Источник: Space.com

В США завершилась миссия Orbital Test Vehicle 5 (OTV-5) — пятая по счёту миссия многоразового беспилотника ВВС X-37B. Корабль приземлился в космическом центре Кеннеди после 780 дней на орбите. Таким образом он побил собственный предыдущий рекорд в 717 дней, 20 часов и 42 минуты, который поставил в ходе четвёртой миссии, завершившейся в мае 2017 года. Всего же в ходе всех своих миссий беспилотник Boeing провёл на орбите 2865 дней.

Пятая миссия стартовала в сентябре 2017 года. В космос автономный аппарат отправила ракета компании SpaceX — Falcon 9.

«Безопасное возвращение этого корабля после того, как он побил собственный рекорд выносливости, — результат инновационного партнерства между правительством и промышленностью, — заявил в пресс-релизе военно-воздушных сил США генерал Дэвид Гольдфейн. — Небо больше не является пределом для ВВС».

Автономный космический корабль, по информации из пресс-релиза, выполнил «все задачи миссии». Однако власти США не раскрывают, в чём конкретно состояла суть этих задач. Ранее заявляли, что пятая миссия должна продемонстрировать «более широкие возможности для быстрого доступа к космосу и тестирования на орбите новых космических технологий».

Планировали также запустить с борта аппарата несколько спутников. Кроме того, Исследовательская лаборатория военно-воздушных сил США (AFRL) в ходе этой миссии должна была отправить на аппарат термораспределитель Advanced Structurally Embedded Thermal Spreader (ASETS-II) для тестирования экспериментальной электроники и тепловых труб в длительном космическом полете.

По завершении миссии официальные лица ВВС не сообщили подробностей о том, что было на борту корабля. Как пишет Engadget, испытания термораспределителя состоялись. Кроме того, ВВС США подтвердили, что с беспилотника были запущены «маленькие спутники».

Успешная пятая миссия — не последняя для аппарата X-37B. Его шестой запуск должен состояться с мыса Канаверал в 2020 году.

Ранее представитель ВВС США майор Уильям Рассел отмечал, что определённого срока окончания у пятой миссии аппарата X-37B не было, однако изначально он был спроектирован для того, чтобы находиться на орбите в течение всего 240 суток.

Программа создания и запуска автономных космических кораблей Boeing X-37 началась в США в 1999 году. По информации Space.com, было построено два беспилотных аппарата. В 2004 году NASA передало ведение проекта Управлению перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), после чего программу стали вести ВВС. Первый аппарат X-37B отправился в космос в апреле 2010 года. Он вернулся на Землю примерно 8 месяцев спустя, проведя на орбите 225 дней.

Комментарии (36)


  1. Xobotun
    28.10.2019 22:57

    Хотелось бы узнать, что он делал там, в космосе. Какую нагрузку нёс, какие эксперименты.
    Жаль, что это засекречено и будет открыто нескоро.


    1. panvartan
      28.10.2019 23:21
      +6

      Парковался — там дешевле.


      1. yulai-b
        29.10.2019 11:14

        Рядом с Теслой.


    1. ogost
      29.10.2019 07:03

      Ходят слухи, что последняя миссия заключалась в шпионаже за Китаем. Впрочем, это только слухи.


    1. KonkovVladimir
      29.10.2019 08:10

      Возят эксперементальные девайсы в космос, смотрят как они через 2 года деградировали — совершенствуют технологию.

      Кубосаты инспектируют.

      Врагов пугают.

      svpressa.ru/war21/article/237738

      Если говорить прямо, то сегодня сверху — из космоса — небо открыто над всей территорией России. И этот существенный пробел еще придется долго закрывать. А вот американский боевой челнок X-37 является реальностью и вполне способен из безвоздушного пространства войти даже в район Москвы, минуя наземную эшелонируемую систему национальной ПВО.


      1. vr_17
        29.10.2019 08:51
        +1

        И этот существенный пробел еще придется долго закрывать.

        Интересно, что значит «небо открыто» и как «закрывать»? А у кого закрыто? У кого-то зонтик есть или иное чудо техники спасающие от видовой разведки и РТР?
        Называют X-37B боевым из-за принадлежности к ВВС, теоретической способности нести вооружение или доказанного наличия вооружения?
        Понимаю, что вопрос не к вам, но уж больно журналисты эмоциональны.


        1. vesper-bot
          29.10.2019 09:43

          Второе. Ничего не мешает поставить на Х37 "обычную" ядерную боеголовку, замаскировав под научное оборудование, а потом уронить в разведанную точку. Другое дело, что вряд ли на такое пойдут — больно дорогая получится "баллистическая ракета", а ответка таки полетит довольно быстро.


          1. SergeyMax
            29.10.2019 09:59
            +3

            Ничего не мешает ядерную боеголовку поставить куда угодно — на самолёт, на пароход, на автомобиль, или на любую запускаемую сейчас ракету. Непонятно только, зачем.


            1. KonkovVladimir
              29.10.2019 10:31

              Российский комплекс Club-K в синем контейнере

              Внешне отличить его от настоящего контейнера практически невозможно. Контейнер с пусковой установкой можно установить на любой грузовой тягач, железнодорожную платформу или судно, а затем морским путем такой ракетный «контейнер» можно доставить к берегам страны — вероятного противника и произвести ракетный пуск в непосредственной близости от цели.
              Россия готова поставлять это оружие странам, которые страдают от агрессивной внешней политики США. Не имея возможности соперничать с американской военной мощью в открытую, эти страны (например, Венесуэла или Иран) могут использовать Club-K как оружие «возможного возмездия».


              А тут X-37B как оружие «возможного возмездия», такой — вжух и отправит кого надо «прямо в рай», ну то-есть помощь «страдающим от агрессивной внешней политики США» под вопросом.


              1. SergeyMax
                29.10.2019 11:24

                А тут X-37B как оружие «возможного возмездия»
                Почему для этого возможного возмездия нельзя воспользоваться любой из нескольких тысяч обычных баллистичекских ракет дальнего радиуса действия, или одной из нескольких десятков тысяч крылатых ракет малого и среднего радиуса действия?


                1. KonkovVladimir
                  29.10.2019 11:45

                  Никто не знает как на самом деле будет, поэтому есть попытка минимизировать риски не выходя за рамки заключенных международных договоров, или даже выходя (см. судьбу ДРСМД).
                  Если X-37B или Буревестник это такой способ, то это будет сделано.


              1. Whisky667
                30.10.2019 03:34

                Очень круто, да.
                Такие штуки предоставят противнику право с лёгкой душой топить вообще все, до чего он сможет дотянуться, без малейшей угрозы потом заиметь политические проблемы.
                Как раз то, что нужно в локальных безъядерных конфликтах, ага.


                Что бы там не завывали сомнительные СМИ про простые решения сложных проблем, назначение — совсем не маскировка под контейнеровоз. Поставить на существующие платформы скорее.


                А в остальных случаях можно обойтись МБР, никакие ПРО не помогут избежать неприемлемого ущерба.


            1. vesper-bot
              29.10.2019 11:45

              Внезапность. От известного положения X37 снижения не ждут, хотя и следят, а баллистические ракеты тратят 22 минуты на подлет, тем более пароходы или самолеты не могут оказаться в желаемой точке за такое время, и подлежат досмотру, инспекциям итд. А тут выявили точку, куда хотят бабахнуть, дождались, пока там появится Х37, и за пять-шесть минут его уронили. Тревога-то будет, но будет имхо поздновато.

              Да, у меня паранойя, ну и что?


              1. iig
                29.10.2019 12:07

                Внезапность


                Ок, внезапно можно уронить бомбуэ только на одну цель. Через 22 минуты в ответ прилетят несколько тысяч ракет. Чей Boeing известно, куда стрелять все знают.


                1. vesper-bot
                  29.10.2019 12:24

                  Ну, я это и сказал.


          1. maikus
            29.10.2019 12:53

            Если бы хотели ставить на Х37 ядерную боеголовку, зачем тогда эти заморочки с такими возможностями маневрировать, возвращаемостью и многоразовостью? Х37 маленький, на три — четыре бомбы. Так себе атака получится…
            Раз вам хочется опасаться замаскированного орбитального оружия, бойтесь тогда 12000 спутников связи от Маска. Ведь

            ничего не мешает
            среди 10000 тысяч настоящих разместить 2000 замаскированных термоядерных бомб.


            1. vesper-bot
              30.10.2019 13:29

              Помимо бомб нужно будет на них же разместить движок на не меньше чем 4000м/с дельты, который на Х37 уже есть. Не, не взлетит.


  1. hhba
    28.10.2019 23:25
    +1

    Давно слежу за этой программой (правда весьма поверхностно), и она у меня восторга вызывает не меньше, чем успехи Спейсов. Ппц, насколько американцы вперёд убежали…


    1. solariserj
      29.10.2019 00:24
      +2

      Это просто вторая реинкарнация шаттла, более практичная на новой производственной и технологической базе, такой автономный мини-шаттл.
      Так как он без экипажа то может находится очень долго. Далее в его планы входит вывод спутников, инспектирование, свод с орбиты(но это не точно). также в брюхе может нести секретный объект(не ЯО), а просто спутник в «черном ящике». и он будет выпущен в день Х… когда его никто не ждет.


      1. hhba
        29.10.2019 08:51

        Ну, как бы да, но я про другое — если убрать алармизм и не вполне однозначные сравнения с программой Спейс Шаттл, то в сухом остатке будет крутая техническая штука.


  1. arielf
    29.10.2019 04:49

    Я люблю шаттлы за их горизонтальную посадку, возможную в любом аэропорту, а не «управляемое падение» в лесу или в океане. Ещё бы освоить горизонтальный взлёт — и космос был бы открыт не только суперменам, но и любому человеку, выносящему несколько «же».


    1. Retifff
      29.10.2019 08:14

      возможную в любом аэропорту

      Тут вы сильно ошибаетесь. Вроде была не так давно статья, где рассматривалось приземление шаттла, там ВПП сильно длиннее обычной. Там правда, про обычный шаттл было, про этот не видел информации.


      1. zloddey
        29.10.2019 08:18

        Заходим по ссылке на оригинальную статью, читаем:


        The X-37B's Orbital Test Vehicle 5 (OTV-5) mission ended with a smooth autonomous touchdown at the Shuttle Landing Facility of NASA's Kennedy Space Center in Cape Canaveral, Florida at 3:51 a.m.

        Тоже на длинную ВПП садился


        1. fougasse
          29.10.2019 09:19

          ну, видимо, решили, что батут дорого строить и решили использовать старую инфраструктуру.


      1. arielf
        30.10.2019 01:05
        +1

        Ну, любая ВПП лучше, чем океан.


    1. mitiaj-b
      29.10.2019 09:24

      Как раз таки именно «управляемое падение». У Шаттла собственных атмосферных двигателей не было. Он садился либо на дно высохшего озера либо очень длинную ВВП. И по образному выражению кого-то из астронавтов обладал аэродинамикой утюга.
      Что, впрочем, никак не отменяет величия достижения американской космонавтики и красоты самой машины


      1. striver
        29.10.2019 09:42

        На, сколько я помню, «почетное» звание летающего утюга за собой застолбил Ф-117. Без мощных компьютеров Ф-117 даже и не взлетел бы.


        1. ardraeiss
          29.10.2019 10:37
          +1

          Не, 117-ый это, насколько не путаю, "хромающий гоблин". Даже не утюг.


          1. striver
            29.10.2019 10:44

            Ну, гоблин за летные характеристики, а утюг — за саму форму.


            1. ardraeiss
              29.10.2019 11:50

              У меня малость гик-деформация, тру-утюг это что-то такое(утюгастее Нельсонов ещё поискать надо):
              image


              С "летающими" всё куда хуже, формы у них неправильные. А так да, 117-ый прям просится в эталон категории.


      1. solariserj
        29.10.2019 17:25

        У шаттла было много запасных аэропортов, в том числе на острове Пасхи. Вот и тут наверное развивают эту идею.


      1. solariserj
        29.10.2019 17:25

        \del дубль


  1. mgoffeeyv
    29.10.2019 09:29

    Дорогая и бесполезная игрушка.


    1. tvr
      29.10.2019 10:03
      +2

      Зелен виноград!
      Из басни «Лисица и виноград» (1808) И. А. Крылова (1769—1844). Лисица, не дотянувшись до винограда, «говорит с досадою»:
      Ну, что ж!
      На взгляд-то он хорош,
      Да зелен — ягодки нет зрелой:
      Тотчас оскомину набьешь.
      Впервые этот сюжет встречается еще у древнегреческого баснописца Эзопа (VI в. до н. э.). Он первым описал тот внутренний конфликт, когда и хочется что-то получить, но получить это невозможно, а потому только и остается пренебрежительно отзываться о своей цели.
      Иносказательно: комментарий к словам человека, который, потерпев неудачу в чем-либо, оправдывает ее тем, что он, собственно, не очень-то и хотел этого успеха (ирон.).


  1. saag
    29.10.2019 11:39

    У него солнечные батареи в грузовом отсеке что ли, чем он два года запитывался?


    1. solariserj
      29.10.2019 12:03

      да у него солнечные батареи в багажнике, на манипуляторе