов», «жаворонков» и «голубей».
- Желание соответствовать биоритмам клиентов. У них тоже суточная активность разная.
- Достижение большей гибкости при работе с разными часовыми поясами (обычная для нас разница: плюс-минус 2-3 часа от московского времени).
Описание решения (в последней редакции)
Мы установили следующий график работы.
Начало работы: с 8 до 10 утра. По выбору и выбор можно менять в любое время.
Обед с 12 до 14 часов. По настроению и аппетиту.
Обязательные периоды присутствия на рабочем месте: с 10 до 12 и с 14 до 16 часов.
Таким образом, минимум 50% рабочего времени выделяется на коллективную работу, формальные и не формальные совещания и т.д. За редкими исключениями – этого оказалось достаточно.
Опоздания, то есть приходы позже 10 утра и – с обеда после 14 часов – наказуемы.
Про наказания
Вам когда-нибудь приходилось забегать на совещания, когда оно уже началось, когда вас все ждут, когда вы понимаете, что совсем не правы?
А как вам ощущения, когда начальник явно не хочет слушать историю про застрявший автобус? Когда отругание со стороны – приносит облегчение от собственных мук совести?
Итого: опоздания наказуются самим собой, или – при необходимости – коллективом.
Я, кстати, не уверен в гуманности такого подхода. Но – как есть.
Все. На этом правила заканчиваются.
Однако внимательный читатель спросит: а как же окончание рабочего дня?
И людям опытным представится ежевечерний кошмар: когда надо высиживать время пока не уйдет начальство. И так каждый день. И ничего не спланируешь. И надо как бы отпрашиваться, когда уже давно вечер и день закончился и прочая, и прочая. Правда?
Ответ: а никак.
В 16 часов можно идти домой. Собираться, вставать и идти.
Руководство разъезжалось до 17 часов – и контролировать все равно становилось некому.
Высиживать не надо. Сделал, что посчитал нужным – иди домой.
На самом деле, я не знаю, кто и когда уходит.
Отдельное дополнение про пятницу
В пятницу сотрудникам хочется «доделать все дела». И это – не очень правильное желание. Потому что получается плохо. Дела не доделываются – часто они «убиваются» или вымучиваются. «Замученное» дело не приносит пользы ни сотруднику, ни компании.
Классический пример – «обзвоненный клиент».
В пятницу нормально подвести итоги сделанного, порадоваться себе и начать выходные.
Поэтому в пятницу приходилось осознанно и целенаправленно прилагать усилия по своевременному прекращению рабочей недели персонала.
Контроль графиков работы
Лирическое отступление.
В начале нулевых, когда появились СКУДы, мне довелось «переболеть» контролем графиков рабочего вменении, когда еженедельно выкачиваются данные, переливаются в сводные таблицы и идет рассылка по линейным руководителям с просьбой объяснить «отсутствие работника Икс, в период с и по в такую-то дату».
А потом я попал в гости в швейцарскую ИТ-компанию, у которых тоже были СКУД и карточки, и я спросил:
— А как вы контролируете и обрабатываете отклонения от заданного графика работы?
Тогда мне этот вопрос показался очень умным.
На меня посмотрели, как на идиота. И медленно и членораздельно ответили:
— СКУД нужен для того, чтобы не допускать посторонних в офис, а не ради контроля собственного персонала.
В общем, тогда я понял, что чего-то не понимаю.
К слову сказать: в Технопарке Сколково СКУД именно так и работает (по состоянию на март 2019), управляет доступом, без контроля.
В еще одной очень большой и уважаемой российской ИТ-компании данные СКУД доступны для сотрудника в обработанном виде. А что с ними делать, как реагировать – ему решать самому.
Вернемся к теме «Контроль графиков работы».
Как уже понятно: СКУД есть, карточки – есть, контроля – нет.
Только воспитательная сила коллектива.
Понимая категоричность описанного подхода, полагаю необходимость уточнить некоторые детали.
Необходимые уточнения
- Речь идет о коллективе, создающим интеллектуальные услуги, находящемся в постоянном и напряженном творческом процессе.
- Контроль рабочего времени необходим для выявления случаев, когда сотрудник Икс начинает проводить на работе более 50-60 часов в неделю. Это явный признак приближения выгорания.
- Контроль рабочего времени необходим для выявления случаев, когда новый сотрудник начинает проводить на работе более 50-60 часов в неделю. Это – явный признак дезадаптации его в коллективе с высоким прогнозом не успешного прохождения испытательного срока.
- 4. У нас нет достаточно данных по эффективности применения указанного выше подхода по отношению к сотрудникам, работающим удаленно.
Последнее. Про будущее
Когда вы видите в 8-45 утра толпу людей, входящих в проходную, не важно какой организации, и такую же толпу, выходящую из нее в 18-05 – знайте: именно эти люди, ходящие строем, скоро будут заменены роботами, поскольку алгоритм их прост.
ИМХО.
Это была вторая статья про счастье в труде и «пятую парадигму».
Комментарии (18)
SbWereWolf
22.03.2019 09:42про контроль времени окончания рабочего дня понравилось :) обычно в конце рабочего дня не знаешь как себя с работы выгнать потому что хочется работу за день доделать, что бы у себя в голове отметить галочками результаты дня, без результатов за день не камильфо. Смски жены очень помогают, не остаться на работе на ночь :)
ArtZilla
22.03.2019 09:53У нас чуть проще, достаточно отработать 40 часов в неделю, а каким образом они будут закрыты уже не важно. Через внутренний сайт есть выгрузка из СКУД, по которой и контролируется первый вход и последний выход. И минус время обеда, если присутствовал во время его проведения, либо отработал более 6 часов за раз.
VaskivskyiYe
22.03.2019 09:53+1Думаю, в сфере гибких графиков работы никто не переплюнет научно-исследовательские организации. Приходишь на работу когда хочешь (в основном приходят с 7 до 12), уходишь когда хочешь (кто в 13, кто в 23) и всё-равно все работают куда больше 40 часов в неделю, а иногда и по ночам. Да и работа более чем творческая. Но главное — ты волен сам выбирать время обеда.
P.S. А Вы бы не могли писать текст не двумя предложениями в каждом абзаце? А то местами воспринимается как дешёвая реклама (в которой каждое слово побольше, разноцветное и с новой строки) и читать не удобно. Спасибо
DMGarikk
22.03.2019 10:00Когда вы видите в 8-45 утра толпу людей, входящих в проходную, не важно какой организации, и такую же толпу, выходящую из нее в 18-05 – знайте: именно эти люди, ходящие строем, скоро будут заменены роботами, поскольку алгоритм их прост.
Ну не… я работал в компании которая «мы работаем строго в белую, переработки НЕ оплачиваем, по этому после 18.30 никого не должно быть на работе»
а менять программистов на роботов грозятся уже последние, как минимум, лет 20
dag_tech
22.03.2019 10:19Про пятницу правильно — «все, что сделано в пятницу после 12:00 придется переделывать в понедельник — это в лучшем случае; а в худшем — придется устранять последствия с гораздо большими трудозатратами.»
Whuthering
22.03.2019 11:49Начало работы: с 8 до 10 утра. По выбору и выбор можно менять в любое время.
Обязательные периоды присутствия на рабочем месте: с 10 до 12
Я бы к вам не пошел, ну вот честно. Сдвиньте границы еще на 1-2 часа, иначе смысла никакого от такого «гибкого» графика особо нет. Нет, это конечно гораздо лучше, чем с 9 до 18 и ни секундой позже, но 10 утра — это всё-таки для многих людей слишком рано, чтобы продуктивно начинать рабочий день.
Enchi
22.03.2019 12:43+1С 6:30 до 15:30 самое оно. :)
trolley813
22.03.2019 13:37Согласен, довелось летом работать с 7 до 15 (да-да, без обеда, максимум чай в районе 11-12, но занимало это 3-5 минут — 10 от силы — да и есть в такую погоду особо не хочется).
Причина проста — когда днем на улице жара за 30, с утра довольно свежо и не жарко (вечером жара спадает медленнее, в 18:00 было еще жарко по сравнению с утром), соответственно работа продуктивнее, да и добраться на работу к 7 намного проще.
Mordovorot
22.03.2019 13:27В середине 90-х работал в проектной организации с гибким графиком. Очень удобно! Приходить можно было с 7 до 10, уходить с 16 до 19. Контроль осуществлялся при помощи простой таблички на бумаге, где каждый сотрудник приходя/уходя ставил время и расписывался. Таким образом сложно было что-то себе приписать, разве что первому и последнему.
Разрешалось «накапливать» часы и по пятницам уходить с обеда за счёт этих накоплений.
Ничего удобней той системы (при условии обязательного нахождения в офисе) больше не встречал.
GreyStrannik
22.03.2019 22:45+2Что сделали видно — совам можно теперь приходить аж в 10:00 (за 6 лет они все давно уволились). А вот про результаты в заметке ни слова. Вообще ни про какие не сказано, я уже молчу про «было-стало» в цифрах.
RaFaeL-NN
22.03.2019 23:50+2Где же здесь свободный график? Опять подмена понятий какая-то
Например когда в офисе еще сидел, мне было удобнее всего работать с 14 до 23, несколько лет так работал, иногда двигал по ситуации, иногда ситуация сама двигала (встреча, совещание, собеседование и т.п.). А плюс-минус час это не редкость
HSerg
23.03.2019 16:36В статье не хватает информации о размерах коллектива, офисе и структуре организации. Те же СКУДы начинают быть полезны при 50+ сотрудниках в одном офисе, а для 2000+ без них уже никак.
SLASH_CyberPunk
Покажите "сову", которая 6 лет подряд приходит до 10 утра, пожалуйста