Введение


В Android-разработке для DI традиционно используют Dagger 2, очень мощный фреймворк с кодогенерацией. Но есть проблема: новичкам сложно его использовать. Сами принципы DI просты и понятны, но Dagger усложняет их. Можно жаловаться на поголовное падение грамотности программистов, но от этого проблема не исчезнет.


С появлением Kotlin появилась возможность писать удобные вещи, которые были бы практически невозможны с использованием Java. Одной из таких вещей стал Koin, который является не DI, а Service Locator, который многими трактуется как anti-pattern, из-за чего многие принципиально его не используют. А зря, ведь у него очень лаконичный API, упрощающий написание и поддержку кода.


В данной статье я хочу помочь новичкам разобраться с разграничением понятий Dependency Injection и Service Locator, но не с самим Koin.


Dependency Injection


Прежде всего, что такое Dependency Injection? Простыми словами, это когда объект принимает зависимости извне, а не создаёт или добывает их сам. Приведу пример. Предположим, у нас есть интерфейс Engine, его реализация, а также класс Car, который зависит от Engine. Без использования DI это может выглядеть вот так


interface Engine
class DefaultEngine: Engine

class Car {
  private val engine: Engine = DefaultEngine()
}

fun main() {
  val car = Car()
}

Если переписать класс Car с использованием подхода DI, то может получиться вот это:


class Car(private val engine: Engine)

fun main() {
  val car = Car(DefaultEngine())
}

Всё просто – класс Car не знает, откуда приходит реализация Engine, при этом заменить эту самую реализацию легко, достаточно передать её в конструктор.


Service Locator


Попробуем разобраться с Service Locator. Тут тоже ничего сложного – это некий реестр, который по запросу может предоставить нужный объект. Пока я предлагаю отойти в сторону от Koin и представить некий абстрактный ServiceLocator, без деталей реализации, но с простым и понятным API.


object ServiceLocator {
  fun <reified T> register(factory: () -> T) { ... }
  fun <reified T> resolve(): T { ... }
}

У нас есть возможность добавить в наш реестр некую зависимость, а также получить эту зависимость. Вот пример использования с нашими двигателями и машинами:


interface Engine
class DefaultEngine: Engine

class Car {
  private val engine: Engine = ServiceLocator.resolve()
}

fun main() {
  ServiceLocator.register<Engine> { DefaultEngine() }
  val car = Car()
}

Это отдалённо похоже на DI, ведь класс Car получает зависимость извне, не зная о реализации, но у данного подхода есть проблема – мы ничего не знаем о зависимостях класса Car, есть ли они вообще. Можно попробовать такой подход:


interface ServiceLocator {
  fun <reified T> register(factory: () -> T)
  fun <reified T> resolve(): T
}

class DefaultServiceLocator: ServiceLocator { ... }

class Car(private val serviceLocator: ServiceLocator) {
  private val engine = serviceLocator.resolve<Engine>()
}

fun main() {
  val serviceLocator = DefaultServiceLocator()
  serviceLocator.register<Engine> { DefaultEngine() }
  val car = Car(serviceLocator)
}

Теперь мы знаем, что у Car есть зависимости, но всё ещё не знаем какие. Т.е. это не решение нашей проблемы. Но есть ещё один вариант:


class Car(private val engine: Engine)

fun main() {
  ServiceLocator.register<Engine> { DefaultEngine() }
  val car = Car(ServiceLocator.resolve<Engine>())
}

Это и есть Dependency Injection в чистом виде. С Koin это бы выглядело вот так:


interface Engine
class DefaultEngine: Engine
class Car(private val engine: Engine)

fun carModule() = module {
  factory<Engine> { DefaultEngine() }
  factory { Car(get<Engine>()) }
}

fun main() {
  val koin = startKoin {
    modules(carModule())
  }.koin

  val car = koin.get<Car>()
}

Увы, нам всё ещё необходимо обращаться к Koin для получения зависимостей, но это никоим образом не противоречит принципам Dependency Injection.


UPDATE. По просьбе kranid приведу максимально простой пример на Dagger 2.


interface Engine
class DefaultEngine: Engine
class Car @Inject constructor(private val engine: Engine)

@Module
class AppModule {
  @Provides
  fun provideEngine(): Engine = DefaultEngine()
}

@Component(modules = [AppModule.class])
interface AppComponent {
  fun car(): Car
}

fun main() {
  // DaggerAppComponent – это класс, созданный кодогенерацией Dagger
  val daggerComponent = DaggerAppComponent.create()
  val car = daggerComponent.car()
}