В Африке, можно представить, как жили люди до начала индустриальной революции, еще до того, когда централизация средств производства вынудила людей собираться в одно и тоже время в одном месте для совместной работы. Но именно развитие промышленности сформировывало уклад, к которому мы привыкли сегодня. Только сейчас многие из нас собираются утром к 9 утра не для того, чтобы вместе собирать машины на конвейере, а скорее всего в офисе, где мы весь день будем писать друг другу письма по электронной почте, сообщения в мессенджерах, обсуждать что-то в переговорных и по телефону. Однако на сегодняшний день все больше видов работ, где и без физического присутствия группы людей в одном месте и в одно время можно получить требуемый результат труда. Во многих сферах бизнеса это уже стало нормой: международные корпорации успешно работают распределенными командами и часть из них задумывается об использовании опции удаленной работы. Компания IBM, к примеру, недавно объявила, что до 40% сотрудников частично или полностью работают удаленно.
![](https://habrastorage.org/webt/0z/rt/ar/0zrtarw6mo0xtmpdw4yjjvzm0hk.jpeg)
Основной бизнес нашей компании ICL Services – это оказание широкого спектра ИТ-услуг различным заказчикам по всему миру. Достаточно большая часть наших специалистов оказывает удаленную поддержку ИТ-инфраструктуры европейским и азиатским компаниям. Последние годы мы очень хорошо растем и добавляем в наш портфель новых заказчиков, расширяем спектр оказываемых сервисов на различных языках и временных зонах. Для этого мы регулярно открываем новые офисы и сейчас наши специалисты работают в Белграде, Воронеже, Москве, Казани и Владивостоке. В прошлом году мы пришли к пониманию, что для дальнейшего эффективного развития нам, как и многим другим ИТ-компаниям, нужно научиться эффективно работать не только из распределенных офисов, но и задействуя удаленных сотрудников, работающих из дома или небольших коворкингов.
Для того, чтобы минимизировать риски внедрения удаленной работы, мы решили пойти одновременно двумя параллельными путями. С одной стороны, попробовать изучить накопленный опыт других компаний и опубликованные научные статьи по данной теме, а с другой – путем собственных проб и ошибок, запустив пилотный проект для небольшой группы сотрудников и собрав обратную связь как с сотрудников, так и с их руководителей. Для пилотного проекта мы равномерно распределили кандидатов как по формам удаленной работы:
- постоянная
- планово-периодическая
- ситуационная
так и по месту работы:
- надомная
- из коворкинга
- из локации клиента.
Забегая вперед, могу сказать, что пилотный проект еще не закончен, но как только обратная связь будет собрана, мы внимательно проанализируем накопленный опыт и поделимся им в отдельной статье.
Трудности распределенной работы
Первое, о чем нам надо было подумать при запуске проекта – это проблемы, с которыми мы столкнёмся. Наиболее популярными в литературе были следующие трудности перехода на удаленную работу:
- асинхронность коммуникаций и выполнения задач;
- достаточно «сухие», формальные коммуникации;
- меньше социальных, межличностных, коммуникаций;
- сложнее организовать коммуникации в проекте;
- сложнее получить четкую картину происходящего;
- сложнее определить реальную загрузку сотрудников;
- меньше возможностей для влияния на сотрудников (мотивировать, убеждать, контролировать сроки);
- затрудненная передача знаний.
Большинство этих трудностей можно отнести к любым формам работы в распределенных командах, что для нас далеко не ново, и для их решения уже наработан советующий опыт. Линейные менеджеры, у которых есть сотрудники в других офисах, знают, что нужно больше внимания уделять общению, чаще назначать индивидуальные онлайн-совещания или просто созваниваться по телефону, тратить на это больше времени и обсуждать иногда не только «сухие» рабочие моменты, но и те темы, которые могли бы возникнуть во время обеда или за чашкой кофе. Проектные менеджеры, в свою очередь, уже давно используют виртуальные рабочие пространства, такие как SharePoint или Teams для организации взаимодействия в команде. Все переговорные комнаты оборудованы средствами для онлайн-совещаний, и команды с легкостью подключают удаленных сотрудников, если это требуется. Да, все эти трудности могут обостриться в случае изолированной надомной работы, но это проблемы присущие любой распределенной работе.
![](https://habrastorage.org/webt/ny/lc/2a/nylc2akcj3jec_hmbx5c9zu0ivk.jpeg)
Исследования по надомной работе
В исследовании, опубликованном MIT Sloan Management Review (Mulki, Bardhi, Lassk, & Navaty-Dahl, 2009) ученые выделили следующие факторы, на которые должны обратить особое внимание менеджеры при организации надомной работы:
- Установление баланса между работой и личной жизнью.
- Преодоление ощущения изоляции на работе.
- Компенсирование нехватки личного общения.
- Компенсирование нехватки возможности продемонстрировать свои рабочие достижения.
![](https://habrastorage.org/webt/cm/cn/dj/cmcndjrovzbrowe_cvasg7hpquq.png)
Баланс между личной жизнью и работой
Соблюдение баланса важно для всех работников, но, те, кто работают из дома, испытывают дополнительные трудности. С одной стороны, они могут работать больше, и в этом исследовании и во многих других, отмечалось, что работники часто работают дольше и больше, чем в офисе. Зачастую это связанно с тем, что дома меньше отвлекающих моментов, легче сосредоточиться, с тем, что не нужно ехать на работу, можно раньше начать работать и не нужно ехать домой с работы. В итоге сотруднику тяжелее наладить нормальный рабочий ритм. Рабочий график начинает постоянно меняться, то очень много времени уделяется работе, то длительное время сотрудник не может справиться с прокрастинацией. Другим серьезным фактором являются бытовые раздражители и члены семьи. Домашние питомцы, друзья, соседи, и домочадцы видят, что вы дома и могут потребовать внимания. Сотрудник, работающему дома, сложно разделять рабочее время и личное и он с легкостью начинает отвлекаться на решение бытовых задач в рабочее время.
Ощущение изоляции
Хорошо, если у вашего сотрудника активная социальная жизнь и он не ощущает изоляции в личной жизни. Но у надомного сотрудника нет возможности встать, пойти налить кофе и переговорить с коллегами, которые тоже решили устроить себе перерыв. Удаленному сотруднику очень тяжело наладить нормальные социальные контакты с коллегами. Даже если вы организуете очень хорошие рабочие коммуникации, то обычно, этого недостаточно для того, чтобы эти коммуникации стали немного более личными, персональными, социальными. В данном исследовании менеджерам даются рекомендации уделять особое внимание неформальному общению, развивать социальные коммуникации на работе, вместе отмечать какие-то даты и события.
Нехватка личного общения
Личного общения не хватает потому, что основой коммуникации являются рабочие вопросы. В офисе люди так или иначе начинают делиться личной информацией, рассказывать про то, как они провели выходные или куда планируют поехать в отпуск. В случае же с удаленной работой сотрудникам тяжелее преодолеть этот барьер, и менеджеры должны сами показывать в данном случае хороший пример и инициировать больше личного общения.
Демонстрация рабочих результатов
В офисе сотрудники общаются не только с теми, с кем непосредственно они должны взаимодействовать по рабочим вопросам, но и со многими другими коллегами. Можно поделиться своими успехами не только внутри своей команды, но и с сотрудниками из других отделов или руководителями других подразделений. В случае же виртуальной команды для удаленного сотрудника руководитель часто заменяет чуть ли не всю организацию. Он должен осознавать эту проблему и доводить до других сотрудников информацию об успехах удаленного сотрудника. Рассказывать о его уникальных навыках, знаниях для того, чтобы другие сотрудники при необходимости могли обратиться к нему за помощью или информацией, по тем областям, где он силен.
![](https://habrastorage.org/webt/wn/7p/o7/wn7po7qxfbbjpyvzre2tm4uvtpa.jpeg)
Еще одно интересное исследование, проведенное канадскими учеными (Neufeld & Fang, 2005), было посвящено выявлению факторов, которые влияют на эффективность и результативность работы надомных сотрудников. В данном исследовании ученые пришли к выводу, что индивидуальные факторы, такие как семейное положение и пол, не сказываются на результативности работы. А наибольшее влияние оказывают социальные факторы (коммуникации с коллегами, руководителями и семьей) и ситуационные факторы (доступность ресурсов и отсутствие отвлекающих моментов).
Еще одно исследование канадских ученых (Turetken, Jain, Quesenberry, & Ngwenyama, 2011) было посвящено выявлению влияния индивидуальных, организационных, рабочих и технологических факторов на результативность работы надомных сотрудников. В итоге они обнаружили, что стаж работы в организации не оказывает существенного влияния ни на удовлетворенность работы сотрудника, ни на продуктивность, а опыт работы в данной должности, наоборот, имеет сильное влияние на продуктивность работы и удовлетворенность. Измеримость результатов работы, коммуникативные навыки и доступность разнообразных коммуникационных каналов во многом определяют успех организации надомной работы.
![](https://habrastorage.org/webt/kk/xf/zh/kkxfzhib2prjq8n67-srb8v4t54.png)
Выводы
Если попробовать обобщить все эти материалы, то получается, что на удаленную работу можно переводить профессионально опытных сотрудников, которые уже хорошо знают свою работу, социально зрелых и с хорошо развитыми коммуникационными навыками. Для себя мы сформулировали список должностей, для которых допустима удаленная работа, сформулировали политику удаленной работы в компании, руководства для линейных и функциональных менеджеров, требования к рабочему месту удаленного сотрудника, и обновили соответствующие процессы в компании. Разработали тренинги для сотрудников и менеджеров, где знакомим их как с процессом перевода на удаленную работу, так и с социально-организационными моментами, которые были освещены выше.
Возможно, офисы будущего будут больше напоминать корпоративные университеты, где будут в основном две категории сотрудников: стажеры, только знакомящиеся с профессией и их наставники. Большинство же сотрудников сможет работать из распределенных и комфортных для них локаций, объединенных небольшими региональными офисами по принципу hub and spoke.
Литература:
Mulki, J., Bardhi, F., Lassk, F., & Navaty-Dahl, J. (2009). Set up remote workers to thrive. MIT Sloan Management Review, 51(1), 63–69.
Neufeld, D. J., & Fang, Y. (2005). Individual, social and situational determinants of telecommuter productivity. Information and Management, 42(7), 1037–1049. doi.org/10.1016/j.im.2004.12.001
Turetken, O., Jain, A., Quesenberry, B., & Ngwenyama, O. (2011). An Empirical Investigation of the Impact of Individual and. IEEE Transactions on Professional Communication, 54(1), 56–67.
Комментарии (5)
Pavenci
27.11.2019 09:45В удаленной работе здорового работодателя нет разделения на должности. В ИТ сейчас везде в 100% должностях можно работать удалённо. Не могу представить случай, когда нельзя какую-либо должность сделать удалённой, так как вся работа по интернету, вплоть до встреч с клиентами, заказчиками (zoom e.t.c.).
Как обычно приводятся в пример нехватка общения, одиночество и т.д. Это всё проблемы конкретных людей, которые не могут общаться ни с кем кроме коллег по работе (если бы они сидели в офисе). Это не имеет никакого отношения к бизнесу и рабочим процессам удаленной работы. Просто надо вести активный образ жизни вне своего дома и общаться с друзьями, семьей, заводить новые знакомства, а не замкнуться в четырех стенах. А так называемых «бытовых раздражителей» в офисе гораздо больше, чем дома. Что дома может раздражать? соседи, жена, ребенок? Закройте дверь в комнату, оденьте наушники и все ваши раздражители пропадут. А в офисе (особенно опенспейс): постоянный фоновый шум, в любой момент кто-то может подойти отвлечь и от него уже не отгородишься наушниками, постоянные ненужные совещания, встречи и так далее.
Лично я вижу лишь одну проблему при построении рабочих процессов полностью удаленной работы в компании: сложность подобрать в команду действительно ответственных увлеченных людей, а не привыкших создавать видимость работы, как в офисе, которых руководители вынуждены пытаться контролировать, вводя всякие трекеры и прочую ерунду.
Настоящаяя удаленка здорового человека — это когда не надо никого контролировать, все увлечены процессом, люди работают в удовольствие, а не отсиживают часы.vlad_egrv
27.11.2019 14:28некоторые должости таки подразумевают работу со специальным оборудованием, железячник например из дома много не наработает, но он же ИТ?
Nemax Автор
27.11.2019 14:29или девелопер стажер. Если его отправить домой, то он так и останется стажером, а скорее всего уйдет. Нужно какое-то время с ним работать в офисе, чтобы можно было всегда ему кого-то спросить, задать вопрос, обсудить в живую.
zverolyub
Nemax Автор
Были выработаны основные критерии:
проф зрелость специалистов
взаимозависимость задач (насколько можно фрагментировать задачи)
наличие инструментов у команды по созданию виртуальных рабочих областей, репозиториев и т.д.
В итоге прошли по линейным и проектным менеджерам и сделали сводную таблицу. Все стажеры, начинающие специалисты — не попали под критерий допустимости удаленной работы.
Те, с кем мы готовы работать удаленно — мы распределили по формам: постоянная, планово-периодическая, ситуационная.
Справочник есть, но у каждой компании он, в итоге, будет свой.