Можно ли связать между собой субкультуру и коммерческую деятельность? Вопрос риторический, подобные примеры существуют. И если вы готовы к экспериментам, то останется только найти эту самую субкультуру и заявить о себе там. Тексты и любой другой контент будут в этом случае «нестандартными» уже по природе.

Без лишних предисловий представляю вашему вниманию «киберпанк» (К.). Мы поговорим о том, что это за явление, как появилось и куда идет. И как может быть связан коммерческий проект с «великим и ужасным» киберпанком. (Не путаем с «панками», хотя о них тоже будет несколько слов).

На этом месте все «настоящие» поклонники этого течения, вероятно, закроют страницу, и может даже никогда на нее не вернутся (надеюсь, что этого не случится). На самом деле, эта статья больше для предпринимателей и тех, кто вообще не слышали о К., или имеют неполное о нем представление.

Тем, кто «полностью в теме», я предлагаю все же прочитать данный отчет по поводу бизнеса и киберпанка. Сможете что-то добавить или поправить – это будет просто замечательно! Ведь критика всегда лучше, чем тишина.


Откуда возник киберпанк? Фантастика, ИТ и панк-революция — смешать в необходимых пропорциях


Научная фантастика: бунт на «литературных окраинах» (30-70-ые)


Киберпанк, по сути, научная фантастика. С этого он и начинался, потом выделился в отдельный жанр, а сегодня – это целое явление. Но об этом — чуть позже.

У киберпанка, как литературного жанра, было много предшественников. Это целый пласт научно-фантастической литературы и отдельные знаковые произведения, не обязательно относящиеся к ней.

Например, роман-антиутопия «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли (1932). Пожалуй, это одно из самых ранних произведений, тема которого созвучна киберпанку.

Или произведения американского писателя-фантаста Филиппа Дика (1928 — 1982). Он не дожил до появления киберпанка, но, по сути, подготовил для него основу.

На счету Дика свыше 40 (!) романов (не все из них, конечно, можно связать с К.). Именно его книги легли в основу известных фильмов – «Бегущий по лезвию» (1982), «Бегущий по лезвию 2049» (2017), «Особое мнение» (2002). Темы этих картин, как раз, и характерны для киберпанка.

Высокие технологии: от первых «хакеров» до первых компаний (50-70-ые)


«Хакерство» зародилось в 50-ые прошлого века в университетской среде Америки. Талантливые студенты и преподаватели исследовали информационные технологии (ИТ) и свободный доступ к ним. (В наше время – это суть философии К).

Основной принцип таких исследований — исключение ущерба системе. Это не очень вяжется с современным хакерством, верно? Но по факту – именно эти люди стали его предшественниками!

Компьютеры того времени были очень дорогими и занимали целые здания. Поэтому их собственниками становились образовательные и научные государственные учреждения, или очень крупные компании. В итоге можно было купить или получить бесплатно (в университете) только «компьютерное время».

Поэтому первые «кибер-бунтари» искали способы обойти бюрократические и коммерческие ограничения. Поступали они так, в первую очередь, для творческой самореализации и желания протестовать в принципе.

Последнее вообще свойственно молодым людям всех времен и народов. Но в сочетании с желанием творить — это уже основа для предпринимательства, которое формально всегда поощрялось в западном обществе. Дорога для таких людей в принципе была открыта, чем они в дальнейшем и воспользовались.

Позже такие специалисты создадут первые компании в области высоких технологий, как творческий эксперимент, но на более высоком уровне. Появится возможность не только придумать новый продукт, но приобщить к нему потребителей (думаю, мастера ИТ вначале относились к ним, как друзьям и фанатам, не определяя их «стандартными покупателями»).

Интернет-новаторы оказывали огромное влияние на экономику и общество, меняя старые неэффективные правила жизни на более актуальные. Можно сказать, что они строили новый мир. Не сразу это стало очевидным, и до создания мега-корпораций, вроде Гугла, было еще далеко. Наш «дивный новый мир» еще впереди.

70-ые годы — это первые ИТ компании. Например, в 1976 году был основан Apple. Атмосферу тех времен можно почувствовать, посмотрев фильмы о Стиве Джобсе.

Панк-революция: голос улицы (70-ые)


Поговорим теперь о второй части слова «киберпанк». Этот компонент стал последним во времени и очень важным элементом «композиции». Он создал действительно «гремучую смесь».

Время действия — конец 60-ых-70-ые годы. Место — США и Западная Европа. Методом протеста стала музыка, а точнее – рок.

Сначала это была просто альтернативная музыка – «не продавшийся» рок, затем возник панк-рок, а позже — панковская субкультура.

Это время дало миру самые разноплановые направления и группы (назовем только некоторых):

  • от пионеров-авангардистов (американские Velvet Undeground, Captain Beefheart, the Fugs),
  • детройтского прото-панка (американские The Stooges, МС5),
  • глэма (американские New York Dolls, британские Roxy Music, T.Rex),
  • до панка (американские Ramones, Television, британские Sex Pistols, the Clash) и «новой волны».

В конце концов, музыка и субкультура превратились в чистую коммерцию, аналогично первым компаниям.

Рок-музыка 60-70-ых – тема обширная и совершенно отдельная. Если интересно, то могу перенаправить вас:

история возникновения панк-рока хорошо освещена в цикле передач «Прогулки по дикой стороне» (ведущие Владимир Ильинский и Михаил Кузищев), и в «120 минут классики рока» (радиостанция «Эхо Москвы).

С киберпанком здесь тоже можно провести параллели. Возникнув, как часть фантастической литературы, он стал отдельным жанром, а затем создал целое движение (насчет субкультуры я пока воздержусь).


Киберпанковская литература (80 — наше время): от классики к новым горизонтам


Основателем жанра «киберпанк» в научной фантастике по праву считается Уильям Гибсон, канадский писатель американского происхождения. Он стал одним из тех, кто разглядел последствия новой технологической (или «информационной») революции, заглянув в наше ближайшее будущее.

В итоге, в научной фантастике вместо космических просторов, роботов и инопланетян появляется виртуальное пространство и персонажи другого толка:

  • «кибер-жокеи» (хакеры);
  • «уличные самураи» (наемники);
  • скупщики незаконных или краденых товаров;
  • вполне приличные техники, врачи и другие специалисты (только работают они в области теневой экономики, с которой вроде как идет официальная борьба).

Конечно, в сюжетах киберпанковских произведений встречаются и «нормальные» персонажи. Например, «звезды» и специалисты «симстима» (новый формат ТВ), полицейские, курьеры, продавцы. Но это больше фон для основных героев. А все события происходят в «сумеречной зоне» реальности.

Одним из главных игроков киберпанка является искусственный интеллект (ИИ), представители которого активно работают на корпорации. Правда, особо «продвинутые» ИИ иногда выходят из-под контроля. Например, «какой-нибудь ИскИн пожелал вдруг подправить свой личный поток налички» (Уильям Гибсон, «Граф Ноль»).

Но самые весомые «персонажи» рассказов и романов Уильямя Гибсона — корпорации, давно начавшие свою борьбу за контроль над мировой экономикой. И методы здесь используются разные, вплоть до самой настоящей войны. Именно корпорации (в обезличенном виде) принимают решения, которые меняют судьбы героев и заставляют их быть пешками в чужой игре.

Мощные синдикаты находятся на пересечении реальной и теневой экономики, оттеснив в определенной степени государственные и криминальные структуры. А «независимость» и «крутость» отдельных героев, на самом деле, находятся на службе корпораций. Но иногда герои все-таки способны принимать самостоятельные решения и даже менять «ход общей игры».

Первое описание высокотехнологичного мира будущего Гибсон дает в дебютном рассказе «Осколки голографической розы» (1977). Затем эта тема получила свое развитие в сборнике «Сожжение Хром» (1986, по названию самого продолжительного и характерного рассказа в этом цикле).

Описанный мир оказался настолько реальным, что появилось продолжение в виде трилогии «Киберпространство» (1984 — 1988, русский вариант — «Муравейник»).

Следующий цикл Гибсона – «Трилогия моста» (1993 — 1999). Здесь он изучает «асоциальные территории» и людей, находящихся за орбитой благополучного общества.

Последняя на сегодня серия романов – «Трилогия Бигенда» (2003 — 2010). Это произведение можно отнести к, так называемому, «наупанку» (что это такое — скажу дальше).

Естественно, одним Гибсоном количество авторов, работающих по теме киберпанка. не ограничивается. Их достаточно много – от соавтора Гибсона и еще одного основоположника К., Брюса Стерлинга, до представителей «новой волны киберпанка (скорее, даже биопанка)», вроде Паоло Бачигалупи.

Что будет после киберпанка и информационного общества? Новые течения в К. рисуют будущее


Жанр развивается, появляются новые его направления, которые довольно серьезно могут «подвинуть» классический киберпанк. Поэтому о них стоит немного поговорить.

Наупанк и либерпанк. Первый – это киберпанк сегодняшнего дня (последняя трилогия Гибсона — хороший пример), второй — это противодействие современному западному образу жизни, есть пересечение с антиглобалистским движением (термин по некоторым сведениям был создан российскими писателями). События происходят в настоящее время или чуть позже.

Посткиберпанк. Противопоставляет себя К., демонстрируя нам преодоление самых сложных его проблем. При этом появляются другие, менее драматичные или носящие локальный характер.

Примерами такого стиля можно назвать:

  • Японский аниме-сериал «Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (2002);
  • Роман «Уродина» (2005) американо-австралийского писателя-фантаста Скотта Вестерфельда (первый из фантастического цикла «Мятежная», 2005 — 2007).

Утильпанк — это постапокалиптичный мир. Сюжет, распространенный в научной фантастике. Но здесь есть тонкое отличие – именно информационное общество приводит к краху цивилизации или ее части.

Примеры такого «мира-свалки» из кинематографа — кинотрилогия «Безумный Макс» (1979, 1981, 1985), фильм «Водный мир» (1995). Хороший пример утильпанка можно встретить во втором цикле романов Уильяма Гибсона – «Трилогии моста» (1993 — 1999).

Биопанк и нанопанк — наиболее вероятные преемники киберпанка. Здесь речь идет о генной инженерии и нанотехнологиях. Некоторые элементы этих тем можно найти в классическом киберпанке (и в нашей теперешней жизни).

Итак, поджанры К. появились по причине приближения будущего, которое им описано. Но они продолжают активно развиваться, пересекаться, добавляются национальные особенности. Так что, наше будущее постоянно уточняется, и только время покажет — были ли правы «фантасты-предсказатели».

Киберпанк сейчас: уже не литература, еще не идеология? Выдержанный продукт готов к употреблению!


«Будущее уже наступило. Просто оно еще неравномерно распределено». Уильям Гибсон.

Мы дошли до самой интересной части. Потому что К. сейчас — это не просто литературный жанр, а глобальное движение. И простая причина этого — наступление реальности, описанной в научной фантастике с 80-ых годов и до нашего времени.

Свидетельство тому – появление таких направлений как «наупанк», «либерпанк», которые описывают настоящее. То есть киберпанк начинает напоминать в чем-то «журналистские расследования» или что-то подобное.

Информационные технологии стали важной частью и экономики, и общества. Сейчас это уже не просто «модная отрасль», а нечто большее. Новые возможности породили и новые угрозы. Далеко не всех устраивает свободный поток информации. Но киберпанк, как движение, выступает именно за такое, естественное положение вещей.

Перечислим лишь некоторые проекты в стиле К., взяв разные сферы жизни (или проблемы, которые всех достали) и конкретные решения:

  • Альтернативные финансы: криптовалюта. Это реальная альтернатива государственным деньгам. Несмотря на сложности своего развития, идея прогрессирует, фактически признана законной и даже изучается государственными структурами.
  • Безопасность и конфиденциальность: шифрование. Распространение сервисов для «сквозного шифрования». Шифрование личных данных на электронных устройствах.
  • Медиапродукция (видео-аудио-курсы-книги): обмен файлами. Крупные компании были вынуждены пересмотреть модель распространения музыки и фильмов и предложить более адекватный вариант. Однако файлообмен в различных форматах по- прежнему популярен.
  • Софт: открытое программное обеспечение. Его код может свободно изучаться, дополняться, распространяться. Часто бесплатно.
  • Свободный доступ: VPN. Простое программное средство, устраняющее барьеры в сети. Вы можете подключиться к любому ресурсу, а также обеспечиваете себе дополнительную конфиденциальность и безопасность.
  • Свободные СМИ: блоги и другие сервисы. Без комментариев.

Список будет постоянно расти, можете не сомневаться! И разговоры, типа «Ну вы посмотрите, что они сделали, как нам теперь жить? Это возмутительно!», ничего не изменят.

Конечно, сюда можно было бы добавить и другие сервисы, вроде прямого бронирования гостиниц, систем вызова такси, маркет-плейсов и тому подобное. Но при этом есть соблазн назвать «киберпанковским» любой ИТ проект.

Еще один интересный момент. Не все интернет технологии относятся только к «чистым ИТ потребностям». Безопасность, информация, финансы — это больше, чем дешевые развлечения и «айтишные радости» (вроде бесплатных программ). Да, эти проекты возникли в Сети, но вышли далеко за ее пределы.