- Создание динамических сцен с движущимися объектами, имитирующими, например, полёт чудовища, разрушение здания или раскачивание корабля на волнах;
- Обеспечение быстрых переходов от одной картины к другой с массовой сменой декораций и актёров;
- Возможность быстрого монтаж и демонтаж декораций для обеспечения показа нескольких разных спектаклей или шоу в течении одного дня;
На фотографии ниже показаны декорации к опере «Воццек» в Большом театре. Дом вывешен на цепных талях и может подниматься и прятаться над сценой. Перед домом сделана система самодвижущихся штор, позволяющая акцентировать внимание зрителя на отдельных комнатах, закрывая при этом все остальные.
![Декорации к опере Воццек](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/be3/700/cdc/be3700cdc2bd10595cd2a11dabdfc8f4.jpg)
А это – опера «Гибель богов» в Мариинском театре. Огромные антропоморфные чудовища умеют двигать частями своего стеклопластикового тела.
![Декорации к опере Гибель богов](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/d57/160/604/d571606044e0c21c2d9485105e68ee9e.jpg)
Магия сцены
Заглянем внутрь хорошо оснащённого театра с конями на фасаде.
![Разрез Большого Театра](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/1c4/ee3/677/1c4ee3677386368cce903a3b810c0ac0.jpg)
Как видно, обычному посетителю доступна лишь малая часть помещений театра. В зонах, расположенных вокруг сцены, как правило, держат декорации, которые должны оперативно сменяться. Сама сцена состоит из подъёмно-опускных площадок, позволяющих менять рельеф. Над сценой расположена верхняя механизация, состоящая из десятков грузоподъёмных механизмов. Самый популярный из них называется – штанкетный (декорационный) подъём:
![Схема работы штанкетного (декорационного) подъёма](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/694/13b/f11/69413bf115ae798bbf92127a5a96e6d1.jpg)
Как правило, штанкеты устанавливают с шагом 200 мм. Это минимальное расстояние, которое допускается Правилами охраны труда в театрах и концертных залах. На практике такое торжество грузоподъёмных механизмов над сценой выглядит так:
![Штанкетные подъёмы театра](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/925/8bf/194/9258bf194a028a5780368dd1cf48ac58.jpg)
Управляется это всё «пультиком» с сенсорным экраном. Чтобы во время шоу не случился конфуз, все перемещения, включая скорость и закон движения каждого механизма, могут быть заранее отрепетированы и записаны на «флешку».
![Штанкетные подъёмы театра](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/dc2/ca7/6e0/dc2ca76e0f3124b77eaec186fc5ed572.jpg)
Масштаб механизации таков, что, например, новая сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге имеет более 500 сценических механизмов с электроприводами, а их суммарное энергопотребление переваливает за 4 МВт. А ведь кроме механического оборудования, есть ещё система вентиляции и кондиционирования, система пожаротушения, слаботочные сети и много чего ещё. Очевидно, что такая плотная «упаковка» оборудования в ограниченном пространстве требует деликатного проектирования.
Система государственных закупок как игровое поле с уклоном
Только в Санкт-Петербурге насчитывается более 100 театров, а во всей стране их в разы больше. Если к этим цифрам добавить ещё дворцы искусств, концертные залы и клубы, цифра получится значительно больше. Строительство и реконструкция зданий для таких учреждений, поставка и обслуживания механического, светового и звукового оборудования для сцены, производство декораций – это целая индустрия, в которой задействованы десятки и сотни тысяч человек.
Рынок поставок сценического оборудования и декораций выглядит более-менее сформировавшимся. Здесь можно выбрать как импортное, так и отечественное оборудование на любой кошелёк. А вот с проектированием зданий и непосредственно стройкой дела обстоят куда хуже. Часто получается, что генеральным подрядчиком становится организации без опыта работ на объектах со сценическим комплексом. Здравый смысл говорит: сделай сначала маленький клуб, потом возьмись за дворец культуры где-нибудь в регионе. И если у тебя всё хорошо получилось, ты можешь позволить себе взять подряд на крупный театр в городе миллионнике. Вывод о том, почему это работает не так и у руля оказываются люди не знающие, что находится за кулисами, каждый делает сам.
Проектирование уникальных сооружений, не сходя с привычной колеи
Акт первый
Состав проектной документации для строительства или реконструкции зданий установлен постановлением правительства №87. Строительная документация содержит множество разделов. Самые часто встречающиеся:
- АР – архитектурные решения;
- КЖ – конструкции железобетонные;
- КМ – конструкции металлические;
- ЭС – электроснабжение;
- ОВ – отопление, вентиляция и кондиционирование;
На самых начальных этапах проектирования появляется раздел АР (архитектурные решения), содержащий планы и разрезы здания. Эти чертежи раздаются субподрядчикам и каждый наносит на них своё оборудование: механику сцены, электроснабжение, водоснабжение, вентиляцию, пожаротушение…
После этого начинается
Можно, конечно, пойти к генеральному подрядчику и показать свой проект, который он же тебе и подписал. В большинстве случаев тебе предложат либо самому выкрутиться из сложившейся ситуации, либо забрать своё барахло и освободить объект. А дальше тебя ждёт самый справедливый суд в мире.
Акт второй
Оформление строительной документации происходит согласно ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства (СПДС). Тут важно отметить, что эта система отличается от единой системы конструкторской документации (ЕСКД), в которой машиностроители чертят всё остальное, не касающееся стройки. Чтобы понять специфику таких чертежей, рассмотрим фрагмент чертежа технологических галерей сцены аналогичных проектов, выполненных в СПДС и ЕСКД.
![Сравнение СПДС и ЕСКД](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/cd8/0d7/48b/cd80d748b79ddc9331969810308a1fc1.jpg)
В СПДС вместо полноценных видов конструкции, выполненных в масштабе,
Описанные упрощения в изображении строительных конструкций применяются потому, что в дальнейшем чертежи марки КМ (конструкции металлические) попадают на заводы, специализирующиеся на выпуске строительных металлоконструкций. Там на их основе выпускают чертежи марки КМД (конструкции металлические деталировочные) с учётом специфики конкретного производства. Получается, что изготовитель может корректировать конструкцию, чтобы оптимизировать свои затраты. Это — логично и безвредно, если ты строишь супермаркет «Лента» или какой-нибудь колбасный цех. Типовые чертежи КМ:
![Чертежи СПДС](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/77e/8bd/083/77e8bd083adffbb3e6854a9969653e88.jpg)
Попытки разместить сотни единиц различного оборудования в замкнутом пространстве на плоских чертежах с палочками приводят к печальным последствиям на монтаже. Несущие балки начинают
![Доработка технологических металлоконструкций в театре](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/063/ca1/a35/063ca1a35ec0d159ba169822c5f54a8c.jpg)
По месту ставят отводные ролики, чтобы канат не перепилил чего лишнего:
![Отводной ролик в театре](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/e87/d45/ad3/e87d45ad30dac5da1e7fbf83f962e807.jpg)
По месту придумывают способ крепления блоков к балкам:
![Нелепое крепление театральных блоков](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/99d/105/b3c/99d105b3c0946c78cef2d67801a0c150.jpg)
Сначала появился швеллер. Потом появилось осознание, что установили его низко, поэтому сверху приварили квадратную трубу. А дальше на стройку приехали канатные блоки и встал вопрос о том, как их крепить. Так появились уголки и шпильки. Ну и для надёжности можно ещё сваркой
![Нелепое крепление театральных блоков](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/701/b70/839/701b708394d5da370de052512de7b917.jpg)
Без комментариев:
![Нелепое крепление театральных блоков](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/03e/3df/77a/03e3df77a30f164a8d28fa93fdc18c3b.jpg)
Сами балки под блоки тоже часто не попадают на свои проектные места, появляются подкладки, сварка, краска…
![Нелепое крепление подблоковой балки в театре](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/171/64e/f79/17164ef798b8c749f5cbd69519f5e9ad.jpg)
Тоже самое с техническими галереями, располагающимися вокруг сцены. Сначала делается низкокачественный проект с разработкой металлоконструкций в СПДС. Потом по таким зарисовкам работают непосредственно на объекте: пилят металл, сваривают, красят. На одной из крупных питерских строек я столкнулся с тем, что поручень ограждений галерей сделали из квадратной трубы, хотя по проекту была заложена круглая.
![Галереи театра](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/8a3/3d8/aa1/8a33d8aa15da053737e4986a57e6bc8f.jpg)
На первый взгляд, логично. Производитель решил, что фрезеровать стойки ограждения под приварку круглой трубы не целесообразно. Это – лишние затраты. К сожалению, он оказался не прав. На эти поручни вешают покупное осветительное оборудование при помощи стандартных хомутов и крепление у него предусмотрено на круглую трубу, а не на квадратную.
![Крепление театрального прожектора](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/67e/0c2/5da/67e0c25daf32d13faf4c7076da521983.jpg)
Дешёвая рабочая сила, применяемая на стройке, как правило, работает в полумраке. Глупо ожидать от неё аккуратности, особенно зимой.
![Галереи театра](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/f4a/9ab/2c1/f4a9ab2c12a8e7c5f243147a394d4f46.jpg)
В трюме одного известно театра вода стала появляться уже в тот момент, когда начали сверлить отверстия в бетоне под нижнюю механизацию, но всё «спустили на тормозах». Сегодня об этом рассказывают в новостях.
Ломая привычные схемы
Единственный выход из сложившийся ситуации – делать полноценные проекты с 3D визуализацией в фирмах, которые на этом специализируются. Картинки должны быть не только красивые, но и базироваться на основе конкретно выбранного оборудования, профилей, сварных швов, крепежа. Необходимо настаивать на том, чтобы металлоконструкции предусматривали изготовление и покраску на заводе с последующей сборкой на объекте без подгонки, без подпиливания, без применения монтажной сварки. Такой опыт в стране уже есть. Технологические галереи над сценой:
![Галереи театра](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/765/de3/301/765de3301cfffbca253bcb7dc5b28d67.jpg)
Разделение труда вывело людей из пещер. Поэтому проектировать сценические комплексы должен профессиональный конструктор со знанием театральной специфики, а сваривать металлоконструкции — профессиональный сварщик на ровном сварочном столе в условиях тёплого цеха. Даже если здание старое и стены сильно кривые, современные технологии позволяют сканировать контур стены, а потом спроектировать весь металл так, чтобы он подходил к кривой стене с минимальными зазорами.
![Галереи театра](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/f07/98f/bc5/f0798fbc50c71303da5f4708d909b31b.jpg)
На этой визуализации может показаться странным, что поручень имеет большое квадратное сечение. На самом деле это – деревянный брус, сделанный по желанию заказчика. А под ним находятся так называемые «кобылки», выполненные из дерева. Они предназначены для фиксации пенькового каната. Даже в самых современных театрах всё ещё применяют ручные подъёмники. Это считается наиболее простым и безопасным решением, если необходимо подтянуть какой-нибудь кабель или расчалить тяжёлую декорацию, чтобы она не раскачивалась.
![Галереи театра](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/223/32b/112/22332b1122732c0201fcbfd4077f25c6.jpg)
На заднем фоне визуализации видны лебёдки с вертикальными барабанами. Вживую они выглядят так:
![Театральная лебёдка с вертикальным барабаном](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/f00/c82/606/f00c8260663d1fbeddc6fea1c05df348.jpg)
Проектирование с применением 3D визуализации решает сразу несколько важных задач:
- Заказчик намного лучше воспринимает информацию на цветных картинках и может лучше контролировать ход проектирования;
- Ген. подрядчик экономит деньги, т.к. скорость монтажа вырастает в разы;
- Как следствие из предыдущего пункта, снижается потребность в промежуточном складировании металлоконструкций, а значит они не будут валяться месяцами под открытым небом;
- Качество и долговечность сварных швов и лакокрасочного покрытия многократно вырастают, потому что эти виды работ выполняются в условиях завода;
Небольшие театры и клубы тоже имеют право на современные подходы в проектирование:
![Проект технологических металлоконструкций для маленького театра](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/496/d18/ec9/496d18ec91eb10eeebc66ddf49a53fcd.jpg)
Часто бывает не просто развести канаты без применения 3D модели. А ещё, на длинных пролётах они провисают под собственным весом и необходимо с этим считаться.
![Трассировка канатов в 3D, проектирование канатно-блочной системы подвеса противопожарного занавеса](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/d11/6dc/b25/d116dcb2556a0f49073e7c2196b700a2.jpg)
Резюмируя, хочу сказать, что грусть от высокой стоимости проектных работ длится намного меньше, чем разочарования от некачественно построенного сценического комплекса. В качестве подтверждения моих слов привожу фотографию одного крупного театра. С первого ряда балкона почти ничего не видно:
![Вид на сцену с балкона зрительного зала](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/870/abe/e6f/870abee6f9ac88708ff83ceb9b672392.jpg)
Напоследок несколько фотографий из прошлого нашей родины:
![Проект городского клуба на 300 мест](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/cec/ebe/a91/cecebea91f753ca6bc44bb6128d4e9f9.jpg)
![Проект городского клуба на 300 мест](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/af7/c7f/8a9/af7c7f8a9fe0c8e6ea12ed380d6e70a0.jpg)
alexhott
Почти во всех сферах так, реалии реформ
Goron_Dekar
Реформы не причём, просто денег мало. Вы готовы платить шеф-повору за то, чтобы он вам завтрак по утрам делал? Не везде разделение труда актуально. Иногда проект по цене остальной стройки немного неуместен.