Источник: Space.com
В США завершилась миссия Orbital Test Vehicle 5 (OTV-5) — пятая по счёту миссия многоразового беспилотника ВВС X-37B. Корабль приземлился в космическом центре Кеннеди после 780 дней на орбите. Таким образом он побил собственный предыдущий рекорд в 717 дней, 20 часов и 42 минуты, который поставил в ходе четвёртой миссии, завершившейся в мае 2017 года. Всего же в ходе всех своих миссий беспилотник Boeing провёл на орбите 2865 дней.
Пятая миссия стартовала в сентябре 2017 года. В космос автономный аппарат отправила ракета компании SpaceX — Falcon 9.
«Безопасное возвращение этого корабля после того, как он побил собственный рекорд выносливости, — результат инновационного партнерства между правительством и промышленностью, — заявил в пресс-релизе военно-воздушных сил США генерал Дэвид Гольдфейн. — Небо больше не является пределом для ВВС».
Автономный космический корабль, по информации из пресс-релиза, выполнил «все задачи миссии». Однако власти США не раскрывают, в чём конкретно состояла суть этих задач. Ранее заявляли, что пятая миссия должна продемонстрировать «более широкие возможности для быстрого доступа к космосу и тестирования на орбите новых космических технологий».
Планировали также запустить с борта аппарата несколько спутников. Кроме того, Исследовательская лаборатория военно-воздушных сил США (AFRL) в ходе этой миссии должна была отправить на аппарат термораспределитель Advanced Structurally Embedded Thermal Spreader (ASETS-II) для тестирования экспериментальной электроники и тепловых труб в длительном космическом полете.
По завершении миссии официальные лица ВВС не сообщили подробностей о том, что было на борту корабля. Как пишет Engadget, испытания термораспределителя состоялись. Кроме того, ВВС США подтвердили, что с беспилотника были запущены «маленькие спутники».
Успешная пятая миссия — не последняя для аппарата X-37B. Его шестой запуск должен состояться с мыса Канаверал в 2020 году.
Ранее представитель ВВС США майор Уильям Рассел отмечал, что определённого срока окончания у пятой миссии аппарата X-37B не было, однако изначально он был спроектирован для того, чтобы находиться на орбите в течение всего 240 суток.
Программа создания и запуска автономных космических кораблей Boeing X-37 началась в США в 1999 году. По информации Space.com, было построено два беспилотных аппарата. В 2004 году NASA передало ведение проекта Управлению перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), после чего программу стали вести ВВС. Первый аппарат X-37B отправился в космос в апреле 2010 года. Он вернулся на Землю примерно 8 месяцев спустя, проведя на орбите 225 дней.
Комментарии (36)
hhba
28.10.2019 23:25+1Давно слежу за этой программой (правда весьма поверхностно), и она у меня восторга вызывает не меньше, чем успехи Спейсов. Ппц, насколько американцы вперёд убежали…
solariserj
29.10.2019 00:24+2Это просто вторая реинкарнация шаттла, более практичная на новой производственной и технологической базе, такой автономный мини-шаттл.
Так как он без экипажа то может находится очень долго. Далее в его планы входит вывод спутников, инспектирование, свод с орбиты(но это не точно). также в брюхе может нести секретный объект(не ЯО), а просто спутник в «черном ящике». и он будет выпущен в день Х… когда его никто не ждет.hhba
29.10.2019 08:51Ну, как бы да, но я про другое — если убрать алармизм и не вполне однозначные сравнения с программой Спейс Шаттл, то в сухом остатке будет крутая техническая штука.
arielf
29.10.2019 04:49Я люблю шаттлы за их горизонтальную посадку, возможную в любом аэропорту, а не «управляемое падение» в лесу или в океане. Ещё бы освоить горизонтальный взлёт — и космос был бы открыт не только суперменам, но и любому человеку, выносящему несколько «же».
Retifff
29.10.2019 08:14возможную в любом аэропорту
Тут вы сильно ошибаетесь. Вроде была не так давно статья, где рассматривалось приземление шаттла, там ВПП сильно длиннее обычной. Там правда, про обычный шаттл было, про этот не видел информации.zloddey
29.10.2019 08:18Заходим по ссылке на оригинальную статью, читаем:
The X-37B's Orbital Test Vehicle 5 (OTV-5) mission ended with a smooth autonomous touchdown at the Shuttle Landing Facility of NASA's Kennedy Space Center in Cape Canaveral, Florida at 3:51 a.m.
Тоже на длинную ВПП садился
fougasse
29.10.2019 09:19ну, видимо, решили, что батут дорого строить и решили использовать старую инфраструктуру.
mitiaj-b
29.10.2019 09:24Как раз таки именно «управляемое падение». У Шаттла собственных атмосферных двигателей не было. Он садился либо на дно высохшего озера либо очень длинную ВВП. И по образному выражению кого-то из астронавтов обладал аэродинамикой утюга.
Что, впрочем, никак не отменяет величия достижения американской космонавтики и красоты самой машиныstriver
29.10.2019 09:42На, сколько я помню, «почетное» звание летающего утюга за собой застолбил Ф-117. Без мощных компьютеров Ф-117 даже и не взлетел бы.
ardraeiss
29.10.2019 10:37+1Не, 117-ый это, насколько не путаю, "хромающий гоблин". Даже не утюг.
striver
29.10.2019 10:44Ну, гоблин за летные характеристики, а утюг — за саму форму.
ardraeiss
29.10.2019 11:50У меня малость гик-деформация, тру-утюг это что-то такое(утюгастее Нельсонов ещё поискать надо):
С "летающими" всё куда хуже, формы у них неправильные. А так да, 117-ый прям просится в эталон категории.
solariserj
29.10.2019 17:25У шаттла было много запасных аэропортов, в том числе на острове Пасхи. Вот и тут наверное развивают эту идею.
mgoffeeyv
29.10.2019 09:29Дорогая и бесполезная игрушка.
tvr
29.10.2019 10:03+2Зелен виноград!Из басни «Лисица и виноград» (1808) И. А. Крылова (1769—1844). Лисица, не дотянувшись до винограда, «говорит с досадою»:
Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь.
Впервые этот сюжет встречается еще у древнегреческого баснописца Эзопа (VI в. до н. э.). Он первым описал тот внутренний конфликт, когда и хочется что-то получить, но получить это невозможно, а потому только и остается пренебрежительно отзываться о своей цели.
Иносказательно: комментарий к словам человека, который, потерпев неудачу в чем-либо, оправдывает ее тем, что он, собственно, не очень-то и хотел этого успеха (ирон.).
Xobotun
Хотелось бы узнать, что он делал там, в космосе. Какую нагрузку нёс, какие эксперименты.
Жаль, что это засекречено и будет открыто нескоро.
panvartan
Парковался — там дешевле.
yulai-b
Рядом с Теслой.
ogost
Ходят слухи, что последняя миссия заключалась в шпионаже за Китаем. Впрочем, это только слухи.
KonkovVladimir
Возят эксперементальные девайсы в космос, смотрят как они через 2 года деградировали — совершенствуют технологию.
Кубосаты инспектируют.
Врагов пугают.
svpressa.ru/war21/article/237738
vr_17
Интересно, что значит «небо открыто» и как «закрывать»? А у кого закрыто? У кого-то зонтик есть или иное чудо техники спасающие от видовой разведки и РТР?
Называют X-37B боевым из-за принадлежности к ВВС, теоретической способности нести вооружение или доказанного наличия вооружения?
Понимаю, что вопрос не к вам, но уж больно журналисты эмоциональны.
vesper-bot
Второе. Ничего не мешает поставить на Х37 "обычную" ядерную боеголовку, замаскировав под научное оборудование, а потом уронить в разведанную точку. Другое дело, что вряд ли на такое пойдут — больно дорогая получится "баллистическая ракета", а ответка таки полетит довольно быстро.
SergeyMax
Ничего не мешает ядерную боеголовку поставить куда угодно — на самолёт, на пароход, на автомобиль, или на любую запускаемую сейчас ракету. Непонятно только, зачем.
KonkovVladimir
Российский комплекс Club-K в синем контейнере
А тут X-37B как оружие «возможного возмездия», такой — вжух и отправит кого надо «прямо в рай», ну то-есть помощь «страдающим от агрессивной внешней политики США» под вопросом.
SergeyMax
KonkovVladimir
Никто не знает как на самом деле будет, поэтому есть попытка минимизировать риски не выходя за рамки заключенных международных договоров, или даже выходя (см. судьбу ДРСМД).
Если X-37B или Буревестник это такой способ, то это будет сделано.
Whisky667
Очень круто, да.
Такие штуки предоставят противнику право с лёгкой душой топить вообще все, до чего он сможет дотянуться, без малейшей угрозы потом заиметь политические проблемы.
Как раз то, что нужно в локальных безъядерных конфликтах, ага.
Что бы там не завывали сомнительные СМИ про простые решения сложных проблем, назначение — совсем не маскировка под контейнеровоз. Поставить на существующие платформы скорее.
А в остальных случаях можно обойтись МБР, никакие ПРО не помогут избежать неприемлемого ущерба.
vesper-bot
Внезапность. От известного положения X37 снижения не ждут, хотя и следят, а баллистические ракеты тратят 22 минуты на подлет, тем более пароходы или самолеты не могут оказаться в желаемой точке за такое время, и подлежат досмотру, инспекциям итд. А тут выявили точку, куда хотят бабахнуть, дождались, пока там появится Х37, и за пять-шесть минут его уронили. Тревога-то будет, но будет имхо поздновато.
Да, у меня паранойя, ну и что?
iig
Ок, внезапно можно уронить бомбуэ только на одну цель. Через 22 минуты в ответ прилетят несколько тысяч ракет. Чей Boeing известно, куда стрелять все знают.
vesper-bot
Ну, я это и сказал.
maikus
Если бы хотели ставить на Х37 ядерную боеголовку, зачем тогда эти заморочки с такими возможностями маневрировать, возвращаемостью и многоразовостью? Х37 маленький, на три — четыре бомбы. Так себе атака получится…
среди 10000 тысяч настоящих разместить 2000 замаскированных термоядерных бомб.Раз вам хочется опасаться замаскированного орбитального оружия, бойтесь тогда 12000 спутников связи от Маска. Ведь
vesper-bot
Помимо бомб нужно будет на них же разместить движок на не меньше чем 4000м/с дельты, который на Х37 уже есть. Не, не взлетит.