Испытания, испытания
Последним по времени из завершенных действий стала генеральная репетиция старта, проведенная 23 мая. Командир Даглас Хёрли и пилот Боб Бенкен облачились в скафандры и отправились на стартовый комплекс, где заняли место в корабле и провели те же самые операции, которые будут выполнять перед реальным пуском. Репетиция закончилась по условному достижению часовой готовности. Это последняя тренировка астронавтов перед стартом.
Фото NASA/Bill Ingalls
Двадцатиминутную поездку на стартовый комплекс астронавты совершают в Tesla X с логотипом NASA и одинаковыми номерами ISSBND, что можно перевести как «пункт назначения — МКС». С этого полета NASA возвращается к использованию логотипа, который был во времена шаттлов до 1992 года.
Фото NASA/Joel Kowsky
Астронавты перед посадкой в корабль. Фото интересно возможностью взглянуть на интерфейс систем Центра управления запуском, внизу можно разглядеть операции «Захолаживание кабель-мачты» и «Заправка жидким кислородом второй ступени». Но репетиция была «сухой» — ракету не заправляли.
22 мая был проведен прожиг (кратковременное испытательное включение) двигателей первой ступени, установленной на стартовом комплексе ракеты. В этот же день успешно закончилcя длившийся полтора дня анализ готовности к полету (Flight Readiness Review).
Фото NASA/Joel Kowsky
Это не первый прожиг конкретно этой первой ступени, ее уже проверяли в конце августа 2019.
Корабль привезли в монтажно-испытательный комплекс 19 мая и установили на ракету-носитель к 21. А 20 мая на космодром прилетели астронавты.
Корабль в монтажно-испытательном комплексе, фото SpaceX
1 мая состоялось двадцать седьмое и последнее испытание обновленной парашютной системы (три парашюта заменили на четыре).
Фото SpaceX
3 апреля протестировали систему аварийного покидания стартового сооружения. Она сделана как во времена шаттлов — экипаж вылезает из корабля, пробегает по башне обслуживания, прыгает в корзину, спускается в ней в сторону от стартового комплекса и либо пережидает аварию в бункере, либо покидает район на броневике.
Также в апреле провели очередное испытание приводнения корабля Crew Dragon.
Ну и, наконец, стоит напомнить об испытании системы аварийного спасения в полете, которое состоялось 19 января 2020.
Кратко о полете
Пилотируемый полет корабля Crew Dragon, имеющий обозначение SpaceX DM-2 (DM-1 было беспилотным испытанием в 2019), должен стать первым запуском астронавтов на американском корабле с 2011 года, когда закончилась программа спейс шаттлов. Экипаж состоит из двух человек. Командир Даглас Хёрли будет главным образом отвечать за старт и посадку. Он пилотировал STS-135, последнюю миссию шаттлов. Боб Бенкен в экипаже занимает должность «Joint operations commander» и будет заниматься сближением, стыковкой, расстыковкой и работами, пока корабль будет пристыкован к станции. Оба астронавта отправляются в космос в третий раз.
Корабль и ракета новые и до этого еще не летали. Корабль и первую ступень планируют использовать повторно, но на первые пуски NASA пока что заказывает новые экземпляры. У корабля есть имя, данное экипажем, которое собираются опубликовать в день старта. Заводской номер первой ступени B1058. Старт запланирован на 27 мая, 20:33:33 UTC (16:33 местного времени, 23:33 МСК). Первая ступень должна будет совершить посадку на баржу «Of course I still love you».
Стыковка с МКС ожидается 28 мая 2020 в районе 15:29 UTC. Длительность миссии пока не объявлена, она может составить от одного до нескольких месяцев. Посадка корабля предварительно планируется в Атлантическом океане.
Более подробный рассказ о том как будет выглядеть полет, можно посмотреть в моем видео. В космическом симуляторе Orbiter есть дополнения с Falcon 9, Crew Dragon, МКС и т.п. Симуляция не идеально воспроизводит полет, некоторые параметры которого пока что неизвестны, но реальность будет выглядеть очень похоже.
07:13 старт.
50:29 облет МКС.
55:16 ручная стыковка в официальном симуляторе от SpaceX.
1:06:07 торможение и посадка.
Andrey_Dolg
На сколько логично использовать новые ступени, а не те что уже запускались?
Буду надеяться что всё пройдёт по плану.
Nordosten
В глазах НАСА это больший риск. Хотя грузовой Драгон уже летал на использованной ступени и даже планируется запуск на дважды летающей.
Andrey_Dolg
Наверно всё же и правда, экстраполировать опыт части отраслей, где уже поработавшее имеет статус надёжного(без сюрпризов), рискованная тактика для запусков сейчас.
Halt
Справедливости ради, все элементы системы проходят несколько огневых испытаний, включая одно включение на полное «боевое» время выведения. Так что на старт идут уже вполне себе поработавшие ракеты. Все это не в последнюю очередь благодаря возможностям переиспользования и глубокого дросселирования двигателей Merlin.
Valerij56
Ну, в отличии от авиационной техники, где пассажиров никогда не посадят на самолёт только что вышедший с завода, в космической технике понятие «испытано в полёте» ещё не прижилось, да и практически все космонавты и астронавты имеют ачивку «Летчик-испытатель»…
uuger
а как же Space Shuttle с их от 10 до 39 полётами на каждого?
Halt
После каждого полета каждый шаттл проходил процедуру тотальной переборки, которая занимала от полугода. Это разительно отличается от минимального обслуживания по аналогии с авиалайнерами, которое ставят себе целью SpaceX.
lozga Автор
У новой нет износа уже летавшей.
lingvo
Зато могут быть «детские болезни».
ivanovdev
То есть детские болезни? Ступень уже 80 раз летала.
lingvo
Ну может неправильно написал. «Детская смертность» это называется. Левая часть кривой в форме ванны из Reliability Engineering
t3hk0d3
Протон тоже летат кучу раз, но это не спасло его от пьяного слесаря забившего молотком датчик ориентации вверх-ногами.
lozga Автор
История «Протона» — это отличный кейс по вопросам качества. «пьяный слесарь забил молотком вверх ногами» — это уже искажение на уровне мифа.
t3hk0d3
[удалено]
Nick_Shl
Зато при производстве нового дядя Вася с бадуна может дырочку не там просверлить…
Ну а если серьезно: человеческий фактор есть всегда. Брак есть всегда. Поэтому не факт, что новенькое с завода безопаснее уже летавшего.
Eklykti
Однако эпичный танец с последующим приводнением случился именно у новой.
lingvo
Сложно сказать как это может повлиять на выбор новая/уже летавшая. Если они там что-то исправили и это не повторится — то уже не катит. Также как и с отказом двигателя на уже летавшей — если они изменили технологию, то тоже не должно повторяться.
it_pm
Для Земли надёжнее, каждый раз использовать новые ступени.
Но, случае советской лунной ракеты H1 — одноразовость двигателей оказалось тупиком: каждый раз какой-нибудь из непроверенных одноразовых двигателей отказывал.
Для Марса же многоразовость — без вариантов!
Valerij56
Dr_Sigmund
Возможно, сделать полностью автоматизированное производство вообще без людей будет ещё дешевле.
Valerij56
Простите, вы не подскажете пример полностью автоматизированного производства таких сложных изделий, как ракета-носитель? Чтобы без наладчиков, электриков и ремонтников, абсолютно безлюдного?
Вот когда покажете — тогда и приходите.
Dr_Sigmund
Речь не о производстве ракет-носителей, а о производстве на орбите — того, что вы перечислили, вроде особо чистых веществ. Т.е. вместо того, чтобы производить это на станции с экипажем, производить это на борту автоматизированных лабораторий. В этом случае стоимость доставки человека на орбиту вообще не важна. Разумеется, это просто мысли вслух, на готовый бизнес-план не претендует.
Valerij56
Ну, тогда стоило сразу сказать, что речь идёт о производстве на орбите. Но и в этом случае удобнее сделать посещаемую станцию, где люди, при посещении, забирают продукцию, проводят регламентные работы, заправляют сырьём и расходными материалами, убирают использованные материалы, а работает она в беспилотном режиме. Ну, или автономно летающий модуль — пристыковался к станции, люди сделали всё, что положено, отстыковался и работает в автономном полёте.
Кроме всего прочего такая техника намного проще и дешевле.